Что выше верховного суда рб

Обновлено: 19.04.2024

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью первой статьи 116 1 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Верховный Суд Республики Беларусь

Местоположение:

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, могут быть образованные специализированные суды.

3.

Принципы судебной системы РБ – ст. 109 Конституции РБ, ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС.

ст. 109 Конституции РБ: принцип территориальности и специализации.

ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС:

Принципы:

1. Единства судебной системы,

2. Законности при осуществлении правосудия,

3. Равенства граждан и организаций перед законом и судом. Состязательности и равенства сторон при осуществлении правосудия.

4. Участия граждан в осуществлении правосудия.

5. Права граждан и организаций на судебную защиту.

6. Гласности при осуществлении правосудия.

7. Коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

8. Языка судопроизводства и делопроизводства в судах.

9. Обязательности судебных постановлений и требований судьи.

10. Использования государственных символов Республики Беларусь в судах.

4.

Причины необходимого существования в государстве системы судов:

1. Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет им охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правового акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяет свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

5.

Звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающими одинаковое место в судебной системе.

Звенья судебной системы принято различать, потому что суды различаются объемами компетенции.

Суды общей юрисдикции подразделяются на 3звена судебной системы:

1. Первое(основное) звено объединяет все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды;

2. Второе (среднее) звено – включает областные суды и Минский городской суд.

3. Третье (высшее) звено – Верховный Суд РБ

Система Военных Судов:

1. Основное звено – межгарнизонные военные суды,

2. Среднее звено – Белорусский военный суд,

3. Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РБ.

Хозяйственные Суды объединены в 2 звена:

1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска,

2. Высший Хозяйственный Суд РБ.

6.

Судебная инстанция – это суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют:

1. Суды первой инстанции,

2. Суды второй инстанции,

3. Суды надзорной инстанции.

В концепции судебно-правовой реформы предложено ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию.

В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

1. Суды первой инстанции;

2. Суды апелляционной инстанции;

3. Суды второй (кассационной) инстанции;

4. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.36,46 данного Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют их правомочие рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может быть образована апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела. По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. ПО гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Чуда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под судами апелляционной инстанции понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, если какая-либо из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступает в законную силу в течение 10 дней, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство. Поскольку согласно ст. 282 ХПК кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. В системе судов общей юрисдикции в Республике Беларусь судами кассационной инстанции являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов; судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Надзорной инстанциейявляются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе общих судов судами надзорной инстанции в Республике Беларусь являются: президиумы областных и Минского городского судов, Президиум Белорусского военного суда, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда; Президиум Верховного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда является Плену Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Следует также отметить, что понятия «судебное звено» и «судебная инстанция» не рассматриваются применительно к конституционному и административному судопроизводству в силу предметной и процессуальной специфики разрешения юридических конфликтов Конституционным Судом Республики Беларусь, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями общих судов.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

2.Назовите принципы построения судебной системы.

3.Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

4.Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

5.Проанализируте соотношение понятий «судебная инстанция» и «судебное звено».

1.Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе децентрализована. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы, т.е. общие суды, хозяйственные суды и конституционный суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является высший суд. К среднему звену – областные, минский городской и белорусский военный суды. Низшее звено – районные, городские, межгорнизонные военные суды. В системе общих судов могут создаваться специальные суды, т.е. по делам несовершеннолетних, семейные, административные, но подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная, ее возглавляет высший хозяйственный суд, второе низшее звено приставлено судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного, городского делопроизводства создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов на низшем уровне могут создаваться специализированные хозяйственные суды, т.е. по банкротству, земельные, налоговые. В настоящее время они не учреждены.

Конституционный суд призван осуществлять конституционное правосудие. Законодательную основу судебной системы составляет конституция, кодекс "о судоустройстве и статусе судей" и другие НПА.

На территории действуют суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

2.Компетенция, характеристика и порядок деятельности конституционного суда определен конституцией РБ (ст.116) и кодексом РБ "о судоустройстве и статусе судей" (ст.19-27). Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности конституционный суд приступает при поступлении к нему соответствующего предложения от президента, палаты представителей, совета республики, верховного суда, высшего хозяйственного суда и Совмина.

Вторая функция – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента конституции РБ.

Состав: 12 судей. 6 судей назначаются президентом, 6 – избираются советом республики. Председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики из числа судей конституционного суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается конституционным судом из состава судей по предложению председателя сроком на 5 лет.

Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение конституционного суда подлежит обязательному исполнению на всей территории государства.

3.Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда.

Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции. Районный, городской суд, а также специальный суд образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления и в районе города. Районный, городской суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда 1 инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а также рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику. Специальный суд рассматривает дела, отнесенные законными актами к его компетенции, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество судей для каждого районного, городского, специального суда устанавливается президентом. Суды состоят из председателя, судей и народных заседателей. При наличии 5 и более судей в суде вводиться должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного, городского, специального судов вводиться должность 2 заместителей председателя суда.

Председатель суда и его заместитель назначаются на должность сроком на 5 лет президентом по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда. Председатель, его заместитель рассматривают и разрешают дела в судебном заседании, организуют работу суда, руководят работой аппарата суда, осуществляют другие полномочия.

В районном, городском, специальном судах функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебные заседатели, помощники председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.

4.Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске и являются судами 2-го звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура отличаются от районных судов. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Могут рассматриваться в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, осуществляется надзор ха деятельностью нижестоящих судов, оказываться им помощь в применении законодательства, изучаться и обобщаться судебная практика, ведут и анализируют судебную статистику.

В состав областного суда входят председатель, заместитель, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума и двух судебных коллегий: по уголовным делам и по гражданским делам. При необходимости президент по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда в областном суде могут образовывать кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и другие для специального рассмотрения дел. Председатель организует деятельность соответствующего суда, распределяет обязанности между своими заместителями, вызывает президиум суда и председательствует на его заседании, назначает судей в качестве председателей в судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями, вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора, ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассматривает обращения граждан.

5.Военные суды входят в судебную систему РБ. Они являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах и других воинских формированиях государства.

Подсистему военных судов составляют межгорнизонные военные суды (низшее звено), белорусский военный суд (среднее звено) и военная коллегия верховного суда (высшее звено). Военным судам подсудны гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, например, споры о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения, а также уголовные дела о всех преступлениях совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Рассматривание военными судами уголовных дел в отношении других лиц не допускается.

Межгорнизонные военные суды образуются не по территориальному принципу, а в зависимости от численности и дислокации воинских частей вооруженных сил и других воинских формирований. Военные суды учреждаются президентом РБ. В целом состав и полномочия межгорнизонных военных судов полностью совпадает с составом и полномочиями районных и городских судов.

Белорусский военный суд по своему правовому положению приравнивается в областному, минскому городскому судам. Белорусский военный суд рассматривает в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Он может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, кассационном порядке. Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Он изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику. Состав и структура Белорусского военного суда аналогична составу областного суда. Подсистема военных судов замыкается на военной коллегии верховного суда РБ.

6.Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:

1) пленум верховного суда

2) Президиум верховного суда

3) 4 судебные коллегии верховного суда

· судебная коллегия по гражданским делам

· по уголовным делам

· по делам интеллектуальной собственности

Верховный суд рассматривает в пределах своей компетенции:

1) в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

2) Гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) Вносит в конституционный суд РБ предложения о даче заключения по конституционности НПА

4) Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства

5) Оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства

6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства

7) Изучает деятельность общих судов

8) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничающих с судами иностранных государств, иностранных и международных организаций.

Обозначенные компетенции распределены между структурными подразделениями. Пленум верховного суда осуществляет все перечисленные полномочия, за исключением рассмотренных и разрешенных дел. Пленум также выполняет ряд организационных полномочий, он утверждает состав судебных коллегий и их председателей, избирает квалифицированную коллегию судей верховного суда.

Пленум верховного суда действует в составе председателя суда, 1 заместителя, заместителей, председателя и судей, а также председателя областных (минского городского) и белорусского военного судов.

Президиум верховного суда рассматривает:

1) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела

2) ходатайства о проверке конституционности НПА и в случае признания их обоснованными в 10 дневный срок обращается в конституционный суд с предложением о даче заключения

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата верховного суда, председателя, судей нижестоящих общих судов

4) заслушивает председателей судебных коллегий верховного суда и председателей нижестоящих общих судов о деятельности судебных коллегий верховного суда. Судебные коллегии избираются из числа судей верховного суда и утверждаются пленумом верховного суда.

1) рассматривают в качестве суда 1 инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которая рассматривает гражданские дела в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) изучают и обобщают судебную практику общих судов, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства

Председатель верховного суда назначается из числа судей верховного суда президентом с согласия совета республики сроком на 5 лет. 1 заместитель и заместители председателя назначаются из числа судей верховного суда президентом по представлению председателя верховного суда сроком на 5 лет.

Аппарат верховного суда состоит из секретариата пленума и президиума, управления жалоб и приема граждан, отдела обобщения судебной практики, отдела работы законодательства, организации управленческого сектора кадровой работы и судебной статистики, финансово-хозяйственного управления , научно-консультативного совета и редакционной коллегии журнала «судебный вестник».

7.Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющие правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют высший хозяйственный суд и хозяйственные суды областей (и г. Минска). В системе хозяйственных могут создаваться специализированные хозяйственные суды (земельные, налоговые и т.д.). Возглавляет систему хозяйственных судов высший хозяйственный суд. Он является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов.

Высший хозяйственный суд:

1) рассматривает дела по 1 инстанции в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) вносит в конституционный суд предложения о даче заключения а конституционности НПА

3) изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства

4) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства

5) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и другой хозяйственной деятельности

6) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов

Высший хозяйственный суд состоит из председателя суда, 1 заместителя, заместителей председателя и судей. Председатель высшего хозяйственного суда назначается президентом из числа судей этого суда с согласия совета республики сроком на 5 лет.

В структурном плане суд действует в составе пленума суда, президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции, судебной коллегии по банкротству и судебной коллегии по налоговым спорам.

Хозяйственные суды областей и г. Минска и специализированные хозяйственные суды представляют 2 звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, его заместителей и судей. Хозяйственные суды областей и г. Минска:

1) рассматривают дела в качестве суда 1 инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику

3) готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулируют отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска, специализированных хозяйственных судов, их заместители назначаются президентом по совместному представительству Минюста и председателя высшего хозяйственного суда сроком на 5 лет.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска и специализированных хозяйственных судов:

1) организуют деятельность соответствующего суда

2) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должности и освобождают от должности работников аппарата суда по согласию с председателем высшего хозяйственного суда

3) распределяют обязанности между своими замами

4) председательствуют на судебных заседаниях, назначают судей в качестве председательствующих на судебном заседании

8.Международный арбитражный третейский суд не входит в судебную систему РБ. Их организация, компетенция и порядок деятельности определены законом от 9 июля 1999г. «о международном арбитражном суде». Различают 2 вида:

1) постоянно действующий арбитражный суд, созданный некоммерческой организацией, содействует внешнеэкономическим связям (белорусская торгов0-промышленная палата). Органом такого суда являются председатель суда, президиум и арбитры.

2) третейские органы (суды), образуемые по согласию сторон для разрешения отдельных споров. Данным судам подведомственны споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении международных экономических связей, если местонахождение хотя бы одного из них находится вне территории РБ. Дела для разрешения передаются в суд только при обоюдном согласии участников спора. Язык судопроизводства в судах определяется по соглашению сторон в спорах, либо составом суда. Вынесенное по делу международным арбитражно-трудовым судом решение исполняется на территории РБ в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. Обжалование решения допускается путем подачи ходатайства об его отмене в высший хозяйственный суд РБ.

9.Экономический суд СНГ – это один из постоянно действующих органов СНГ, расположенный на территории РБ в г. Минске. Компетенция, организация и порядок деятельности суда определено соглашением о статусе экономического суда СНГ и регламентом экономического суда СНГ. К ведению суда относятся разрешение межгосударственных экономических споров одной (или обе) из сторон которого является государство-участник СНГ. Суд также осуществляет толкование международных договоров, актов СНГ и бывшего СССР. Экономический суд образуется из равного числа судей по 2 судьи от каждого государства-участника. Председатель суда и его заместители избираются судьями и утверждаются советом глав государств СНГ сроком на 5 лет. В структурном плане суд состоит из коллегии суда, полного состава суда и пленума суда. Коллегии экономического суда утверждаются полным составом суда в количестве 3-5 судей сроком на 1 год. Полный состав экономического суда состоит из всех судей суда, высшим коллегиальным органом является пленум. Пленум экономического суда СНГ действует в составе всех судей суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов государств-участников.


Судебные системы России и Республики Беларусь имеют много общего, и это естественно, учитывая их общие корни. Даже преобразования в судоустройстве двух стран происходят практически одновременно. Например, Декретом белорусского Президента от 29 ноября 2013 был упразднен Высший Хозяйственный Суд с одновременной передачей его функций Верховному Суду. Впрочем, утверждать, что судебные системы полностью копируют друг друга, все-таки нельзя.

Постсоветская архитектура

В результате осуществленных в первой половине 1990-х г.г. преобразований в Республике Беларусь сложилась следующая архитектура судоустройства: Конституционный Суд Республики Беларусь, система общих судов и система хозяйственных судов.
Конституционный Суд был создан в 1994 г. К его компетенции отнесена проверка действующих нормативных правовых актов на предмет их конституционности, а с 2008 г. — и некоторые иные полномочия: предварительный конституционный контроль всех принятых Парламентом законов до их подписания Президентом и др. Цивилистических конфликтов Конституционный Суд не разрешает.
Система общих судов образовалась на базе судебной системы БССР и действовавших в республике в качестве судов общесоюзного значения военных трибуналов. В итоге данная система объединила в себе три уровня судов: районные (городские), межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь (далее — ВС). К ведению общих судов было отнесено рассмотрение гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Гражданские дела общие суды рассматривали по правилам Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК).
Хозяйственные суды, учрежденные в 1991 г., заменили собой функционировавшие в республике органы государственного и ведомственного арбитража. В отличие от общих судов, хозяйственные суды сформировались как двухуровневая система, включавшая в себя хозяйственные суды областей, г. Минска и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС). При этом помимо экономических (хозяйственных) дел к их ведению было отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях в хозяйственной сфере. Порядок разрешения хозяйственными судами экономических дел всегда подчинялся отдельному процессуальному регламенту — ХПК.
Приведенная структура судоустройства в конечном итоге получила свое отражение и закрепление в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 2006 г. (далее — КоСиСС) и отчасти в Конституции Республики Беларусь. Она содержит ряд упоминаний о ВС и ВХС как высших органах государства и несколько более подробно регулирует статус (порядок образования и компетенцию) Конституционного Суда.

Спонтанная реформа

Кардинальные преобразования в судоустройстве Беларуси произошли в связи с принятием Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее — Декрет № 6). Так, с 1 января 2014 г. общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции, при этом ВХС упразднен с одновременной передачей его функций ВС (в этой связи в последнем была образована судебная коллегия по экономическим делам), хозяйственные суды областей и г. Минска получили наименование экономических, а военные суды всех уровней (в том числе Военная коллегия ВС) с 1 июля 2014 г. вообще прекратили свое существование. Функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению были изъяты из ведения исполнительной власти (органов управления юстицией) и переданы ВС.
Как сказано в преамбуле Декрета № 6, изменения преследуют цели «обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов», при этом официальная государственная доктрина позиционирует данную судебную реформу как исключительно положительное и необходимое для отечественной правовой системы явление. Однако в среде практикующих юристов и представителей науки реформа судоустройства получила далеко не столь однозначные оценки, и, думается, совсем не случайно.
Прежде всего следует сказать, что реформа была осуществлена очень спонтанно. О скоропалительности принятых решений свидетельствует хотя бы то, что в Послании о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента от 10 октября 2011 г. № 454, ни слова не говорилось о целесообразности и перспективах объединения двух систем судов. Более того, Послание прямо указывало на необходимость совершенствования механизма взаимодействия общих и хозяйственных судов. Оговаривало Послание и задачу расширения подсудности военных судов, которая была решена в сентябре 2012 г., т.е. примерно за год до преобразований, в ходе которых военные суды были вообще упразднены. Все это свидетельствует о том, что реформа не была должным образом продумана: не была выяснена потребность в ее проведении, не определены механизмы, критерии и сроки достижения поставленных целей, не просчитаны ее возможные негативные последствия и т.д.
Судебная реформа не согласуется с Конституцией Республики Беларусь, т.к. ВХС неоднократно упоминается как один из высших органов государства в ее разделе IV «Президент, Парламент, Правительство, суд», и данный раздел может быть изменен только путем проведения референдума. В этой связи упразднение ВХС посредством принятия Декрета № 6 есть не что иное, как фактическая корректировка Основного Закона страны в нарушение установленного для этого порядка. Что же касается КоСиСС, то он до сих пор (т.е. по прошествии более чем 2,5 лет после начала реформы) не приведен в соответствие с произошедшими в правовой системе изменениями.

Старые правила для новых судов

Реформа вызвала определенные сложности с употреблением терминологии, поскольку Декрет № 6, сохранив в созданной им системе судов специализацию судебных органов по рассмотрению экономических дел, вместе с тем не предложил новых официальных терминов, которыми отныне можно было бы обозначать соответственно суды экономической компетенции и суды неэкономического профиля. Собственно, и предложить такие общие термины было весьма проблематично, поскольку новая судебная система включила в свой состав судебные инстанции, обладающие правом рассматривать (правда, только в порядке надзора) как гражданские, так и экономические дела — Президиум и Пленум ВС.
Выход из положения был найден в закреплении отдельно для гражданского и отдельно для хозяйственного процесса своих собственных терминов, обозначающих судебные органы соответствующей компетенции. В гражданском судопроизводстве таким термином стал «суд, рассматривающий гражданские дела», в хозяйственном процессе — «суд, рассматривающий экономические дела». Тем не менее и в этом вопросе законодатель отличился не лучшим образом. Так, если в ГПК выражение «суд, рассматривающий гражданские дела» используется только в ст.1 ГПК (для целей разъяснения термина «суд»), а в самом тексте ГПК употребляется лишь редуцированный вариант — просто «суд», то в ХПК конструкция «суд, рассматривающий экономические дела» была применена по всему Кодексу (законодатель просто механически во всех нормах ХПК заменил этим выражением прежний термин «хозяйственный суд»), что привело к многочисленным тавтологиям, громоздкости норм, сложностям в их восприятии.
Реформа поставила на повестку дня вопрос о значении правил подведомственности в обновленной судебной системе. Поскольку суды экономической и неэкономической компетенции входят в одну судебную систему, то разграничение компетенции между ними теперь следует считать вопросом подсудности, а не подведомственности. Тем не менее правила подведомственности своего значения не утратили. Закрепленные в ГПК и ХПК нормы о подведомственности определяют, какие дела подлежат рассмотрению по правилам каждого из этих кодексов. Учитывая же, что суды неэкономической юрисдикции продолжают применять только ГПК, а суды экономического профиля — только ХПК, предусмотренные данными кодексами правила подведомственности фактически можно (и нужно) использовать для целей разграничения подсудности между названными типами судов, имея, однако, при этом в виду, что обращение «не в тот суд» должно влечь отказ в возбуждении дела именно ввиду неподсудности, а не в связи с неподведомственностью.
К сожалению, после реформы эти нюансы на практике не всегда учитываются и нередко при ошибке заявителя в выборе типа (экономический / неэкономический) суда следует отказ в возбуждении дела (его прекращение) со ссылкой на неподведомственность. Не были учтены отмеченные особенности и ВС, который в марте 2015 г. признал утратившим силу совместное постановление Пленумов ВС и ВХС от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» (далее — постановление № 4/3). Полагаем, что данное постановление нуждалось лишь в терминологическом осовременивании, в частности в замене термина «подведомственность» на термин «подсудность» и т.п.

Единства нет

Вызывает большие сомнения возможность достижения такой цели судоустройственной реформы, как обеспечение единства судебной практики. Прежде всего, такое единство объективно невозможно обеспечить в отношении практики по вопросам в области цивилистического процесса, т.к. суды экономической и неэкономической юрисдикции по-прежнему руководствуются разными, причем значительно отличающимися друг от друга, процессуальными регламентами — ХПК и ГПК. Правда, после реформы ВС предпринимает попытки разработки общих для гражданского и хозяйственного процессов постановлений Пленума ВС[1]. Тем не менее данные попытки вряд ли можно признать успешными (равно как и необходимыми), поскольку подобные постановления Пленума ВС получаются весьма эклектичными по содержанию, местами труднодоступными для понимания, страдают пробелами, неточностями и, как следствие, вызывают у правоприменителей и ученых множество вопросов.
Что же касается унификации судебной практики по материально-правовым вопросам, то здесь тоже имеются определенные трудности. Прежде всего, подобная унификация могла бы обеспечиваться за счет деятельности общих для судов экономического и неэкономического профиля проверочных инстанций — Президиума и Пленума ВС. Но они осуществляют проверку судебных постановлений только в порядке надзора, а значит, в силу исключительности данной проверочной формы способны обеспечить единообразие судебной практики только в единичных случаях. Другое направление унификации — это издание общих для обоих типов судов и юридически обязательных разъяснений в виде постановлений Пленума ВС. Тем не менее с момента начала реформы по цивилистическим вопросам не было принято ни одного такого постановления. Наконец, в определенной степени воздействовать на развитие судебной практики возможно путем организации обучения судей, публикации практикоориентирующих казусов, проведения обобщений судебной практики и т.п. Однако, во-первых, подобные меры не влекут юридически обязывающих последствий и могут повлиять на судебную практику лишь в силу своей убедительности для судей. Во-вторых, для их реализации не было никаких препятствий и до судебной реформы.
Вряд ли судоустройственные преобразования способны сами по себе повысить качество осуществления правосудия. Не исключено, что могут иметь место даже обратные тенденции. Ведь правосудие по цивилистическим делам в общих судах, по сравнению с судами хозяйственными, образно говоря, несколько хромало. Учитывая же, что в ходе реформы именно хозяйственные суды были «присоединены» к общим, а не наоборот, есть все основания опасаться, что достигнутый уровень качества правосудия по экономическим делам в новой судебной системе может быть попросту утрачен.

Старая система разрушена, новая не создана

Сложно согласиться и с тем, что Декрет №6, как сказано в его преамбуле, был принят в целях «дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел». Ведь в ходе реформы часть имевшихся специализированных инстанций — военные суды и ВХС — была упразднена, а новых судов специальной компетенции создано не было.
Еще один из предполагаемых результатов реформы судоустройства ее организаторы видели в повышении доступности правосудия для граждан и организаций[2]. Однако в материальном и даже процессуальном законодательстве продолжает сохраняться немалое количество норм, ограничивающих право граждан и организаций на судебную защиту[3], не произошла демократизация ставок государственной пошлины или хотя бы унификация подходов к их регулированию по гражданским и экономическим делам, не было предпринято мер по обеспечению экономической доступности помощи профессиональных представителей (адвокатов) и пр.
Повышение доступности правосудия, очевидно, связывалось также с тем, что судебная реформа снимет существовавшую ранее проблему разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами. Данная проблема действительно была снята, но лишь в силу того, что в объединенной судебной системе она превратилась в проблему разграничения подсудности между судами экономического и неэкономического профиля. При этом каких-либо законодательных решений имеющихся в этой области коллизий предложено не было. Более того, столь важное постановление № 4/3 без должных на то оснований было отменено.
Другой, судя по всему, ожидавшийся от реформы аспект повышения доступности правосудия — это возможность передачи из судов экономической компетенции в суды неэкономического профиля и наоборот ошибочно принятых судами к рассмотрению дел (коль скоро в новых условиях разграничение компетенции между данными типами судов стало вопросом подсудности) вместо прекращения по ним производства, как это имело место ранее. Однако ГПК и ХПК, в том числе после внесения в них в 2014 г. значительных изменений, по-прежнему допускали передачу дел по подсудности только между судами однотипной компетенции — между судами экономической юрисдикции (ст.53 ХПК) и между судами неэкономического профиля (ст.51 ГПК). Собственно, подобное положение вещей было и вполне логичным. Ведь суды экономической и неэкономической компетенции «работают» по существенно отличающимся друг от друга правилам (прежде всего — это ГПК и ХПК), вследствие чего передача дела из одного типа суда в другой неминуемо порождала бы комплекс затруднений, связанных с несовместимостью указанных правил.
Правда, здесь обозначилась проблема другого рода: как поступить суду, если после возбуждения дела выяснится, что рассмотрение последнего относится к ведению суда другого типа. Передать дело в компетентный суд было невозможно, равно как и завершить его в одной из известных форм — прекращением производства или оставлением заявления без рассмотрения. Полагаем, что данную проблему следовало решать путем дополнения ГПК и ХПК новым основанием для оставления заявления без рассмотрения — «заявление подано с нарушением правил подсудности». Тем не менее в начале 2016 г. в ст.53 ХПК были внесены изменения, позволяющие судам экономической компетенции осуществлять передачу ошибочно принятых ими к производству дел в суды неэкономического профиля[4]. В итоге, как мы и предполагали, практическая реализация данной новеллы оказалась сопряжена с большим числом затруднений, которые фактически нивелируют значение новеллы и ставят ее целесообразность под большой вопрос.

Реформу не стоит переоценивать

Наверное, самым положительным моментом реформы следует считать то, что к ВС перешли полномочия по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов[5]. Эти меры призваны способствовать повышению независимости судебной власти и созданию необходимых условий для ее функционирования. В то же время нельзя не учитывать, что успешная и эффективная реализация указанных полномочий напрямую предопределена объемами бюджетного финансирования судебной системы. Поэтому данное направление реформы пока не принесло ощутимых результатов[6]: судейский корпус не был расширен, хотя в этом имеется объективная потребность ввиду постоянно растущих объемов нагрузки; не произошло кардинального повышения заработной платы у судей и иных сотрудников судов, вследствие чего существуют определенные проблемы с заполнением вакантных, в том числе и судейских, должностей; не все суды имеют надлежащее материально-техническое «вооружение»[7] и т.п.
Таким образом, осуществленную в Республике Беларусь реформу судоустройства вряд ли стоит переоценивать. Реформа не сопряжена с какими-то глубинными, сущностными преобразованиями в деятельности судов и не привела к реальному повышению доступности и качества правосудия по цивилистическим делам, равно как и к достижению иных провозглашенных ее организаторами целей. Она скорее носит характер номинальных (технических) перестановок в архитектуре судебного устройства, направленных на дальнейшую концентрацию власти (ее судебной ветви) в государстве.

[1] В правовой системе Беларуси постановления Пленума ВС официально признаны нормативными правовыми актами.

[3] Например, судебные постановления ВС, вынесенные им по первой инстанции, по-прежнему не могут быть пересмотрены в обычном — кассационном (для гражданского процесса) или апелляционном (для хозяйственного процесса) — порядке.

[5] Хотя данная идея не является абсолютно новой. До реформы организационное и материально-техническое обеспечение системы хозяйственных судов осуществлялось ВХС самостоятельно, а их кадровое обеспечение — совместно с Министерством юстиции. Кроме того, в тот период свое организационное и материально-техническое обеспечение самостоятельно осуществлял также ВС.


Многие воспринимают Верховный суд как последний шанс для того, чтобы добиться справедливости. Однако обращение в эту инстанцию имеет ряд определённых тонкостей, и если их не учитывать, все усилия могут пойти насмарку. О том, какие ошибки чаще всего допускают заявители и как их избежать, в своей видеоконсультации рассказал адвокат по уголовным делам нашего правового центра Вячеслав Лоскутов

Верховный суд РФ — это высшая инстанция по делам общей юрисдикции. Он находится на одной иерархической ступени с Высшим арбитражным судом. Разница между ними заключается в делах, которые данная структура правомочна пересматривать. Увы, решения не всегда бывают объективны. Судьям свойственны ошибки, нельзя исключать и предвзятость. Это и является поводом для обращения, равно как и новые обстоятельства, которые появились после оглашения приговора.

«Инстанцию можно назвать судом для суда. Сотрудники обращают внимание, прежде всего, на те ошибки и недочёты, которые были допущены коллегами при рассмотрении того или иного дела. При этом многочисленные тонкости и обстоятельства события вероятного преступления уходят в тень самого разбирательства и действий человека в мантии», — считает адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Обращение в «Верховный» подаётся, если дело относится к общей юрисдикции. Работа инстанции кроется в оценке и контроле деятельности нижестоящих судов. Все поступающие жалобы можно классифицировать на апелляционные — для оспаривания решения, которое ещё не успело приобрести силу, кассационные — для пересмотра решений всех судов, кроме районных, и надзорные, которые затрагивают действия верховных судов республики, области, края, городов особого подчинения и автономных регионов страны.

«Поскольку Верховный суд перегружен работой, обращения должны быть краткими и ёмкими, изложенные сухим языком доказательств и аргументов. Эмоциям волю давать нельзя, даже несмотря на все пережитые трудности и обстоятельства рассмотрения. Для составления жалобы лучше воспользоваться услугами профессионального юриста, имеющего необходимый опыт», — советует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Процесс подачи жалобы в Верховный суд описан в процессуальных кодексах. В любом обращении нужно указать наименование структуры, которая её принимает; сведения о лице или структуре, которая направляет её; список сторон и участников дела, а также полную информацию по ним.

«Регламент подачи жалобы в Верховный суд по уголовному делу закреплён в УПК РФ. Обычно жалобу подаёт та сторона, которая считает, что решение несправедливо, принято с нарушением законодательства или не были приняты во внимание важные обстоятельства дела. Жалоба подаётся заказным письмом. Прежде всего определяется, принять её или отклонить. Если выносится решение отклонить жалобу, то есть возможность обратиться к председателю «Верховного» и его заместителю», — резюмирует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: