Что такое суперсервисы как они связаны с опытом взаимодействия гражданина и государства

Обновлено: 25.04.2024

Суперсервисы — часть большого проекта по цифровизации основных государственных, муниципальных и региональных услуг. Большая их часть начнет функционировать в 2020 году. В пилотном режиме некоторые суперсервисы уже работают в отдельных регионах России, а к 2024 году проект должен быть запущен окончательно. По данным Росстата, эти услуги могут оказаться популярны у 146,7 млн пользователей.

Что такое суперсервис?

Суперсервис — это новый тип предоставления государственных электронных услуг, с помощью них граждане смогут свести к минимуму использование бумажных документов и посещение различных госорганов. По сути это комплексы госуслуг, сгруппированные по различным жизненным ситуациям, которые чаще всего случаются в жизни каждого человека. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в России планируется запустить 25 суперсервисов по предоставлению федеральных, региональных, муниципальных и сопутствующих негосударственных услуг. Их перечень Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало в феврале 2019 года.


В июле 2019 года были представлены первые пять прототипов: «Рождение ребенка», «Поступление в вуз онлайн», «Переезд в другой регион», «Оформление европротокола онлайн», «Цифровое исполнительное производство». Впоследствии к ним добавились прототипы суперсервисов «Утрата близкого человека», «Трудовые отношения онлайн», «Цифровые документы об образовании онлайн», «Мое здоровье онлайн», «Онлайн помощь при инвалидности», «Имущество онлайн», «Обжалование штрафов онлайн», «Подача заявлений в правоохранительные органы», «Пенсия онлайн», «Правосудие онлайн».

Когда и как начнут запускать суперсервисы?

В 2019 году в пилотном режиме в отдельных регионах уже запустили суперсервис «Цифровое исполнительное производство». С его помощью можно отслеживать ход исполнительного производства в приложении, а также подавать жалобы и ходатайства онлайн. К 2020 году запустятся функции электронных уведомлений взыскателя и должника. А к 2021 году возможно будет снять судебный запрет на выезд и другие ограничения, оплатив задолженности онлайн.


В пилотном режиме на территории Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей с 1 ноября 2019 года заработал суперсервис «Оформление европротокола онлайн». Автомобилисты могут заполнить онлайн электронное извещение о ДТП, скачав мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Планируется, что к 2021 году можно будет дистанционно заполнить заявление в страховую и направление автомобиля на ремонт, а в 2022 для изображения схемы аварии начнут использовать конструктор ДТП.

В 2020 году также планируют запустить в пилотном режиме суперсервисы «Подача заявлений в правоохранительные органы», «Имущество онлайн» и «Переезд в другой регион». Также станет доступной онлайн-запись на профилактические осмотры и диспансеризацию, и появится возможность просматривать медицинские документы в цифровом профиле с помощью суперсервиса «Мое здоровье онлайн». С помощью суперсервиса «Трудовые отношения онлайн» в 2020 году трудовые книжки начнут вестись в электронном виде, а информация о трудовой деятельности будет передаваться в пенсионный фонд. Также в 2020 году начнет работать суперсервис «Онлайн-помощь при инвалидности» — граждане получат возможность дистанционно записаться на медицинскую экспертизу и в случае необходимости обжаловать ее результаты онлайн.

В 2021–2022 годах ожидается запуск суперсервисов «Пенсия онлайн», «Поступление в вуз онлайн», «Рождение ребенка». Планируется, что 2023–2024 годах все суперсервисы полноценно заработают по всей стране.

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.

Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг будет базироваться на следующих принципах:

  • в государстве нет физических документов кроме удостоверения личности гражданина;
  • запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, все необходимые документы запрашиваются из электронных реестров органов власти;
  • принцип комплексного подхода к решению жизненных ситуаций заявителей посредством суперсервисов;
  • минимизация участия чиновников в принятии решений по оказанию услуг, перевод услуг в режим online;
  • омниканальность взаимодействия с использованием любых удобных пользователю инструментов обращения за услугами (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, email);
  • проактивное предоставление услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах;
  • исключение бумажных носителей в процессах оказания услуг, межведомственного взаимодействия и документооборота между органами власти.

Оптимизация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы).

Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано следующее мероприятие:

- задача 06.01.001 «Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию и определено целевое состояние цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых, в том числе разрешительных государственных и муниципальных услуг, в том числе сгруппированных по жизненным ситуациям, в соответствии с утвержденным перечнем услуг и сервисов».

С целью реализации вышеуказанного мероприятия, на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. были одобрены и утверждены:

- положение о рабочих группах подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов);

- типовой план деятельности рабочих групп при подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов).

- перечень суперсервисов, ответственные ведомства и руководители рабочих групп по реализации суперсервисов;

- перечень государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году;

- матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг;

- типовая форма дорожной карты оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий;

- типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий.

На 2019 год планируются следующие мероприятия.

- До июля 2019 года планируется разработать и утвердить на Президиуме правительственной комиссии целевые состояния и дорожные карты оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов.

- Обеспечить проектирование ведомственных и государственных информационных систем и подготовить изменения в нормативные правовые акты, позволяющие достичь целевое состояние оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг в 2020 году.

Ответственные департаменты

Материалы

Прототипы суперсервисов, одобренные на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю.Носкова 04.06.2019г.

Переезд в другой регион

Поступление в ВУЗ онлайн

Рождение ребенка

Утрата близкого человека

Цифровое исполнительное производство

Перечень документов, утвержденный на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г.

Моносервисы — наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги, которые подверглись цифровой трансформации и предоставляются на качественно новом уровне в составе суперсервисов или независимо от них.

Востребованность определяется количеством заявлений. Если мы получаем более 100 тысяч заявлений в год — значит услуга востребована.

34 государственные услуги федерального уровня должны стать моносервисами в первую очередь согласно решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию от 28 марта 2019 года.

Выберите организацию, чтобы увидеть, какие услуги должны предоставляться в формате моносервиса в ближайшее время.

Оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования

Выдача заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растения, судимости

Предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр

Государственная регистрация продукции

Выдача, приостановление действия и аннулирование разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесение в них изменений

Получение разрешения на использование радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)

Всего к формату моносервисов должны быть приведены 203 муниципальные и государственные услуги регионального уровня. Для достижения этой цели важно понимать, каким требованиям они должны соответствовать:

Подача заявления на оказание услуги в электронном виде на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) без обязательного личного посещения органа власти или многофункционального центра (МФЦ) для предъявления оригиналов документов.

Услуга предоставляется заявителю вне зависимости от места его регистрации и/или жительства (пребывания) и места подачи заявления.

Получение результата оказания услуги в личном кабинете заявителя на ЕПГУ в виде электронного документа.

Проактивное информирование заявителя через ЕПГУ о возможности получить услугу при наступлении соответствующей жизненной ситуации.

Возможность записаться на прием для получения результата оказания услуги в виде выписки из электронного реестра при необходимости.

Не все девять требований обязательны: подход к предоставлению каждой конкретной услуги осуществляется с учетом ее специфики, однако соблюдение именно этих требований позволяет трансформировать госуслугу в формат моносервиса.

Цифровая зрелость — степень готовности услуги стать моносервисом. Оценить ее можно, руководствуясь специальной матрицей.

В матрице проработаны расшифровки стадий зрелости, условия доступности, условия принятия решения по предоставлению услуги, количественные критерии.

Мы предлагаем вам ознакомиться с ней самостоятельно.

После определения уровня цифровой зрелости услуги формирование моносервиса происходит по плану.

Этот план в виде дорожной карты оптимизации услуг также был утвержден Правительственной комиссией.

Вы также можете ознакомиться с ней самостоятельно, а мы расскажем, как выглядит типовая дорожная карта.

Подготовка задания на доработку ведомственной системы и финансово-экономического обоснования бюджетных расходов, необходимых для ее модернизации и развития.

Суперсервисы — комплексные государственные и муниципальные услуги, сгруппированные по основным жизненным ситуациям и предоставляемые в автоматическом режиме.

Сервис распознает, что нужно человеку в жизненной ситуации, подбирает услуги, напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда все готово. Без бумажных документов и очередей, вовремя.

Граждане и специалисты экономят время, промежуточные запросы и обращения хранятся в системе распределенного реестра, а возможность предоставления услуги не зависит от местонахождения человека.

Работа над внедрением 25 суперсервисов портала Госуслуг ведется децентрализованно, одновременно разными ведомствами. Над каждым суперсервисом трудится рабочая группа, возглавляемая профильным министерством. А для оптимизации работы используется гибкий подход к управлению проектами — аджайл (agile).

Создание целевого процесса оказания сервиса и проектирование требований к информационным системам для поддержки нового процесса.

Эти принципы были определены Министерством цифрового развития. Они справедливы для любого суперсервиса.

А еще для любого суперсервиса зафиксирована целевая модель. Она показывает, чего необходимо добиться в процессе реализации, какие задачи должны быть решены и что должно получиться в результате.

Реализацию каждого суперсервиса курирует профильное федеральное министерство, федеральное ведомство или служба. На нижнем уровне структуры по разработке суперсервисов — 25 самостоятельных рабочих групп.

Также к работе подключена рабочая группа АНО «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Цифровое государственное управление». Перед тем как вынести суперсервис на рассмотрение президиума, его рассматривают и согласовывают на заседании рабочей группы. Данное согласование необходимо, чтобы получить обратную связь от бизнеса, представители которого входят в состав рабочей группы.

В России будут запущены 25 «суперсервисов»: востребованных населением онлайн-сервисов по предоставлению федеральных, региональных и муниципальных услуг, а также сопутствующих негосударственных услуг. Перечень суперсервисов разработало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи). «Это либо крайне массовые сервисы, которыми пользуются ежедневно миллионы человек, либо массовые сервисы, где есть какие-либо проблемы. А они есть в большинстве случаев»,— ранее заявил заместитель главы ведомства Максим Паршин.

С 25 февраля 2016 г. полномочия по адресации объектов имущества были закреплены за Департаментом городского имущества.

Что это за услуги?

Перечень суперсервисов президиум правительственной Комиссии по цифровому развитию утвердил еще в феврале 2019 года. Он включает следующие комплексы онлайн-услуг:

  • оформление европротокола;
  • цифровое исполнительное производство;
  • помощь при инвалидности;
  • трудовые отношения;
  • социальная поддержка;
  • пенсия;
  • медицинские справки и документы;
  • регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства;
  • регистрационные и паспортные сервисы;
  • земля под строительство;
  • уведомление и обжалование штрафов;
  • правосудие;
  • подача заявлений в правоохранительные органы;
  • разрешения для бизнеса в цифровом виде;
  • господдержка бизнеса;
  • регистрация бизнеса;
  • цифровое строительство;
  • поступление в вуз;
  • безбумажные перевозки пассажиров и грузов;
  • цифровые документы об образовании;
  • рождение ребенка;
  • утрата близкого человека;
  • образование в РФ для иностранцев;
  • трудовая миграция;
  • переезд в другой регион.

Чем суперсервисы будут отличаться от нынешних госуслуг?

Суперсервисы будут представлять собой оптимизированные государственные и муниципальные услуги, которые граждане сейчас получают в МФЦ. Проект реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

При создании суперсервиса каждую услугу будут оценивать по шестибалльной шкале (от «минус 1» до «супер»), которая отражает «цифровую зрелость». Будут учитываться самые разные критерии: могут ли граждане записаться на прием в электронном виде с предпроверкой документов или подать документы без личного обращения, возможен ли запрос сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), действует ручное или автоматическое принятие решений, предусмотрен ли реестр принятых решений и др. Максимальную оценку получат услуги, которые предполагают получение электронного результата в момент обращения, а также принятие решения в проактивном режиме (без обращения гражданина), как сообщает «Коммерсант». Для разных сервисов предусмотрена разная степень «цифровой зрелости».


Предполагается, что после цифровой оптимизации госуслуг доля цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с государством составит не менее 80%. Такой же процент будет у внутриведомственного и межведомственного документооборота. Согласно прогнозам, число отказов при предоставлении услуг должно быть снижено до 10%, а время оказания услуг — сокращено в два раза. Заполнение электронного заявления будет занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда сотрудников, оказывающих госуслуги, сократятся на 30%.

Когда запустят супесервисы?

Проект планируется реализовать до 2021 года. По требованию Минкомсвязи, кураторы каждого суперсервиса должны подготовить целевое видение и дорожные карты в июне 2019 года.

Не все госуслуги превратятся в суперсервисы, 33 станут моносервисами. В частности, это постановка на миграционный учет, выдача водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, прием налоговых деклараций, выдача санитарно-эпидемиологических заключений и др. Они тоже будут модернизированы. Документы по ним должны быть представлены к 25 марта.

Россияне с 2020 года смогут дистанционно устраиваться на работу, заключив с работодателем договор в электронной форме. Такую возможность предоставит суперсервис «Трудовые отношения онлайн», прототип которого появился на портале госуслуг.

Что такое суперсервис?

Суперсервисы — это новый тип государственных электронных услуг, которые отвечают жизненной ситуации человека и предоставляют ему необходимый комплекс услуг. Пользование ими должно свести к минимуму работу с бумажными документами и необходимость посещения госорганов.


Разработка суперсервисов ведется в рамках национальной программы «Цифровая экономика», за нее отвечает Минкомсвязи. 1 ноября в тестовом режиме в пяти регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также в Республике Татарстан — был запущен первый суперсервис «Европротокол онлайн», позволяющий оформлять мелкие аварии без участия сотрудников ГИБДД.

Всего нацпрограмма предполагает запуск 25 суперсервисов, 15 прототипов уже размещены в открытом доступе на портале госуслуг, чтобы граждане могли их протестировать и оценить, оставить свои отзывы. По словам замглавы Минкомсвязи РФ Максима Паршина, страницу суперсервисов посетило уже около полумиллиона человек. 95% из тех, кто прошел опрос и оставил свои комментарии, одобрили идею создания новых сервисов.

Какие возможности даст суперсервис «Трудовые отношения онлайн»?

Основные функции будут доступны уже в 2020 году. Помимо удаленного заключения договора с работодателем, суперсервис позволит переслать через интернет цифровой документ об образовании и электронную трудовую книжку. Эти данные пользователи смогут хранить в своем цифровом профиле на портале госуслуг.


Кроме того, новый суперсервис поможет найти работу, предоставив человеку вакансии, которые соответствуют его квалификации и опыту. Там же соискатели смогут составить резюме. Также с помощью суперсервиса россияне смогут дистанционно уволиться по собственному желанию, а с 2021 года — встать на учет в центре занятости и оформить пособие, отправив через интернет соответствующие заявления.

Какие еще прототипы новых суперсервисов запустили на портале госуслуг?

Из представленных на портале госуслуг 15 суперсервисов 5 — новые. Помимо «Трудовых отношений онлайн», это «Цифровые документы об образовании онлайн», «Мое здоровье онлайн», «Онлайн помощь при инвалидности» и «Имущество онлайн».


Суперсервис «Цифровые документы об образовании онлайн» позволит хранить электронные аттестаты, дипломы, а также результаты экзаменов, олимпиад и конкурсов. «Мое здоровье онлайн» даст возможность пользоваться медицинскими документами в электронном виде и записываться к врачам через портал госуслуг. Суперсервис «Онлайн помощь при инвалидности» облегчит процесс оформления инвалидности и получения пособий, а «Имущество онлайн» позволит удаленно оформить право на земельный участок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: