Что такое рабочие группы в судах

Обновлено: 18.04.2024

Президент России подписал Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чем суть документа?

В ГПК РФ и АПК РФ внесены существенные корректировки, касающиеся групповых исков. Стоит отметить, что для гражданского процесса это совершенно новый институт. Закон вводит в ГПК РФ новую главу 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Арбитражный процесс ранее уже предусматривал возможность подачи таких исков, однако рассматриваемым законом в этот механизм внесены важные уточнения.

Зачем потребовались такие поправки?

Закон призван усовершенствовать правовое регулирование судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. По сути, речь идёт о том, чтобы усилить гарантии защиты наших граждан в различных спорах. Это могут быть споры, связанные с нарушением прав потребителей, возмещением вреда, нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и пр. Поскольку аналогичный правовой институт уже в течение нескольких лет успешно применяется в арбитражном процессе, новым законом вводится единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Нововведение позволит унифицировать процессуальный порядок рассмотрения подобных дел, что должно способствовать формированию единообразной судебной практики.

Какие условия должны выполняться для подачи группового иска по ГПК РФ?

Гражданин или организация смогут обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии совокупности следующих условий:

  • имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;
  • предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
  • в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
  • использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Какова должна быть численность группы, чтобы суд принял дело к рассмотрению?

Рассмотрение «группового» дела по ГПК РФ допускается в случае, если ко дню обращения в суд к иску присоединились не менее двадцати лиц — членов группы лиц. В АПК РФ численность группы лиц должна составлять не менее 5 лиц.

Кто будет вести дело о защите прав и законных интересов группы лиц?

Вести групповое дело будет конкретное лицо, которое укажут в исковом заявлении. Оно должно быть членом данной группы лиц (с некоторыми исключениями). В общем случае этот «ведущий» наделён всеми процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате судебных расходов. За различные нарушения суд может наложить на «ведущего» судебный штраф. Также суд может прекратить его полномочия, если «ведущий» сам откажется от иска или если того потребует большинство группы.

Можно ли заменить лицо, ведущее дело в интересах группы лиц?

Да, можно. Замена лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, допускается в случае прекращения его полномочий по причинам, о которых сказано выше.

А имеют ли какие-либо права рядовые члены группы?

  • знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;
  • ходатайствовать в суде о замене «ведущего»;
  • присутствовать в судебном заседании, в том числе если оно объявлено закрытым;
  • отказаться от поданного заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

В какой срок будет рассмотрено групповое дело по ГПК РФ?

Дело о защите прав и законных интересов группы лиц суд рассмотрит в срок, не превышающий восьми месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Какие поправки внесены в АПК РФ?

Изменения, внесённые в АПК РФ, направлены на унификацию гражданского и арбитражного процессов в части рассматриваемой категории споров, поэтому многие поправки аналогичны тем, что были внесены в ГПК РФ.

К примеру, введена новая статья 225.10-1, предусматривающая наличие лица, которому должно быть поручено ведение соответствующего дела в интересах группы лиц (по аналогии с гражданским процессом). Этот «ведущий» также пользуется всеми процессуальными правами и несёт обязанности истца, в том числе по уплате судебных расходов.

Евгений Гущин

Если кому интересно то что реально происходит в Исправительной системе можете посмотреть вот это официальное видео людей которые боряться с произволом в тюрьмах

Евгений Гущин

DELETED

Рыба гниёт с головы. Безусловно что органы выбивают показания также как и преступники хотят его избежать, но посмотрите на недавние события в стране. Не один участник дела оборон сервиса не получил больше 5ки, а главный вдохновитель и организатор вообще отделался лёгким испугом - Мол я не, я корова не моя.
Показать полностью. Если даже он не о чем не подозревал, то как минимум является не компетентным если слабоумным, а значит не имеет права занимать такие посты. Вот если кто нибудь устроит дтп (не бай бог) и после скажет, что это случилось из-за того, что он не знал правил, то что будет?! Его отпустят, простят?! А здесь прокатило - почему то! И потом украсть миллиарды и отделаться пятёркой это нормально, а пойдите украдите в магните батон или упаси бог колбасу, думаете пятёркой отделаетесь?! При мне, пару лет назад, мужику в Ленте менты руку сломали, только за то, что ручки которые он купил в ларьке до ленты, запищали на выходе (такие же в Ленте продавались). Только сначала наряд вызвали, руку сломали, а потом выяснили по штрих кодам, что такой партии в Ленте не было. - Извини мужик, так получилось!)) В США судебная система строилась столетиями при прямом участии народа. Так только так и ни как иначе. А мы хотим просто силой мысли её родимую организовать - не выйдет. Всё в жизни требует жертв и судебная система не исключение. Вот случай подруга рассказывала. 500 летие пожарной службы города Милана. Мэр по случаю сделал для пожарных праздник - парад и выдал в честь юбилея каждому пожарному по 50 евро. Идёт парад, а за ним тут же выстраивается демонстрация не довольных бюджетников. Медики, учителя, полицейские и тд. - Мы что не люди, не будем работать пока по 50 евро не дадут и дал, а куда деваться. Я ни кого не призываю на баррикады, тем более знаю ни кто и не пойдёт. Я просто хочу сказать, что пока не постучишься ни кто и не откроет. Всё работает значит идёт как нужно, а пара не довольных на кухне втихаря говорящих гадости про правительство всегда были и будут.

Алексей Механошин

Алексей, "Рыба гниёт с головы" - это красивая фраза, не имеющая ничего общего с реальностью. Рыба, как и любое позвоночное, гниёт с кишечника.

Виктор Фролов

Евгений, уж надцать лет защиту осуществляю от дознания до приговоров и, если уж говорить о нензаконности и кривосудии, согласиться полностью не могу. То что наказание, как правило, не соответствует виновности содеяного большая доля правды имеется.
Касательно системы УИН - сие тема другая.

DELETED

Господи! Тема была о системе правосудия каким образом она съехала к биологии?! Дорогой Алексей вы надеюсь прочли не только первое моё предложение?!

II. Порядок образования и деятельности рабочих групп

по подготовке законопроектов

13. В целях подготовки законопроектов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства, как правило, образуются рабочие группы (далее - рабочая группа). Перечень законопроектов, по которым должны быть образованы рабочие группы, утверждается Комиссией.

14. Рабочая группа образуется в целях разработки законопроекта, согласования его с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участия в рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания (включая экспертно-правовое сопровождение), разработки проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию в связи с данным законопроектом (далее - нормативные правовые акты, необходимые для реализации соответствующего федерального закона), а также выработки предложений по его совершенствованию.

15. В состав рабочей группы включаются представители федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (в обязательном порядке - заместители руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и (или) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, отвечающих за соответствующее направление деятельности), при необходимости представители палат Федерального Собрания и их аппаратов, сотрудники Аппарата Правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, а также представители научно-исследовательских, общественных и иных организаций.

16. Согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложения по составу рабочей группы представляются в Комиссию руководителем федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту или статс-секретарем - заместителем руководителя этого федерального органа исполнительной власти в течение 30 дней со дня утверждения перечня законопроектов, по которым образуются рабочие группы.

Решения об образовании рабочей группы и утверждении ее состава принимаются на заседании Комиссии.

Рабочую группу возглавляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту. Руководитель рабочей группы утверждает порядок и план работы рабочей группы и несет персональную ответственность за своевременную подготовку законопроекта.

По письменному представлению руководителя рабочей группы члены рабочей группы - государственные служащие федеральных органов исполнительной власти по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти освобождаются от выполнения иных должностных обязанностей по месту службы на период, определенный в соответствии с планом работы рабочей группы.

17. Рабочая группа:

а) обеспечивает подготовку законопроекта;

б) содействует согласованию законопроекта в установленном порядке с заинтересованными государственными органами;

в) инициирует на любом этапе подготовки законопроекта его рассмотрение у руководителя федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя по законопроекту, Заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) в целях урегулирования разногласий, возникающих в процессе деятельности рабочей группы, а также принятия решений концептуального характера;

г) представляет законопроект на заседаниях Комиссии и Правительства;

д) обеспечивает экспертно-правовое сопровождение законопроекта при его рассмотрении палатами Федерального Собрания, в том числе присутствует на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания, принимает в установленном порядке участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и в других проводимых палатами Федерального Собрания мероприятиях, связанных с рассмотрением подготовленного рабочей группой законопроекта;

е) участвует в выработке позиции Правительства по поправкам, предлагаемым субъектами права законодательной инициативы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении;

ж) участвует в подготовке проектов федеральных законов, подлежащих принятию в связи с данным законопроектом;

з) участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона;

и) вырабатывает предложения по совершенствованию положений федерального закона, подготовку проекта которого она осуществляла;

к) участвует в рассмотрении поступивших в Правительство законопроектов о внесении изменений в федеральный закон, подготовку проекта которого она осуществляла;

л) представляет отчеты о ходе работы по подготовке законопроекта, а также проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона.

18. Члены рабочей группы указываются в качестве разработчиков на титульном листе законопроекта.

19. Рабочая группа обеспечивает подготовку законопроекта и иных материалов в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременности принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, рабочая группа предусматривает в перечне таких актов сроки подготовки их проектов с учетом предполагаемых сроков вступления в силу соответствующего федерального закона.

20. На заседаниях Комиссии регулярно заслушиваются отчеты рабочих групп о ходе работы над законопроектами и проектами нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующих федеральных законов.

21. По решению Комиссии подготовленный рабочей группой законопроект может быть внесен в Государственную Думу иным субъектом права законодательной инициативы.

22. После вступления в силу федерального закона рабочая группа участвует в осуществлении мониторинга его реализации, включающего в себя анализ информации о принятии необходимых для его реализации актов федеральных органов исполнительной власти. При необходимости рабочая группа готовит предложения о внесении изменений в федеральный закон с учетом практики его применения.

23. Контроль за соблюдением сроков подготовки законопроектов, а также проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для реализации федерального закона, осуществляют структурные подразделения Аппарата Правительства, к сфере ведения которых относятся вопросы, затрагиваемые в соответствующем законопроекте.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2020 N 1301)

(см. текст в предыдущей редакции)

Координацию деятельности рабочих групп осуществляет Департамент сопровождения законопроектной деятельности Правительства.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.08.2018 N 954, от 29.08.2020 N 1301)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет федеральный орган исполнительной власти либо организация - головной исполнитель по законопроекту, а также Аппарат Правительства.

СОВМЕСТНЫХ ЗАСЕДАНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО

СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Регламент определяет порядок созыва и проведения совместных заседаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - совместные заседания Пленумов), принятия Пленумами соответствующих постановлений.

2. Совместные заседания Пленумов проводятся в целях:

- обеспечения единообразного применения норм материального и процессуального закона и иных нормативных правовых актов, применяемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

- установления единообразной судебной практики по отдельным категориям дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью этих дел;

- разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

- решения вопросов о совместном использовании права законодательной инициативы Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - Суд, Суды) по вопросам их ведения;

- решения вопросов о совместных обращениях Судов в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

- решения других вопросов, направленных на улучшение взаимодействия между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

3. Совместные заседания Пленумов проводятся по инициативе Председателей Судов и по достижении предварительной договоренности между ними о содержании вопроса, выносимого на заседание, дате, времени и месте его проведения.

4. Согласованные вопросы (пункт 3) утверждаются в каждом Суде в общем порядке, предусмотренном для созыва Пленума этого Суда. Одновременно решаются вопросы утверждения содокладчика от соответствующего Суда и состава рабочей группы этого Суда, создаваемой для изучения вопроса, выносимого на совместное заседание Пленумов, и для подготовки проекта постановления Пленумов.

5. Подготовка материалов для совместного заседания Пленумов проводится общей рабочей группой, состоящей из рабочих групп двух Судов.

Председатели рабочих групп Судов являются сопредседателями общей рабочей группы, они поочередно председательствуют на ее заседаниях.

Состав общей рабочей группы не ограничивается какой-либо численностью и определяется только количественным составом двух рабочих групп Судов.

6. Сопредседатели общей рабочей группы по договоренности между собой вправе привлекать к разработке изучаемых вопросов судей Судов, не являющихся членами общей рабочей группы, членов научно-консультативных советов при Судах, других специалистов, приглашать их с правом совещательного голоса на заседания общей рабочей группы.

7. Распределение между рабочими группами Судов конкретных обязанностей и объемов работы по изучению вопроса, выносимого на совместное заседание Пленумов, подготовке проекта постановления Пленумов и других рабочих материалов проводится решением общей рабочей группы.

8. Если вопрос, выносимый на совместное заседание Пленумов, и проект соответствующего постановления Пленумов был подготовлен одним из Судов, доработка представленных в общую рабочую группу материалов проводится в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

9. Всю свою деятельность общая рабочая группа строит на основе поиска и достижения единого взаимоприемлемого решения обсуждаемых проблем.

Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовали все присутствовавшие на заседании члены общей рабочей группы.

10. В случае выявления различных мнений по принципиальным вопросам обсуждение и голосование проводится в рабочих группах Судов.

Если рабочими группами Судов по одному и тому же вопросу приняты различные решения, обе предлагаемые формулировки включаются в проект подготовленного общей рабочей группой документа.

11. Подготовленные и принятые документы изготавливаются в двух экземплярах, подписываются сопредседателями общей рабочей группы, передаются в Суды, где тиражируются и раздаются членам Пленума каждого Суда в установленном для таких случаев порядке.

12. Совместные заседания Пленумов проводятся поочередно в помещениях каждого Суда. Принимающий Суд организует техническое обеспечение проведения заседаний.

13. Совместное заседание Пленумов признается состоявшимся при наличии кворума, необходимого в соответствии с общими правилами каждого Суда для проведения заседания Пленума.

14. Председательствуют на совместном заседании Пленумов Председатели каждого из Судов поочередно. Открывает заседание Председатель Суда, в помещении которого проводится заседание.

15. Председательствующий при наличии кворума Пленума каждого Суда объявляет об открытии совместного заседания Пленумов и ставит на голосование (пункт 17) предложения о повестке заседания и регламенте работы.

16. С момента начала работы совместного заседания Пленумов рабочие группы Пленумов и общая рабочая группа действуют без изменения своих составов вплоть до образования редакционных комиссий Пленумов и объединенной редакционной комиссии, если возникнет необходимость в их образовании, а в случае выявившихся разногласий - до образования согласительной комиссии (пункт 30).

17. Голосование по вопросам, указанным в пунктах 15, 23, 24, 26, 27, 34 настоящего Регламента, проводится составом Пленума каждого Суда отдельно.

Решение Пленума каждого Суда по вопросу, поставленному на голосование, считается принятым по общим правилам, установленным в каждом Суде для принятия решений его Пленумом.

Решение совместного заседания Пленумов считается принятым, если оно принято каждым Пленумом Суда.

18. После утверждения процедурных вопросов (пункт 15) председательствующий предоставляет слово содокладчикам от каждого Суда.

После завершения докладов члены Пленумов с разрешения председательствующего могут задавать содокладчикам вопросы.

19. Установив, что у членов Пленумов вопросов к содокладчикам больше не имеется, председательствующий объявляет о переходе к обсуждению проекта постановления Пленумов.

20. Все члены Пленумов, изъявившие как до начала совместного заседания, так и в ходе заседания желание выступить, регистрируются в порядке поступления заявок в двух списках для выступлений - каждый для членов Пленума соответствующего Суда.

Слово для выступления предоставляется без соблюдения принципа паритетности, но поочередно членам Пленумов, занесенным в каждый список.

21. Все предложения о внесении изменений и дополнений в текст проекта постановления Пленумов, розданный членам Пленумов до начала совместного заседания, готовятся выступающими в письменной форме в виде конкретных формулировок и передаются после выступления председательствующему, который незамедлительно направляет их в общую рабочую группу. Такие поправки выступающие могут передавать в общую рабочую группу еще до начала совместного заседания.

22. В ходе совместного заседания Пленумов общая рабочая группа анализирует поступающие предложения о внесении конкретных изменений и дополнений в проект постановления Пленумов (пункт 21) и принимает по ним решения в порядке, предусмотренном пунктами 9 и 10 настоящего Регламента.

23. Установив, что желающих выступать по рассматриваемому вопросу больше не имеется, председательствующий вносит предложение о прекращении обсуждения проекта постановления Пленумов, которое голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

24. После прекращения обсуждения сопредседатели совместного заседания Пленумов рассматривают вопрос о необходимости образования редакционных комиссий Пленумов и объединенной редакционной комиссии. Если образование таких комиссий будет признано необходимым, каждый Пленум избирает свою редакционную комиссию, обе комиссии составляют объединенную редакционную комиссию, которая действует в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для деятельности общей рабочей группы (пункты 5 - 10).

В зависимости от того, будет ли образована объединенная редакционная комиссия или свою деятельность продолжит общая рабочая группа, сопредседатели совместного заседания Пленумов выясняют у сопредседателей названных комиссии или группы их мнение о времени, требуемом для доработки проекта постановления Пленумов, и о возможности проведения обсуждения доработанного текста без раздачи членам Пленумов нового текста проекта постановления Пленумов и необходимых справочных материалов.

Исходя из результатов состоявшегося обмена мнениями, о содержании которого информируются члены Пленумов, председательствующий вносит на рассмотрение совместного заседания Пленумов одно из следующих предложений:

- объявить перерыв для работы общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии), после чего приступить к принятию постановления Пленумов;

- перенести окончание заседания в целях предоставления названной группе (комиссии) времени, необходимого для доработки проекта постановления Пленумов с учетом внесенных предложений; при этом может быть принято решение о дате нового заседания, а также о наиболее целесообразной процедуре принятия постановления Пленумов - на совместном заседании Пленумов или на отдельных заседаниях каждого Пленума.

Голосование по внесенному предложению проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

25. Доработанный текст проекта постановления Пленумов общая рабочая группа (объединенная редакционная комиссия) передает Председателям Судов, которые вносят его на рассмотрение Пленумов.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 24 настоящего Регламента, по решению общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии) членам Пленума могут быть розданы дополнительные материалы (новая редакция проекта постановления, сравнительная таблица предыдущего и нового текстов проекта, перечень учтенных и неучтенных замечаний, другие материалы).

При обсуждении доработанного текста постановления на раздельных заседаниях Пленумов в каждом таком заседании должны участвовать члены общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии) и давать необходимые пояснения.

26. Установив, что вопросов к сопредседателям группы (комиссии) не имеется, председательствующий вносит предложение о прекращении обсуждения и переходе к принятию постановления Пленумов, которое голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

27. Принятие постановления Пленумов на совместном заседании Пленумов проводится в следующем порядке.

1. По предложению председательствующего решается вопрос о принятии проекта постановления, доработанного общей рабочей группой (объединенной редакционной комиссией), за основу; голосование проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

2. В порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящего Регламента, председательствующий предоставляет слово членам Пленумов для предложений о внесении изменений или дополнений в текст доработанного проекта постановления; при этом выступающий должен дать формулировку своей поправки и обосновать ее необходимость; каждая поправка голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

3. После завершения рассмотрения всех поправок и принятия по ним соответствующих решений председательствующий вносит предложение о принятии постановления Пленумов в целом с учетом внесенных в его текст изменений и дополнений; постановление Пленумов принимается в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

28. В случае принятия постановления Пленумов на раздельных заседаниях Пленума каждого Суда поправки по тексту проекта постановления, утвержденные в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 настоящего Регламента на заседании Пленума одного из Судов, должны быть в том же порядке рассмотрены и на заседании Пленума другого Суда. Постановление Пленумов считается принятым, если все поправки, принятые Пленумом одного Суда, приняты и Пленумом другого Суда.

29. Если на совместном (пункт 27) или раздельных (пункт 28) заседаниях Пленумов часть поправок, принятых Пленумом одного из Судов, не была принята Пленумом другого Суда, постановление Пленумов считается непринятым. В этом случае выявившиеся разногласия подлежат устранению путем применения согласительных процедур (пункты 30 - 34).

При возникновении указанной выше ситуации окончание совместного заседания Пленумов переносится до завершения работы согласительной комиссии (пункт 30).

30. В случае возникновения разногласий по отдельным вопросам между Пленумами Судов (пункт 29) решениями Председателей Судов или Пленумов Судов создается согласительная комиссия на паритетной основе из равного числа представителей каждого Суда.

Равновеликую часть согласительной комиссии от каждого Суда возглавляет заместитель Председателя Суда, являющийся сопредседателем согласительной комиссии; в состав этой части комиссии должен входить также сопредседатель общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии).

Сопредседатели согласительной комиссии председательствуют на ее заседаниях поочередно.

31. Согласительная комиссия должна найти взаимоприемлемое решение вопросов, вызвавших разногласия между Пленумами Судов, в том числе путем снятия возражений или поправок их авторами, исключения спорных вопросов из проекта постановления, уточнения формулировок. Согласительная комиссия может проводить консультации с Председателями Судов и специалистами.

Решение по каждому вопросу, переданному на рассмотрение согласительной комиссии, принимается путем достижения консенсуса.

32. Если общего согласия между членами согласительной комиссии достигнуть не удается, имеющиеся предложения по разрешению спорного вопроса ставятся на голосование в частях названной комиссии, представляющих каждый Суд.

Первоначально голосование проводится в той части согласительной комиссии, член которой имеет мнение по обсуждаемому вопросу, отличное от мнений других членов. Если особое мнение члена согласительной комиссии было поддержано частью, представляющей его Суд, это предложение голосуется также и в той части комиссии, которая представляет другой Суд. Если и другая часть согласительной комиссии поддержит особое мнение, оно считается принятым. Если по рассматриваемому согласительной комиссией вопросу имеется несколько мнений, не нашедших всеобщей поддержки, каждое такое мнение голосуется в указанном выше порядке.

По результатам проделанной работы согласительная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами, в том числе и теми, чьи предложения не были приняты.

В протоколе формулируются предложения названной комиссии по разрешению каждого вопроса, переданного на ее рассмотрение.

Если по какому-либо вопросу не удалось найти взаимоприемлемого решения, что установлено проведенным голосованием, в результате которого части комиссии, представляющие разные Суды, высказались за различные предложения, эти предложения также включаются в протокол.

Протокол составляется в двух экземплярах и передается Председателям Судов.

33. Если согласительная комиссия не смогла найти взаимоприемлемого решения хотя бы по одному из вопросов, переданных на ее рассмотрение, дальнейшая ее работа над проектом постановления Пленумов прекращается.

34. Протокол согласительной комиссии, в котором нашли разрешение все спорные вопросы, выносится на рассмотрение совместного заседания Пленумов либо на рассмотрение Пленума каждого из Судов.

Рекомендации согласительной комиссии по разрешению возникших расхождений докладываются одним из ее членов, уполномоченных комиссией выступить с таким докладом, после чего докладчик отвечает на вопросы членов Пленумов.

Затем проводится голосование отдельно по каждому из вопросов, переданных на рассмотрение согласительной комиссии. Голосуются только предложения комиссии. Голосование проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.

Постановление Пленумов считается принятым в целом, если каждым Пленумом приняты все предложения согласительной комиссии.

Если одним Пленумом не было принято хотя бы одно предложение, представленное согласительной комиссией, проект постановления Пленумов считается либо непринятым, либо принятым в части, принятой каждым Пленумом.

35. На совместных заседаниях Пленумов по приглашению Председателей Судов могут присутствовать другие лица, в том числе представители средств массовой информации.

36. Официальный текст принятого постановления Пленумов составляется в двух экземплярах (по одному для каждого Суда), визируется сопредседателями общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии), а в случае образования согласительной комиссии - также и ее сопредседателями, подписывается в установленном порядке Председателями Судов и секретарями Пленумов Судов.

Датой принятия постановления Пленумов считается дата голосования, проведенного на совместном заседании Пленумов, либо наиболее поздняя дата голосования на заседании Пленума одного из Судов, если оно проводилось раздельно.

37. Официальный текст постановления Пленумов публикуется каждым Судом в общем порядке.

(введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 191-ФЗ)

1. В исковом заявлении, поданном в защиту прав и законных интересов группы лиц, должно быть указано лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы лиц (далее в настоящей главе - лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц).

Лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, должно быть членом данной группы лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 244.20 настоящего Кодекса.

Лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, действует от имени группы лиц без доверенности на основании указанного в части шестой статьи 244.20 настоящего Кодекса заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

2. Если иное не предусмотрено соглашением о порядке осуществления прав и обязанностей группы лиц (статья 244.27 настоящего Кодекса), лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате судебных расходов. Такое лицо обязано добросовестно защищать права и законные интересы группы лиц. Если иное не предусмотрено соглашением группы лиц, лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, вправе поручить ведение дела представителю.

3. Суд вправе наложить судебный штраф на лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами или в случае невыполнения им своих процессуальных обязанностей независимо от поручения ведения дела представителю. Штраф может быть наложен в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.

4. Полномочия лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, прекращаются судом:

1) в случае отказа лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, от иска;

2) по требованию большинства лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, в случае обнаружения неспособности лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, к ведению дела, в том числе в случае длительного отсутствия ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе или нахождения в служебной командировке, либо при наличии обоснованных сомнений в ведении им дела разумно и добросовестно в интересах группы лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: