Что запрещается судам занятым ловом рыбы

Обновлено: 27.03.2024

Отправляясь на рыбалку необходимо знать правила любительского рыболовства и об ответственности за незаконную рыбную ловлю.

С наступлением лета многие граждане намереваются заняться любительским рыболовством. Однако отправляясь на рыбалку, мало кто задумывается об ответственности, установленной за незаконную рыбную ловлю. Правовое регулирование любительского рыболовства осуществляется Федеральным законом от 25.12.2018 N 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены запреты на осуществление любительского рыболовства. В частности, запрещена рыбная ловля:

  • с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
  • с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;
  • способом подводной охоты в местах массового отдыха граждан, с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы, аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов, а также с применением орудий для подводной добычи (вылова) над поверхностью водных объектов.

Суточная норма вылова рыбы, ограничения по видовому составу и размеру

Законодательством предусмотрены ограничения по суточной норме добычи водных биоресурсов. Суточная норма вылова рыбы (количество, вес) определенного вида, разрешенная при осуществлении любительской рыбалки, устанавливается в правилах рыболовства. В зависимости от региона, эта норма может меняться. К примеру, в Алтайском крае, Астраханской, Волгоградской и Нижегородской областях она составляет 10 кг на человека, а в Московской области можно выловить максимум 5 кг рыбы.

В правилах установлены количественные ограничения по видовому составу. Так, допускается выловить 50 штук раков в Краснодарском крае, 30 – в бассейнах Азовского и Черного морей. Максимум три судака можно вытащить в Алтайском крае и Нижегородской области, 5 – в Псковской области, 2 – в бассейнах Азовского и Черного морей. Пойманная рыба не должна быть по размеру менее допустимой длины (в разных регионах она может различаться). Рыбу меньшего размера необходимо отпустить.

Административная и уголовная ответственность за незаконную рыбную ловлю

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рыбную ловлю. Так, за нарушение гражданами правил, регламентирующих рыболовство, статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

За незаконную рыбную ловлю установлена уголовная ответственность. Такая ответственность может наступить, если незаконная ловля совершена с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления рыбы, в местах нереста или на миграционных путях к ним, а также на особо охраняемых природных территориях.

Наказание за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов

Уголовная ответственность за рыбную ловлю наступает в соответствии со статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, превышающий сто тысяч рублей. Виновному в незаконной рыбной ловле может быть назначен штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

При совершении указанного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинение особо крупного ущерба виновным грозит штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет. При этом в соответствии с уголовным законодательством особо крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по административным и уголовным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)”


Обзор документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)”

Обсудив результаты обобщения практики применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что судами в основном соблюдаются требования законодательства и учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

Вместе с тем имеются случаи неправильного применения законодательства, что приводит к судебным ошибкам. Суды неодинаково квалифицируют действия лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства, запрещенных орудий лова, а также иных способов массового истребления водных животных и растений.

По-разному судами решаются вопросы о конфискации транспортных плавающих средств и иных орудий совершения незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе при исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.

Нуждается в уточнении содержание некоторых понятий, используемых в нормах об уголовной ответственности за деяния в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению экологического законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим судам для обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.

Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судам следует учитывать законодательство Российской Федерации и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.

2. Разъяснить судам, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.

При определении понятия «исключительная экономическая зона Российской Федерации» необходимо учитывать положения статьи 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а при определении понятия «континентальный шельф Российской Федерации» - положения статьи 1 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.

3. Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Судам в каждом случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились незаконная добыча (вылов) или способ вылова водных биологических ресурсов с указанием нормы федерального закона, других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление рыболовства, которые были нарушены.

4. При отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, к крупному (пункт «а» части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исходить из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам.

К такому ущербу следует, в частности, относить: гибель большого числа неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для правильной оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

5. К самоходным транспортным плавающим средствам следует относить те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора (пункт «б» части 1 статьи 256 УК РФ). При этом должно быть установлено, что данное самоходное транспортное плавающее средство непосредственно использовалось как орудие добычи водных биологических ресурсов (например, для установки и (или) снятия рыболовной сети).

6. Под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

Решая вопрос о том, совершено ли преступление с применением способов массового истребления водных биологических ресурсов, судам надлежит не только исходить из того, какой запрещенный вид орудия лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий лова или примененных способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов надлежит привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.

7. При квалификации действий лица, совершившего незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления, суду следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добычи водных биоресурсов и устанавливающими запреты, в том числе относящиеся к орудиям лова, способам, местам вылова и др.

Если установлено, что в ходе вылова применялись такие орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных животных и растений при отсутствии иных способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом «б» части 1 статьи 256 УК РФ.

8. Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему - проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (пункт «в» части 1 статьи 256 УК РФ).

Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку.

9. Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах: в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (пункты «в» и «г» части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.

10. В тех случаях, когда действия лица, непосредственно направленные на незаконную добычу водных биологических ресурсов (например, начало установки орудий лова, непосредственная подготовка к применению для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов взрывчатых или химических веществ, электротока), были пресечены в установленном законом порядке, содеянное им надлежит квалифицировать по части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ.

11. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ о том, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, суду при поступлении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 256 УК РФ, необходимо выяснять, приняты ли меры по обеспечению возможной конфискации орудий преступления.

При наличии оснований, указанных в статье 230 УПК РФ, суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо их представителей, а также прокурора при подготовке дел к судебному заседанию принять меры для обеспечения возможной конфискации имущества.

В соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 309 УПК РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о вещественных доказательствах, в том числе о конфискации в порядке пункта «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (например, эхолотов, навигаторов).

При конфискации судна (самоходного или несамоходного), суду необходимо выяснить, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию (например, добыча водных биологических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).

12. Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 253 или статьей 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании части 2 статьи 14 УК РФ.

При этом основанием для признания действий подсудимого малозначительными может служить, например, незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов.

13. Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных статьями 253 и 256 УК РФ, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В. Дорошков

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)”

Обзор документа

Разъяснены особенности применения уголовной ответственности за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов, а также за нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне.

Рассмотрены вопросы квалификации, определения ущерба, применения конфискации орудий данных преступлений, а также возможности освобождения от ответственности.

Перечислены действия, которые подпадают под названную незаконную добычу. Приведены критерии, применяемые для оценки величины причиненного ущерба.

Для раскрытия содержания квалифицирующих признаков даны определения понятий "самоходное транспортное плавающее средство", "иные способы массового истребления водных животных и растений", "места нереста и миграционные пути к нему".

В частности, отмечается, что для установления факта добычи в запрещенных районах (в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях и т. д.) суды должны исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.

При отнесении причиненного ущерба к крупному следует исходить не только из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, но и из распространенности особей, их отнесения к спецкатегориям. Для правильной оценки могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

При конфискации судна (самоходного или несамоходного) нужно устанавливать, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию.

Основаниями для признания действий малозначительными могут служить, например, небольшие количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий, а также используемый неопасный способ добычи.

Указывается, в каких случаях наступает ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны России.

Обращается внимание на то, что суды при рассмотрении таких категорий дел должны учитывать не только федеральное, но и региональное законодательство, положения международных договоров.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:

a. Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать;

iii. судну, занятому ловом рыбы;

iv. парусному судну.

b. Парусное судно на ходу должно уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать;

iii. судну, занятому ловом рыбы.

c. Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать дорогу:

i. судну, лишенному возможности управляться;

ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать.

i. Любое судно, за исключением судна, лишенного возможности управляться, или судна, ограниченного в возможности маневрировать, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стесненного своей осадкой и выставляющего сигналы, предписанные Правилом 28.

ii. судно, стесненное своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего состояния.

e. Гидросамолет на воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять Правила этой Части.

Надзорные на приговоры судов

Надзорные на приговоры судов Верховный суд. Судебная коллегия по уголовным делам,г. Москва, индекс 103289, ул. Ильинка, д. 7/3 (прежде чем писать сюда, пройдите все другие суды в своём городе, области).Генеральная прокуратура Российской Федерации,г. Москва, ГСП-3, индекс 125993, ул.

Оснастка парусных судов

Оснастка парусных судов Оснастка парусной яхты разрабатывается с учетом ее назначения. Большие гоночные яхты с высокими гоночными качествами большей частью оснащены как шлюпы, они несут стаксель и большой грот, укрепленный на единственной, очень высокой мачте. На

Агентирование судов

Агентирование судов АГЕНТИРОВАНИЕ СУДОВ — выполнение агентом по договору с принципалом, являющимся судовладельцем или фрахтователем судна, действий по представлению и защите интересов принципала в порту. Порученные действия выполняются агентом от имени принципала и

Рейд (место якорной стоянки судов)

Рейд (место якорной стоянки судов) Рейд (от голл. reede), место якорной стоянки судов вблизи берега или в порту. Внутренний Р. — часть огражденной акватории порта, внешний Р. — водное пространство на подходах к порту. Закрытые Р. защищены от ветра и волнения естественными

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА a. Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости.

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости. Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установлен ной

2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ.

2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ. a. Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять: i. когда они выметывают снасти - белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии; ii. когда они выбирают

3. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛОВ РЫБЫ КОШЕЛЬКОВЫМИ НЕВОДАМИ

3. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛОВ РЫБЫ КОШЕЛЬКОВЫМИ НЕВОДАМИ Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту Капитан транспортного судна должен всегда иметь в виду, что буксирные суда даются ему в помощь и что, следовательно, он

3. Присасывание судов

3. Присасывание судов Морская практика знает немало случаев, когда столкновение судов происходило при обстоятельствах, при которых капитаны судов никаких нарушений правил для предупреждения столкновения не допустили. Причиной столкновения является иногда

IX. СТОЛКНОВЕНИЕ СУДОВ

IX. СТОЛКНОВЕНИЕ СУДОВ Как известно, для предупреждения столкновения судов в море существуют соответствующие международные правила, которыми обязаны руководствоваться все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские суда. Если бы эти

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СУДОВ

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СУДОВ 17. К плаванию по водным путям допускаются пригодные к плаванию суда.Судно считается пригодным к плаванию, если оно укомплектовано экипажем и соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства, а также

http://www.boatyard.ru/html/3-5_files/image002.jpg

IV. Ночная ходовая сигнализация
57. Одиночное самоходное судно должно нести
- топовый огонь, судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь расположенный позади и выше переднего
- бортовые огни,
- три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз - на судах шириной более 5 м
- один кормовой огонь в диаметральной плоскости - на судах шириной 5 м
V. Ночная стояночная сигнализация
78. Одиночное судно на стоянке должно нести
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте,
- самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180°,
- несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях
VI. Дневная сигнализация
90. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.
91. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз
92. Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон
93. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон
VII. Особая сигнализация
VIII. Звуковая сигнализация. Радиотелефонная связь
108. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться
- самоходными судами, за исключением маломерных, - посредством механически действующих сигнальных приборов,
- несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов,
-посредством колокола или рожка
Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения N 4 к настоящим Правилам
IX. Сигнализация и навигационное оборудование водного пути
125. В приложении N 5 к настоящим Правилам определены запрещающие предписывающие и указательные знаки и даны их значения
126. В приложении N 6 к настоящим Правилам определены сигнальные знаки и огни, которые устанавливаются для указания положения судового хода на водном пути и упорядочения движения судов
X. Движение судов по внутренним водным путям
129. Основной судовой ход - судовой ход являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе
- дополнительный судовой ход - судовой ход отходящий от основного а затем соединяющийся с ним а также судовой ход отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу причалам затонам и т п
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает,
- полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода
- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками,

- кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине,
- встречное плавание - движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу
- расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании
- обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22 5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его,
- пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения,
- пропуск - частный случай расхождения или обгона
149. Маломерным и парусным судам запрещается
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними,
- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса) а также у навигационных знаков,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам кроме того, и ночью
225. Судно считается лишенным возможности управляться если оно из-за неисправности двигателей, движителей корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами
Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
- одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота),
- парусное судно,
- судно, занятое ловом рыбы,
- судно, буксирующее плот,
- судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами
227. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ
228. Водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником и которое способно выполнить эту роль
229. Буксирующее судно и воднолыжник в любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся
230. Лов рыбы неводом с помощью нескольких судов идущих фронтом на судовом ходу не разрешается
231. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна занятого ловом рыбы и несущего сигналы предусмотренные настоящими Правилами
232. Суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов следующих установленными полосами движения или рекомендованными курсами
233. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается
- выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии 1 км от судоходных пролетов мостов,
- выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости,
- начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами
234. Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т п , обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.
235. Суда и плоты должны проходить зоны подводных переходов трубопроводов с принятием дополнительных мер предосторожности
- надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи (тросы) - волокуши и другие тормозные устройства
- усиленно наблюдать за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов нефтепродуктов, а также появление нефтяных пятен
236. В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода
237. При внезапном возгорании выброса газа, нефти или нефтепродуктов на поверхности воды в момент нахождения судна опасной зоне подводного перехода судоводитель должен принять все меры к быстрейшему выходу судна из этой зоны и подготовить экипаж к действию согласно наставлению по борьбе за живучесть судна
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств
XI. Правила стоянки
239. Не нарушая положений настоящих Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству
240. Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения
241. Суда не должны становиться на стоянку
- на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна,
- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками
- в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов,
- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением,
- на входах в притоки и выходах из них,
- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков
242. В портах суда и плоты должны становиться на якорь на отведенных рейдах с соблюдением требований документов определяющих особенности движения судов в бассейне
247. Запрещается:
- использовать для швартовки парапеты, тумбы, колонны, поручни, знаки судоходной обстановки и т п ,
- стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасные грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами.
Звуковые сигналы судов
Приложение N 4
к Правилам (пп 108, 111, 216)
Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики
короткий звук - звук продолжительностью примерно в 1 с,
продолжительный звук - звук продолжительностью примерно 4 с
Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с за исключением "серии коротких звуков" которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности
Общие сигналы

http://www.boatyard.ru/html/3-5_files/image002.jpg

IV. Ночная ходовая сигнализация
57. Одиночное самоходное судно должно нести
- топовый огонь, судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь расположенный позади и выше переднего
- бортовые огни,
- три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз - на судах шириной более 5 м
- один кормовой огонь в диаметральной плоскости - на судах шириной 5 м
V. Ночная стояночная сигнализация
78. Одиночное судно на стоянке должно нести
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте,
- самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180°,
- несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях
VI. Дневная сигнализация
90. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.
91. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз
92. Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон
93. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон
VII. Особая сигнализация
VIII. Звуковая сигнализация. Радиотелефонная связь
108. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться
- самоходными судами, за исключением маломерных, - посредством механически действующих сигнальных приборов,
- несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов,
-посредством колокола или рожка
Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения N 4 к настоящим Правилам
IX. Сигнализация и навигационное оборудование водного пути
125. В приложении N 5 к настоящим Правилам определены запрещающие предписывающие и указательные знаки и даны их значения
126. В приложении N 6 к настоящим Правилам определены сигнальные знаки и огни, которые устанавливаются для указания положения судового хода на водном пути и упорядочения движения судов
X. Движение судов по внутренним водным путям
129. Основной судовой ход - судовой ход являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе
- дополнительный судовой ход - судовой ход отходящий от основного а затем соединяющийся с ним а также судовой ход отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу причалам затонам и т п
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает,
- полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода
- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками,

- кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине,
- встречное плавание - движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу
- расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании
- обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22 5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его,
- пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения,
- пропуск - частный случай расхождения или обгона
149. Маломерным и парусным судам запрещается
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними,
- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса) а также у навигационных знаков,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам кроме того, и ночью
225. Судно считается лишенным возможности управляться если оно из-за неисправности двигателей, движителей корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами
Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
- одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота),
- парусное судно,
- судно, занятое ловом рыбы,
- судно, буксирующее плот,
- судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами
227. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ
228. Водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником и которое способно выполнить эту роль
229. Буксирующее судно и воднолыжник в любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся
230. Лов рыбы неводом с помощью нескольких судов идущих фронтом на судовом ходу не разрешается
231. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна занятого ловом рыбы и несущего сигналы предусмотренные настоящими Правилами
232. Суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов следующих установленными полосами движения или рекомендованными курсами
233. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается
- выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии 1 км от судоходных пролетов мостов,
- выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода,
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости,
- начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами
234. Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т п , обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.
235. Суда и плоты должны проходить зоны подводных переходов трубопроводов с принятием дополнительных мер предосторожности
- надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи (тросы) - волокуши и другие тормозные устройства
- усиленно наблюдать за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов нефтепродуктов, а также появление нефтяных пятен
236. В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода
237. При внезапном возгорании выброса газа, нефти или нефтепродуктов на поверхности воды в момент нахождения судна опасной зоне подводного перехода судоводитель должен принять все меры к быстрейшему выходу судна из этой зоны и подготовить экипаж к действию согласно наставлению по борьбе за живучесть судна
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств
XI. Правила стоянки
239. Не нарушая положений настоящих Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству
240. Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения
241. Суда не должны становиться на стоянку
- на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна,
- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками
- в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов,
- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением,
- на входах в притоки и выходах из них,
- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков
242. В портах суда и плоты должны становиться на якорь на отведенных рейдах с соблюдением требований документов определяющих особенности движения судов в бассейне
247. Запрещается:
- использовать для швартовки парапеты, тумбы, колонны, поручни, знаки судоходной обстановки и т п ,
- стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасные грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами.
Звуковые сигналы судов
Приложение N 4
к Правилам (пп 108, 111, 216)
Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики
короткий звук - звук продолжительностью примерно в 1 с,
продолжительный звук - звук продолжительностью примерно 4 с
Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с за исключением "серии коротких звуков" которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности
Общие сигналы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: