Что такое полное государственное обеспечение детей инвалидов в российской федерации

Обновлено: 18.04.2024

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (В редакции федеральных законов от 17.07.1999 № 172-ФЗ; от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (Часть введена - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 31. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

(Статья введена - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

121) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (Пункт введен - Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (В редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 110-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом; (Пункт введен - Федеральный закон от 17.07.1999 № 172-ФЗ)

22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия. (Пункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

101) содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Статья 51. Федеральный реестр инвалидов

Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) сведения о гражданстве;

6) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

7) данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет);

8) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

9) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

10) сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии);

11) место работы и занимаемая должность (при наличии);

12) сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты);

13) сведения о законном представителе (при наличии);

14) сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ;

15) сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

16) размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

17) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;

18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

Нет ничего страшней, как остаться наедине с бедой. Тем более если беда эта связана с болезнью и, в результате, инвалидностью ребенка. К счастью, мы живем все же в социально ответственном государстве, и федеральное правительство, администрации регионов гарантируют определенный пакет материальной и организационной поддержки детей-инвалидов и их родителей.

Если ребенок имеет статус «ребенок-инвалид», государство наделяет его следующими правами:

Дополнительная материальная поддержка со стороны государства:

– социальная пенсия ребенку-инвалиду (статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ). Для ее получения родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее (получатель социальной пенсии) предоставляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы;

– ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду (статья 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»). Для получения ЕДВ родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее представляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы;

– компенсационная выплата трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»). Для ее получения родитель ребенка-инвалида должен предъявить справку из оранов государственной службы занятости справки лечебного учреждения о нуждаемости ребенка в постоянном уходе.

Натуральная помощь государства в виде:

– бесплатного предоставления реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида ;

– набора социальных услуг

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее обращается в лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства и представляет следующие документы: паспорт, справку медико-социальной экспертизы; справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг, выданную Пенсионным фондом, страховой полис обязательного медицинского страхования;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Осуществляется на основании талона, выданного территориальным органом Министерства социальной защиты населения по месту жительства, и документа, подтверждающего право гражданина на меры социальной поддержки;

Преимущества и льготы работающим родителям детей-инвалидов:

1. В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

2. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни возможны только с письменного согласия работника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259 Трудового кодекса РФ). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.

3. Статья 263 Трудового кодекса РФ предусматривает, что коллективным договором работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Если коллективный договор в организации уже заключен, но в нем отсутствует право на дополнительный отпуск родителям детей-инвалидов, то представитель работников может инициировать внесение дополнений в действующий коллективный договор. Обратите внимание, что в коллективном договоре может устанавливаться отпуск продолжительностью до 14 дней (то есть коллективный договор может предусматривать и отпуск меньшей продолжительности).

4. В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральными законами. Эта статья вводит обязанность для работодателя предоставлять выходные оплачиваемые дни. При этом выходные предоставляются любому работающему родителю, даже если второй родитель не работает. Предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения. Выдача справок осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида на основании: письменного заявления одного из работающих родителей (опекуна, попечителя), справки учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности ребенка, справки о том, что ребенок обучается в образовательном учреждении и не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

5. Одинокая мать (иное лицо), воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не может быть уволена по сокращению штатов или численности работников (статья 179 Трудового кодекса РФ).

Преимущества при пенсионном обеспечении:

– досрочное назначение пенсии

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), в том числе, следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (ч. 1. п. 1).

– учет периодов ухода за ребенком–инвалидом в пенсионный страховой стаж

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»). Согласно статье 11 указанного закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом. Рассматриваемые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 указанного выше закона.

Льготы в жилищных правоотношениях:

– скидка не менее 50% с оплаты содержания, ремонта жилья, с оплаты коммунальных и иных платежей

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите населения в РФ» «…семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению». Для оформления льготы представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность обратившегося, справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенка, выданная органами медико-социальной экспертизы, свидетельство о рождении ребенка-инвалида, документ, подтверждающий оформление опекунства (для опекунов), справка о регистрации по месту жительства (форма №9) или документ о приобретении жилого помещения в части собст­венность, подтверждающие совместное проживание ребенка-инвалида и родителя (лица/ его замещающего), на которого оформляется льгота.

– право на дополнительную жилплощадь

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите населения в РФ» «инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Льготы в земельных правоотношениях:

– право на получение земельного участка в первоочередном порядке

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите населения в РФ» семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Льготы при получении ребенком-инвалидом образования:

– освобождение от родительской платы при получении образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

В соответствии со ст. 52.1. Федерального закона «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

– предоставление ребенку-инвалиду места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.

Налоговые льготы:

– льготы по подоходному налогу

В соответствии со ст. 217 части второй Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, следующие виды доходов физических лиц: суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов.

Алиментные отношения:

– при разводе родителей, имеющих ребенка-инвалида, неработающий родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, имеет право на алименты на самого себя.

Подборка наиболее важных документов по запросу Дети на полном государственном обеспечении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Дети на полном государственном обеспечении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Суд установил, что ребенок был оставлен матерью в родильном доме; документ, удостоверяющий личность роженицы, предъявлен не был. Мать покинула лечебное учреждение, не оформив согласие на усыновление или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение; местонахождение ее не известно.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дети на полном государственном обеспечении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О получении стандартного вычета по НДФЛ на детей-инвалидов от первого брака супруги, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательной организации.
(Письмо Минфина России от 30.10.2020 N 03-04-05/94904) Вопрос: О получении стандартного вычета по НДФЛ на детей-инвалидов от первого брака супруги, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательной организации.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Спор о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2022) - нахождение ребенка на полном государственном обеспечении (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2021 по делу N 33-30813/2021).

Нормативные акты: Дети на полном государственном обеспечении

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" При рассмотрении иска о лишении родительских прав по данному основанию суду, в частности, следует проверить: какими причинами был обусловлен такой отказ и являются ли они уважительными; имеют ли родители (один из них) предусмотренное законом право на устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в соответствующие организации и учреждения, и если имеют, то на какой срок (пункт 2 статьи 155.1 СК РФ, статья 13 и пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", часть 3 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"); поддерживают ли родители (один из них) отношения с ребенком; предпринимались ли родителями (одним из них) какие-либо меры к преодолению обстоятельств, послуживших основанием для отказа взять ребенка, и (или) изменились ли эти обстоятельства (например, родителям, временно поместившим ребенка на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с утратой семьей жилого помещения в результате стихийного бедствия, предоставлено жилое помещение; одинокий родитель, находившийся в трудной жизненной ситуации в связи с утратой работы, трудоустроился);

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ
(ред. от 30.04.2022)
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы детям инвалидам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Льготы детям инвалидам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Финансирование соответствующих расходов на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми с туберкулезной интоксикацией, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, является расходным обязательством Российской Федерации и не относится к полномочиям (предметам ведения) субъектов РФ ". Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 9, 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением администрации города Костромы от 31.12.2013 N 3070 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях города Костромы, осуществляющих образовательную деятельность", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу о том, что имеются основания для привлечения Российской Федерации к гражданско-правовой ответственности в связи с понесенными убытками на финансирование льгот, предоставляемых детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Льготы детям инвалидам

Нормативные акты: Льготы детям инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 28.06.2021)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (В редакции федеральных законов от 17.07.1999 № 172-ФЗ; от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (Часть введена - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 31. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

(Статья введена - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

121) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (Пункт введен - Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (В редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 110-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом; (Пункт введен - Федеральный закон от 17.07.1999 № 172-ФЗ)

22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия. (Пункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

101) содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Статья 51. Федеральный реестр инвалидов

Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) сведения о гражданстве;

6) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

7) данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет);

8) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

9) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

10) сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии);

11) место работы и занимаемая должность (при наличии);

12) сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты);

13) сведения о законном представителе (при наличии);

14) сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ;

15) сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

16) размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

17) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;

18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: