Что такое механизм государственно правового регулирования

Обновлено: 19.04.2024

Механизмом правового регулирования называется совокупность систем правовых средств, благодаря которым осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

За счет такой системы правовых средств, форм, а также способов, нормативность права переходит в упорядоченные общественные отношения. В результате этого происходит удовлетворение интересов субъектов права, установление и обеспечение правопорядка.

Основные признаки механизма правового регулирования:

  1. Является составной частью механизма социального регулирования.
  2. Способен объединять все главные явления правовой деятельности, такие как: средства (например, решение суда, норма права, субъективные обязанности); формы (например, применение, исполнение, соблюдение); способы (например, запреты, разрешение).
  3. Является взаимодействующей и взаимосвязанной системой.
  4. С помощью механизма правового регулирования устанавливается правопорядок в обществе.
  5. Является составной частью правовой системы – приводит в действие все необходимые элементы данной системы.

Основные элементы механизма правового регулирования

К основным элементам механизма правового регулирования относятся:

Нормы права, которые устанавливают обязательное правило поведения субъекта. Этот элемент выполняет следующие задачи: определяет круг людей, на который он может распространиться; определяет поведение субъектов; определяет те обстоятельства, согласно которых лицо руководствуется таким правилом поведения; раскрывает данное правило поведения.

Правоотношения, которые возникли на основании норм права. Данные отношения нужны для конкретизации обязанностей, прав субъектов, а также их юридической ответственности и полномочий.

Юридический факт, к которому относятся определенные жизненные обстоятельства, на основании которых нормы права могут связать прекращение, изменение, а также возникновение субъективных юридических обязанностей, прав.

Акты для реализации обязанностей, прав – поведение субъектов правоотношений по реализации своих обязанностей и прав. Данная реализация обязанностей и прав является завершающим этапом в механизме правового регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовые отношения выполняют следующие функции:

  • распространение воздействия норм права на определенный круг лиц в конкретный момент;
  • закрепление определенного поведения, которого должны придерживаться субъекты;
  • могут быть условием для юридических действий, чтобы обеспечить субъективные права, ответственность и обязанность.

Основные стадии действия механизма правового регулирования

Стадиями действия механизма правового регулирования называют этапы, которые необходимы для перехода нормативности права к урегулированию общественных отношений. Их содержание, а также количество могут зависеть от введенных структурных элементов и очередности привлечения к правовому регулированию. Стадии делятся на обязательные (которые все время заняты в процессе правового регулирования) и факультативные (потребность в которых возникает только тогда, когда необходимо урегулировать определенные общественные отношения). Такое разделение способно отражать различные проявления, которые оказывают действия права в сторону общественных отношений на различных стадиях его реализации.

Обязательные стадии включают в себя три этапа:

  1. Механизм по созданию норм права. Этап начинается с правового упорядочивания общественных отношений. На данном этапе в разных правовых формах (например, нормативно-правовые акты, правовые прецеденты, нормативно-правовые договора) устанавливается содержание, а также определяются границы поведения субъекта, обстоятельства образования обязанностей, ответственности, прав и полномочий. Таким образом, происходит формирование нормативно правовой базы механизма правового регулирования
  2. Механизм правовых норм действующих в виде правоотношений. Этап начинается в момент появления юридических обязанностей, а также субъективных прав в случае введения субъектов права в правовые отношения. Главным условием данного этапа является юридический факт. С данным фактом или системой фактов нормы права связывают юридические последствия. Обеспечивается уточнение общих моделей отношений, которые изложены в юридических нормах.
  3. Механизм реализации права. На данном этапе происходит реализация, а также исполнение юридических обязанностей и субъективных прав. Этот этап является завершающим, в том случае если вступление в правовые отношения происходит по обоюдному желанию участников. А также если нет нужды в принятии акта использования норм права конкретными государственными органами.

Факультативные стадии по применению норм права, может возникнуть если: обеспечительным фактором по реализации юридических обязанностей, прав участниками правовых отношений выступает правоприменительная деятельность (например, начисление пенсии производится учреждением социального обеспечения, которое основывается на общие юридические нормы); вступление в правовые отношения произошло на основании правоприменительного акта, без желания и воли участников (например, взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей по решению суда); возникла необходимость использования санкции правовой нормы, а также возложение юридической ответственности (например, механизм государственного принуждения).

Применение норм права наступает тогда, когда необходимо их реализовать в форме правоотношений. Однако применение норм права может предшествовать стадии возникновения правовых отношений определенного типа. Данная стадия может выражаться в опосредованной деятельности уполномоченных органов в том случае, если субъект права вступает с ними в правовые отношения, требование которых является составление правоприменительного акта. На основании данного акта за участниками регулируемых отношений закрепляются определенные юридические обязанности, а также субъективные права.

Ответ:Механизм государственно-правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общест­венных отношений. Понятие «механизм государственно-правового регулирования» позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Цель механизма государственно-правового регулирования заключается в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Роль механизма государственно-правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов права.

Механизм государственно-правового регулирования – это система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Данный механизм показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные юридические средства. Механизм государственно-правового регулирования – это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности правового регулирования.

К элементам или составным частям механизма государственно-правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормам права отводится важная роль: они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъ­ектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответст­венности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необхо­димы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты «включают» весь механизм правового регулирования. Это предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в индивидуализированные акты поведения субъектов права. Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права – это фактическое поведение уча­стников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использова­ния права.

Акты применения права – это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве элементов механизма государственно-правового регулирования выступают, также правосознание и режим законности. От уровня правосознания и режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма.

Эффективность механизма государственно-правового регулирования. Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цели заключаются в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. Однако цели могут достигаться либо не достигаться. Отсюда и результат может быть эффективным либо нет.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма государственно-правового регулирования, повышения их эффективности.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Необходимо создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов. Нормативное регулирование без индивидуального – превращается зачастую в формализм, а правопрменение без нормативного регулирования – в произвол. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, без сомнения, повлияет на качество всего механизма государственно-правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

- нормативные правовые акты,

- акты официального толкования,

- акты реализации права,

Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативный правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-право­вых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически.

Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент ре­шения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

§ обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

§ показать динамику права, механизм его реального функционирования;

§ выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

Право призвано регулировать общественные отношения. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе соответствующего механизма правового регулирования. Для уяснения этого понятия определимся с понятием «правовое регулирование».

Сразу же отметим, что в юридической науке различают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Подправовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования. Таким образом,механизм правового регулирования — это система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения.

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Понятие «правовое воздействие» шире, чем правовое регулирование. Оно охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияние на общественные отношения.Правовое воздействие - это влияние на общественные отношения не только юридическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.).

Например, несовершение абсолютным большинством людей преступлений объясняется не только и не столько правовыми средствами, способами и методами, сколько сложившимся правосознанием, предполагающим уважение к праву.

Для уяснения сущности правового регулирования и механизма правового регулирования рассмотрим понятия средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения.

Правовые средства — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, правовые поощрения и т. д.

Первые три составляющие указанных правовых средств рассмотрены нами подробно ранее. Поэтому ограничимся краткой характеристикой некоторых других правовых средств.

Правовые ограничения связаны с уменьшением объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности для снижения ее негативной активности и сдерживания противозаконного деяния. Так, законом в соответствующих случаях предусмотрено ограничение дееспособности детей, психически больных. Виды правовых ограничений содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — ограничение), диспозиции (юридическая обязанность — запрет), санкции (наказание).

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, предполагающее повышение позитивной активности. Он выражается в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценности (так, снижение меры наказания есть стимул). Виды правовых стимулов также содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — стимул), диспозиции (субъективное право), санкции (поощрение).

Таким образом, правовой стимул самым непосредственным образом связан еще с одним правовым средством регулирования общественных отношений — правовым поощрением.Правовое поощрение выступает как форма и мера юридического одобрения правомерного, заслуженного поведения, в результате которого для субъекта наступают благоприятные последствия (награждение орденом, Почетной грамотой, выдача денежной премии, досрочное присвоение звания, досрочное освобождение из мест лишения свободы и др.).

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: