Что такое судебная магистратура

Обновлено: 18.04.2024

В своей статье я не буду пересказывать то, что уже давно выложено на просторах Интернета, расскажу о личных весьма ощущениях, как это учиться в магистратуре и как быть магистром юристу.

Магистратура – это вторая ступень высшего образования. В 2003 году Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу и образование стало двухуровневым: бакалавр – магистр.

Я в середине «нулевых» захотел продолжить обучение будучи специалистом, и, как мне кажется, очень вовремя. Подал документы в магистратуру тогда Уральской государственной юридической академии (УрГЮА) на заочную форму трудовое право, право социального обеспечения бюджетное место. Переволновался и не добрал всего один балл. После этого еще больше переживал, естественно, но тогда на очном (о чудо!) был недобор, и в деканате предложили поступить на дневное.

Терять мне было нечего. Поразмыслив, я в зрелые годы стал студентом, учиться надо «всего» два года, пришлось уволиться с работы и совершенно об этом не жалею.

Не могу не выразить, пользуясь случаем слова искренней благодарности, замечательным преподавателям, моему научному руководителю профессору Мстиславу Викторовичу Молодцову (к сожалению, скончался через год после моей защиты) , завкафедрой трудового права профессору Головиной Светлане Юрьевне, ее заместителю Саликовой Наталье Михайловне, сотруднику деканата обаятельной Устюжаниной Евгении Валерьевне, декану факультета профессору Малиновой Изабелле Павловне, завкафедрой социального обеспечения профессору Владимиру Шамильевичу Шайхатдинову и всем другим.

Учиться было достаточно тяжело, философия науки, проблемы юридической науки, ее методология иногда просто не усваивались неподготовленным мозгом, все что учил ранее до магистратуры казалось простейшим до нельзя. Кроме того, нужно было писать диссертацию и читать научную литературу.

Да чего греха таить я просто ошалел от радости познания и меня стали пилить все понемногу, родители и даже моя девушка за то, что занимаюсь ерундой, вместо того чтобы зарабатывать деньги, сижу за книжками и компьютером день и ночь, бегаю на лекции как мальчишка.

И все же два года пролетели очень быстро, и, вот, прижимая к груди второй красный диплом, я вышел из стен Академии.

Подведем итоги. Главное - я получил достойное образование и прежде всего для себя. Я получил представление о современной науке и вообще понимаю, что такое наука, какие проблемы стоят перед нею, расширил свой словарный запас. Я уверенно чувствую себя и в суде, и в аудитории перед студентами, когда приходилось преподавать. Все-таки уровень преподавателей, все как правило это профессоры, доктора юридических наук дает о себе знать. Кстати, специализация магистратуры не мешает мне, когда очень нужно разобраться в других отраслях права, я ни на чем не зациклен.

Монетизировать диплом магистра, даже с отличием, напрямую вряд ли возможно. Мое мнение, на самом деле, работодателя интересует само наличие высшего образовании, опыта работы, а уж бакалавр, специалист или магистр не так важно. На госслужбе диплом магистра пригодится, но там небольшие зарплаты.

Таким образом, я прихожу к выводу что магистратура нужна прежде всего самому юристу, как практику, для самосовершенствования, это очень ценный навык обучаться самому и обучать других. Большинству же юристов магистратура в сугубо практическом смысле не понадобиться, если быть честным. Да престиж магистратуры в последнее время возрос, но боюсь интерес этот не к знаниям и квалификации, а к «корочкам», званиям и регалиям, каковые традиционно любят в российском обществе.

Изложенное - субъективное мнением автора.

1. Процесс, длящийся последние четверть века и называемый судебной реформой, не привел к положительному результату. Ни одна из провозглашенных ее целей как то: независимость и беспристрастность судебной власти, равноправие сторон, искоренение обвинительного уклона в деятельности государственных органов, реальное обеспечение в судопроизводстве основных прав и свобод личности – фактически оказалась не достигнутой.

Проблема состоит в том, что судебная система сама есть часть государственного механизма, и поэтому надеяться на то, что суды или иные государственные структуры сами себя обновят и очистят, а не будут при первой возможности рапортовать, что "судебная реформа в основных направлениях завершена и не нуждается в существенной перестройке"[1], невозможно. Любые, даже самые лучшие законодательные усовершенствования, попав в руки тех, кто удобно устроился внутри созданного ими же порядка, более того, сами являются его частью, не могут привести ни к чему позитивному.

Следовательно, наиболее актуальным сегодня является не просто совершенствование процессуального строя судопроизводства или его организационной структуры, но, в первую очередь, решение кадровой проблемы, то есть в последовательном наполнении судов, следственных органов, прокуратуры честными, порядочными и квалифицированными людьми, нацеленными на выполнение своего профессионального и общественного долга и при этом свободными от страха за собственную карьеру. Однако этот процесс не может быть быстрым, поэтому в настоящий момент необходимо также широкое задействование в отправлении правосудия готового и неисчерпаемого источника естественно независимых судей – самого российского народа, прежде всего, в лице присяжных заседателей и мировых судей.

С другой стороны, любой, самый добросовестный судья не сможет полностью обеспечить вынесение справедливых решений до те пор, пока он действует в рамках устаревшей модели уголовного процесса, которая поддерживает фактический диктат предварительного расследования над судом (за счет преимущественно письменного характера уголовного процесса, создания судебных доказательств вне суда и без суда только одной из сторон и др.). Поэтому необходимо качественное преобразование сложившейся на данный момент российской следственной (розыскной) модели предварительного расследования с тем, чтобы она стала отвечать конституционному требованию состязательности и равноправия сторон.

Важным шагом на пути достижения названных целей является намеченное расширение применения института присяжных заседателей с распространением его юрисдикции на уровень районных судов (соответствующий законопроект был внесен Президентом РФ в Государственную Думу в середине марта 2016 года).

Необходимым условием распространения состязательности на стадию предварительного расследование является институт следственных судей, концепция которого была обсуждена 10 марта 2015 года в Комитете гражданских инициатив на круглом столе "Возрождение института следственных судей в России: идеи и пути реализации".

Тем не менее, представляется, что наряду с этими мерами эффективная системная судебная реформа нуждается в дополнении ее проекта еще двумя системообразующими элементами:

  • институционализация основных публичных участников судопроизводства в рамках судебной магистратуры, которая призвана решить кадровую проблему;
  • реорганизация мировых судов и воссоздание подлинной мировой юстиции, что будет способствовать максимальному приближению правосудия к народу, его доступности и независимости.

2. Организация судебной магистратуры

В современном демократическом обществе судебная власть не должна быть лишь одной из ветвей государственной власти. Она – нечто большее. Взгляд на судью как на государственного чиновника устарел. Суд призван стать связующим звеном между государством и гражданским обществом.

Важным элементом системы сдержек и противовесов в правовом государстве служит общественно-государственный, консенсуальный способ формирования судейского корпуса. Для этого в ряде стран континентальной Европы и других государств мира существуют органы, которые обычно именуются «высшими советами магистратуры», «высшими советами судебной власти», «генеральными советами судебной власти», «национальными советами юстиции» и т.п. (Франция, Испания, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Болгария, Греция, Колумбия, Алжир, Молдова, Казахстан, Украина и др.) Как правило, они образуются не только из судей, но и из представителей законодательных и исполнительных органов власти, а также представителей адвокатуры и юридической, в том числе научной, общественности. Необходимость в подобных органах объясняется также уважением принципа: «Никто не может быть судьей в собственном деле», ибо назначение судей лишь по представлению самих же судей (квалификационных коллегий) есть лазейка для группового и ведомственного интереса. Формирование судейского корпуса не может быть делом судейского сообщества и потому, что это выводит судейскую корпорацию из-под общественного, а в значительной степени, и государственного контроля.

Понятие "судебная магистратура" со времен Великой Французской революции стало собирательным понятием для обозначения должностных лиц судебного и прокурорского ведомства. Смысл такого объединения состоит в том, что магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти профессиональное сословие. Благодаря этому судебная власть является более широким понятием, нежели судебная система, включая в себя наряду с собственно судьями также следственных судей (в тех странах, где учреждена эта должность), а также и государственных обвинителей в судах. Будучи магистратами, все они значительно менее зависимы от исполнительной власти, что позволяет добиться бóльшей их беспристрастности и объективности.

Существующие квалификационные коллегии судей (ККС), по существу, являются органами государственной власти. На это указывает способ их создания, финансирования, а также их функции. Решая вопросы, входящие в компетенцию квалификационных коллегий, последние осуществляют государственно-властные полномочия. При этом деятельность судебных квалификационных коллегий практически перестала быть публичной. Общество, как правило, не информировано о том, кто претендует на вакантную должность судьи и полностью лишено возможности влиять на его назначение. Вся дальнейшая, после объявления конкурса, деятельность квалификационных коллегий, по сути, является негласной. Ни Закон о судейском сообществе, ни Положение о квалификационных коллегиях не требуют, чтобы председатель коллегии, его заместители или секретарь делали информацию о работе коллегии доступной для всех заинтересованных лиц. На практике при принятии решений о рекомендации конкретной кандидатуры на вакантную должность судьи недопустимо велика роль председателя того суда, в котором имеется данная вакансия. Нередко квалификационные коллегии становятся и средством для изгнания из судейского корпуса тех его членов, которые по тем или иным причинам неугодны судейскому начальству. Фактически, направляют деятельность ККС председатели областных и равных им судов.[2]

В этой связи представляется необходимым отказаться от квалификационных коллегий судей, к которым согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» отнесены Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Следует передать все их функции общественно-государственным совещательным органам, которые можно условно называть Советами судебной магистратуры, учреждаемыми в центре (Высший Совет судебной магистратуры для высших судов) и в субъектах Российской Федерации для магистратов соответствующего уровня. Советы магистратуры должны включать как представителей государства, так и гражданского общества. При этом представляется, что в политических условиях нынешней России, в отличие от ряда других государств, представители магистратуры (суды, следственные органы, прокуратура) не должны иметь в этом органе большинство, которое должны составлять представители гражданского общества, например: партий, законодательных органов власти, адвокатуры, Общественной палаты РФ, общественных палат в субъектах РФ, общественных палат (советов) муниципальных образований, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Совета по противодействию коррупции, Союза журналистов России, ученые-юристы и другие.

В качестве программы максимум можно распространить полномочия этих советов помимо собственно судей (включая судей следственных), также и на государственных обвинителей в судах, выведя последних из состава прокуратуры в отдельную службу (например, в структуре Министерства юстиции РФ, которое, таким образом, вновь станет отвечать своему историческому названию), с тем чтобы окончательно разделить между собой процессуальные функции расследования и уголовного преследования.[3]

Процесс назначения магистратов может включать 4 этапа:

1) регистрация всех желающих граждан, отвечающих установленным законом формальным критериям, в едином реестре кандидатов на судейскую должность. Такая запись должна происходить заблаговременно — например, не менее чем за год до начала процедуры отбора — с тем, чтобы кандидаты могли быть подвергнуты публичному обсуждению. Реестр кандидатов должен быть опубликован в СМИ, в т.ч. на официальном сайте соответствующего совета магистратуры в Интернете.

2) Сдача кандидатами на должности магистратов единых государственных экзаменов по праву.

3) Открытое обсуждение кандидатов советом магистратуры соответствующего уровня, принятие решения путем голосования и вынесение мотивированного акта о даче рекомендации для назначения на должность или отказе в ней.

4) Рассмотрение Президентом Российской Федерации либо иным уполномоченным законом должностным лицом (минуя такие непрозрачные стадии, как внесение кандидатуры председателем соответствующего суда, и получение мнения Председателя Верховного Суда РФ, что имеет место сейчас) вопроса о назначении кандидатов на должность магистрата из числа непосредственно рекомендованных советом магистратуры.

3. Мировой суд — суд присяжных в миниатюре

В целях повышения эффективности судебной власти необходимо вернуться к общественным истокам этого уникального судопроизводства. Прежде всего, следует восстановить обязательную и повсеместную выборность мировых судей самими гражданами, как это предусматривалось первоначальным проектом федерального закона о мировых судьях. При этом муниципальным образованиям можно разрешить учреждать на своей территории сверх государственной квоты такое дополнительное количество участков мировых судей, которое им необходимо и которое они смогут финансировать из своего бюджета. При этом всю сумму судебных пошлин по гражданским делам, рассмотренным мировыми судьями, было бы целесообразно направлять на их финансирование.

Надо вернуть опробованный временем институт почётных мировых судей, действующих наряду с обычными, участковыми мировыми судьями, но на общественных началах. Это будет иметь своим следствием повышение авторитета судебной власти, значительное удешевление и ускорение самого судопроизводства. Отсутствия у почетных судей обязательного юридического образования может быть компенсировано рассмотрением ими дел при участии профессионального консультанта и только при обоюдном согласии сторон и возможностью у них выбора между участковым или почётным мировыми судьями. Кандидатуры почетных мировых судей могут выдвигаться муниципалитетами, общественными организациями, трудовыми коллективами, вузами и т.д.

Следует также возродить съезды мировых судей, сделав их апелляционной и (или) кассационной инстанцией по делам, рассмотренным мировыми судьями.

4. Таким образом, реформа судебной системы будет включать в себя, в частности, такие взаимосвязанные элементы, как учреждение: 1) судебной магистратуры и советов судебной магистратуры; 2) института следственных судей; 3) воссоздание мировой юстиции, 4) расширение сферы применения и компетенции суда присяжных.

[2] Субъектами управленческих воздействий являются, прежде всего, руководители судов, хотя принятие всех юридически значимых для карьеры судьи решений является полномочием квалификационных коллегий. Без положительного заключения последних лицо не может быть назначено на судейскую должность. Они же формируют комиссии для приема экзаменов у кандидатов в судьи. Ими же присваиваются квалификационные классы действующим судьям, налагаются дисциплинарные взыскания, даются заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судьи и т.д. Вместе с тем инициаторами принятия такого рода решений в подавляющем большинстве случаев являются либо председатели того суда, членом которого является данный судья, либо председатели вышестоящих судов. Дело в том, что при решении вопросов, связанных с профессиональной карьерой судьи, проверкой поступивших в отношении него жалоб и т.п., квалификационная коллегия исходит прежде всего из той информации, которая поступает от руководителей судебных органов. Квалификационные коллегии в большинстве случаев поручают председателям судов проверку материалов, касающихся их "подчиненных." Так, именно председатели районных, городских и арбитражных судов в 60-66% случаев осуществляют проверку таких материалов (См.: Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М., 2010).

[3] Разделение этих функций признается необходимым условием объективности как следователя, так и государственного обвинителя в ряде государств (США, Франция и др.). Попытка разделить их была предпринята и в России в 2007 г., когда прокурор утратил полномочия по руководству предварительным следствием, однако на поверку такое разделение оказалось недостаточно последовательным, поскольку организационно одно и то же ведомство – прокуратура – продолжает осуществлять как надзор за следствием, так и поддержание в суде государственного обвинения, оставаясь, таким образом, в известной мере связанной в суде ответственностью за качество предварительного следствия и потому склонной в целом покрывать его недостатки. Вообще, прокуратура в странах с устоявшимися правовыми традициями не является автономной, а входит составной частью в судебную систему. Звенья прокуратуры во главе с прокурором при верховном суде страны там включены в судебные инстанции всех уровней. И в России согласно Учреждению судебных установ­лений 1864 г. министр юстиции России представлял Императору сведения как о кандидатах в судьи, так и данные о других лицах, име­ющих право на занятие соответствующей вакан­тной должности, в т.ч. следователях и прокурорах (ст. 214-215 УСУ).

Присоединение к болонскому процессу России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ привело к серьезным изменениям в ситуации с высшим образованием. В настоящее время, для того, чтобы получить высшее образование и считаться полноценным специалистом, в большинстве случаев достаточно за 3–4 года закончить программу бакалавриата.

Важно!
Некоторые программы до сих пор реализуются в форме специалитета. Например, это относится к медицинским профессиям.

Нужна ли в таком случае магистратура? Стоит ли тратить на нее драгоценные годы и, тем более, вкладываться в это мероприятие финансово?

Задаются этим вопросом, в том числе, и студенты юридических факультетов.

Каковы преимущества обучения в юридической магистратуре

Многие люди не очень отчетливо представляют себе, что такое магистратура, что такого в ней изучают, если базовое высшее образование уже получено на программе бакалавриата.

Но дело в том, что бакалавриат — это база, минимум, который позволяет говорить, что человек получил высшее образование. На программах бакалавриата изучаются основы профессии без особой конкретики, разбора реальных кейсов, узкой специализации.

Работодатели осознают, что выпускник бакалавриата, независимо от его природных данных, талантов и оценок в дипломе — по сути, «сырой материал», и учить его, чтобы он стал полноценным работником, придется еще очень долго.

Для профессий, связанных с юриспруденцией, это особенно важно.

Юридические профессии считаются очень престижными; специалисты в области юриспруденции востребованы практически во всех сферах нашей жизни. Успешные юристы могут практически не иметь «потолка» в заработках, они могут как работать в организациях, так и заниматься частной практикой. В общем, стезя юриста весьма привлекательна.

В результате такого образа профессии, юридические факультеты вузов из года в год испытывают огромный наплыв абитуриентов, из-за чего конкурс при поступлении может быть очень высоким. Причем чем престижнее вуз, тем выше конкурс. И это одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются будущие юристы.

Соответственно, и выпускается из вузов ежегодно огромное количество молодых юристов. У них есть диплом, но нет опыта работы, и, выйдя на рынок труда, они понимают, что устроиться на работу очень сложно.

Интересно!
Возникает парадоксальная ситуация: рынок труда наводнен молодыми энергичными безработными юристами, а организации страдают от отсутствия квалифицированных юристов.

Самый распространенный выход в такой ситуации — демпинг. Устроиться на низкооплачиваемую работу, куда специалисты с опытом не пойдут и понемногу карабкаться наверх. Гарантий успеха, конечно, при этом нет.

Однако есть гораздо более продуктивный способ провести ближайшие несколько лет: это учеба в магистратуре.

Что дает учеба в юридической магистратуре:

  • Возможность более узкой специализации. Всегда лучше быть крепким специалистом в своей нише, чем знать обо всем, но понемногу.
  • Индивидуальный подход в обучении. На магистерских программах контакт с преподавателями теснее, можно развиваться в соответствии со своими приоритетами.
  • Углубление знаний.
  • Практический опыт. Как правило, в магистратуре большое внимание уделяется практике.
  • Контакт с судьями и юристами «с именем», которые привлекаются к обучению студентов магистратуры.
  • Возможность после окончания магистратуры поступить в аспирантуру, написать в будущем диссертацию, получить ученую степень.
  • Возможность завязать полезные контакты.

В итоге выпускник магистратуры по юриспруденции становится гораздо более привлекательным для работодателей специалистом и получает больше перспектив в жизни. Кроме того, уже на этапе учебы в магистратуре он получает рабочий опыт и может даже найти работу.

Важно!
Магистратура добавляет вам баллов в глазах работодателя. Далеко не каждый выпускник бакалавриата заканчивает магистратуру, поэтому сам факт наличия магистерского диплома уже характеризует молодого специалиста самым выгодным образом.

Каковы условия поступления в магистратуру

Для поступления в магистратуру на бюджетное место необходимо закончить программу бакалавриата или специалитета, а также сдать вступительный экзамен и пройти по конкурсу.

Вам также может быть интересно:

Виды магистерских программ на юридическом факультете

Программы обучения в магистратуре характеризуются более узкой специализацией, чем на бакалавриате. Они делятся на программы цивилистического и криминального блоков.

Можно поступить, к примеру, на одну из следующих программ:

  • налоговый юрист;
  • корпоративный юрист;
  • юрист в сфере недвижимости;
  • юрист в сфере экономической деятельности;
  • юрист в сфере международного бизнеса;
  • магистр частного права;
  • юрист в сфере трудовых отношений;
  • юрист в сфере бюджетно-финансовой деятельности;
  • юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти;
  • правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам;
  • юрист в сфере национальной безопасности;
  • юрист в сфере уголовного судопроизводства.

Важно!
Сейчас наиболее востребованными становятся профессии на стыке дисциплин. Выбирайте программы, которые позволят выделиться на фоне конкурентов. С выбором вам поможет специалист по профориентации.

В зависимости от вуза, магистерские программы могут меняться. Интересно, что за рубежом обучение может быть организовано принципиально другим способом.

Сроки обучения в магистратуре

Юридическая магистратура обычно занимает 2 года на очной форме и 2 года и 5 месяцев — на заочной.

Какой вуз выбрать

Важный вопрос выбора вуза становится еще более важным, когда речь заходит о юридических специальностях, ведь диплом престижного института или университета — это серьезное преимущество на рынке труда, где конкуренция среди юристов очень высока.

Основной ошибкой поступающих на юридические факультеты является концентрация на тех вузах, которые кажутся «доступными», то есть, как правило, на отечественных учебных заведениях. Между тем, все престижные отечественные вузы расположены в столицах и самых крупных городах, и конкурсы на юридические специальности там просто запредельные. В России самые крутые вузы традиционно располагаются в Москве и Санкт-Петербурге, и поступить в них очень непросто. А получать «средненькое» по качеству образование юристу совершенно не выгодно.

Достойный выход из такой, казалось бы, безвыходной, ситуации — поступление в зарубежный вуз.

Это проще и доступнее, чем может показаться на первый взгляд, если вы выбираете немецкий университет:

  • В Германии большой выбор вузов, и поэтому выше вероятность поступления, особенно, если вы вместе со специалистом выберете, в какие вузы подавать документы.
  • Магистерские программы в университетах Германии ведутся на английском языке, что для поступающих из СНГ очень удобно.
  • Стоимость обучения в немецкой магистратуре можно с чистой совестью назвать символической.

Учеба в немецкой магистратуре очень приятна и комфортна, потому что вузы прекрасно оборудованы, а жизнь студентов организована с заботой об их удобстве.

Не нужно забывать и о том, что по окончании магистратуры вы станете магистром с дипломом немецкого вуза, который дает право практиковать в Германии.

А для родителей студентов немаловажное значение имеет тот факт, что за рубеж отправляется не подросток, только что окончивший школу, а уже взрослый человек, за которого не надо так уж сильно волноваться.

Важно!
К магистратуре в Германии имеет смысл присмотреться не только вчерашним выпускникам бакалавриата, но специалистам, которые окончили вуз годы назад. Возможно, это шанс полностью изменить свою карьеру и жизнь, тем более, что в Германии есть тенденция учиться в вузе в зрелом возрасте.

Для некоторых профессий престижное образование и крутой диплом особенно важны. В их числе юридические специальности, для которых желательно иметь диплом магистра престижного вуза. Не всегда это безумные конкурсы и огромные деньги, потраченные на учебу: если вы поступаете в немецкий вуз, все может быть очень бюджетно и комфортно. Чтобы поступление в немецкий вуз получилось именно таким, обратитесь за помощью к специалисту.

Как известно, высшее образование в странах СНГ сейчас двухступенчатое. Можно окончить бакалавриат и устраиваться на работу по специальности либо продолжить учебу в магистратуре.

Но есть еще одна форма высшего образования — специалитет; она сохранилась с тех времен, когда страны СНГ еще не присоединились к Болонскому процессу.

Сейчас специалитет сохранился в таких направлениях, как:

  • медицина,
  • военные науки,
  • искусство,
  • безопасность.

По окончании программы специалитета выпускник также может продолжить свое образование, поступив в магистратуру. Но нужно ли это делать?

Для чего нужна магистратура после специалитета

Рассмотрим все формы высшего образования и их отличия друг от друга.

Бакалавриат — это базовое высшее образование. Оно дает основы, не углубляясь в предмет. Специалисту с дипломом бакалавриата обычно не светят высокие должности; для повышения ему придется поступать в магистратуру.

Магистратура (или graduate) в настоящее время является выпускным высшим образованием, которое дает также более узкую профессиональную специализацию, углубляет знания, развивает необходимые для профессиональной деятельности навыки.

У каждого есть своя причина поступить в магистратуру, но давайте рассмотрим подробнее, зачем нужна магистратура именно после специалиатета.

Важно!
Магистратура в наше время вовсе не обязательно дает ученую степень; чаще это академическая квалификация выпускника высшего учебного заведения.

Далеко не всегда выпускники бакалавриата или специалитета поступают в магистратуру сразу. Многим требуется время и опыт трудовой деятельности, чтобы осознать, что вторая ступень высшего образования необходима для тех, кто настроен на карьерный рост.

Недостатком специалитета является его узкая специализация. Проблема в этом случае заключается в том, что специалисту сложно перестроиться. Конечно, если профессия выбиралась грамотно, с привлечением профориентации, вероятность, что человек не сможет реализоваться в выбранной сфере, существенно снижается. Но не стоит забывать о том, что времена меняются: сейчас, в эпоху беспрецедентного роста технологий, ситуация на рынке труда тоже на месте не стоит. Поэтому в выигрышной позиции находятся те, кто может быстро перейти в смежную область. Выпускникам специалитета это сделать сложнее, чем обладателям магистерских дипломов. Пока они учатся на специалитете 5, а то и 6 лет, может измениться очень многое.

Вот почему не стоит сомневаться, что учеба в магистратуре повысит вашу ценность как специалиста и ваши возможности трудоустройства.

Важно!
Если вы оканчивали специалитет набора 2011 года или позже, магистратура для вас будет считаться вторым высшим, и в СНГ учеба будет платной.

Поступать в магистратуру после специалитета можно на ту же либо на другую специальность. В первом случае вы углубляете и расширяете свои профессиональные компетенции, во втором — осваиваете новую специальность.

Интересно!

Осваивает смежную профессию примерно половина поступающих в магистратуру.

Поступаем в магистратуру после специалитета по той же специальности

При поступлении в магистратуру на ту же специальность имеет значение, поступаете вы в российский или зарубежный университет.

Вам также может быть интересно:

Дело в том, что в российских вузах магистратура часто рассматривается как подготовка в аспирантуре и «тренировка» написания диссертации. Таким образом, «конечный результат» — это подготовка ученых и преподавателей.

В зарубежных вузах магистратура ставит задачей, прежде всего, подготовку высококвалифицированных кадров для государства, бизнеса, производства, здравоохранения. Также в магистратуре проходят подготовку будущие преподаватели и научные сотрудники низшего звена.

Обучаясь в магистратуре на той же специальности, по которой окончен специалитет, вы получаете возможность сэкономить время; часть дисциплин, которые вы уже проходили, могут быть учтены, если вы уже изучили их в необходимом объеме.

Поступление в магистратуру после специалитета на другую специальность

Оговоримся сразу: не на любую, а на ту, которую вуз сочтет смежной. Списки смежных специальностей в разных учебных заведениях отличаются, поэтому нужно узнавать конкретные требования, которые выдвигает выбранный вами университет.

В этом случае вряд ли получится перезачесть часть пройденных ранее дисциплин.

Магистратура со сменой специальности позволяет сформировать специалиста с более широкими компетенциями, к тому же, можно освоить новую профессию. Но, чтобы не пожалеть о сделанном выборе, нужно подойти к нему осмотрительно. Карьерное ориентирование поможет выбрать новую специальность и программу обучения в соответствии не только с личными планами и вашими данными, но и с ситуацией на рынке труда, а это значит, что по окончании учебы вы не пополните ряды безработных специалистов.

Часто в магистратуру после специалитета поступают с целью работать за рубежом. Для иностранных работодателей «специалист» — это туманное понятие, в отличие от диплома, в котором значится «магистр». Но в этом случае не правильнее ли поступать в магистратуру сразу в зарубежном вузе? Вы получаете немало преимуществ, среди которых и знание языка в совершенстве, и местный диплом, который позволяет сразу, без всяких проверок и доучивания устраиваться на работу.

Многих смущает якобы очень дорогое обучение за рубежом. Отчасти это так: образование, которое получено в университетах Великобритании или США «влетает в копеечку». Но есть и вполне доступные варианты. Например, учеба в вузах Германии бесплатная. Магистратура в немецких вузах иногда оплачивается, но это совсем небольшие деньги, которые можно рассматривать как семестровый взнос. Некоторые вузы учат полностью бесплатно.

Более того, можно попытаться получить грант или стипендию на обучение в магистратуре.

Обязательно понадобится знание английского языка, поскольку в Германии большинство магистерских программ ведутся на английском. Требования к уровню знания языка необходимо уточнить в вузе; обычно это С1.

Международный сертификат о знании языка на нужном уровне должен быть включен в пакет документов, которые подаются в приемную комиссию.

Процедура поступления в магистратуру

Основное условие поступления в магистратуру — наличие диплома бакалавра или специалиста. В СНГ учеба может быть платной или бесплатной.

Условия поступления в магистратуру на бюджет

Для того чтобы учиться в магистратуре после специалитета бесплатно, необходимо найти программы магистратуры, на которых предусмотрены бюджетные места, а затем пройти по конкурсу. Обычно предусматривается тестирование поступающих по различным дисциплинам (зависит от специализации).

Естественно, чем престижнее учебное заведение и чем популярнее специальность, тем выше будет конкурс и сложнее поступить. А платное обучение в магистратуре будет дороже. В немецком вузе вы будете учиться бесплатно или за символическую плату (семестровый сбор) в любом случае. При этом вы должны учесть, что в рейтингах зарубежных вузов учитывается процент трудоустройства выпускников, их средние заработки — то, о чем вы в вузах СНГ не узнаете.

Как поступить в заочную магистратуру на бюджет

Программы обучения в магистратуре могут быть очными, заочными, вечерними и дистанционными. Но не каждый вуз предоставляет возможность учиться заочно. Многие престижные вузы СНГ такую форму обучения в магистратуре не практикуют, полагая, что магистратура может быть только очной.

В тех вузах, которые предоставляют возможность учиться в магистратуре бесплатно, длительность обучения составляет порядка 2,5 лет.

Платят ли в магистратуре стипендию

Студенты магистратуры на бюджетном отделении имеют право получать стипендию.

Академическая стипендия, размером чуть менее 1500 руб., начисляется студентам, которые сдали сессию без «троек». Отличники могут получать повышенную стипендию. Также есть социальная стипендия для нуждающихся и именная стипендия. В любом случае, чтобы получать больше минимума, необходимо каким-то образом отличиться.

В Германии ситуация со стипендиями другая. Государство их не выплачивает, но существуют специальные фонды, которые оказывают финансовую поддержку студентам. Размер стипендии может составлять от 300 до 1500 евро в месяц. Для получения стипендии необходимо соответствовать требованиям фонда и подать заявку.

Магистратура после специалитета — это способ стать более весомым и ценным специалистом, которому будут не страшны превратности рынка труда. Более действенный способ повысить свою профессиональную ценность и расширить свои возможности — это учеба в магистратуре за рубежом. Причем в случае с поступлением в немецкий вуз, это еще и будет бесплатно. Пренебрегать такой возможностью было бы недальновидно, тем более, что выбрать вуз и программу обучения и пройти квест по поступлению вы можете с поддержкой квалифицированных специалистов.

Переход российской образовательной системы на «болонскую платформу» преследовал высокие цели:

  • обеспечить отечественным студентам возможность трудоустроиться на равных правах;
  • упростить оценку уровня подготовки РФ;
  • интегрироваться в мировую систему обучения.

Результаты можно назвать удовлетворительными с оговоркой: как любой период серьезных реформ, переход создал путаницу. Проблема коснулась условно новой ступени обучения – магистратуры.

Последняя доступна российскому студенту на всех уровнях, это определено 273-ФЗ в редакции от 03.07.2016г. На магистрат можно поступать специалистам, магистрам, бакалаврам. Единственная проблема – определиться, считается ли магистратура вторым высшим образованием. Зачем?

  • Работодатели в последние 3 года переосмыслили ценность подготовки кадров, II образование ценится выше.
  • Бесплатное обучение доступно только по первому образованию, II всегда оплачивается.

Воспринимают ли на практике диплом магистра как 2 высшее образование?

Логика (суть магистрата, описанная законом) подсказывает следующее: магистр – носитель профиля/специальности, владеющий навыками исследовательской деятельности. Магистратура включена в образовательную систему, являясь ее 2-м уровнем.

Отсюда распространенное мнение: магистрат становится 2-м образованием только при смене специальности (что не совсем верно – азов профессии здесь не изучают), получении очередного диплома магистра (при наличии первого диплома магистра). Для работодателя, если верить итогам исследования ВЦИОМ, ситуация иная:

  • магистрат в 80% случаев рассматривается, как программа получения двух профессий (так работал специалитет до перехода);
  • полноценным 2-м высшим российские наниматели его не считают: направление, изучаемое магистратами, тесно сопряжено с основной спецификацией.

Зарубежный рынок труда подходит к вопросу, является ли магистратура вторым высшим образованием , проще. Для него специалитета не существует, а магистрат остается второй ступень первой подготовки бакалавра.

Особенности получения второго диплома магистра

Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:

  • первая практика магистрата – первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
  • освоение смежной профессии магистром на магистратуре – 2-е высшее;
  • специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура – часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010–2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.

Разница между магистратурой после бакалавриата и специалитета

На выходе все магистранты получают 2 диплома: магистр + магистр, специалист + магистр, бакалавр + магистр. Вторым образованием это будет только в первых двух случаях. В этом (опуская вторую магистратуру) и есть ключевая разница магистрата для бакалавров и специалистов.

Бакалариват пространства для сомнений не оставляет. Для него 2-я ступень – первое образование. Для специалистов только диплом определяет, магистратура после специалитета второе высшее или нет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: