Что возникло раньше общество государство право идеология гражданское общество

Обновлено: 19.04.2024

В данной дилемме ставится вопрос: что появилось в нашем мире раньше – государственная или правовая система? Вопрос этот – риторический, и однозначный ответ на него найти очень сложно. Ведь определить тот самый этап в развитии общества, к которому можно отнести возникновение самых первых элементов социального регулирования, проблематично.

По моему мнению, раньше появилось всё-таки государство. Ведь именно оно устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы. Если понимать право как регулирующий механизм в обществе, то оно просто не могло оформиться вне государства. В до государственную эпоху существовало лишь неформальное же право – в виде общих интуитивных понятий, которых придерживались члены родо-племенного общества. И, конечно же, господствующим было право силы – «кто сильнее, тот и прав»; « победителей не судят, а до побеждённых никому нет дела». Но это не есть право в современном понимании этого слова.

Обратимся к теоретическому смыслу понятий, о которых мы рассуждаем. Право – это регулятор общественных отношений; система общеобязательных, закреплённых законами и гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Право устанавливает модели поведения участников этих отношений, а также защищает интересы людей, устанавливая юридическую ответственность за нарушения закона. Государство – это форма самоорганизации общества, которая располагает механизмами управления и принуждения, обладает суверенитетом и устанавливает свой правовой порядок на определенной территории.

«Русская правда»

В качестве примера из истории, хочется упомянуть самый первый известный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду» Ярослава Мудрого. Он был принят намного позже того времени, когда у восточных славян сформировалось государство. И в этом документе ещё содержатся многочисленные упоминания о не изжитых ещё до конца пережитках до государственной эпохи. Таких, как кровная месть, например. Таким образом, «Русская Правда» может послужить косвенным подтверждением того, что государство возникло раньше права.

Как пример из классической литературы, я хотел бы вспомнить одно из лучших произведений о до государственном родо-племенном обществе – роман Жозефа Рони-старшего «Борьба за огонь». Это произведение является удачной попыткой реконструкции быта и нравов различных племён, стоящих на разных стадиях развития. Его сюжет в основном базируется на научных данных своего времени. Из книги нетрудно понять, что никаких признаков права в до государственном обществе не было. Господствовало лишь примитивное «право сильного».

Книга Жозефа Рони

Подводя общую черту под своими рассуждениями, я хотел бы сделать следующие выводы. Право находится в тесном взаимодействии с государством. Им оно и устанавливается, – в интересах как самого государства, так и его граждан. А это значит, что государство всё-таки появилось на свете раньше права.


Более чем
Феодал обладал властью над крестьянами, чтобы заставить их выполнять повинности, Крепостные крестьяне были несвободными, зависимы от феодала. Феодал мог продать, купить, обменять крепостного.
Если крестьянин убегал, его разыскивали и возвращали в поместье. Там его ждала жестокая расправа.

Может быть Вы имели в виду династический брак? Если да, то это брак между представителями правящих династий разных государств.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.

В истории в определенное время образовалось социальное неравенство.Одни люди были богатые,другие бедные.На богатых людей работали бедные.Вот в чем является неравенство

Чтобы однозначно ответить на данный вопрос, нужно понимать, что государство и право соединены между собой неразрывной связью, и посему их происхождение - это скорее всего единый обусловленный процесс, так как любой государство, формирует, принимает и реализует соответствующие законодательные акты, а право, в свою очередь, закрепляет обязательные действия органов данного государства, регламентирует нормы поведения должностных лиц. Но если брать во внимание, те далекие времена, когда на Земле царил первобытно - общинный строй, то можно сказать, что государства как такового не было, но были некие регулируемые отношения между людьми, подкрепляемые какими то нормами жизни, возможно так зарождалось право.

Первым, конечно же, появилось право. По видимому, это было право сильного. Кто сильнее, тот и прав - скорее господствовало еще в первобытном обществе. Ну а уже после, с расцветом цивилизации и разума неандертальца, последние решили утвердить свои права (опять же в первую очередь право более сильного, что уже не обязательно подтверждалось силой чисто физической)и изобрели государство.

Мне кажется, тут особо спорить не о чем. Право - это система определенных взаимоотношений между людьми, которая регулируется традициями или законами. Было ли право в первобытном обществе? Конечно было, потому что уже тогда могла существовать система поддержания порядка в семье-клане, общине, которую представлял в племени вождь или старейшины племени. Если кто-то из племени нарушал заведенные правила поведения, он наказывался. Еще Цицерон заметил, что право возникает тогда, когда появляется общество, но появление общества еще не означает появление государства. Следовательно право первично по отношению к государству и государства появлялись тогда, когда в обществе уже действовала определенная правовая система.

Можно много проводить примеров и спорить до бесконечности, что появилось первым право или государство. По закону государства не может быть без права, но в тоже время государство и защищает право. Но все таки исторически можно считать, что первым появилось право. Каждый член древних общин обладал определенным правом. Хотя бы правом на жизнь. Никто из общины или рода без причины не мог убить сородича. Так что первым появилось право.

Без Государства нет права, а без права- нет Государства. Ну я всё- таки больше склоняюсь, что первым появилось право. А хотя может они вместе появились. :-)

Я уверена, что раньше появилось право. Допустим, нет государства, но есть древнее-древнее племя. И Вы думаете, что жили там люди без права? Да даже в каждой семье есть свое неписанное право. Просто право в том виде, которое мы наблюдаем сегодня, появилось уже в сформировавшемся государстве.

Спор о том, что появилось раньше - государство ил право, сродни спору, где у палки начало, а где конец (вспомнилась сказка). Без одного не может быть другого. Но вот все же право могло появиться раньше и это право присваивал себе сам человек, как право рождения или право сильного. А государство обеспечивает права и свободы граждан их совместное проживание и т.д.

Однозначного ответа нет. Есть разные точки зрения. Право это система норм установленных государством, значит государство появилось первым, но с другой стороны право это ведь еще традиции и обычаи, они были и в догосударственную эпоху, родоплеменной строй.

По моему, этот вопрос сродни вопросу - "Что появилось раньше, яйцо или курица?". Полагаю, что первым всё же появилось право. Ведь каким то образом споры разрешались и в древних племенах, пусть даже и по праву сильного. Вероятно государство и появилось для того, чтобы обеспечить соблюдение прав граждан.

текст при наведении

Право появилось раньше чем государство. Обычаи и правила поведения существовали задолго до появления государств. Думаю в первобытном обществе законы и правила поведения были более справедливы чем потом. Право в последние две тысячи лет было на стороне господствующих классов.

Права появились раньше по закону, кто сильнее, тот и прав. Кто был богаче, тот и был прав. Материальный достаток и власть всегда шли рука об руку. Чтобы человек смог развиваться, а не решать споры драками, необходима система регулирования прав. После появления права, стало формироваться государство.

Я склоняюсь к тому, что право возникает не из государства, а из общества. Право первостепенно.

В мировой истории и современных реалиях немало примеров того, что определенное общество может существовать в рамках установленных правил и без такого механизма регулирования, как государство. Стоит упомянуть различные рыцарские ордена, еврейское религиозное общество, спортивное право, право африканских предместий и т.д.

Право самостоятельно, оно способно возникнуть само по себе. А вот государство без права - действительно ничто.

С таким бороться не удастся. Так как говорят что рыба гниет с головы. И надо с начало менять голову а потом уже постепенно и все остальное изменится. Это уже передается из поколения в поколение. Я имею ввиду коррупцию. И с ней можно бороться той же самой картой. Если вы простой человек, то хотите вы этого или нет, то вас все равно задавят. А если есть связи, то есть шанс повлиять. Ну и деньги сейчас играют очень таки важную роль. Бороться с тем что уже в крови, уже не возможно. Надо просто либо смириться либо перевоспитывать всех с детства и приучать к другому не то что сейчас.

Скорее всего речь идет о кап. ремонте. Не помню статью, где то на компе дома. Но она есть о том что человек имеет право не платить за не существующие услуги. У нас пол поселка не платит. Я глядя на людей грамотных, которые не платят, тоже не плачу. Насколько помню там не нужно оплачивать первую квитанцию, оплата которой считалась как заключение договора. У нас первый фонд пропал. Когда его начали искать, то по адресу нашли заколоченный вагончик. После этого поубавилось согласных платить за воздух. У нас в микрорайоне 2 дома должны быть отремонтированы к этому году. Но увы, никаких движений, как и во всем поселке.

Вообшем решили не платить, знаю что эти долги даже обнуляли тем кто не платил с первой квитанции, данные о человеке не созранялись, долг обнуляли.

За все оказанные услуги мы платим, газ, свет, вода, отопление. Да и на ремонт дома собирает старший по дому и нанимаем бригаду, либо крышу отремонтировать либо швы стен промазать. Какой еще и кому оброк мы должны?

Ну если и под страхом смерти придут и потребуют денег эти официальные рэкетиры, тогда возьмем кредит и отдадим, а пока фигушки им.

Да и сам президент на прямой линии говорил, что эта программа не работает и на треть. Посредники попирая закон грабят народ и пропадают потом.

Это идеология, которая провозглашает государство самым высшим и главным институтом общества. Т.е. интересы отдельного человека, социального слоя, класса, национальных группировок - все должны быть подчинены приоритетеу права государства.

Государство имеет право вмешиваться в экономику, социальные отношения, искусство, религию, мораль, даже в личную жизнь.

Любой социальный, национальный , общественный, религиозный институт или организация в стране - должен быть прогосударственным.

Примером такого абсолютного приоритета являются различные тоталитарные фашистские и коммунистические режимы, умеренного - авторитатрные режимы.

Существенным предметом внимания сегодняшней

VevvblJNkat8bmnFUnlR87gXU0roJXY.jpg

По существу, М. предопределяет концепцию исследования происхожденья, функционирования и становления ТГП, и кроме того - философию, подобного постижения.

Вместе с тем, современная юридическая исследовательская научная литература в буквальном смысле "нашпигована" многочисленными "подходами" и свежими воззрениями ещё и ещё раз переосмысливающими, прибегая к грубому ревизионизму, сущности и значимости самой М.

С одной стороны такая бурная дискуссия - это результат колоссального интереса к ТГП, а с другой – порождение сомнений о качестве выставляемого на суд учёного сообщества дискуссионного материала.

Методическую же и методологическую базу ТГП формируют следующие широко известные общенаучные понятийные принципы:

F72EbONi8J9qpmi05zdGo1T2dph7zO.jpg

Метод – это своего рода континуум способов и технологий, вооружившись которыми современный изыскатель занимается исследованием ТГП, не забывая о целом ряде важнейших научных функций:

Подозреваю что гражданское общество в полном смысле этого слова до сих пор является недостижимым идеалом, а государства возникали с незапамятных времен.
А с чего ты такими вопросами задаешься?

Что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии. Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании, а позже и в Португалии, государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.
Поэтому и интересно кто как пониает, можно даже приминительно к России. А ты этим вопросом что ли увлекаешься?

Евгения С. Мыслитель (6118) Для того чтобы ответить на твой вопрос надо понимать что такое ГО итак: 1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. Кроме того - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию и т.д.

ведь гражданское общество предопределяет определенные права и свободы.. а ведь костры инквизизиции всех времен ( включая 1937 год) с гражданскими свободами не ассоциируются

Раньше возникло государство. Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем в его работе «Философия права» . Гегель предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством.
Согласно великому философу, гражданское общество есть множество граждан государства (членов семей) , взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих — своекорыстных — интересов. Государство — по Гегелю — есть синтез семьи и гражданского общества, а само гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством. И если следовать классику, то ничего такого уж хорошего в гражданском обществе нет, ведь в нем манифестируются корыстные интересы частных лиц, которым тесно в семье и в государстве.

А как такая точка зрения - в США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии. Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании, а позже и в Португалии, государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: