Что такое испытание на замещение должности государственной службы

Обновлено: 27.03.2024

В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую единую методику прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 января 2020 г. N 9

Единая методика
прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти

I. Общие положения

1. Настоящая методика направлена на повышение эффективности формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) посредством введения единых методологических подходов к организации прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти и определению его результатов.

2. Испытание устанавливается в целях проверки соответствия государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) замещаемой должности гражданской службы, в том числе подтверждения способности применить при исполнении должностных обязанностей имеющиеся у него знания и умения, а также в целях оценки его профессиональных и личностных качеств.

3. Условие об испытании предусматривается в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в служебном контракте при его заключении. Основанием для этого является условие об испытании, предусмотренное в акте федерального органа исполнительной власти о назначении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы.

4. Решение об установлении испытания в отношении гражданского служащего принимается представителем нанимателя в том числе по представлению непосредственного руководителя в лице руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти (далее - непосредственный руководитель), в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, с учетом продолжительности срока испытания, определенной частями 1 и 2 статьи 27 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В случае если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение федерального органа исполнительной власти или его территориального органа либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.

5. Исчисление срока испытания начинается с даты назначения на должность гражданской службы.

6. В срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. В период испытания в отношении гражданского служащего может осуществляться наставничество в порядке, определенном Положением о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации".

II. Прохождение испытания

8. В период испытания непосредственный руководитель в рамках исполнения своих должностных обязанностей обеспечивает:

а) координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего таким образом, чтобы результаты исполнения гражданским служащим данных ему поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

б) проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

9. В период испытания гражданский служащий ведет учет результатов исполнения должностных обязанностей в таблице учета результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей в период испытания (далее - таблица), составленной гражданским служащим по форме согласно приложению N 1 (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений).

10. В период испытания кадровая служба федерального органа исполнительной власти (далее - кадровая служба) совместно с непосредственным руководителем реализуют следующие мероприятия в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

а) ознакомление с документами, регламентирующими деятельность федерального органа исполнительной власти, его структурой и функциями структурных подразделений федерального органа исполнительной власти;

б) представление коллективу;

в) консультирование по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

г) организация профессионального развития и (или) наставничества (при необходимости).

III. Установление результатов испытания

11. Непосредственный руководитель либо по его поручению заместитель непосредственного руководителя не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания установленного срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего (далее - отзыв о результатах испытания) по форме согласно приложению N 2 и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания установленного срока испытания передает его в кадровую службу.

12. В отзыве о результатах испытания дается оценка соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и делается вывод о результате испытания.

13. К отзыву о результатах испытания прилагается таблица (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений). При наличии замечаний непосредственного руководителя по подготовленным гражданским служащим проектам документов эти замечания отражаются в отзыве о результатах испытания. В случае если в период испытания в отношении гражданского служащего осуществлялось наставничество, к отзыву о результатах испытания также прилагается отзыв о результатах наставничества.

14. В случае если гражданский служащий выдержал испытание успешно, в отзыв о результатах испытания при необходимости может включаться рекомендация о направлении гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию.

15. При неудовлетворительном результате испытания в отзыве о результатах испытания указываются причины, послужившие основанием для признания гражданского служащего не выдержавшим испытание.

16. Не позднее следующего рабочего дня после составления отзыва о результатах испытания непосредственный руководитель должен ознакомить гражданского служащего с этим отзывом под роспись и вручить ему копию указанного отзыва.

18. Отзыв о результатах испытания, содержащий мнение непосредственного руководителя о неудовлетворительном результате испытания, таблица (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений) и отзыв о результатах наставничества (при наличии) представляются кадровой службой представителю нанимателя не позднее чем через 3 рабочих дня после передачи отзыва о результатах испытания в кадровую службу.

19. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме под роспись по форме согласно приложению N 3 не позднее чем за 3 дня до истечения срока испытания с указанием причин, послуживших основанием для признания гражданского служащего не выдержавшим испытание.

20. При отказе гражданского служащего от ознакомления под роспись с отзывом о результатах испытания и уведомлением о неудовлетворительном результате испытания или от получения копии отзыва о результатах испытания составляется акт о таком отказе.

21. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за 3 дня до истечения срока испытания.

22. Отзыв о результатах испытания, таблица (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений) и отзыв о результатах наставничества (при наличии) приобщаются к личному делу гражданского служащего.

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к единой методике прохождения
испытания на государственной
гражданской службе Российской
Федерации в федеральных органах
исполнительной власти

Статья 27. Испытание на гражданской службе

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, - на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа - на срок от одного до шести месяцев.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(в ред. Федерального закона от 14.02.2010 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее - до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).

8.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

(часть 8.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

8.4. Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 8.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

В отличие от обычных работников, которым испытательный срок государственного служащего устанавливается не всегда, установление его некоторым гражданским служащим обязательно. И в январе 2020 года Правительство РФ в целях повышения эффективности формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы утвердило единую методику прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти. В чем заключаются принципы прохождения испытания и определения его результатов, расскажем в статье.

Общие положения об испытательном сроке.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы устанавливается условие об испытании гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности (если иное не предусмотрено ст. 27).

Кроме этого, определены категории гражданских служащих, которым испытание может быть установлено и для которых оно невозможно. Причем, в отличие от испытательный срок государственного служащего, преду­смотренного Трудовым кодексом и по общим правилам составляющего 3 месяца, служащие проходят испытание сроком от 1 месяца до 1 года, а в отдельных случаях до 6 месяцев.

Испытание может устанавливаться

Испытание не устанавливается

Случаи установления

Срок испытания

При назначении граждани-
на или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ

От 1 месяца до 1 года

Гражданам, получившим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на такую службу

При назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ

От 1 до 6 месяцев

Служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа

При назначении гражданско-го служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

От 1 до 6 месяцев

Гражданам и гражданским служащим, для которых законодательством РФ
предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Например, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет (абз. 2 ч. 4 ст. 70 ТК РФ)

В срок испытания не засчитываются периоды, в которые гражданский служащий фактически не исполнял возложенные на него должностные обязанности, в частности периоды:

пребывания в отпуске без сохранения заработной платы;

пребывания в учебном отпуске.

Статьей 27 Закона № 79‑ФЗ также установлено, что если у гражданского служащего до назначения на должность не было классного чина, то по окончании испытания ему присваивается классный чин согласно ст. 11 того же закона.

Для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности в течение испытательный срок государственного служащего может быть проведена внеочередная всесторонняя оценка его деятельности.

К сведению:

Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего утверждена Минтрудом и направлена его Письмом от 14.06.2016 № 18‑1/10/В-3980.

Служебный контракт может быть расторгнут до истечения срока испытания, если будет установлено, что гражданский служащий не соответствует должности, на которую принят. Представитель нанимателя обязан предупредить служащего об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня и указать причины такого решения; служащий вправе обжаловать такое решение в судебном порядке. Гражданский служащий тоже вправе в период испытания расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя также за 3 дня. Причем объяснять причину увольнения он не обязан.

Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание.

Методика испытания.

Единая методика прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 (далее – Методика). В ней обозначены цели установления испытательный срок служащего, порядок его оформления, порядок принятия решения об установлении испытания, а также указано, как проходит само испытание и как оцениваются результаты его прохождения. Рассмотрим все по порядку.

Цели испытания

Если по Закону № 79‑ФЗ целью испытания является установление соответствия гражданского служащего занимаемой должности, то Методика относит к таким целям и подтверждение способности применить при исполнении должностных обязанностей имеющиеся у служащего знания и умения, и оценку его профессиональных и личностных качеств.

Кто принимает решение о сроке испытания?

Поскольку назначение на должность гражданской службы осуществляется сначала по акту представителя нанимателя, на основании которого заключается служебный контракт, Методикой установлено, что основанием для испытания считается условие о нем, предусмотренное в акте федерального органа исполнительной власти о назначении гражданина РФ или гражданского служащего на должность гражданской службы.

В отличие от установления испытания в соответствии с Трудовым кодексом, когда основным документом, регламентирующим прохождение испытательного срока работником, является трудовой договор, для гражданских служащих таким основным документом является акт представителя нанимателя о назначении на должность. Можно сделать вывод: если прохождение испытания установлено таким актом, но не служебным контрактом, то служащий будет рассматриваться как назначенный на должность с испытательный срок служащего.

Решение об установлении испытания в отношении гражданского служащего принимает представитель нанимателя, в том числе по представлению непосредственного руководителя в лице руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение федерального органа исполнительной власти или его территориального органа либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.

Срок испытания начинает исчисляться с даты назначения на должность гражданской службы.

Как проходит испытание?

В период испытания:

Непосредственный руководитель обеспечивает:

координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего так, чтобы результаты исполнения им поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности служащего.

ведет в таблице учет результатов исполнения им должностных обязанностей в период испытания. Форма таблицы установлена приложением 1 к Методике (и используется, если в рамках электронного делопроизводства не применяется система автоматического учета поручений).

Кадровая служба федерального органа исполнительной власти совместно с непосредственным руководителем в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

знакомят служащего с документами, регламентирующими деятельность органа власти, его структурой и функциями структурных подразделений;

представляют его коллективу;

консультируют служащего по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

организуют профессиональное развитие и (или) наставничество (при необходимости).

Как осуществляется наставничество?

Порядок наставничества определяется Положением о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296. Согласно данному Положению наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя, а организацию наставничества осуществляет кадровая служба государственного органа с использованием в том числе государственных информационных систем в области гражданской службы.

Наставничество осуществляется в отношении служащего:

поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган;

имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

Инициатором осуществления наставничества является непосредственный руководитель – он направляет представителю нанимателя предложение об этом, которое содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных служащих. У него не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением обычных должностных обязанностей. Не может являться наставником непосредственный руководитель служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем двух гражданских служащих. И наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного служащего.

Если в период наставничества наставник заболел, уехал в командировку или отсутствует на службе по другим причинам, непосредственный руководитель в течение рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет представителю нанимателя предложение для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется. Оно прекращается до истечения установленного срока лишь в случае назначения служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или увольнения с гражданской службы.

Не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества наставник представляет непосредственному руководителю служащего отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению к Положению. Отзыв о результатах наставничества, после ознакомления с ним непосредственного руководителя, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

В целях подведения итогов наставничества непосредственный руководитель проводит с гражданским служащим индивидуальное собеседование. Кроме этого, он оценивает результативность деятельности наставника на основе результатов его деятельности и профессиональной служебной деятельности служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Результативность деятельности наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий и учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Как устанавливаются результаты испытания?

Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.

В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.

К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.

Таблица содержит следующие графы:

Дата (период) выполнения поручения

Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное)

Комментарии (при наличии) непосредственного руководителя

Если служащий выдержал испытание успешно, в отзыв могут включаться рекомендации о направлении служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию. При неудовлетворительном результате испытания в отзыве указываются причины, послужившие основанием для признания служащего не выдержавшим испытание.

Отзыв о результатах испытания, содержащий мнение непосредственного руководителя о неудовлетворительном результате испытания, таблица и отзыв о результатах наставничества (при наличии) предоставляются кадровой службой представителю нанимателя не позднее чем через 3 рабочих дня после передачи отзыва в кадровую службу.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме (под подпись) согласно приложению 3 к Методике не позднее чем за 3 дня до истечения срока испытания – с указанием причин, послуживших основанием для признания служащего не выдержавшим испытание. При его отказе от ознакомления под подпись с отзывом о результатах испытания и уведомлением о неудовлетворительном результате испытания или от получения копии отзыва о результатах испытания составляется акт о таком отказе.

Отзыв о результатах испытания, таблица (за исключением случая, если в рамках электронного делопроизводства используется система автоматического учета поручений) и отзыв о результатах наставничества (при наличии) приобщаются к личному делу гражданского служащего.

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ часть 2 статьи 27 изложена в новой редакции

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, - на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа - на срок от одного до шести месяцев.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ часть 3 статьи 27 изложена в новой редакции

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ часть 4 статьи 27 изложена в новой редакции

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 204-ФЗ часть 5 статьи 27 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ часть 7 статьи 27 изложена в новой редакции

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: