Что такое вормсский суд

Обновлено: 18.04.2024

Самым жестоким потрясением за всю многовековую историю католической религии стала Реформация — с Римом одна за другой начали порывать отношения европейские страны. У истоков Реформации стоял Мартин Лютер, чьи идеи о необходимости церковных преобразований подверглись жестокой критике со стороны папства. Какое-то время противостояние проповедника и Рима не выходило за пределы внутрицерковных богословских споров, но после Вормсского рейхстага 1521 года идеи Лютера были объявлены ересью, а его последователи — преступниками и еретиками.

Причины Реформации

К началу XVI века раздробленная Германия практически полностью контролировалась Святым Престолом. В отличие от Англии, Франции и Испании, где притязания церкви ограничивались сильной королевской властью, здесь папы и высший немецкий клир свободно и безнаказанно взимали небывалого размера поборы.

Рим с его политическим и культурным расцветом требовал огромных финансовых вливаний, а папы не стеснялись содержать двор, которому могли позавидовать европейские монархи. Германию просто грабили, что вызывало естественное возмущение ее населения. В стране была широко распространена продажа индульгенций, покупая которые прихожане могли получить прощение за любые грехи — это был лишь вопрос цены.

МАРТИН ЛЮТЕР В ВОРМСЕ

Беспокойство, недовольство властью и страх перед будущим определяли настроение общественности. В деревнях росло антифеодальное движение, а в городах возникали восстания против жадных священнослужителей. В университетах набирало популярность движение гуманизма, критиковавшее внешнее благочестие Рима и несоблюдение им принципов «христианской человечности», близкой к заветам Христа.

Практически все требования политических и социальных преобразований в Германии конца XV — начала XVI века включали церковные реформы, но оппозиция была слишком разнородной. В 1517 году общественные идеи и ожидания смог выразить Мартин Лютер (1483-1546 гг) — выпускник Эрфуртского университета, доктор богословия и монах ордена августинцев.

Возмущенный продажей индульгенций, Лютер в конце октября 1517 года направил архиепископу Майнца и разместил на дверях приходской церкви свои знаменитые 95 тезисов, которые в дальнейшем углублялись и разъяснялись им самим и его последователями.

Лютер стремился устранить «порчи» церкви путем ее обращения к идеалам Священного Писания и отвергал католическую догму о возможности спасения души лишь при посредничестве клира. Он подчеркивал значение совести, смирения и личного раскаяния, без которых искренняя вера и милость Божья были недостижимы.

Разрыв с церковью

Идеи Лютера привели к далеко идущим последствиям. Спасение личной верой и отрицание посредничества церкви в спасении души исключало ее из участия в судьбах верующих. Вся дорогостоящая и сложная система католической иерархии становилась бессмысленной, равно как и каноническое право. Церкви отводилась роль наставницы и помощницы в религиозной жизни.

В напряженной общественной атмосфере Германии лютеранство обрело огромную популярность. Сочинения Лютера, первоначально представленные только на латинице, переводились на немецкий язык и распространялись среди населения. Попытки церковных теологов, таких как Экк, высмеять новое учение не возымели успеха. Вскоре в Риме осознали нависшую над католическими догмами опасность.

Общественный резонанс становился все больше. В сочинениях Лютера все больше места занимали не вопросы личной религиозности, а проблемы реформы церкви. Наконец, в 1520 году проповедник предложил конкретную программу преобразований, которая включала неслыханную ранее идею о праве мирян на священство. Предполагались также четкое разделение сфер контроля светской и духовной власти и секуляризация церковного имущества.

В июне 1520 года папа Лев X издал буллу с отлучением проповедника от церкви, но ее вступление в силу было отложено до декабря того же года. Однако вместо отречения от своих еретических идей Лютер издал очередной опус с идеей о свободе совести каждого верующего.

В декабре 1520 года началось сожжение сочинений Лютера. Последний ответил уничтожением экземпляра буллы и книги по каноническому праву, подчеркнув свою смелую и независимую позицию. После этого Лютер стал едва ли не национальным героем Германии, а его сочинения печатали сотни типографий.

Среди покровителей Лютера к тому времени был курфюрст Фридрих Мудрый, для которого новое движение стало шансом на обретение контроля над страной.

Приглашение в Вормс

Последней попыткой Рима вернуть еретика Лютера в лоно церкви и заставить замолчать его последователей стал рейхстаг в Вормсе. Проповедник под угрозой смерти должен был признать свои заблуждения перед лицом императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга и представителей высшей светской и духовной знати.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

У Лютера и его покровителя курфюрста Фридриха были свои интересы в этой поездке. Карл V был молод и обижен на Рим за недавнее противодействие в борьбе за императорский престол. Публичная встреча императора и Лютера могла бы побудить Карла к церковной реформе, или, по крайней мере, рассеять распространенные и не слишком благовидные сплетни о проповеднике.

Папский легат Алеандр настаивал, что во время встречи с Лютером Карл V должен потребовать от него отречения, а в случае отказа — привести в исполнение смертный приговор. Однако в итоге светская знать настояла на том, что проповедника лишь выслушают и вынесут решение. Курфюрсту Фридриху дали гарантии, что его подданного не арестуют и не выдадут инквизиции, по крайней мере в самом Вормсе.

Таким образом, у Лютера, когда он направился на рейхстаг, была охранная грамота императора. Впрочем, у Яна Гуса, сожженного после Констанцского собора, был аналогичный документ, но это его не спасло. Все осознавали, что от костра у Лютера не было гарантий и эта готовность к риску во имя своих убеждений превратила его путь до Вормса в триумфальный.

Рейхстаг в Вормсе

В Вормс Лютер прибыл 16 апреля 1521 года, и его приветствовали толпы народа. Заседание рейхстага началось на следующий день и продолжалось до 19 апреля.

Лютер отказался отречься от своих сочинений (около 20 наименований), предъявленных на слушаниях. Он объявил, что его полемические, антипапские, назидательные книги не содержат ничего предосудительного и не противоречат интересам империи. Лютер призывал обратиться за доказательствами к Священному Писанию и доводам разума.

Ни представитель епископства, Иоганн фон Эккен, ни император, ни знать не были готовы к такому ответу. Они ожидали, что Лютер будет оправдываться, убеждать или излагать свои идеи по стандартному опроснику инквизиции, но реформатора, вероятно, больше волновал другой вопрос — требовать ли ссылок на Писание только от церковного суда или это обязательно и для светской власти.

Лютер в Вормсе. Цветная гравюра 1557 года.

В речах Лютера прозвучал также тезис о протестантской декларации терпимости к мнению христианина. Проповедник говорил, что никто, в том числе и он сам или даже папа, не застрахован от ошибок, в том числе еретических. Однако эти заблуждения еще нужно доказать — с помощью того же Священного Писания. Оно же должно было служить мерилом личной совести верующего.

Отказ Лютера не был безапелляционным решением, реформатор лишь сообщил, что не в состоянии отречься от своих мыслей пока они не будут опровергнуты. Лютер не взывал к Божьему промыслу или воле, лишь подчеркивал свое право поступить именно так, а не иначе.

Диспут так и не состоялся. Комиссия рейхстага пыталась склонить Лютера к компромиссу и отречься хотя бы от части убеждений, но в ответ реформатор утверждал, что не хочет идти против совести. Сторонники папского легата Алеандра настаивали на задержании еретика, однако Карл V под угрозой крестьянского восстания вынужден был отпустить Лютера.

Вормсский эдикт

21 мая рейхстагу было зачитано заключение по делу Лютера. Документ однозначно признавал новое движение еретическим. Эдикт был датирован задним числом, 8 мая, чтобы ускорить его исполнение, так как охранная грамота Лютера действовала 20 дней.

Согласно приказу Карла V Лютер должен быть арестован после 28 мая. Немецкому населению предписывалось не давать еретику ни приюта, ни пищи. Сообщники и последователи Лютера также объявлялись преступниками, а его сочинения запрещалось держать в доме, читать и приобретать.

Германские власти проигнорировали Вормсский эдикт. Более того, Лютер исчез по дороге в родной Виттенберг — люди Фридриха Мудрого инсценировали похищение и тайно доставили реформатора в замок Вартбург под защиту курфюрста.

По Германии пошли слухи о гибели Лютера, что вызвало волну народных бунтов и расправ со священниками. Народная молва сделала из предполагаемой смерти проповедника настоящую драму — говорили, что он замучен и распят подобно Христу во имя своих убеждений.

Испанский король и правитель Священной Римской империи Карл V

Еще год Лютер жил в замке под личиной небогатого дворянина, и не выдавал себя ни внешностью, ни манерами, ни занятиями. Он тяжело переносил вынужденное бездействие и начал переводить Священное Писание на немецкий язык. Это труд в дальнейшем сыграл большую роль в развитии Реформации.

Несмотря на отсутствие духовного лидера, движение Реформации набирало массовость. В Виттенберге группа монахов-августинцев демонстративно покинула стены монастыря и начала обычную мирскую жизнь.

Там же началось практическое осуществление идей Лютера — была создана общественная касса, распределение денег которой осуществляли светские власти, а не церковь. Вверующих причащали хлебом и вином, хотя ранее этот порядок распространялся только на духовенство. Вскоре аналогичные порядки появились в других германских городах.


25 мая 1521 года по итогам работы рейхстага в немецком городе Вормс (ныне земля Рейнланд-Пфальц), император Священной Римской империи Карл V издал указ, известный как Вормсский эдикт. Этот документ объявлял Мартина Лютера еретиком и преступником и запрещал издание и распространение его трудов.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви еще в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения.

Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении Вормсского рейхстага включил в текст своего эдикта постановление об объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Кроме того, Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

В результате Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Поэтому уже в 1526 году Шпейерский рейхстаг фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На следующем рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира, который признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.


23 сентября 1122 года в городе Вормсе (на юго-западе Германии, на территории современной федеральной земли Рейнланд-Пфальц) римский папа Каликст II и император Священной Римской империи Генрих V заключили компромиссное соглашение (конкордат), завершившее борьбу за инвеституру. Позже договор был ратифицирован на Первом Латеранском соборе (1123 год).

В последней четверти XI века — первой четверти XII века между папским престолом и престолом Священной Римской империи разгорелась борьба за инвеституру — наиболее значительный конфликт между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе.

Этот конфликт с формальной юридической точки зрения заключался в борьбе за право назначать епископов и аббатов, что в широком политическим аспекте, в условиях глубокой религиозности общества того времени, являлось борьбой за верховенство власти в империи.

По Вормсскому конкордату, обе стороны даровали друг другу истинный мир, король обязался вернуть папе и местным церквям захваченное в ходе конфликта имущество. Соглашение урегулировало спорные вопросы в назначении церковных иерархов. Оно признало двойственность положения епископов, которые входили одновременно и в церковную, и в феодальную иерархию.

Император отказывался от права наделять прелатов кольцом и посохом — символами духовного звания, которое давалось папой или его легатами. За императором сохранялось право наделять епископов ленами и светской властью, вручая им скипетр. Папа пошёл на три крупные уступки. Он признал, что епископы должны нести вассальные обязанности перед императором, согласился на присутствие императора при избрании епископов на немецкой территории и разрешил императору высказывать своё мнение в спорных случаях.

Император в свою очередь обещал, что выборы будут проходить без симонии и принуждения. В Италии и Бургундии император лишился права участвовать в избрании и вручал инвеституру по прошествии шести месяцев. В целом, конкордат был более выгоден папе, чем императору.

Длившееся около пятидесяти лет противостояние существенно ослабило верховную власть императоров Салической династии в Священной Римской империи и значительно усилило власть удельных крупных феодалов и аббатов. Конфликт нанёс непоправимый удар по перспективе превращения Священной Римской империи в полноценное целостное государство и положил начало раздробленности Германии, которое длилось вплоть до объединения страны в XIX столетии уже при Бисмарке.


26 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V издал указ, вошедший в историю как Вормсский эдикт (Wormser Edikt), так как он был издан в конце работы Вормсского рейхстага. Эдикт осуждал лютеранство, а самого Мартина Лютера объявлял еретиком и преступником.

Кроме прямых обвинений в адрес Лютера с приказом о его немедленном аресте, Вормсским эдиктом запрещалось издание и распространение любых его трудов. Кроме того, эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения. Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении рейхстага включил в текст своего эдикта, которым утверждались решения, принятые сословиями, постановление о объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Мартин Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Шпейерский рейхстаг 1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира.

Выступление Лютера на Вормсском рейхстаге 1521 г.

Вормсский эдикт (нем. Wormser Edikt ) — указ, изданный императором Священной Римской империи Карлом V 25 мая 1521 года в конце работы Вормсского рейхстага 1521 году, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. Кроме того Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения. Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении рейхстага включил в текст своего эдикта, которым утверждались решения, принятые сословиями, постановление о объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Мартин Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Шпейерский рейхстаг 1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: