Что такое в математике суд

Обновлено: 28.03.2024

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

ХОД УРОКА

Организация класса.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай", (слайд 2)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) (Приложение 1)

- сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы.

Работа над пройденным материалом

- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

* - отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.

Игра: “Какие карточки перевёрнуты?” (слайд 3)

Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.

- Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.

*- состав чисел (слайд 4)

*- отработка умения выполнять сложение и вычитание.

“Цепочка” (слайд 5)

На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)

Работа над новым материалом.

- Учитель читает стихотворные задачи

- Формулирование темы и цели урока.

- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)

- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)

- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами.

- Мотивация учебной деятельности (Приложение 3) Ребус на доске: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача.

- А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с.80. Определите тему урока. (Задача) - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Учитель вывешивает табличку “Задача”. (Приложение 4)

Объявление темы урока

Ёжик вновь пришёл к нам в класс. (Приложение 5)
Он тему новую приготовил для нас.
С усердием Ёжик будет учить,
Как же нам все задачи решить

Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (работа в группе) (Приложение 6)

(Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.

У нас получились разные варианты.

- А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)

- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)

- Какую цель ставим?

Что такое задача?

- Итак, у нас в гостях Ёжик. Он отравляется в сад со своей подружкой Машенькой собирать яблоки. Они уже нашли и положили в корзину 4 яблока. Затем нашли ещё 2 яблока. Сколько всего яблок нашли Ёжик и Машенька? (слайд 7)

Кто сможет повторить текст задачи?

- Что нам известно? Что нужно узнать?

- Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это нам известно. (слайд 8)

- Что нам нужно узнать? Что мы не знаем? (Сколько всего яблок?).

- В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.

- Будем решать задачу: надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)

- Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить), (появляется знак “плюс”)

- Сколько же получится?

4+2=6. Это РЕШЕНИЕ

- Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)

- Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.

- Физкультминутка под музыку (слайд 9)

- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей. (Приложение 6)

-Что вы решили? Назовите задачу.

Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).

- работа по учебнику

- Назовите условие задачи. Что известно?

- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

- Прочитайте решение задачи.

- Почему её так решили?

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

Закрепление

- Составить задачу по решению и ответу (слайд 10)

- Составить задачу по схеме (слайд 11), составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.

- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач по рисунку и запись решения.

- Работа в группах:

соедини части задачи с их названиями (Приложение 7)

- Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить. (Приложение 8)

с. 81 №5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.

У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина ошибок?

с. 81 №6 Работа выполняется по “цепочке”.

- Работа в тетради

Индивидуальная работа (Приложение 9)

Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.

- Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.

  • сравнивать;
  • исследовать;
  • рассуждать;
  • решать;
  • группировать;
  • анализировать,
  • работать в группе, паре.

Подведем итог урока:

Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»

Зав.метод.отделом «РПТ» Зам.директора по УР

_________Штырбул Т.С. _______Парфентьева И.Ю.

«____»_______2014 г. «____»____________2014 г.

в рамках РМО преподавателей математики и физики ОПО Приднестровской Молдавской Республики.

Дата проведения:14.10.2014 г

Время проведения:12.10-13.00 час.

Место проведения: кабинет № 14

Группы НПО: №12 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию

электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»,

№18 «Повар, кондитер»

Организатор:Очеретнова Валентина Ивановна, преподаватель

математики первой квалификационной категории ГОУ СПО «РПТ»;

http://images.slanet.com.ua/~src7861362/Matematika_fizika_himiya_5-11kl_Opytnyj_prepodavatel.jpg

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК преподавателей

Протокол №____ от____2014 г.

Методическая цель:

Создание игровой среды для формирования

интереса к дисциплине «Математика» .

Цели мероприятия:

Образовательные:

- формирование учебно-познавательного мотива к изучению математики;

- формирование у обучающихся находчивости и умения работать в коллективе.

Развивающие:

- развитие интересов у обучающихся к дисциплине,

- развития ораторских способностей,

-расширение математического кругозора,

Воспитательные:

- воспитание умственной деятельности с настройкой на красивую речь,

- личностное самоутверждение обучающихся,

- научить последовательно выражать свои действия.

Тип мероприятия: инновационный «урок-суд»

Комплексно-методическое обеспечение:

v компьютер (видеоклип с песней «Дважды два четыре»),

v компьютер с необходимыми программным обеспечением,

v канцелярские принадлежности,

v костюмы участников игры,

v атрибутика для игры,

v портреты ученых-математиков,

v высказывания ученых математических личностей.

Методы обучения:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

· Словесные: комментарий рассказ;

· Наглядные: показ видеороликов

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

· создание ситуации успеха

· сотворчество и сотрудничество,

Междисциплинарные связи:

ü дисциплина «Русский язык», тема «Культура речи» ,

ü дисциплина «Право», тема «Правомерные формы поведения»;

ü дисциплина «Информатика и ИКТ», тема «Создание мультимедийных видеороликов»

Ход мероприятия:

I . Организационный момент.

ü Фиксация отсутствующих,

ü проверка подготовленности обучающихся к мероприятию,

ü психологический настрой учащихся,

ü разделение учащихся на малые группы.

Мотивация деятельности для обучающихся на мероприятии.

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложн

Однако не все разделяют эту точку зрение и есть такие учащихся которые думают что учить математику не обязательно но как говорил Солон «Не выноси приговара не выслушав обеих сторон»\

Вот и мы сегодня выстав обе стороны должны решить нужна или не нужна математика.И так мы начинаем.

III . Основная часть.

1 стражник
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух

2 стражник
По 5, по 6 уроков нудных
Сбежать с уроков не дают

1 стражник
С утра во всю кипит работа
Ребята знания куют

2 стражник
А ночью ляжешь - спать охота
Да логарифмы не дают

1 стражник
И математику мы будем
Любить и помнить много дней

2 стражник
Вот потому на радость людям
Мы суд устроили над ней

1 стражник
Тебе, наш зритель, мы представим
Сей суд. Не будь же слишком строг

2 стражник
А от себя еще добавим
Что в каждой сказке есть намек

1 стражник
Дамы и господа. Не сочтите за труд:выслушайте внимательно, кто же вершит здесь правый суд над неправой наукой математикой Вот она злодея и мучитеьница людей: математика

1 стражник
А вот и собственно суд. Председатель суда – ЖИЗНЬ
Интересы истцов и обвиняемых представляют адвокаты

2 стражник
Пусть Жизнь их всех рассудит мудро
С ней опыт – сын ошибок трудных
И молодой и честный случай Хотя восторженный чуть-чуть И пусть закона взгляд колючий
Пройдет сквозь фактов лес дремучий
Пусть по заслугам все получат
И все решится как-нибудь.

Председатель суда. Прошу всех встать. Суд идет. Прошу садится Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело по обвинению наука Математики в бесполезности их существования, в том, что они общественно-опасные, социально-вредные, и чуждые нашему образу жизни науки, занудные, иссушающие душу и мозг человека. К суду привлечены: истцы Лодырь Саша и двоечник Александра. Обвиняемые: Математика. Интересы истцов представляет адвокат Незнайкина Денис Викторович интересы обвиняемых представляет Знайкина Василиса Васильевна. Истцы прошу вас встать. Суд оглашает вам ваши права. Вы являетесь полноправными участниками судового процесса, имеете право предоставлять суду доказательства обвинения, свидетелей, задавать вопросы как свидетелям со своей стороны, так и свидетелям со стороны обвиняемых.Вам все понятно?

Истцы Да, Ваша честь

Председатель суда. Прошу садится. Обвиняемые встаньте. Вам понятна суть обвинения

Обвиняемые. Да, Ваша честь

Председатель суда. Признаете ли вы свою вину?

Обвиняемые Нет, Ваша честь

Председатель суда. Суд оглашает вам ваши права. Вы имеете право на защиту, предоставлять суду доказательства своей невиновности, свидетелей, задавать вопросы как свидетелям со своей стороны, так и свидетелям со стороны истцов.В случае обвинительного приговора имеете право на последнее слово, а также обжаловать приговор в отведенное судом время. Вам все понятно?

Обвиняемые Да, Ваша честь

Председатель суда. Жизнь Прошу садится. Слово для обвинения предоставляется адвокату Незнайкиной Денис Викторович

^ Адвокат Незнайкина. Наука Математика обвиняются:

1. В принуждении людей к учебе, в нарушении общечеловеческого закона совести и прав человека, который не желает учиться. А эти контрольные работы, зачеты, тематические оценивания. Математика замучила ими наших детей. У обвинения есть доказательство этого факта. Дети, чтобы избежать стихийного бедствия - контрольной работы вынуждены не спать целую ночь. Обвинение просит суд посмотреть эту видеозапись.

Председатель суда. Суд не возражает посмотреть эту видеозапись (сюжет. „Тихо, идет контрольная работа")


Адвокат Незнайкина. Обвинение ходатайствует о приобщении данной видеопленки к материалам судебного дела.

Председатель суда Суд не возражает о приобщении данной видеозаписи к материалам дела.

Адвокат Незнайкина Денис Викторович.

2. Обвиняются в том, что она занудная науки, под их дурным влиянием черствеют юные поэтические души, хиреет высокое искусство, они проповедуют расчетливость, тем самым вредно влияют на нравственность нашей молодежи.

3.Обвиняются в том, что они бесполезны и даже вредны, потому что мелочные и суетливые расчеты унижают наше человеческое достоинство.

4. Математика отрицательно влияют на физическое здоровье нации, поскольку от умственного переутомления и нервного истощения нация заболевает. У обвинения есть видеоматериал, где видно, что дети действительно теряют память и виновна в зтом Математика.

Обвинение просит суд посмотреть и приобщить к делу эту видеопленку.

Председатель суда. Жизнь Суд не возражает посмотреть эту видеозапись и приобщить к материалам дела.(сюжет . „Кирпич")

Судья адвокату Незнайкиной Прошу садится.

Председатель суда. Жизнь Имеются ли свидетели у стороны обвинения?

Адвокат НезнайКина Да, ваша честь. Гражданка Тимофеев отец Лодыря

Гражданин Тимофеев Это безобразие. Вы только посмотрите: совсем замучили ребенка. Такие программы, такие программы. Мы с отцом Васеньке целый день задачки решаем, у него бедного аппетит пропал из-за вашей Математики. А мой Сашенка слаб здоровьем, правда Сашенка? А в школе-то, в школе что задают. Недавно в тетради Сашеньки ны глянула. А там значки всякие, закорючки, палки и галки такие с одним крылом.

Лодырь Это квадратный корень, Отец

Гражданин Тимофеев .Ах ты, умник ты мой Вот видите, он у меня такой умный, такой умный. И зачем ему эта математика? Все он знает, что нужно. Уважаемый судья. Прекратите это безобразие. Мученье одно нашим ребятишкам . Ну разве ж можно детей такой заумью пичкать?

Председатель суда.Имеются ли вопросы к свидетелю.

Адвокат НезнайкинаКак долго ваш сын учит уроки?

Гражданин Тимофеев Сашенька уроки учит редко, он у меня очень умный и все знает и так.

АСаша любит играть на компьютере?

Гражданин ТимофеевА как-же. Играет в какие-то игры.

Адвокат Защита просит суд обратить внимание на то, что только благодаря Математике проходит компьютеризация нашего общества.

Председатель суда. Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкина Да, ваша честь. Уважаемый Двоечник, друг и единомышленник истцов.

Двоечник. Граждане, я говорю от имени миллионов тех несчастных мучеников, которые всю долгую жизнь вынуждены нести на своих хрупких плечах тяжкое бремя математики, которые принуждены учить эту варварскую науку, сознавая при этом в полной мере ее ненужность и занудность, потому, что в случае неповиновения и протеста будут навеки заклеймены прозвищами двоечников и лентяев. Лично я, однако, написал бы это слово на серебряной доске золотыми буквами, потому, что Двоечник-это человек мужественный, решивший стоять до конца и даже в своем роде «революционер»,. Двоечник-это человек, выступающий против принуждения, за свободу необразованной личности. Долой Математику.

Председатель суда. Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкина Да ,Ваша Честь. Продавец ларька Обсщиталкин Сашок.

Председатель суда. Представьтесь суду.

Обсщиталкин. Я, Обсщиталкин Сашок работаю продавцом в ларьке недалеко от школы

Председатель суда. Жизнь Что вы можете рассказать по существу данного дела.

Обсщиталкин СашокУважаемый суд. Никакого порядка нет, работать не дают . Совсем житья не стало., Кругом одни Ломоносовы. Ишь умных развелось. Все считать видите ли умеют . а это все она - Математика. От недавно 50 копеек не додал.Так такой крик подняли, довели меня до нервного срыва. Не нужна детям математика

Председатель суда. Жизнь Имеются ли вопросы к свидетелю?

Математика А это хорошо людей обсчитывать?

Общиталкин Сашок Ну я же не хотел

Математика Математику нужно было учить

Председатель суда. Жизнь Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкина Нет, ваша честь.

Председатель суда. Жизнь Слово предоставляется защите

Адвокат Знайкина (защита)Уважаемый суд. Давайте попробуем разобраться в создавшейся ситуации. Математика и ее дочка Малышка Кибернетика заключена под стражу. Где же справедливость? Математика- царица всех наук. Математика дисциплинирует ум. И кто предъявляет иск Математике? Лодырь и Лоботряс. Это те люди, которые не хотят учиться, лентяи и прогульщики. Это те люди, которые обманывают взрослых: бабушек, дедушек, мам и пап. А учителей доводят до истерики У защиты есть доказательство этого факта. Защита просит суд посмотреть эту видеозапись.

Председатель суда. Суд не возражает посмотреть эту видеозапись (сюжет из Ералаша. „Сумашедший дом")

Адвокат Знайкина Защита ходатайствует о приобщении данной видеопленки к материалам судебного дела.

Председатель суда. Суд не возражает о приобщении данной видеозаписи к материалам дела.

Адвокат Знайкина И это по вине Лодыря и Лоботряса Математику заключили под стражу. На скамье подсудимых должны быть Лодырь и Лоботряс , а не обвиняемые. Что же ожидает в будущем тех учащихся, которые не хотят учиться: лентяев , прогульщиков , лодырей и лоботрясов? А ответ на этот вопрос может мы найдем посмотрев данный видеоматериал. Защита просит суд посмотреть данную видеопленку.

Председатель суда. Суд не возражает (сюжет „Век живи-век учись")

Адвокат Знайкина Защита надеется на справедливость суда.Верит,что суд разберется и примет единстаенно правильное решение: винесет оправдательный приговор и освободит Матетатику из-под стражи в сале судебного заседания.

Председатель суда. Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат Знайкина Да, ваша честь. В зале судебного заседания находится учитель математики

Председатель суда Пройдите к трибуне, представьтесь.


Председатель суда. Что вы можете рассказать по существу данного дела.

Математика Математика — это очень интересная наука. Математика развивает у человека мышление. Вообще она нужна абсолютно везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей. В математике — не только термины, формулы и чисто алгебраические и геометрические построения: она еще очень хорошо тренирует логику. Математика заставляет думать, а вообще-то это красиво Можно наблюдать такую закономерность: ребенок, хорошо успевающий по математике, редко оказывается совсем неуспешлив по другим предметам. Математика нужна любому человеку, который хочет достичь чего-либо в жизни . Математика — царица наук. И это — общепризнанный факт.

Председатель суда. Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат Знайкина Да, ваша честь. Гордость нашей школы Отличник

Отличник Уважаемый суд. Все, что было сказано с целью очернить Математику в угоду неучам и различным проходимцам- сплошная демамогия. И я это постараюсь доказать. Помогут мне в этом высказывания великих людей прошлого - ученых, филисофов, поэтов.

1.Природа говорит языком математики. (Гаусс)

2.Наука достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. (Маркс)

3.В каждом знании столько истины, сколько математики.(Кант)

4.Математика-это наука, на которой говорят все точные науки (Лобачевский)

5.В математике есть своя красота, как и в живописи и поэзии.(Жуковский)

6.Математик должен быть поэтом в душе.(Ковалевская)

7.Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остается вечно молодой. (Герцен)

Вот наш ответ на все грязные нападылодырей, лоботрясов, двоечников . И последнее. Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

ЛодырьДа кто это Вам сказал?

Отличник Михаил Васильевич Ломоносов

Председатель суда. Жизнь Имеются ли еще свидетели у стороны зашиты?

Адвокат ЗнайкинаНет,ваша честь.

Председатель суда. Жизнь Судебное расследование окончено.Прошу участников процесса встать. Внимание, оглашается приговор. Науку Математикупризнать невиновная Подсудимую математику оправдать и освободить в зале суда.Вне расписании в пусстые клеточки поставить математику икак сказал Ломоносов математика ум в порядок приводитМатематику ни в коем случае из школьной прогграммы не исключать.. Считать их полностью оправданными ввиду их необходимости в жизни . . Прошу садится. Приговор окончательный и обжалованью не подлежит.Судебное заседание объявляется закрытым.

IV . Мы оправдали математику но в нашей жизни есть такие ситуации на уроках сейчас вы увидите одно из них

V . Итоги мероприятия.

Итак, ребята, наше мероприятие закончилось. Давайте подведем итоги. Я хочу отметить, что вы все сегодня замечательно выступили Свою благадарность за участие и проведение суда над математикой выразить виде грамот и приз.

.Мне хочется узнать, понравилось ли оно вам? Поэтому в заключение каждый из вас может выразить свое отношение к сегодняшнему мероприятию В конце класса есть парта и роза .Там лежат разные смайлики вы дожны выбрать какой смайлик подходит к вашему настронию после нашей мероприятия.Спасибо Вам большое..

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ «Солонецкая СОШ» 09.12.17

Внеклассное мероприятие

по математике в рамках предметной недели

«Суд над математикой»

-развитие интереса к математике

-расширить математический кругозор

-показать, что математические знания применяются ежедневно (не только в учебных предметах, но и в жизни)

-выставка математических газет, книжная выставка о математике, трибуна для свидетелей, костюмы, таблички на столы, ленты для свидетелей

Сценки из Ералаша

Действующие лица:

Ведущие 1 и 2: Худоногова Екатерина, Бабкина Александра

Судья – Фатеева Елизавета

Секретарь – Шкелева Яна

Государственный обвинитель (прокурор) – Ахабадзе Дарья

Защитник подсудимых адвокат Окладникова Мария

Интересы потерпевших представляет адвокат Шатохина Марина

Математика – Добровольская Виктория,

Алгебра – Сиукаева Александра,

Геометрия – Рубан Кристина

Лодырь и лоботряс Вася – Семилетов Иван

Мама Лодыря – гражданка Лопухова – Лошкина Маргарита

Свидетель Двоечник – Бабкина Александра

Свидетель Обсчиталкина – Шкелева Ксения

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенье дух!

По 5, по 6 уроков нудных,

И каждый день, с девяти до трех

1.С утра вовсю кипит работа,

Ребята знания куют!

2.А ночью ляжешь – спать охота,

Да логарифмы не дают.

1.И математику мы будем

Любить и помнить много дней!

2.Вот потому на радость людям

Мы суд устроили над ней

1.Тебе наш зритель, мы представим сей суд

Не будь же слишком строг

2.А от себя ещё добавим

Что в каждой сказке есть намек!

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем говорить о математике. Математика неисчерпаема и многогранна, разнообразна и привлекательна. Давайте посмотрим вокруг: математика присутствует в каждом предмете, и даже в мыслях. Недаром говорят «Математика царица все наук». Но так ли это, а может быть математика нужна только математикам, а всем остальным можно обойтись без математики? Попробуем разобраться, и так, встать суд идет!

Прошу садится. Судебное заседание считается открытым. Доложите, пожалуйста явку.

Секретарь: Ваша честь, явка стопроцентная

Судья: Ввести обвиняемых. Установим личность подсудимых.

Математика . Самые древние дошедшие до нас математические документы – это хозяйственные записи вавилонян. Они сделаны за шесть тысяч лет до нашей эры, то есть восемь тысячелетий назад!
Еще через две тысячи лет мы встречаем уже не только хозяйственные расчеты, связанные с торговыми сделками или с записями домашних расходов, а и настоящие задачи по математике.
Математика не родилась сразу. Не так давно люди не знали ни десятичных дробей, ни действий с ними. Десятичные дроби изобрел самаркандский математик Джемшид ибн-Масуд аль-Каши всего пятьсот лет назад, а в употребление у европейцев их ввел еще на полтораста лет позднее фламандский математик Стевин. В математике делаются открытия и сейчас; она, как и другие науки, все время движется вперед и развивается .

Алгебра. Алгебра — один из больших разделов математики , принадлежащий к числу старейших ветвей этой науки . Алгебра возникла под влиянием нужд

общественной практики , в результате поисков общих приёмов для решения задач . Приёмы эти заключаются в том, что в водится неизвестная величина ; составляется уравнение , из которого уже находится сама неизвестная . Намёк на такую трактовку задач есть уже вдревнеегипетском папирусе Ахмеса ( 1700 — 2000 до н . э .),

Геометрия. Геометрия – одна из самых древних наук, она возникла очень давно, ещё до нашей эры. Зарождение геометрии связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, строительстве зданий и других сооружений. Поэтому можно сказать, что геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур

Судья: Сегодня, рассматривается исковое заявление ученика Лодыря Васи о необходимости изучения Математики и её детей Алгебры и Геометрии.

Государственный обвинитель – Критик Дарья

Защиту подсудимых осуществляют адвокат Знайкина Мария, интересы потерпевших представляет адвокат Незнайкина Марина

Господин прокурор, ваше обвинительное слово.

Прокурор: Наука Математика и ее дети Алгебра и геометрия обвиняются:

Обвинение 1. В принуждении детей к учебе, в нарушении общечеловеческого закона совести и прав человека, который не желает учиться. А эти контрольные работы, зачеты, самостоятельные работы. Математика замучила ими наших детей. У обвинения есть доказательство этого факта. Дети, чтобы избежать стихийного бедствия - контрольной работы вынуждены не спать целую ночь. Обвинение просит суд посмотреть материал.

Сценка Тихо идет контрольная 8 класс

Кабинет математики. Учитель ……………………. учащиеся

У. Завтра контрольная работа. Списывать не дам. (уходит)

У2.Ни один ты пропал.

«кровать» учительница спит. Звонок по телефону .

У: Але, але. Я вас не слышу.

Звонок, затем стук в дверь. Кто там? ….. Кто там?

Стук в окно. Выглядывает, там чучело. Вскрикивает. Идет капает валерьянку. 1-2-3

Звонок будильника. Встает, зевает, с платком на голове сидит за столом на уроке.

У: Сегодня у нас контрольная работа. Даже не пытайтесь списать.

Закрывает глаза и засыпает. Дети пытаются, что- то писать, зевают и тоже засыпают.

Прокурор: Обвинение просит суд приобщить к делу этот материал.

Судья. Суд не возражает приобщить увиденное к материалам дела. У вас есть еще что сказать

Прокурор . Да, ваша честь.

Обвинение 2: Математика, Алгебра, Геометрия обвиняются в том, что они бесполезны и даже вредны, потому что мелочные и суетливые расчеты унижают наше человеческое достоинство. Расширение вычислительных способностей широких слоев нашего населения снижают производительность торговых работников и объем услуг службы быта.

Отрицательно влияют на физическое здоровье нации, поскольку от умственного переутомления и нервного истощения нация заболевает. У обвинения есть этому доказательство, где видно, что дети действительно теряют память и виновна в этом Математика.

Сценка. Кирпич. 9 класс

Кабинет математики. Учитель (Слеменева Е) пишет на доске

В класс входит ученик. (Лошкин А)

-Куда это я попал?

У.А, Мымриков, почему опоздал?

- Ну дает (Дружинин А)

- А это кто? И что все они здесь делают?

У. Мы здесь пишем контрольную работу

У: У тебя по алгебре уже три двойки, и я смотрю ты не собираешься их исправлять?

- Стойте. Где-то я Вас видел. Точно видел. А где забыл

У: Ну хватит, Мымриков, немедленно садись и пиши контрольную работу.

Ставит портфель на стол, достает «кирпич»

-Вот. Забыл, как это называется. Я иду себе, иду. Вдруг это – бац.

Прямо на это. Забыл, как это называется.

-во дает, под психа работает

- а ты мальчик, кто?

- Кто я? Ты мне должен три тысячи рублей.

-Чего забыл. Сейчас вспомнишь.

У: Прекратите. Безобразие. Хлопает журналом, задевает кирпич и тот падает Мымрикову на ногу.

- Ой, Валентина Сергеевна

У: А, вспомнил меня Мымриков. Садись. Включай свое это (показывает на голову) и решай вот это (показывает на доску).

Судья: Имеются ли свидетели у стороны обвинения

Незнайкина : Да, ваша честь. Гражданка Лопухова, мама Лодыря

Секретарь: Приглашается свидетель Лопухова

Гражданка Лопухова: Это безобразие. Вы только посмотрите: совсем замучили ребенка. Такие программы, такие программы. Мы с отцом Васеньке целый день задачки решаем, у него бедного аппетит пропал из-за вашей Математики. А мой Васенька слаб здоровьем, правда Васенька? А в школе-то, в школе что задают. Недавно в тетради Васеньки глянула. А там значки всякие, закорючки, палки и галки такие с одним крылом.

Лодырь: Это квадратный корень, Мама

Гражданка Лопухова. Ах ты, умничка моя. Вот видите, он у меня такой умный, такой умный. И зачем ему эта математика? Все он знает, что нужно. Уважаемый судья. Прекратите это безобразие. Мученье одно нашим ребятишкам. Ну разве ж можно детей такой заумью пичкать?

Судья: У защиты имеются ли вопросы к свидетелю.

Адвокат Знайкина: Как долго ваш сын учит уроки?

Гражданка Лопухова: Васенька уроки учит редко, он у меня очень умный и все знает и так.

Судья Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкина: Да, ваша честь. Уважаемый Двоечник, друг и единомышленник истцов.

Секретарь: Приглашается свидетель Двоечник

Двоечник. Граждане, я говорю от имени миллионов тех несчастных мучеников, которые всю долгую жизнь вынуждены нести на своих хрупких плечах тяжкое бремя математики, которые принуждены учить эту варварскую науку, сознавая при этом в полной мере ее ненужность и занудность, потому, что в случае неповиновения и протеста будут навеки заклеймены прозвищами двоечников и лентяев. Лично я, однако, написал бы это слово на серебряной доске золотыми буквами, потому, что Двоечник-это человек мужественный, решивший стоять до конца и даже в своем роде «революционер». Двоечник-это человек, выступающий против принуждения, за свободу необразованной личности. Долой Математику.

Судья: Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкина: Продавец ларька Обсчиталкина Ксения.

Секретарь: Приглашается свидетель Обсчиталкина

Судья: Представьтесь суду.

Обсщиталкина. Я, Обсчиталкина Ксения, работаю продавцом в ларьке недалеко от школы

Судья: Что вы можете рассказать по существу данного дела.

Обсчиталкина: Уважаемый суд. Никакого порядка нет, работать не дают. Совсем житья не стало. Кругом одни Ломоносовы. Ишь умных развелось. Все считать видите ли умеют, а это все она - Математика. Вот недавно 50 копеек не додал. Так такой крик подняли, довели меня до нервного срыва. Не нужна детям математика

Судья: Имеются ли вопросы к свидетелю?

Математика: А это хорошо людей обсчитывать?

Обсчиталкина: Ну я же не хотела

Математика: Математику нужно было учить

Судья: Прекратите прения. Не забывайте где вы находитесь. Слово предоставляется защите

Адвокат Знайкина (защита)Уважаемый суд. Давайте попробуем разобраться в создавшейся ситуации. Математика и ее дети Алгебра и геометрия заключены под стражу. Где же справедливость? Математика - царица всех наук. Математика дисциплинирует ум. И кто предъявляет иск Математике? Лодырь и Лоботряс. Это те люди, которые не хотят учиться, лентяи и прогульщики. Это те люди, которые обманывают взрослых: бабушек, дедушек, мам и пап. А учителей доводят до истерики У защиты есть доказательство этого факта. Защита просит суд посмотреть следующий материал

Судья: Суд не возражает

( сценка „Сумашедший дом ") 11 класс (Усачев Д, Петренюк М, Бабкина А, Худоногова Е., Лучкина А)

Папа: А сынок …. наточил я свой топор головешек полный двор

Мама у плиты, готовит обед.

Сын: Мам, сейчас к нам учитель придёт

Мама: очень хорошо, наконец-то мы узнаем, как у тебя дела в школе.

Сын: Мам, ты только знаешь, а наш учитель немного того … с прибамбасом

Мама: Неужели? Ничего. Разберемся. Сейчас быстренько сбегаю за тортиком, чаю попьем. И узнаем, про твои успехи

Сын: ба, а ты не боишься, что у тебя белье украдут

Бабушка: да кто его украдет то

Сын: у одного мальчика бабушка тоже так говорила, а пошла белье снимать, а его и нету.

Бабушка: О батюшки (откладывает вязание и садится к окну)

Стук в дверь входит учитель

Учитель: Петров, мама дома

Петров: я без мамы уже 5 лет живу.

Учитель: постой, а где она

Петров: ровно пять лет назад в этот самый день моя мама ушла в магазин за тортом и не вернулась. Больше её никто не видел. С тех пор у нас в доме все кувырком. Видите бабушку у окна сидит. Она с тех пор того …. Уже 5 лет сидит и ждет, когда придёт мама. Каждый раз, когда она видит признак мамы, она говорит: «Вот и наша мама идет» с тортом и с папой неладное каждый год в этот день он хватает топор и идет искать маму. Когда он собирается на кого-нибудь наброситься он говорит: Ох наточил я свой топор головешек полный двор

Б: вот и наша мама идет, с тортом

Папа входит: наточил я свой топор головешек полный двор

Учитель пятится, натыкается на мебель, крадется к двери. Выбегает.

Учитель выбегает, наталкивается на маму

Учитель падает, встает и бежит прочь

Мама: А что это за мужчина, который выбежал из дома

Сын: Это наш новый учитель

Папа: Странный какой-то, увидел меня и убежал

Сын: Я говорил, что он у нас того с прибамбасами

Адвокат Знайкина: Защита ходатайствует о приобщении данной информации к материалам судебного дела.

Судья: Суд не возражает. Продолжайте.

Адвокат Знайкина. И это по вине Лодыря Математику, Алгебру и Геометрию заключили под стражу. На скамье подсудимых должен быть Лодырь, а не обвиняемые. Что же ожидает в будущем тех учащихся, которые не хотят учиться: лентяев, прогульщиков, лодырей и лоботрясов? А ответ на этот вопрос может мы найдем посмотрев следующий сюжет.

Судья: Суд не возражает

( сценка „Век живи-век учись") 7 класс

Класс. Дети за партами. Учительница.

Дети дарят учительнице цветы.

У: Ну что ж ребята учебный год завершается и хочу сообщить вам годовые отметки.

У нас в классе есть отличники это:….. похлопаем нашим лидерам.

За партой один не слушает. Соседка его локтем в бок и говорит тебе хлопают, тот руки вместе вверх благодарит как бы. Десять учеников окончили учебу без троек. Если они чуть-чуть прибавят, то же могут стать отличниками (кто-то зевает, другие ….)

Ну и как всегда хуже всех учился, если можно так сказать Володя Гаврилюк. У него все двойки. (класс смеется) Ничего смешного. Это абсолютный рекорд нашей школы. Так, что придётся тебе Вова остаться в 5 классе на второй год.

Вова: Не Марья Ивановна, не получится на второй год.

Вовочка: Я осенью на пенсию ухожу. По закону положено. Вот. (хватается за сердце)

Адвокат Знайкина : Защита надеется на справедливость суда. Верит, что суд разберется и примет единственно правильное решение: вынесет оправдательный приговор и освободит Математику и ее детей из-под стражи в сале судебного заседания.

Судья: Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат Знайкина: Да, ваша честь. В зале судебного заседания находится учитель математики

Секретарь: Приглашается учитель математики

Судья: Пройдите к трибуне, представьтесь.

Учитель : Валентина Сергеевна, учитель математики.

Судья: Что вы можете рассказать по существу данного дела.

Учитель математики: Математика — это очень интересная наука. Математика развивает у человека мышление. Вообще она нужна абсолютно везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей. В математике — не только термины и формулы: она еще очень хорошо тренирует логику. Математика заставляет думать. Математика нужна любому человеку, который хочет достичь чего-либо в жизни. Математика — царица всех наук.

Вот ответ на все грязные нападки лодырей, лоботрясов, двоечников. И последнее. Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

Лодырь: Да кто это Вам сказал?

Учитель: Ломоносов

Судья: Имеются ли еще свидетели у стороны зашиты?

Адвокат Знайкина: Нет, ваша честь.

Судья: Судебное расследование окончено. Прошу участников процесса встать. Внимание, оглашается приговор. Науку Математику и ее дочерей признать невиновными и оправдать из-за отсутствия состава преступления. Математику, Алгебру, Геометрию освободить из-под стражи в зале судебного заседания. Считать их полностью оправданными ввиду их необходимости в жизни. Суд считает, что обвинение, выдвинутое против их, необоснованно. Прошу садится. Математика и её дети невиновны и в этом нет сомненья. Приговор окончательный и обжалованью не подлежит. Судебное заседание объявляется закрытым.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Пояснительная записка

Деловая игра-урок «Заседание математического суда» используется как обобщающий урок по отдельно взятой теме или по нескольким темам. Хорошо проводить такие занятия при повторении и закреплении определённой темы. Лучше всего они удаются на уроках геометрии, где при решении задач необходимо обосновывать каждый шаг.

При проведении урока учащиеся играют следующие роли:

- прокурор или государственный обвинитель,

- адвокат или государственный защитник,

- секретарь судебного заседания,

Судья (ведущий всё заседание). Эту роль выполняет учитель. Это главная роль, требующая умения, навыка, быстрой реакции на все возникающие ситуации на уроке.

Прокурор или государственный обвинитель знакомит с сутью дела (с условием задачи) и требует его решения. Задача прокурора следить за законностью рассматриваемого дела.

Адвокат или государственный защитник стремится защитить, помочь при рассмотрении дела (т.е. при решении задачи). Он же готовит свидетелей в защиту дела (задачи).

Секретарь судебного заседания готовит и оформляет документацию дела (ведёт у доски запись решения задачи).

Свидетели. Ими могут быть любые ученики, если это связано с выяснением понятий, определений, теорем, используемых при решении задачи. Могут быть подготовленные свидетели – это те учащиеся, кто заранее готовят историческую справку, необходимую в ходе заседания суда.

Присяжные заседатели (обычно 12 человек) выбираются из числа учащихся, родителей, учителей, администрации школы. Присяжные заседатели выносят приговор – итог математического заседания. Они оценивают ответы учащихся, обосновывая их, делают замечания по ходу расследования дела (решения задачи) и делают вывод: рассмотрено ли дело (т.е. решена ли задача).

Тема урока Параллельные прямые

Цели урока:

Учебная: систематизировать, обобщить, проверить и оценить знания обучающихся по изученной теме;

формировать умения и навыки применения теоретических знаний при решении задач;

учить проводить доказательные рассуждения, используя ИКТ (презентации, слайды, Интернет, текстовые редакторы.);

содействовать рациональной организации труда.

Развивающая: развивать любознательность обучающихся, познавательный интерес к математике;

развивать творчество учащихся.

Воспитательная: формировать навыки умственного труда;

прививать интерес к предмету;

формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности;

Задачи урока:

Ø создание учебно-методических условий, способствующих:

1. повторению основных положений по теме: «Параллельные прямые» ;

2. закреплению навыков в решении задач по данной теме.

Тип урока : Деловая игра «Заседание суда»

Организационные формы общения:
Индивидуальная, групповая, коллективная.

Структура урока:

1. Подготовительный момент

2. Решение задачи по готовому чертежу

3. «Судебный эксперимент»

4. Решение задачи у доски

6. Подведение итогов присяжными заседателями.

7. Подведение итога судьей.

Оборудование : учебник «Геометрия. 7–9 классы» (авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев); мультимедийный проектор, компьютер, экран, готовые рисунки к задачам; магнитная доска с магнитами.

Индивидуальные и групповые задания к данному уроку

1. Подготовить доказательства признаков параллельности прямых.

2. Подготовить доказательства свойств параллельных прямых.

3. Подготовить исторический материал по теме

4. Подготовить кроссворды или другие задания.

5. Подготовить задачи для устной работы с классом

6. Занимательный материал.

Работы оформляются в виде презентаций.

Представлю своих помощников: ……… – секретарь, ……. – государственный обвинитель, то есть прокурор, ……….. – государственный защитник, то есть адвокат.

Слева от прокурора – присяжные заседатели, справа от адвоката – свидетели по делу.

Секретарь Прошу всех встать , суд идет.

Судья. Прошу всех садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Рассматривается дело о применении свойств и признаков параллельности прямых. ……., доложите, пожалуйста явку.

Секретарь . Ваша честь, все свидетели явились, ожидают вызова, присяжные заседатели выбрали старшину и готовы к приведению присяги.

Присяжные заседатели. Ваша честь, открытым голосованием старшиной был избран я, …….

Судья. Суд устанавливает суть задачи, выведите, пожалуйста, на экран.

Дело рассматривается под председательством ……. и присяжных заседателей.

Государственный обвинитель – прокурор ……. Защиту осуществляет адвокат ……. В качестве потерпевшего участвует задача – на экран, пожалуйста.

Суд переходит к судебному следствию.

Слово для изложения сути обвинения предоставляется прокурору ……..

Прокурор . Я представляю на рассмотрение суда задачу :


На чертеже AM = AN , .


Доказать:


5


M 6



2 3 4

A N C

Секретарь выводит на экран


AM=AN, .


Прокурор. Считаю, что при таком условии прямые не могут быть параллельными. ( )


Судья . Слово адвокату

Адвокат. Обозначьте углы на чертеже

Секретарь (выводит на экран)

Адвокат. Прошу свидетеля по этому делу.

Судья. Встаньте, пожалуйста, и представьтесь

По условию он равнобедренный, по свойству равнобедренного треугольника углы при основании равны, то есть

Прокурор . Ваша честь! Здесь встретилось свойство равнобедренного треугольника. Я прошу доказательств.

Судья. Ваше требование принято. Слушаем свидетеля, который приведет доказательство. Представьтесь.

Я расскажу о равнобедренном треугольнике.

Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые привлекали к себе внимание ещё в древности. То, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, было известно ещё древним вавилонянам 4000 лет назад.

Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.


В D С


Доказать

Пусть AD –биссектриса треугольника АВС. Треугольники АВ D и А CD равны по двум сторонам и углу между ними:

АВ=АС по условию


AD - общая сторона , так как AD –биссектриса.

В равных треугольниках против равных сторон лежат равные углы, поэтому


Судья. Продолжается слушание дела о параллельности прямых

Есть версии о дальнейшем ходе доказательств? Встаньте, свидетель, представьтесь.

Так как , значит,

Тогда , следовательно .

Прокурор. Ваша честь! Я требую уточнения понятия: сумма смежных углов.

Судья. Я согласна с требованием прокурора. Итак, заслушаем понятие смежных углов.

Определение . Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными лучами.

На рисунке 1 углы 1b) и (a2b) смежные. У них сторона b общая, а стороны a1 и а2 являются дополнительными лучами.

Пусть С — точка на прямой АВ, лежащая между точками А и В, а D — точка, не лежащая на прямой АВ (рис. 2). Тогда углы BCD и ACD смежные. У них сторона CD общая. Стороны СА и СВ являются дополнительными лучами .


b D


A C B

рис.1 рис.2

Теорема 2.1. Сумма смежных углов равна 180°.
Доказательство. Пусть (a1b) и 2b ) — данные смежные углы (см. рис. 1). Луч b проходит между сторонами а1 и а2 развернутого угла. Поэтому сумма углов (а1b) и (a2b) равна развернутому углу, т. е. 180°. Теорема доказана.

Адвокат . Ваша честь! Прокурор уводит нас от решения дела о параллельности прямых.

Судья. Согласна с требованием адвоката. Какие у кого будут версии?

Нетрудно заметить, что и в сумме дают .

При пересечении прямых MN и BC секущей AB сумма односторонних углов

равна , значит, по признаку параллельности прямых .

Прокурор. Ваша честь! Но ведь это ещё не всё! Требую доказать признак параллельности прямых.


Теорема. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна , то прямые параллельны.


Доказательство . с


2 а


Пусть при пересечении прямых а и в секущей с сумма односторонних углов равна , например,


Так как углы 3 и 4 – смежные, то . Из этих двух равенств следует, что накрест лежащие углы 1 и 3 равны, поэтому прямые а и в параллельны.

Теорема доказана.

Судья . У кого есть объяснения по этому поводу?

Адвокат. Ваша честь! Чтобы окончательно рассеять сомнения относительно представленных доказательств, у меня есть свидетель, который представит небольшую историческую справку.

Я хочу рассказать о параллельных прямых.

Это греческое слово, означающее «рядом идущие», «друг около друга проведённые» (прямые), стало использоваться как геометрический термин ещё 2500 лет назад в школе Пифагора.

В «Началах» Евклида учение о параллельных излагается в первой из 13 книг (частей). В «Началах» Евклида даны и признаки параллельных прямых.

В III веке в древней Греции пользовался для обозначения параллельности знаком =. Лишь в XVIII веке стали пользоваться знаком | | для обозначения параллельных прямых.

Судья . Я думаю, что и господин прокурор, и господин адвокат удовлетворены ходом заседания. Все стороны дела рассмотрены. Слово присяжным заседателям.

Присяжные заседатели …………………..

Мы удовлетворены ходом заседания, но просим судебный эксперимент.

Судья. Перед вами три задачи. Господа присяжные хотят убедиться, всем ли понятен ход дела.

(Ребята решают 3 минуты и затем передают листы присяжным заседателям)

Судья . Заседание суда продолжается, переходим к слушанию дела №2. Слово предоставляется господину прокурору.

Прокурор . На ваш суд выносится следующее дело:


Прямая, проходящая через середину биссектрисы AD треугольника АВС и перпендикулярная к AD , пересекает сторону АС в точке М. Докажите, что

Адвокат . Прошу показать чертеж.

Показывает чертеж на доске и записывает дано


B

N

O


O C

Адвокат говорит, что дано


Дано:

,


AO = DO ,


Прокурор . Параллельны ли прямые

Судья . У кого какие будут мнения по решению данного дела?


Рассмотрим , они равны по двум сторонам и углу между ними:

AO = DO по условию, =

OM - общая


Из равенства треугольников следует равенство углов:

Но по условию , а в свою очередь


внутренние накрест лежащие при пересечении прямых AB и DM секущей AD . Значит,

Прокурор. Хотелось бы послушать доказательство признака параллельности прямых.

Просит начертить две параллельные прямые и секущую.

Секретарь выводит на экран


a H A


B

Если бы углы 1 и 2 прямые, то прямые a и b перпендикулярны к прямой AB и, следовательно, параллельны.

Рассмотрим случай, когда углы 1 и 2 не прямые.

Из середины О отрезка AB проведем перпендикуляр OH к прямой a . На прямой b от точки B отложим отрезок B , равный отрезку AH , и проведем отрезок .


( по двум сторонам и углу между ними)

, поэтому . Из равенства

следует, что точка лежит на продолжении луча OH , то есть точки H , O , лежат на одной прямой, а из равенства следует, что угол 6 – прямой, так как угол 5 прямой. Итак, прямые a и b перпендикулярны к прямой , поэтому они параллельны.


Прокурор . Меня интересует вопрос, можно ли найти величину , если известен ?

Да, можно по свойству параллельных прямых. Названные углы односторонние при пересечении параллельных прямых AB и MD секущей NM .

Судья . Вполне достаточно свидетелей по данному делу. Прошу присяжных заседателей приступить к обсуждению и вынести справедливый приговор по данному делу.

Секретарь. Показывает Ералаш о параллельных прямых.

Присяжные заседатели ( выносят приговор по делу)

…………………… 1. Доказана ли параллельность прямых? Да, доказана.

2.Удовлетворены ли господа присяжные ходом заседания? Да, удовлетворены. Из 15 свидетелей справились с заданием 14.

Судья Благодарю за хорошую работу. Присаживайтесь.

Сегодня отлично поработали мои помощники: …………, ……………, …………………. Свидетели:(озвучивает пофамильно отличную и хорошую работу учащихся)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: