Что такое государственные архивы для целей правопреемства

Обновлено: 24.04.2024

  • Часть I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Сфера применения настоящей Конвенции
    • Статья 2. Употребление терминов
    • Статья 3. Случаи правопреемства государств, подпадающих под действие настоящей Конвенции
    • Статья 4. Применение настоящей Конвенции во времени
    • Статья 5. Правопреемство в других областях
    • Статья 6. Права и обязательства физических или юридических лиц
    • Раздел 1. Введение (ст.ст. 7 - 13)
      • Статья 7. Сфера применения настоящей Части
      • Статья 8. Государственная собственность
      • Статья 9. Последствия перехода государственной собственности
      • Статья 10. Дата перехода государственной собственности
      • Статья 11. Переход государственной собственности без компенсации
      • Статья 12. Отсутствие последствия правопреемства государств для собственности третьего государства
      • Статья 13. Сохранение и невредимость государственной собственности
      • Статья 14. Передача части территории государства
      • Статья 15. Новое независимое государство
      • Статья 16. Объединение государств
      • Статья 17. Отделение части или частей территории государства
      • Статья 18. Разделение государств
      • Раздел 1. Введение (ст.ст. 19 - 26)
        • Статья 19. Сфера применения настоящей Части
        • Статья 20. Государственные архивы
        • Статья 21. Последствия перехода государственных архивов
        • Статья 22. Дата перехода государственного архива
        • Статья 23. Переход государственных архивов без компенсации
        • Статья 24. Отсутствие последствия правопреемства государств для архивов третьего государства
        • Статья 25. Сохранение целостности государственных архивных фондов
        • Статья 26. Сохранение и невредимость государственных архивов
        • Статья 27. Передача части территории государства
        • Статья 28. Новое независимое государство
        • Статья 29. Объединение государств
        • Статья 30. Отделение части или частей территории государства
        • Статья 31. Разделение государства
        • Раздел 1. Введение (ст.ст. 32 - 36)
          • Статья 32. Сфера применения настоящей Части
          • Статья 33. Государственный долг
          • Статья 34. Последствия перехода государственных долгов
          • Статья 35. Дата перехода государственных долгов
          • Статья 36. Отсутствие последствий правопреемства государств для кредиторов
          • Статья 37. Передача части территории государства
          • Статья 38. Новое независимое государство
          • Статья 39. Объединение государств
          • Статья 40. Отделение части или частей территории государства
          • Статья 41. Разделение государства
          • Статья 42. Консультации и переговоры
          • Статья 43. Примирительная процедура
          • Статья 44. Судебное разрешение и арбитраж
          • Статья 45. Разрешение по взаимному согласию
          • Статья 46. Другие находящиеся в силе положения о разрешении споров
          • Статья 47. Подписание
          • Статья 48. Ратификация
          • Статья 49. Присоединение
          • Статья 50. Вступление в силу
          • Статья 51. Аутентичные тексты

          Венская Конвенция
          о правопреемстве государств в отношении государственной
          собственности, государственных архивов
          и государственных долгов
          (Вена, 8 апреля 1983 г.)

          Государства-участники настоящей Конвенции,

          учитывая глубокие изменения в международном сообществе, обусловленные процессом деколонизации,

          учитывая также, что другие факторы могут в будущем приводить к случаям правопреемства государств,

          будучи убежденными в этих обстоятельствах в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм, касающихся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов как средства обеспечения более надежной правовой основы международных отношений,

          отмечая, что принципы свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

          подчеркивая важное значение кодификации и прогрессивного развития международного права, в которых заинтересовано международное сообщество в целом и которые имеют особое значение для укрепления мира и международного сотрудничества,

          полагая, что вопросы, касающиеся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, имеют особое значение для всех государств,

          принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

          напоминая, что уважение территориальной целостности и политической независимости любого государства является требованием Устава Организации Объединенных Наций,

          подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права,

          договорились о нижеследующем:

          Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          Данная Конвенция, как и Конвенция 1978 г., регулирует вопросы правопреемства в процессе деколонизации. Действие Конвенции 1983 г. распространяется на правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов, и государственных долгов.

          Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Вена, 8 апреля 1983 г.)

          Текст Конвенции опубликован в сборнике "Действующее международное право" т. 1

          Конвенция не вступила в силу (вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение пятнадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении)

          СОГЛАШЕНИЕ
          о правопреемстве в отношении государственных
          архивов бывшего Союза ССР

          Государства - участники Содружества Независимых Государств, именуемые далее Стороны,

          признавая, что одним из последствий прекращения существования Союза ССР является вопрос о правопреемстве в отношении государственных архивов,

          считая необходимым определить общий подход к решению данного вопроса,

          придавая важное значение созданию полноценных архивных фондов государств-участников,

          согласились о следующем:

          Стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской Империи и Союза ССР, которые хранятся в государственных архивах, находящихся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документальных материалов.

          Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории.

          Стороны имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

          В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждая из Сторон имеет право доступа к ним и получения необходимых копий. При проведении работ по выявлению и копированию документов для государств - участников Содружества официальным представителям государственной архивной службы предоставляются максимально благоприятные условия для работы.

          Представители государственных архивных служб Сторон проводят регулярные консультации на многосторонней или двусторонней основе для обсуждения вопросов сотрудничества в данной области.

          Стороны обеспечивают доступ исследователей к документам их государственных архивов в соответствии с порядком, установленным их национальным законодательством.

          Стороны признают на своих территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивными учреждениями других государств - участников Содружества.

          В тех случаях, когда какие-либо документы, хранящиеся в государственных архивах одного государства, затрагивают интересы другого или других государств - участников Содружества, заинтересованные Стороны принимают дополнительные согласованные меры по использованию и обеспечению сохранности этих документов и предотвращению их уничтожения.

          Вопросы, связанные с возвращением документов, с порядком обмена копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны быть предметом двусторонних соглашений.

          В случаях, когда Стороной-владельцем передается право использования архивных документов, затрагивающих интересы другой Стороны, иностранным государствам, юридическим или физическим лицам, право на использование этих документов сохраняется за Стороной, интересы которой затрагивает этот документ.

          Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

          Совершено в Москве 6 июля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

          Текст документа сверен по:
          "Бюллетень международных
          договоров"
          N 8, 1993 год

          ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
          о правопреемстве государств в отношении
          государственной собственности,
          государственных архивов
          и государственных долгов

          Государства-участники настоящей Конвенции,

          учитывая глубокие изменения в международном сообществе, обусловленные процессом деколонизации,

          учитывая также, что другие факторы могут в будущем приводить к случаям правопреемства государств,

          будучи убежденными в этих обстоятельствах в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм, касающихся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов как средства обеспечения более надежной правовой основы международных отношений,

          отмечая, что принципы свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

          подчеркивая важное значение кодификации и прогрессивного развития международного права, в которых заинтересовано международное сообщество в целом и которые имеют особое значение для укрепления мира и международного сотрудничества,

          полагая, что вопросы, касающиеся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, имеют особое значение для всех государств,

          принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

          напоминая, что уважение территориальной целостности и политической независимости любого государства является требованием Устава Организации Объединенных Наций,

          принимая во внимание положения Венских конвенций о праве международных договоров 1969 года и о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года,

          подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права,

          договорились о нижеследующем:

          Часть I
          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Статья 1
          Сфера применения настоящей Конвенции

          Настоящая Конвенция применяется к последствиям правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

          Статья 2
          Употребление терминов

          1. Для целей настоящей Конвенции:

          а) "правопреемство государств" означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;

          b) "государство-предшественник" означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государств;

          с) "государство-преемник" означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;

          d) "момент правопреемства государств" означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств;

          е) "новое независимое государство" означает государство-преемник, территория которого непосредственно перед моментом правопреемства государств являлась зависимой территорией, за международные отношения которой было ответственно государство-предшественник;

          f) "третье государство" означает любое государство, которое не является ни государством-предшественником, ни государством-преемником.

          2. Положения пункта 1, касающиеся употребления терминов в настоящей Конвенции, не затрагивают употребление этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве любого государства.

          Статья 3
          Случаи правопреемства государств, подпадающие
          под действие настоящей Конвенции

          Настоящая Конвенция применяется только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и, в особенности, в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

          Статья 4
          Применение настоящей Конвенции во времени

          1. Без ущерба для применения любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых подпадали бы последствия правопреемства государств в силу международного права независимо от настоящей Конвенции, она применяется исключительно в отношении правопреемства государств, которое наступило после ее вступления в силу, если не достигнута иная договоренность.

          2. Государство-преемник может в момент выражения своего согласия быть связанным настоящей Конвенцией или в любой последующий момент сделать заявление, что оно будет применять ее положения к своему собственному правопреемству государств, наступившему до вступления настоящей Конвенции в силу, в своих взаимоотношениях с любым другим договаривающимся государством или с любым другим государством-участником Конвенции, которое сделает заявление о своем согласии с указанным заявлением этого государства-преемника. С даты вступления Конвенции в силу между государствами, сделавшими заявления, или с даты заявления о согласии - в зависимости от того, какая из них является более поздней, - положения настоящей Конвенции будут применяться к последствиями правопреемства государств с момента этого правопреемства государств.

          3. Государство-преемник может в момент подписания настоящей Конвенции или в момент выражения своего согласия быть связанным ею сделать заявление, что оно будет временно применять ее положения к своему собственному правопреемству государств, наступившему до вступления настоящей Конвенции в силу, в своих взаимоотношениях с любым другим договаривающимся или подписавшим ее государством, которое сделает заявление о своем согласии с указанным заявлением этого государства-преемника; с даты такого заявления о согласии положения настоящей Конвенции будут применяться временно к последствиям правопреемства государств во взаимоотношениях между этими двумя государствами с момента этого правопреемства государств.

          4. Заявление в соответствии с пунктами 2 или 3 должно содержаться в письменном уведомлении, направляемом депозитарию, который будет информировать участников настоящей Конвенции и государства, имеющие право стать ее участником, об указанном уведомлении и о его содержании.

          Статья 5
          Правопреемство в других областях

          Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, касающийся последствий правопреемства государств в других областях, помимо тех, которые предусмотрены в настоящей Конвенции.

          Статья 6
          Права и обязанности физических или
          юридических лиц

          Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, касающийся прав и обязательств физических или юридических лиц.

          Часть II
          ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

          Раздел 1. Введение

          Статья 7
          Сфера применения настоящей Части

          Статьи настоящей Части применяются к последствиям правопреемства государств в отношении государственной собственности государства-предшественника.

          Статья 8
          Государственная собственность

          Для целей статей настоящей Части "государственная собственность государства-предшественника" означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств, принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

          Статья 9
          Последствия перехода государственной
          собственности

          Переход государственной собственности
          государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого
          государства и возникновение прав государства-преемника на
          государственную собственность, которая переходит к
          государству-преемнику с учетом положений статей настоящей Части.

          Статья 10
          Дата перехода государственной собственности

          Если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государств.

          Статья 11
          Переход государственной собственности
          без компенсации

          С соблюдением положений статей настоящей Части и если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

          Статья 12
          Отсутствие последствия правопреемства государств
          для собственности третьего государства

          Правопреемство государств как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент правопреемства государств находятся на территории государства-предшественника и которые в указанный момент принадлежат согласно внутреннему праву государства-предшественника третьему государству.

          Статья 13
          Сохранение и невредимость государственной
          собственности

          Для целей применения положений статей настоящей Части государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с этими положениями.

          Раздел 2. Положения, относящиеся к
          определенным категориям правопреемства государств

          Статья 14
          Передача части территории государств

          1. Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними.

          2. В случае отсутствия такого соглашения:

          а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

          b) движимая государственная собственность
          государства-предшественника, связанная с деятельностью
          государства-предшественника в отношении территории, являющейся
          объектом правопреемства государств, переходит к
          государству-преемнику.

          Статья 15
          Новое независимое государство

          1. Когда государство-преемник является новым независимым государством:

          а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

          b) недвижимая собственность, принадлежавшая территории, являющейся объектом правопреемства государств, находящаяся за ее пределами и ставшая государственной собственностью государства-предшественника в период зависимости, переходит к государству-преемнику;

          с) недвижимая государственная собственность
          государства-предшественника, иная, чем указанная в подпункте b, и
          находящаяся за пределами территории, являющейся объектом
          правопреемства государств, в образовании которой принимала участие
          зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле,
          соответствующей вкладу зависимой территории;

          d) движимая государственная собственность
          государства-предшественника, связанная с деятельностью
          государства-предшественника в отношении территории, являющейся
          объектом правопреемства государств, переходит к
          государству-преемнику;

          е) движимая собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника, переходит к государству-преемнику;

          f) движимая государственная собственность
          государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в
          подпунктах d и е, в образовании которой принимала участие зависимая
          территория, переходит к государству-преемнику в доле,
          соответствующей вкладу этой зависимой территории.

          2. Когда новое независимое государство образовано из двух или нескольких зависимых территорий, переход государственной собственности государства-предшественника или государств-предшественников к новому независимому государству регулируется в соответствии с положениями пункта 1.

          3. Когда зависимая территория становится частью территории государства, иного, чем государство, которое несло ответственность за ее международные отношения, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику регулируется в соответствии с положениями пункта 1.

          4. Соглашения, заключенные между государством-предшественником и новым независимым государством для регулирования правопреемства в отношении государственной собственности государства-предшественника иным образом, чем в соответствии с пунктами 1 - 3, не должны наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

          Статья 16
          Объединение государств

          Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

          Статья 17
          Отделение части или частей территории государства

          1. Когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство-преемник, и если государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе:

          а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

          b) движимая государственная собственность
          государства-предшественника, связанная с деятельностью
          государства-предшественника в отношении территории, являющейся
          объектом правопреемства государств, переходит к
          государству-преемнику;

          Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. государственные архивы государства-предшественника есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

          Когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству. Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

          В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

          Например, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. предусматривает переход под юрисдикцию государств — участников СНГ государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

          В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждое государство — член СНГ имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

          Вопросы, связанные с возвращением документов, с порядком обмена копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны быть предметом двусторонних соглашений.

          Правопреемство в отношении государственных долгов.

          Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

          Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора. Например, после распада СССР Российская Федерация как правопреемник Союза ССР приняла на себя обязательства о частичном урегулировании задолженностей бывшего СССР перед Финляндской Республикой. В Соглашении от 30 мая 1995 г. определены условия реструктуризации задолженности.

          Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

          Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

          Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

          Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.

          В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами. Доля России составляет 61,34%, Украины — 16,37, Республики Беларусь — 4,13, Узбекистана — 3,27, Казахстана — 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.

          Например, Российская Федерация и Украина 9 декабря 1994 г. подписали Соглашение, в соответствии с которым Украина передала, а Российская Федерация приняла на себя обязательства по выплате доли Украины во внешнем государственном долге бывшего Союза ССР.

          Правопреемство государствв отношении гражданства физических лиц.Как справедливо отмечает новозеландский юрист О'Коннел, «последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области правовых норм о правопреемстве государства».

          Проблема гражданства в случае правопреемства государств требует разработки и принятия универсальной конвенции. Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств.

          Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была первым международным документом, в котором закреплено «право каждого человека на гражданство». Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. признают право каждого ребенка на приобретение гражданства.

          Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.

          Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jus soti (права почвы) или jus sanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

          Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи.

          Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств.

          Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

          Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась. В договорах, заключенных после Первой мировой войны, общая политика состояла в обеспечении того, чтобы члены какой-либо семьи приобретали то же гражданство, что и глава семьи, независимо от того, приобрел ли последний его автоматически или путем оптации.

          Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство: а) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; б) имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

          В качестве объекта правопреемства Венская конвенция 1983 года определяет только «государственную собственность». Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. Под государственной собственностью государства-предшественника Конвенция понимает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

          В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если иное не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом. Но имеются и особенности в зависимости от категории правопреемства государств.

          Когда государства объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

          Для более сложных случаев Венская конвенция в качестве основного способа решения проблем правопреемства указывает взаимное соглашение и лишь в случае его отсутствия предлагает свои правила. Согласно положениям Конвенции правовой режим перехода государственной собственности основывается на территориальном принципе в сочетании с принципом справедливости.

          Государственный долг определен Венской конвенцией 1983 года как любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшего в соответствии с международным правом.

          Если новое государство возникает в результате объединения нескольких государств, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. (Ст.39 Венской конвенции 1983 года).

          При разделении государства или отделении части территории от государства и образовании на ней государства-преемника, а также когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между вовлеченными в правопреемство сторонами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. (Ст.ст.37, 40, 41).

          Когда государство-преемник является новым независимым государством (возникшим в процессе деколонизации, в результате реализации права на самоопределение), то долговые обязательства государства-предшественника не переходят к государству-преемнику. Ст.38 Венской конвенции предполагает возможность заключения иного договора с учетом связи между этим государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому государству. Однако такое соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового независимого государства.

          Согласно Венской конвенции 1983 года государственные архивы государства-предшественника означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

          В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории предшественника, но принадлежат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст.24).

          Конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов (ст.25). При объединении государств архивы переходят к объединенному государству. Для всех иных случаев установлены практически общие основные правила. Часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в интересах нормального управления его территорией, переходит к этому преемнику. Переходит также часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории преемника.

          Предшественник обязан предоставить преемнику сведения, касающиеся его права на территорию, определяющие его границы, а также те, которые необходимы для выяснения смысла документов из переданного архива.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: