Что такое судебный примиритель

Обновлено: 24.04.2024

Статья 14. Судебный примиритель

1. Судебный примиритель:

ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, другими лицами, участвующими в деле и в судебном примирении;

изучает представленные сторонами документы и иную информацию;

предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию;

знакомится с материалами дела с согласия суда;

получает необходимые консультации у специалистов;

дает сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений (в частности, предлагает истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагает ответчику проверить обоснованность возражений на иск; предлагает сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, сопоставляя обстоятельства их выполнения или невыполнения сторонами с характером исковых требований, выяснить однозначность понимания сторонами условий договора, иных правоотношений);

разъясняет законодательство и практику его применения;

предлагает сторонам выработать и обсудить варианты урегулирования спора (оптимальный, удовлетворительный, нежелательный);

завершает судебное примирение в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;

отказывается от проведения судебного примирения при наличии обстоятельств, препятствующих его проведению (в частности, болезнь, нахождение судебного примирителя вне пределов региона проживания или нахождения сторон спора).

2. Судебный примиритель не должен:

совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса;

участвовать в проведении судебного примирения при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 16 ГПК РФ, частью 1 статьи 21 АПК РФ, частью 1 статьи 31 КАС РФ;

разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

3. Судебному примирителю следует:

заявить сторонам и суду об обстоятельствах, препятствующих проведению судебного примирения, а также об обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его беспристрастности или независимости;

добросовестно проводить судебное примирение;

быть беспристрастным и независимым;

разъяснить особенности и последствия использования результатов примирения, а также правовые последствия завершения судебного примирения в случае недостижения результата примирения;

предоставлять по запросу суда информацию о ходе судебного примирения не позднее следующего дня после дня получения соответствующего запроса.

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

3. Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений настоящего Кодекса и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

6. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

3. Судебным примирителем является судья в отставке.

Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений настоящего Кодекса и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного в том числе на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

6. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

В 2020 году в России полноценно заработал институт судебного примирения – новая процедура, которая позволяет бесплатно урегулировать спор лицам, участвующим в деле. Как работает новый институт, чем он отличается от медиации и в чем его особенности – рассказал государственный советник юстиции Российской Федерации III класса Алексей Солохин.


Судебное примирение: цели и возможности

Нормы, регулирующие новый институт, вступили в силу еще 25 октября 2019 года. Они были внесены в процессуальное законодательство Федеральным законом №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Верховным Судом РФ. В законопроекте были использованы наработки ВАС РФ, международный опыт, практика применения медиации и исторические традиции России, отмечает Алексей Солохин.

Сегодня институт судебного примирения преимущественно регулируется статьями 153.6 ГПК РФ, 138.5 АПК РФ, 137.6 КАС РФ. Важное место в списке нормативных актов занимает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Регламент касается разных вопросов: в частности, формирования списка судебных примирителей, статуса примирителя, предъявляемых к нему требований и непосредственно механизмов самой процедуры.

Цели судебного примирения закреплены в статье 1 Регламента – это достижение сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирование конфликта с учетом интереса сторон. «С одной стороны, используя категорию «интерес сторон», судебное примирение показывает свою близость с классической медиацией. С другой – мы видим понятие «результат примирения», которое у нас раскрывается в процессуальном законодательстве», – рассказывает Алексей Солохин.

Он подчеркивает, что сами цели ориентированы на урегулирование конфликта. «Важно, что используется именно слово конфликт, потому что оно шире спора. Также нужно отметить, что судебное примирение должно привести к тому, что стороны будут использовать один из результатов примирения, которые закреплены в процессуальном законодательстве», – добавляет эксперт.

При этом процессуальное законодательство практически не содержит запретов для использования примирительных процедур. Случаи таких запретов единичны: например, часть 1 статьи 137 КАС РФ говорит о том, что примирение допустимо по делам, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, но оно может касаться только прав лиц, участвующих в деле, и их обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений, и возможно в случае допустимо взаимных уступок сторон. «Есть точки зрения о том, что мы вряд ли можем говорить о примирении сторон и регулировании споров в таких делах, как оспаривание нормативных актов, привлечение к административной ответственности, оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности», – говорит Алексей Солохин.

При этом, продолжает специалист, есть и другая точка зрения: в этих категориях дел действительно невозможно заключение классического мирового соглашения, однако речь идет в целом о сближении позиций. Это, в свою очередь, поможет привести к более быстрому разрешению споров или к заключению договоренности в отношении каких-либо фактических обстоятельств, что также может повлиять на результат разбирательства. В качестве аргумента Алексей Солохин приводит практику в США. Нередко в Америке примирительные процедуры используются по делам об оспаривании нормативных актов, принятых муниципалитетами по вопросам местного самоуправления. Если какой-то акт встречает непонимание у жителей, то органы местного самоуправления иногда используют примирительные процедуры.

«Также интересным примером использования примирительных процедур в делах, связанных с привлечением к ответственности, является примирение с потерпевшим, которое у нас встречается в уголовных делах. Такое примирение может повлиять на привлечение лица к ответственности. Почему мы не можем предопложить, что что-то подобное возможно и по делам привлечения к административной ответственности? Это вопрос безусловно дискуссионный», – заключает эксперт.

По мнению Алексея Солохина, возможности использования судебного примирения в делах, связанных с административными и иными публичными правоотношениями, гораздо больше, чем, например, у медиации: новый институт сочетает в себе черты нескольких разновидностей медиации, в том числе классической (фасилитативной), директивной и расчетной. Кроме того, в судебном примирении есть возможность получить консультацию по вопросам применения норм права.

Еще одной особенностью примерения является возможность проводить процедуру на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Однако она невозможна до обращения лица в суд. «То есть пока вы не обратились в суд, пока он не принял исковое заявление, вы не можете использовать эту процедуру. Это существенный недостаток судебного примирения по сравнению с другими примирительными процедурами, которые могут быть использованы как до суда, так и вместо суда (например, медиация)», – считает Алексей Солохин.

Судебный примиритель: оплата труда и обязанности

Судебный припримиритель – судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей. Список формируется Верховным Судом РФ на основе предложений всех судов России и судебной коллегии ВС РФ. Сейчас в этом списке около 350 судебных примирителей, работают они в каждом регионе России.

«Стоит отметить, что судебный примиритель не является какой-то процессуальной фигурой и участником судебного разбирательства, так что его действия не влекут возникновения или прекращения каких-либо прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. То есть все взаимодействие со сторонами осуществляется вне рамок рассмотрения дела», – говорит Алексей Солохин.

Судебное примирение – процедура бесплатная. Деятельность судебных примирителей оплачивается из бюджета в соответсвии с «Правилами оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей», утвержденных в 2020 году: половина оклада судьи соответствующего суда, пропорциональная количеству дней, в которые он работал.

Судебный примиритель выполняет следующие задачи:

Роль судебного примирителя чем-то схожа с ролью эксперта: спорящие стороны обращаются к нему, разъясняют свои позиции, представляют доказательства, и после этого примиритель оценивает их спор и высказывает свое мнение. «Одна из ключевых его возможностей – давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений. В частности, например, предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы, а ответчику – проверить обоснованность возражений на иск», – рассказывает эксперт.

Судебный примиритель также может предложить сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, выяснять однозначность понимания сторонами условий договора и иных правоотношений.

Как отмечает Алексей Солохин, в этом важное отличие от классической медиации, так как медиатор не вправе высказывать свою позицию по спору, давать какие-то рекомендации, советы и что-то предлагать.

Процедура судебного примирения

Порядок судебного примирения определяется сторонами по согласованию с судебным примирителем. Если они не договорились, то порядок проведения и необходимость использования каких-либо конкретных стадий судебного примирения определяются самим судебным примирителем.

Процедура проходит в здании суда, в отдельном помещении, чтобы облегчить проведение совместных и индивидуальных переговоров и создать равные возможности для урегулирования спора.

«Здесь мы подошли к одному из концептуальных положений судебного примирения. Оно заключается в том, что процедура крайне гибкая. Она может подстраиваться под любые пожелания спорящих сторон, любые возможности их самих и судебного примирителя. Они могут договорится, что они хотят от судебного примирения, провести процедуру в таком порядке и использовать тот функционал примирителя, которые, как им кажется, будут способствовать урегулированию их спора или более быстрому его разрешению», – объясняет Алексей Солохин.

Все возможные стадии судебного примирения перечислены в статье 17 Регламента. В ней сказано, что процедура проводится в форме переговоров и может включать в себя:

  • открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
  • изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;
  • формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
  • индивидуальную беседу судебного примирителя со сторонами и их представителями;
  • выработку сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
  • оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признание иска;
  • завершение судебного примирения.

В течение всего времени судебный примиритель руководит переговорным процессом и следит, чтобы он проходил в конструктивной форме: предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, обспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений.

Кроме того, примиритель устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнение относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон и оказывает им содействие в выявлении взаимовыгодных результатов.

Судебное примирение завершается в случае:

  • достижения результата примирения;
  • недостижения результата примирения и истечения установленного судом срока проведения процедуры;
  • недостижения результата примирения и направления стороной/сторонами письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;
  • прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения процедуры.

Кроме того, в конце процесса примиритель должен удостовериться, что стороны единообразно понимают условия подготовленного соглашения, и проверить документ на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом.

«Вот такой обязанности нет у медиатора. Это очень позитивно. У нас появляется дополнительный фильтр: судебный примиритель сможет смотреть и подсказать, как отнесется к тем или иным условиям соглашения суд. Не получится ли так, что вы придете к каким-то договоренностям, а в итоге суд не утвердит соглашение. Это еще одна очень важная особенность судебного примирения», – считает эксперт.

Почему примиритель может прекратить судебное примирение, чем процедура отличается от медиации и можно ли обратиться к судебному примирителю, находящемуся в другом регионе? Ответы на эти вопросы – в вебинаре Алексея Солохина на площадке Legal Academy.

Судебные примирители: главное, что нужно знать

25 октября 2019 года вступили в силу законы, расширяющие перечень примирительных процедур между сторонами, участвующими в судебном разбирательстве. Помимо медиации появились переговоры и судебное примирение, в октябре 2019 года постановлением Пленума Верховного суда РФ № 42 утвержден Регламент судебного примирения.

В России впервые появились судебные примирители, список которых утвержден постановлением Пленума Верховного суда РФ. Как правило, судебными примирителями становятся судьи в отставке, имеющие огромный опыт судебной деятельности. Здесь учитываются их научная деятельность, закон «О статусе судей» и чем занимался судья, находясь в отставке.

Что такое судебное примирение

В судебном разбирательстве, когда дело находится в производстве суда, зачастую конфликт заходит слишком далеко, поэтому сторонам бывает невозможно договориться самостоятельно. Поэтому либо по инициативе председательствующего судьи, либо стороны по своему желанию идут на процедуру судебного примирения.

Судебный примиритель вызывает эти стороны, выясняется правая позиция сторон, судебный примиритель рассказывает сторонам о перспективах судебного разбирательства, разъясняются законы и судебная практика, а конечным итогом судебного примирения является заключение мирового соглашения, которое впоследствии утверждается судом.

Преимущество судебного примирения в том, что судебный примиритель – это человек судебной системы, хоть и судья в отставке, он знает изнутри эту систему, знает судебную практику и предлагает сторонам максимально рационально прийти к тому консенсусу противоборствующих сторон, который впоследствии позволит разрешить спор миром.

На сегодняшний день судебная статистика такова, что примерно 2% арбитражных споров заканчиваются миром. Что касается судов общей юрисдикции – это цифра 0,5%, а по административным спорам – 0,1%.

Основополагающими принципами данной процедуры являются добровольность, равноправие и конфиденциальность. Сам по себе судебный примиритель – это человек, который находится как бы над схваткой, то есть он является нейтральной фигурой и не заинтересован в исходе дела.

Единственная его задача – это примирить воюющие стороны, а мировое соглашение, которое будет заключаться впоследствии, должно соответствовать интересам каждой из сторон.

Процедура судебного примирения сторонами не оплачивается. Задачей любого судебного примирения является заключение именно такого мирового соглашения, которое психологически устраивает обе стороны. Если говорить о миссии судебного примирения – это снижение конфликтности в нашем обществе, умение договариваться миром по любому конфликту и повышение правовой культуры в целом.

Список судебных примирителей будет постоянно изменяться и пополняться, он не является некой неизменной константой.

Предполагается, что в каждом суде будет комната для судебных примирителей, они будут приходить туда как на работу и выполнять функции, которые возложены на них законом.

Главное, что нужно знать об институте судебных примирителей

Судебное примирение может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта.

Судебное примирение может быть инициировано сторонами либо предложено судом.

Судебное примирение сторонами не оплачивается.

Стороны участвуют в судебном примирении добровольно.

Стороны по взаимному согласию сами выбирают кандидатуру судебного примирителя из списка, утвержденного Верховным судом РФ.

Стороны вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии, письменно сообщив об этом другим его участникам.

Информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, является конфиденциальной.

Судебное примирение проводится в форме переговоров.

Судебное примирение завершается в случае достижения результатов примирения, недостижения таких результатов, истечения срока проведения судебного примирения, установленного судом и при отсутствии ходатайства сторон о его продлении, либо при прекращении судебного примирения самим судебным примирителем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: