Что такое транспортные суда

Обновлено: 19.04.2024

В 1748 плавало «для проверки дистанций и румбов» между о-вом Гогланд и м. Дагерорт. В 1749–1753 ежегодно курсировало между Кронштадтом и Любеком. В 1754– 1756 неоднократно ходило в Данциг «для привоза ко двору Е.И.В. Елизаветы Петровны венгерских вин». В 1757 плавало между Кронштадтом и Мемелем. 6.10.1757 потерпело крушение у Мемеля. Экипаж был спасен.

Командиры: А. Сверчков (1748), Ф. И. Неклюдов (1749), И. М. Спиридов (1750), В. Патрикеев (1751), Л. Багреев (1752), В. Бабаев (1753), В. Ф. Лупандин (1754), П. Тормасов (1755), Росс (1756), М. И. Палицын (до 9.1757), А. Ярославов (Ярославцев) (с 9.1757).

В 1776 ставило вехи и баканы в Азовском море, а потом плавало из Херсона в Константинополь. В 1777–1781 перевозило грузы между портами Черного и Азовского морей. Летом 1782 ходило из Херсона в Константинополь. В 11.1782 занимало брандвахтенный пост у Таганрога. Во время ледостава пошло в порт, но было окружено льдами, ветром и течением его понесло к берегу и выбросило на Петрушевскую косу. Судно было разбито льдами, экипаж спасся.

Заложено (?) на Херсонской верфи. Строитель С. И. Афанасьев. Спущено 28.10.1781, вошло в состав АзФл, с 5.1783 — в составе ЧФ.

В 1782–1787 перевозило грузы между портами Черного и Азовского морей. В 1788 переоборудовано во ФР «Григорий Богослов».

Заложено 14.1.1781 на Херсонской верфи, спущено 30.9.1782, вошло в состав АзФл, с 5.1783 — в составе ЧФ.

В 1782–1787 перевозило грузы между портами Черного и Азовского морей. В 1786 плавало с грузом из Николаева в Марсель. В 1788 переоборудовано во ФР «Григорий Великия Армении».

Построено в Архангельске (название верфи и дата постройки точно не установлены, вероятно, около 1783), вошло в состав БФ.

В 6–9.1783 перешло из Архангельска в Кронштадт. В 1784 с начала навигации до 6.9 занимало брандвахтенный пост в Риге, затем перешло в Кронштадт. В 1785–1787 перевозило грузы между портами Финского зал. Участвовало в войне со Швецией 1788–1790, доставляло провиант из Кронштадта в Выборг и Роченсальм. (?)

Командиры: С. Г. Коковцев (с 6.1783), Д. А. Игнатьев (до 6.9.1784), Яников (с 6.9.1784), А. Г. Мельников (1788).

В 1784 плавало из Кронштадта в Ригу для «отвоза денежной казны». В 1785–1787 перевозило грузы между Кронштадтом, Ревелем и Ригой. Участвовало в войне со Швецией 1788–1790. В 7.1788 доставило из Кронштадта продовольствие на эскадру адмирала С. К. Грейга, стоявшую у о-ва Сескар, а затем ушло в Ревель. В 7–8.1789 в составе эскадры вице-адмирала А. И. фон Круза ходило из Ревеля в крейсерство к п-ову Паркалаут. (?)

Командиры: П. Ф. Бачманов (1784), Г. П. Шельтинг (с 1786 до 6.1788), Д. Г. Навроцкий (с 6.1788), барон К. Ф. Биллов (Биллоу) (до 8.1789).

В 1786 и 1787 перевозило грузы между портами Финского зал. Участвовало в войне со Швецией 1788–1790. В 7.1788 доставило из Кронштадта в Ревель орудия. 16.10.1789 перевезло в Ревель экипаж КОР «Родислав», севшего на мель у о-ва Наргин. (?)

Переоборудовано в транспортное судно из турецкой шебеки, взятой в плен в 1787 во время войны с Турцией 1787–1790. Вошло в состав ЧФ.

Участвовало в войне с Турцией 1787–1790. В 1787–1789 занимало брандвахтенный пост в Севастополе. 16.10.1790 в составе эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышло из Севастополя к Гаджибею для обеспечения перехода гребной флотилии в устье Дуная. У о-ва Фидониси на судне сломалась стеньга, и оно ушло в Днепровский лиман, где присоединилось к гребной флотилии генерал-майора И. М. де Рибаса, а затем вернулось в Севастополь. 10–15.7.1791 в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова выходило в море на поиск неприятеля. (?)

Находилось при Архангельском порте. (?)

В 1790–1807 перевозило грузы и пассажиров между портами Охотского моря. 28.9.1807 пришло на Нижнекамчатский рейд и стало на якорь в ожидании лоцмана, чтобы войти в реку. Начавшимся в тот же день штормом было сорвано с якорей, 30.9 выброшено на отмель и разбилось. Погибли 6 человек, в том числе командир.

Два судна. Построены в Иркутске К. И. Острецовым и Н. Поповым.

Перевозило грузы и пассажиров по оз. Байкал. В 1772 во время шторма было выброшено на берег у Посольского монастыря, где «сожжено для железа».

Перевозило грузы и пассажиров по оз. Байкал. (?)

Смотри также:

Военная энциклопедия . 2014 .

Полезное

Смотреть что такое "Суда «транспортные»" в других словарях:

Суда «экспедиционные» — Суда «экспедиционные» [Название условное — в соответствии с предназначением судов.] В 1764 в Архангельске (название верфи не установлено) специально для экспедиции В. Я. Чичагова были построены 3 судна, названные по фамилиям их… … Военная энциклопедия

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА — (Transport ships) суда для перевозки пассажиров и разного рода грузов. Эти суда называют обычно коммерческими (Merchant ships), или торговыми, судами (раньше называли купеческими судами), причем эта терминология привилась исключительно к судам,… … Морской словарь

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения транспортным налогом — не признаются объектом налогообложения транспортным налогом: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ — (Merchant vessels) суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по… … Морской словарь

Транспортные яхты — — малые транспортные суда с косым парусным вооружением. Большинство из них было куплено у судовладельцев в 1812 и использовалось для доставки грузов отрядам боевых судов, а затем для перевозки строительных материалов для строящихся баз… … Военная энциклопедия

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные спасательные, гидрографические и др. суда … Большой Энциклопедический словарь

суда обеспечения военно-морского флота — (вспомогательные суда). Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и другие суда … Энциклопедический словарь

СУДА-ПЕРЕПРАВЫ, ПАРОМЫ — (Ferries, ferry boats) специальные транспортные суда, служащие для перевозки автогужевых повозок, железнодорожных вагонов и поездных составов через озера и реки, морские проливы (как, напр., между Швецией и Данией) и даже через море (Застниц… … Морской словарь

Суда на воздушной подушке — транспортные средства, поддерживаемые над любой опорной поверхностью (грунт, вода) силой слоя сжатого воздуха, создаваемого под днищем средства воздухонагнетателями, чем обеспечивается практическая неограниченная вездеходность. Используются при… … Словарь черезвычайных ситуаций

Пассажирское судно

Рис. 1 Пассажирское судно для перевозки людей

Пассажирские суда имеют не­сколько палуб и сильно развитые надстройки и рубки, что способству­ет получению достаточной площади для устройства большого числа помещений. Все палубы, на которых располагаются каюты пассажиров, находятся выше ватерлинии, поэтому пассажирские суда имеют избы­точный надводный борт. По архи­тектурному типу пассажирские суда относятся к трехостровным, а круп­ные суда имеют удлиненный бак или ют.

Отличительная особенность пас­сажирских судов — комфортабель­ность, которая обеспечивается большим числом различных обществен­ных помещений (музыкальные и курительные салоны, рестораны, плавательные бассейны и т. п.), установ­кой успокоителей качки, наличием системы кондиционирования воздуха и т. д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения без­опасности плавания корпус пасса­жирского судна разделяется на от­секи водонепроницаемыми перебор­ками, что позволяет при получении пробоины сохранить плавучесть суд­на.

Рекомендуется к прочтению: Понятие о судне

Сухогрузные суда

Наиболее распространенным типом сухогрузного судна Специализированные суда для перевозки сухих грузов является судно общего назначения для перевозки генерального груза (рис. 2), на котором можно перевозить любые штучные грузы в упаковке (ящики, тюки, бочки т. п.).

Исторически сложившимся apxитектурным типом такого судна является трехостровной тип — наиболее простой по конструкции и достаточно надежный и удобный в эксплуатации.

По конструктивному принципу грузовые суда могут быть полно и неполнонаборные. При той же грузоподъемности суда с избыточным надводным бортом имеют больший объем грузовых помещений и поэтому используются для перевозки легких грузов.

Сухогруз

Рис. 2 Сухогрузное судно общего назначения

Машинное отделение на грузовых судах может быть расположено как в средней части корпуса судна, так и в корме. Новые суда часто имеют промежуточное положение машинно­го отделения, когда оно смещено от середины корпуса к корме.

Сухогрузные суда могут иметь две и более палуб. Наличие нескольких палуб на грузовом судне позволяет более полно использовать грузовые помещения при большой высоте трюмов. Для проведения грузовых операций имеются грузовые стрелы, смонтированные на мачтах, или грузовые краны.

Специализированные суда пред­назначены для перевозки определен­ных видов грузов — одного или нескольких.

Лесовозы — однопалубные суда, рассчитанные на перевозку лесного груза в трюмах и на палубе. Чтобы создать достаточную площадь для его размещения, протяженность па­лубных надстроек на лесовозе умень­шают до минимума.

Наличие большого количества па­лубного груза предъявляет к проч­ности палубы повышенные требования. Чтобы палубный груз можно было надежно закрепить, палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и стойками-стензелями. Лесовозы имеют ледо­вые подкрепления, позволяющие им заходить в замерзающие порты, откуда в основном вывозят лес.

Лесовозы можно также использо­вать для перевозки генеральных гру­зов.

Пакетовозы предназначены для перевозки лесного и генерального груза в пакетах массой до 20 т. Судно имеет одну палубу с большими грузо­выми люками и грузовое устройство высокой производительности.

Рефрижераторные суда оборудо­ваны холодильной установкой и ис­пользуются для перевозки скоропортящихся грузов. Для уменьшения теплообмена грузовые трюмы имеют тепловую изоляцию, а грузовые люки на этих судах делают небольшого размера.

Архитектурный тип рефрижера­торного судна — трехостровное, а конструктивный — с избыточным надводным бортом. Для более ра­ционального использования объема грузовых помещений эти суда имеют две или три палубы.

В настоящее время постройка реф­рижераторных судов сократилась в связи с перевозкой скоропортящих­ся грузов в рефрижераторных кон­тейнерах.

Балкер

Балкеры (рис. 3) — суда, которые приспособлены к перевозке навалом любого массового груза (руды, угля, химических удобрений, бокситов и т. п.). Среди сухогрузных судов они имеют наибольшую грузоподъем­ность до 100 тыс. тонн и более.

Большое разнообразие навалоч­ных грузов и значительное различие их физических свойств создают опре­деленные трудности в проектирова­нии балкеров. Чаще балкеры строят с подпалубными и скуловыми бал­ластными цистернами, которые обес­печивают удобную погрузку и вы­грузку навалочных грузов и нор­мальную остойчивость судна при полностью загруженных трюмах. В случае перевозки тяжелых рудных грузов трюмы загружаются пооче­редно, что позволяет загрузить каж­дый трюм полностью.

Балкер

Рис. 3 Длинный балкер

Балкеры имеют избыточный над­водный борт и не имеют средней надстройки, т. е. относятся к судам двухостровного типа. Машинное от­деление на этих судах расположено в корме.

Суда для навалочных грузов обыч­но не имеют грузового устройства, а все погрузочно-разгрузочные рабо­ты производятся портовыми грузовы­ми средствами. Для удобства про­ведения грузовых работ люки на этих судах делают больших размеров. Не­которые балкеры могут быть обору­дованы специальным саморазгру­жающим устройством.

Контейнеровоз

Контейнеровозы (рис. 4) пред­назначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные кон­тейнеры массой до 30 т. Из несколь­ких типов стандартных контейнеров наибольшее применение нашли кон­тейнеры длиной 20 и 40 фут (6,055 и 12,19 м). Перевозка гру­зов в контейнерах значительно со­кратила время грузовых операций и позволила создать единую тран­спортную систему, так как контей­неры можно также перевозить же­лезнодорожным и автомобильным транспортом.

Контейнеровоз

Рис. 4 Огромный контейнеровоз

Контейнеровозы — однопалубные суда с избыточным надводным бор­том и кормовым расположением ма­шинного отделения. Средней над­стройки не имеют. Грузовые трюмы разделены специальными направ­ляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры. Часть кон­тейнеров размещают на верхней палубе, где они фиксируются с по­мощью палубных креплений.

Грузового устройства контейнеро­возы, как правило, обычно не имеют: погрузку и выгрузку контейнеров производят у специально оборудо­ванных причалов — контейнерных терминалов.

Ролкер

Ролкеры (рис. 5) — суда с гори­зонтальным способом погрузки. Слу­жат для перевозки груженых автоприцепов (трейлеров) и колесной техники, а также контейнеров и паке­тов. Эти суда имеют один большой трюм и несколько палуб, а также вместительные балластные танки.

Грузообработка судна

Рис. 5 Судно с горизонтальным способом грузообработки

Погрузку и разгрузку производят с помощью автопогрузчиков и плат­форм с тягачами, которые въезжают на судно через кормовые или носовые ворота — лацпорты по специальным мостикам — аппарелям. С одной палу­бы на другую груз перемещают по внутренним аппарелям — пандусам или с помощью специальных лифто­вых подъемников.

Лихтеровоз

Лихтеровозы (рис. 6) — суда, где в качестве контейнеров используют несамоходные баржи — лихтеры. Такие плавучие контейнеры в порту отправления грузят на борт лихтеровоза с воды и в порту назначения выгружают снова на воду. В зависи­мости от способа погрузки лихтеров различают лихтеровозы пяти типов.

Лихтеровоз

Рис. 6 Большой лихтеровоз

В советском флоте нашли применение лихтеровозы типа ЛЭШ, на которые погрузку лихтеров массой до 500 т. производят козловым краном из кормового выреза с передвижкой до сответствующей ячейки в трюме (например, лихтеровоз «Алексей Kocтин»). На лихтеровозе «Юлиус Фечик» типа Си-Би кормовой лис используют для подъема с вохлихтера массой до 1000 т с дальнейшим перемещением его по палубе на особых тележках. Некоторые типы лихтеровозов требуют притопления судна для приема лихтеров (типы Бако, Бакат, ФЛЭШ).

Судно докового типа

Суда докового типа (рис. 7) служат для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Эти суда имеют двойные борта и один большой трюм почти на всю длину судна. В корме трюм имеет водонепроницаемое закрытие, которое в открытом положении образует рам­пу — аппарель. Погрузку тяжеловес­ных грузов производят по прин­ципу докования — судно притопляется и через открытый кормовой лац – порт в трюм вплавь заводят спе­циальный понтон (лихтер) с грузом.

Судно докового типа

Рис. 7 Судно докового типа для перевозки тяжеловесов

При сравнительно небольшой массе груза до 700 т. его можно ввозить в трюм по аппарели на транспортных тележках или производить по­грузку козловыми кранами большой грузоподъемности. На судах доково­го типа можно также перевозить в трюме и на палубе колесную технику, контейнеры и пакетирован­ный груз.

Универсальное судно

Универсальные суда приспособле­ны к перевозке нескольких различ­ных грузов. Эти суда, кроме обычных трюмов, имеют трюм для взрыво­опасных грузов, несколько танков для перевозки растительных пищевых масел и небольшой рефриже­раторный трюм. Грузовые трюмы приспособлены для перевозки контейнеров. Часть контейнеров можно перевозить на палубе.

Нефтерудовоз

Нефтерудовозы относятся к судам двойной специализации, служат для перевозки двух разнородных грузов. Корпус у таких судов разделен на ряд отсеков продольными и попереч­ными переборками. Они перевозят в одном направлении руду, а в другом нефть, что исключает переход судна в балласте. Такие суда должны быть оборудованы установкой для быст­рой и качественной мойки грузовых помещений.

Наливные суда. Основным типом этих судов являются танкеры (рис. 8), которые предназначены для пере­возки наливом в грузовых отсеках жидких грузов, в основном нефте­продуктов.

Особенность жидкого груза — способность переливаться с борта на борт при крене судна, что создает дополнительный кренящий момент, понижающий остойчивость судна. Для уменьшения вредного влияния жидкого груза на остойчивость тан­керы имеют до трех продольных и большое число поперечных перебо­рок.

Танкер

Рис. 8 Крупнотоннажный танкер

Машинное отделение на танкерах располагают в корме, что важно для уменьшения пожарной опасности. Кормовое расположение машинного отделения определяет и архитектурный тип танкера. Наиболее развита на нем надстройка юта, на которой обычно устраивают большую рубку. Средняя надстройка и бак, если они имеются, невелики по длине. На новых танкерах средняя над­стройка, как правило, отсутствует.

По конструктивному типу танке­ры — суда с минимальным надводным бортом. На них нет больших грузовых люков, а имеются лишь не­большие люки с надежным закры­тием, поэтому для нефтеналивных судов устанавливается уменьшенный надводный борт и через верхнюю палубу танкера даже при незначи­тельном волнении свободно перека­тываются волны. По этой причине верхнюю палубу танкеров ограж­дают не фальшбортом, а леером, так как фальшборт будет препятст­вовать быстрому удалению воды с па­лубы. Для безопасного прохода меж­ду надстройками делают переходной мостик на высоте 2,5—3 м над верх­ней палубой.

Суда, перевозящие жидкие грузы, не имеют грузового устройства. Все грузовые операции производятся гру­зовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложен­ных на верхней палубе и в танках. Для размещения насосов на танкере имеется специальное насосное отде­ление.

Газовозы служат для перевозки природных и нефтяных газов, кото­рые перевозят в жидком состоянии под давлением и при пониженной температуре. Поэтому транспорти­ровка газов на судах осуществляет­ся в специальных цистернах сфе­рической или цилиндрической фор­мы.

Морской паром

Морские паромы (рис. 9) служат для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта, а также пассажиров. Большие паромы имеют несколько палуб, на которых размещают вагоны или автомобили. Для пассажирских помещений исполь­зуют надстройки и рубки. Въезд транспорта на судно осуществляется по специальным аппарелям, а его распределение по палубам произво­дится подъемником. Для обеспечения повышенной маневренности при швартовках паромы обычно оборудованы подруливающими устройства­ми.

Морском паром

Рис. 9 Железнодорожный морской паром

Лихтеры — несамоходные суда, на которых в ряде случаев целесообраз­нее перевозить грузы. Возможность использования лихтерных перевозок в значительной степени ограничи­вается тем, что буксировки можно производить только при сравнитель­но спокойном состоянии моря. Более надежным транспортным средством для морских лихтерных перевозов являются барже-буксирные соста­вы — составные суда, состоящие из баржи и буксира-толкача, сочлененных шарнирным соединением.

(Transport ships) — суда для перевозки пассажиров и разного рода грузов. Эти суда называют обычно коммерческими (Merchant ships), или торговыми, судами (раньше называли купеческими судами), причем эта терминология привилась исключительно к судам, занимающимся морской торговлей. Термин коммерческие суда, как не отвечающий социалистическим условиям организации водного транспорта, в СССР выходит из употребления. Т. С. по условиям организации их эксплуатации делятся на две категории: 1) суда линейного плавания и 2) бродячие суда, суда дикого плавания, или трампы. По назначению Т. С. бывают следующих родов: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, суда переправы, или паромы.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА" в других словарях:

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА — гражданские суда для пере возки различных грузов и пассажиров. Различают грузовые, пассажирские и грузопассажирские суда. По видам перевозок транспортные суда подразделяют на линейные, обеспечивающие перевозки на определенных направлениях с… … Морской энциклопедический справочник

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ — (Merchant vessels) суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по… … Морской словарь

Транспортные яхты — — малые транспортные суда с косым парусным вооружением. Большинство из них было куплено у судовладельцев в 1812 и использовалось для доставки грузов отрядам боевых судов, а затем для перевозки строительных материалов для строящихся баз… … Военная энциклопедия

СУДА-ПЕРЕПРАВЫ, ПАРОМЫ — (Ferries, ferry boats) специальные транспортные суда, служащие для перевозки автогужевых повозок, железнодорожных вагонов и поездных составов через озера и реки, морские проливы (как, напр., между Швецией и Данией) и даже через море (Застниц… … Морской словарь

Суда «транспортные» — Суда «транспортные» [Название условно — в соответствии с предназначением судов.] Гогланд Место и дата постройки точно не установлены (вероятно, около 1747), вошло в состав БФ. В 1748 плавало «для проверки дистанций и… … Военная энциклопедия

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения транспортным налогом — не признаются объектом налогообложения транспортным налогом: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Суда «экспедиционные» — Суда «экспедиционные» [Название условное — в соответствии с предназначением судов.] В 1764 в Архангельске (название верфи не установлено) специально для экспедиции В. Я. Чичагова были построены 3 судна, названные по фамилиям их… … Военная энциклопедия

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные спасательные, гидрографические и др. суда … Большой Энциклопедический словарь

суда обеспечения военно-морского флота — (вспомогательные суда). Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и другие суда … Энциклопедический словарь

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА гражданские суда для пере-возки различных грузов и пассажиров. Различают грузовые, пассажирские и грузопассажирские суда. По видам перевозок транспортные суда подразделяют на линейные, обеспечивающие перевозки на определенных направлениях с устойчивым грузопотоком (пассажиропотоком), и суда нерегу-лярного плавания (трамповые).

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА" в других словарях:

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА — (Transport ships) суда для перевозки пассажиров и разного рода грузов. Эти суда называют обычно коммерческими (Merchant ships), или торговыми, судами (раньше называли купеческими судами), причем эта терминология привилась исключительно к судам,… … Морской словарь

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ — (Merchant vessels) суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по… … Морской словарь

Транспортные яхты — — малые транспортные суда с косым парусным вооружением. Большинство из них было куплено у судовладельцев в 1812 и использовалось для доставки грузов отрядам боевых судов, а затем для перевозки строительных материалов для строящихся баз… … Военная энциклопедия

СУДА-ПЕРЕПРАВЫ, ПАРОМЫ — (Ferries, ferry boats) специальные транспортные суда, служащие для перевозки автогужевых повозок, железнодорожных вагонов и поездных составов через озера и реки, морские проливы (как, напр., между Швецией и Данией) и даже через море (Застниц… … Морской словарь

Суда «транспортные» — Суда «транспортные» [Название условно — в соответствии с предназначением судов.] Гогланд Место и дата постройки точно не установлены (вероятно, около 1747), вошло в состав БФ. В 1748 плавало «для проверки дистанций и… … Военная энциклопедия

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения транспортным налогом — не признаются объектом налогообложения транспортным налогом: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Суда «экспедиционные» — Суда «экспедиционные» [Название условное — в соответствии с предназначением судов.] В 1764 в Архангельске (название верфи не установлено) специально для экспедиции В. Я. Чичагова были построены 3 судна, названные по фамилиям их… … Военная энциклопедия

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные спасательные, гидрографические и др. суда … Большой Энциклопедический словарь

суда обеспечения военно-морского флота — (вспомогательные суда). Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и другие суда … Энциклопедический словарь


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:

  • грузовые
  • пассажирские
  • специальные транспортные суда

Грузовые суда

Грузовые суда разделяют на:

Сухогрузные суда

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн, 30 и 200 тонн. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

  • сухогрузные суда для перевозки генеральных грузов — являются наиболее распространенным типом судов. Как следует из названия эти суда перевозят штучные грузы помещенные в мешки, ящики, бочки.
  • суда для перевозки навалочных грузов(балкеры, лэйкеры, суда BIBO) предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрений, строительных материалов, зерна и то прочее. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспорта. Некоторые из балкеров могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят руду, а обратно — нефть (нефтерудовозы). Лэйкеры (озерные суда) — саморазгружающиеся балкеры грузоподъемностью от 20 000 до 30 000 тонн, курсирующие по Великим озерам, за что и получили название «Lakers» (озерные суда). Суда BIBO(Bulk-in-Bags-out), дословно обозначает «балк грузим, мешки выгружаем». Иными словами это плавучий завод по мешкованию навалочных грузов.
  • контейнерные суда (контейнеровозы, лихтеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Благодаря тому, что в грузовые трюмы этих судов укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнеровозах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Лихтеровозы предназначены для перевозки специальных барж — лихтеров. Часто используются там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры снимаются с судна и транспортируются к берегу с помощью буксиров.
  • рефрижераторные суда (риферы) предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • трейлерные суда (ролкеры) служат для перевозки грузов, находящихся в автоприцепах. Груз, размещенный на колесных прицепах (трейлерах), можно погрузить (выгрузить), вкатывая (выкатывая) на судно и обратно в течение короткого времени.
  • лесовозы предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием — независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.
  • суда для перевозки автомобилей (автомобилевозы)подходят для перевозки колесной техники: автомобилей, грузовиков, спецтехники или грузов на прицепах. Оборудованы рампами и множеством палуб с разметкой для парковки.
  • суда для перевозки скота (скотовозы) предназначены для транспортировки животных двух видов: овец и крупного рогатого скота. Данные суда имеют хорошую вентиляцию, обширное водоснабжение, систему для удаления продуктов жизнедеятельности животных и систему подачи фуража.

Наливные суда

  • танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.
  • газовозы это специализированная разновидность танкеров. Предназначены для перевозки сжиженных природных газов (СПГ) и сжиженных нефтяных газов (СНГ), выделяющихся при добыче нефти — метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.
  • суда для перевозки химикалиев (химовозы). Химические танкеры предназначены для перевозки химикатов: чрезвычайно опасных масел (IMO 1) и для перевозки пищевых (растительных) масел и чистых нефтепродуктов (IMO 2, IMO 3).
  • суда для перевозки прочих жидких грузов (битумовозы) небольшие танкеры, пригодные для перевозки асфальта/битума. Основные характеристики танкеров-химовозов поддержание высоких температур до 200 градусов.

Пассажирские суда

Пассажирские суда — суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.

Суда для обслуживания регулярных пассажирских линий

Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-5000 пассажиров водоизмещением до 100 000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

Суда для туристских путешествий

Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.

На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.

Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания — спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

Специальные транспортные суда

К специальным транспортным судам относятся:

  • паромы (железнодорожные паромы, автомобильно-пассажирские паромы, пассажирские паромы)
  • суда-тяжеловозы
  • транспортные буксиры
  • буксиры-толкачи

Паромы

Паромы бывают железнодорожные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы — для морских путешествий. Внешне морские паромы схожи с пассажирскими судами и отличаются наличием специальных грузовых палуб. Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места в зависимости от длительности рейса, а также салоны, бары, рестораны на судах-паромах располагают в надстройке. Паромы имеют успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках.

Суда-тяжеловозы

Суда-тяжеловозы предназначены для транспортировки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Для погрузки (отгрузки) огромных грузов суда большой грузоподъемности используют собственную конструктивную особенность — платформа для приема груза погружается под воду до 21 м, надстройка при этом остается над поверхностью воды, буксиры подтягивают негабаритное сооружение и удерживают его над платформой, пока тяжеловесное судно не поднимется над ватерлинией. После этого осуществляется доставка в пункт назначения. Такой принцип погрузки дал судам-тяжеловозам более распространенное название — полупогружные суда.

Транспортные буксиры

Служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.

Буксиры-толкачи

Буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: