Что такое сазриус на судах

Обновлено: 22.04.2024

- Любое судно валовой вместимостью 400 и более, но менее 10000, которое:

  • не перевозит водяного балласта в топливных танках, должно оснащаться оборудованием для фильтрации нефтесодержащих вод на 15 ppm;
  • перевозит водяной балласт в топливных танках, должно оснащаться оборудованием для фильтрации льяльных вод и грязного балласта из топливных танков. Оборудование для фильтрации нефтесодержащих вод может включать любую комбинацию сепаратора, фильтра или аппарата для коагуляции, а также единую установку, предназначенную для производства стока с содержанием нефти не более 15 ppm

- Любое судно валовой вместимостью 10000 и более оснащается оборудованием для фильтрации нефтесодержащих вод и устройствами сигнализации и автоматического прекращения любого сброса нефтесодержащей смеси, когда содержание нефти в стоке превышает 15 ppm.

Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод танкера (САЗРИУС) состоит из концентратора, устройства контроля и регистрации, расходомера, системы управления арматурой сброса. Действие концентратора основано на принципе ифракрасного анализа нефтесодержащей воды. Известны концентратомеры, работающие на принципах турбудиметрическом (помутнение пробы, люминесцентном и др.

САЗРИУС автоматически срабатывает, прекращая сброс, при превышении концентрации нефти в сбросе более 15 мг/л; при достижении максимально разрешенной скорости сброса 30 литров нефти на милю и предельного общего количества сброшенной нефти; самописец САЗРИУС регистрирует дату и время начала и конца сброса.

§ 2.5. Танки для нефтяных остатков (нефтесодержащих осадков)

- Каждое судно валовой вместимостью 400 и более оборудуются танком или танками достаточной вместимости для сбора нефтяных остатков. Трубопроводы, ведущие к этим танкам и отходящие от них не должны иметь соединения с трубопроводами, идущими за борт, за исключением трубопровода, идущего на выдачу шлама.

- Для судов, которые не перевозят водяной балласт в топливных танках, минимальная вместимость танка для нефтесодержащих осадков (V1) должна рассчитываться по следующей формуле: V1= К1СD м 3 , где:

К1 = 0,01 - для судов, на которых тяжелое топливо очищается для использования в ДВС, или 0, 005 - для судов, использующих дизельное топливо или тяжелое, которое не требует очистки.

С - ежедневное потребление топлива, в тоннах

В - максимальный период рейса между портами.

- В случае, когда судно оборудовано гомогенизаторами, инсинераторами нефтесодержащих осадков и пр., минимальная вместимость танка для нефтесодержащих осадков должна составлять 1 м 3 для судов валовой вместимостью 400 и более, но менее 4000, или 2 м 3 для судов валовой вместимостью 4000 и более.

Стандартное сливное соединение

Для обеспечения возможности присоединения труб приемных сооружений к судовому трубопроводу для сброса из льял машинных отделений оба трубопровода оснащаются стандартными сливными соединениями в соответствии со следующей таблицей:

Стандартные размеры фланцев для сливных соединений

Фланец предназначен для труб с внутренним диаметром до 125 мм и изготавливается из стали с плоской торцовой поверхностью. Этот фланец с прокладкой из нефтестойкого материала рассчитывается на рабочее давление 6 кг/см 2

Журнал нефтяных операций

  • Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 и более и каждое судно валовой вместимостью 400 и более, не являющееся нефтяным танкером, снабжаются Журналом нефтяных операций, часть I (Операции в машинных помещениях). Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 и более снабжается Журналом нефтяных операций, часть II (Балластно-грузовые операции).
  • Журнал нефтяных операций должен заполняться по принципу «от танка к танку», если это применимо, в каждом случае, когда на судне производятся какие-либо из указанных ниже операций:

а) операции в машинных помещениях (для всех судов):

- прием балласта в танки нефтяного топлива либо их очистка;

- сброс грязного балласта или промывочной воды из танков, указанных в предыдущем пункте;




- удаление нефтяных остатков (нефтесодержащих осадков);

- сброс за борт или удаление иным образом льяльных вод, накопившихся в МО;

б) балластно-грузовые операции (для нефтяных танкеров):

- погрузка нефтяного груза;

- перекачка нефтяного груза в пределах судна во время рейса;

- выгрузка нефтяного груза;

- прием балласта в грузовые танки и выделенные для чистого балласта танки;

- очистка грузовых танков, включая мойку сырой нефтью;

- сброс балласта, за исключением сброса из танков изолированного балласта;

- сброс воды из отстойных танков;

- закрытие всех надлежащих клапанов после проведения сброса из отстойных танков;

- закрытие клапанов, отделяющие выделенные для чистого балласта танки от грузовых и зачистных трубопроводов, после проведения сброса из отстойных танков;

  • Каждая операция подробно и без промедления регистрируется в Журнале нефтяных операций. В настоящее время, как правило, все записи в Журнале нефтяных операций выполняются старшим механиком, а каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна. Записи в Журнале нефтяных операций производятся на официальном языке государства, под флагом которого судно имеет право плавания, а на судах, имеющих Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, также на английском или французском языке.
  • Журнал нефтяных операций хранится на борту судна, за исключением буксируемых судов без экипажа, в таком месте, которое легко доступно и позволяет в любое разумное время произвести проверку журнала. Журнал сохраняется в течение трех лет после внесения в него последней записи.
  • Компетентные власти правительства Стороны Конвенции могут проверить Журнал нефтяных операций на борту любого судна, находящегося в ее порту или у удаленных от берега терминалов и снять копию с любой записи в этом Журнале и потребовать, чтобы капитан заверил ее.

§ 2.8. Особые требования к буровым установкам и другим платформам

Стационарные и плавучие буровые установки, а также другие платформы должны удовлетворять требованиям настоящего Приложения, касающимся судов валовой вместимостью 400 и более, не являющихся нефтяными танкерами.

Требования по доведению до минимума загрязнения нефтью с нефтяных танкеров в результате повреждения борта и днища

В Правилах 22 - 25 этой главы рассмотрены следующие вопросы: расчетные повреждения, предполагаемый вылив нефти, ограничение размеров грузовых танков и их расположение, деление на отсеки и остойчивость.




Система очистки балластных вод, СОБВ, очистка балласта, PANASIA, Панасия

GloEn-Patrol ™- это система очистки (обработки) балластных вод комбинированного типа, которая использует фильтрующий элемент для отсеивания отложений и организмов более 50μм, а после обеззараживает воду ультрафиолетовым излучением.

GloEn-Patrol ™ эффективно дезинфицирует вредные водные организмы и патогены в балластной воде без образования какого-либо токсичного вещества во время балластировки и слива балласта.

Уникально спроектированный фильтр с размером ячейки 50μм и запатентованная технология ультрафиолетовой очистки изготавливаются по собственным технологиям PANASIA, обеспечивая максимальную качество, приемлемую стоимость и своевременную доставку клиентам.

Требования к наличию на борту судна, валовая вместимость которого более или равно 400 р.т., Систем Очистки Балластных Вод по стандарту D-2 предъявляются вступившей в силу 8 сентября 2017 года Международной конвенцией о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (BWM 2004), а также резолюцией IMO MEPC.174(58). В соответствии с данными конвенциями, заложенные после 8.09.2017 суда должны быть оборудованы данной системы с постройки, а уже существующие суда должны быть дооборудованы ей к первому после 8 сентября 2017 года освидетельствованию (возобновлению IOPP).

Преимущества системы очистки балластных вод PANASIA

  • Качество стерилизации полностью соответствует стандарту D2 и требованиям конвенции BWM 2004;
  • Автоматическое регулирование интенсивности ультрафиолетового излучения (в зависимости от мутности воды);
  • Низкая стоимость обслуживания и эксплуатации;
  • Автоматизированный процесс промывки фильтра;
  • Автоматизированный процесс чистки УФ- ламп;
  • Отсутствие ограничений по солёности и температуре воды;
  • Гибкость системы (возможность разнести компоненты системы по судну)
  • В работе системы не применяются химикаты, которые могут вызвать коррозию танков;
  • Простой и интуитивно понятный интерфейс.

Принцип работы системы GloEn-Patrol

Принцип работы СОБВ, система очистки балластных вод, Panasia

Режимы работы системы очистки балластных вод

1) Режим прогрева системы. Используется для прогрева ультрафиолетовых ламп. В данном процессе забортная вода проходит через фильтр и блок УФ ламп, но не поступает в балластный танк.

2) Режим балластировки. В процессе балластировки забортная вода по входному трубопроводу подаётся в фильтр, где проходит через цилиндрический фильтрующий элемент. Данный фильтр отсеивает микроорганизмы более 50μм, более мелкие организмы проходят дезинфекцию в блоке ультрафиолетовой обработки балластной воды. В процессе работы установки на поверхности фильтра образуется осадок, который удаляется автоматической промывкой, не прерывающей процесс балластировки.

3) Процесс дебалластировки. В процессе дебалластировки вода проходит через блок ультрафиолетовой очистки для предотвращения воспроизводства организмов в балластном танке.

4) Bypass позволяет слить балластную воду из танков мимо фильтра и блока обработки ультрафиолетом за борт.

Устройство системы очистки балластных вод GloEN-Patrol

GloEn-Patrol представляет собой систему очистки балластных вод, состоящую всего их четырёх компонентов: фильтрующий блок, блок обработки ультрафиолетом, контрольная панель и панель питания УФ ламп. Уникальные технологии очистки элементов системы позволяют обходиться без химикатов, способных вызвать коррозию в балластных танках.

Еще одной особенностью системы является её гибкость, которая выражается в возможности установки элементов системы в различных местах машинного или насосного отделения, а также возможна как вертикальная, так и горизонтальная ориентация элементов системы.

Блок фильтра системы очистки балластных вод Panasia

1. БЛОК ФИЛЬТРАЦИИ

Уникально спроектированный фильтрующий элемент с системой промывки. В процессе балластировки вода проходит через цилиндрический фильтрующий элемент с размером сетки 50μм, осадок скапливается на поверхности фильтра. Когда разница в давлении на впускном и выпускном трубопроводе достигает заданного значения автоматически запускается процесс промывки фильтра. Запатентованный процесс очистки фильтра позволяет не прерывать процедуру балластировки и заключается в сборе осадка с поверхности фильтра и его вывод наружу специальным приспособлением, установленным внутри фильтра. В линейке представлены стандартные фильтры от 250м 3 /ч до 750м 3 /час, а также улучшенные фильтры от 900м 3 /час до 3000м 3 /час.

2. БЛОК ОБРАБОТКИ УЛЬТРАФИОЛЕТОМ

Для систем обработки балластных вод, использующих ультрафиолетовое излучение, крайне важна стабильно высокая производительность ламп. Лампы GloEn-Patrol специально разрабатываются, конструируются и производятся непосредственно на заводе Panasia. Процесс сборки роботизирован, что минимизирует количество брака. В установке используются ультрафиолетовые лампы среднего давления, которые способны работать в большом количестве диапазонов, что позволяет им дезинфицировать наибольшее количество видов микроорганизмов, в сравнении с другими УФ лампами.

Каждая лампа помещена в защитный рукав, который обеспечен уникальной и запатентованной системой очистки мембраной. Такая система позволяет использовать установку в воде любой мутности и качества. Отсутствие химикатов в процессе работы и очистки системы делает её на 100% безопасной.

Блок обработки ультрофиолетом системы очистки балластных вод Panasia

Панель управления системы очистки и управления балластными водами Panasia GloEn-Patrol

3. Контрольная панель

Контрольная панель системы организует работу системы очистки балластных вод путём регулирования положения клапанов, интенсивности ультрафиолетового излучения в различных процессах.

Панель снабжена простым и понятным интерфейсом, а также отображает состояние системы и протекающие процессы в реальном времени и регистрирует данные.

Для управления системой достаточно просто выбрать режим (балластировка/дебалластировка) и нажать кнопку "Старт", дальше система выполнит все операции автоматически.

4. Панель питания блока обработки ультрафиолетом

Основная функция данного компонента- обслуживание и обеспечение работы ультрафиолетовых ламп. Панель регулирует интенсивность излучения подачей питания на УФ- лампы с помощью встроенных конденсаторов. Также панель осуществляет мониторинг состояния ламп, а также температурный режим и, в случае неисправностей, сигнализирует оператору, отключая систему.

2.1.6.1. Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) предназначается для непрерывного измерения нефтесодержания в сбрасываемой за борт балластной и промывочной воды.

САЗРИУС для контроля сброса балластных и промывочных вод танкеров производит автоматическую запись мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества либо содержания нефти в стоке и интенсивности сброса стока. Она дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса.

Конкретное описание устройства и функций САЗРИУС дается в инструкции по эксплуатации, которой снабжается каждое судно, оборудованное САЗРИУС.

2.1.6.2. САЗРИУС необходимо включать при каждом сливе за борт любой нефтеводяной смеси, если этот слив производится из грузовых помещений, где в соответствии с их назначением может оказаться нефть.

2.1.6.3. Лица, назначаемые ответственными за осуществление слива за борт нефтеводяных смесей, должны хорошо знать инструкцию по эксплуатации САЗРИУС, уметь включать, выключать, осуществлять настройку, регулировку и ремонт САЗРИУС в пределах, определяемых инструкцией по эксплуатации конкретной системы, установленной на судне. Такое лицо должно уметь переключать САЗРИУС с автоматического режима на ручное управление и осуществлять ручное управление, сообразуясь с возможностями системы после появления в ней неисправностей.

2.1.6.4. При включении САЗРИУС в работу перед сливом нефтесодержащих смесей в море ответственное лицо должно на ленте самописца сделать отметку о дате и времени начала работы системы, если в системе не предусмотрена автоматическая запись этих данных.

2.1.6.5. Ленты с записями самопишущего прибора САЗРИУС необходимо хранить, считая с момента последней сделанной в них записи:

.1 на судах, совершающих международные рейсы, - в течение трех лет;

.2 на судах, совершающих каботажные рейсы, - в течение одного года.

2.1.6.6. При выходе САЗРИУС из строя в ЖНО (ч.1 и ч.2) необходимо сделать запись с указанием даты и времени выхода системы из строя. После приведения ее в рабочее состояние зафиксировать время запуска САЗРИУС и описать причины неисправности.

2.1.6.7. Неисправный узел САЗРИУС, работающей на линии слива за борт любых нефтесодержащих смесей, в которые входит нефть, перевозимая на танкере в качестве груза или в качестве топлива и масла (грязный балласт, чистый балласт, льяльные воды из грузового насосного отделения и машинных помещений, отстоявшаяся вода из отстойных танков, промывочные воды из грузовых танков), должен быть приведен в рабочее состояние до момента начала очередного балластного перехода, а если неисправность появилась на переходе танкера из порта выгрузки в порт ремонта, - то к моменту окончания ремонта.

2.1.6.8. После окончания ремонта и приведения САЗРИУС в рабочее состояние в ЖНО необходимо внести запись о времени и дате возобновления работы системы. В записи указать выявленные во время ремонта причины отказа в работе.

2.1.6.9. Если в период операций по сливу нефтесодержащих смесей за борт САЗРИУС выводилась из действия в связи с обстоятельствами, которые могут быть расценены как поломка или отказ системы, то в ЖНО необходимо также сделать запись с указанием времени и даты вывода и ввода и причины, побудившей экипаж к таким действиям.

2.1.6.10. Автоматический сигнализатор предназначается для непрерывного контроля за содержанием нефти в сливаемых с судна за борт льяльных водах машинных помещений, которое не должно превышать 15 млн.

При превышении указанного нефтесодержания сигнализатор подает сигнал, по которому необходимо немедленно прекратить слив и установить причины превышения уровня нефтесодержания. Слив может быть возобновлен только после устранения причин, вызвавших подачу сигнала.

2.1.6.11. Установка САЗРИУС и сигнализатора на судах и их испытания производятся под наблюдением Морского Регистра Судоходства. На них выдается свидетельство о соответствии требованиям МАРПОЛ 73/78.

Системы и приборы должны проходить освидетельствования в сроки, указанные в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью. Ответственность за своевременное предъявление систем и приборов к освидетельствованию лежит на администрации судна.

2.1.6.12. При отсутствии или неисправности на судне САЗРИУС разрешается пользоваться переносными приборами для определения содержания нефти в сливаемой смеси по отдельным пробам, взятым через специальные пробоотборные устройства. Такие приборы должны быть также одобрены Морским Регистром Судоходства и иметь об этом свидетельство. Предъявление приборов Морскому Регистру Судоходства производится в сроки, указанные в свидетельстве.

2.1.6.13. Если инструкция по эксплуатации установленной на судне САЗРИУС или сигнализатора требует пломбирования приборов или отдельных узлов системы с целью исключения доступа к ним экипажа, то такое пломбирование должно производиться специально уполномоченными на то лицами. Экипаж должен принимать меры к сохранению пломб и предъявлять пломбы к осмотру по требованию инспектирующих лиц.

2.1.6.14. При отказе в работе пломбированного прибора или узла САЗРИУС или сигнализатора необходимо следовать указаниям инструкции по эксплуатации этих систем.

14.Опишите принцип действия САЗРИУС

Способ измерения, применяемый в индикаторе сброса нефти Oilcon, основан на рассеивании света. Согласно Резолюции IMO А586(14), индикатор Mark 6 Oilcon способен различать между нефтепродуктами и такими загрязняющими веществами как шлам, ржавчина или вовлеченный воздух.

Проба отработавшей воды проходит через чувствительный элемент и одновременно свет входит и выходит из измерительного района элемента. Проба проходит под прямыми углами к оптическому пути. Если вода не содержит никаких частиц или капель, свет может проходить прямо сквозь чувствительный элемент (направленный луч). Если в воде находится нефть в виде однородной смеси, свет рассеивается под разными углами (рассеянный луч). Интенсивность рассеянного света под определенным углом зависит от плотности капель нефти и от размера их частиц по отношению к длине волны излучения. Интенсивность света направленного луча уменьшается логарифмически с ростом концентрации нефти, в то сточником света примененным в индикаторе сброса нефти Oilcon® является диод с ближней ПК-областью спектра, работающий в пульсационном режиме, так чтобы средняя мощность рассеяния была низкой, хотя интенсивность является высокой. Световой сигнал обрабатывается и передается по кабелю связи с чувствительного элемента в электропневматическое устройство, в котором с помощью сигналов обнаружения вычисляются уровни содержания нефти в пробе, проходящей через чувствительный элемент.

15. Прибор (индикатор) определения границы раздела "нефть-вода", назначение.

Данный прибор используется при завершении операции мойки танков, для определения объема воды, предназначенной для перекачки в отстойные танки.

16. Опишите требования к операции мойки танков и цистерн

Мойка грузовых танков.

Мойка грузовых танков должна производиться в соответствии с разработанной для каждого танкера инструкцией, с применением установленных на судне специальных систем и оборудования, одобренных Квалификационным обществом в установленном порядке.

При подготовке к мойке танков необходимо:

1) всю донную и бортовую арматуру в грузовом насосном отделении, на грузовом, зачистном и моечном трубопроводах, которая не будет использоваться при мойке танков, закрыть и обжать;

2) закрыть все шпигаты, выходящие за борт судна;

3) промыть моечный трубопровод со сливом промывочной воды в один из грузовых танков, подлежащих мойке;

4) промыть грузовой и зачистной трубопроводы;

5) проверить состояние моечных шлангов и шланговых соединений. Шланги и шланговые соединения, имеющие протечки, использовать для мойки танков не допускается.

При мойке танков закрыть крышки сходных люков замываемых танков. Горловины используемых моечных машинок закрыть кронштейнами или брезентом с тем, чтобы исключить выброс струй моющей воды на палубу. Попавшую на палубу моющую воду сливать в отстойный танк.

Мойка грузовых танков может производиться водой (водная мойка) либо растворителем (неводная мойка). При водной мойке используется холодная или горячая забортная вода, либо водный раствор моющего препарата, при неводной мойке сырая нефть или другие разрешенные к применению на танкерах растворители.

Водная мойка танков может производиться с одноразовым (по разомкнутому циклу) и многократным использованием моющей воды (по замкнутому циклу).

При мойке танков по разомкнутому циклу перед сбросом за борт промывочная вода очищается от нефти в проточном режиме в одном (одноступенчатый проточный отстой), либо в двух (двухступенчатый проточный отстой) отстойных танках, или статически (непроточный режим).

Мойка танков по замкнутому циклу может производиться по однокаскадной (через один отстойный танк) либо двухкаскадной (через два отстойных танка) схеме.

Растворители и растворы моющих препаратов используются только при замкнутом цикле.

В качестве моющих применяют препараты, влияние которых на гидробионаты изучено, установлена ПДК и применение их на судах согласовано с органами по регулированию и охране вод, органами санитарного надзора и рыбоохраны.

При плавании судна в зоне 50 миль от ближайшего берега и в пределах особого района допускается производить водную мойку грузовых танков только по замкнутому циклу.

Отмытую и отстоявшуюся в отстойном танке нефть следует сдавать на берег, либо использовать на судне путем вовлечения в груз или в топливо для судовой энергетической установки.

Мойку отстойных или грузовых танков, использовавшихся в качестве отстойных, необходимо производить с удалением промывочной воды на приемные сооружения.

Слив промывочных вод (не содержащих моющих препаратов) из отстойных танков за борт допускается только при плавании танкера вне зоны 50 миль от ближайшего берега и вне пределов особого района в соответствии с требованиями п. 1.1.1. Во всех других случаях промывочную воду необходимо сдавать на приемные сооружения.

После окончания мойки танков необходимо сделать запись в журнал нефтяных операций.

Мойка танков по разомкнутому циклу.

До вступления в силу МАРПОЛ 73/78 мойка по разомкнутому циклу, как с двухступенчатым, так и с одноступенчатым проточным отстоем при непрерывном сливе отстоявшейся воды в море допустима только при условии, что в течение всей мойки в отстойном танке или в системе отстойных танков находится объем промывочной воды, равный не менее пятикратному часовому расходу ее через все одновременно работающие моечные машинки. При мойке грузовых танков из-под легких сортов нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) объем промывочной воды в отстойном танке или системе отстойных танков может быть уменьшен до трехкратного часового расхода.

Уровень воды в отстойных танках должен постоянно контролироваться.
В процессе мойки танков по разомкнутому циклу слив за борт отстоявшейся в отстойных танках промывочной воды необходимо производить через отливной патрубок, расположенный выше ватерлинии судна, под постоянным контролем системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом, а при отсутствии ее (до вступления в силу МАРПОЛ 73/78) — под постоянным визуальным контролем.

Мойка танков по замкнутому циклу.

При мойке танков по замкнутому циклу моечный или используемый для этой цели грузовой насос принимает моющую жидкость из отстойного танка (танков) и подает её через подогреватель (или минуя его) к моечным машинкам.

Зачистные насосы откачивают эмульсию из замываемых танков в отстойный танк (танки).
При наличии на танкере специальных индикаторов раздела поверхности нефть — вода (после вступления в силу МАРПОЛ 73/78) предварительное заполнение отстойных танков не обязательно. В этом случае отстойные танки заполняются в процессе их мойки: вода в моечные машинки подается из-за борта, а из замываемого танка сбрасывается зачистным насосом в отстойный танк. После заполнения отстойного танка до намеченного уровня вода на моечные машинки подается из отстойного танка (из нижней части).

В процессе мойки танков необходимо постоянно следить за уровнем воды в отстойном танке (танках).

При резком повышении уровня воды следует выяснить причину и принять меры к недопущению перелива воды на палубу, при резком понижении — проверить, нет ли утечки промывочной воды из отстойного танка за борт.

В процессе мойки для повышения эффективности отстаивания рекомендуется поддерживать температуру промывочной воды в отстойном танке (танках) в пределах 40-60 °С.

Мойка топливных цистерн.

Мойка топливных цистерн может производиться по разомкнутому или замкнутому циклу только через отстойные танки системы мойки грузовых танков.

Технология мойки топливных цистерн, порядок и схема установки временных перемычек для зачистки замываемых цистерн и сброса моющей жидкости в отстойный танк (танки), а также меры по предотвращению загрязнения моря нефтью при мойке должны устанавливаться специальными инструкциями, разработанными для каждого танкера.

В процессе мойки топливных цистерн не допускается производить операции по перекачке топлива в пределах судна. После окончания мойки цистерн необходимо осушить трубопровод, использовавшиеся для перекачки моющей и промывочной воды.

После окончания мойки топливных цистерн необходимо сделать запись в машинном журнале с указанием номеров промытых цистерн, способа мойки, географических координат судна, времени начала и окончания операции.

Слив воды из отстойных танков.

Отстойные танки на танкерах предназначаются для сбора и обработки в них нефтесодержащих смесей, образующихся при промывке грузовых и зачистных трубопроводов, зачистке грязных грузовых танков от воды, поступившей в них в результате промывки грузовой системы, удалении из грузовых танков остатков грязного балласта, слив которого за борт в связи с большим содержанием нефти в нем запрещен, а также при мойке грузовых танков и топливных цистерн, зачистке льял грузового насосного отделения; откачке льяльных вод из машинно-котельного отделения.

Нефтеводяные смеси из отстойных танков рекомендуется сдавать на приемные сооружения. При отсутствии таких возможностей сливать за борт можно только отстоявшуюся от нефти воду (из нижних слоев отстойных цистерн) согласно пп. 1.1.2, 1.1.3 и 1.1.6. Промывочные воды, содержащие моющие химпрепараты, должны сдаваться только на приемные сооружения.

Для улучшения отстаивания находящуюся в отстойном танке нефтеводяную смесь рекомендуется нагревать до температуры не выше 60 °С, так как дальнейший нагрев активирует в нефтеводяной смеси конвекционные потоки, нарушающие процесс отстоя.

Перед сливом за борт нефтеводяной смеси из отстойного танка необходимо определить положение границы раздела нефть — вода при помощи одобренных Квалификационным обществом приборов. При отсутствии приборов (до вступления в силу МАРПОЛ 73/78) граница раздела определяется при помощи водочувствительной ленты (пасты), пробных кранов, установленных на переборке отстойного танка, путем отбора послойных проб.

Результаты замера положения границы раздела нефть-вода необходимо записать в журнал нефтяных операций.

Примечание. Приближенное положение границы раздела нефть—вода (при мойке танков по замкнутому циклу) можно определить как разность между уровнями в отстойном танке (танках).

Перед сливом и при сливе из отстойного танка за борт необходимо:

1) подготовить линию трубопровода по схеме отстойный танк — насос — забортное пространство; сливаемая из отстойного танка вода должна выходить выше действующей ватерлинии;

2) выключить систему автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, а на судах, не оборудованных этой системой, подготовить все необходимое для определения нефтесодержания в сливаемой воде прибором, одобренным Квалификационным обществом и имеющим соответствующий сертификат (свидетельство);

3) обеспечить постоянное наблюдение за струёй сливаемой за борт воды; наблюдатель должен иметь в своем распоряжении средства для экстренной остановки насоса или иметь надежное средство связи с постом управления насосами для немедленной остановки насосов при появлении в сливаемой воде видимых следов нефти;

4) запустить в работу насос и начать слив воды из отстойного танка; выбор насоса (грузовой или зачистной) и интенсивность его работы на первом этапе слива определяется количеством воды, намеченной к сливу;

5) в журнал нефтяных операций внести записи, относящиеся к началу слива воды из отстойных танков;

6) слив производить до срабатывания системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, а при отсутствии ее до тех пор, пока поверхность раздела нефть-вода не опустится до уровня, равного 1,5 м над приемным патрубком в танке, если до этого в районе слива не появятся заметные следы нефти.

После окончания слива из отстойных танков необходимо сделать соответствующие записи в журнале нефтяных операций.

2. Оборудование по предотвращению загрязнения с судов нефтью

2.1.1. Под нефтеводяным сепарирующим оборудованием понимается сепаратор или фильтр или их комбинация, которые спроектированы для

-1 получения потоков, содержащих менее 100 млн нефти. Под нефтефильтрующим оборудованием понимается любая комбинация сепаратора и фильтра или коолесцирующего элемента, которые спроектированы для получения потоков, содержащих не более 15

2.1.2. Любое судно валовой вместимостью 400 и более должно быть оснащено нефтефильтрующим оборудованием.

2.1.3. Любое судно валовой вместимостью 10000 и более должно быть оснащено нефтефильтрующим оборудованием и устройствами сигнализации и автоматического прекращения любого сброса нефтесодержащей смеси, когда содержание нефти в стоке превышает 15

2.1.4. Суда постройки до 6 июля 1993 г. могут использовать нефтеводяные сепарирующие устройства при условии их замены на фильтрующее оборудование до 6 июля 1998 г.

2.1.5. Нефтеочистное оборудование должно иметь выданное Регистром свидетельство о типовом испытании нефтеводяного сепарационного и фильтрующего оборудования (Приложение 1, п. 1.5), которым подтверждается, что оборудование и его система прошли испытания в соответствии с установленными ИМО нормативами и признаны удовлетворяющими требованиям этих нормативов.

Если судно в соответствии с положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78 освобождено от необходимости установки нефтеочистного оборудования и на нем установлены цистерны для накопления нефтесодержащих смесей и системы для сдачи их на приемные сооружения (на танкерах для этой цели могут использоваться отстойные танки), то в международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью на судах, имеющих такое свидетельство, Регистром делается соответствующая отметка об этом.

2.1.6. Наличие свидетельства Регистра о типовом испытании нефтеводяного сепарирующего и фильтрующего оборудования не снимает ответственности с судна, если при сбросе нефтесодержащих вод через сепарационное оборудование или систему фильтрации нефти произойдет фактическое загрязнение моря нефтью. Поэтому необходимо вести наблюдение за поверхностью воды за бортом судна в месте выхода отсепарированной воды из забортного сливного отверстия.

В случае, если в сбрасываемой нефтеводяной смеси или на поверхности воды появятся следы нефти, то слив должен быть немедленно прекращен.

2.1.7. Эксплуатацию сепарационного и фильтрующего оборудования необходимо осуществлять в соответствии с инструкциями. Превышение скорости перекачки, заданной инструкцией, служит причиной превышения содержания нефти в сбрасываемом потоке, поэтому скорость перекачки необходимо постоянно контролировать. Максимальную скорость перекачки следует применять при низкой исходной концентрации нефти, при сбросе сильно загрязненной воды скорость перекачки рекомендуется снижать. Все отказы в работе сепарационного и фильтрующего оборудования необходимо фиксировать в формулярах на это оборудование и в ЖНО.

При ремонте с целью приведения сепарационного или фильтрующего оборудования в рабочее состояние в машинный журнал судна вносится запись о времени и дате окончания ремонта, а также о выявленных во время ремонта причинах отказа в работе.

2.1.8. Сепарирующее и фильтрующее оборудование необходимо в указанные в международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью сроки предъявлять Регистру на переосвидетельствование с целью подтверждения соответствия оборудования предъявляемым к нему требованиям и продления сроков действия этого свидетельства.

2.1.9. Эксплуатировать нефтеводяное сепарирующее и фильтрующее оборудование, не имеющее свидетельства Регистра о типовом испытании, запрещается.

2.1.10. Если установленное на судне нефтеочистное оборудование в силу своих технических характеристик или по причине неисправности не может снизить содержание нефти в сбрасываемой за борт нефтесодержащей смеси до допустимого уровня, то сброс не производится, а клапаны, отсекающие такое оборудование от забортного пространства, должны быть закрыты и опломбированы. Нефтеводяные смеси при этом необходимо собирать на судне с последующей сдачей их на приемные сооружения.

2.2.1. Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) предназначается для непрерывного измерения нефтесодержания в сбрасываемой за борт нефтеводяной смеси.

2.2.2. САЗРИУС для контроля сброса нефтесодержащих вод машинных помещений производит автоматическую запись нефтесодержания и дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс, если нефтесодержание в стоке превысит допустимое значение.

2.2.3. САЗРИУС для контроля сброса балластных и промывочных вод танкеров производит автоматическую запись мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества либо содержания нефти в стоке и интенсивности сброса стока. Он дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса.

2.2.4. Конкретное описание устройства и функций САЗРИУС дается в инструкции по эксплуатации, которой снабжается каждое судно, оборудованное САЗРИУС.

2.2.5. САЗРИУС необходимо включать при каждом сливе за борт любой нефтеводяной смеси, если этот слив производится из грузовых или машинных помещений.

2.2.6. При включении САЗРИУС в работу перед сливом нефтесодержащих смесей в море ответственное лицо должно на ленте самописца сделать отметку о дате и времени начала работы системы, если в системе не предусмотрена автоматическая запись этих данных.

2.2.7. Ленты с записями самопишущего прибора САЗРИУС необходимо хранить на судах, считая с момента последней сделанной на них записи, в течение трех лет.

2.2.8. О любой неисправности САЗРИУС, вызвавшей прекращение слива под автоматическим контролем и управлением, в ЖНО необходимо сделать запись с описанием причины неисправности и указанием времени и даты отказа системы.

2.2.9. Неисправный узел САЗРИУС должен быть приведен в рабочее состояние до начала очередного рейса судна.

2.2.10. После окончания ремонта и приведения САЗРИУС в рабочее состояние в ЖНО необходимо внести запись о времени и дате возобновления работы системы, а также указать о выявленных во время ремонта причинах отказа в работе.

2.2.11. Автоматический сигнализатор предназначается для непрерывного контроля за содержанием нефти в сливаемых с судна за борт льяльных водах машинных помещений, которое не должно

-1 превышать 15 млн .

При превышении указанного нефтесодержания сигнализатор подает сигнал, по которому необходимо немедленно прекратить слив и установить причины превышения уровня нефтесодержания. Слив может быть возобновлен только после устранения причин, вызвавших подачу сигнала.

2.2.12. Установка САЗРИУС и сигнализатора на судах и их испытания производятся под наблюдением Регистра. На них выдается свидетельство о соответствии требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78 (приложение I, п. 1.7).

2.2.13. Системы и приборы должны проходить освидетельствования в сроки, указанные в международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью.

2.2.14. Ответственность за своевременное предъявление систем и приборов к освидетельствованию лежит на администрации судна.

2.2.15. При отсутствии или неисправности на судне САЗРИУС разрешается пользоваться переносными приборами для определения содержания нефти в сливаемой смеси по отдельным пробам, взятым через специальные пробоотборные устройства. Такие приборы должны быть также одобрены Регистром и иметь об этом свидетельство. Предъявление приборов Регистру производится в сроки, указанные в свидетельстве.


2.2.1. Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) предназначается для непрерывного измерения нефтесодержания в сбрасываемой за борт нефтеводяной смеси.

2.2.2. САЗРИУС для контроля сброса нефтесодержащих вод машинных помещений производит автоматическую запись нефтесодержания и дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс, если нефтесодержание в стоке превысит допустимое значение.

2.2.3. САЗРИУС для контроля сброса балластных и промывочных вод танкеров производит автоматическую запись мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества либо содержания нефти в стоке и интенсивности сброса стока. Он дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса.

2.2.4. Конкретное описание устройства и функций САЗРИУС дается в инструкции по эксплуатации, которой снабжается каждое судно, оборудованное САЗРИУС.

2.2.5. САЗРИУС необходимо включать при каждом сливе за борт любой нефтеводяной смеси, если этот слив производится из грузовых или машинных помещений.

2.2.6. При включении САЗРИУС в работу перед сливом нефтесодержащих смесей в море ответственное лицо должно на ленте самописца сделать отметку о дате и времени начала работы системы, если в системе не предусмотрена автоматическая запись этих данных.

2.2.7. Ленты с записями самопишущего прибора САЗРИУС необходимо хранить на судах, считая с момента последней сделанной на них записи, в течение трех лет.

2.2.8. О любой неисправности САЗРИУС, вызвавшей прекращение слива под автоматическим контролем и управлением, в ЖНО необходимо сделать запись с описанием причины неисправности и указанием времени и даты отказа системы.

2.2.9. Неисправный узел САЗРИУС должен быть приведен в рабочее состояние до начала очередного рейса судна.

2.2.10. После окончания ремонта и приведения САЗРИУС в рабочее состояние в ЖНО необходимо внести запись о времени и дате возобновления работы системы, а также указать о выявленных во время ремонта причинах отказа в работе.

2.2.11. Автоматический сигнализатор предназначается для непрерывного контроля за содержанием нефти в сливаемых с судна за борт льяльных водах машинных помещений, которое не должно

-1 превышать 15 млн .

При превышении указанного нефтесодержания сигнализатор подает сигнал, по которому необходимо немедленно прекратить слив и установить причины превышения уровня нефтесодержания. Слив может быть возобновлен только после устранения причин, вызвавших подачу сигнала.

2.2.12. Установка САЗРИУС и сигнализатора на судах и их испытания производятся под наблюдением Регистра. На них выдается свидетельство о соответствии требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78 (приложение I, п. 1.7).

2.2.13. Системы и приборы должны проходить освидетельствования в сроки, указанные в международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью.

2.2.14. Ответственность за своевременное предъявление систем и приборов к освидетельствованию лежит на администрации судна.

2.2.15. При отсутствии или неисправности на судне САЗРИУС разрешается пользоваться переносными приборами для определения содержания нефти в сливаемой смеси по отдельным пробам, взятым через специальные пробоотборные устройства. Такие приборы должны быть также одобрены Регистром и иметь об этом свидетельство. Предъявление приборов Регистру производится в сроки, указанные в свидетельстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: