Что значит отправление правосудия

Обновлено: 27.03.2024

Есть такая государственная функция – отправление правосудия. Её публичный характер не вызывает сомнений, поскольку судопроизводство осуществляется целой самостоятельной ветвью власти. Она содержит различные подфункции. Одной из них является подфункция защиты.

Какова её природа? Относится ли она также к категории публичных? Однозначно – нет.

Защита – подфункция частно-публичная, то есть смешанная. Почему?

Частная, поскольку в соответствии с законом человек самостоятельно выбирает средства и способы защиты. Он же и решает, нужно ли ему защищаться в принципе.

Публичность её определяется тем, что государство обязано обеспечить человека квалифицированной защитой и, следовательно, прибегнуть к соответствующему законодательному регулированию.

Возникает закономерный вопрос: как определить разумные пределы государственного регулирования защиты?

Ответ на него не так сложен. Достаточно помнить содержание статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

С этой позиции рассмотрим некоторые действующие положения закона, касающиеся защиты.

Статья 52 УПК РФ: «2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда».

Позвольте, а с какой радости? Эти трое лучше меня знают, как сделать мне «хорошо»? Было дело, пострадал человек от незаконного приговора. Сначала власть исполнительная (следователь) необоснованно обвинила его в преступлении и поставила вопрос об аресте. Власть судебная отправила его в СИЗО, несмотря на отсутствие доказательств (она же не предрешает вопрос о виновности, следовательно, нет надобности не только оценивать доказательства оной, но и вообще принимать их во внимание). В итоге та же власть, но в ином составе отправила бедолагу на энное количество лет в места не столь отдалённые. И защитники, ведь, были назначены, и говорили чего-то… Правда, чаще кивали. Может, так надо было? Устоял приговор. Сказали, всё правильно и права не нарушены, что, в частности, подтверждается и фактом предоставления защитников.

Парадокс: человек отсидел «за просто так», а виноватых нет. Действительно, следователь его не арестовывал и не может нести за это ответственность, а суд арестовал, не обращая внимания на обоснованность обвинения, исходя исключительно из его тяжести. Написать в подобной ситуации оправдательный приговор, подозреваю, крайне проблематично.

Кто сказал, что человек обязан доверять следователю и судье? Они, конечно, хоть, и «разных ветвей власти будут», но не плохо спелись, похоже, одним миром мазаны. Почему вопреки моей воле они навязывают мне защитника? Уж, не дружат ли они там семьями?

Иметь защитника или нет в процессе, защищаться ли с его помощью, самостоятельно или вообще не защищаться, решает исключительно обвиняемый и никто больше. Навязывание защитника, привлечение его к участию в процессе вопреки воле обвиняемого есть ни что иное, как нарушение конституционного права последнего на защиту.

Статья 49 УПК РФ: «2. В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката».

Таким образом закон ограничивает право человека на выбор защитника определённым кругом лиц. Безусловным правом защищать в уголовном процессе наделены исключительно адвокаты.

Понимаю. Так власти удобнее. Ограничительные рамки часто способствуют оптимизации администрирования тех или иных процессов. Но вспомним содержание статьи 2 Конституции РФ. У нас люди для власти или власть для людей? Судя по расстановке приоритетов, первое утверждение в большей мере соответствует действительности. Часто слышу: «люди не понимают, поэтому решать должны не они», «лечиться нужно у врача, а не у кого попало» и т. д. Вы людей за недоумков держите что ли? Так скажу: Не ваше собачье дело, где я буду лечиться, что буду есть, какие читать газеты и смотреть передачи по телевизору, у кого буду стричься и к кому обращусь за защитой. Выбор защитника – мой осознанный выбор. Он не нарушает прав и законных интересов других лиц. Если в силу каких-либо обстоятельств, человек не в состоянии определиться с защитником самостоятельно, он всегда может прибегнуть к помощи адвоката.

Правовая регламентация защиты возможна исключительно в условиях соблюдения прав и законных интересов граждан при недопустимости их подмены другими приоритетами.

Где найти понятие "отправление правосудия"? Квалифицирую преступление по задаче, но всё упирается в вышеуказанное понятие. Это процесс в зале суда? Или под отправлением правосудия понимаются все действия и работа его участников по какому-л. конкретному делу начиная от совершения деяния и заведения уголовного дела и заканчивая приговором?

Вообще некрасивое словосочетание, напоминающее что-то связанное с туалетом.

ПРАВОСУДИЕ - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Согласно ст. 118 и 123 Конституции РФ конституционными принципами П. являются: а) осуществление П. только судом; б) открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом) ; в) заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом) ; г) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Заочное разбирательство сейчас вполне допустимо (ч. 5 ст. 247 УПК) . Например Березовского осудили заочно. А вообще правосудие- это уголовно-процессуальная функция, которая осуществляется только судом, и заключается в рассмотрении дела по существу, а также производстве в кассационной и надзорной инстанции.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
предоставленная гражданам Конституцией РФ и другими законами возможность участвовать в осуществлении специально уполномоченными государственными органами (судами) особого вида правоохранительной деятельности, именуемого правосудием. Законодательство допускает различные формы такого участия.
Наиболее распространенным в наши дни является выполнение функций народных, присяжных или арбитражных заседателей. (Энциклопедический словарь конституционного права)
Статья 32 Конституции РФ гласит, что выполнение гражданами такой функции является их правом.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

В Конституции, в ст. 32 употребляется такой термин . Так что, сами вы, Светлана - "некрасивое словосочетание".
Видно, что вы не практик.

"Отправлять правосудие" значит следующее:
"Отправлять" в значении - осуществлять, выполнять.
"Правосудие" в значении - осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Правосудие - более понятное определение таково, это меры группы по пресечению не совсем правильных действий/нарушений, совершаемых индивидуумом, который не хочет самостоятельно исправляться.

82. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

12 декабря 2018, 00:00

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Правосудие представляет собой деятельность, осуществляемую государственными органами судебной власти (в лице судей) в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций в установленном федеральным законом порядке за плату (государственная пошлина).

Интересно узнать Ваше мнение, раз заявитель оплачивает госпошлину, можно ли считать гражданский процесс - публичной услугой, оказываемой судом потребителям?

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Составление понятного договора

Составление понятного договора

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Похожие материалы

Комментарии (11)

Ещё в Концепции судебной реформы в РСФСР, одобренной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. про гражданский процесс отмечалось:
"Прекратив играть роль инструмента защиты "общенародной" собственности и социалистического строя, он должен стать услугой, оказываемой государством сторонам. Лишь в некоторых случаях (защита чести и достоинства, трудовые споры и т.п.) гражданский процесс будет играть традиционную роль защитника прав и свобод человека и юридических лиц силой государственного принуждения" (подраздел 13 "Гражданский процесс").

Смотря в каком значении употреблять понятия "услуга" и "потребитель". Если в легальном - то нет, если в бытовом - то да. Как гласит одна восточная притча, "всё в ваших руках!". :) Но в части "платы за услугу" - госпошлины - точно нет. Она зачисляется в федеральный бюджет (налог, т.е. индивидуально безвозмездный платеж), а не поступает в карман "исполнителя". По третейским судам уже теплее (сбор или гонорар судей). )

>Она зачисляется в федеральный бюджет (налог, т.е. индивидуально безвозмездный платеж), а не поступает в карман "исполнителя".

Но ведь суд не на чистом альтруизме живёт. Он получает уже обезличенный денежный поток из госказны, поступления в которую как раз и образуют перечисления госпошлины участниками судопроизводства.

« Но ведь суд не на чистом альтруизме живёт. Он получает уже обезличенный денежный поток из госказны, поступления в которую как раз и образуют перечисления госпошлины участниками судопроизводства. »


Не следует путать плату за услугу с бюджетными расходами на обеспечение деятельности судов. Иначе можно нафантазировать до того, что и Президент оказывает услуги, раз получает зарплату из бюджета, формируемого из налогов. :) Наверно, в самом широком смысле можно говорить о том, что вся деятельность государства - это оказание услуг своим гражданам (начиная от обеспечения безопасности и заканчивая сводками о прогнозе погоды), на то граждане и содержат его своими налогами. Но мы сейчас не рассматриваем вопрос в таком невообразимо широком философском ключе.

Читал, что понятие "услуга" применительно к деятельности государственных органов власти часто используется в англосаксонской правовой системе.

Некоторая туманная схожесть на уровне ощущений есть, но принципиальные моменты не позволяют отождествлять:
- отношения суда и "заказчика" не являются отношениями равных;
- результат непредсказуем для "заказчика". Можно, конечно, предположить, что услуга состоит не в удовлетворении иска, а в разрешении спора, но попробуйте убедить проигравшего истца в том, что он получил желаемое (или "заказанное");
- "исполнителю" невозможно предъявить требования по качеству услуг;
- "исполнитель" не вправе отказаться от оказания услуг, возместив убытки;
- обязательство не создаёт обязанностей для третьих лиц. А тут по "соглашению" "заказчика" и суда принудительно вовлекаются в дело ответчик и другие лица.
Это не все различия, разумеется, но, кажется, и их достаточно..
В общем, у нас это не услуга, имеющиеся в распоряжении частно-правовые подходы неприменимы, а другие страны пусть сами смотрят.. )
В РФ предпринята попытка обособления публичных услуг от частной сферы (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ), но деятельность суда вне этого (возможно, пока).

>- результат непредсказуем для "заказчика"

Также непредсказуем результат при обращении, к примеру, для получения загранпаспорта. Положительный результат высок, но он не равен 100%. Получение въездной визы также не гарантируется на 100%. Точно также шансы получить удовлетворительное решение выше у истца (за которым стоит выбор наиболее приемлемого способа защиты). Тем не менее выдача загранпаспорта и получение визы являются услугами.

Это лишь вопрос времени, прежде чем публичные услуги в РФ в массовом порядке станут оказываться частными организациями, нацеленными на извлечение прибыли. Пример частного бизнеса, уже осуществляющего оказание публичных услуг: визовые центры Великобритании и ряда других стран в г.Москве. К подобным примерам можно отнести работу паспортных столов в управляющих организациях в сфере ЖКХ.

Суд в Российской Федерации - совершенно НЕПОНЯТНОЕ образование. Назвать его "государственным" - значит признать, что многонациональный народ передал ему полномочия на отправление правосудия. Но. многонациональный народ этого до сих пор НЕ СДЕЛАЛ. Кто подбирает судей? Что это за люди? По каким ПРИЗНАКАМ происходит подбор на должность судьи? Очень простые вопросы, на которые сегодня НЕТ ответа. Если сегодня ВСЕ говорят о КОРРУПЦИИ, то тогда следует признать, что именно суд является местом средоточения КОРРУМПИРОВАННЫХ судей, которых подбирают именно по признакам "коррумпированности" и "зависимости". А если дать оценку деятельности судейского сообщества по признаку "ОБЪЕКТИВНОСТИ", то придется признать, что фактически суд в стране ОТСУТСТВУЕТ.
Можно обсуждать до бесконечности вопрос о том, является ли гражданский процесс услугой, но до тех пор, пока мы не определимся с самим понятием "суд" и его основными признаками, рассуждать и обсуждать нечего.

Абсолютно согласна, что суд и судейское сообщество - это самые коррумпированные структуры, которые протащили такие законопроекты для охраны своей коррупции, что просто жуть. некоторые откровенные хамы, "протащенные" в судьи той же коррумпированной ККС, нацепив на себя мантию, "особый статус" и "неприкосновенность" наглеют до безобразия ( например, один из таких хамов отказал даже в ходатайстве предоставить перерыв на 5 минут для ознакомления с отзывом ответчика), и с этим практически ничего не возможно сделать

Не считаю это услугой. Правосудие - это государственная функция.
Вот эта подмена понятий, когда госфункцию называют услугой, не от большого ума происходит.

как угодно это назовите ( услуга. регламент, функция), но считаю, что:

1. большинство статей ГПК должны быть чётко сформулированы, чтобы не было двоякого толкования и неопределённости, а так же регламентированы процедуры процесса , с минимальным количеством отсылочных норм - т.е. считаю, что ГПК должен быть изложен так, чтобы в бОльшей своей части был доступен и понятен гражданам хотя бы с высшим образованием ( без специального юридического);

2 . в ГПК должны быть чётко и однозначно закреплены обязанности суда - " суд обязан " вместо большинства " суд вправе" , " суд вправе" может оставаться в ГПК , но лишь во благо всестороннего исследования, справедливого разрешения дела и т.д.

3. гражданин ( физическое лицо) как наиболее слабая сторона ( как и в АПК, на торгах, как потребитель для личных нужд) должен быть дополнительно защищён процессуальными нормами права ( особенно, когда речь идёт о споре с органами власти, где равенства между гражданином и властью не может быть в принципе, но ГПК указывает на то, что каждая сторона должна доказать и т.д.)

4. система контроля ( процессуального обжалования ) судебных постановлений с участием физ лица и/или по некоторым видам спора ( например, жилищные, трудовые споры, с учётом интересов детей, потребителей и т.д. ) должна быть для вышестоящего суда "суд обязан проверить в полном объёме", а не только по указанным доводам, что даёт слабой стороне дополнительную гарантию на справедливый и компетентный суд, и пресекает для суда возможность уклониться от проверки доводов, сформулированных не так, как их желает видеть сформулированными суд

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: