Что такое уголовный штраф у судебных приставов

Обновлено: 28.03.2024

В рамках исполнительного производства может взыскиваться штраф за административные проступки и за уголовные преступления. Основанием для начала взыскания будут постановления и приговоры суда по соответствующему делу, акты других органов и должностных лиц. За несвоевременную уплату или за другие противоправные действия с должника могут взыскать дополнительные санкции. Также отдельным видом штрафных санкций является исполнительский сбор, назначаемый приставом. После удержания сумма штрафа по исполнительному производству зачисляется в бюджет.

Какие штрафы взыскивают приставы

Штрафы взыскиваются приставами по тем же правилам, что и другие виды долгов. Но есть и ряд важных отличий, которые нужно учитывать сторонам исполнительного производства:

  • для административных штрафов действуют специальные сроки на добровольное погашение;
  • специальные сроки предусмотрены для предъявления к исполнению судебных и иных актов о наложении штрафа;
  • за нарушения закона и ненадлежащее поведение с должника могут взыскать дополнительные штрафные санкции уже после возбуждения исполнительного производства;
  • так как штраф взыскивается от имени государства, после удержания его перечислят в бюджет (федеральный, местный или региональный).

Институт штрафа напрямую связан с какими-либо нарушениями закона. За относительно мягкие и незначительные проступки штраф взыскивают по административным составам КоАП РФ. Во многих статьях УК РФ также есть такой вид ответственности как штраф. Его могут применять в виде основного или дополнительного наказания.

Взыскателем по уголовным и административным делам является государство. От его имени суды, другие органы и должностные лица выносятся постановления и приговоры. После направления документов в ФССП штраф исполняют судебные приставы. Общие и специальные правила взыскания определены законом № 229-ФЗ об исполнительном производстве.

Можно ли за неуплату алиментов
отделаться штрафом?
Спросите юриста

Могут ли с должника взыскать штраф в исполнительном производстве

Могут, если должник нарушает нормы законодательства и не выполняет обязательные предписания пристава. Вот несколько направлений, по которым должнику может грозить ответственность уже после возбуждения исполнительного производства:

  • злостное уклонение от выплаты задолженности (например, за просрочку по алиментам должника привлекут сначала к административной, а затем и к уголовной ответственности);
  • неправомерные действия с имуществом (например, умышленное повреждение, уничтожение или сокрытие имущества, арестованного для реализации);
  • противодействие приставам при совершении исполнительных действий (например, применение физической силы к приставу, повреждение имущества ФССП).

Специальным видом наказания является ответственность за неуплату административного штрафа. Наказание может заключаться в виде дополнительного штрафа, ареста, обязательных работ. При этом у должника сохранится обязанность по погашению первоначальной санкции.

Также специальным видом санкций является наложение приставами исполнительского сбора. Это аналог штрафа, который назначают за отказ добровольно выплатить задолженность по постановлению ФССП. Размер сбора определяется в фиксированной сумме или в процентах от основного долга (это зависит от характера требований взыскателя).

Может ли пристав отменить
решение о взыскании сбора?
Закажите звонок юриста

Порядок взыскания административного штрафа

Штрафы по КоАП РФ могут взыскиваться судами, государственными органами и должностными лицами. Это зависит от состава административного проступка. Например, санкции за нарушение ПДД могут взыскиваться инспекторами ГИБДД или судами, в зависимости от статьи КоАП РФ.

Наложение штрафа в исполнительном производстве допускается при неоплате долга в добровольном порядке и за противоправные действия со стороны должника

Взыскание уголовных и административных штрафов осуществляется по специальным правилам и срокам. При неоплате административного штрафа должнику могут назначить дополнительное наказание. При неоплате уголовного штрафа суд может заменить наказание на более суровые санкции.

Взыскание штрафа через приставов начнется после того, как суд, государственные орган или должностное лицо направит постановление в ФССП. При этом действуют специальные сроки на добровольное погашение и на направление постановления в ФССП . Эти правила можно найти в статьях КоАП РФ и закона № 229-ФЗ.

Срок добровольной уплаты

После назначения наказания по КоАП РФ должнику дается время на добровольную выплату. Этот срок составляет 60 дней, а отсчитывается он с момента вступления в силу постановления. Если штраф оплачен до возбуждения исполнительного производства, то нарушителю не грозят никакие дополнительные санкции. В этом случае постановление попросту не будут направлять в ФССП, поэтому не придется платить и исполнительский сбор.

Еще один специальный срок на оплату применяется после возбуждения производства. Пристав обязан дать должнику 5 дней на добровольную оплату. Этот срок не входит в 60 дней на добровольную оплату по КоАП РФ. Если виновное лицо не выполнит требование пристава и не погасит долг за 5 дней, то будет взыскан исполнительский сбор. Если же санкция погашена, то и производство будет окончено, а приставы не начнут исполнительные действия.

Ведется ли где-то в Интернете база
выписанных и уплаченных штрафов?
Спросите юриста

Действия пристава в исполнительном производстве

Полномочия приставов, указанные в законе № 229-ФЗ, распространяются на взыскание всех видов долгов, в том числе административных штрафов. Для взыскания пристав может:

При взыскании штрафа в исполнительном производстве важна его сумма. Например, нельзя арестовать какое-либо имущество, если размер санкции не превышает 3 000 рублей. Также пристав обязан убедиться, что стоимость арестованного имущества соразмерна сумме долга.

Специальное ограничение в исполнительном производстве может применяться при неуплате штрафа за нарушение ПДД. Пристав может лишить должника водительских прав, пока тот не оплатит всю сумму санкции. После лишения прав должника могут привлекать к дополнительной ответственности, если он будет пойман за рулем.

Прав на автомобиль приставы лишают
за какие-то особо крупные штрафы
или за все подряд?

Последствия неуплаты административного штрафа

Если не выплатить штраф после возбуждения производства, могут применяться дополнительные санкции. Прежде всего, пристав обязательно взыщет исполнительский сбор. Его размер составит 7% от первоначальной штрафной санкции, но не менее 1 000 рублей. Также пристав может начать реализацию имущества, арестованного после возбуждения дела .

Специальным видом наказания будет дополнительная ответственность за неуплату административного штрафа. Такие дела возбуждаются по ст. 20.25 КоАП РФ. Рассмотрение дела и назначение дополнительного наказания по этой статье входит в компетенцию пристава. О порядке взыскания дополнительных санкций в рамках исполнительного производства расскажем ниже.

Порядок взыскания уголовного штрафа в исполнительном производстве

За уголовные преступления штраф могут назначить, если это предусмотрено статьей УК РФ. Возможны следующие варианты назначения уголовных штрафов:

  • как основное наказание, т.е. осужденному присудят только штраф;
  • как дополнительное наказание (например, по некоторым статьям УК РФ его могут назначить дополнительно к обязательным работам);
  • штраф могут взыскать в фиксированной сумме (например, 100 тыс. руб.), либо в размере дохода за определенный период (например, заработок за 6 месяцев).

В большинстве случаев в статье УК РФ указаны минимальные и максимальные размеры штрафных санкций. Суд сам определит точный размер наказания, исходя из опасности преступления, действий виновного лица, смягчающих и отягчающих факторов. Выше максимальной планки штраф назначить не могут.

Взыскание штрафных санкций по уголовному делу подтверждается вынесением приговора. Когда он вступит в силу, суд оформит исполнительный лист, направит его в ФССП. На основании исполнительного листа пристав возбудит производство в отношении осужденного и начнет принудительное удержание.

Можно ли заплатить штраф
наличными и на месте, в руки
пристава? Спросите юриста

Срок уплаты штрафа

В отличие от административных норм, в УК РФ и УПК РФ не предусмотрен льготный срок на добровольную оплату уголовного штрафа. Как только приговор суда вступит в силу, исполнительный лист могут сразу направлять в ФССП.

  • 2 года — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ не превышает 3-х лет;
  • 6 лет — если максимальный тюремный срок по статье УК РФ превышает 3 года (за преступления по неосторожности) или составляет от 3 до 5 лет (за умышленные преступления);
  • 10 лет — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ составляет от 5 до 10 лет;
  • 15 лет — если максимальный тюремный срок по соответствующей статье УК РФ составляет 10 лет и более.

Пристав обязан проверять указанные сроки. Если суд направит исполнительный лист после истечения соответствующего срока, представитель ФССП обязан вернуть документ без исполнения. Но на практике это происходит крайне редко.

Может ли за осужденного заплатить
штраф его родственник или знакомый?
Спросите юриста

Действия пристава

По УК РФ штраф является наказанием, не связанным с лишением свободы. Так как осужденный остается на свободе, приставы будут взыскивать уголовный штраф по общим правилам.

Но есть специальные правила и сроки, указанные в ст. 103 закона № 229-ФЗ:

  • после получения исполнительного листа и приговора приставу дается 3 дня на возбуждение производства;
  • взыскать штраф пристав обязан в течение 60 дней (этот срок отсчитывается с даты вступления приговора в силу);
  • если пристав получил документы по истечении 45 дней после вступления приговора в силу, срок взыскания не может превышать 15 дней;
  • в постановлении о возбуждении производства пристав дает должнику 60 дней на добровольную выплату (исключение может быть для приговоров, где суд дал рассрочку по выплате);
  • если дело возбуждено по истечении 25 дней после вступления приговора в силу, на добровольную оплату дается 35 дней.

Нарушение сроков оплаты может стать причиной для замены наказания на более строгое. Об этом пристав обязан уведомить должника в постановлении.

В пределах указанных сроков пристав может не предпринимать никаких активных исполнительных действий в отношении должника и его имущества. Если указанные сроки нарушены, т.е. штрафная санкция не погашена добровольно, то представитель ФССП обращается в суд для замены наказания на более строгое. Если суд откажет в этом, то пристав начнет обычные исполнительные действия по взысканию.

Последствия неуплаты уголовного штрафа

Неуплата уголовного штрафа в срок 60 или 35 дней может повлечь для должника серьезные проблемы. В зависимости от ситуации, могут наступать следующие последствия:

  • по обращению пристава суд заменит штрафную санкцию на другой вид наказания;
  • если суд отказал в замене на другой вид наказания, ФССП начнет взыскание по общим правилам, в том числе за счет доходов и имущества;
  • с должника взыщут исполнительский сбор, если он добровольно не оплатил штраф.

Если уголовный штраф был дополнительным наказанием по приговору, пристав не обращается для его замены на другой вид санкции. В этом случае сразу начнется принудительное взыскание по общим правилам закона № 229-ФЗ.

Вернут ли сумму штрафа, если приговор
будет пересмотрен и обвинение снято?
Спросите юриста

Порядок наложения штрафа в исполнительном производстве

За неуплату штрафной санкции после возбуждения производства пристав может привлекать должника к дополнительной ответственности. Это относится только к санкциям, ранее назначенным по КоАП РФ. Основания и порядок привлечения к дополнительной ответственности можно посмотреть в ст. 20.25 КоАП РФ.

Основания и статья

Пристав может применить статью 20.25 КоАП РФ, если должник не выплатил штраф добровольно в течение 5 дней после возбуждения производства. Если требование пристава не исполнено по уважительным причинам (например, ввиду нахождения в служебной командировке или при нахождении в больнице), то привлечение к ответственности не допускается. Об уважительных причинах нужно уведомить пристава, представить соответствующие доказательства.

Чтобы не получить дополнительное наказание, рекомендуем сразу после оплаты штрафа представить в ФССП подтверждающий документ. Это может быть квитанция об оплате, письменный или электронный чек, другие документы. На основании представленного документа приставу будет проще найти платеж.

Процедура взыскания

Если срок на добровольную уплату прошел, то представитель ФССП возбудит административное дело по ст. 20.25 КоАП РФ. В зависимости от обстоятельств, должнику могут назначить еще одно наказание:

  • штраф в двукратном размере, но не менее 1 000 рублей;
  • арест на период до 15 суток;
  • работы обязательного характера на период до 50 часов.

Постановление по указанной статье выносит суд на основании материалов, представленных приставом. При этом суд вправе сам выбрать один из перечисленных видов наказания. При назначении дополнительного наказания с должника не снимается обязанность погасить первую штрафную санкцию.

Если у вас возникли вопросы, связанные с наложением штрафа в исполнительном производстве, проконсультируйтесь у наших специалистов. Мы поможем разобраться в основаниях привлечения к ответственности, в вариантах защиты при взыскании.

Законодательно понятие слова «штраф» (от нем. Strafe ) определяется как узаконенное наказание за правонарушение. Обычно в виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). Штраф открывает систему уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ). Однако реальное применение этого наказания судом не всегда позволяет считать его самым мягким уголовным нак азанием. С учетом конкретных обстоятельств дела единовременная выплата штрафа в размере, например, 10000 рублей порой может иметь большее карательное воздействие, а также ощутимее восприниматься осужденным, чем отбытие им наказания в виде 100 часов обязательных работ. Поэтому можно считать, что штраф обладает необходимых карательным потенциалом.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Однако осуществить правильное прогнозирование социально-экономического положения осужденного суду представляется достаточно сложным процессом. Ввиду этого возникают определенные сложности с исполнением штрафа, связанные с тем, что нередко у осужденного отсутствуют как денежные средства, которые могут быть принудительно взысканы, так и имущество, от реализации которого может быть уплачен штраф. В такой ситуации осужденный не может добровольно исполнить требование об уплате штрафа, в связи чем впоследствии признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) злостным уклонением от уплаты штрафа признается сам факт неуплаты штрафа либо части штрафа в сроки, которые установлены частями 1 и 3 статьи 31 УИК РФ (в соответствии с ч. 1 указанной статьи осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу, часть 3 этой же статьи гласит о том, что осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд в соответствии с частью второй настоящей статьи принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца).

В случае неуплаты штрафа, назначенного судом осужденному в качестве основного наказания, в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ оно подлежит замене другим видом наказания. Поэтому в отношении такого осужденного пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа, указанного в частях 1 и 3 ст. 31 УИК РФ, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 года № 420-ФЗ были внесены изменения, в соответствие с которыми штраф может быть заменен на любое другое наказание кроме лишения свободы. В предыдущей редакции уголовного закона штраф можно было заменять только в пределах санкции статьи, что порождало ряд неурегулированных вопросов при отсутствии в санкции альтернативного лишению свободы наказания. Теперь судебным приставам не придется доказывать факт злостности. Достаточно будет того факта, что осужденный не уплатил штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу.

По состоянию на 31 мая текущего года на исполнении в УФССП России по Хабаровскому краю находится около 1400 исполнительных производств указанной категории на общую сумму взыскания свыше 89 млн. рублей.

В соответствии с законодательством, в случае, если осужденный не может единовременно уплатить уголовный штраф, судом предоставляется рассрочка или отсрочка уплаты штрафа.

В связи с тем, что принудительное взыскание уголовных штрафов является одним из немаловажных направлений деятельности службы, реализующих принцип неотвратимости наказания, данная категория исполнительных производств передана на исполнение в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств. По всем производствам предпринимается весь комплекс мер, предусмотренный законодательством (так, судебными приставами-исполнителями ограничено право выезда за пределы Российской Федерации 689 таким должникам на имеющим общую задолженность более 26 млн. рублей, а также применяются процессуальные меры по замене уголовных штрафов, в случае, если должники уклоняются от наказания, наложенного судом (по 110 исполнительным производствам на общую сумму 4806 млн. рублей судебными приставами-исполнителями направлены заявления в суд о замене уголовного штрафа другим видом наказания).

Показательный пример: 16 мая текущего года Дальневосточный окружной военный суд, рассмотрев представление судебного пристава-исполнителя, вынес постановление об удовлетворении представления судебного пристава-исполнителя, согласно которому уголовный штраф в сумме 25 млн. рублей должнику заменен на реальный срок (ранее должник был осужден этим же судом по статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки). Теперь по решению суда должник вместо оплаты штрафа проведет за решеткой три года шесть месяцев. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии строго режима.

Наказание, как основное, так и дополнительное — это форма государственного принуждения, при котором публичная власть берет на себя обязанность обеспечить его реализацию. Любое наказание должно быть реализовано, в противном случае его карательный и предупредительный потенциал сводится к нулю, нарушается принцип неотвратимости ответственности и наказания, что негативно влияет на мнение населения о работе правоохранительных органов и судебной системы, порождая недоверие к ним.

Пресс-служба УФССП России по Хабаровскому краю

Время создания/изменения документа: 17 июня 2014 11:49 / 05 июля 2016 04:19

В современных условиях борьбы с преступностью важная роль отведена штрафу как уголовному виду наказания. Штраф является альтернативой лишению свободы как наименее строгий вид наказания. В настоящее время 260 из 587 санкций Особенной части УК РФ предусматривают штраф в качестве основного наказания, при чем в 166 из них штраф предусмотрен в качестве наказания наряду с лишением свободы. Эффективность уголовно-правовых мер напрямую зависит от реализации задач, связанных с обеспечением надлежащего исполнения приговоров в части назначаемого судами наказания. Реализация данных задач возложена государством на Федеральную службу судебных приставов.

Рассматривая результаты исполнения уголовного наказания в виде штрафов необходимо отметить, что снижение в 2015 году основных качественных показателей в данном направлении произошло в связи с применением постановления Государственной Думы от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: наблюдалась тенденция снижения как поступления на исполнение исполнительных документов, так и фактического исполнения, замены штрафов другим видом наказания и др..

В прошедшем году общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в территориальных органах ФССП России, действующих на территории Дальневосточного федерального округа, сократилось на 13,2 % и всего на исполнении находилось 11 181 производство, рассматриваемой категории.

Наиболее заметно сократилось число производств в Управлениях по Амурской области (-24,4 %), Республике Саха Якутия (-18,2 %) и Сахалинской области (-15,6 %).

При этом общая сумма, подлежащая взысканию, в целом по ДФО, возросла на 15,3% и превысила 1,6 млрд. рублей. Это связано с тем, что увеличилось количество исполнительных производств о взыскании штрафов, в основном назначенных за преступления коррупционной направленности, с многомиллионными суммами.

Краткий сравнительный анализ результатов работы в I квартале текущего года свидетельствует, что общие тенденции, сложившиеся к концу 2015 года приобрели более выраженную динамику.

На 36,2% сократилось общее количество исполнительных производств, рассматриваемой категории, находившихся на исполнении.

Только в Управлении по Магаданской области число производств увеличилось на 11,9 % и незначительное увеличение (+1%) отмечается в Управлении ФССП России по Камчатскому краю.

На 9,1 % уменьшилась общая сумма, подлежащая взысканию.

Всего же в первом квартале 2016 года в территориальных органах ФССП России, действующих на территории Дальневосточного федерального округа, находилось в производстве 5318 исполнительных производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания, на сумму 1 млрд. 155 млн. 741 тысяча рублей.

Окончено и прекращено 640 исполнительных производств на сумму 20,3 млн. рублей, что соответственно на 47,3 и 93,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Число производств, оконченных фактическим исполнением снизилось на 39,7%, а фактически взысканная сумма сократилась на 20,5% и составила 15,8 млн. рублей.

Всего же, с учетом частичного взысканной суммы по неоконченным исполнительным производствам, взыскано 23 млн. 106 тыс. рублей, в то время как в первом квартале 2015 года эта сумма составляла 325,7 млн. рублей.

Несмотря на то, что сокращение количества исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, является характерным для всех территориальных органов службы на Дальнем востоке, то при взыскании суммы штрафов, ряд Управлений смогли повысить эффективность этой работы.

Так, в Управлении ФССП России по Сахалинской области фактически взысканная сумма увеличилась на 6,5 %, по Амурской области на 50,4%, а в Управлении ФССП Росии по Чукотскому автономному округу фактически взысканная сумма штрафов возросла в 3,8 раза.

За отчетный период 2016 года в суд направлено 159 постановлений о замене штрафа другим видом наказания в отношении должников, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа.

При этом за 3 месяца только по 8 исполнительным производствам, судом было отказано в удовлетворении представления о замене штрафа, тогда как в 2015 году 74 таких представления остались без удовлетворения.

Принимаемые меры позволили сократить о статок исполнительных производств, на конец отчетного периода, в целом по ДФО, на 34,1%, а сумма, подлежащая взысканию возросла на 18,1% и превысила 941 млн. рублей.

Наиболее заметно сократился остаток производств в Управлениях ФССП России по Хабаровскому краю (-56,4 %), Амурской области (-41 %) и Чукотскому автономному округу (-37 %).

В то же время в Управлениях ФССП России по Магаданской области и Камчатскому краю остаток исполнительных производств увеличился на 26,7 и 8,2 %, соответственно, что обусловлено увеличением количества возбужденных исполнительных производств и сокращением общего числа оконченных и прекращенных производств.

В Управлении ФССП России по Магаданской области количество возбужденных исполнительных производств увеличилось на 43 %, а число оконченных сократилось на 19 %, а в Управлении ФССП России по Камчатскому краю на 50 и 26 % соответственно.

Результаты работы территориальных органов ФССП России в Дальневосточном федеральном округе по взысканию штрафов, назначенных за совершение преступлений коррупционной направленности, в первом квартале 2016 года, по ряду основных направлений, также отражают общие тенденции, сложившиеся в конце 2015 года.

Количество производств, находившихся на исполнении возросло 26,3 % и в территориальных управлениях ДФО находилось 317 исполнительных производств.

Сумма, подлежащая взысканию, сократилась на 4,3 % и составила 772,8 млн. рублей, что на 34,6 млн. рублей меньше аналогичного периода прошлого года.

Всего окончено 30 исполнительных производств, что на 2 производства или 6,3 % меньше чем в прошлом году, а сумма по оконченным производствам сократилась с 284 млн. рублей (в первом квартале 2015 года) до 4 млн. рублей
или на 98,6 %.

На 2 производства (или 7,6%) уменьшилось и количество производств оконченных фактическим исполнением, при этом фактически взысканная сумма сократилась на 5,4 % и составила 3,3 млн. рублей.

Однако, частично взысканная сумма по неоконченным исполнительным производствам увеличилась на 7,2 млн. рублей и превысила 14,2 млн. рублей.

При одинаковом количестве должников (17) добровольно исполнивших требования исполнительного документа, в аналогичные периоды, сумма оплаченных штрафов за преступления коррупционной направленности, увеличилась на 27,4 % и превысила 1,8 млн. рублей.

При исполнении рассматриваемой категории производств, в текущем году заметно активнее использовалось право направления в суд представлений о замене штрафа другим видом наказания в отношении должников, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа. Количество исполнительных производств, по которым направлены и находятся на рассмотрении такие представления, увеличилось с 8 (в I квартале 2015г.) до 15 за прошедший период 2016 года.

Остаток исполнительных производств, на конец 2015 года, сократился на 39,3% и составил 4178 исполнительных производств на сумму 1 млрд. рублей. Незначительный рост остатка отмечен лишь в Управлении по Магаданской области (на 5,8%).

Анализ структуры остатка позволяет выделить следующее.

41,7 % в остатке составляют штрафы, назначенные в качестве основного вида наказания (1742 исполнительных производства), 58,3 % - штрафы, назначенные в качестве дополнительного вида наказания (2 436 производств).

Доля исполнительных производств с незначительной суммой взыскания
(до 10 тыс. руб.) составила 36,7 % (1 534 производства на общую сумму взыскания 10 млн. руб.).

Можно выделить основные объективные причины нахождения на исполнении исполнительных документов, среди которых:

предоставление судами отсрочки и рассрочки исполнения уголовного наказания. Их число составило 316 производств или 7,6 %;

приостановление, отложение исполнительных действий на основании судебного акта (268 производств или 6,4%);

не истек срок для добровольного исполнения исполнительного документа (421 производство или 10,1%);

отбывание должниками наказания в виде лишения свободы (128 производств или 3,1%);

направление в суд представления о замене штрафа другим видом наказания (176 производств или 4,2 %);

наличие на исполнении первочередных взысканий (70 производств или 1,7%).

Вместе с тем, основную долю в остатке (33,3%) составили производства, по которым срок для добровольного исполнения исполнительного документа истек и судебными приставами-исполнителями принимались меры по установлению местонахождения должников, их надлежащему извещению либо осуществлялись мероприятия, предшествующие розыску должников.

В соответствии с ч. 7 ст. 103 Закона «Об исполнительном производстве» личное уведомление должника о возбуждении исполнительного производства является обязательным условием исполнения приговора суда, на котором замыкаются все последующие стадии исполнительного производства (внесение представления о замене штрафа иным видом наказания, принудительное взыскание штрафа и т.д.). К сожалению, приставы в своей деятельности зачастую сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие должников по адресу проживания, отсутствие сведений о месте их нахождения и т.п. Я думаю, что все присутствующие согласятся, что это одна из основных проблем, которая препятствует исполнению приговора суда. Своевременность и эффективность принудительного исполнения приговора суда зависит от наличия у судебного пристава-исполнителя достаточных и достоверных сведений о должнике на стадии возбуждения исполнительного производства.

В этой связи, в целях оптимизации работы в данном направлении Управлениями разрабатывается комплекс мер по решению данной проблемы. В полной мере задействованы судебные приставы по ОУПДС. Так, например, Управлением по Амурской области разработано поручение, которым судебный пристав-исполнитель при возбуждении исполнительного производства поручает судебному приставу-исполнителю по ОУПДС в рамках ст. 24 закона «Об исполнительном производстве» осуществить выход по адресу должника и вручить ему постановление о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, Управлением в Амурский областной суд в конце прошлого года было направлено обращение об оказании содействия путем организации работы по заполнению анкеты на осужденного и предупреждения его о последствиях злостного уклонения от уплаты штрафа на стадии оглашения приговора суда. Амурский областной суд откликнулся на данное обращение и направил соответствующее письмо председателям районных (городских) судов Амурской области. Эффективность данной меры детально еще не проанализирована, однако судебные приставы отмечают, что положительные результаты имеются.

Следует также отметить положительный опыт Управления по республике (Саха) Якутия в части активного взаимодействия с уголовно-исполнительными инспекциями и Управлением ФСКН.

В частности, Уголовно-исполнительной инспекцией по г. Якутску предоставляется список осужденных, вызванных на определенную дату для отметки, по результатам мониторинга данного списка судебный пристав-исполнитель выезжает в указанное время в инспекцию для вручения процессуальных документов и совместно с инспектором УИИ проводит разъяснительную беседу с осужденным.

Совместно с сотрудниками ФСКН проводятся совместные рейдовые мероприятия по исполнительным документам, по которым наказание назначено за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Имеющиеся в ФСКН оперативные сведения о месте пребывания осужденных лиц также дают положительный результат.

Еще одной из острых проблем, влияющих на исполнение данного вида уголовного наказания, является принятие судебными органами отрицательных решений по представлениям судебных приставов-исполнителей о замене штрафа другим видом наказания при наличии признаков злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа.

Положительное решение судами принято по 188 представлениям или 42,3 % от рассмотренных. При этом самый высокий показатель по удовлетворенным представлениям отмечается в Амурской области (56,6%), самый низкий - в Хабаровском крае (24,3%).

Доля представлений, по которым судами вынесены отрицательные решения, составила 42,1%. Наибольшее количество таких постановлений принято судами Хабаровского края (77 ), Приморского края (43).

Проведенный анализ причин вынесения судами «отказных» постановлений показал, что основания различны: оплата штрафа, предоставление судом рассрочки, истечение срока давности обвинительного приговора, неявка осужденного в судебное заседание и т.д.

Однако на ряду с объективными причинами в 2015 году имелись случаи отказа в удовлетворении представления о замене наказания по основаниям, противоречащим постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 03.12.2013 № 33, т.е. в связи с отсутствием доказательств злостности уклонения осужденного от уплаты штрафа). По указанному основанию судами ДФО за 2015 год вынесено 28 постановлений. Постановления вынесены судами Хабаровского, Приморского, Камчатского края, Сахалинской области, республики (Саха) Якутия.

В связи с пропуском срока направления в суд представления о замене штрафа другим видом наказания, установленного ч. 2 ст. 32 УИК РФ, судами отказано в удовлетворении по 35 представлениям.

Судебными приставами-исполнителями, в свою очередь, в апелляционном порядке обжаловано 10 таких судебных актов.

Необходимо отметить, что судебная практика по рассмотрению апелляционных жалоб неоднозначна. Например, в Приморском крае 2 жалобы рассмотрены по существу и удовлетворены, в Хабаровском крае и в республике (Саха) Якутия по 1 жалобе рассмотрены судами и вынесены решения об отказе в удовлетворении.

При этом в Амурской области 1 апелляционная жалоба и также в республике (Саха) Якутия 2 жалобы возвращены судом без рассмотрения в связи с тем, что должностное лицо учреждения или органа, исполняющего наказания, не наделено правом обжалования постановления суда в апелляционном, кассационном или надзорном порядке (главы 45.1, 47.1, 48.1 УПК РФ).

Так, в частности, в соответствии с ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ п раво апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Суд полагает, что в силу данной нормы судебный пристав-исполнитель является представителем органа, исполняющего приговор суда, и не обладает правом апелляционного обжалования. Взыскатель, в лице Управления Федеральной службы судебных приставов, также не относится к лицам, заинтересованным в замене штрафа другим видом наказания, а наоборот, заинтересован во взыскании штрафа и пополнении доходной части федерального бюджета.

Таким образом, с одной стороны законодатель прямо наделяет судебного пристава обязанностью по постановке перед судом вопроса о замене наказания в виде штрафа в случае злостного уклонения осужденного от его уплаты, и одновременно лишает его права регулировать данный процесс.

Актуальным является вопрос предоставления судами рассрочки (отсрочки) исполнения наказания в виде штрафа.

С учетом увеличения срока рассрочки с 3-х до 5-ти лет количество производств, по которым наказание отсрочено или рассрочено судом, ежегодно растет. На конец года их количество в территориальных органах Дальнего Востока составило 316 производств (7,6% от остатка).

Только в Амурской области в прошлом году в рамках 44 исполнительных производств судами предоставлена рассрочка исполнения штрафа сроком до 5 лет.

При этом установлено 10 случаев предоставления рассрочки уплаты штрафа при наличии у должника в собственности имущества, стоимости которого достаточно для единовременного погашения штрафа. В основном это транспортные средства либо денежные средства, на расчетных счетах должника.

Немного коснусь исполнения наказания в виде штрафа, назначенного в качестве дополнительного вида наказания.

Уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю предоставлены довольно ограниченные меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного вида наказания — взыскание исполнительского сбора и принудительное исполнение за счет имущества должника. Замена наказания на более строгое, как самый действенный рычаг воздействия на осужденного, по указанной категории исполнительных производств законодателем не предусмотрена.

В итоге, при отсутствии у должника имущества, дохода, например, в случае когда осужденный длительный период отбывает основную меру наказания в исправительном учреждении, исполнение уголовного наказания сводится к нулю, в результате все те принципы уголовного наказания, о которых я сказала в начале своего доклада, не могут быть реализованы.

Изучение характера проблем, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за совершенное преступление, в том числе коррупционной направленности, выявило их относительную однородность во всех территориальных органах ФССП России в Дальневосточном федеральном округе.

В свете принятия Пленумом Верховного суда Российской Федерации постановлений № 58 и 59 от 22.12.2015 считаю необходимым продолжить контроль за данным направлением в текущем году, предлагаю также обсудить с региональными судами реализацию данных постановлений на практике и коснуться вопросов замены наказания в виде штрафа на другой вид в случае злостного уклонения осужденных от его уплаты, изучения материального положения осужденного при рассмотрении вопроса о рассрочке или отсрочки исполнения наказания.

Ряд проблемных вопросов возможно решить только на законодательном уровне. В связи с чем, с читаем необходимым решить вопрос о возможности законодательной инициативы по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, предусмотрев в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации возможность обжалования судебным приставом-исполнителем судебного акта об отказе в замене штрафа другим видом наказания, возможность на обращение в суд судебного пристава-исполнителя с заявлением об освобождении осужденного от отбывания наказания в случае истечения срока давности обвинительного приговора, предусмотренного ст. 83 УК РФ. Как вариант, рассмотреть возможность замены наказания в виде штрафа, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, на более строгий в случае злостного уклонения от его уплаты, дополнить ч. 2 ст. 67.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» рассматриваемой категорией исполнительных производств, тем самым, расширить перечень мер воздействия на осужденных ограничением специального права на управление транспортным, водным, воздушным транспортом до исполнения приговора суда.

Время создания/изменения документа: 05 мая 2016 03:07 / 21 июня 2017 04:48

Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

1. Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление может быть предъявлен к исполнению после вступления приговора в законную силу:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не более пяти лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

3. Вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление в подразделение судебных приставов направляются копия приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу-исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

5. В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с частью первой статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

7. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

8. По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление. Указанное заключение утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.

10. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном настоящим Федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

11. Исполнительное производство о взыскании штрафа за преступление приостанавливается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

3) смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника - лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;

4) утраты должником дееспособности;

5) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;

8) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 8 части 11 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление.

13. В случае принятия судом решения об отказе в замене штрафа другим видом наказания исполнительное производство возобновляется. Одновременно с возобновлением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор, за исключением случая, когда суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, признал причины неуплаты штрафа в срок уважительными.

14. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае:

1) смерти должника-осужденного или объявления его умершим;

2) замены наказания в виде штрафа другим видом наказания;

3) освобождения от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) отмены обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 или 2 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается в случае:

1) выплаты штрафа в полном объеме;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ.

Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

1. Судебный штраф, назначенный в качестве меры уголовно-правового характера в соответствии со статьей 104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - судебный штраф), исполняется по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Судебный штраф исполняется лицом, которому эта мера назначена, в срок, указанный судом в постановлении, определении о назначении меры уголовно-правового характера.

3. Контроль за исполнением судебного штрафа лицом, которому эта мера назначена, возлагается на судебного пристава-исполнителя.

4. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

5. При возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения судебного штрафа судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.

6. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты судебного штрафа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, он направляет в суд представление об отмене указанной меры уголовного-правового характера и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

7. Исполнительное производство по исполнительному листу об уплате судебного штрафа оканчивается в случае:

1) выплаты судебного штрафа в полном объеме;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ;

3) направления в суд, выдавший исполнительный документ, представления об отмене судебного штрафа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: