Что такое судебный корпус

Обновлено: 19.04.2024

1.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных судах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. Касаются эти требования гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать "признанной высокой квалификацией в области права".

Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные), а также для избрания (назначения) на должности мировых судей требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена — 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет, а в Конституционный Суд РФ — 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе занимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. По общему правилу, установленному упомянутой ст. 119 Конституции РФ, такой стаж должен быть не менее пяти лет. И это правило неуклонно соблюдается при отборе кандидатов, которые впервые собираются занять должность судьи в суде низового звена — районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или мировом суде.

Для занятия должности в вышестоящем суде предусмотрены иные требования к стажу работы по специальности юриста. Кандидат на должность судьи высшего суда должен иметь не менее десяти лет такого стажа (в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности в судах среднего уровня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апелляционные суды) предусмотрено, что они должны иметь стаж не менее семи лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким заболеванием, которое "препятствует назначению на должность судьи" (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохранения ).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся прежде всего те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. О некоторых из них можно получить представление по приведенной выше выдержке из Кодекса чести судьи РФ и по соответствующим положениям Закона о статусе судей. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто, несмотря на наличие документа о высшем юридическом образовании, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности.

Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств — неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соответствии с Законом о статусе судей судьи не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям. В силу этого лицо, выдвигаемое в качестве кандидата на должность судьи, должно сделать выбор: прекратить свои полномочия депутата и таким образом открыть себе дорогу в судьи либо сохранить эти полномочия и расстаться с надеждами на судебную карьеру.

Тот же выбор ему придется делать, если он является членом политической партии или движения. Кандидаты в судьи также должны знать, что, заняв соответствующие судебные должности, они утратят право заниматься предпринимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогической, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов. Например, в отношении судей военных судов сказано, что ими могут быть не совершившие порочащих поступков лица, имеющие офицерское звание и заключившие контракт о прохождении военной службы (ст. 27 Закона о военных судах). В отношении судей Конституционного Суда РФ, как отмечено выше, сделана специальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленности, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Конституционном Суде).

Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и необходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

Реализуется инициатива подачей заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он экзаменационной комиссии, персональный состав которой одобряется квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда. Принимаются такие экзамены по правилам, предусмотренным Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, которое было утверждено 15 мая 2002 г. Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

Результаты экзамена действительны в течение трех лет. А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный "с первой попытки", вправе через год-два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен.

После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Последняя с учетом результатов квалификационного экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы, характеризующие кандидата, передаются председателю соответствующего вышестоящего суда: например, при постановке вопроса о наделении полномочиями судьи районного суда материалы передаются председателю верховного суда республики, суда края, области, городского суда в Москве и Санкт-Петербурге, суда автономной области или округа.

Если он не согласен с положительным заключением, то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса. В случае дачи квалификационной коллегией и после повторного рассмотрения вопроса положительного заключения оно направляется председателем суда среднего звена Председателю Верховного Суда РФ или Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ. Делая это, он, естественно, вправе изложить в письменном виде свое мнение.

В конечном счете представления о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляются Председателем Верховного Суда РФ, а судей арбитражных судов — Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ в Администрацию Президента РФ. Там они передаются в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

На 25 ноября 2003 г. в утвержденный Президентом РФ состав этой комиссии входили Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Совета судей РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ, представители других правоохранительных органов и Администрации Президента РФ, юридических научных и учебных учреждений. В соответствии с Положением об этой Комиссии, одобренным Указом Президента РФ от 4 октября 2001 г. № 1185, она, с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, готовит свои предложения Президенту РФ по кандидатурам на должности судей (председателей судов, их заместителей) федеральных судов всех уровней (см. п. 4 Положения).

3. Согласно ст. 128 Конституции РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производиться с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а другая — для судей всех других федеральных судов.

В первом случае судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению Президента РФ, которое должно вноситься с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом РФ кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Что касается судей, председателей или их заместителей остальных федеральных судов, то решение о их назначении должно приниматься непосредственно Президентом РФ, естественно, после того, как кандидаты пройдут сначала описанную выше проверку в органах судейского сообщества, Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его местных органах, в вышестоящих судах, а затем — в названной Комиссии и аппарате Администрации Президента РФ. Каждый случай назначения судьей, председателем суда или его заместителем оформляется Указом Президента РФ.

Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судьи всех судов, впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". Для судей Конституционного Суда РФ установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более" (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

Установленный в ст. 128 Конституции РФ порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. Как предусмотрено ст. 6 Закона о мировых судьях, эти судьи "назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации".

В соответствии с этим предписанием федерального закона названные выше законы, принятые в последние годы в субъектах РФ (см. § 2 гл. XI), в большинстве своем предусматривают в принципе именно такую процедуру — мировые судьи подлежат назначению законодательными (представительными) органами путем проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключается, пожалуй, лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем следует согласовывать кандидатов и т. д.

В качестве одного из многих примеров своеобразного подхода к наделению полномочиями мировых судей может послужить то, что зафиксировано в ст. 5 Закона "О мировых судьях в Калужской области" от 27 июня 2000 г. Вот ее полный текст:

"Статья 5. Порядок назначения на должность мирового судьи

1. Необходимые документы для назначения на должность мирового судьи представляются председателем Калужского областного суда в Законодательное Собрание Калужской области (далее — Законодательное Собрание) не позднее, чем за 20 дней до даты проведения очередного заседания сессии Законодательного Собрания.

2. Решение Законодательного Собрания о назначении на должность мирового судьи соответствующего судебного участка может быть принято только после получения согласования или соответствующего заключения Губернатора Калужской области о возможности финансового и материально-технического обеспечения деятельности мирового судьи и его аппарата.

3. Кандидаты на должность мирового судьи представляются председателем Калужского областного суда для назначения на заседании сессии Законодательного Собрания. Принятие решения Законодательного Собрания о назначении на должность мирового судьи осуществляется в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания.

4. При назначении на должность мирового судьи может учитываться мнение граждан, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, общественных объединений и правозащитных организаций, действующих на соответствующих судебных участках.

5. Мировой судья назначается на должность постановлением Законодательного Собрания Калужской области, которое вступает в силу через десять дней после его официального опубликования".

Допускаются и иные варианты решения некоторых деталей процедур наделения полномочиями мировых судей. В частности, в Иркутской области кандидатов в мировые судьи Законодательному Собранию представляет губернатор, в Нижегородской области — Администрация области после согласования "с представительными органами местного самоуправления городов и районов области", в Татарстане в Государственный совет Республики должен обращаться с представлением Председатель Верховного суда, а в Томской области назначение производит областная Государственная дума по представлению начальника областного управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ, которое должно быть согласовано с председателем областного суда и председателем "соответствующего районного суда".

3. Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данное правило не является абсолютным.

Из него сделаны исключения:

  • судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе, которая для них может продолжаться в зависимости от состояния здоровья и присвоенного воинского звания, максимум, до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. 26 Закона о военных судах);
  • районные судьи и судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые, могут оставаться в должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно;
  • предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет; для судей Конституционного Суда РФ установлен иной предел — 70 лет.

Установлены и изъятия, касающиеся срока полномочий председателей судов всех уровней и их заместителей. Как отмечалось выше, Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. В ближайшие годы в связи с постепенным введением в действие ст. 6 Закона о статусе судей также намечается ограничение срока полномочий председателей всех других федеральных судов и их заместителей. Они смогут занимать свои должности в течение шести лет. Назначить их еще на один такой срок можно будет только один раз подряд.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. По Закону о мировых судьях (ст. 7) при первом назначении (избрании) срок их полномочий не должен превышать пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий не может быть менее пяти лет.

Руководствуясь этой установкой, законодательные органы субъектов РФ предусмотрели в соответствующих законах, что при первом избрании (назначении) мировой судья может занимать свою должность в течение трех лет, а при повторном и последующих — как правило, пяти. Но есть и изъятия, например: Закон "О мировых судьях в Томской области" от 24 февраля 2000 г. (ст. 8) предписал семилетний срок полномочий при повторном и последующих назначениях мировых судей.

Досрочное прекращение полномочий судей всех судов допускается лишь при наличии специально оговоренных в законе условий и с соблюдением установленного им порядка (об этом см. в следующем параграфе данной главы учебника).

ПонятиеПод судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.

В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями.

Судьей может быть:
— гражданин РФ;
— достигший предусмотренного законом возраста;
— имеющий высшее юридическое образование;
— имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии;
— не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Прежде чем быть назначенным на должность судьи гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Это общие требования ко всем профессиональным судьям, составляющим судейский корпус. Законодатель, тем не менее, закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей
арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Полномочия судей не ограничены сроком, но предельный возраст пребывания на должности федерального судьи – 70 лет.

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.

В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих правовое положение, и составляет понятие статуса судей. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Принцип единства судебной системыотносится ко всем направлениям организации и деятельности суда.

Требования к кандидатам на должность судей установлены ст. 119 Конституции рФ. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Кроме конституционных требований, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

К кандидатам на должность вышестоящих судов предъявляются более высокие требования: повышенный возрастной и профессиональный ценз.

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 128),

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).

Судьи вышестоящих судов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда (ВС) РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ соответственно.

Председатели ВС РФ и ВАС РФ назначаются по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта РФ. Законом субъекта РФ определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судей в РФ не ограничены определенным сроком.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой лишь только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения определенных категорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, - вдобавок законами республик в составе Российской Федерации (ч.I ст.2 Закона о статусе судей в РФ).

Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге главных прав, обязанностей и ограничений. Единство статуса судей означает ни что другое, как равенство всех судей внутри судейского сообщества: равная охрана федеральным законом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей и ограничений, связанных с пребыванием в судейском ассоциации.

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.

В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих правовое положение, и составляет понятие статуса судей. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда.

Требования к кандидатам на должность судей установлены ст. 119 Конституции рФ. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Кроме конституционных требований, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

К кандидатам на должность вышестоящих судов предъявляются более высокие требования: повышенный возрастной и профессиональный ценз.

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 128),

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).

Судьи вышестоящих судов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда (ВС) РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ соответственно.

Председатели ВС РФ и ВАС РФ назначаются по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта РФ. Законом субъекта РФ определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика

Судейским корпусом (судейским сообществом) принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от председателей и членов высших судебных инстанций до судей основного звена федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также действующих в субъектах РФ мировых судей и судей конституционных (уставных) судов. С 1992 г. в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке. Всего в его составе насчитывается более 30 тыс. работающих и пребывающих в отставке судей.

Как было показано выше, на судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому цивилизованному обществу.

Судьям, действующим иногда совместно с представителями народа (присяжными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти — законодательную (представительную) и исполнительную.

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус задач в течение многих десятилетий (а в кое-каких странах — нескольких столетий) созревало понимание того, что положение судов, судей, судейского корпуса должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но этот процесс не шел гладко. Представления о том, что судья — обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. И в наши дни такие представления еще не сданы в архив, хотя сила инерции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

Речь идет не вообще о правах и обязанностях, а о тех, носителями которых конкретные судьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т. д.

Судьи, как и другие граждане, разумеется, обладают широким кругом прав, скажем, правом что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпуском. Они также являются субъектами многочисленных общегражданских обязанностей. Но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан. Об этих правах и обязанностях в общих чертах можно судить по тому, что будет сказано в последующих параграфах данной главы.

О них также можно судить по ряду положений одобренного 30 июня 1993 г. II Всероссийским съездом судей Кодекса чести судьи РФ, в частности, по положениям его ст. 1—3. Их текст уместно привести полностью:

". Ст. 1. Общие требования, предъявляемые к судье.

1. В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

2. Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями.

3. Судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

4. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Ст. 2. Правила осуществления профессиональной деятельности судьи.

1. Судья обязан быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.

2. Судья при принятии им решения по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

3. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего выполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

4. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.

5. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.

Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

6. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

7. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

Ст. 3. Внеслужебная деятельность судьи.

1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности.

2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и настоящего кодекса.

3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему выполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

4. Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.

5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности. "

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Различия существуют. Как нетрудно догадаться, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, военного и гражданского и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Уже одно это позволяет говорить об отсутствии тождества, о возможности отступления от общего требования о единстве статуса всех судей. Однако такое отступление допускается только в случае, если оно санкционируется законом, а не является результатом прихоти какого-то должностного лица.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: