Что значит бурлацкие суда

Обновлено: 18.04.2024

наёмные рабочие в России XVI—XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4—40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге и Оке было до 600 тыс. бурлаков, в 1851 — около 150 тыс. С развитием пароходства их число сокращалось.

БУРЛАКИ́, рабочие на реках (см. РЕКИ) , тянувшие суда (в основном расшивы) вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Бурлаки появились в конце 16 — начале 17 веков. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного транспорта. Главные районы бурлачества: Волжский — от Москвы до Астрахани, Беломорский — от Москвы к Архангельску и Днепровский — на Украине. Основную массу бурлаков составляли крестьяне, уходившие на заработки главным образом из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.
При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус (см. ПАРУС) , который значительно облегчал труд бурлаков. Условия найма бурлаков фиксировались в письменных договорах. Обычно нанимались артелями по 4—6, иногда 10—40 человек, которые сливались затем в большие артели (до 150 человек), связанные круговой порукой. Окончательный расчет бурлаки получали при завершении путины. В 19 веке в связи с техническим прогрессом бурлачество теряло свое значение. В начале 19 века на Волге и Оке насчитывалось до 600 тысяч бурлаков, в 1851 году — около 150 тысяч. К началу 20 века бурлачество исчезло.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "бурлаки" в других словарях:

Бурлаки — на Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — наемные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний … Большой Энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — БУРЛАКИ, наёмные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

БУРЛАКИ — рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Бурлаки — рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

БУРЛАКИ — рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16 17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве… … Советская историческая энциклопедия

БУРЛАКИ — наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел. «По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Бурлаки (значения) — Бурлаки: Бурлаки рабочие, буксирующие судна по рекам при помощи бечевы, протянутой на берег. Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Россия 1.2 Украина … Википедия

Бурлаки (Полтавская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлаки (значения). Село Бурлаки укр. Бурлаки Страна … Википедия

Представьте ситуацию. Начало XX века. Прошло больше 140 лет с тех пор, как Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. А на Ладоге, тем временем, можно было увидеть такую картину:

Бурлаки нанимались на речные суда работниками. Они обслуживали судно и работали грузчиками. А в местах, где нужно было преодолеть пороги или двигаться против течения реки - бурлаки тянули баржу. И это была самая тяжелая часть их работы.

В XIX века и начале XX века в сельской России крестьянский труд был настолько дешев, что было намного дешевле нанять бригаду крестьян, чем купить пароход. Даже труд лошадей стоил дороже!

При этом в бурлаки шли охотно - среди крестьян это считалось довольно хорошим способом заработка. За сезон - весну или осень - бурлак мог заработать денег, чтобы хватило на жизнь до следующего года. Ну или пропить в кабаке за месяц.

Чтобы команда из 10-15 бурлаков работала эффективно, на барже били в большой барабан. Он координировал движение группы.

Шишка - бригадир, находился во главе процессии. Он был сильным и опытным бурлаком. Рядом с ним шли помощники бригадира. Следующей была группа «Кабальные» - они выполняли большую часть работы и получали меньше всего. В конце группы шли замыкающие, координирующие движение, чтобы группа шла по правильному пути.

Сил и времени не хватало даже на готовку еды. Поэтому именно бурлаки придумали окрошку - холодное блюдо, когда в квас крошится все съестное.

Купец нанял женщин, чтобы сэкономить. Женский труд был гораздо дешевле мужского, а результат тот же - женщины тоже дотащат баржу до места назначения.

В целом женская артель нанималась за меньшие деньги. Еще и женщин нужно было больше, чтобы вытянуть тот же груз. Как следствие, женщины-бурлачки получали в два-три раза меньше мужчин за этот адский труд.

Да и женское здоровье страдало куда сильнее. Взгляните на фото. Их одежда превратилась в лохмотья. Ремни оставляют раны на руках и груди. А впереди долгий путь в сотни километров.

В конце XIX века купцы все-таки начали активно заменять обычные баржи на пароходы. Поэтому, когда Илья Репин в 1873 году представил свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге», его накрыло шквалом критики. За то, что он, дескать, порочит имидж России за рубежом. Но на этих фотографиях вы все сами прекрасно видели - даже в XX веке люди продолжали губить свое здоровье.

Но когда на кону прибыль - о людях вспоминаешь в последнюю очередь. Особенно когда сидишь в столице в удобном кабинете. И когда люди - просто очередная колонка цифр в графе расходов.

На момент начала XX века прошло уже почти 140 лет с того момента, как инженер и изобретатель Джеймс Уатт создал свой собственный прототип парового двигателя. Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?

Бурлаки-женщины пользовались даже большим спросом. |Фото: geonetia.ru.

Рациональное объяснение того факта, что даже к 1917 году в России использовался труд бурлаков, ужасающе просто – деньги. Свое хоть сколь-нибудь значимое производство паровых двигателей (котлов) в стране отсутствовало. Те пароходы, что были в наличии, не могли на 100% удовлетворить запросы экономики страны. Между тем, труд крестьян оставался до безумия дешевым, а потому большинству тогдашних «успешных бизнесменов» было намного проще и выгоднее нанимать на такую работу мужиков, чем тратить на пароход.

Проходов просто не было. |Фото: pokazuha.org.

И это еще хорошо, если нанимали мужиков. Женщина-бурлак была далеко не редким явлением в дореволюционной России. Более того, женские бригады набирались с куда большей охотой, ведь труд крестьянок стоил еще меньше, чем труд крестьян-мужиков. После отмены крепостного права загонять мужика палкой в бурлаки уже было не нужно, они сами туда охотно шли. Правда следует понимать, что их «охота» была продиктована исключительно тяжелыми условиями жизни и невозможностью хоть где-то нормально заработать, кроме как пойти тягать баржи.

Это был неплохой способ заработать для крестьянина, но шли в бурлаки не от хорошей жизни. |Фото: cont.ws.

Относительно большинства других способов заработка в бурлаках крестьянин мог неплохо заработать. За один сезон можно было поднять денег на весь следующий год. Правда, сумм этих хватало для того, чтобы не помереть с голоду, а не для того, чтобы позволить себе какие-то излишества. Конечно же, было немало и тех, кто от осознания безысходности и жалкости своего крестьянского бытия, невозможности вырваться за сословные рамки общества просто пропивал весь свой заработок за месяц-другой.

Гражданская война не способствовала отказу от бурлаков. |Фото: fishki.net.

Интересно, что вокруг картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нарисованной в 1873 году, произошел скандал, дескать художник порочил имидж державы в глаза соседей. Вот только Репин, к сожалению, лишь отразил в своем произведении печальную и объективную действительность страны, а также бедственное и удручающее положение абсолютного большинства ее жителей.

Только индустриализация помогла решить проблему с речным транспортом. |Фото: ex-press.by.

После революции 1917 года ситуация сразу не изменилась. Бурлаки все еще оставались нужны на протяжении всей Гражданской войны. Более того, в ходе конфликта между Красными и Белыми ситуация с паровым речным транспортом только усугубилась. Так, например, «замечательный человек» Александр Васильевич Колчак, которому в сегодняшней России ставят памятники и пытаются превозносить его как героя, отступая по Каме, сжег и затопил все баржи и немногочисленные пароходы. В результате чего труд бурлаков здесь был востребован еще почти десятилетие.

Решить вопрос с автоматизированным речным транспортом в России смогла только власть Большевиков в результате проведения индустриализации.

Posts from This Journal by “История” Tag


Как появились кирзовые сапоги

Несколько дней назад на железнодорожной платформе обратил внимание на группу новобранцев. Стоят такие в новеньких камуфляжных костюмах, в берцах.…


Великое государство на месте Киевской Руси

В вы знаете какое великое государство существовало в VII веке на месте Киевской Руси ? В середине VII столетия между Кубанью и Днепром…

Самая кровожадная правительница Мадагаскара

Был у нас уже Последний людоед и "Черный Гитлер" Иди Амин. Так же мы узнавали где это было людоедство как национальный бренд или…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 200 жетонов
  • Социальный капитал 37 470
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 3 часа
  • Минимальная ставка 200 жетонов

Что за, черт дери, лажу вы себе притащили?

И да, "женские бригады бурлаков". Сок мозга.

точно ли совершенно иным содержанием?

какие противоречащие высказывания в этом и в том посту имеются?

>> Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Тягать баржи толпой, да-да.

Вообще-то действительно есть противоречия - в этом посте сказано, что "на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения. Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?"
А в прошлом посте говорится
"Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной."
Так все-таки, перед революцией были "толпы бурлаков" или "необходимость в бурлацком труде пропала"?

Что же тогда помешало снабжать Ленинград через Ладогу.

Раз за десятилетие всё решили..

Приколись, снабжали. Вот только кораблей на Ладоге было не то, чтобы овердофуя. Плюс немецкая авиация не шибко снабжению способствовала.

Какие знатоки истории тут собрались.
А вы в курсе количества транспортных судов на Ладоге в 40м например году? По документам?
А касательно количества сил люфтваффе в этом районе что знаете? Мне даже интересно. Ну-ка?

Я с тобой на ты не переходил. Впрочем, для гопника твоё поведение вполне стандартное.

На начало 1941го года общее водоизмещение судов северо-западного речного пароходства около четырёхсот двадцати тысяч тонн.

Потери грузов от воздействия противника при перевозке грузов в осаждённый Ленинград в 1941м году меньше пяти процентов. По советской статистике.

Умный, да? А теперь посчитай заодно, сколько требовалось продовольствия для блокадного города. И сравни это с "общим водоизмещением", которое, на минуточку, к грузоподъемности никакого отношения не имеет от слова совсем. Время пошло)

Да уже всё посчитали и сопоставили


Но прежде, чем перейти к вполне официальной статистике, проделаем еще один "дилетантский" расчет. Посчитаем, сколько муки необходимо для того, чтобы дать каждому из 2,5 млн. жителей (в сентябре 1941 года в Ленинграде было выдано 2.544 тыс. хлебных карточек) по 800 грамм отличного (совсем не похожего на ту жуткую массу из жмыха с опилками, которую в декабре 41-го получали ленинградцы) хлеба. 800 грамм хлеба в день - это самый большой, рабочий паек на "Большой земле". О голоде, тем паче - о голодной смерти, при таком пайке говорить уже не приходится. Принимая типовой для выпечки ржаного хлеба "припек" равный 33%, мы получаем очень "круглую" и легко запоминающуюся цифру в 1.500 тонн.
Если в этом расчете и есть погрешности, то не слишком большие. Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1.920 тонн продовольствия в день. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. повысить нормы снабжения до уровня: 800 грамм для солдат на фронте, 600 - в тыловых частях, 500 - для рабочих, 400 - для служащих, 300 - для детей и неработающих; хлеб стали печь из муки почти без примесей "условно-съедобных" компонентов; с середины февраля населению стали выдавать настоящее мясо, натуральные жиры, сухофрукты. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия (по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней). В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2.700 тонн продовольствия в день, при таком грузопотоке о голоде не было и речи.


Доставить по воздуху 1.500 тонн - задача колоссальной сложности. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая (меньше мне в современном справочнике найти не удалось) речная баржа ("проект Р-137") имеет грузоподъемность 1.500 тонн (общее водоизмещение 1.953 тонны). Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн. Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной (озерный) флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. наркоматам военно-морского и речного флотов предлагалось выделить для снабжения Ленинграда 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по 1 тыс. тонн каждая. Фактически использованные в навигацию 1941 г. баржи имели в среднем грузоподъемность (не водоизмещение, а именно грузоподъемность) порядка 400-700 тонн. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн.
Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным (т.е. весьма скромным) нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта (именно в такой пропорции - 785 тыс. т продовольствия и 495 тыс. т. горючего, боеприпасов и вооружения - сложился общий грузопоток в Ленинград за все время блокады, с сентября 1941 по март 1943). Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады.

рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 — начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного транспорта. Главные районы бурлачества: Волжский — от Москвы до Астрахани, Беломорский — от Москвы к Архангельску и Днепровский — на Украине. Основная масса Б. — крестьяне, уходившие на заработки главным образом из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.

Условия найма фиксировались в письменных договорах. Большая часть Б. нанималась зимой по пониженным ценам ради получения задатка, шедшего на уплату повинностей. Обычно нанимались артелями (4—6, иногда 10—40 человек), которые сливались затем в большие артели (до 150 человек), связанные круговой порукой. Окончательный расчёт Б. получали лишь при завершении путины. Часто заработанных денег не хватало даже на возвращение домой, иногда Б. возвращались с долгом.

В связи с техническим прогрессом бурлачество теряло своё значение. В начале 19 в. на Волге и Оке насчитывалось до 600 тыс. Б., в 1851 около 150 тыс. С развитием пароходства число Б. ещё более сократилось. К началу 20 в. бурлачество исчезло.

Лит.: Родин ф. Н., К истории волжского бурлачества, Саратов, 1926; Архангельский С. И., Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII—XIX вв., [Горький], 1950; Рубинштейн Н. Л., Некоторые вопросы формирования рынка рабочей силы в России XVIII в., «Вопросы истории», 1952, № 2.

«Бурлаки на Волге». Картина И. Е. Репина. 1870—73. Русский музей. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Бурлаки" в других словарях:

бурлаки — наёмные рабочие в России XVI XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4 40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге… … Энциклопедический словарь

Бурлаки — на Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — наемные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний … Большой Энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — БУРЛАКИ, наёмные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

БУРЛАКИ — рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

БУРЛАКИ — рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16 17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве… … Советская историческая энциклопедия

БУРЛАКИ — наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел. «По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Бурлаки (значения) — Бурлаки: Бурлаки рабочие, буксирующие судна по рекам при помощи бечевы, протянутой на берег. Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Россия 1.2 Украина … Википедия

Бурлаки (Полтавская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлаки (значения). Село Бурлаки укр. Бурлаки Страна … Википедия

БУРЛАКИ, наёмные рабочие в России 16-19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний.

Смотреть что такое "БУРЛАКИ" в других словарях:

бурлаки — наёмные рабочие в России XVI XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4 40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге… … Энциклопедический словарь

Бурлаки — на Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — наемные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний … Большой Энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Бурлаки — рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

БУРЛАКИ — рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16 17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве… … Советская историческая энциклопедия

БУРЛАКИ — наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел. «По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Бурлаки (значения) — Бурлаки: Бурлаки рабочие, буксирующие судна по рекам при помощи бечевы, протянутой на берег. Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Россия 1.2 Украина … Википедия

Бурлаки (Полтавская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлаки (значения). Село Бурлаки укр. Бурлаки Страна … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: