Что верховная законодательная власть свободного государства англии

Обновлено: 22.04.2024

Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте - парламенте и вновь учрежденном лорде-протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот пост производился Государственным советом (членов которого, в числе

15, в свою очередь, избирал парламент). Лорд-протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления («содействовал» ему в этом только

Государственный совет численностью о 13 до 21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики (включая право вести войну и заключать мир, при согласии совета).

От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования.

«Орудие управления» 1653 года.

Верховная законодательная власть Англии, Ирландии и Шотландии пребывает в одном лице и в народе, представленном в парламенте (однопалатном). Титул этого лица - лорд-протектор. Все указы, законы должны издаваться от имени Лорда-протектора. Звание Лорда- протектора является избирательным, а не наследственным. По смерти его должно быть выбрано другое лицо на его место, выбор должен производиться государственным советом.

Исполнительная власть вверяется Лорду – протектору и Государственному Совету, число членов которого может колебаться от 13 до 21 . Лорд-протектор наделялся полномочиями руководства вооруженными силами, мог объявлять войну, заключать мир, назначать членов Госсовета и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главная опора Лорда- протектора – армия. На ее содержание ежегодный налог, который парламент не мог отменить без согласия Лорда-протектора. Устанавливался и ряд таможенных пошлин. Никто не может быть понуждаем к исповедованию государственной религии.

Лордом-протектором был провозглашен Оливер Кромвель.\Реформа государственного строя протектората 1657 года.

В государстве практически водворилась личная диктатура лорда-протектора. Парламент он вскоре перестал созывать. Членов Госсовета он назначал по собственному желанию и держал их в зависимости. 22 мая 1657 г Кромвель получил право самому назначить себе преемника.

Одновременно восстанавливалась Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.

Так проявилась сокровенная мечта буржуазии и дворянства восстановить в

Режим протектората при всём этом был связан с личностью и авторитетом

Кромвеля. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 г. ускорила крушение режима протектората

7. Реставрация монархии Стюартов в Англии. Habeas Corpus Act 1679 г.

После смерти Кромвеля в 1658 году его преемником оказался сын Ричард Кромвель, не пользовавшийся авторитетом. Менее чем через год он отказывается от власти и правление переходит к высшему офицерскому составу армии.

В 1659 году остаток Долгого парламента (40 щей) объявляют себя конвентом, обладающим учредительной властью. Генерал Монк, опершись на шотландскую армию, выводит на престол Карла II , сына казненного короля. Положение его существенно отличалось от положения его отца. Он был лишен большой доли самостоятельности. Финансами распоряжался парламент. Но избранный в 1661 году парламент состоял преимущественно из представителей дворян и крупной буржуазии, стремился ладить с королем. Управление государственными делами при нем попало в руки группы его приближенных («кабаль»). Этот парламент просуществовал долго и получил название Долгого. В 1679 году собрался новый парламент («парламент вигов»). В этот период берут начало 2 политические партии. Тори- приверженцы короля, сторонники усиления королевской власти, в противовес парламенту, а виги - оппозиция короне. В парламенте 1679 года преобладали вторые.

Вигский парламент начал свою деятельность с издания законодательного акта «Habeas Corpus Act». (Смотреть вопрос о «Habeas Corpus Act» 1679 года).

Непосредственное значение этого акта заключалось в создании гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти. Парламент сохранял право в случае народных волнений или военных действий приостанавливать этот акт, что неоднократно делалось (например, в Ирландии).

Приказ Habeas Corpus Act- инструмент защиты личной неприкосновенности. Заключенный мог сам обратиться к любому судье, канцлеру и попросить выдать приказ тюремщику привести этого заключенного в ближайший суд и объяснить основание ареста. Эта процедура- результат судебной практики. Не было обязанности немедленно выдать приказ => к ним обращались несколько раз. Если не было достаточных оснований ареста, суд выносил решение в пользу заключенных, а тюремщики не подчинялись.

Habeas Corpus дословно переводится с латинского языка как «имею тело».

Настоящее его название: «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями». Лицо, арестованное и заключенное в суде, могло обратиться к лорду-канцлеру, лорду-хранителю печати, судьям королевской скамьи , баронам казначейства с просьбой о выдаче приказа Habeas Corpus. В случае, если лицо, к которому обратились с просьбой, отказывается его выполнить, оно подлежит штрафу в пользу арестованного в размере 100 фунтов стерлингов (несколько годовых доходов). Если вторичный отказ, то 200 ф. ст. и отстранение от должности.

В приказе - требование доставить заключенного к лицу, которое выдало приказ или в близлежащий суд и объяснить причину ареста. Арестованный должен был быть доставлен в течение 3 дней, если суд на расстоянии менее 20 миль; если от 20 до 100 миль, то 10 дней; если более 100 миль, до 20 дней.

Действие приказа не распространялось на лиц, обвиненных в государственной измене и других тяжких преступлениях.

I. Что верховная законодательная власть свободных государств Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, сосредотачивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте; титул названного выше лица называется "Лорд-протектор свободных государств Англии, Шотландии и Ирландии".

II. Что осуществление полномочий верховного правителя и управление означенными выше странами и владениями и их населением принадлежит Лорду-протектору, при содействии Совета, число членов которого не должно превышать двадцати одного и не быть ниже тринадцати.

III. Что всякого рода указы, вызовы в суд, полномочия, патенты, пожалования и другие распоряжения, кото- рые до сих пор издавались от имени и титула блюстителей свободы Англии властью парламента, должны издаваться от имени и титула Лорда-протектора, которым на будущее время будут производиться назначения всех должностных лиц и пожалования почетных званий в названных выше трех нациях. Он имеет право помилования (кроме случаев убийства и измены) и получения всех конфискаций, сделанных для публичных целей. Он должен управлять означенными выше странами и владениями во всех делах при содействии Совета и на основании настоящего акта и законов.

IV. Что Лорд-протектор во время заседаний парламента должен располагать и руководить милицией и войсками как на море, так и на суше, для достижения мира и благоденствия трех наций, с согласия парламента, и что Лорд-протектор в промежутках между заседаниями парламентов должен располагать и руководить милицией для достижения указанных выше целей, с ведома и согласия большинства членов Совета.

V. Что Лорд-протектор, с ведома указанного выше Совета, должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских отношений с иностранными королями, правителями и государствами, а также с согласия большинства членов Совета имеет право вести войну и заключать мир.

VI. Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употреблении или отменены, равно как и не могут быть изданы какие-либо новые законы или введены какие-либо налоги, сборы или подати, которыми обла- гается народ, иначе как с его согласия, выраженного в парламенте, за исключением случаев, указанных в п. XXX.

VII. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3 сентября 1654 г., и последующие парламенты должны быть созываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента.

VIII. Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть отсрочиваемы, прерываемы или распускаемы в течение пяти месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия.

XVII. Что лица, которые будут избраны в число членов парламента, должны быть (и не могут быть иными) лицами, известными своей честностью, богобоязненными, хорошего поведения, иметь возраст в двадцать один год.

XVIII. Что все и каждое лицо, и лица, имеющие на праве собственности или владения от своего имени имущество движимое или недвижимое стоимостью двести фунтов стерлингов. признаются имеющими право выбирать членов парламента.

XXII. Что лица, избранные и признанные заседать указанным выше порядком, или шестьдесят из них, должны признаваться и признаются парламентом Англии, Шотландии и Ирландии, причем, высшая законодательная власть принадлежит Лорду-протектору и названному выше парламенту порядком, изложенным в дальнейшем.

XXIV. Что все билли, принятые парламентом, должны быть представлены Лорду-протектору на его одобрение. В случае, если Лорд-протектор не даст своего одобрения на указанный билль в течение двадцати дней после представления ему билля или не предоставит парламенту удовлетворительных объяснений своего отказа в одобрении билля в течение определенного выше срока, то тогда в силу декларации парламента, что Лорд-протектор не дал согласия или удовлетворительных мотивов своего отказа в утверждении билля, означенные выше билли должны считаться вступившими в силу и являющимися законами, хотя бы Лорд-протектор и не дал свое согласие, если только означенные выше билли не содержат в себе ничего противоречащего правилам, заключающимся в настоящем акте.

XXV. (Перечислены имена пятнадцати членов Совета). В случае смерти или выбытия кого-либо из них, парламент избирает шесть кандидатов на место выбывшего. Из числа этих шести Совет большинством голосов выбирает двух и представляет Лорду-протектору, который утверждает в звании члена Совета одного из этих двух лиц.

XXVII. Что должен быть взимаем, введен и установлен постоянный ежегодный сбор на содержание 10 000 человек кавалерии и драгун и 20 000 пехоты в Англии, Шотландии и Ирландии для защиты и обеспечения их безопасности, а также на содержание надлежащего числа кораблей для охраны морей; помимо этого, 200 000 фунтов стерлингов в год - для покрытия других необходимых расходов на отправление правосудия и иные издержки правительства; этот сбор будет взиматься путем таможенных пошлин и тех спо- собов и средств, которые будут одобрены Лордом-протектором и Советом, и не подлежит отмене или уменьшению; не подлежит изменению и способ, одобренный для его взимания, иначе как с согласия Лорда-протектора.

XXX. Лорду-протектору предоставляется право собирать налоги и пошлины до созыва первого парламента и издавать законы и ордонансы, которые парламент мог отменить.

XXXII. Что звание Лорда-протектора. является избирательным, а не наследственным; по смерти Лорда-протектора на его место должно быть немедленно избрано другое подобающее лицо; этот выбор должен производиться Советом.

XXXIII. Что Оливер Кромвель, капитан-генерал войск Англии, Шотландии и Ирландии, признается и настоящим объявляется пожизненно Лордом-протектором свободных государств Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих.

XXXIV. Что канцлер, хранитель или блюститель большой (государственной) печати, казначей, адмирал, генерал-губернаторы Ирландии и Шотландии и главные судьи судов обеих скамей должны назначаться с одобрения парламента; в промежутках между заседаниями парламента - с одобрения большей части Совета, утверждаемого затем парламентом.

XXXVI. Что никто не может быть принуждаем к исповедованию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения.

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война.

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королём Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл I был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову.

Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики.

Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой[8].

Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

В июле 1653 г. собрался так называемый парламент святых (или «малый парламент» - около 140 человек), члены которого были либо названы высшими офицерами, либо делегированы церковными общинами.

До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его ещё терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришёл конец. Не без её «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 января 1654 г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.

Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона[9].

Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653 г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения»[10].

Новая конституция Англии (“орудие управления”), оформившая протекторат О. Кромвеля

Декабря 1653 год

Что верховная законодательная власть свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии и владений им принадлежащих, сосредотачивается и прибывает в одном лице и народе, представленном в парламенте; титул названного выше лица называется “лорд - протектор свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии”.

Что осуществление полномочий верховного правителя и управления означенными выше странами и владениями и их населением принадлежит лорду - протектору, при содействии совета, число членов которого не должно превышать 21 и не может быть ниже 13.

Что всякого рода указы, полномочия, патенты, пожалования и другие распоряжения, которые до сих пор издавались от имени и титула блюстителей свободы Англии властью парламента, должны издаваться от имени и титула лорда - протектора, которым на будущее время будут производиться назначение всех должностных лиц. Он имеет права помилования (кроме случая убийства и измены) и получение всех конфискаций, сделанных для публичных целей. Он должен управлять означенными выше странами и владениями во всех делах при содействии совета и на основании настоящего акта и закона.

Что лорд - протектор, во время заседаний парламента, должен руководить милицией и войсками, как на море, так и на суше, для достижения мира и благоденствия трех наций.

Что лорд - протектор, с ведомо указанного выше совета, должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских отношений с иностранными королями, правителями и государствами, а также с согласия большинства членов совета имеет право вести войну и заключать мир.

Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены, равно как не могут быть изданы какие-либо новые законы, или введены какие- либо налоги, сборы и подати, которыми облагается народ, иначе как с его согласия выраженного в парламенте, за исключением случаев указанных в п. XXX.

Парламент должен быть созван для заседания Вестминстере 3 сентября 1654 года и последующие парламенты должны быть сзываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента.

Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть отсрочиваемы, прерываемы или распускаемы в течение 5 месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия[11]…

Заключение.

Английская буржуазная революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.

Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали своё идеологическое оружие все противники отживавшего средневековья и абсолютизма.

Но Английская революция была революцией буржуазной, которая в отличие от революции социальной приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства другим. В ней впервые с полной отчётливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них – узость исторических задач буржуазии, ограниченность её революционных возможностей.

Английская буржуазная революция внесла большой вклад в развитие парламентаризма т.к. центральным органом революции, на первом этапе стал парламент, в котором подавляющее большинство представляло интересы буржуазии. Английским парламентом в годы революции было принято много немаловажных актов: Великая ремонстрация; билль о нераспускаемости существующего парламента; Апология палаты общин; Петиция о праве, Акт, упраздняющий королевскую власть, Акт об объявлении Англии Республикой, Новая конституция Англии (Орудие управления). Принятые документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии – т.е. верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королём.

Список литературы:

Английская буржуазная революция XVII века / Под ред.Е. А. Косминского –М. : Издательство “Аванта”, 1999.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. «Мысль», М., 1991.

Брандт М.Ю., Горинов М.М., Данилова А.А. и др. «Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть 1». Издательство «Владос», Москва 1995г.

Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

ИГПЗС/ под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой –М. :НОРМА, 1999. – 712 с.

История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002.

История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. НОРМА – ИНФРА, М., 1999.

Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

[1] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[2] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

[3] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[4] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

[6] История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002.

[7] Лавровский В.М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVIIв.-М., 1998.-с.53

[8] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

[9] История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. НОРМА – ИНФРА, М., 1999.

[10] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.

[11] Законодательство английской революции 1640-1660гг./Сост. Н.П. Дмитревский.-М., 1996.-с265

I. Что верховная законодательная власть свободного государства (Common wealth) Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принад­лежащих, сосредоточивается и пребывает в одном лице и народе, представ­ленном в парламенте; титул названного выше лица называется «лорд-протектор свободного государства (Common wealth) Англии, Шотландии и Ирландии».

II. Что осуществление полномочий верховного правителя и управление означенными выше странами и владениями и их населением принадлежит лорду-протектору, при содействии совета, число членов которого не должно превышать двадцати одного и не быть ниже тринадцати.

III. Что всякого рода указы, вызовы в суд, полномочия, патенты, пожа-

с.84лования и другие распоряжения, которые до сих пор издавались от имени и титула блюстителей свободы Англии властью парламента, должны изда­ваться от имени и титула лорда-протектора, которым на будущее время будут производиться назначения всех должностных лиц и пожалования по­четных званий в названных выше трех нациях. Он имеет право помилования (кроме случаев убийства и измены) и получения всех конфискаций, сделан­ных для публичных целей. Он должен управлять означенными выше стра­нами и владениями во всех делах при содействии совета и на основании настоящего акта и законов.

IV. Что лорд-протектор, во время заседаний парламента, должен распо­лагать и руководить милицией и войсками, как на море, так и на суше, для достижения мира и благоденствия трех наций, с согласия парламента, и что лорд-протектор в промежутках между заседаниями парламентов должен располагать и руководить милицией для достижения указанных вы­ше целей, с ведома и с согласия большинства членов совета.

V. Что лорд-протектор, с ведома указанного выше совета, должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских сношений с иностранными королями, правителями и государствами, а также с согласия большинства членов совета имеет право вести войну и заключать мир.

VI. Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены, равно как не могут быть изданы какие-либо новые законы, или введены какие-либо налоги, сборы или подати, которыми облагается народ, иначе как с его согласия, выраженного в пар­ламенте, за исключением случаев, указанных в п. XXX.

VII. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3-го сентября 1654 года и последующие парламенты должны быть созывае­мы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существую­щего парламента.

VIII. Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть отсрочиваемы, прерываемы или распускаемы в течение пяти месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия.

Законодательство английской революции 1640-1660 / Сост. Н.П.Дмитриевский. – М., Л., 1946. С. 175-176 Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв./ Под ред. В.Г.Сироткина. – М.:Высш.шк., 1990.С.83-84.

94. Ордонанс об объединении Англии и Шотландии 12 апреля 1654 г.

. Постановлено и постановляется его величеством лордом-протектором свободного государства (Commonwealth) Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, с ве­дома и согласия его совета, что весь народ Шотландии и остро-. bob Оркнейских и Шотландских и всех владений и территорий, принадлежащих Шотландии, с настоящего времени и впредь признается объединенным, составляющим, образующим, провоз­глашающим и устанавливающим одно свободное государство (Commonwealth) с Англией, а в каждом парламенте, заседаю­щем в дальнейшем в указанном свободном государстве (Com­monwealth), 30 лиц призываются и представляют интересы Шот­ландии.

Законодательство английской революции 1640-1660 / Сост. Н.П.Дмитриевский. – М., Л., 1946.С. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т./ Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А.Крашенинникова. Т.2: Современное государство и право/ Сост. Н.А.Крашенинникова. – М., 2004. С. 22-23

( Акт этот не сделался законом вследствие роспуска 22 января 1655 г. Кромвелем парламента и остался, таким образом, проектом. )

( Дается по сборнику “Законодательство Английской революции 1640—1660 гг.”, составленному Н. П. Дмитревским (М.—Л., 1946) )

(конституционный билль первого парламента протектората)

11 ноября 1654 — 20 января 1655 гг.

1. . Высшая законодательная власть свободного государства (Commonwealth) Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, сосредоточивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте, следующим порядком, а именно, все билли, принятые парламентом, должны быть представлены названному выше одному лицу для изъявления им своего согласия и, в случае, если оно не изъявит на билль своего согласия в течение двадцати дней после того, как билль ему представлен, или не даст парламенту удовлетворительных объяснений об основаниях своего отказа в одобрении билля в определенный выше срок, в таком случае означенные выше билли вступают в силу и становятся законами, хотя бы названное лицо и не дало на них свое согласие, если только эти билли не содержат в себе ничего противного таким предметам, относительно которых названное лицо настоящим уполномочивается налагать “veto”.

2. Что если целью какого-либо билля, который будет издан когда-либо впоследствии, явится изменение основ и организации правления английского свободного государства (Commonwealth), состоящего из одного лица и парламента, как сказано выше, то на такие билли названное лицо настоящим уполномочивается налагать “veto”.

3. Что титул названного выше одного лица носит наименование “лорд-протектор свободного государства (Commonwealth) Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих”. [102]

4. Что звание лорда-протектора указанных выше наций является избирательным, а не наследственным.

10. Что осуществление верховного управления над английским свободным государством (Commonwealth) и его населением должно производиться лордом-протектором при содействии совета, причем осуществление этой власти должно происходить в согласии с соответствующими законами и обычаями указанных выше наций Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих.

14. (Всякого рода указы, вызовы в суд, полномочия, патенты, пожалования и другие распоряжения должны издаваться от имени лорда-протектора.)

15. (Почетные титулы, поскольку они будут установлены в английском государстве, жалуются лордом-протектором, причем ни один такой титул не может быть пожалован с переходом его по наследству без согласия парламента.)

16. (Лорду-протектору не предоставлено право помилования осужденных за убийство и государственную измену. В остальных случаях лорду протектору предоставляется право помилования с согласия совета, причем это право не распространяется на деяния должностных лиц, обвиняемых в злоупотреблениях по службе и взяточничестве, на приговоры, вынесенные парламентом, или на деяния, нарушающие его привилегию.)

17. Что Оливер Кромвель, капитан-генерал войск Англии, Шотландии и Ирландии, является и должен признаваться лордом-протектором свободного государства (Commonwealth) Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, на время своей жизни.

20. 21. 22. (Первый парламент должен быть открыт в третий понедельник октября 1656 г., а следующие в тот же день в каждый третий год после указанной даты. Парламент не может быть отсрочен, прерван или распущен без его согласия в течение двадцати шести недель со дня его открытия.)

23. (Срок заседания парламента не должен превышать тринадцати недель сверх указанных выше двадцати шести недель, причем такое продление срока должно быть принято особым актом парламента с согласия лорда-протектора.)

24. (Лорду-протектору, с согласия совета, предоставляется в случае государственной необходимости право созыва чрезвычайного парламента.)

29. (Лица, добровольно участвовавшие в войнах против парламента с 1 октября 1641 года, а также католики и участники мятежа в Ирландии лишаются активного и пассивного избирательного права.)

31. Что лица, которые могут быть избранными для заседания в парламенте, должны быть (и не могут быть иными) как [103] лицами, известными своей честностью, богобоязненными, хорошего поведения и возраста в двадцать один год.

(Лишаются права быть избранными в парламент: богохульники, лица, вступившие в брак с католичками, лица, воспитывающие своих детей или подопечных в католической религии, лица, давшие разрешение своим детям на вступление в брак с католиками, отрицающие христианскую религию, употребляющие непристойные выражения, пьяницы и т. п.)

32. Что все и каждое лицо и лица, не подпадающие под указанные выше изъятия, обладающие недвижимостями на праве свободного держания (фригольд), приносящими доход в размере сорока шиллингов в год, в пределах графства, округа, участка или местности. признаются имеющими право голоса для выбора членов от того графства, округа, участка или местности, где расположены их земли или недвижимости, с тем, что указанное правило не влечет за собой изменения древних обычаев, хартий, привилегий тородов, парламентских местечек (бургов), городских поселений или корпораций, которые имели, в силу вышеуказанного, право избирать членов парламента, и их права продолжают существовать на прежних основаниях, несмотря на что-либо содержащееся в настоящем акте противоположного характера.

36 и 37. (Число членов от Англии, Уэльса и города Бервик на Твиде не должно превышать четырехсот, от Шотландии — тридцати, от Ирландии — тридцати.)

38. Что лорд-протектор, состоящий в этой должности в настоящее время, обязан управлять при содействии совета.

39. Что лица, входящие в состав совета, должны назначаться лордом-протектором и утверждаться парламентом.

40. (Число членов совета не должно превышать двадцати одного.)

41. Что истинная реформированная протестантская христианская религия, как она изложена в священном писании ветхого и нового завета, и никакая иная, должна признаваться и пользоваться защитой, как государственная религия названных выше наций.

42 и 43. (Принуждение к исповеданию указанной выше религии не допускается. Допускается религиозная терпимость к лицам, не согласным в отношении вероучения, богопочитания и правил церковного благочиния с установленной указанной выше религией, если они не пользуются предоставленной им свободой для причинения вреда другим лицам или нарушения общественного спокойствия.)

44. (Впредь до издания парламентом нового постановления существующий в настоящее время порядок содержания духовенства сохраняет свою силу.) [104]

45. Что Оливер Кромвель, нынешний лорд-протектор, в течение своей жизни должен содержать на службе войска английского свободного государства (Commonwealth) на суше и на море, для упрочения мира и благоденствия этого государства, и распоряжаться ими во время заседаний парламента с согласия последнего, а не иначе.

46. (В промежутках между заседаниями парламента управление и распоряжение военными силами должно производиться лордом-протектором с согласия совета.)

48. (Размер существующих сухопутных и морских вооруженных сил должен быть не более, чем это будет определяться время от времени лордом-протектором и парламентом.)

51. Что законы английского свободного государства (Commonwealth) не должны быть изменяемы, приостанавливаемы, выводимы из употребления и отменяемы, ни издаваемы новые законы, ни вводимы какие-либо налоги, подати, сборы, налагаемые на население, иначе, как с общего согласия населения, представленного в парламенте.

52. Что право объявления войны принадлежит только лорду-протектору и парламенту.

53. Что во время заседаний парламента никакой мир не может быть заключен иначе, как с согласия парламента, а во время промежутков в заседаниях парламента право заключения мира принадлежит лорду-протектору и совету с теми условиями и ограничениями, как это будет указано парламентом.

54. Что названный выше лорд-протектор с ведома и согласия большинства членов совета должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских сношений с иностранными королями, правителями и государствами.

55. 56. 57. (Высшие должностные лица Англии, Шотландии и Ирландии, как-то: канцлеры, хранители государственной большой печати и т. д., назначаются с одобрения парламента, а в промежутках между его заседаниями с одобрения большинства членов совета и последующего утверждения парламента.)

58. (Акты об отчуждении недвижимостей, рент и т. п., принадлежавших королю и другим членам королевского дома, епископам, деканам и капитулам, а также сторонникам короля, лесных угодий, а равно недвижимостей и рент, принадлежавших государству, и государственные долги, заключенные парламентом, остаются в силе.)

59. Что постановления, содержащиеся в настоящем акте, или какое-либо из них не могут быть изменены, отменены или приостановлены без согласия лорда-протектора и парламента.

Текст воспроизведен по изданию: Акт об объявлении и установлении правления свободного государства (Commonwealth) Англии, Шотландии, Ирландии и владений, им принадлежащих (конституционный билль первого парламента протектората). 11 ноября 1654 г.—20 января 1655 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: