Что такое приказной судья в истории

Обновлено: 27.03.2024

ПРИКАЗНЫ́Е ЛЮ́ДИ, в Рос­сии в 16 – 1-й четв. 18 вв. долж­но­ст­ные ли­ца при­ка­зов и при­каз­ных изб . П. л. ста­но­ви­лись пре­им. слу­жи­лые лю­ди «по оте­че­ст­ву» и «по при­бо­ру», де­ти свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей и са­мих П. л., по­сад­ские лю­ди . Дья­ки за­ни­ма­ли ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти в центр. и ме­ст­ном гос. ап­па­ра­те (как пра­ви­ло, воз­глав­ля­ли струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния при­ка­зов – «сто­лы» или «по­вы­тья», ре­же – са­ми при­ка­зы и при­каз­ные из­бы). Дья­ки не­сли осн. от­вет­ст­вен­ность за те­ку­щее со­стоя­ние дел этих уч­ре­ж­де­ний, го­то­ви­ли их ре­ше­ния, кон­тро­ли­ро­ва­ли де­ло­про­из­вод­ст­во, под­пи­сы­ва­ли при­ход­но-рас­ход­ную до­ку­мен­та­цию, уча­ст­во­ва­ли в осу­ще­ст­в­ле­нии при­каз­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва. Дья­ки мог­ли быть по­жа­ло­ва­ны дум­ным чи­ном и вой­ти в со­став Бо­яр­ской ду­мы , где вы­сту­па­ли док­лад­чи­ка­ми по де­лам при­ка­зов, за­пи­сы­ва­ли и фор­му­ли­ро­ва­ли цар­ские ука­зы и бо­яр­ские при­го­во­ры. Дум­ные дья­ки ог­ла­ша­ли цар­ские ука­зы (о по­вы­ше­нии в чи­не, на­зна­че­нии на долж­но­сти), со­про­во­ж­да­ли ца­рей в па­лом­нич. по­езд­ках, уча­ст­во­ва­ли в ра­бо­те ко­мис­сий по ме­ст­нич. спо­рам. По­дья­чие осу­ще­ст­в­ля­ли пре­им. де­ло­про­из­вод­ст­во, пе­ре­пис­ку с др. уч­ре­ж­де­ния­ми, го­ро­до­вы­ми вое­во­да­ми , хра­ни­ли при­каз­ную каз­ну и ар­хив. В 17 в. в за­ви­си­мо­сти от опы­та и обя­зан­но­стей по­дья­чие де­ли­лись на ряд ка­те­го­рий: «ста­рые» (1-й ста­тьи; обыч­но ру­ко­во­ди­ли ра­бо­той не­сколь­ких «се­ред­них» и/или «мо­лод­ших» по­дья­чих, ве­ли фи­нан­со­вую до­ку­мен­та­цию, мог­ли воз­глав­лять «сто­лы» и «по­вы­тья» при­ка­зов, при­каз­ные из­бы), «се­ред­ние» (2-й ста­тьи; со­став­ля­ли тек­сты до­ку­мен­тов), «мо­лод­шие» (3-й ста­тьи; гл. обр. ко­пи­ро­ва­ли и пе­ре­пи­сы­ва­ли на­бе­ло до­ку­мен­ты). По­дья­чие, по­лу­чив­шие пра­во под­пи­сы­вать ис­хо­дя­щие до­ку­мен­ты или за­ве­рять их под­лин­ность, име­но­ва­лись со­от­вет­ст­вен­но по­дья­чи­ми «с при­пи­сью» и «со спра­вою». В слу­чае об­на­ру­же­ния фи­нан­со­вых зло­упот­реб­ле­ний по­дья­чих дья­ки как не­по­сред­ст­вен­ные на­чаль­ни­ки ви­нов­ных воз­ме­ща­ли каз­не убыт­ки [указ ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 27.6(7.7).1669].

Приказная форма управления - уникальное явление в истории русской государственности. Эта система развивалась на протяжении двух веков и имела важное значение в укреплении русской государственности. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, почему она утратила свое значение – читаем ниже.

Возникновение приказов

Образование приказной системы управления приходится на конец 15-го века. Несогласованность действий местных властей не могла обеспечивать постоянный контроль государства над обширными и отдаленными регионами. Те учреждения, которые уже были сформированы на тот момент, не имели четких функциональных обязанностей. В период разрозненных и нечастых отношений между различными территориями удельных княжеств на короткое время возникали «приказы», иначе называемые «дворами» или «избами». Их функции были заточены на выполнение того или иного распоряжения верховной власти. Обычно князья поручали то или иное распоряжение - «приказ» - своим боярам для выполнения и контроля. Выражение «быть в приказе» в те времена означало ведать непосредственно поручением князя и следить за его выполнением.

чем была вызвана необходимость реформы приказной системы

Обязанности приказов

О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:

- спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;

- входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;

- способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит – понижалась эффективность управления страной.

Это и есть основные причины того, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.

образование приказной системы управления

Первые приказы

Первые учреждения с более-менее четко выраженными государственными обязанностями возникли в середине 16-го века. Приказная система управления в России в конце XV-XVII в. может быть классифицирована по функциональным, территориальным или сословным признакам.

Классификация приказов

В первую категорию можно отнести приказы, ведавшие дворцовыми и финансовыми делами. Это в первую очередь Дворцовый приказ, на котором лежала ответственность за ведение хозяйства князя, он управлял теми землями и людьми, которые отвечали за жизнеобеспечение княжеского дворца. Приказ Большой казны ведал сбором прямых налогов и чеканил монету, Ловчий приказ ведал заповедниками и охотничьими угодьями князя и прочее.

приказная система управления в россии

Вторая категория ведала вопросами военного управления и обеспечения княжеских дружин. Создавались приказы Стрелецкие, Бронные, Пушкарские, Иноземные и другие.

Третья категория приказов специализировалась преимущественно на судебной функции. Поместный приказ занимался имущественными тяжбами, Холопий, Разбойный (позже - Сыскной) ведал тюрьмами и уголовно-полицейскими делами, а Земский приказ осуществлял полицейский и судебный надзор над населением Москвы.

Четвертая группа – органы местной власти. Число областных и территориальных приказов росло вместе с количеством присоединенных к России территорий. Так, возникают четвертичные приказы – Рязанский, Владимирский, Дмитровский, а позже – Сибирский, Малороссийский и прочие.

Пятая категория объединяла специальные органы управления. Например, существовал Каменный приказ, ведавший строительство каменных зданий и сооружений, Ямской, отвечавший за почтовые отправления. С течением времени возникали приказы Книгопечатный, Аптекарский, Посольский и другие.

Шестая группа приказов ведала церковными делами. Сюда можно отнести Монастырский приказ, Патриарший двор и другие.

Между различными приказами отношения формировались стихийно, четкого распределения обязанностей выработано не было. Одни приказы не могла давать указания другим. Чтобы отрегулировать эти отношения, были сформированы объединения приказов, которые можно было разделить на главный приказ и несколько присудов. Так, Посольский приказ к 70-м годам 17-го века начал осуществлять руководство над Малороссийским и Новгородским. Прекращение полномочий того или иного приказа не было окончательным – с течением времени он вполне мог возродиться, как самостоятельное учреждение с определенным набором функций.

 приказная система управления

Финансирование приказов

Приказная система управления финансировалась в основном бессистемно. Для текущих дел финансирование бралось с определенной территории, с которой взимали налоги, для отдельных случаев могли перебрасываться средства с других приказов, или создаваться специальные налоги. Регуляция денежных потоков осуществлялась такими приказами, как Приказ Большой казны, Приказ сбора запросных денег и прочее. Еще одним ответом на вопрос о том, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, станет чрезвычайная запутанность денежных потоков и рассогласованность действий различных приказов.

приказная система управления в россии в конце xv xvii

Петровские реформы

С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.

Приказы - центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи - дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы - общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы - система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы - управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Управление в Российском царстве

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный - сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца - все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий - разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный - содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата - пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Заседание Боярской думы

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более или менее устойчивый штат, характерное делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя - текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.

В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям (приказам), которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (с 70—80-х гг. XVII в. в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой. Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Таким образом, приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.

В целом применительно к приказам и их служащим в XVII столетии следует отметить два переломных момента. Во-первых, 40—50 гг. XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства создавалось общее законодательство, определившее основные стороны функционирования приказных штатов государственных учреждений и утвердившее приказное начало. Законодательство ограничило социальную среду комплектования, ввело «указное число» служащих для каждого учреждения и размеры отпускаемого им содержания, а также установило внутренний распорядок работы центральных учреждений. Во-вторых, 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих. Особая приказная среда в значительной мере воспроизводила себя.

Приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.


Прика́зный [1] (то есть впервые попавший в приказ):

    младшего начальствующего состава в казачьих войскахРусской Императорской Армии
  1. нижний чин для лиц, не проходящих военную службу, в казачьих обществах Российской Федерации

Содержание

История

В казачьих войсках Русской Императорской Армии соответствовало войсковым (корабельным) званиям:

  • пехотного ефрейтора; [1]
  • артиллерийского бомбардир-наводчика;
  • матроса 1-ой статьи.

Знаки различия: галун на обшлагах рукавов, нашивавшимся вплотную к выпушке, а с 1843 года — одна лычка из белого басона поперёк поля погона.

Указом Президента Российской Федерации № 47, от 24 апреля 1998 года установлены следующие составы и чины, для лиц не проходящих военную службу, казачьих обществ Российской Федерации - России:

2. Размеры звезд и нашивок на погонах составляют:

в) ширина размещаемых на погонах узких нашивок - 10 мм.

4. Знаки различия:

п) приказного - погоны с одной узкой поперечной нашивкой;

— Указ Президента Российской Федерации о форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, 9 февраля 2010 г. № 171

Примечание

Литература

Источник

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Приказный" в других словарях:

ПРИКАЗНЫЙ — ПРИКАЗНЫЙ, приказная, приказное. 1. прил. к приказ в 1 знач. (воен.). Соблюдение ставных и приказных требований. 2. прил. к приказ во 2 знач. (ист.). Приказная система управления. «У приказных ворот собирался народ густо.» А.К.Толстой. 3.… … Толковый словарь Ушакова

ПРИКАЗНЫЙ — ПРИКАЗНЫЙ, ая, ое. 1. см. приказ. 2. приказный, ого, муж. Мелкий канцелярский служащий (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

приказный — прил., кол во синонимов: 6 • закапральный (2) • канцелярский (12) • приказывающий … Словарь синонимов

приказный — приказной и приказный. В знач. «относящийся к сущ. «приказ» официальное распоряжение» приказной и устарелое приказный. Приказной тон. В приказном порядке. В знач. «относящийся к сущ. «приказ» (учреждение в русском государстве XVI XVII вв.)… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

приказный — ая, ое. Относящийся к приказу. ► Слуги белку стерегут, Служат ей прислугой разной И приставлен дьяк приказный Строгий счет орехам весть. // Пушкин. Сказка о царе Салтане. // 2. ◘ ПРИКАЗНАЯ ИЗБА; ПРИКАЗНАЯ, ой, ж., в знач. сущ.… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Приказный черту душу заложил. — Приказный черту брат. Приказный черту душу заложил. См. ЗВАНИЯ СОСЛОВИЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

приказный крючок — волокитчик, бумажная душа, чернильная крыса, бюрократ, чернильная душа, чиновник, крапивное семя, канцелярская крыса, приказная строка Словарь русских синонимов. приказный крючок сущ., кол во синонимов: 9 • бумажная душа … Словарь синонимов

ПРИКАЗНЫЙ ДЬЯК — начальник и письмоводитель канцелярии ( дьячей избы ) центральных правительственных и местных учреждений в России XVI начала XVIII вв. См. также Дьяк … Юридический словарь

ПРИКАЗНЫЙ ДЬЯК — должность в приказах Русского государства 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

Приказный проказлив: руки крюки, пальцы грабли, вся подкладка один карман — Приказный проказливъ: руки крюки, пальцы грабли, вся подкладка одинъ карманъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: