Что такое право общество государство

Обновлено: 19.04.2024

В научной литературе можно встретить самые различные представления об обществе. Очень часто этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью.

Общество – это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Человек является первичной клеткой общества. Общество – система взаимосвязей разумных существ.

Первобытное общество долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности.

Исторически первый социальный институт – родовые общины. Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Далее Роды объединяются в более крупные социальные институты – племена. Позднее – возникают религиозные объединения (ордена), торгово-купеческие гильдии.

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупным стало государство.

По мере усложнения общества и развития демократии возникают: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (п/партии) и другие институты.

Общество - в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество - в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.

Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.

Общество определяет содержание права. Общество влияет на его развитие. Право развивается вместе с обществом и не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества.

Право воздействует на общество. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия.

Право удерживает общество от саморазрушения, служит мерой общественной и личной свободы. В границах права люди, их объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему усмотрению.

В расколотом на классы с непримиримыми противоречиями обществе право является выразителем и проводником в жизнь воли властвующей олигархии.

В демократическом обществе роль права возрастает. Благодаря праву народ получает доступ к материальным и духовным благам, к механизмам власти, к законным формам волеизъявления и реализации своих интересов.

Общество, пронизанное правовыми началами, приобретает качество правового.

Общая картина происхождения государства и права дана в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она и сегодня пригодна для чтения, а главу IX «Варварство и цивилизация» следует прочесть особенно внимательно, поскольку там содержатся основополагающие выводы. Сегодня они частично устарели, частично оказались неверными, некоторые дискуссионны. Это и неудивительно. Этнография расширила и углубила свои исследования, дала новый материал, обогативший наши познания. Разве в естественных науках не уточнялись и не развивались соответствующие теории? Кстати, участь критического переосмысления постигла не только марксистскую теорию происхождения государства и права, но не в меньшей степени и другие: теологическую, патриархальную, органическую, психологическую, договорную, теорию насилия.

Следует иметь в виду, что:

1. Марксизм основывался на изучении трех классических форм возникновения государства в Афинах, Риме и у древних германцев. Сегодня одна только Африка дает обильный материал для коррекции идей.

2. В угоду политическим интересам марксизм подчеркивал преимущественно классовый характер государства и права, возводил его в непререкаемую общую закономерность. Между тем так называемый восточный (азиатский) путь формирования государственности показывал, какое огромное значение имели общие интересы, выполнение «общих дел».

3. Тот же азиатский путь свидетельствует о появлении права и государства в рамках и на основе общественной и государственной собственности, в то время как марксисты настаивали на обусловленности государственно-правовых форм частной собственностью.

4. Процессы формирования права серьезно связаны с развитием семейно-брачных отношений, что нашей наукой учитывается еще не в полной мере.

Раскрытие вопросов соотношения общества и государства, общества и права, права и государства требует учесть относительную самостоятельность каждого из них. Особенно это относится к государству.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.

Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие«относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных.Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

1. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.
Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:
1. Отдельные личности.
2. Семьи.
3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).
4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества),обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям
обязательной силы для всего населения.


Любое государство характеризуется целым рядом признаком. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

  1. Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;
  2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;
  3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку.
  4. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи.
  5. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
  6. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.):

  1. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).
Власть – влияние на поведение населения страны.
Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.
Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги.

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.
Различают внутренние и внешние функции.
Внутренние (основные):
1. Политическая (стабильность в обществе).
2. Охранительная (все законы должны выполняться).
3. Экономическая.
4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).
5. Экологическая.
Внешние:
1. Оборона страны от внешнего нападения.
2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма государства включает в себя три элемента:
1. Форма правления (монархия, республика).
2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство).
3. Форма политического режима (демократический, антидемократический ( авторитарное, тоталитарное )).

Монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.

Демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.

Олигархия – власть немногих.

Охлократия – власть толпы.

Аристократия – власть высших слоёв общества.

Тирания – единоличная власть, основанная на насилии.

Республика - выборная власть.

По форме правления мы сегодня выделяем

монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую);

республику (президентскую, парламентскую, смешанную).
Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

2. СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти
Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.
Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Со времен возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Над созданием и развитием учения о правовом государстве трудились античные мыслители (Сократ (IV век до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-323гг. до н.э.)), Джон Локк (1632-1704гг.) и Шарль Монтескье (1689-1775гг.), Иммануил Кант (1724-1804гг.) и Гегель (1770-1831гг.).

Признаки правового государства

  1. Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.
  2. Господство (верховенство) права. Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
  3. Последовательно проведённый принцип разделения властей(исполнительная, законодательная, судебная). Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.
  4. Соблюдение и охрана прав и свобод человека. Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
  5. Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.
  6. Взаимная ответственность государства и гражданина. За нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Для правового государства характерно верховенство права – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

Для правового государства характерна справедливость законов.

Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина.

В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство ограничивает себя комплексом норм . Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

Принцип взаимного контроля – граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Приоритет международного права – законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения: указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы; в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору.

Основные принципы права, на которых строится правовая система правового государства:

1. Общее отношение к праву и закону:

- человек - цель, а не средство достижения цели;

- общество и члены его, подчиняясь закону, используют закон для подчинения властвующего;

- строгое соблюдение законов;

- свобода - в соблюдении законов, а не в игнорировании их;

- пользующийся правом не нарушает чужих интересов;

- злоупотребление правом исключено;

- закон не имеет обратной силы.

2. Отношение к человеку как к высшей ценности права:

- человек имеет право на личную неприкосновенность;

- никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом (презумпция невиновности).

3 . Установление истины:

- никто не может быть судьей в собственном деле;

- незнание закона не освобождает от ответственности;

- равноправие сторон в деле;

- всякое сомнение - в пользу обвиняемого;

- отрицательные положения не доказываются.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом
Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.
Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.
По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:
1. Законодательные органы.
2. Исполнительные органы.
3. Правоохранительные органы.
Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и
Государственной Думы. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной думе.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года. Депутатом Думы, согласно Конституции может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты работают на профессиональной и постоянной основе.

Ее основное назначение – разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность Председателя центрального банка РФ, Председателя палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и т.д.

Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента, назначает на должность судей Конституционного суд РФ, Генерального прокурора и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передают на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в силу после его подписания Президентом.
Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты,
федеральные службы.

Правительство РФ – исполнительный орган власти .

Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, осуществляет управление федеральной собственностью.

Главой государства и высшим должностным лицом является президент РФ , наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, активно участвует в правотворческом процессе, подписывает законы, издает указы возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину.
Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий.

Прокуратура Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба исполнения наказаний

Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Правосудие в РФ осуществляется только судом . Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Разбирательство дел во всех судах открытое (закрытое, только в случаях, предусмотренных законом).

Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (то есть с участием прокурора - обвинителя и защитника - адвоката).

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: