Что такое иск ва

Обновлено: 28.03.2024

Суд редко полагается на слова – он верит только документам. Нельзя просто так взять и устно заявить о требованиях. Если вы намереваетесь обратиться в суд, то будьте готовы предварительно составить исковое заявление.

Что такое исковое заявление?

Суд разрешает споры – в этом весь смысл. В любом конфликте есть претензии к нарушителям, конкурентам и другим лицам.

Но мало знать, чего вы хотите добиться – нужно еще облачить свои конкретные требования в нужную форму. Судебное разбирательство может быть возбуждено только на основании искового заявления. Это ключевой документ, в котором вы письменно фиксируете ваши требования. Обязательная письменная форма закреплена на законодательном уровне – в ст.131 ГПК РФ и ст.125 АПК РФ (если имеет место предпринимательский спор).

Структура искового заявления

Условно можно разделить исковое заявление на следующие части:

  • вводную;
  • описательную;
  • мотивировочную;
  • резолютивную.

Каждая часть обязательна. Если отсутствует хотя бы один из вышеуказанных блоков, то суд не примет ваше заявление.

Содержание искового заявления

Вводная часть документа включает реквизиты – обязательные сведения об участниках спора. Необходимо указать:

  • сведения об истце (ФИО, контактные данные);
  • информацию об ответчике (ФИО, контактные данные);
  • данные о суде, в котором будет проводиться разбирательство (наименование, контактные данные).

После заполнения реквизитов нужно прописать название документа, которое характеризует суть спора. К примеру, это может быть «исковое заявление о взыскании убытков».

Далее – описательная часть, которая содержит обстоятельства дела. Вы должны изложить в хронологическом порядке суть конфликта. Важно как можно детальнее описать ситуацию, чтобы у суда не возникло лишних вопросов.

В мотивировочной части указываются ссылки на нормы закона, которые предположительно нарушил ответчик. Кроме того, вы должны прописать основания для выставления ему требований.

Резолютивная часть выражает главную суть иска – именно здесь прописываются ваши требования к ответчику. К примеру, «прошу суд взыскать убытки в размере 500 тысяч рублей».

Финальная часть документа – это дата составления, подпись и список приложений. О последних стоит поговорить подробнее.

Приложения к иску

Исковое заявление предполагает наличие веских доказательств. Суд не будет верить исключительно одному документу – вы должны подкрепить свои слова конкретными свидетельствами. Стандартный список приложений включает:

  • квитанция об оплате госпошлины (по общему правилу, 300 рублей для граждан, 6 тысяч рублей для организаций);
  • копия доверенности на представителя (при его наличии);
  • копия паспорта;
  • доказательства вашей правоты;
  • расчет взыскиваемых сумм (если суть претензии – взыскание убытков).

В качестве доказательств могут быть любые документы, на которых вы основываете свои требования. Это различные свидетельства, показания третьи лиц, фотографии, выписки, справки и другие акты.

В какой суд обращаться?

Все зависит от ваших требований и характера спора. В общем случае возможны три варианта:

  • мировой суд;
  • суд общей юрисдикции;
  • арбитражный суд.

Мировые судьи рассматривают имущественные споры стоимостью ниже 50 тысяч рублей. Если вам необходимо взыскать с должника небольшую сумму, то нужно обращаться именно в данную инстанцию. Стоит, однако, отметить, что в случае взыскания долгов составлять нужно не исковое заявление, а заявление о выдаче судебного приказа.

Общеисковой порядок рассмотрения дела в большинстве случаев характерен именно для судов общей юрисдикции. Большая часть конфликтов разбирается в данной инстанции, к примеру:

  • раздел имущества;
  • взыскание убытков;
  • признание права собственности;
  • защита чести и достоинства;
  • расторжение договора.

В арбитражный суд, в свою очередь, обращаются индивидуальные предприниматели и организации, если их конфликт связан с предпринимательской деятельностью и деловой репутацией.

Следующий шаг – определиться с конкретным местом обращения. По общему правилу, заявитель должен обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства (регистрации) ответчика. Есть исключения:


Иск регрессивный – это иск, который страховая компания предъявляет лицу, ответственному за ущерб. К примеру, если вы на своей машине попали в ДТП по вине водителя другого авто, страховая компания сначала выплачивает компенсацию вам, а затем иск на ту же сумму предъявляет тому водителю, по чьей вине произошла авария.
Либо судебный по тому же смыслу..

1. Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права. В гражданском процессе ИСК может быть предъявлен любым заинтересованным лицом в установленном законом порядке. Различают понятия ИСКА в материальном смысле (материально-правовая сторона ИСКА) и ИСК в процессуальном смысле (процессуально-правовая сторона ИСКА) . В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования посуществу на основе установленных фактов и норм законодательства - гражданского, трудового, семейного и т. д. ; во втором - о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. Закон устанавливает исчерпывающий перечень мотивов, по которым допустимы отказ в принятии ИСКА, прекращения производства по делу или оставление ИСКА без рассмотрения. ИСК состоит из элементов, определяющих характер защиты и направления исследования дела в судебном заседании. Характером предъявляемых истцом к ответчику требований определяется вид ИСКА: он может быть направлен на присуждение ответчика к совершению определенных действий или воздержанию от неправомерных действий, на установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (признание сделки ничтожной) либо на изменение или прекращение правоотношений. Основание ИСКА- фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых материальное законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Предмет ИСКА - спорное правоотношение. Формой выражения ИСКА является исковое заявление, которое должно содержать определенные реквизиты: наименование суда, куда оно адресовано, наименование и адреса сторон, фактические основания ИСКА и подтверждающие их доказательства, содержащие требования и цену ИСКА, перечень прилагаемых документов. Заявление подается с копиями по числу ответчиков и оплачивается государственной пошлиной.
2. Иск - в процессуальном смысле обращение истца (предполагаемого носителя субъективного материального права) к суду с просьбой рассмотреть материально-правовой спор с ответчиком (предполагаемым носителем субъективной обязанности) и защитить нарушенное субъективное право или охраняемый законом интерес. Средство защиты через суд (третейский суд, арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. Одновременно это и способ возбуждения правосудия по гражданским делам. В материальном смысле - материально-правовое требование истца к ответчику, составляющее предмет иска.

обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком

эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ.-историч. практикой людей, противопоставляющая иск-во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск-ва "склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей их общественной средой" (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, 1958, с. 144). Поскольку разлад этот воспринимается как непреодолимый, это ведет к отказу иск-ва от всякой активной борьбы за преобразование действительности. Нек-рые тенденции к возникновению концепции "И. д. и." существовали в различные историч. эпохи, как правило в эпохи упадка и разложения тех или иных обществ. систем и классов, напр. в эллинизме, в иск-ве Рим. империи и т.д. Однако сложившаяся концепция "И д. и." характерна для зрелого бурж. общества, как одно из направлений в развитии бурж. иск-ва и эстетич. теории. ". Капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (Маркс К., Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 261). Воспринимая весь строй бурж. действительности как последоват. отрицание красоты и эстетич. идеала, художники стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, это и приводит их к идеям "И. д. и.".

Термин "И. д. и." впервые появился в лит. кругах нем. романтиков (D. Melegari, Journal intime de Benjamin Constant. ), затем был перенесен во Францию Б. Констаном и де Сталь (в кн. "De l'Allemagne", v. 1–3, 1810). Противоречия бурж. художеств. культуры получили свое теоретич. выражение у Канта, к-рый пытался найти в художеств. деятельности утверждение гармонии между природой и обществом, между обществом и отд. человеком, между свободой и необходимостью и т.д. Но т.к. бурж. действительность несовместима с такой гармонией, то иск-во в эстетике Канта оказывалось лишенным реальной почвы. Только при полной свободе от всякого теоретич. или практич. интереса иск-во, по Канту, способно выполнить свою высокую обществ. миссию, стать выше эгоизма отд. индивидов, слить человечество в едином духовном братстве. Иск-во, по определению Канта, хотя само по себе ". и не имеет цели, но все таки содействует культуре душевных проявлений в общественности и в обмене впечатлений с другими" ("Критика способности суждения", СПБ, 1898, с. 175). Будучи не в состоянии преодолеть узкие рамки бурж. кругозора, Кант невольно представил свойственную бурж. обществу тенденцию превращения эстетич. деятельности в "И. д. и." как обнаружение истинной сущности эстетич. деятельности.

Общей чертой теорий "И. д. и.", распространившихся в 19 в., было то, что они, как правило, не принимали форму законченных эстетич. систем, а были выражением реакции художников на бурж. отношения, мораль, вкусы. В них еще многое шло от желания эпатировать буржуа парадоксами, стремления резко разойтись с общепринятыми взглядами. Это особенно характерно, напр., для Т. Готье и позднее для О. Уайльда. Особенно широкое распространение идеи"И. д. и." получили во Франции в последние годы Реставрации и первые годы правления Луи Филиппа. В 1832 Т. Готье писал в предисловии к своим "Premieres Poesies": "Какой цели служит эта книга? Она служит тому, чтобы быть прекрасной". Обществ. пользу, к-рую требуют от иск-ва, Готье истолковывал в узко утилитарном, "буржуазном" смысле и поэтому утверждал, что "из книг нельзя приготовить желатиновый суп, из романа – пару сапог без швов" (предисловие к роману "Мадемуазель де Мопэн"), Франц. романтикам и поэтам парнасской школы было свойственно презрение к "черни", к "толпе", к-рую они отождествляли с "буржуа". В Англии поворот к "И. д. и." был ознаменован появлением в 60-х гг."Поэм и баллад" Суинбёрна, к-рый провозгласил отделение иск-ва от морали и эстетики "среднего класса", восстал против новой индустриальной цивилизации и подчинения ею иск-ва. В последующие десятилетия это направление поддерживалось Патером, Уистлером, Уайльдом. "Всякое искусство совершенно бесполезно", – писал Уайльд в предисловии к "Портрету Дориана Грея". В США тенденции к "И. д. и.", причем под прямым влиянием Канта, обнаруживались в эстетич. воззрениях Э. По ("Поэтический принцип", в его кн.: Собр. соч., т. 2, пер. с англ., 1906). В России принципы эстетики "И. д. и." развивались Майковым, А. Григорьевым, Дружининым. В нач. 20 в. теория "И. д. и." получила воплощение в художеств. практике и эстетике символизма. Несмотря на внешнюю оппозиционность бурж. обществу, она фактически лишь оправдывала и освящала кризисные явления бурж. художеств. культуры и знаменовала собой переход бурж. эстетич. мысли с классических на вульгарные позиции.

В конце 19 – нач. 20 вв. концепция "И. д. и." лишается всякого критич. содержания. Делаются попытки "научно" обосновать идею "И. д. и." как выражение сущности всякой художеств. деятельности. В эстетике Бергсона делается попытка осмыслить иск-во как гл. форму интуитивного познания, свободную от всякого обществ. интереса. Иск-во, согласно Бергсону, ". представляет собой разрыв с обществом и возвращение к безыскусственной природе" (Собр. соч., T. 5, СПБ, 1914, с. 190). Кроче, наоборот, обосновывая идеи "И. д. и.", считал, что задача художника заключается в непроизвольном запечатлении внутр. психич. состояний своей собств. личности. "Невозможность выбора содержаний завершает смысл теоремы о независимости искусства, а также представляет единственное законное значение выражения: искусство для искусства. Искусство также независимо от полезного и морали, как и от науки" ("Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика", ч. 1, М., 1920, с. 59). Сторонники "И. д. и." видят в художеств. творчестве способ отрешиться от проблем обществ. жизни, от задач преобразования ее, от участия в конфликтах и классовых битвах современности.

Характерным выражением этих тенденций в совр. бурж. эстетике может служить т.н. "теория дистанции", выдвинутая Э. Баллоу. Согласно его определению, "дистанция. возникает в результате отделения объекта и его воздействия от собственного "я" путем вынесения его из сферы наших практических потребностей и целей. Только благодаря этому становится возможным "созерцание" объекта" ("Современная книга по эстетике". Антология, М., 1957, с. 424). Исходя из этого определения, Баллоу приходит к реакц. выводу, что иск-во тем более достигает цели, чем менее оно реалистично, чем больше оно удаляет зрителя от "обычного", житейского, практич. отношения к вещам. Периоды расцвета иск-ва Баллоу связывает не с эпохами обществ. подъема, а с периодами декадентства, так как ". этот распад обычно означал рост личной независимости и развитие индивидуальной культуры" (там же, с. 438–39). Распад социальных связей, рост индивидуализма – такова "позитивная" программа всех теорий "И. д. и.".

Теория "И. д. и." в принципе не может служить здоровой основой для прогрессивного развития художеств. культуры. Периоды обострения классовой борьбы, широких социальных движений неизбежно предъявляли к иск-ву высокие гражданские требования. Именно на этой почве уже в условиях 19 в. развертывалась критика концепции "И. д. и.", получившая яркое отражение в эстетике рус. революц. демократов. Стремясь поставить иск-во на службу революц. борьбе против самодержавия и крепостничества, рус. революц. демократы активно боролись с попытками оградить иск-во от вмешательства в обществ. борьбу, замкнуть его в "башню из слоновой кости". "Наш век. решительно отрицает искусство для искусства, красоту для красоты", – утверждал Белинский (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 277; см. также т. 10, 1956, с. 311). Борясь против идеи самоценности иск-ва и красоты, Чернышевский подчеркивал определяющую роль идейности в иск-ве: ". художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: "да стоило ли трудиться над подобными пустяками?" Бесполезное не имеет право на уважение" ("Эстетические отношения искусства к действительности", см. Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 79).

Ограниченность революц.-демократич. критики "И. д. и." сказалась, однако, в том, что, защищая идею гражданского служения художника, она вынуждена была снимать вопрос о специфике содержания иск-ва, отождествляя его с содержанием науки, недооценивая активной преобразующей роли иск-ва, возможностей непосредств. включения его в материально-практич. деятельность широких нар. масс. Революц.-демократич. эстетика не поставила вопроса об историч. предпосылках преодоления узкого профессионализма в иск-ве, на к-ром основывается концепция "И. д. и.".

Пытаясь разрешить противоречия, выдвинутые бурж. условиями перед иск-вом, передовые художники критич. реализма бескомпромиссно выбирали дорогу гражданского служения в иск-ве, сознательно подчас жертвуя профессион. исканиями в области формы. "Я все же художник и дитя 60–70-х годов, – писал, напр., И. Репин. – Живопись, виртуозность отрицались тогда как самый негодный порок. Выше всего ставилась идея, смысл, жизнь, жизнь картины, типичность, правда, историчность" ("Неизвестные письма И. Е. Репина", см. "Сов. Культура", 1960, 29 сент., с. 4). В этом проявилась принципиальная невозможность разрешения в рамках революц.-демократич. идеологии тех противоречий эстетич. сознания бурж. общества, к-рые на др. полюсе порождали идеи "И. д. и.". Не случайно, что эти противоречия на вершине развития критич. реализма привели к глубокому творч. кризису такого художника, как Л. Толстой, к-рый пришел к отрицанию величайших достижений профессиональной художеств. культуры.

Важную роль в критике "И. д. и." в Зап. Европе сыграла эстетич. теория англ. социалиста 2-й пол. 19 в. У. Морриса. Моррис утверждал, что вызванное бурж. обществом обособление эстетич. способностей в иск-ве как особой профессии извращает самую суть художеств. культуры, ее общенар. характер, что "создание искусства и, как следствие, наслаждение трудом не связано с творчеством только лишь таких предметов, как картины, статуи и т.д., а были и должны быть частью всякого труда в той или иной его форме" ("William Morris on art and socialism", L., 1947, p. 84). В условиях бурж. общества возникает "искусство, культивируемое меньшинством и для меньшинства, понимающего необходимость – обязанность, если бы они признавали обязанности – презирать общее стадо, держаться в стороне от всех. заботливо охранять каждый подход к дворцу искусств" ("The Collected works of William Morris", v. 22, L.–N. Y., [1914], p. 38–39). Путь преодоления "И. д. и." Моррис видел во всенародном эстетич. воспитании, в пробуждении творч., художеств. способностей широких нар. масс.

Марксизм-ленинизм впервые раскрыл социально-экономич. предпосылки концепции "И. д. и.". "Исключительная концентрация художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 393). В основе разрыва иск-ва с действительностью – этой питательной среды концепции "И. д. и." – лежит разрыв между трудом художника как "свободным творчеством по законам красоты", деятельностью по призванию и вдохновению, и материальным трудом, к-рый в бурж. условиях сводится к труду рабочего в качестве придатка машины, лишенному всякой радости и интереса, уродующему человека, калечащему его тело и дух. Иск-во оказывается несовместимым со всеми др. областями человеч. жизнедеятельности, выталкивается из их среды и противостоит им как нечто совершенно иное по своей природе. В условиях капитализма необходимым образом рождается тенденция к резкому обособлению духовного производства от материального труда, так как в бурж. обществе ". духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов" (там же, с. 31). Сфера приложения способностей, развиваемых иск-вом, оказывается ограниченной узкими рамками самого иск-ва. Стихийным отражением этой тенденции и является концепция "И. д. и.". Преодоление этой концепции предполагает, в первую очередь, ликвидацию ее предпосылок экономич. и социального порядка, требует социалистич. революции и коренной ломки бурж. системы организации труда с ее классовыми антагонизмами и противоположностью умств. и физич. труда.

Иск-во развивает не какую-нибудь специфич. человеч. способность, имеющую смысл лишь внутри самого иск-ва и неприложимую за его пределами, а всеобщую, универсальную духовную способность, к-рая, будучи развитой, может реализоваться в любой сфере человеч. деятельности и познания, будь то материальный труд, политика, наука и т.д. Иск-во организует всю сферу непосредственно-эмоцион. отношений человека к действительности, формирует его "чувственность", культивирует фантазию, творч. воображение. Оно делает человека чутким к восприятию красоты не для того только, чтобы облегчить ему восприятие произведений иск-ва, а и для того, чтобы вооружить его способностью к творч. преобразованию мира. Вскрывая социальные корни концепции "И. д. и.", марксизм-ленинизм выдвигает в противовес этой концепции принцип партийности иск-ва. Реальный выход из кризиса, к к-рому приводит иск-во бурж. общества, возможен не на пути отстаивания мнимой независимости художника от общества, а через тесную связь иск-ва с жизнью. Ленин, критикуя лицемерие и фальшь бурж. анархич. лозунгов "свободы творчества", видел осн. задачу в том, чтобы противопоставить бурж. лит-ре ". действительно свободную, о т к р ы т о связанную с пролетариатом литературу" (Соч., т. 10, с. 30). С победой социалистич. революции и строительством коммунистич. общества иск-во включается в общий процесс переустройства мира на коммунистич. началах, и в живом непосредств. контакте с действительностью, с трудом и борьбой миллионов трудящихся черпает силы для своего поступат. развития. "Искусство принадлежит народу, – говорил Ленин. – Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (цит. по кн.: Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). В эпоху строительства коммунистич. общества, когда для каждого человека открываются возможности для разностороннего развития его способностей и дарований, концепция "И. д. и." теряет всякую почву.

Лит.: Ленин В. И., Партийная организация и партийная литература, Соч., 4 изд., т. 10; его же, О "Вехах", там же, т. 16; Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Литература и эстетика. т. 1, М., 1958; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик. Послесловие, в кн.: Шиллер Φ., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Wi1liam К Wimsatt, Jr, Cleanth Brooks, Literary criticism, Yale university, N. Y., 1957. См. также лит. к ст. Искусство.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .


Определение того, что такое исковое заявление, осталось практически неизменным со времен Древнего Рима: под ним понимается стремление человека восстановить свои законные права в судебном порядке. Такое «обращение за справедливостью» может быть оформлено только в письменной форме и подаваться в суды различных инстанций.

Исковое заявление: две стороны одной медали

Исковое заявление подается в отношении того, кто виновен по мнению заявителя в возникновении проблемы. Как в такой ситуации реагировать ответчику, и что делать: пришло исковое заявление, значит, появилась потенциальная проблема, однако в панику впадать не следует.

Конечно, сначала надо ознакомиться с сутью претензии и требований, затем действовать по одному из вариантов: ждать повестки из суда для рассмотрения дела по существу или заранее подготовить для судебного процесса свои возражения. Они могут быть направлены в инстанцию еще до заседания в письменной форме или озвучены в ходе судебного процесса.

Истцом и ответчиком может выступать как юридическое, так и частное лицо. Если в первом случае, когда осуществляется составление искового заявления можно воспользоваться услугами штатного юриста (если таковой имеется), то простым гражданам без помощи профессионалов, обладающих не только требуемыми знаниями в области юриспруденции, но и практическим опытом, не обойтись. Специалист не только поможет составить документ, но и проконсультирует по всем вопросам после того, как частное лицо или компания подала исковое заявление, что дальше потребуется сделать, для защиты своих прав.

Обязательные пункты искового заявления

Согласно статье 131 Гражданско-процессуального кодекса в исковом заявлении в обязательном порядке должно быть указано:


  1. Наименование суда, в который направляется иск;
  2. Личные данные заявителя. Для частного лица это - ФИО, адрес регистрации, для организации - наименование юридического лица, адрес регистрации, личные данные представителя организации;
  3. Личные данные ответчика, известные истцу;
  4. Изложение сути иска, а именно нарушений со стороны Ответчика и требований к нему;
  5. Описание обстоятельств дела, на основании которых выдвинуты требования;
  6. Исковая сумма и ее расчет;
  7. Описание предпринятых попыток урегулировать проблему с ответчиком в досудебном порядке (обязательно в том случае, если речь идет о невыполнении договорных обязательств, и в договоре был прописан пункт о подобном способе решения споров);
  8. Список документов, приложенных к иску.

Исковое заявление: способ защитить свои права

В практически любой сфере человеческой жизни может возникнуть конфликт интересов, в котором каждая из сторон будет совершенно искренне считать себя единственно правой. Нередки и ситуации злонамеренного, заведомо незаконного ущемления прав. Вне зависимости от того, нарушаются ли ваши права по незнанию законов или сознательно, вы имеете полное право отстаивать их в суде.

Иск - это единственный приемлемый в цивилизованном обществе способ защиты собственных прав, применяемый в тех случаях, когда попытка полюбовного урегулирования конфликта не увенчалась успехом. Но одновременно это означает, что перед подачей иска в суд необходимо осуществить шаги по досудебному урегулированию (для целого ряда имущественных исков этот этап является обязательным). И только после того, как у вас на руках будет документарное подтверждение попытки досудебного урегулирования (например, копия претензии, направленной заемщику или страховой компании), нужно будет готовить иск.

Как составить исковое заявление

Исковое заявление – официальный документ, в котором нет места для каких бы то ни было эмоций: обид, негодования, возмущения и т.д. В нем должны быть изложены сухие факты, а также само изложение должно быть последовательным, логичным, аргументированным, подкрепленным законодательными нормами, к которым вы апеллируете. При этом иски по смежным делам должны составляться раздельно (например, если вы подаете на развод, то, в зависимости от того, какие вопросы вам удалось урегулировать, а какие – нет, вам могут понадобиться различные бумаги. Это и иск о расторжении брака, и иск о разделе совместно нажитого имущества, и иск об определении места проживания детей, и иск о начислении алиментов и др.).

Зачастую физическим лицам бывает сложно самостоятельно составить грамотное исковое заявление, и в этом случае целесообразно обратиться за помощью в юридическую фирму, где вам не только помогут правильно оформить иск, но и подскажут последовательность ваших шагов после того, как вы подали исковое заявление (что дальшеделать – не знает большинство истцов).

Для того чтобы правильно составить иск, необходим юридический анализ вашей ситуации, провести который своими силами - ввиду недостаточного владения законодательной базой - большинству истцов бывает затруднительно. Кроме того, к иску должен прилагаться пакет документов, подтверждающих требования истца, и в формировании его вам также поможет юрист.

Виды исков

Иски классифицируются по нескольким признакам:

  • по процессуальной задаче иска различают: позитивные и негативные деклараторные иски (иски о признании чего-либо недействительным); исполнительные иски (например, иск о взыскании задолженности); преобразовательные иски (например, иск о расторжении брака); превентивные иски (имеют место, когда права еще не нарушены, но существует риск их нарушения);
  • по правовым основаниям иска различают: иски в хозяйственном процессе, иски в сфере семейного права, трудовые иски, имущественные иски и др.;
  • по типу защищаемого интереса: личные иски, групповые иски, иски в защиту неограниченного круга лиц.

Иск материализуется в форме искового заявления, поэтому особенности того или иного его вида отражаются на нюансах составления искового заявления.

Исковое заявление: как быть, если вы – ответчик?

Что делать, если пришло исковое заявление? Во-первых, необходимо проконсультироваться с юристом, специализирующимся на вопросах, составляющих предмет иска, и изложить свое видение ситуации. Если на ваше имя направлено исковое заявление, это еще не означает, что суд встанет именно на сторону истца: зачастую взыскатель склонен односторонне представлять ситуацию, умалчивая факты, которые помогут вам выиграть дело.

Если вы сами в совершенстве владеете нормативно-законодательной базой, то самостоятельно сможете разработать собственную стратегию, но в большинстве случаев правовая помощь будет чрезвычайно актуальной.

Вам необходимо подготовить отзыв на исковое заявление, а также, возможно, и встречный иск. Единственное, чего нельзя делать, – игнорировать иск, поскольку в случае, если в положенный срок суд не получит отзыв, судебное заседание пройдет без вашего участия (и даже если истец его не выиграет, судебные издержки могут лечь на ответчика).

Еще больше интересных статей читайте в нашем блоге .

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

49. Типы изобразительности в различных видах иск-ва. (надо дополнить…)

В настоящее время, равно как и в предыдущие эпохи, существует два противоположных по способу изобразительности направления в изобразительном искусстве. Первое направление своей главной целью ставит наиболее точное воспроизведение натуры. Второе направление своей задачей считает отражение реальности в обобщённом, знаковом виде. Первый тип изобразительности формирует у зрителя внимательность, наблюдательность, зоркость взгляда на окружающий мир. Второй тип изобразительности учит нас избирательному, острому и существенному восприятию предметов и явлений окружающей среды.
Эти два способа изобразительности существовали всегда. Но если для ранних этапов развития человеческой цивилизации было характерно условное, знаковое изображение, то со времён расцвета античного искусства и вплоть до конца XIX века господствовал первый тип изобразительности. Наиболее точное воспроизведение натуры считалось самым важным для художника, свидетельствовало о его мастерстве. Подобная изобразительность рассматривалась как высший уровень развития искусства. Однако условная живопись продолжала существовать и в эти эпохи. Знаковая, отдалённая от натуры изобразительность характерна для всего религиозного искусства на протяжении всей истории его существования. С появлением во второй половине XIX века импрессионизма условность и знаковость постепенно проникают и в светское искусство, в светскую живопись и доминируют в течение всего XX века. Это связано ещё и с тем, что в середине XIX века человечеством изобретена фотография - аналог натуралистической живописи. Она также является видом искусства, так как в лучших фотоработах в полной мере присутствуют и образность, и острое ощущение натуры, и грамотная, уравновешенная, гармоничная композиция. Есть и другие виды искусства, где в той или иной форме воспроизводится натура. Это документальное и художественное кино, а также телевидение. Таким образом, задачи и функции современного изобразительного искусства существенно изменились. Именно поэтому в живописи, графике и скульптуре XX века доминирует абстракция.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: