Что взвешивали на весах правды во время суда осириса над душами умерших

Обновлено: 18.04.2024

Суд Осириса — это церемония взвешивания души человека после окончания его земного существования. На этом суде подводился итог прожитой жизни и определялась дальнейшая судьба души. В подземном мире на весах, установленных в Чертоге Маат, взвешивалось сердце умершего. Сердце клали на левую чашу весов, перо богини справедливости Маат — на правую. Чтобы душа человека смогла вновь соединиться со светом и истиной и продолжить свое путешествие в вечности, сердце должно было оказаться легче пера Маат.

Это когда сердце умершего помещалось на одну чашу весов, а перо на другую и если сердце оказывалось легче пера, то человек попадал в "Рай". А рая в нашем понимании у них не было, потому что каждый после смерти попадал в свое сословие, просто с идеальными условиями для сосуществования

Загробный мир, Потусторонний мир, Грядущий мир, Тот свет — в различных религиозных системах (как языческих, так и теистических) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех культур и цивилизаций. В древнейших религиозных системах, закрепленных в письменных источниках, загробный мир представляет собой недифференцированное мрачное царство без солнечного света и радостей, размещенное чаще всего в нижнем ярусе трехъярусного мира (небесный — земной — подземный) , табуированное для именования и называющееся эвфемистически. Таковы, например, Ки-галь (букв. «великая земля» , «великое место») , или Кур (букв. «гора» , «горная страна» , хотя она и мыслится в «нижнем» мире) — в шумерской культуре и соответствующие им Эрцету («земля» ) или Кур-ну-ги («страна без возврата» ; заимствовано из шумерского языка) — в аккадской культуре; темный, глубокий и бесконечный дуад в египетских религиозных представлениях; греческий аид, или гадес («безвидный» , «незримый») ; в этом же ряду и древнееврейский (библейский) шеол.

Самые древние представления о загробном мире не несут в себе никакой этической дифференциации: все умершие люди уходят в одно и то же место независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать загробный мир с загробным воздаянием зафиксированы в египетской культуре эпохи Среднего царства (ок. 22-16 вв. до н. э. ) в «Книге мертвых» , связанной с загробным судом Осириса, в результате которого души благочестивых людей отправляются на поля иару, или иалу, — поля блаженных (прообраз Елисейских полей, или Элизиума, в древнегреческой мифологии) , а души грешных отправляются на окончательное уничтожение. Отчасти та же дифференциация наблюдается позднее в древнегреческих представлениях, согласно которым души людей, не прогневавшие богов, блуждают в Элизиуме, в то время как грешники наказываются, но в том же аиде.

Постепенно именно в монотеизме — сначала в иудаизме, а вслед за ним в христианстве и исламе — акцентируются этические начала в жизни человека, что приводит к окончательному размежеванию загробного мира на Ад и Рай. В теистических религиях загробный мир неразрывно связан с идеями окончательного воздаяния человеку, бессмертия души, грядущего воскресения мертвых, а также с эсхатологией — преображением всей человеческой жизни в конце истории, с приходом Мессии (см. также Машиах, Махди) и установлением Царства

Суд Осириса — это церемония взвешивания души человека после окончания его земного существования. На этом суде подводился итог прожитой жизни и определялась дальнейшая судьба души. В подземном мире на весах, установленных в Чертоге Маат, взвешивалось сердце умершего. Сердце клали на левую чашу весов, перо богини справедливости Маат — на правую. Чтобы душа человека смогла вновь соединиться со светом и истиной и продолжить свое путешествие в вечности, сердце должно было оказаться легче пера Маат.

Весы - инструмент правосудия и меры.


Простейшие весы, изобретенные человеком в древние времена, были возведены в ранг инструмента Верховного судьи, беспристрастно вершившего суд. Для одних приговором был вечный рай, для других - страдания и муки вечные. С течением времени произошло преобразование инструмента правосудия в инструмент меры. Интереснейшие факты о весах далее в обзоре.

«Аллегория справедливости». Автор: Пьєр Сюблейра. | Фото: uk.wikipedia.org/wiki.


Баланс от французского balance в буквальном смысле — весы, а от латинского bilanx — имеющий две весовые чаши. Во многих сферах деятельности человека баланс используется для определения соотношения и равновесия между чем-либо.

 Рычажные весы. | Фото: uk.wikipedia.org.

Самым простейшим приспособлением для того, чтобы определить вес, с пятого тысячелетия до нашей эры являлись рычажные весы. Конструкция которых состояла с длинной балки, имеющей в центре опору. К концам прикрепляли две чаши, на одну из которых клали взвешиваемый предмет, на другую - грузы соответствующего веса.

Страшный суд в Древнем Египте. Чаши весов и перышко Правды

Страшный суд в Древнем Египте во главе с царем загробного мира - Осирисом. Фото: artchive.ru.

Когда египтянин завершал свой жизненный путь, он попадал в чертог Обеих истин: место последних испытаний. Посредине чертога на троне восседал Осирис - царь загробного мира, окруженный 42-я богами. Правился Страшный суд.

Залогом правосудия и справедливости в Древнем Египте считались весы, которые невозможно было обмануть. Эти рисунки свидетельствует о том, как бог правосудия и искусства письма Тот с головой ибиса уравновешивал перышко Правды богини Маат и сердце умершего человека. Рядом сидело в ожидании своей жертвы ужасное чудовище Аметит.

Взвешивание перышка Правды богини Маат и сердца усопшего. Фото: livejournal.com

Лишь сердце праведника было легче пера. Об этом свидетельствовала стрелка на весах. И тогда умерший сам произносил оправдательную речь перед лицом богов: «Я не делал зла, не совершал насилия, не крал, не убивал, не лгал. не прелюбодействовал. не гневался до ярости. Я никого не заставлял плакать. не отнимал молока у грудного младенца. не принуждал людей работать сверх сил. Я питал алчущих, поил жаждущих, одевал нагих. Я чист! Я чист! Я чист! Я чист!» . На что Осирис предлагал умершему войти в танственную дверь, за которой происходило воскрешение.

Грешники, сердца которых перевешивали перо Правды, отдавались на пожирание чудовищу, которое имело тело гиены и бегемота, львиную гриву и пасть крокодила.

Весы - атрибут Страшного суда в христианстве.

Сцена Страшного суда на фресках храма. | Фото: artchive.ru.

Весы являлись древнейшим символом меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того какова чаша перевешивала - такова и была судьба человека после смерти. Это наиболее распространенный сюжет картины Страшного суда не только в христианстве, а и в иудаизме и мусульманстве.

Весы Страшного суда. | Фото: artchive.ru.

Для христианской иконографии эту символику позаимствовали у Древних Египтян. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом нашей эры, - тому подтверждение. На ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону.

 Взвешивание душ архангелом Михаилом. (1490). Национальный музей искусства Каталонии. | Фото: artchive.ru.

В христианстве главным «весовщиком» посмертных судеб в библейских заветах считался Архангел Михаил - один из самых почитаемых Архангелов как в христианстве, так и в иудаизме, и в исламе.

Религиозные каноны стали приписывать Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призывались его трубным гласом.

Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде. Автор: Рогира ван Вейден. | Фото: artchive.ru.

Этот сюжет, ставший традиционным мотивом иконографии Страшного суда, очень распространен в церковных росписях. А сам Архангел Михаил приобрел роль покровителя усопших.

Весы - символ голода и недостатка в иудаизме

«Всадники апокалипсиса». Гравюра. Автор: Альбрехт Дюрер. | Фото: artchive.ru.

Гравюра «Всадники апокалипсиса» отразила ужасную сцену конца света, о котором оповещают скачущие всадники. Весы в древней Иудее — символ голода, недостатка. Потому как, чтобы делить по совести малые запасы необходим был точный вес. Но, как видим, чаши весов в руках несущегося всадника не уравновешены - они несут людям несправедливый суд.

Все в меру. Весы в эпоху Возрождения.

«Святой Элигий». (1449). Автор: Петрус Кристус. | Фото: artchive.ru.

С эпохи Возрождения изображение весов появились не только как религиозный инструмент присущий сценам Страшного суда, но и в качестве мерила в быту.

 «Женщина, держащая весы.» Автор: Ян Вермеер. | Фото: artchive.ru.

Женщина в задумчивости держит в руках пустые весы. По-видимому, она мысленно положила на их чаши свои совершенные поступки: хорошие и плохие. На это действие ее натолкнула висящая за ее спиной сюжетная картина "Страшный суд".

 «Кредитор с женой». (1514). Королевский музей изобразительных искусств Бельгии. Автор: Квентин Массейс.| Фото: artchive.ru.

«Расплата» (Мезальянс). (1532). Автор: Лукас Кранах. | Фото: artchive.ru.

Длительное время каждая из Соединенных Провинций Нидерландов имела в обиходе не только свою монету, но и свои меры веса. И лишь взвесив монетку, можно было узнать, сколько же она стоит на самом деле. На картине видим, как юная девица пленяет богатого старика, назначая выверенную себе цену.

 «The Grocer’s Shop.» (1647). Автор: Геррит Доу. | Фото: artchive.ru.


В жанровых сценах голландских живописцев весы - как атрибут процветания торговли, без которых уж никак не обойтись.

Вес истины

«Меланхолия». (1514). Гравюра. Автор: Альбрехт Дюрер. | Фото: artchive.ru.

На гравюре видим женский образ, изображенный в глубокой задумчивости. Это мудрая и беспристрастная Логика, тщательно взвешивающая на своих весах истинные и ложные суждения.

Ведьмины весы

«Ведьмины весы». Гравюра. XIX век. | Фото: elitereaders.com.

А вот еще один удивительный исторический факт, связанный с весами: в 17 веке в западной Европе инквизицией была распространена охота на ведьм. Обвиняемые в колдовстве женщины взвешивались на огромных весах. Считалось, что метла ведьмы могла выдерживать вес до 50 килограмм. При взвешивании подозреваемой это служило полным доказательством причастности к нечистой силе или же ее невиновности.

Весы Жиля де Роберваля

Весы Жиля де Роберваля.| Фото: livejournal.com


Из века в век народы перенимали друг у друга это судьбоносное средство, как в религиозном так и в бытовом пане, которое и стало впоследствии торговым оборудованием.
Жиль де Роберваль - французский математик и физик изобрел несколько астрономических инструментов и так называемые весы Роберваля, которые продемонстрировал в 1669 году в Академии наук в Париже.

 Весы Жиля де Роберваля. Автор: Антонио Диаза. | Фото: livejournal.com

Весы системы Жозефа Беранже

Весы системы Беранже. | Фото: livejournal.com

В 1849 году французский изобретатель Жозеф Беранже (Joseph Beranger) улучшил устройство для взвешивания вспомогательными рычагами, что увеличило чувствительность устройства. Но весы новой конструкции запустили в массовое производство только лишь в начале двадцатого века.

Автор: Г.М.Коржев-Чувелев. | Фото: livejournal.com.

Кинто. Автор: В.Джованни. | Фото: liveinternet.ru.

Весы. Автор: В.Грачев. | Фото: pinterest.com.

После ряда усовершенствований весы этой конструкции стали одними из самых распространенных, и вплоть до сегодняшнего дня они достаточно широко используются в торговле, особенно на рынках.

Об увлекательном факте взвешивания животных можно прочесть в обзоре: Как узнают вес животных в зоопарках.

Говоря о захоронении в саркофаге «рыцаря» Дурандарта, то есть царя Василия Блаженного, Сервантес приводит следующую на первый взгляд странную историю.


Рис. 1.105. Алевизов Ров и образ Спаса на Спасской башне на картине А.М. Васнецова (1856–1933) «Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке». Взято из [614:1], с. 31.

Тут несчастный Дурандарт с тяжким стоном заговорил: «…Сердце из груди извлек ты кинжалом иль стилетом и отнес его в подарок столь любимой мною Белерме.»

Выслушав это, почтенный Монтесинос… молвил: «О сеньор Дурандарт… Я уже исполнил то, что ты мне повелел в злосчастный день нашего поражения: с величайшею осторожностью вырезал я твое сердце так что ни одной частицы его не осталось у тебя в груди, вытер его кружевным платочком, предал твое тело земле… слегка посыпал твое сердце солью, чтобы не пошел от него тлетворный дух>>, ч. 2, с. 172–173.

Если отбросить в сторону насмешки Сервантеса вроде «кружевного платочка», то мы увидим следующее. При захоронении правителя его сердце было аккуратно ВЫРЕЗАНО, А ПОТОМ ВЗВЕШЕНО. Причем, как выясняется, от веса сердца как-то зависела оценка личности умершего. В изложении Сервантеса – чем тяжелее сердце, тем человек храбрее. То есть мы видим некий важный погребальный ритуал. Как теперь понятно, он был в ходу на Руси XV–XVI веков, то есть в метрополии Ордынской Империи, при захоронении царей и, надо полагать, высокопоставленных придворных. Известен ли нам такой обычай из других источников? Да, известен, причем очень ярко. Повторим, что, согласно нашим результатам, Русь-Орда этого периода – это библейский Египет. Ордынских царей хоронили на центральном кладбище Империи в Гизе или Луксоре. Следовательно, описанный выше обычай вырезания и взвешивания сердца должен был практиковаться в африканском Египте. Этот наш вывод блестяще подтверждается.

В знаменитой «древне»-египетской Книге Мёртвых, фрагменты которой приведены, например, в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Египтологи считают, что текст написан во времена XVIII династии, в чудовищной древности. Однако, как мы показали в книге «Расцвет Царства», гл. 7, восемнадцатая фараонская династия правила, в действительности, в XIV–XVI веках. Конечно, новой эры, а не «до н. э.».

Так вот, например, в одной из глав «Книги Мёртвых» приводится описание Суда Осириса, то есть христианского Страшного Суда, поскольку Осирис – это Христос, см. на эту тему нашу книгу «Царь Славян». Так вот, на Суде АНУБИС ВЗВЕШИВАЕТ СЕРДЦЕ УМЕРШЕГО НА ВЕСАХ ИСТИНЫ. На левой чаше весов помещалось сердце усопшего, на правой – перо богини Маат, которое символизировало истину.

Согласно «Текстам пирамид», Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших. Книга Мёртвых гласит:


Рис. 1.106. Старинные рисунки на египетских папирусах, изображающие взвешивание сердца умершего. Взято из [43:2], с. 159.

Перо Маат, лежащее на одной чаше Весов, часто заменяется фигуркой самой богини… Иногда взвешивание сердца проводит Анубис (см. рис. 1.106(1) и рис. 1.106(3) – Авт.), а иногда это делает Маат (см. рис. 1.106(2) – Авт.)… Бог Анубис держится одной рукой за веревку, на которой висит чаша Весов С СЕРДЦЕМ УСОПШЕГО, как бы уравновешивая коромысло… Бог (Тот – Авт.) будет внимательно следить за правильностью взвешивания сердца усопшего на Весах. Текст над Пожирателем мёртвых представляет собой молитву усопшего, который просит бога: «ПОЛОЖИ СЕРДЦЕ МОЕ на престол истины в присутствии Великого Бога». За результатами взвешивания сердца неизменно следит Тот, который записывает на своей дощечке>> [43:2], с. 159–160.

На рис. 1.107 и рис. 1.108 показаны фрагменты папируса Ани, изображающие взвешивание на Весах Истины сердца усопшего. На рис. 1.107, на левой чаше Весов лежит вырезанное сердце, а на правой – перо Маат. На рис. 1.108 наоборот – справа сердце, а слева – перо Маат.

Таким образом, Сервантес при описании погребения Дурандарта, то есть Василия Блаженного = Дон Кихота в соборе Покрова на Рву около стен Московского Кремля абсолютно недвусмысленно упомянул «древне»-египетский, то есть русско-ордынский обычай вырезания сердца и его взвешивания на Весах Истины.


Рис. 1.107. Фрагмент папируса Ани. Взвешивание сердца усопшего. Взято из [1448], plate 3.


Рис. 1.108. Фрагмент папируса Ани. Взвешивание богом Анубисом сердца умершего. Внизу крупно показано перо Маат, которое должно уравновесить вырезанное сердце усопшего. Взято из [1448], plate 31.

Яркие следы этого ритуала сохранились в документах и памятниках центрального кладбища Империи в Гизе и Луксоре, куда и привозили бальзамированные тела царей-ханов и их высокопоставленных придворных. Может быть, в некоторых случаях сердце усопшего уже реально не вырезалось. При бальзамировании его оставляли в теле, но совершали символический обряд «взвешивания сердца» для выяснения – хорошо или плохо прожил свою жизнь усопший. Скорее всего, говорили, что «все в порядке» и сердце умершего имеет тот же вес, что и перо Маат.

Собственно говоря, взвешивание дел и душ умерших во время Страшного Суда – это один из известных христианских образов. На рис. 1.109, рис. 1.110 представлено одно из изображений такого взвешивания на судных весах. Это – фреска в христианском Троицком соборе Ново-Голутвина монастыря в г. Коломна. Так что мы вновь видим, что «древне»-египетский ритуал является, попросту, вариантом христианской символики.


Рис. 1.109. Взвешивание дел и душ умерших на весах во время Страшного Суда. Фрагмент фрески в Троицком соборе Ново-Голутвина монастыря в городе Коломна. Фотография сделана в июле 2014 года А.Т. Фоменко.


Рис. 1.110. Взвешивание на весах во время Судного Дня.

Мы видим, что автор или авторы «Дон Кихота» описали некоторые важные факты из московской жизни второй половины XVI века. Знали, например, про Алевизов Ров, про гробницу Василия Блаженного = Ивана Грозного в соборе Покрова на Рву и некоторые русско-ордынские обычаи. Подведем итог.

Мы обнаружили, что у Сервантеса недвусмысленно описано следующее.

1) Глубокий Алевизов Ров.

2) Алевизов Ров то заполнялся водой, то частично осушался при помощи шлюзов.

3) Собор Покрова на Рву.

4) Подчеркнут османский стиль собора, его купола в виде тюрбана = чалмы.

5) Спасская Башня и ее огромные ворота.

6) Образ Спаса, помещенный прямо над воротами Спасской башни.

7) Гробница Василия Блаженного (Дон Кихота) в храме Василия Блаженного.

8) В гробнице находилась мумия правителя, бальзамированное тело, выглядевшее «как живое».

9) Весь рассказ выдержан в траурных, погребальных тонах. 10) Старинный русско-ордынский, то есть «древне»-египетский ритуал извлечения сердца умершего и его взвешивания на Весах Истины. Этот ритуал был, оказывается, применен (может быть, в символической форме), при захоронении Василия Блаженного = Дон Кихота.

11) Священник собора Василия Блаженного был главным хранителем образа Спаса на Спасской башне Кремля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Атаманское завоевание Византии и Европы XV века по «древне»-египетским надписям

5. Атаманское завоевание Византии и Европы XV века по «древне»-египетским надписям 5. 1. Взятие Кадеша Тутмесом III Войны Тутмеса III описаны в подробной «древне»-египетской каменной летописи, приведенной Бругшом в [92], с.303…325. Прежде чем перейти к ее анализу, сразу отметим,

4.2.4. Марс в Деве-Весах или же в Близнецах

4.2.4. Марс в Деве-Весах или же в Близнецах Планета Марс соответствует «древне»-греческому богу войны Аресу, см. выше. Хотя бог Арес непосредственного участия в подвигах Геракла не принимает, его имя упоминается в связи с 6 и 9 подвигами. Причем оба раза Арес имеет прямое

4.2.5. Венера в Деве, Весах, Скорпионе или Стрельце

4.2.5. Венера в Деве, Весах, Скорпионе или Стрельце Перейдем к Венере. В «древне»-греческой мифологии ей соответствует богиня любви Афродита. В подвигах Геракла Афродита упоминается несколько раз. Кроме того, в ряде подвигов содержатся возможные намеки на Афродиту, которые

5.12. Меркурий в Весах

5.12. Меркурий в Весах Апокалипсис говорит: «Я взглянул, и вот, КОНЬ ВОРОНОЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ МЕРУ В РУКЕ СВОЕЙ (мера, то есть Весы — Авт.). И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс (хиникс, малая хлебная мера — комментарий синодального перевода)

Разговор с египетским султаном

Разговор с египетским султаном Вот диалог Людовика с египетским султаном Туран-шахом, если, конечно, этот диалог не измыслил Мэтью Пэрис, как мы помним, современник, но не свидетель данного разговора:«„И что же, о сеньор король, было предметом столь пламенного

5. Атаманское завоевание Средиземноморья, малой Азии и Европы XV века, по «древне»-египетским текстам

5. Атаманское завоевание Средиземноморья, малой Азии и Европы XV века, по «древне»-египетским текстам 5.1. Взятие Кадеша Тутмесом III Войны Тутмеса III (Магомета II Завоевателя) описаны в подробной «древне»-египетской каменной летописи, приведенной Бругшем в [99], с. 303–325. Прежде

Русская кровь на китайских весах

Русская кровь на китайских весах Какова же была оплата русских наемников? Надо сказать, что она была на порядок выше оплаты китайцев того же чина. Если оклад русского фельдфебеля составлял 50 мексиканских долларов в месяц, то оклад китайского фельдфебеля был в полтора-два

1. На весах Фемиды и на весах истории

1. На весах Фемиды и на весах истории Период коллективизации навсегда вошел в историю нашей страны как одна из самых ее сложных, трагических и противоречивых страниц. Приступая к освещению данного этапа в политической биографии Сталина, я не могу отрешиться от терзающих

РУССКАЯ ПРАВДА (извлечение)

РУССКАЯ ПРАВДА (извлечение) 1. Если муж убьёт мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого.2. Если придёт на суд человек, избитый до крови

ЗАДОНЩИНА (извлечение)

ЗАДОНЩИНА (извлечение) <. >Тогда как орлы слетелись со всей северной страны. Это не орлы слетелись — съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, говоря им так: «Господин князь великий, уж поганые

Русское освободительное движение на весах истории

Русское освободительное движение на весах истории До настоящего времени история Русского освободительного движения остается, пожалуй, самой малоизвестной темой для российского населения. Хотя и по масштабам и по историко-политическому значению оно таково, что едва ли

Прибавление I Доходы и расходы по управлению египетским пашалыком[324]

Прибавление I Доходы и расходы по управлению египетским пашалыком[324] Египетский пашалык был пожалован в 1806 году Мухаммеду Али с условием, чтобы он доставлял султану ежегодную подать, в виде подарка, четыре тысячи мешков. Сумма эта по тогдашнему курсу составляла около

На весах – суверенитет

На весах – суверенитет Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой

Мао Цзэдун на весах истории

Мао Цзэдун на весах истории В конце 2013 года в Хунани было особенно много поклонников «красного туризма». 26 декабря отмечалась 120-я годовщина со дня рождения Мао Цзэдуна. По всей стране прошли всевозможные торжественные мероприятия, концерты, выставки, научные заседания.

Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов в зале Двойной Маати — богини истины и порядка, створки дверей, запоры и даже пазы для петель позволяют ему войти.

Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:

1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; 8) не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.

«Я чист. Я чист. Я чист. Я чист», — повторял умерший. После того как умерший произносит эту «исповедь», он обращается к каждому из сорока двух божеств, утверждая, что он не совершал такого-то греха. Знанием имен этих божеств «подсудимый» обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Кроме этого, в главе 30 «Книги мертвых» умерший магическим заклинанием заставляет свое сердце не свидетельствовать против него: «Не выдумывай против меня клеветы перед великим богом, владыкой Запада! Ведь от твоего благородства зависит признание меня праведным».

Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини). Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.

В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.

Тот, обращаясь к Эннеаде, говорит, что покойный признан праведным. Тогда суд выносит оправдательный приговор: «Нет позволения, чтобы чудовище Амт Пожирательница овладело им; пусть дадут ему хлеб, кладущийся перед Осирисом, земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Иару». Уже будучи оправданным, умерший еще раз настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги магического характера с привратниками, дверями, докладчиками.

Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.

Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.

Уже в «Текстах саркофагов» возникает идея загробного суда, то есть вечную жизнь определяет в том числе и этический принцип. Суд и психостасия происходят либо в барке бога Солнца, либо на острове Огня, либо в Гелиополе или Абидосе; судья, обычно, — Ра или Осирис.

Со становлением идеи справедливого загробного суда преисподняя оказывается разделенной на сферы — светлое пространство близ богов и ад для грешников (сказка о Са-Осирисе). Описание наказаний содержится в «Книге амдуат», «Книге врат» и «Книге пещер». Грешники лишаются погребения — боги срывают погребальные пелены с «врагов, приговоренных к наказанию в Дуате»; они лишены общения с богами, тепла и света, их удел лишь темный хаос. Распространенное наказание — связывание и заключение. В «Книге врат» Гор объявляет: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге пещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.

Самым грозным наказанием считалось окончательное уничтожение всей сущности грешника: и тела и души. Души грешников существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой, они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью, а потому им предстояло полное и окончательное уни-чтожение. Такое уничтожение достигалось обезглавливанием или сожжением. В «Книге амдуат» грешников сжигают в котлованах, в «Книге пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, куда бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников (что напоминает средневековые христианские поверья об аде).

Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:

«…Следуй своим желаниям день и ночь. Не давай заботе места в твоем сердце. Ибо Западная страна — это страна сна и мрака, обиталище, где остаются те, кто здесь пребывает. Они спят в своем обличье мумий, они никогда не просыпаются, чтобы увидеть своих друзей, они не узнают ни своих отцов, ни своих матерей, их сердце больше не заботится об их женах и детях. На земле всякий наслаждается водою жизни, но я страдаю от жажды. Вода приходит к тому, кто пребывает на земле, а я жажду и не могу испить воды, которая есть здесь у меня. С тех пор как я пришла в эту долину, я не знаю, где я нахожусь. Я томлюсь по воде, которая течет здесь. Я тоскую по ветерку на берегу реки, который освежил бы мое сердце в его печали. Ибо имя бога, царящего здесь, звучит: совершенная смерть. Когда он зовет, все люди, трепеща от страха, приходят к нему. Для него нет разницы между богами и людьми, великие и малые равны перед ним. Он не оказывает никакой милости тому, кто его любит; он одинаково забирает и ребенка, отрывая его от матери, и старика. Никто не приходит поклониться ему, ибо он не проявляет милости к тем, кто ему поклоняется, он не ценит тех, кто приносит ему жертвы».

Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:

Ани: «О Атум, что это, что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!»

Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем».

Ани: «Но в ней нет радостей любви!»

Атум: «Я дал просветление вместо воды и воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зелень осириса

Зелень осириса Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И растительная жизнь связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека, ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с

Суд Осириса

Суд Осириса Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов



«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник религиозно-правовых норм, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветлённое бессмертие. Представляет собой ряд несвязанных между собой 186 глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами.
Суд ОсирисаОсобый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью) . Наверху изображены 42 бога (очевидно боги номов) . В центре зала стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян) . На одной чашечке весов находится сердце то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде статуэтки богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весели одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище — лев с головой крокодила.

На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.» [1]

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды» . Она интересна тем, что в ней покойный говорит:

«… нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…». [1]

Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно». [1]

Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона — верховного судьи (аналогично Осирису — владыке обоюдной правды) , который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с 42 богами) .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: