Что такое размагничивание судов

Обновлено: 27.03.2024

Появление неконтактного минного и торпедного оружия, а затем магнитных обнаружителей (магнитометров) подводных лодок в подводном положении, реагирующих на магнитное поле корабля, привело к разработке и созданию методов и средств как активной, так и пассивной защиты кораблей.

К методам активной защиты относят:

- уничтожение мин с помощью тралов;

- создание проходов в минных полях с помощью подрывов глубинных и авиационных бомб;

- поиск с помощью специальных электромагнитных и телевизионных искателей с последующим уничтожением.

Основным методом пассивной защиты является размагничивание кораблей. Суть его заключается в уменьшении магнитного поля на определенной глубине, называемой глубиной защиты. Глубиной защиты называют такую наименьшую глубину под килем, на которой после размагничивания корабля напряженность его магнитного поля практически равна нулю. В этом случае обеспечивается несрабатывание неконтактных мин и торпед,

Другой путь в обеспечении защищенности корабля по магнитному полю заключается в применении маломагнитных и немагнитных материалов в конструкциях корпуса и механизмов корабля.

Понятие о размагничивании.

Размагничиванием корабля называется процесс искусственного уменьшения его магнитного поля. Размагничивание производят с помощью обмоток контуров, питаемых током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО). Суть ЭМО заключается в создании определенным образом магнитного поля, обратного по знаку полю корабля, о чем будет сказано ниже.

На рис. 8 представлен плоский контур, по которому пропускается постоянный ток. Зависимость направления поля, т.е. положения его полюсов от направления тока определяется известным правилом буравчика.


Размагничивание производится двумя различными методами – безобмоточным и обмоточным. Названия эти следует понимать как условные, так как размагничивание кораблей как одним, так и другим методом выполняют с помощью обмоток, питаемых током. Но в первом случае, обмотки накладывают на корпус судна временно, лишь на период размагничивания, или же вообще располагают вне судна, на фунте. Применяя же второй метод, обмотки монтируют на судне стационарно и включают их на время следования по опасным районам.

Безобмоточное размагничивание (БР).

Безобмоточное размагничивание осуществляется путем воздействия на корабль временно создаваемых магнитных полей двумя способами:

- с помощью временно накладываемых на корабль электрических обмоток;

- с помощью контуров, обтекаемых током, уложенных на грунте.

При безобмоточном размагничивании (БР) корпус корабля подвергается воздействию затухающего переменного и постоянного магнитных полей, либо кратковременному воздействию только постоянного магнитного поля. В первом случае размагничивание основано на намагничивании корпуса по безгистерезисной кривой, во втором – по гистерезисной (рис. 4).

Размагничивание с помощью временно накладываемых на корабль обмоток.

После постройки корабля его корпус намагничивается в вертикальном, продольном и поперечном направлении.

Рассмотрим сущность размагничивания в вертикальном направлении (рис. 9, а).


а) вертикальное размагничивание;

б) продольное размагничивание;

в) поперечное размагничивание.

Вокруг корпуса заводится кабель в плоскости, параллельной ватерлинии. В зависимости от намагничивания корпуса, величина которого определяется при предварительном измерении, по кабелю пропускается ток такой величины (рис, 10), чтобы созданное поле обратного знака (при включенном токе) в точке превышало в раза исходное (точка ).

Через несколько секунд ток в обмотке выключается, и магнитное состояние переходит в точку . Эта операция называется «опрокидыванием» поля. Действительно, поле в точке оказалось другого знака, «опрокинутым». Заметим, что процесс идет по гистерезисной кривой.

Вторая операция называется «компенсацией». Во время этой операции в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его поле корабля возможно больше приближалось к нулю.


– вертикальное намагничивание корабля;

– напряженность вертикального внешнего магнитного поля.

Ток, включенный в обмотку при первой и второй операциях, называется соответственно током опрокидывания и током компенсации .

Из кривых видно, что в результате электромагнитной обработки имевшееся у корабля намагничивание компенсируется, а создаваемое новое намагничивание таково, что вертикальные составляющие индуктивного намагничивания и постоянного намагничивания , в районе экватора оказываются близкими или равными по абсолютной величине, но противоположными по знаку.

При размагничивании по безгистерезионой кривой достигается тот же результат, только процесс компенсации старого созданием нового постоянного намагничивания происходит при циклическом перемагничивании в переменном магнитном поле, убывающем по амплитуде от некоторого максимума до нуля. Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков, подключаемых к источникам питания судов размагничивания. Для случая продольного размагничивания на корабль накладывается несколько витков (рис. 9, б) так, что корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. Возникающее при включении обмотки магнитное поле, действующее по оси соленоида, размагничивает корабль.

При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка по бортам.

Эффективность размагничивания проверяют измерениями магнитного поля под днищем.

Заводка вокруг корпуса тяжелых многожильных кабелей связана с большими затратами времени и физического труда. Поэтому наравне с этим способом используют также специальные станции безобмоточного размагничивания, на которых обмотки (кабель) уложены определенным образом на грунте. Безобмоточное размагничивание с помощью контуров, уложенных на грунте. Контуры, уложенные на грунте, имеют форму петли. Поэтому станции получили название – петлевые станции безобмоточного размагничивания (ПСБР) рис. 11. Акватория ограждается буями или вехами. На ней имеются бочки для швартовки судов.

Через контур 1 пропускают постоянный ток, через контур 2 – переменный ток частотой около . Переменное магнитное поле позволяет устранить все необратимые явления, возникающие при намагничивании в постоянном магнитном поле контура постоянного тока 2. Процесс размагничивания заключается в пропускании соответствующих токов по контурам (донным кабелям) в тот момент, когда корабль проходит или стоит над ними. Управление режимом тока и снятие показаний магнитометрической аппаратуры осуществляется дистанционно с берегового пульта. Процесс размагничивания основан на принципе полугистерезисного перемагничивания (рис. 12).

При подходе к стенду ПСБР магнитное состояние корабля характеризуется точкой , где корабль обладает определенным постоянным и индуктивным намагничиванием. В момент прохождения над стендом корабль подвергается перемагничиванию по полугистерезисной кривой . В этот момент корабль находится над серединой контура. Далее при удалении корабля его магнитное состояние изменяется по кривой. При удачном сочетании магнитных полей на стенде магнитное состояние корабля может прийти в близкое к нейтральному магнитное состояние (точка ).

1 – контур постоянного тока;

2 – контур переменного тока;

3 – ограждающий буй


Как правило, при электромагнитной обработке на таких станциях одновременно компенсируется постоянное вертикальное и постоянное продольное намагничивание, Другие виды намагничивания не устраняются.

Итак, положительной стороной безобмоточного размагничивания является то, что корабль не несет никаких обмоток, для которых потребовались бы источники питания и щиты управления. Однако, этот метод не универсален.


Основными недостатками без обмоточного размагничивания корабля является:

1. Невозможность компенсации курсовых и широтных изменений поля корабля.

2. Необходимость периодически повторять магнитную обработку ввиду недостаточной стабильности результирующего поля.

3. Необходимость после каждой обработки производить определение и устранение девиации магнитных компасов.

Обмоточное размагничивание

Обмоточное размагничивание предусматривает компенсацию магнитных полей корабля полями от стационарных обмоток, питаемых током от специальных источников. Совокупность системы обмоток, источников питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ).

РУ рассчитывается так, чтобы магнитное поле, создаваемое током, протекающим по обмотке, представляло в любой момент времени зеркальное отображение собственного магнитного поля корабля, т. е. в каждой точке под кораблем было равно полю корабля по величине и противоположно по знаку.

РУ впервые разработаны группой сотрудников ЛФТИ АН СССР во главе с академиком А. П. Александровым (И. В. Курчатов, Л. Р. Степанов К. К. Щербо и др.). Размагничивающее устройство позволяет компенсировать магнитное поле корабля с учетом курсовых и широтных изменений.

Размагничивающее устройство состоит из нескольких самостоятельных обмоток различного назначения.


1. Для компенсации напряженности поля от вертикального постоянного намагничивания служит основная горизонтальная обмотка. Направление тока в этой обмотке подбирают так, чтобы ее магнитное поле было противоположно полю от вертикального постоянного намагничивания (рис. 13).

На рис. 13 показано, что магнитное поле обмотки (кривая ) равно по напряженности, но противоположно по знаку собственному полю (). Эта обмотка называется главной потому, что с её помощью компенсируется самая значительная (вертикальная) составляющая. Подобранный для этой обмотки режим тока в дальнейшем не изменяется, а остается постоянным на всех курсах и на любой широте.

Для компенсации вертикальной составляющей продольного намагничивания применяют носовую и кормовую обмотки (рис. 14,а).


2. Вместо указанных обмоток можно применить шпангоутную обмотку (рис. 14, б), Действие этой обмотки более эффективно по сравнению с носовой и кормовой постоянными обмотками. Однако установка ее связана с большими трудностями.


3. Поле от поперечного постоянного намагничивания компенсируется полем батоксовых постоянных обмоток, которые соединяются последовательно и крепятся на правом и левом бортах судна (рис. 15). Для компенсации этого поля достаточно задать в обмотках определенный и одинаковый режим тока.

Сложнее компенсировать индуктивные составляющие намагничивания. Для этой цели в размагничивающее устройство входят регулируемые обмотки: широтная, курсовые шпангоутные обмотки и батоксовые курсовые обмотки.

4. Широтная обмотка предназначена для компенсации поля от вертикального индуктивного намагничивания. Расположение этой обмотки и распределение составляющих напряженности ее магнитного поля такие же, как у основной горизонтальной. Поэтому отдельную широтную обмотку можно не устанавливать, а использовать несколько секций основной горизонтальной обмотки, вводя в цепь их питания приспособления для регулировки тока.

Ток в широтной обмотке регулируется пропорционально синусу магнитного наклонения (магнитной широты).

Курсовые шпангоутные обмотки служат для компенсации поля от продольного индуктивного намагничивания и размещаются аналогично обмоткам для постоянного продольного размагничивания. Поскольку напряженность поля от продольного индуктивного намагничивания корабля изменяется пропорционально косинусу магнитного поля, то для компенсации этого поля необходимо изменять режим тока в обмотке также по закону косинуса. Поэтому эти обмотки называют шпангоутными курсовыми (рис. 14, б).

Батоксовые курсовые обмотки используются для компенсации поля от поперечного индуктивного намагничивания, их располагают последовательно по обоим бортам судна, параллельно постоянным обмоткам. Регулировка силы и направления тока производится пропорционально синусу угла магнитного курса.

Дополнительные обмотки устанавливаются как для компенсации корабля на отдельных участках его, так и для компенсации магнитных полей мощных корабельных электроэнергетических и других установок.

Основным достоинством обмоточного размагничивания является возможность компенсации курсовых и широтных изменений магнитного поля корабля, что обеспечивает большую степень защиты кораблей от неконтактного магнитного оружия и большую их скрытность.

Недостатками РУ являются: большая стоимость, расход дополнительных материалов, утяжеление корабля и значительный расход энергии.

Среди кораблей, пришвартованных в бухте Южная Севастополя, есть два довольно неприметных. У них даже имен собственных нет, лишь буквенно-цифровые обозначения, как у дроидов из "Звёздных войн".

Речь пойдет про СР-939 и СР-541. Это суда размагничивания, построенные по проекту 130.

Зачем они нужны и как работают — сейчас расскажу.

История начинается в далекие времена Великой отечественной войны, когда немцы придумали донные неконтактные мины и разместили их на всех основных морских путях и выходах и советских военно-морских баз.

Для подрыва такой мины не нужно физического воздействия (удара) с корпусом корабля. Достаточно, чтобы он проплывал рядом. Взрыватель срабатывает от воздействия магнитного поля судна.

Принцип примерно тот же, что и в опыте с компасом, когда стрелка отклоняется, если поместить рядом с ним металлический предмет. В случае с неконтактными минами металлическим предметом было судно, а стрелкой — взрыватель мины.

Когда советские военные осознали серьезность угрозы, была собрана команда инженеров, которые занялись поиском возможных решений.

И решение было найдено. Оно получило название "размагничивание судна". В его основе лежат принципы ферромагнитизма, которые настолько сложные для понимания, что я даже не буду пытаться грузить ими вас.

Вкратце, в любом металлическом судне со временем возникает остаточное намагничивание (из-за магнитного поля планеты, вибраций, ударов и т.д.).

Есть два способа это сделать: использовать обмоточное и безобмоточное размагничивание корабля.

В первом случае на корабле стационарно устанавливают несколько кабельных обмоток и создают в них магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.

В случае безобмоточного размагничивания корабль подвергают воздействию внешнего магнитного поля на стационарных или подвижных станциях размагничивания.

Суда размагничивания проекта 130 как раз и представляют собой эти "подвижные станции размагничивания", позволяющие размагничивать корабли безобмоточным способом.

Технически процедура довольно простая. По периметру корабля, примерно на уровне ватерлинии, подвешивали толстый гибкий кабель. При пропускании по нему тока борта корабля намагничивались (а фактически, размагничивались, но не вникайте в это) .

Кабель перемещали вдоль бортов, чтобы намагнитить корабль равномерно.

Способ оказался достаточно эффективный, причем не только для кораблей, но и для подводных лодок. Правда имел один существенный недостаток: обеспечивал удовлетворительную защиту лишь в той геомагнитной зоне, в которой производилось размагничивание.

Как вы понимаете, магнитное поле Земли непостоянно, поэтому защита становилась бесполезной в дальних плаваньях.

А еще эффективность размагничивания зависела от предыстории, т. е. от того, насколько и каким образом ранее был намагничен корабль. Так что всё не так просто.

Корабли проекта 130 строились на верфях Польской Народной Республики, а разработкой занималась Северная верфь в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году.

Самый первый корабль проекта 130 был спущен на воду в 1984 году, а герои сегодняшнего рассказа СР-541 и СР-939 — в 1985 и 1988 годах, соответственно. Всего было сделано 18 таких судов.

В настоящее время оба корабля входят в состав 2-й группы 205-й отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь.

Вот такая длинная и сложная история может скрываться в самом обычном на вид корабле.

Я надеюсь, у меня получилось донести суть более или менее доступно, не вдаваясь в подробности.

Интересно, а почему у кораблей проекта 130 такая интересная передняя часть с якорями, размещенными не по бокам, а спереди, словно ноздри на носу? Кто-нибудь знает ответ?

Что происходит с этим кораблем?

Сейчас применяют безобмоточное размагничивание. Для этой цели есть специальные суда размагничивания (СР) на каждом флоте.

Иллюстрация к комментарию

Мало кто знает, что эта палка колбасы проходит процесс размагничивания, который позволяет снизить вероятность уничтожения от мины с магнитным или индукционным взрывателем (такие продаются в соседнем отделе).

Иллюстрация к комментарию

Экипаж в этот момент на берегу, на сколько я знаю. На гражданском флоте. Раньше тоже проводили размагничивание. Я сейчас на судне, где девиаторы уже все выкрутили на пеллорусе, чтобы снизить девиацию. Все решил бы процесс размагничивания.

Не понимаю. Объясните пожалуйста, зачем проводить еще внешнюю обмотку, если на всех военных кораблях такая имеется штатно внутри корпуса (так называемая обмотка ДУ)

Давно хочу найти инфу, но никак не могу найти.
Пикабушники, вы не знаете почему у наших кораблей красные палубы и внешний контур дна?

Кто ты, и почему я прочитал 4 из 5-ти твоих постов в горячем, когда обычно читаю 1 из 15-ти, тк многие темы не привлекают. Кто же ты :(

Иллюстрация к комментарию

Похожее делали с танками, только красили их специальной антимагнитной краской - циммерит

Блядь, я только что с суток на этом ссаном корабле, последние замеры делали в 6 утра, давай еще и тут мне нахуй ебани

Иллюстрация к комментарию

Возможно я слишком неравнодушен к флоту, но я вижу примерно такое

Жак-Ив Кусто и его советские братья⁠ ⁠

Жак-Ив Кусто и его советские братья Интересное, История, Жак Ив Кусто, Океанология, Корабль, СССР, Длиннопост

Жак Ив Кусто, всемирно известный исследователь Мирового Океана. Изобретатель акваланга, в соавторстве с Эмилем Гальяном. Занимался изучением Океана на корабле "Калипсо".

Жак-Ив Кусто и его советские братья Интересное, История, Жак Ив Кусто, Океанология, Корабль, СССР, Длиннопост

"Калипсо" Как научно-исследовательское судно эксплуатировалась с 1950 по 1996 года

3 мая 1967 года в Момбасе состоялась историческая встреча, трех кораблей изучающих Мировой океан, "Витязя", "Академика Курчатова" и "Калипсо"

Жак-Ив Кусто и его советские братья Интересное, История, Жак Ив Кусто, Океанология, Корабль, СССР, Длиннопост

"Витязь", Научно -исследовательское судно Института океанологии СССР. Эксплуатировалось для изучения океана с 1949 по 1979 года. В настоящее время один из объектов музея Мирового океана в г. Калининграде.

Жак-Ив Кусто и его советские братья Интересное, История, Жак Ив Кусто, Океанология, Корабль, СССР, Длиннопост

"Академик Курчатов", научно-исследовательскoe судно Академии Наук СССР. Эксплуатировалось с 1966 по 1991 года.

Вот такую запись оставил Жак Ив Кусто в гостевом журнале "Витязя" в память о посещении корабля.

Жак-Ив Кусто и его советские братья Интересное, История, Жак Ив Кусто, Океанология, Корабль, СССР, Длиннопост

"Для океанографов всего мира "Витязь" является таким же легендарным кораблем как "Челенджер", "Метеор", "Жирандель" или "Принцесса Алиса".
16 лет мы работаем в море, но никогда до этого "Витязю" и "Калипсо" не приходилось встречаться.
А сегодня, и это здорово, - в Момбасе стоят вместе "Витязь", "Академик Курчатов" и "Калипсо" - целое морское братство. Мы сообща изучаем море для лучшего будущего людей
Спасибо всем за гостеприимство
Жак Ив Кусто
3 мая 1967 г."


К вершине планеты - о первом походе атомного ледокола Арктика к Северному Полюсу, 1977 год⁠ ⁠

Ледокол "Арктика" на Северном полюсе", 1977 год
17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Ленинграде, первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. Судно находилось на вершине планеты 15 часов, за это время ученые выполнили комплекс исследований. Рискованный маршрут. Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников.

Если "Ленин" создавался на Адмиралтейских верфях,
то все последующие ледоколы, начиная с "Арктики", строились на
Балтийском заводе. Вопрос был не только в технологиях постройки, но и в
достроечном причале достаточной глубины, ведь осадка у атомохода нового типа была 11 метров.
"У нас было конструкторское бюро, мы в то время уже начали создавать атомный энергетический цех, осваивать сварку нержавеющей стали большой толщины. Благодаря тому, что у нас был самый мощный плавучий кран грузоподъемностью 350 тонн, мы начали сборку ледокола на стапеле по новой
технологии, уже из укрупненных секций, которые затем насыщались
оборудованием", - рассказал главный строитель проектов Балтийского завода
Юрий Синельников.
"Арктика" была заложена летом 1971 года, спущена на воду в конце 1972-го, а в 1975 году передана в эксплуатацию. Капитан атомоход, Герой социалистического труда Анатолий Ламехов вспоминает, что флаг на "Арктике" был поднят в апреле 1975 года. Тогда Ламехов начал ходить на ней старшим помощником под руководством известного полярного капитана Юрия Кучиева.

К вершине планеты - о первом походе атомного ледокола Арктика к Северному Полюсу, 1977 год СССР, Интересное, Корабль, Научпоп, Документальный фильм, Как это было, Познавательно, Флот, Северный полюс, Ледокол, Судостроение, Арктика, Атомный флот, Атомный ледокол, Исследования, Ученые, Атомоход, Видео, Сделано в СССР, История России, Длиннопост

К вершине планеты - о первом походе атомного ледокола Арктика к Северному Полюсу, 1977 год СССР, Интересное, Корабль, Научпоп, Документальный фильм, Как это было, Познавательно, Флот, Северный полюс, Ледокол, Судостроение, Арктика, Атомный флот, Атомный ледокол, Исследования, Ученые, Атомоход, Видео, Сделано в СССР, История России, Длиннопост

На полюсе члены экспедиции опустили в воды Северного Ледовитого океана огромную плиту из специальной стали, из которой изготовлен корпус ледокола. Надпись на ней гласила: "СССР, 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90 градусов, 1977 г".


Атомный ледокол "Ленин" - фильм о проектировании и строительстве атомного ледокола, 1958 год⁠ ⁠

Первый фильм из серии картин об атомном ледоколе Ленин - о принципиальной схеме энергетической установки атомного ледокола, о строительстве корабля.

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» — это кульминация советской инженерной мысли конца 1950-х годов. С самого начала к судну предъявлялись жесткие требования: маневренность, живучесть, гарантирующая сохранение движения в сложной ледовой обстановке, а так же радиационная безопасность для всех находящихся на борту ледокола и для экипажей и грузов, следующих за ним. Лучшие конструкторы, инженеры и физики создали его за три года и три месяца. В то время ни один ледокол так быстро не строился.

28 ноября 1953 года было подписано Постановление Совета Министров СССР о проектировании и строительстве мощного атомного ледокола для Арктики. Постановление готовилось по предложению физика, академика АН СССР Анатолия Александрова, физика, «отца» советской атомной бомбы Игоря Курчатова и руководителей отечественной промышленности.

24 августа 1956 года состоялась закладка атомного ледокола на стапеле (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду – прим. ред.) Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1957 года ледокол, получивший имя «Ленин», был спущен на воду у стенки завода, где и достраивался. Это был смелый проект. Одновременно во многих государствах велись разработки атомных судов. Но строились лишь два: советский атомный ледокол «Ленин» и грузопассажирское судно «Саванна» в США, причем строительство атомного ледокола шло со значительным опережением по сравнению с американским судном.

«В начале августа 1959 года на Адмиралтейский завод прибыл адмирал (американского флота — прим. ред.) Хайман Риковер, который хотел составить собственное представление об уровне технологии наших реакторных установок, — писал Пологих. — Проявив изрядную настойчивость, он добился того, чтобы ему показали всю атомную установку ледокола. Он ее инспектировал в течение двух часов. Впоследствии Риковер писал: „Мне показали все, что я хотел“. Позднее, выступая в сенатском комитете, он отмечал, что американцы далеко впереди в строительстве кораблей и надо бы форсировать строительство надводного атомного судна „Саванна“, чтобы и здесь опередить нас. „Саванна“ была спущена на воду 21 июля 1959 года, и адмирал надеялся, что она выйдет в море раньше ледокола „Ленин“».

Корпус корабля собирался из отдельных секций, которые изготавливались из специальной высокопрочной стали. Длина корпуса — 136 метров, ширина в средней части — 27 метров. На ледоколе оборудовали 12 палуб, столовая и более тысячи помещений. Отметим, что экипажу создали хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Например, в медсанчасти для моряков были оборудованы операционные, лаборатории, рентген- и стоматологические кабинеты.

Ледокол «Ленин» был передан Министерству морского флота СССР как заказчику 3 декабря 1959 года. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность.

Мой предыдущий пост по теме радиации
Последствия радиационного облучения. СССР, 1987 г

И когда на море качка …⁠ ⁠

Как работает система стабилизации корабля.

Кораблик⁠ ⁠


Стая скворцов решила передохнуть на голландской рыбацкой лодке во время пересечения Северного моря⁠ ⁠


Прощание⁠ ⁠

Прощание Корабль, Любовь, Прощание, Интересное, Флот, Поцелуй


Бриг «Россия», главный символ «Алых парусов» – невероятно красивый парусник в лучах закатного солнца⁠ ⁠

Алые паруса 2021 – как выглядит двухмачтовый бриг «Россия» в свете закатных лучей в преддверии праздника!

Бриг «Россия», главный символ «Алых парусов» – невероятно красивый парусник в лучах закатного солнца Россия, Санкт-Петербург, Путешествия, Туризм, Интересное, Праздники, Достопримечательности, Алые паруса, Петропавловская крепость, Корабль, Бриг, Бриг Россия, Фотография, Закат, Вода, Красота, Город

Уступи дорогу дураку и рыбаку (с)⁠ ⁠

О размагничивании кораблей или - что это и зачем⁠ ⁠

О размагничивании кораблей или - что это и зачем Размагничивание, Физика, Флот, Корабль, Длиннопост

На фото - судно размагничивания СР-111 под бортом БПК "Адмирал Виноградов"

В процессе своей постройки и эксплуатации корпус корабля постоянно подвергается воздействию различных электромагнитных излучений, как от собственного оборудования, так и под воздействием сторонних электромагнитных полей. Постепенно собственное магнитное поле корабля становится все более заметным, становясь объектом внимания как магнитных систем наведения и инициации (например, донных морских мин), так и других, не менее зловредных систем. Собственному оборудованию корабля магнитные поля также мешают. Для уменьшения магнитных полей корабля его систематически подвергают процедуре размагничивания.

"Размагничивание корабля - это процесс искусственного уменьшения его магнитного поля. Магнитное поле корабля - это физическое поле, то есть область пространства, прилегающая к корпусу корабля, в котором проявляются физические свойства корабля как материального объекта. Основные виды физических полей корабля: гравитационное, акустическое, тепловое (инфракрасное), гидродинамическое, электромагнитное, магнитное и электрическое поле корабля. Физические поля корабля взаимодействуют с соответствующим физическим полем Мирового океана и прилегающего воздушного пространства, поэтому оставляют след и могут быть обнаружены на расстоянии чуткими приборами." (С)

Размагничивание корабля производят с помощью системы обмоток - контуров, питаемых электрическим током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО) корабля, при этом создаётся магнитное поле, обратное по знаку магнитному полю корабля. Размагничивание производится двумя различными методами – безобмоточным и обмоточным, но эти названия условные, так как размагничивание кораблей как одним, так и другим методом выполняют с помощью обмоток, питаемых током. В первом случае, обмотки накладывают на корпус судна временно, лишь на период размагничивания, или же вообще располагают вне судна, а по второму способу размагничивания обмотки устанавливают стационарно в корпусе корабля при его изготовлении и включают их на время следования по опасным районам.

Безобмоточное размагничивание (БР) осуществляется путём воздействия на корабль временно создаваемых магнитных полей двумя способами: с помощью временно накладываемых на корабль электрических обмоток и с помощью контуров, обтекаемых током, уложенных на грунте, на дне специальных акваторий - полигонов БР. При безобмоточном размагничивании корпус корабля подвергается воздействию затухающего переменного и постоянного магнитных полей, либо кратковременному воздействию только постоянного магнитного поля.

При продольном размагничивании весь корпус корабля параллельно ватерлинии окружается кабелем, по которому пропускается ток такой величины, чтобы созданное электромагнитное поле обратного знака превышало собственное магнитное поле корпуса корабля в 2-3 раза. Через несколько секунд ток в обмотке выключается и происходит «опрокидывание» магнитного поля корабля. После этого проводится "операция компенсации", то есть опять в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его магнитное поле корабля возможно больше приближалось к нулю. Таким образом, магнитное поле корабля не будет воздействовать на детонаторы вражеских магнитных мин и магнитных торпед.

Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков кабелей, подключаемых к источникам питания специальных судов размагничивания. При продольном размагничивании корабль по всей длине обматывается несколькими витками кабелей, как катушка, и корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. При подачи тока в эту обмотку-соленоид возникает объёмное магнитное поле, действующее по оси соленоида, которое размагничивает корабль. При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка кабелей по бортам. В результате по всем направлениям добиваются нулевых значений измерений магнитного поля корабля.

Заводить и обматывать корабль вдоль и вокруг корпуса тяжелыми многожильными медными кабелями в толстой изоляции - это очень тяжёлый труд, на который уходит много сил и времени, но это крайне необходимо, так как обеспечивает безопасность кораблю и точность навигации - определения местоположения корабля в окружающем пространстве Земли. Поэтому одновременно с обмоткой корабля кабелем осуществляется безобмоточное размагничивание на специальной станции, на которой обмотки (кабель) уложены определённым образом на грунте акватории завода-изготовителя корабля.

Контуры кабелей СБР (станции безобмоточного размагничивания), уложенные на грунте, имеют форму петли. Поэтому такие станции ещё называют "петлевые станции безобмоточного размагничивания" (ПСБР). Акватория ПСБР ограждается буями или вехами и здесь имеются бочки для швартовки кораблей и судов. Через первый контур пропускают постоянный ток, а через второй - переменный ток частотой 1 Гц. Переменное магнитное поле устраняет все необратимые явления, возникающие при намагничивании в постоянном магнитном поле контура постоянного тока. Размагничивание на ПСБР осуществляется путём пропускания соответствующих токов по контурам (донным кабелям) в тот момент, когда корабль стоит над ними. Управление режимом тока и снятие показаний магнитометрической аппаратуры осуществляется дистанционно с берегового пульта.

Фото моё. Текст - частично заимствованный, частично свой. Тапками не кидать, я в размагничивании не специалист. Будет что дополнить по теме - вилькоммен.

искусственное изменение магнитного поля корабля с целью понижения вероятности его подрыва на магнитных и магнитно-индукционных минах. Р. к. достигается с помощью стационарных размагничивающих устройств (РУ), основным элементом которых являются специальные обмотки, монтируемые непосредственно на корабле и предназначенные для компенсации его магнитного поля. Корабли и суда, не имеющие РУ, проходят периодическое размагничивание на стационарных или подвижных станциях безобмоточного размагничивания, где после воздействия размагничивающего внешнего магнитного поля собственное магнитное поле корабля снижается до необходимого уровня.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Размагничивание корабля" в других словарях:

Размагничивание корабля — уменьшение напряженности магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида размагничивания корабля обмоточное (на корабле монтируют в различных плоскостях несколько кабельных… … Морской словарь

Размагничивание корабля — уменьшение напряжённости магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида Р. к. обмоточное (внутри корпуса корабля монтируют кабельные обмотки, по которым пропускается постоянный… … Словарь военных терминов

Магнетизм корабля — намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют… … Морской словарь

Противоминная защита корабля — комплекс конструктивных мер и технических средств, снижающих степень поражения корабля минным оружием. Включает: конструктивную защиту корабля; технические средства для снижения интенсивности физических полей (уменьшение шумно сти,… … Словарь военных терминов

Противоминная оборона — совокупность мероприятий по предохранению кораблей от подрыва на морских и речных минах. Основным средством П. о. служит траление мин в сочетании с рядом вспомогательных средств. Из них особое значение имеют: наблюдение, организуемое на… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

ГОСТ 23612-79: Магнетизм судовой. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23612 79: Магнетизм судовой. Термины и определения оригинал документа: 10. Девиация геомагнитного поля на судне Девиация Е. Deviation F. Déviation D. Deviation Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Л-5 — «Чартист» История корабля Государство флага … Википедия

Филадельфийский эксперимент — Эта статья о современной городской легенде. О фильме 1984 года см. Филадельфийский эксперимент (фильм); о фильме 1993 года см. Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) … Википедия

Азов (монитор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азов (значения). «Азов» Ion C. Bratianu Служба … Википедия

Эксперимент Филадельфия — Эсминец «Элдридж» Филадельфийский эксперимент (англ. Philadelphia Experiment) эксперимент, возможно проведённый ВМC США 28 октября 1943 года, во время которого исчез, а затем мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров… … Википедия

уменьшение напряженности магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида размагничивания корабля - обмоточное (на корабле монтируют в различных плоскостях несколько кабельных обмоток, по которым пропускают постоянный электрический ток, создающий магнитное поле для нейтрализации благодаря противоположной направленности магнитного поля корабля) и безобмоточное (корабль подвергают воздействию внешнего магнитного поля, создаваемого в обмотках, временно накладываемых на корпус или уложенных на грунт).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "Размагничивание корабля" в других словарях:

Размагничивание корабля — искусственное изменение магнитного поля корабля с целью понижения вероятности его подрыва на магнитных и магнитно индукционных минах. Р. к. достигается с помощью стационарных размагничивающих устройств (РУ), основным элементом которых… … Большая советская энциклопедия

Размагничивание корабля — уменьшение напряжённости магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида Р. к. обмоточное (внутри корпуса корабля монтируют кабельные обмотки, по которым пропускается постоянный… … Словарь военных терминов

Магнетизм корабля — намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют… … Морской словарь

Противоминная защита корабля — комплекс конструктивных мер и технических средств, снижающих степень поражения корабля минным оружием. Включает: конструктивную защиту корабля; технические средства для снижения интенсивности физических полей (уменьшение шумно сти,… … Словарь военных терминов

Противоминная оборона — совокупность мероприятий по предохранению кораблей от подрыва на морских и речных минах. Основным средством П. о. служит траление мин в сочетании с рядом вспомогательных средств. Из них особое значение имеют: наблюдение, организуемое на… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

ГОСТ 23612-79: Магнетизм судовой. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23612 79: Магнетизм судовой. Термины и определения оригинал документа: 10. Девиация геомагнитного поля на судне Девиация Е. Deviation F. Déviation D. Deviation Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Л-5 — «Чартист» История корабля Государство флага … Википедия

Филадельфийский эксперимент — Эта статья о современной городской легенде. О фильме 1984 года см. Филадельфийский эксперимент (фильм); о фильме 1993 года см. Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) … Википедия

Азов (монитор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азов (значения). «Азов» Ion C. Bratianu Служба … Википедия

Эксперимент Филадельфия — Эсминец «Элдридж» Филадельфийский эксперимент (англ. Philadelphia Experiment) эксперимент, возможно проведённый ВМC США 28 октября 1943 года, во время которого исчез, а затем мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: