Что такое навал судов

Обновлено: 18.04.2024

В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке подразумеваются под термином collision, к контактам судов с неподвижными объектами, например мостами, относится сугубо морское понятие allision.

Отечественная классификация пошла еще дальше. Когда в результате преднамеренного маневрирования, например швартовки или отшвартовки, произошло аварийное соприкосновение судна с другим судном, причалом или гидротехническим сооружением, то говорят, что произошел навал. Та же природа навалов и при швартовках одного судна к другому в открытом море, хотя внешние условия операций, как правило, имеют принципиальные отличия.

Владимир Мотрич, капитан

Причины навалов

Основными причинами навалов судов являются: чрезмерная скорость при входе в порт или подходе к причалу; передоверие управления судном лоцману; неучет или ошибочный учет гидрометеоусловий; запоздание с дачей заднего хода или отдачей якорей; недостаточное знание маневренных элементов своего судна; неиспользование или использование недостаточного числа буксиров; ошибочное управление или плохая связь с буксирами; нарушение связи между мостиком и швартовными командами на баке или корме; несоответствие прочности буксирного троса условиям швартовки; неучет возможных изменений ветра и течения в непосредственной близости от причала; ошибочное реверсирование двигателя; отказ главного двигателя или вспомогательных механизмов; неудовлетворительная подготовка причала, другие упущения береговых служб. В данной категории аварийных случаев трудно выделить одну какую-либо непосредственную причину, часто они носят комбинированный и взаимосвязанный характер. Большое значение имеют и условия, в которых развивается аварийная ситуация: стесненность акватории, штормовая погода, отсутствие буксиров и т.п.

Двухлетнее расследование

26 мая 2009 года на 73-м километре реки Везер произошел навал норвежского автомобилевоза «Hoegh London» сразу на три судна, стоящих у контейнерного терминала. Нанесен огромный ущерб всем четырем судам, дорогостоящему грузу и оборудованию. Расследование инцидента было закончено только в 2011 году.

«Hoegh London» валовой вместимостью 67 364 был построен на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. в 2008 году. Это судно длиной 228,7 м, шириной 32,26 м имело главную дизельную силовую установку мощностью 13 062 кВт, винт фиксированного шага, руль Беккера и носовое подруливающее устройство мощностью 1800 кВт.

Закончив погрузку автомобилей у западного причала северной гавани порта Бремерхафен, «Hoegh London» 26 мая 2009 года в 16:18 центральноевропейского времени с некоторым опозданием с помощью двух буксиров начал отшвартовку. На борту был филиппинский экипаж в составе 24 человек и два портовых лоцмана. На мостике был капитан вместе со старшим помощником, на руле стоял вахтенный матрос. Все команды лоцмана передавались через капитана, который затем их лично адресовал рулевому или старшему помощнику.

Лоцманам для ознакомления была представлена лоцманская карточка в обычном формате. Работали два радара.

Осадка судна на отход составляла 7,55 м носом и 7,70 м кормой.

В момент отхода от причала дул юго-восточный ветер со скоростью 7-10 узлов, видимость была хорошая.

Рис. 1. Участок реки Везер, где произошел навал на три судна (карта INT 1457, масштаб 1:25000)

Согласно прогнозу погоды, переданному гамбургским метеобюро, в ближайшие 24 часа ожидался юго-восточный и южный ветер силой 4-5 баллов, дальнейший поворот ветра на запад-северо-запад и усиление до 6 баллов. Возможны сильные грозовые шквалы с ухудшением видимости до 1-2 метров. Ни портовые власти, ни лоцманы по поводу прогноза погоды особого беспокойства не выражали.

В 17:18 «Hoegh London» с помощью трех буксиров вошел в шлюз. Ветер к тому времени уже дул со скоростью 25 узлов.

К 18:00 шлюзование закончилось. Ветер к тому времени изменил направление на западное и достиг скорости 35 узлов. «Hoegh London» медленно вошел в реку Везер и с помощью буксиров начал поворот вправо в углубленный фарватер.

Между 18:10 и 18:14 Hoegh London расходился в 150 метрах левыми бортами с шедшим навстречу контейнеровозом «MSC Malin». Расстояние до линии причалов было 170 метров.

В дальнейшем автомобилевоз сопровождал лишь один буксир, которому было предписано снять с судна лоцманов по окончании проводки.

Ширина судоходной части на данном участке реки составляла 500 м и работало течение в 3,5 узла. Чтобы при сильном боковом ветре выйти на линию створов фарватера, имевших истинное направление 3310, «Hoegh London» взял левее и лег на курс 3190. Постепенно судно разогналось до 12 узлов и все больше смещалось на восток. Однако капитан возражал против больших изменений курса влево из-за наличия за западной границей фарватера обширного мелководья.

Рис. 2. Путь «Hoegh London» в районе причалов

В 18:20, когда судно проходило мимо контейнерного терминала, электронный анемометр на мостике показал истинную скорость ветра, который дул прямо в борт со скоростью 60 узлов. Появился крен направо. Лоцман решил предотвратить дальнейший дрейф и выровнять «Hoegh London» относительно оси фарватера.

Минуя капитана, он дал команду застопорить машину непосредственно старшему помощнику у телеграфа, а рулевому приказал положить руль 60 градусов вправо. По мере падения скорости хода буксир начал толкать нос судна влево на полный упор. Конечно, это было нестандартное решение, но только с помощью такого маневра можно было, поворачивая нос влево, одновременно попытаться отвести корму от контейнерного терминала, где были ошвартованы суда.

В это время речевые самописцы регистратора данных рейса зафиксировали чей-то голос, не принадлежащий никому из членов экипажа. По-видимому, на правом крыле мостика представитель судовладельца инструктировал капитана.

Капитан отменил все команды лоцмана и принял управление на себя. Снова был дан полный передний ход, руль вернули в положение «прямо», а буксир скоростным потоком отнесло далеко за корму. Впоследствии капитан скажет, что в тот момент подумал, что лоцман несвоевременно решил покинуть судно, для чего остановил машину.

Это лишь усугубило ситуацию. Ветровой дрейф ускорился. В 18:25 паром начал сбивать буи правой стороны фарватера, а затем остановилась машина, так как один из буев заклинился между винтом и рулем. «Hoegh London» лишился возможности управляться.

Старпом надавил на тифон, чтобы предупредить суда, стоящие у причала. Для торможения был отдан левый якорь. Но «Hoegh London» уже крушил все, что было на его пути.

Контейнеровоз «Maersk Newark» получил повреждения корпуса и надстройки с правого борта. Стрелы палубных кранов, развернутых в сторону моря, чтобы не мешать погрузке, были снесены, а одна из них застряла в борту «Hoegh London». Двенадцать палубных контейнеров были смяты или упали за борт.

Повреждения корпуса и надстройки получил и «Maersk Bintan». У него был также оторван парадный трап.

Следующим был «Husky Racer», получивший пробоину в борту и потерявший два крана.

Сам же «Hoegh London» получил множественные вмятины, разрывы обшивки борта и пробоины. В 18:50 на него сумели завести буксирный конец и оттащили к ремонтному причалу. К счастью, все обошлось без жертв.

Рис. 3. Повреждение на «Hoegh London»

Уроки «Hoegh London»

Безусловно, действия капитана автомобилевоза не выдерживают критики: он не смог взаимодействовать с лоцманами, не обеспечил их жизненно важной информацией, ограничившись лишь предоставлением стандартной лоцманской карточки. На мостике не было слаженной команды. Его помощники, безвольные исполнители и статисты, за все время лишь три раза определили место судна.

Но посмотрим, имел ли шансы «Hoegh London» преодолеть аэродинамическую силу, когда дует ветер силой 10 баллов (27 м/с).

Зная, что боковая площадь парусности автомобилевоза составляет 6700 кв. м, легко можно подсчитать, что ветровая нагрузка будет равной 271 т. «Hoegh London» имел руль Беккера с закрылками, наиболее эффективный на малых скоростях. Однако при движении на полном ходу его преимущества очень быстро теряются.

Рис. 4. Силы, действующие на автомобилевоз

Тяга винта на швартовых при мощности двигателя на полном ходу 17 510 л.с. равна 175 т. Максимальная гидродинамическая сила на руле составляет 45%, т.е. 79 т. Ее можно получить, если, предварительно переложив руль на борт, дать машиной толчок вперед.

Известно, что упор подруливающего устройства равен 27 т.

Буксир RT Innovation, помогавший автомобилевозу, развивал максимальный упор 62 т.

Сравнив цифры 271 и 79+27+62=168, мы поймем, что для преодоления линии ветра у «Hoegh London» не хватало доброй сотни тонн. Это следовало бы знать лоцманам и капитану.

Федеральное бюро расследования морских аварий при Министерстве транспорта, строительства и городского развития Германии, проводившее расследование происшествия, рекомендовало уроки этого навала использовать для тренажерной подготовки судоводителей и лоцманов.

всякое касание судном (частью его рангоута или корпуса) любой части и др. судна, гидротехнического сооружения, средств плавучего навигационного ограждения и др.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "Навал" в других словарях:

Навал — может иметь следующие значения: Навал (груза) способ погрузки и перевозки грузов, обычно сыпучих Навал (навигация) соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения Навал (футбольный клуб) португальский… … Википедия

навал — см. куча Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. навал сущ. • куча • груда • гора … Словарь синонимов

навал — НАВАЛ, а, м. Множество, большое количество чего л. Навал денег, кошельки трещат. В навал чего много, полно … Словарь русского арго

Навал — ( неразумный (= безбожный), безумец ), богатый скотовод, владелец имения близ Кармила на юге удела Иуды. Его пастухи находились под защитой людей Давида, скрывавшегося от Саула. Но когда Давид обратился к Н. с просьбой о посильной помощи, тот… … Библейская энциклопедия Брокгауза

НАВАЛ — НАВАЛ, навала, мн. нет, муж. 1. Действие по гл. навалить наваливать; то же, что навалка (спец.). 2. Действие по гл. навалиться в 1 знач. наваливаться. 3. В гребных состязаниях приближение к другой лодке, могущее привести к столкновению (спорт.).… … Толковый словарь Ушакова

НАВАЛ — Подарок, дарение. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

навал — НАВАЛИТЬ, алю, алишь; аленный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Навал — (глупый) (1Цар.25:3 и др.) Кармилитянии из Маона, человек очень богатый, имевший много стад на г.Кармил, но грубый, своенравный и неблагодарный. Имя его в свящ. Писании встречается в связи с одним весьма интересным случаем из жизни Давида,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Навал — Богатый израильтянин, живший вблизи горы Кармил. Давид, объявленный вне закона, охранял со своим отрядом земли Навала. Во время стрижки овец Давид попросил у Навала пищи для своих людей, но тот грубо отказал ему. Жена Навала Авигея узнала, что… … Подробный словарь библейских имен

НАВАЛ МУСОРА — скопление твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), возникшее в результате самовольного сброса, по объему, не превышающему одного куб. метра на контейнерной площадке или на любой другой территории ( Об утверждении Правил… … Экологический словарь

  • Навал — в российском морском праве: соприкосновение судов (кораблей) либо корабля и неподвижного предмета, являющееся следствием ошибок в расчётах движения или сознательного действия капитана корабля (судна).

Связанные понятия

Тендер — плоскодонное моторное судно катерного типа. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из двух — трёх человек. В период Великой Отечественной войны в ВМФ СССР тендеры использовались для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Нередко на них ставились моторы от грузовиков. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов.

Корабль управления — судно, использующееся командующим флотом в качестве флагмана. Корабль управления обеспечивает связь, рабочие и жилые помещения для командующего флотом и его подчинённых, и служит для координации деятельности флота.

Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.

Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.

Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).

Упоминания в литературе

В 1931 году чрезвычайные ситуации на Балтийском флоте, к сожалению, не прекратились. В 10 часов утра 31 октября новейшая подводная лодка Д-2 «Народоволец» на Большом Кронштадтском рейде столкнулась с парусной лайбой «Сильный», «при изменении своего курса, не уступив ей вовремя дороги». Лодкой командовал Назаров, а шла она под брейд-вымпелом командира 3-го дивизиона бригады Скриганова. В результате столкновения лайба наскочила на правый борт лодки своим форштевнем и бушпритом в носовую часть лодки у стоек антенны. В результате навала лайбы были погнуты стойки антенн, и лопнул носовой леер. «…Никаких повреждений наружного и прочного корпуса, а также систерн лодка не имеет… Повреждения, причиненные навалившейся на лодку лайбой, незначительны и были исправлены в тот же день судовым составом».

в ) навал – контакт судна со стационарным или временным гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов (причалы, пирсы, молы, доки и т. д.), или ограждением акватории портов; контакт судна с другим судном, происшедший в процессе выполнения швартовных операций, а также в результате неблагоприятных гидрометеорологических условий погоды (дрейф судна, обрыв цепей и тросов и пр.); контакт судна со средством навигационного оборудования (СНО);

– столкновения, удары и навалы, посадки на мель судов и составов, затопления судов, повреждения судами и составами гидротехнических или иных сооружений, повлекшие технические убытки (т е. стоимость ремонта) от 1,0 до 10 тыс. руб.;

во-первых, примерно на 30 % возрастает риск столкновений и навалов судов и связанных с ними пожаров, взрывов и загрязнений морской среды;[19]

Связанные понятия (продолжение)

Корабельная поисково-ударная группа (сокращённо КПУГ) — временная тактическая группа из надводных боевых кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок вероятного противника в заданном районе океана с целью обнаружения и последующего уничтожения. Обычно состоит из 2—4 противолодочных кораблей специальной постройки (эскадренных миноносцев, фрегатов, сторожевых кораблей). Для повышения боевой устойчивости КПУГ в её состав могут включаться корабли с зенитным ракетным вооружением, а.

Большой ракетный корабль (сокращённо БРК) — подкласс ракетных кораблей в советской военно-морской классификации. Занимает промежуточное положение между ракетным крейсером и малым ракетным кораблём. В странах НАТО советские БРК классифицировались как фрегаты.

Арктический конвой «Дервиш» (операция «Дервиш») — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).

Мейпорт — пункт базирования (ПБ) и военно-морская авиастанция ВМС США, расположенные на северо-востоке штата Флорида. На Мейпорт базируется ряд тактических соединений Атлантического флота ВМС США, а с июля 2008 года и штаб вновь воссозданного 4-го оперативного флота.

«Наде́жда» — учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат). В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «Росморпорт». ИМО 8811986, позывной UABA.

Шала́нда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и т. п. Также шаландой на Чёрном море называется плоскодонная парусная рыболовная лодка.

Фареро-Исландский рубеж (англ. GIUK gap, акроним от Greenland—Iceland—United Kingdom) — линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией. В русской терминологии иногда употребляется термин «ГИШ» (Гренландия-Исландия-Шотландия) по аналогии с английским акронимом. Располагается в Датском проливе и вдоль Фарерско-исландского тектонического выступа.

Охрана водного района (ОВР) — организация в составе военно-морской базы, предназначенная для обеспечения основных сил флота в районах его базирования от действий противника со стороны моря.

Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).

Минная дивизия — тактическое соединение боевых кораблей, существовавшее в военно-морском флоте Российской Империи и РККФ.

Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.

Бункеро́вочное су́дно, иногда называемое бункеро́вщик — плавсредство предназначенное для бункеровки судов.

Минный транспорт — крупный корабль, основным/одним из основных назначений которого является доставка на борту в район операций группы минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной либо буксируемой миной или торпедами соответственно). Впервые идея создания подобного класса корабля была предложена лейтенантом (впоследствии - вице-адмиралом) С. О. Макаровым в 1876 году и воплощена на следующий год переоборудованием в минный транспорт пассажирского парохода «Великий князь Константин».

Противолодочный корабль — военный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, как правило, одновременно способен бороться и с воздушными целями.

О́пытовое судно — специально оборудованное судно, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов, связанных собственно с самим судном, будь то испытания новых типов вооружения, эксперименты с энергетической установкой, исследование новых типов движителя, форм корпуса, отдельных конструктивных узлов судна.

Гидроавиано́сец, также гидроавиатра́нспорт, авиате́ндер, авиама́тка и гидрокре́йсер — корабль, обеспечивающий групповое базирование гидросамолётов с возможностью их выпуска в полёт и приёма с воды.

Боевая служба в военно-морском флоте — вид деятельности ВМФ ВС СССР и ВМФ ВС России (в том числе и в настоящее время), заключающийся в выполнении задач частью сил в мирное время в тех удаленных районах, где они должны были действовать в военное, то есть на театрах войны (театрах военных действий).

Вахтенный офицер, или дежурный офицер (англ. officer of the watch, дословно — часовой офицер), — корабельный офицер, назначаемый из офицеров корабля, сдавших зачёты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты, исполнитель команд вахтенного начальника, помощник вахтенного начальника, офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле.

Полярный — крупнейший пункт базирования Северного флота ВМФ России. Расположен в Мурманской области в 35 км к северу от Мурманска в городе Полярный. В Полярном базируется большая часть кораблей Северного флота (различных классов и типов).

Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.

Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

Торпедный катер — класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда.

Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота — оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.

«Битва» у острова Мэй — ироничное название, данное серии трагических инцидентов с кораблями Королевского военно-морского флота Великобритании, произошедших во время учебных манёвров EC1 около острова Мэй, в бухте Ферт-оф-Форт, в ночь c 31 января на 1 февраля 1918 года (во время Первой мировой войны).

Большие десантные корабли (БДК) — класс десантных кораблей в советском ВМФ, в целом, примерно соответствовавший танкодесантным кораблям (LST) стран Запада.

Плавучая база (сокр. плавбаза) — в Военно-Морском Флоте: рейдовое судно обеспечения, предназначенное для обеспечения базирования соединений кораблей, в основном, в пунктах базирования, реже в море. Плавбазами также называются транспортно-рыбоперерабатывающие суда, предназначенные для приема улова в море от добывающих судов и обеспечения добывающих судов промснаряжением и продовольствием.

Голет, галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».

Оперативная эскадра (сокращённо — ОПЭСК) — оперативно-тактическое объединение в некоторых военно-морских флотах (военно-морских силах), целью которого является выполнение оперативно-тактических задач в отдалённых районах океанского театра военных действий путём проведения самостоятельных и совместных операций.

Корабль-цель, или корабль-мишень — специально построенный или оборудованный корабль обеспечения боевой подготовки ВМФ (ВМС), по которому проводятся практические пуски крылатых (противокорабельных или противолодочных) ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы, а также бомбометания.

Сторожевой катер (СКА/СТК) — класс быстроходного, маломерного боевого корабля (боевого катера), предназначенного для выполнения таких задач, как: охрана государственной границы, несение сторожевой и дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне и на подходах к военно-морским базам, артиллерийская борьба с торпедными, сторожевыми и артиллерийскими катерами противника.

Патрульный катер (patrol-type craft) — катер для патрулирования прибрежной зоны, судоходных рек и других водных путей.

Шлюп (боевой корабль моторный, класс) (англ. sloop) — появился в Англии во время Первой мировой войны. К шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.

Ми́нный защи́тник — устройство, для защиты морских якорных мин, от вытраливания контактными корабельными тралами. Впервые в мире, минную защиту сконструировал Киткин П. П., в 1914 году. В 1926 году, создал минный защитник МЗ — 26.

Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Малый противолодочный корабль (сокращённо: МПК) — подкласс противолодочных кораблей по советской военно-морской классификации. Предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне. В странах NATO малые противолодочные корабли классифицируются как противолодочные корветы — англ. corvettes ASW (anti-submarine warfare).

Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́на — российская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Романове-на-Мурмане и Йоканьгском погосте.

Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.

Западные подходы (англ. Western Approaches) — район Атлантического океана, омывающий с запада Британские острова. Ограничен с запада меридианом 30° W, с севера широтой острова Уэстрей, и с юга широтой мыса Лизард, соответственно.

Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранении транспортных судов и кораблей.

М-1 «Волна» (Индекс ГРАУ — 4К90, по классификации МО США и НАТО — SA-N-1 Goa) — советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Морской вариант комплекса С-125.


1. Действие по глаг. навалить—наваливать 1 (в 1 и 2 знач.) и навалиться—наваливаться 1 (в 1, 2 и 3 знач.).

2. То, что навалено, навалилось; груда, куча чего-л. Двое рыбаков, стоя у кормового люка по колено в навале, сортировали рыбу. Диковский, Конец «Саго-Мару». — И было, между прочим, совершенно непонятно, как --- из куч строительного мусора, из курганов извести и навалов щепы --- появлялись строгие здания заводов и городов. Паустовский, Героический юго-восток.

3. Мор. Касание корпусом борта другого судна или причала в результате неудачного маневра при подходе.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Навал может иметь следующие значения:

Навал (груза) — способ погрузки и перевозки грузов, обычно сыпучих.

Навал (навигация) — соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения.

Навал (футбольный клуб) — португальский футбольный клуб из города Фигейра-да-Фош.

НАВА'Л, а, мн. нет, м. 1. Действие по глаг. навалить-наваливать; то же, что навалка (спец.). 2. Действие по глаг. навалиться в 1 знач. — наваливаться. 3. В гребных состязаниях — приближение к другой лодке, могущее привести к столкновению (спорт.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

нава́л

1. действие по значению гл. навалиться

2. то, что навалено, навалилось; груда, куча чего-либо

3. проф. касание корпусом борта другого судна или причала в результате неудачного манёвра при подходе

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова антонов (прилагательное):

Ассоциации к слову «навал»

Синонимы к слову «навал»

Предложения со словом «навал»

  • Жратвы всякой доброй навалом – чего кулеш жидкий хлебать, когда мясом брюхо набито?

Сочетаемость слова «навал»

Понятия, связанные со словом «навал»

Причальная стенка — стационарный причал, сооружаемый в морских портах для защиты берега или набережной от размывания волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов).

Бон (боновые заграждения) — плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды.

Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.

Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.

Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Un6zHvb

Случай, речь о котором пойдет ниже, представляет собой достаточно редкий, хотя и последний по сути пример минувшей эпохи советско-американского противостояния на морях и океанах, длившегося не один год и не одно десятилетие. Собственно говоря, это был достаточно уникальный в своем роде пример использования современных боевых кораблей без примене-ния оружия, т.е. путем навала на корабль противной стороны.

Согласно определению морского толкового словаря, навал - это соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале обычно минимальные. Навал широко использовался еще в древние времена. Тогда вслед за навалом на корабль противника на его палубу высаживалась абордажная партия и исход сражения решался в ближнем бою.

Речь пойдет о вытеснении советскими боевыми кораблями американских кораблей из района, считавшегося территориальными водами СССР. Это происходило на Черном море в районе между Ялтой и Форосом. Предыстория этого случая такова. Дело в том, что у советских и американских специалистов имелись совершенно различные подходы к тому, откуда именно следует вести отсчет 12-мильной зоны территориальных вод. Американцы же придерживались ( и придерживаются до сих пор) той точки зрения, что отсчет следует вести от каждой точки береговой линии. Советские же специалисты исходили из того, что отсчет следует вести от т.н. базисной линии. Сложности возникали с заливами и т.п. Так, когда вглубь побережья вдается залив, внутри которого имелся своеобразный "язык" нейтральных вод, иностранные корабли имели возможность беспрепятственно вести радиотехническую разведку. Советский подход к отсчету границы территориальных вод исключал подобную возможность. В таких случаях советские специалисты вели отсчет территориальных вод от линии, соединяющей входные мысы таких заливов. Таким образом, по советской версии, "язык" нейтральных вод в заливах не образовывался. Американцев это не устраивало и они это наглядно демонстрировали это не один раз, как на Черном море, так и на Дальнем Востоке, практически ежегодно посылая свои боевые корабли в подобные зоны для ведения радиотехнической разведки. Американские корабли при этом никак не реагировали на сигналы советских морских пограничников и проходили в районы, считавшиеся советской стороной собственными территориальными водами. Делали они это всегда демонстративно, заходя в советские территориальные воды без всякой навигационной надобности, мотивируя свои действия наличием права "свободного прохода".

Естественно, что столь разительное отличие в понимании ситуации каждый раз ставило корабли обеих стран в состояние повышенной боевой готовности. Всякий раз проходившие вдоль побережья заокеанские "гости" сопровождались кораблями советского ВМФ, авиацией и радиолокационными станциями пограничников и береговой обороны. Дело в том, что фактически подобный проход допускался по маршрутам, обычно используемым для международного судоходства. Это делалось в соответствии с существоавшим Сводом правил и законов СССР, а также международными договорами СССР.

К подобным районам относился и район у побережья Крыма с координатами 440 СШ и 330 ВД. Особенно янки зачастили в этот район в 80-е годы, причем, совершенно игнорируя при этом тот факт, что в черноморских водах то-гдашнего СССР просто не существовало ни одного маршрута, по которому бы существовало указанное право свободного прохода.

1341375359_67

Наиболее вызывающим, по воспоминаниям последнего главкома ВМФ СССР адмирала флота Владимира Чернавина, была акция Пентагона 13 марта 1986 года. Тогда ракетный крейсер "Йорктаун" ("Yorktown") и эсминец "Кэрон" ("Caron") вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма на целых 6 миль. Причем в отличие от всех предыдущих подобных случаев, в этот раз американские корабли следовали с работающими на полную мощность всеми РЛС и радиоэлектронными средствами. Это означало, что территория страны на несколько сот километров просматривалась и прослушивалась чужими электронными "ушами". А это совершенно противоречило даже декларированному американцами праву свободного прохода, противореча требо-ваниям международных правил, согласно которым такие районы положено проходить с выключенными радиоэлектронными средствами. Надо ли гово-рить, что всякое подобное действие иностранных кораблей у отечественных берегов вносило известные ограничения в пользование открытыми средствами связи, особенно в Крыму. К тому же, в Саках, на специально построенном на авиабазе ВМФ наземном испытательном тренажере корабельной авиации (НИТКА), как раз начались испытания новых палубных самолетов, предназначенных для базирования на строившемся в Николаеве тяжелом авианесущем крейсере "Леонид Брежнев" (впоследствии "Тбилиси", "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"). Испытания летной техники сопровождались широким использованием различных электронных систем, которые также проходили испытания на наземном комплексе. А в районе Фороса шло строительство дачи для Президента СССР (именно на ней в августе 1991 г. заговорщики блокируют М. Горбачева). Вероятно, в то время были и другие обстоятельства, побудившие американцев именно послать свои корабли к крымским берегам.

Советский Главнокомандующий ВМФ, адмирал флота Вдадимир Чернавин, внимательно следил за развитием событий на море и заранее принял очередной вызов американцев. Он решил дать отпор, причем действовать он намеревался нетрадиционными средствами, не прибегая к силовому давлению и в то же время, достаточно эффективно. Правда, для этого ему, как человеку военному, пришлось испросить согласия своего непосредственного начальника, тогдашнего Министра обороны СССР Маршала Советского Союза С. Соколо-ва. Адмирал предложил во время очередного "свободного прохода" кораблей под звездно-полосатым флагом противодействовать им активными мерами. Но в Советском Союзе просто так ничего не делалось. Тем более это относилось к делам, связанным с обороной. Требовалось согласие партийных инстанций. По-этому Маршал Соколов сделал специальный доклад в ЦК КПСС, подробно рас-сказав "о мерах в случае очередных нарушений американскими кораблями тер-риториальных вод на Черном море". В докладе предлагалось всячески сковы-вать действия кораблей-нарушителей, вплоть до навала бортом на них и вытес-нения из территориальных вод страны. Это было в середине 1986 г. Вскоре по-сле этого адмирала Чернавина пригласили на Совет обороны страны, прово-дившийся под председательством М. Горбачева. В присутствии Горбачева, председателя КГБ Чебрикова, министра иностранных дел Шеварднадзе, пре-мьера Рыжкова, министра обороны, начальника Генштаба и главкомов всех ро-дов войск, адмирал подробно рассказал о существе проблемы и предложил это-му своеобразному "малому Политбюро" проучить "зарвавшихся янки". Для большей доходчивости и наглядности Чернавин рассказал о своей идее навала, приведя пример с танками, более понятный сухопутным военачальникам. Идея всем понравилась, но единства в части формы реализации все же не было. По воспоминаниям адмирала, точку в этой дискуссии поставил лично Горбачев, который сам одобрил идею, заодно порекомендовав при этом "подобрать корабли покрепче". Он также попросил Чернавина заранее предусмотреть все меры, исключающие жертвы или травмы среди личного состава кораблей.

Прямым следствием полученной директивы стала специально разработанная директива Главнокомандующего ВМФ командующим флотами на Севе-ре, Тихом океане и на Черном море на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей.

И вот наступил февраль 1988 г. В начале месяца стало известно о пред-стоящем заходе в Черное море обоих "старых знакомых", ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день Чернавин отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Михаи-лу Хронопуло приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой.

В операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" (пр.1135, 1977 г.) и СКР-6 (пр. 35, 1963 г.). Кроме них, американские корабли сопровождались в акватории Черного моря пограничным СКР "Измаил" и разведывательным кораблем "Ямал" (пр.596П, 1967 г.). Каждый из них решал собственный круг задач, тогда как двум СКР Черноморского флота надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны.

По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда в конце концов пришли американцы, выглядели следующим образом.
В 09.45, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал оставлен без ответа.

Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного" передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными во-енными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента, настоя-тельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР".

В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам".

Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает на американский крейсер предупреждение: До входа в территориальные воды СССР-20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территоиальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала". Одновременно Хронопуло передает приказ и "Ямалу" быть в готовности к осуществлению опасного маневра. Конечно, имевший ледовые подкрепления и толстую обшивку "Ямал", построенный в корпусе лесовоза, для осуществления навала был бы идеальным судном. Но его 15-узловый полный ход не остав-лял никаких надежд догнать американцев, даже следовавших экономическим ходом, не говоря уже о том, что те вполне могли дать и 30 узлов полным ходом. Все остальное время "Ямал" следовал за остальными кораблями и никакого участия в дальнейших событиях не принимал. Таким образом, шансы на осуществление навала оставались реально только у более быстроходных СКРов.

В 10.45 "Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил" поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных вод СССР".

Тем временем СКР-6 стал догонять американский эсминец, который уклонился от навала увеличением скорости хода. Однако СКР-6 продолжал сле-довать за эсминцем. Тут же все советские корабли подняли сигнал: "Вы нару-шили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР". "Беззаветный" в это время находился на траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Вероятно, из-менение курса не предусматривалось планами американской стороны или же это было уже вне компетенции командиров кораблей. Частный пограничный инцидент приобретал характер международного конфликта. Боевые корабли двух сверхдержав маневрировали в опасной близости друг от друга, упорно настаивая на собственной правоте, одновременно игнорируя точку зрения противоположной стороны.

643-6

Это был один из наиболее опасных моментов "Битвы при Форосе". Ведь в пусковых установках находились боевые крылатые ракеты. К счастью, обошлось мини-мальными повреждениями. На "Беззаветном" была только слегка помята наружная обшивка по правому борту. Не пострадали также люди на обоих кораблях.

Тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ив ему шлюпку и шлюпбалку. На СКР-6 был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только точный расчет и мастерство ко-мандиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань…

Одновременно с этим, в этой сложной ситуации все же удалось избежать более серьезных повреждений и человеческих жертв.
В 11.40 адмирал Хронопуло передал на "Беззаветный" и СКР-6 приказ из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть тер-риториальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу. Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжи-ли сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Однако необходимость в этом отпала. Оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод, не рискнув возвращаться тем же путем, как они это практиковали прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды. Так завершилась необычная "военно-морская операция" более чем 30-летнего периода "холодной войны" в Мировом океане.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: