Что важнее федеральный закон или решение суда

Обновлено: 25.04.2024

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Идет процесс по рейдерскому захвату приобретённой физическими лицами коммерческой недвижимости. Для захвата и контроля была выбрана тактика «курковой зоны».

Каковы возможные исходы процесса и как суды относятся к такому неправильному толкованию права, как имеет место быть в арбитраже? На арбитраж, по сути ,мы повлиять уже никак не можем? Но что считается выше судебное решение в Арбитражном суде или нормы закона № 214?

Судебное решение должно основываться на законе и не является нормативным правовым актом в отличии от закона, судебное решение принятое в противоречии закону должно быть отменено вышестоящим судом, для этого есть специальные механизмы предусмотренные процессуальным правом, такие как обжалование в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каковы возможные исходы процесса и как суды относятся к такому неправильному толкованию права, как имеет место быть в арбитраже?
Ольга Мерольд

Это нужно уже судить по самому делу, знать достаточно хорошо фабулу, чтобы сказать о дальнейших перспективах.

Цитата: "для этого есть специальные механизмы предусмотренные процессуальным правом, такие как обжалование в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам."

Мне отказано быть участником процесса в Арбитраже на основании пропуска ИД. Ходатайство о восстановлении срока не удовлетворено. При обращении в вышестоящий суд-тоже самое.Ищу иные пути.

Эта небольшая площадь является той самой курковой зоной, которая позволяет контролировать единственный вход в нежилые помещения. Маленький коридор, который мы оплачивали.).
Ольга Мерольд

Не совсем понятно, вам затруднен проезд? Не пробовали установить сервитут? Или проезду мешает иное помещение?

Каковы возможные исходы процесса и как суды относятся к такому неправильному толкованию права, как имеет место быть в арбитраже? На арбитраж, по сути, мы повлиять уже никак не можем?
Ольга Мерольд

Тут сложно очень что либо сказать, нужно знакомиться с материалами и анализировать ситуацию, главное отстоять и доказать свою позицию на самом суде!

У нас в стране не прецедентное право, суд при вынесении решения основывается на законе, а не на другом судебном решении.

Каковы возможные исходы процесса и как суды относятся к такому неправильному толкованию права, как имеет место быть в арбитраже? На арбитраж, по сути, мы повлиять уже никак не можем? Но что считается выше судебное решение в Арбитражном суде или нормы закона № 214?
Ольга Мерольд

Ольга, вопрос, который Вы задаете, с одной стороны довольно простой, а с другой невероятно сложен. Дело в том, что вступившее в законную силу решение безусловно принимается другим судом, который рассматривает дело, содержащее обстоятельства, которые были предметом рассмотрения в том суде. После вступления в законную силу такого решения, факты и обстоятельства установленные в нем не могут быть предметом исследования и переоценки другого суда по другому делу. Он просто принимает данные обстоятельства. Поэтому есть лишь одна возможность, один порядок для изменения судебного решения, о чем уже указал коллега Шахбанов.

Поскольку суд в целях мотивации отказа в удовлетворении требований Ваших оппонентов использовал пропуск ими исковой давности в новом деле, это означает, что никаких иных возможностей или оснований для отказа он не усмотрел. Это не слишком хорошо. Однако решение вполне может устоять в апелляции. Больше Вам сказать возможности не представляется в силу величины темы и отсутствия многих составляющих, которые необходимы для полноценного анализа.

А их не более, а двое. Кроме того, лестница входит в состав офиса.На баланс ТСЖ не передана. И сразу( по договору )была приобретена в долях 1\2 каждым из со-собственников. А впоследствии верхняя площадка стала комнатой у одних и была заявлена в праве собственности одних.
Ольга Мерольд

Ну я бы все же уточнил на «более одного».

Не вполне понятно как это лестница, являющаяся по сути общей долевой собственностью, была приобретена в долях. У Вас каждый собственник обладает одним этажом как я понимаю? Причем ваши оппоненты верхним, так? Причем тут баланс ТСЖ? Дайте хоть одно решение судебное взглянуть. Без них мы вряд ли разберемся.

Лестница по проекту относится к категории внутриофисных(по аналогии с внутриквартирными для многоуровневых квартир). Хотя здесь имеет место нежилое помещение но ,согласно проектной документации на дом и планов БТИ, при инвентаризации перед получением разрешения на ввод в эксплуатацию лестница(в перечне помещений) отнесена в состав номерного офиса. К общедомовому имуществу и местам общего пользования не отнесена на момент ввода в эксплуатацию. Значит ,впоследствии может стать местами общего пользования только по решению суда. А она продана в долях каждому из двух купивших дольщиков.

Здесь, по-моему, нарушение прав при заключении договоров долевого участия(подряда,т.к. нет действия 214 з-на ). Но это нарушение, по сути узаконил Арбитражный.

Вот поэтому я так и озаглавила постановку вопроса здесь.

Суд не обязан принимать во внимание решение другого суда, тем более, что он не вышестоящий. В таком случае, при вынесении решения, для суда будут обязательны нормы закона, а не решение другого суда.

Уважаемая Ольга! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите во внимание следующее: любое дело, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (если, конечно, таковые найдутся — к примеру, ст.ст.309-317 АПК РФ).

Например, новым обстоятельством является (п.2 п.3 ст.311 АПК РФ)

признанная вступившим в законную силу судебным актом
арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая
повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по
данному делу

При этом, согласно п.1 ст.312 АПК РФ

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного
акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд,
принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не
превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся
основанием пересмотра судебного акта, а в случае, если наличие обстоятельства,
предусмотренного пунктом 5 части 3
статьи 311 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении
заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, со
дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум
Верховного Суда Российской Федерации

В Вашей ситуации смущает (и достаточно серьезно) срок принятия решения… так как все равно, чтобы к нему прицепиться надо что-то обжаловать (какую-либо сделку или часть сделки, которая повлекла бы последствия для принятого решения). Но для более точного ответа надо видеть Ваши документы.

Так, если речь идет о «единственном входе — выходе», то это вообще общее имущество (если более двух собственников) и никто не вправе здесь диктовать свои условия (аналогия по МКД)… или реконструируйте дом…

Цитата: "если более двух собственников." А их не более,а двое. Кроме того,лестница входит в состав офиса.На баланс ТСЖ не передана. И сразу( по договору )была приобретена в долях 1\2 каждым из со-собственников. А впоследствии верхняя площадка стала комнатой у одних и была заявлена в праве собственности одних.

По вновь открывшимся обстоятельствам может быть открыто дело,если бы мы стали стороной по делу. Нам в Арбитражном деле было в этом отказано. Обжаловали. Опять отказ.

Уважаемая Ольга! Доброго… С Наступающим! Значит здесь путь закрыт.

Не могу закрыть вопрос без предоставления клиентом суд. решений.

Да, без ознакомления с решением суда конкретно ответить невозможно. Остается только рассуждать. А это не ответ на вопрос и потому закрыть его нельзя.

Полный ответ дан на один из трех вопросов клиента. Для полного ответа на остальные два вопроса нужно смотреть документы, на которые сослался клиент.

необходимы судебные решения

оставляю закрытие вопроса или возврат денег клиенту на усмотрение администрации

Невозможно закрыть вопрос.

Не могу закрыть вопрос.

Не могу закрыть вопрос.

вопрос серьезен -без решений закрыть сложно.

Не могу закрыть вопрос

Не могу закрыть вопрос

Не могу закрыть вопрос

не могу закрыть вопрос

Не могу закрыть вопрос.

Не могу закрыть вопрос

Не могу закрыть вопрос.

Не могу закрыть вопрос.

закрыть вопрос не представляется возможным

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, могу ли я получать пособие с 8 до 17.если на алименты я подавала в 2014г. Алименты бывший муж не платит. Дадут ли мне судебное решение или нужно заново подавать?

Доброе утро. Прошу прощение, законно ли что моё судебное решение вынесли на всё общие обозрение? Я явлеюсь инвалидом 3 группы, и так же участником боевых действий, а так же пенсионер МВД.

В 1998 году в Дмитровском районе Московской области для ведения личного подсобного хозяйства был приобретён участок с домом. Документы были оформлены в соответствии с законодательством. В 2019 году возникла необходимость в увеличение жилой площади, вследствие чего была произведена реконструкция жилого дома, а именно увеличение его по высоте и по площади. Реконструкция была произведена в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Во время реконструкции в Администрацию Дмитровского района в соответствии с законодательством было подано "уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома", на что был получен отрицательный ответ обоснованный тем, что участок находится полностью в 200 метровой границе защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1836 г., по имеющимся данным в открытых источниках данный объект был утвержден как объект культурного наследия в 2002 году) и необходимостью получения разрешения от аэродромной части (военная часть), Роспотребнадзора по МО и Главного управления культурного наследия МО.. Из вышеуказанного получили разрешения от аэродромной части (военная часть), Роспотребнадзора по МО и дополнительно получили разрешение на реконструкцию от настоятеля храма (обьекта культурного объекта). На обращения в Главное управление культурного наследия МО, несколько раз получили один и тот же ответ: «Информируем Вас, что границы территории и зоны охраны Объекта в установленном законодательством порядке не утверждены. В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона в границах защитной зоны запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны такого объекта культурного наследия. Дополнительно сообщаем, что положение п. 1 ст. 34.1 Федерального закона, предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до 3 октября2016 года, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика (Федеральный закон от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Учитывая изложенное, сообщаем, что освоение территории Земельного участка возможно только в строгом соответствии со статьей 34.1 Федерального закона.» В связи с возникшими трудностями прошу предоставить консультацию в решении вопроса получения разрешительного уведомления на проведения реконструкции в целях последующей регистрации права собственности на дом.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, с какой даты действует часть 7.1 Закона №280-ФЗ, введённая Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ и распространяет ли она свое действие на события (внесение в сведения егрн границы лесничества и земельного участка), произведенные до указанной даты даты - 30.04.2021? Ситуация следующая - сведения в ЕГРН о земельном участке были внесены в апреле 2020 года на основании судебного решения, при этом судебное решение о праве собственности было вынесено в 2018 году (права на участок возникли до введения в действие Земельного кодекса и был выделен для садоводства в 1989 году, но при этом правоустанавливающие документы отсутствовали и поэтому было обращение в суд), далее был дополнительный суд в декабре 2019 года по установлению спорной координаты с соседом. За это время в ноябре 2019 года в ЕГРН были внесены сведения лесничества. В результате в текущей ситуации - есть наложение участка с категорией земли сельсхозначения и ври - садоводство на землях лесничества. В своем последнем комментарии КЛХ указывает на статью 7.1 ФЗ-280, которая если я правильно понимаю вступила в силу от 30.04.2021 + 180 дней с момента опубликования закона ФЗ-120. В этой связи, указанная ситуация с внесением сведений в ЕГРН границ лесничества в ноябре 2019 года и внесение сведений об участке в апреле 2020 году, произошедших до вступления закона не может регулироваться и попадать под действие указанной новой статьи, верно? Обязан ли КЛХ или Рослесхоз в данной ситуации устранить противоречия по наложению и пересечению границ ЗУ и лесничества до 01.01.2023 (в соответствии с ФЗ-280) или же здесь необходимо обращаться в суд и руководствоваться статьей 8.1 280-ФЗ ? Спасибо.

В Администрации города отказались менять электросчётчик в муниципальной квартире, ссылаясь на то, что на основании решения совета депутатов города счетчики меняются за сет жильцов. Счетчик 1958г., находится в внутри квартиры. Но в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Куда мне можно обратиться, помимо Администрации города.

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде:

I. Конституция (Основной Закон) РФ.
II. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.
III. Указы Президента РФ.
IV. Постановления Правительства РФ.
V. Нормативные акты министерств и ведомств.
VI. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов.
VII. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.

1. На основе сравнительного анализа ч. 3 ст. 90 и ч. 1 ст.115 Конституции РФ соотнесите по юридической силе нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ

Все юристы в один голос заявляют, что после вступления в силу №451 ФЗ обжаловать решения и определения районных судов и участвовать в суде апелляционной инстанции могут только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень. Однако читаем ч.3 ст 332 ГПК РФ. 3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. Закон конкретно указывает на то, что лицо, участвующее в деле и подписавшее поданную им жалобу, не обязано иметь высшее юридическое образование. ч2. Ст.49 ГПК Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные… Я читаю как написано: адвокаты и иные. не могут быть представителями в мировых и районных судах. Юристы читают как считают: Не адвокаты и иные, не имеющие высшего юридического образования, не могут подавать апелляции (частные жалобы) на решения (определения) районных судов.( Правда Пленум ВС №16 от 22.06.2021г. вроде как разрешил адвокатам и иным. быть представителями в районных судах.) Хочется установить истину. Прошу дать ссылку на судебную практику где, по вступившему в законную силу определению суда, оставлена без движения жалоба (частная жалоба) представителя стороны на основании отсутствия у него высшего юридического образования. P.S. ГПК и ч.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 можно не цитировать.

Здравствуйте,я приняла решение как единственный учредитель фонда о его ликвидации ,подаю заявление в суд,имеет ли юридическую силу вот этот документ?

Добрый день. На какой срок гарантии обращать внимание, если в договоре и техническом задании они разные. Что имеет большую юридическую силу Договор или ТЗ (которое является приложением к договору)

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанному выводу, рассмотрев жалобу гражданина на неконституционность норм абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса, ч. 2 ст. 13 и п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражно-процессуального кодекса. Заявитель в своем обращении указал на неопределенность того, в каких случаях судами не применяется акт госоргана или органа местного самоуправления, противоречащий закону, а арбитражный суд принимает решение о неприменимости того или иного НПА в зависимости от его юридической силы (Постановление КС РФ от 6 декабря 2017 г. № 37-П).

Что нужно указать в жалобе на действия органов предварительного расследования или суда? Узнайте из материала "Право обжалования в уголовном процессе" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Заявитель пытался обжаловать решение комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами районной администрации, в силу того, что оно противоречило актам большей юридической силы и потому не подлежало применению. Однако суд отклонил его довод.

Свою позицию суд объяснил тем, что обжалуемый НПА не признан недействующим в надлежащем порядке и сослался на судебное определение, прекратившее производство по административному иску заявителя об оспаривании данного НПА. В определении было указано, что НПА был отменен принявшим его органом в период производства по делу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Изучив обращение, Суд заключил, что арбитражный суд обязан проверять НПА, применяемый в гражданском деле на соответствие акту, имеющему большую юридическую силу. Речь идет в том числе и о случаях, когда о наличии противоречия заявило лицо, участвующее в деле. Если по результатам обращения заявление о существовании противоречия подтверждается, суд обязан вынести решение в соответствии с актом, имеющим большую юридическую силу. КС РФ подчеркнул, что суды тем более должны проводить указанную оценку, если НПА был отменен до начала или в период производства о признании его недействующим.

документы работа бумаги офис страхование

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: