Что такое декларация бальфура какую роль она сыграла в создании государства израиль

Обновлено: 28.03.2024

К тому времени, когда скончался Теодор Герцль, уже существовали основные структуры сионистского движения: Сионистская организация, Фонд еврейского поселенческого движения (основан в 1899 году) и Еврейский национальный фонд (основан в 1901 году; задачей фонда был выкуп земель в Палестине и подготовка этих земель для нужд поселенческого движения).

Число евреев, переселившихся в Землю Израиля, было пока невелико, но темп роста населения был все-таки больше, чем раньше: если в 1882-1904 годах приезжала примерно тысяча евреев в год, то в 1904-1914 годах приезжало по три тысячи. К началу первой мировой войны еврейское население Земли Израиля насчитывало 85.000 человек. Но сионистскому движению не хватало одной очень важной вещи: признания со стороны большой державы, пользуясь которым можно было бы сделать сионистскую мечту реальностью. Возможность добиться этого признания возникла после первой мировой войны, в которой Оттоманская империя встала на сторону Германии, Австро-Венгерской империи и Болгарии против Британии, Франции, России, Италии, а в конце концов и Соединенных Штатов. 2.11.1917 британское правительство опубликовало документ, в котором выражалось признание права еврейского народа на создание национального очага на своей исторической родине. Этот документ вошел в историю под именем Декларации Бальфура .

На этом уроке мы будем изучать последовательность исторических событий, приведшую к публикации Декларации Бальфура, ее значение, а также увидим, благодаря кому был опубликован этот документ.

1 . Декларация Бальфура – дипломатическая ситуация

1) Британская политика на Ближнем Востоке в начале XX века

2) Послание Мак-Магона (1915)

В 1915 году нападение турок на Суэцкий канал со стороны Синайской пустыни закончилось поражением. Несмотря на победу, англичане стали проявлять беспокойство по поводу судьбы Суэцкого канала и поэтому усилили свою антитурецкую деятельность. Англичане попытались убедить Хусейна, вождя арабов Аравийского полуострова, присоединиться к антитурецкому восстанию. Хусейн потребовал « награды » . Британский министр Мак-Магон, бывший в то время военным губернатором Египта, в октябре 1915 года направил Хусейну письмо, известное как « Послание Мак-Магона » . В этом послании было заявлено, что Британия готова признать независимость арабов на территории от Средиземного моря до Персидского залива при условии отказа от территорий севернее Дамаска и Персидского залива. В послании не были обозначены границы предполагаемых государств. Обещания были достаточно расплывчатыми. Арабы утверждали, что в « Послании Мак-Магона » Земля Израиля была обещана им в качестве независимого арабского государства, англичане категорически это отрицали и утверждали, что Земля Израиля не была включена в обещанные арабам территории.

3) Соглашение Сайкса-Пико (1916)

В разгар первой мировой войны, еще до того, как судьба Ближнего Востока была решена, в мае 1916 года между Францией и Британией был подписан договор, известный как Соглашение Сайкса-Пико. Согласно этому договору, Ближний Восток был разделен на « сферы влияния » этих двух великих держав. Было установлено, что на Аравийском полуострове будет основано независимое арабское государство, а Ирак и Сирия войдут в сферы влияния. Земля Израиля будет частично под французским, частично под английским, а частично под международным управлением. Территория между Газой и Акабским заливом, включая берег Иордана до Персидского залива, будет во власти Британии. Хотя Британия обеспечила свое влияние от Средиземного моря до Персидского залива, она не была довольна этим соглашением и поэтому не собиралась его выполнять.

В начале войны перед Сионистской организацией встала серьезная проблема. Центр движения находился в Берлине. Германия и Австрия вступили в острое противостояние со странами Антанты – Англией, Францией и Россией. Во всех этих странах существовали значительные еврейские центры, десятки тысяч солдат-евреев воевали по обе стороны фронта. Руководители сионистского движения заняли нейтральную позицию и остерегались выражать поддержку одной из воюющих сторон, чтобы не повредить евреям противной стороны. Однако некоторые руководители Сионистской организации были убеждены, что сионизм не может надеяться на турецкую власть и что Британия должна завоевать Землю Израиля. Во главе этой группы стоял доктор Хаим Вейцман. Более трех лет без устали трудился он для того, чтобы британское правительство признало сионистское движение.

Хаим Вейцман (1874-1952) родился в местечке Мотыли около Пинска, в « черте оседлости » . Его отец, богатый лесоторговец, послал его учиться в Германию и Швейцарию. В возрасте 25 лет Вейцман получил докторскую степень, в 1904 году стал профессором химии в Манчестерском университете в Англии. Начиная со Второго сионистского конгресса он принимал деятельное участие в сионистском движении. Вейцман был одним из противников угандийской программы. На Восьмом конгрессе, в 1907 году, была принята его позиция синтетического сионизма , сочетавшая практическую деятельность в Палестине с дипломатической деятельностью, подобной той, которой занимался Теодор Герцль. На последнем предвоенном Девятом конгрессе, состоявшемся в 1913 году, по предложению Вейцмана и Усышкина было принято решение основать в Иерусалиме Еврейский университет, который стал одним из важнейших достижений сионизма на Земле Израиля.

Самым значительным периодом в жизни Хаима Вейцмана было время первой мировой войны. Как химик, он помогал Британии; как пламенный сионист, с самого начала войны веривший в победу англичан, он прилагал огромные дипломатические усилия, целью которых было внедрение идеи еврейского государства в сознание общественных деятелей Британии. Вейцман сумел привлечь на свою сторону влиятельного редактора газеты « Манчестер гардиан » Чарльза Скотта. Через Чарльза Скотта он познакомился с Гербертом Самюэлем, первым евреем, ставшим министром в британском кабинете, а позднее – первым британским верховным комиссаром Палестины, а также с Дэйвидом Ллойд-Джорджем. который в 1915 году стал военным министром, а годом позже – главой правительства. Вейцман еще более сблизился с виднейшими политическими деятелями Британии после того, как разработал новый способ производства ацетона, важного химического компонента взрывчатки. Когда лорд Бальфур занял пост министра иностранных дел в коалиционном правительстве Ллойд-Джорджа, британское правительство было уже готово к тому, чтобы на государственном уровне признать сионистское движение, что было этому движению совершенно необходимо.

Хаим Вейцман впервые встретил лорда Бальфура в 1906 году, после того как тот потерял пост главы правительства. В своей автобиографии Вейцман описывает, как во время этой встречи он, сионист, объяснил британскому политику, почему сионистское движение не могло принять угандийский проект, предложенный ему во время правления Бальфура:

« И вдруг я сказал ему: “Мистер Бальфур, допустим, что я предложу Вам Париж вместо Лондона, Вы его примете?” Он выпрямился в кресле, посмотрел на меня и сказал: “Но, доктор Вейцман, Лондон – наш!”

“Верно, – сказал я, – а Иерусалим был нашим уже тогда, когда на месте Лондона не было ничего, кроме болота” » .

3. Декларация Бальфура: содержание и причины публикации

Существовали серьезные обстоятельства, припятствовавшие публикации Декларации:

1) Многие британские политики считали еврейское государство абсолютным абсурдом, фантазией, порожденной воспаленным восточным воображением и не судящей никакой пользы для британской империи.

2) Министерство иностранных дел опасалось, что « ухаживание за евреями испортит отношения с арабами » .

3) На Востоке начинало развиваться арабское национальное движение.

4) В Англии существовали антисионистские еврейские круги, которые противились публикации Декларации Бальфура из опасения, что таким образом будет нанесен ущерб положению английских евреев.

5) Для большинства британцев судьба Земли Израиля казалась вопросом третьестепенной важности по сравнению с другими проблемами, связанными с войной.

Несмотря на все трудности, 2 ноября 1917 года. после долгих и утомительных переговоров, в ходе которых стороны обменялись несколькими черновыми вариантами, долгожданная Декларация появилась в виде письма, подписанного лордом Бальфуром и адресованного барону Ротшильду, неофициальному главе британского еврейства. В этой декларации говорилось:
« Дорогой лорд Ротшильд, мне выпала большая честь передать Вам от имени Его Величества следующую Декларацию поддержки еврейских сионистских устремлений, поданную на рассмотрение кабинета и утвержденную им: “Правительство Его Величества с одобрением смотрит на основание национального очага еврейского народа в Земле Израиля и сделает все, что в его силах, чтобы облегчить осуществление этой задачи, при условии, что не будет сделано ничего, что могло бы причинить ущерб гражданским и религиозным правам нееврейских общин, проживающих в Земле Израиля, или правам и политическому положению евреев в других странах” » .

Какие обстоятельства вызвали публикацию Декларации Бальфура?

1) Энергичная деятельность Хаима Вейцмана, выходца из « черты оседлости » , который с головой окунулся в дело международной дипломатии и добился для евреев такой победы, о которой они не осмеливались мечтать. Вейцман достиг столь значительного влияния в высших кругах благодаря своим широким связям, европейской манере поведения, своему научному имени, своей логике и своей настойчивости.

2) Начиная с 1916 года британское правительство возглавляли Ллойд-Джордж и Бальфур. Они были протестантами, воспитанными на библейской традиции, и поэтому симпатизировали сионизму, видя в нем справедливую национальную задачу, своего рода боговдохновенное подвижничество.

3) В решающий момент первой мировой войны Британия старалась привлечь на свою сторону евреев всего мира.

4) Британской армии предстояло захватить Палестину, поэтому Британия была заинтересована в наличии в стратегически важном районе, недалеко от Суэцкого канала, дружественного еврейского населения.

5) После февральской революции 1917 года в России Англию волновало, какую позицию в войне займет новое правительство. Англичане были заинтересованы в привлечении симпатий российского еврейства на сторону стран-союзниц.

6) Признание сионистского движения давало Британии возможность предстать в глазах мирового сообщества не в качестве империалистического захватчика, угнетателя других народов, а в качестве покровителя местных национальных движений.

4. Значение Декларации Бальфура

Первой реакцией мирового еврейства и Сионистской организации на провозглашение Декларации Бальфура было выражение восхищения перед Англией. Многие сравнивали Декларацию Бальфура с Указом Кира (указом персидского царя, который в VI веке до нашей эры разрешил евреям вернуться из вавилонского изгнания в Землю Израиля, вновь населить ее и построить Второй Храм). Итак, несмотря на то, что намерения составителей Декларации выражены не очень ясно и поэтому вызывают ряд сомнений, Декларацию Бальфура можно назвать поворотной точкой в истории сионизма:

1) Декларация стала политической и нравственной победой сионизма; ее провозглашение означало международное признание сионистских устремлений и права еврейского народа возвратиться на свою землю.

2) Декларация укрепила положение Хаима Вейцмана в сионистском движении и превратила его в признанного лидера Сионистской организации.

3) Декларация объединила евреев-сионистов всего мира, показав им, что возможно достичь единой национальной цели.

4) Декларация спровоцировала развитие арабского национального движения, которое начало открытую борьбу против сионизма, отныне ставшего одним из важных элементов мировой политики.

Основное значение Декларации Бальфура в том, что она была понята и евреями, и неевреями во всем мире как обещание не препятствовать созданию еврейского государства. Относительно границ « национального очага » или « еврейского государства » не было сказано ничего определенного, поэтому стороны продолжали спорить. Сам Бальфур через две недели после провозглашения Декларации сказал, что Земля Израиля должна стать « еврейской родиной » .

Одно из его знаменитых высказываний таково: « Прав ли сионизм или неправ, хорош он или плох, но он основывается на наследии поколений, на сегодняшних нуждах и надеждах на будущее, поэтому он важнее, чем желания и мнения 700.000 арабов, населяющих эту древнюю землю » .

5. Освобождение от турецкого владычества – захват Земли Израиля англичанами

К тому времени, когда разразилась первая мировая война, еврейское население Палестины насчитывало более 85.000 человек. К концу войны это число снизилось до 56.000. Война отрезала еврейский ишув от тех стран, из которых в основном прибывали репатрианты и денежная помощь. Ишув потерял защиту европейских законов и стал объектом турецкого произвола. Евреи были обязаны принять оттоманское подданство, а того, кто на это не соглашался, изгоняли из страны.

Принятие оттоманского подданства означало мобилизацию в турецкую армию. Все время, пока длилась война, еврейский ишув подвергался гонениям и преследованиям. Руководители ишува были изгнаны, была запрещена продажа земель евреям, была запрещена организация а-Шомер ( « Страж » – организация еврейской самообороны, основанная во времена второй алии), поселения были обезоружены, было запрещено поднимать сионистский флаг и выставлять плакаты и надписи на иврите.

В октябре 1917 года началось завоевание Палестины британской армией. В конце сентября 1918 года вся Земля Израиля была освобождена от турок. Британское завоевание положило конец продолжавшемуся 400 лет турецкому господству над Землей Израиля, когда евреи в Израиле страдали от унижений, бедности и от преследований властей. Земля Израиля была передана под власть военного британского командования. В 1920 году с прибытием первого верховного британского комиссара Палестины была установлена гражданская мандатная власть. В истории сионизма начался новый период.

На первом сионистском конгрессе в 1897 году была принята « Базельская программа » : « Сионизм стремится к созданию национального очага еврейского народа в Земле Израиля, обеспеченного общественным судом (признанного мировыми державами) » .

Через двадцать лет после этого Декларация Бальфура стала значительным шагом в осуществлении этой программы.

На следующем уроке мы увидим, каким образом еврейский народ отреагировал на новые права, предоставленные Декларацией.

Share

PRINT


11 Дек 2005 / 10 Kislev 5766 0

Война за независимость Израиля, начавшаяся 30 ноября 1947 года и закончившаяся 20 июля 1949 года, была первым крупным арабо-израильским конфликтом на Ближнем Востоке. Ее результатом стало возникновение в Палестине государства Израиль и оккупация Иорданией и Египтом части территории, предназначавшейся для создания Палестинского государства.

Предпосылкой к войне стало появление на территории бывшей Османской империи, находившейся под британским и французским колониальными мандатами, ряда независимых государств.

В 1943 году на карте мира появился Ливан, в 1946 году – Сирия и Иордания. Несколько ранее независимыми государствами стали Ирак (в 1932 году) и Египет (в 1922 году). Таким образом, к 1947 году единственной территорией на Ближнем Востоке, находившейся под управлением колониальных властей, оставалась Палестина.

По официальным данным Организации Объединенных Наций в 1947 году национальный состав Палестины выглядел следующим образом: около 608 000 человек – евреи; около 1 237 000 человек – лица других национальностей. Примерно 900 000 представителей нееврейского населения Палестины были арабами-мусульманами, около 120 000 – арабами-христианами (из них 45 000 – православными), около 10 000 – друзами, до 2 000 – магрибинцами (выходцами из стран северо-западной Африки), примерно 1 000 – черкесами, и незначительное количество – бахайцами (последователями бахаизма).

Несмотря на то, что арабское население Палестины по численности вдвое превышало еврейское, вплоть до 1947 года мировое сообщество руководствовалось положениями «Декларации Бальфура», принятой еще в 1917 году, в которой было сказано: «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

По сути «Декларация Бальфура» была лишь заявлением о намерениях и не содержала никакой процедуры создания еврейского государства в Палестине. Предполагалось, что шаги по реализации этой идеи на практике в дальнейшем выработают государства, определяющие судьбу Палестины. Однако этого так и не произошло вплоть до вынесения вопроса о разделе Палестины на Генеральную Ассамблею ООН в 1947 году.

Автор декларации, лорд Артур Бальфур, на момент ее написания занимал пост министра иностранных дел Великобритании. Его полувековая политическая деятельность пришлась на весьма сложный для Британской империи период усиления самоуправления в колониях и ослабления метрополии. Позиция Бальфура по колониальным вопросам была довольно гибкой и неоднозначной. За жесткое противодействие ирландскому самоуправлению он получил прозвище «Кровавый Бальфур», но в то же время последовательно придерживался идеи создания национального еврейского государства в Палестине.

В 1918 году согласие с документом высказали Франция, Италия и США. В 1920 году на международной конференции в Сан-Ремо декларация была принята странами Антанты в качестве основы послевоенного урегулирования на территории Палестины, а еще через два года она была включена в текст колониального мандата Великобритании на управление Палестиной, утвержденного Лигой Наций. В 1945 году в устав созданной Организации Объединенных Наций была введена статья о сохранении в силе всех мандатов Лиги Наций.

Уже в 1920-е годы политическая ситуация в Палестине располагала к созданию еврейского государства, в котором арабское население стало бы национальным меньшинством. Во-первых, большая часть арабов, проживавших на этой территории, была трудовыми мигрантами, прибывшими туда для работы на предприятиях, созданных при поддержке барона Ротшильда во время активизации еврейского переселения в Палестину (конец XIX-начало XX века). Практически все они были сирийцами, ливанцами, иракцами, египтянами и представителями других народов, которые к тому времени уже имели свои национальные государства на Ближнем Востоке. В 1880-е годы количество евреев в Палестине составляло, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч человек, арабов – 250-260 тысяч человек. С 1882 по 1914 год еврейское население Палестины выросло до 90 тысяч, а арабское – до 420 тысяч человек. По официальным данным британской колониальной администрации, в период с 1919 по 1939 год на Святую Землю прибыло 375 тысяч евреев. В то же время численность палестинских арабов увеличилась примерно на 75% (для сравнения – за тот же период в соседнем Египте арабское население увеличилось лишь на 25%). Рост арабского населения в Палестине был особенно интенсивным в районах, где наблюдался стремительный экономический рост по причине строительства предприятий и обустройства сельскохозяйственных угодий. В 1920-30-х годах арабское население города Хайфа выросло на 216%, Яффо – на 134%, а святого для мусульман Иерусалима – на 90%. За это же время в населенных пунктах, где сионисты не проводили активной хозяйственной деятельности (например в Дженине, Шхеме и Вифлееме), арабское население выросло лишь на 30-40%.

Во-вторых, в отличие от евреев, арабы в Палестине не имели ни самоуправления, ни военных организаций. Национальная идентичность практически отсутствовала, так как большинство из них ощущали свою принадлежность не к нации, а к клану или роду. Арабское общество Палестины было разделено по отношению или сочувствию к одной из враждующих сторон в междоусобном конфликте влиятельных семейств Хусейни и Нашашиби. Существовали лишь две маленькие правоохранительные организации – «Футува» и «Наджара», которые декларировали своей целью наведение порядка на улицах арабских городов и сел. На деле эти организации активно соперничали друг с другом, доводя дело до открытых столкновений. Кроме того на арабской территории действовало множество банд, самыми многочисленными из которых были банды «Эль-Джихад», «Эль-Микдас» и банда под командованием Хассана эль-Саламе – численностью примерно по 900-1000 человек каждая.

В то же время евреи Палестины имели свой орган самоуправления – Еврейское агентство, а также военные организации «Хагана», «Иргун» и «Лехи», насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч членов. Еврейские органы самоуправления имели представителей по всему миру, где те устанавливали дипломатические контакты, занимались разведывательной деятельностью, вели переговоры, совершали закупки, собирали пожертвования.

Таким образом, арабское население Палестины было более многочисленным, а еврейское – более организованным и национально сознательным. Начиная с 1930-х годов между евреями и арабами Палестины начал разгораться конфликт, выливавшийся в постоянные стычки и погромы.

В феврале 1947 года Великобритания, столкнувшаяся с эскалацией данного конфликта и не желавшая принимать ответственность за последствия применения «Декларации Бальфура» на практике, решила вынести палестинский вопрос на рассмотрение ООН.

В ноября 2017 года исполняется 100 лет Декларации Бальфура.

«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа…»

В декларации Бальфура, которую министр иностранных дел адресовал лорду Ротшильду, участнику и лидеру сионистского движения в Великобритании, четко сформулировано каждое слово. Мысль предельно ясна — помочь еврейскому народу вернуться на благословенный Сион. Однако, по сей день этот достаточно короткий документ вызывает толки, вопросы, недоумения, споры.

Декларация была опубликована в конце 1917 года (2 ноября) и предполагала положительные последствия для еврейского народа. Заручившись поддержкой Великобритании, еврейские лидеры начинают движение. В 1919 году была предпринята первая глобальная репатриация в Палестину. Это была третья Алия (переселение) за всю историю сионизма. Но первые две были вызваны погромами. Третья — на первый взгляд, мирная, трудовая. Обретая свой Сион, люди начинают возделывать его. Но почему в такой момент, когда воздух напряжен до предела, когда в нем буквально «летает» военный дух? Тонкий политический расчет?



Официальной причиной появления декларации был договор между лидерами группы сионистов и правительством Великобритании.

Существует интересный факт: в той же газете «Таймс», в которой была опубликована Декларация, сообщалось и об Октябрьской революции в России.

Причины появления декларации

На тайном заседании Бальфур делает некоторые уточнения: это создание не еврейского государства, а лишь центра национальной еврейской культуры. Истинные причины были весьма вескими! Одна из них — военное время. Англии была необходима поддержка, которую они намеревались получить от русских и американских евреев. Этот шаг вполне себя оправдал, так как поддержку эту они действительно получили.

Мало того, Декларация была пусковым политическим механизмом, освобождающим Англию от многих обязательств: по отношению к Палестине, которые даны были арабам в 1915 году, по отношению к России и Франции (1916 год). Негодование арабов, последовавшее за декларацией, было вполне обоснованным, и Англии пришлось сглаживать ситуацию. Для разъяснения они отправляют меморандум королю Хиджазу Хусейну. Инцидент удалось сгладить.

Россия же так и не приняла декларации, по крайней мере — официально. Признана она была лишь Францией, США, Италией и частично Турцией, Германией. Великобритания становится государством-мандатарием, которое призвано осуществлять принципы Декларации.

Противостояние

Несколько позже, на Парижской конференции, Советом десяти была полностью одобрена Британская власть в Эрец-Исраэле.

Но что происходило в реальности? Дорога еврейскому народу не была устлана пальмовыми ветвями. Декларация встретила мощное сопротивление. В первую очередь со стороны арабов. Правительство Великобритании, между этим, поддерживало последних: ни о каком-де национальном очаге речи не было, все гораздо проще, масштабы мельче.

Да, евреи имеют право, но у арабов этих прав значительно больше! Большое число недовольных Декларацией превосходит число тех, кто на ее стороне. Были и такие, которые ни одной из сторон не придерживались. Появляются различные движения и течения, «за» и «против». Начинаются погромы и антиеврейские выступления, появляются и жертвы, пока еще первые. Поддержки от иностранных покровителей, увы, не было. Своими силами евреи создают группу по самообороне. Это уже не просто группа, а подпольная организация Гагана, что буквально переводится «оборона».

Текст Декларации, написанный простым, вполне доступным языком, преследовал не одну цель, как говорят исследователи. Очевидных выделяют три:

1. Побуждение правительства США вступить в Мировую войну,

2. Не допустить выхода России из войны, предотвратив распространение большевизма среди русских евреев,

3. Сохранить за Великобританией право контролировать Палестину после войны, т. к. назрела угроза лишение государства такой привилегии.

Значение декларации в сионистском движении

Нет худа без добра. Кровью достается искомое, не просто обретается земля обетованная. Трудно, опасно, с огромными потерями, но именно в этот период, после декларации Бальфура , началась значительная иммиграция евреев. Нет, это на бумаге все просто: « с сохранением прав и т. д.». Ни о каком сохранении прав не было речи! Настоящая резня, во время которой гибли люди. Судите по плодам — плоды были уж очень горькими.

Так что же такое Декларация Бальфура? Акт милосердия по отношению к евреям? О, нет! Скорее всего, это был обмен: Великобритания получает мандат на управление Палестиной. Только вот какой ценой?

Дальнейшие последствия

После создания ООН, все документы, принятые «Лигой Наций», сохраняют свою силу. Так что и впоследствии «Декларация Бальфура» своей власти не утратила. Действенна она и сегодня.

Арабская интеллигенция полагает, что это самый ужасный документ не только ушедшего столетия, но и тысячелетия. Так вот.. Оценка документу дается разная. Кто-то однозначно полагает ее актом предательства со стороны Англии по отношению к Арабам.

Арабо-израильский конфликт? И здесь о декларации не умалчивают, полагая, что именно с нее все началось. Как знать? Расставит ли время все на свои места, или даже ему это не под силу?

Пожалуй, вся эта история началась с того, что пятого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года премьер-министром Великобритании стал Дэвид Ллойд-Джордж, решительный человек с репутацией борца за справедливость, а министром иностранных дел — потомственный дипломат лорд Артур Джеймс Бальфур.

Бальфур был философом по натуре, спортсменом, обожавшим теннис и гольф, человеком очень жестким. От своего отца он унаследовал состояние, которое сделало его одним из самых богатых людей в стране, от матери, происходившей из знаменитого аристократического рода, — традицию служения империи. Женщина, в которую он был влюблен, умерла от тифа. Он никогда не женился, хозяйство вела его сестра, посвятившая жизнь брату.

Свою политическую карьеру Бальфур начинал в роли секретаря при своем дяде лорде Солсбери, который в конце девятнадцатого века тоже был министром иностранных дел. Своего рода семейная профессия… В начале двадцатого века Бальфур сменил дядю на посту лидера консервативной партии и три года был премьер-министром. Во время Первой мировой он согласился войти в коалиционное правительство Ллойд-Джорджа сначала в роли первого лорда адмиралтейства (военно-морского министра), затем министра иностранных дел. Семейные амбиции были чужды Бальфуру, он вполне удовлетворялся ролью второго человека, поэтому они хорошо ладили с Ллойд-Джорджем.

В шестнадцатом году Антанта уже брала верх над центральными державами. Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария терпели поражение.

Тридцать первого октября семнадцатого года на заседании британского кабинета министров обсуждалось будущее Палестины. Уже было решено, что Оттоманская империя лишится всех своих завоеваний. Судьбу находившихся под ее управлением народов и территорий решали победители.

Правительство его величества постановило, что после войны Палестина станет британским протекторатом и еврейский народ получит там право начать новую историческую жизнь.

Министру иностранных дел лорду Бальфуру поручили уведомить об этом решении британских сионистов — евреев, считавших, что они должны вернуться в Палестину, откуда их когда-то изгнали.

Знаменитая декларация Бальфура от второго ноября семнадцатого года — это письмо министра иностранных дел Великобритании Артура Джеймса Бальфура, адресованное лорду Уолтеру Ротшильду, президенту Сионистской федерации Великобритании.

В письме Бальфура, одобренном после долгого и бурного обсуждения британским правительством, говорилось:

«Я очень рад уведомить Вас о полном одобрении правительством Его Величества целей еврейского сионистского движения, представленных на рассмотрение кабинета министров.

Правительство Его Величества относится благосклонно к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и сделает всё, от него зависящее, чтобы облегчить достижение этой цели…»

Самая известная британская газета «Таймс» вышла под шапкой «Палестина — для евреев. Правительство поддерживает».

Формула «национальный очаг» была подобрана с дипломатической осторожностью. Что же это такое — обещание помочь евреям создать собственное государство или всего лишь намерение обеспечить им некую автономию в Палестине?

Толковать формулу «национальный очаг» можно было по-разному — в зависимости от собственного желания и настроения. А настроения британского правительства менялись в зависимости от политической ситуации.

В девятнадцатом году британский парламентарий Невилл Чемберлен, будущий премьер-министр, полностью поддерживал устремления сионистов. Он говорил с пафосом:

— Великая ответственность ляжет на сионистов, которые вскоре с радостью в сердце отправятся на свою древнюю родину. Они должны будут создать новую цивилизацию в древней Палестине, заброшенной и столь плохо управляемой.

Для Ллойд-Джорджа, глубоко религиозного человека, возвращение евреев в Палестину было исполнением воли бога, поскольку премьер-министр весьма почитал библию.

— Я знаю историю евреев лучше, чем историю моего народа, — говорил Ллойд-Джордж. — Я могу перечислить всех царей израильских. Но я едва ли вспомню дюжину английских королей.

Он обещал, что сделает всё, чтобы Палестина стала государством евреев.

— Именно малые народы избраны для великих дел, — говорил Ллойд-Джордж.

Премьер-министр пережил страшную трагедию — погибла его любимая дочь. Это еще больше настроило Ллойд-Джорджа на религиозный лад.

Для лорда Бальфура библия тоже была живой реальностью. Он был захвачен идеей возвращения евреев на родину, говорил, что христианский мир в неоплатном долгу перед еврейским народом, изгнанным из Палестины. Британские политики, верующие христиане, считали несправедливым, что библейский народ лишен родины. Они хотели восстановить справедливость: евреи должны иметь свое государство.

Накануне Первой мировой войны лорд Бальфур долго беседовал с Хаимом Вейцманом, предлагая ему создать еврейское государство в Африке, на территории нынешней Уганды. Там были незаселенные территории, и британские власти рады были бы появлению там трудолюбивых еврейских поселенцев.

К Вейцману в британском правительстве относились с уважением и благодарностью за его научные труды, имевшие большое значение для военной промышленности. Ллойд-Джордж повторял, что Англия в долгу перед Вейцманом.

— А если бы я предложил британцам устроить столицу в Париже вместо Лондона, — вопросом на вопрос ответил Вейцман, — вы бы согласились?

— Но у нас уже есть Лондон, — с высоты своего положения ответил лорд Бальфур.

— Это так, — согласился Вейцман. — Но у нас был Иерусалим, когда Лондон был еще болотом.

И две тысяч лет, находясь в изгнании, евреи повторяли с неумирающей надеждой: «В будущем году — в Иерусалиме!»

Бальфур задумался над словами Вейцмана, потом поинтересовался:

— Многие ли евреи думают так же, как вы?

— Я верю, — убежденно ответил Вейцман, — что выражаю мнение миллионов евреев, которых вы никогда не увидите и которые не имеют возможности самостоятельно говорить за себя…

Недаром говорили, что Вейцман обладает удивительным даром убеждения. После этой беседы лорд Бальфур превратился в сторонника идеи еврейского государства в Палестине.

Иногда утверждают, что англичане и палестинские евреи не имели права делить чужую землю и отнимать Палестину у арабов, что Израиль — чужеродное тело в сердце арабского мира… В реальности Палестина принадлежала тогда Оттоманской империи. Державы-победительницы считали, что итогом Первой мировой войны должно стать предоставление независимости народам, томившимся под чужим игом. Это произошло и в Европе, и на Ближнем Востоке.

Оттоманская империя распалась, и благодаря этому появились такие арабские страны, как Ирак, Сирия, Ливан…

Например, Ирак англичане создали из трех провинций бывшей Оттоманской империи. Причем турки властвовали над территорией современного Ирака больше трехсот лет, но никто не сомневался, что иракцы имеют право на свое государство. Ни сирийцы, ни иракцы, ни ливанцы не возражали против того, что европейские державы таким образом распорядились их судьбами.

Другое дело, что победители делили обширное наследство Оттоманской империи в соответствии с некими историческими реалиями. Границы проводились весьма примерно, что породило в дальнейшем серьезные конфликты между соседями.

Решения, принимавшиеся державами-победительницами, конечно же не были идеальными. Поэтому, скажем, сирийцы получили свое государство, а курды, более многочисленный народ, чем палестинские арабы, — нет.

В рамках глобального переустройства всего региона восстановление еврейского государства в Палестине воспринималось как естественное дело.

Изнанные из Палестины евреи упрямо стремились вернуться. Еврейские общины всегда существовали на палестинской земле. В Иерусалиме евреи жили на протяжении всех столетий — с одним перерывом, когда город захватили крестоносцы.

За сто лет до появления Израиля, в тысяча восемьсот сорок четвертом году, в Иерусалиме жили семь тысяч евреев, три тысячи христиан и пять тысяч мусульман. К концу девятнадцатого века Иерусалим населяли двадцать восемь тысяч евреев и семнадцать тысяч мусульман и христиан. В момент провозглашения Израиля в Иерусалиме жили сто тысяч евреев, сорок тысяч мусульман и двадцать пять тысяч христиан…

Разумеется, британскими политиками руководил и политический расчет. Они надеялись, что еврейское государство станет надежным союзником на Ближнем Востоке. Задача состояла в том, чтобы обеспечить надежность морских путей в Индию, которая тогда принадлежала Англии. Для этого необходим был прямой контроль над Египтом и Палестиной. Ллойд-Джордж высказывался тогда очень откровенно: «Палестинские арабы, которые могли быть во многом полезными, во время войны оказались жалкими трусами. Они сражались вместе с турками против нас».

Франция и Италия поддержали идею самостоятельного еврейского государства и присоединились к декларации британского правительства в восемнадцатом году.

Американский президент Вудро Вильсон в девятнадцатом году предложил передать Соединенным Штатам мандат на Палестину. Он приехал в Париж на конференцию, которая должна была определить условия подписания мирного договора с Германией, Австро-Венгрией и Турцией, потерпевшими поражение в войне. Вильсон стал первым американским президентом, отправившимся за границу, за что многие сограждане его осудили: они считали, что глава исполнительной власти должен заниматься делами собственной страны.

Президент Вильсон, идеалист и глубоко верующий человек, вообще был принципиальным сторонником восстановления этнической справедливости и самоопределения наций. Он настоял на том, чтобы после Первой мировой многие народы Европы получили возможность создать собственное государство. Так появились и сохранились на политической карте мира Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия)…

Американский президент не сомневался, что еврейский народ тоже заслужил право на восстановление собственного государства. Третьего марта девятнадцатого года Вудро Вильсон заявил: «Союзные нации — при полнейшем совпадении с мнением нашего правительства и народа — согласились о том, что в Палестине будут заложены основы еврейского содружества».

К сожалению, Вудро Вильсон был очень больным человеком. В октябре девятнадцатого года его разбил удар, и всю левую сторону тела парализовало. Он не успел добиться многого из того, что считал правильным по моральным соображениям.

Болезнь сразила его в пик политической карьеры. На Парижской мирной конференции Вильсон предстал перед человечеством в роли главного миротворца, к которому все прислушиваются. Он не хотел признавать, что он болен, отказывался ехать в больницу. Охрана Вильсона и его вторая жена Эдит делали вид, что с президентом всё в порядке. Американцы и не подозревали, что президент умирает. Доступ к нему имели только его жена, секретарь и врач. Ни вице-президент, ни кабинет министров, ни конгресс не могли узнать, каково здоровье Вильсона. Когда государственный секретарь Роберт Лансинг потребовал созвать кабинет, Вильсон пришел в бешенство и потребовал отставки Лансинга…

В апреле двадцатого года на международной конференции в Сан-Ремо вырабатывались условия мирного договора с Турцией и решалась судьба Ближнего и Среднего Востока. На право управления регионом в равной степени претендовали Англия и Франция. Британский премьер Ллойд-Джордж взял верх над французским премьер-министром и министром иностранных дел Александром Мильераном, который согласился с тем, что Палестина и Ирак будут управляться из Лондона. В том же году бывший социалист Мильеран был избран президентом Франции.

Двадцать пятого апреля в Сан-Ремо Верховный Союзный Совет предоставил Великобритании мандат на Палестину — в первую очередь с целью претворения в жизнь декларации Бальфура. Эти положения были включены в мирный договор с Турцией, подписанный десятого мая в Севре (рядом с Парижем). Некоторые положения Севрского договора были позднее отменены, но только в части, касавшейся территории собственно Турции.

С этого момента обещание создать «национальный очаг для еврейского народа» стало международно признанной обязанностью Англии. В результате длительной процедуры второго июня двадцать второго года пятьдесят одна страна, входившая в Лигу Наций (предшественницу ООН), утвердили этот мандат.

Тридцатого июня конгресс Соединенных Штатов Америки, которые не вступили в Лигу Наций, принял резолюцию, в которой говорилось: «Соединенные Штаты благожелательно относятся к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа».

Подмандатную территорию нельзя приравнивать к колонии. Права Великобритании по управлению Палестиной были ограничены — в том числе и во времени. Получение мандата возлагало серьезную ответственность на страну, взявшуюся управлять той или иной территорией.

В международном мандате на управление Палестиной отмечалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Британским властям предписывалось «создать такие политические, административные и экономические условия, которые наилучшим образом обеспечат создание еврейского национального очага». Имелось в виду, что евреи, которые захотят этого, смогут приехать в Палестину и начать там новую жизнь. Британская администрация — в соответствии с мандатом — должна была «обеспечить наиболее благоприятные условия для еврейской иммиграции».

Будущий премьер-министр Уинстон Черчилль подчеркнул, выступая в палате общин в тридцать девятом году, что обещание это относилось и к «евреям вне Палестины, к той широкой массе несчастных, разбросанных, преследуемых, неприкаянных евреев, чьим неизменным, непобедимым чаянием является устройство национального очага».

Иначе говоря, после Первой мировой войны не только абсолютное большинство европейских стран и Соединенные Штаты, но и Лига Наций безоговорочно поддержали идею возрождения еврейской государственности в Палестине.

Хотя уже тогда английские политики заложили основы будущего территориального конфликта. Голанские высоты были переданы Сирии, находившейся под французским управлением, а территории к востоку от реки Иордан — Трансиордании, там евреям было запрещено селиться.

Первым британским верховным комиссаром Палестины был назначен сэр Герберт Сэмюэль, бывший депутат палаты общин и главный почтмейстер (сейчас бы его назвали министром связи). Он приступил к исполнению обязанностей первого июля двадцатого года. При назначении учитывалось еврейское происхождение Сэмюэля — британское правительство подчеркивало свое желание исполнить обещанное в декларации Бальфура и помочь евреям.

Когда после Первой мировой в Палестину пришли англичане, евреи встретили их как освободителей. Закончилось османское владычество, продолжавшееся четыреста лет. Но большинство английских офицеров предпочитали иметь дело с арабами и не понимали, чего от них хотят евреи.

Очень скоро политика Англии в Палестине изменилось. Евреев там было мало, арабов много. Англия предпочла сделать ставку на арабов. Герберта Сэмюэля сменил фельдмаршал лорд Плюмер. Вернувшийся в Лондон Сэмюэль возглавил фракцию партии либералов в палате общин, а после того, как его за заслуги перед родиной произвели в виконты, перешел в палату лордов. Он умер, немного не дожив до девяноста трех лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 28 Умопомрачение Бальфура

Глава 28 Умопомрачение Бальфура В первое же десятилетие 20-го века стали расти признаки близящихся грозных событий. В 1903 году британское правительство предложило сионистам Уганду, но Макс Нордау предсказал «будущую мировую войну», в результате которой Англия передаст

Декларация о нейтралитете

Декларация о нейтралитете 1 ноября утром Имре Надь лично взял на себя ведение иностранных дел. Он пригласил к себе советского посла и сообщил ему, что, по имеющимся у него достоверным сведениям, в Венгрию вторглись новые советские военные части. Он обратил внимание посла

2. Декларация Бальфура: ацетон или совесть

2. Декларация Бальфура: ацетон или совесть Расхожая легенда, дескать, обещание Британией «национального дома» для евреев в Палестине, как учреждается в Декларации Бальфура, стало наградой доктору Вейцмену за его решение проблемы с нехваткой ацетона, притягательно

Декларация прав женщин

Декларация прав женщин Особое место в этой блистательной плеяде занимает Олимпия де Гуж. Девушка из провинциальной семьи торговцев, молодая вдова, она приехала Париж в 1770 г. вместе с сыном, быстро приобрела известность журналистки, а в 1774 г. написала аболиционистскую

Декларация независимости США

Декларация независимости США Этот исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, был принят единогласно II Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания. День принятия (но не

Декларация о намерениях

Декларация о намерениях Столыпин известен прежде всего своей агарной реформой. Но его деятельность далеко ею не ограничивается. Планы у него были обширные.Сразу же после своего назначения Столыпин заявил своим сотрудникам:«Перед нами до собрания следующей

«Декларация Бальфура» и борьба с большевизмом

«Декларация Бальфура» и борьба с большевизмом В конце войны как еврейство, так и сионизм оказались в совершенно новом мире. Маневры ВСО в конце концов принесли дивиденды сионизму, но не еврейству. «Декларация Бальфура» была той ценой, которую Лондон был готов заплатить

Декларация для «Веритэ»[230]

Декларация для «Веритэ»[230] Наше издание предназначено для передовых рабочих. У нас нет никаких других задач, кроме задачи освобождения рабочего класса. Мы не видим никаких других путей для этого, кроме революционного низвержения буржуазии и установления диктатуры

2. От декларации Бальфура к мирному договору

2. От декларации Бальфура к мирному договору В 1916 г. Англия, Франция и Италия начали переговоры о будущем Ближнего Востока. Был заключен тайный договор (М. Сайке – С. Пико), по условиям которого под протекторатом Англии и Франции должно было образоваться великое арабское

4. Являлась ли Декларация Бальфура нарушением международного права?

4. Являлась ли Декларация Бальфура нарушением международного права? ОбвинениеДекларация Бальфура, которая призывала к «созданию в Палестине национального очага для еврейского народа», не имеет законной силы, поскольку являлась исключительно выражением мнения

4. Являлась ли Декларация Бальфура нарушением международного права?

Декларация Бальфура, которая призывала к «созданию в Палестине национального очага для еврейского народа», не имеет законной силы, поскольку являлась исключительно выражением мнения правительства Великобритании.

«Декларация [Бальфура] а) исходила от европейских властей, б) касалась неевропейской территории, в) полностью игнорировала как присутствие, так и пожелания туземного большинства населения этой территории и г) была облечена в форму обещания этой территории другой чужеродной группе, так что эта чужеродная группа смогла вполне буквально сделать эту территорию национальным очагом для еврейского народа… Заявления Бальфура, высказанные в этой декларации, подразумевали само собой разумеющиеся верховные права колониальной власти распоряжаться территориями по собственному усмотрению». (Эдвард Сайд[76])

«В 1917 г. Декларация Бальфура пообещала создать национальный очаг для еврейского народа. По международному праву эта декларация не имела никакой законной силы, поскольку Палестина не принадлежала Великобритании — по пакту Лиги Наций она относилась к Турции» (Файсал Боди, британский журналист[77])

Де-факто еврейский национальный очаг уже существовал в некоторых частях Палестины, и признание его Декларацией Бальфура стало обязательным фактором для международного права, когда Лига Наций включила его в свой мандат.

К началу Первой мировой войны число евреев, проживавших на той части территории Палестины, которой было суждено стать Израилем, колебалось между 80 и 90 тыс. человек. Еще до Декларации Бальфура 1917 г. в Палестине де-факто существовал еврейский национальный очаг, состоявший из нескольких десятков еврейских мошавов и кибуцев в Западной и Северо-Западной Палестине, а также из еврейских городов, таких, как Тель-Авив, Иерусалим и Цфат. Еврейские беженцы создали в Палестине свой национальный очаг на земле без помощи колониальных или империалистических властей. В строительстве инфраструктуры и обработке земли, которую они приобрели законным путем, они полагались только на собственный тяжкий труд.

Первая мировая война столкнула британцев (в числе прочих) с немцами и Османской империей (в числе прочих). Соединенные Штаты вступили в войну в 1917 г. на стороне Великобритании, и президент Вудро Вильсон заявил, что любыми послевоенными изменениями на территориях, которые раньше контролировала Османская империя, будет руководить принцип самоопределения. Поддержка еврейского самоопределения в тех частях Палестины, где евреи составляли большинство, виделась многим частью плана Вильсона по самоопределению[78].

В конце концов, палестинского государства на этой территории никогда не было. Еврейский национальный очаг никоим образом не разрушал существовавшего ранее палестинского государства. Напротив, предстояло принять решение относительно того, как распределить территорию площадью более 100 тыс. кв. км., отторгнутую от Османской империи и населенную арабами, евреями и представителями других национальностей. Существовало четыре основных варианта развития событий: 1) отдать всю землю, даже ту ее часть, где евреи составляли большинство, некоему новообразованному арабскому государству; 2) отдать всю землю, даже ту ее часть, где большинство составляли арабы, евреям; 3) присоединить всю эту землю к Сирии, чтобы ею управлял Дамаск; или 4) поделить эту землю по справедливости между арабами и евреями, так чтобы каждый мог создать свой национальный очаг, основываясь на праве на самоопределение. Предпочтение было отдано последнему варианту, и было принято решение передать часть земли той этнической группе, которая обитала на ней, возделывала ее и строила инфраструктуру. Что может быть более справедливым и более выдержанным в духе самоопределения?

Уинстон Черчилль, «сионист со стажем», долгое время покровительствовал идее еврейского самоопределения в Палестине. Еще в 1908 г. он считал «сильное, свободное еврейское государство важным шагом на пути к гармоничному распределению земли между народами»[79]. Когда Британия наконец дозрела до того, чтобы помочь установить такое «гармоничное распределение», Черчилль высказывался еще более прямо:

Абсолютно справедливо, чтобы у разбросанных по земле евреев был национальный центр и национальный очаг, где они могли бы соединиться; и где еще ему быть, как не в Палестине, с которой евреи тесно и глубоко связаны на протяжении трех тысяч лет? Мы полагаем, что это было бы хорошо для всего мира, хорошо для евреев, хорошо для Британской империи, но также хорошо и для арабов, которые проживают в Палестине… Они будут пользоваться благами и прогрессом сионизма.[80]

Таким образом, ничего удивительного в том, что, когда британское правительство готовилось одержать победу над Османской империей, оно в письме британского министра иностранных дел лорда Артура Бальфура заявило, что «правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа». Оно также высказало убеждение, что такой национальный очаг не должен «нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине»[81]. По иронии судьбы, одна из наиболее яростных претензий, которую выдвигают к Декларации Бальфура многие арабы, состоит в том, что она рассматривает Палестину как отдельное целое, а не как часть Сирии. Как отметит впоследствии комиссия Пиля, «арабы всегда считали Палестину частью Сирии». Последнее, чего они хотели, это независимая Палестина, потому что они понимали, что независимая Палестина — это такая страна, которая в соответствии с Декларацией Бальфура должна включать в себя небольшой национальный очаг для обитающего там значительного еврейского населения.

Министр иностранных дел Франции несколькими месяцами ранее опубликовал заявление, подобное Декларации Бальфура, в котором «возрождение еврейской нации на земле, откуда народ Израиля был изгнан много веков тому назад» называлось «деянием, полным справедливости и искупления»[82]. Текст Декларации Бальфура был представлен на рассмотрение президенту Вильсону, который заранее одобрил его. Позже его одобрили также правительства Франции и Италии. В 1919 г. президент Вильсон заявил: «Я убежден, что союзные державы, при полном одобрении нашего собственного правительства и народа, согласны с тем, что в Палестине будут заложены основы для еврейского государства»[83]. В 1922 г. Конгресс США принял резолюцию, в которой говорилось, что в Палестине будет образован «национальный очаг для еврейского народа». Уинстон Черчилль также подтвердил, что британское правительство «рассмотрело возможность создания еврейского государства»[84] и заметил, что содержание Декларации Бальфура было неоднократно подтверждено несколькими многонациональными союзными договорами, а также самим мандатом Лиги Наций, и «не подразумевает изменений». Впоследствии эти документы вошли во всеобщее международное право.

Черчилль также признал, что еврейский национальный очаг в Палестине уже существовал де-факто, причем без всякой помощи от британцев:

За последние два или три поколения евреи воссоздали в Палестине общину, которая на сегодняшний день насчитывает 80 тыс. человек; около четверти из них — крестьяне, обрабатывающие землю. Эта община обладает собственными политическими органами: выборной ассамблеей для управления внутренними вопросами; выборными советами в городах и организацией, осуществляющей контроль над школами. Она выдвинула Главный раввинат и Раввинский совет для управления религиозными вопросами. Деятельность свою она ведет на иврите, ставшем разговорным языком, и ее нужды обслуживает пресса на иврите. Она ведет напряженную интеллектуальную жизнь и демонстрирует активную экономическую деятельность. Таким образом, эта община с ее городским и сельским населением, с ее политическими, религиозными и социальными организациями, с собственным языком, собственными обычаями, собственной жизнью обладает всеми «национальными» характеристиками. Когда спрашивают, что означает развитие еврейского национального очага в Палестине, можно ответить, что это не навязывание еврейских национальных черт всем жителям Палестины, а дальнейшее развитие существующей еврейской общины с помощью евреев из других частей света, с тем чтобы она смогла превратиться в центр интересов и гордости всего еврейского народа в целом, объединенного религией и расой. Но для того чтобы эта община могла иметь наилучшие перспективы для свободного развития и обеспечивать еврейскому народу все возможности для реализации своих талантов, ей необходимо быть уверенной, что она находится в Палестине по праву, а не с чьего-то согласия. Это причина, по которой существование еврейского национального очага в Палестине должно быть подкреплено международными гарантиями и формальным признанием права, основанного на древних исторических связях.

Таков смысл декларации, опубликованной правительством Его Величества в 1917 г., и, руководствуясь этим пониманием, министр придерживается мнения, что она не содержит и не подразумевает ничего, что могло бы вызывать тревогу у арабского населения Палестины или недовольство у евреев.[85]


Международное право признало, что еврейская община находилась «в Палестине по праву» и что старание «упростить образование еврейского национального очага [с помощью увеличения еврейской эмиграции] было важным международным обязательством держателя мандата»[86]. Таким образом, были посеяны политические и юридические зерна для решения «палестинской проблемы» путем образования двух (или трех) государств. Это прекрасный пример реализации самоопределения.

Евреи Палестины, безусловно, по?том и кровью заслужили Декларацию Бальфура. Они осушили несущие малярию болота Хула и посадили на их месте апельсиновые рощи, предоставив рабочие места тысячам арабов и евреев. Еврейский легион сражался в рядах британской армии в борьбе с Османской империей и приветствовал взятие Иерусалима генералом Эдвардом Алленби. При этом большинство палестинских арабов, как и арабов вообще, сражались на стороне проигравшей Османской империи. Как заметил британский премьер-министр Ллойд Джордж, «большинство арабских народов в ходе войны воевали за турецких угнетателей… Палестинские арабы [в особенности] воевали за турецкую власть»[87]. Палестинцы действительно приняли сторону империалистической, колониальной Турецкой империи, выступив против тех, кто выступал за самоопределение. Несмотря на выбор неправильного союзника — а эту ошибку арабы повторили и во время Второй мировой войны, — они получили значительную выгоду из поражения Турции. Прежде всего, они заручились гарантией, что 80 % Палестины будут исключительно арабским государством, где ни в каком виде не будет разрешено еврейское поселенчество. Эта обширная территория Восточной Палестины получила название Трансиордании.

Оставшуюся пятую часть Палестины теперь можно было тем или иным способом разделить между еврейскими и арабскими жителями. По крайней мере, теоретически. Но противостояние арабов любому еврейскому национальному очагу в любой части Палестины — любому еврейскому самоопределению в тех регионах, где евреи составляли большинство, — становилось после Первой мировой войны и Декларации Бальфура все более и более агрессивным. Последнее, чего хотело большинство арабских лидеров, это взаимное самоопределение. Они были довольны империалистическим решением о создании Хашимитского эмирата в Трансиордании, и они были бы также довольны империалистическим решением подчинить всю Палестину власти далекого сирийского паши — все, что угодно, лишь бы не допустить создания еврейского национального очага, даже на том небольшом отрезке, который остался от Палестины!

Речь шла не только об оппозиции идее еврейского национального очага. Более того, арабские лидеры стали требовать прекращения еврейского присутствия в Палестине. Их цель состояла в том, чтобы очистить от евреев Палестину, что уже было сделано в Трансиордании. Это откровенно сформулировал знатный иерусалимский араб Ареф-паша Даджана: «Нам невозможно прийти к согласию [с евреями] и даже жить с ними… Во всех странах, где они живут сейчас, они нежеланны… потому что они всегда… пьют у всех кровь. Если Лига Наций не прислушается к призыву арабов, в этой стране прольются реки крови»[90]. Его предсказание исполнилось, поскольку арабы все чаще стали обращаться к кровопролитию.

Некоторые умеренные арабы признавали выгоды от еврейского самоопределения в Палестине. Эмир Фейзал, сын шерифа Мекки Хусейна, который представлял арабское королевство Хиджаз, в 1919 г. подписал соглашение с Хаимом Вейцманом, выступавшим от имени Сионистской организации. Это соглашение призывало к принятию всех необходимых мер для «поощрения и стимулирования широкомасштабной эмиграции евреев в Палестину, [с тем чтобы добиться] более плотного заселения и интенсивной обработки земли», таким образом, чтобы «права арабских крестьян и арендаторов были защищены и им оказывалась поддержка в экономическом развитии»[91]. В последовавшем за этим письме профессору Феликсу Франкфуртеру Фейзал сделал следующее заявление:

Мы чувствуем, что арабы и евреи — двоюродные братья, которые страдали от угнетения со стороны тех, кто сильнее их, и по счастливому совпадению мы можем сделать первый шаг навстречу достижению наших национальных идеалов сообща…

Мы, арабы, особенно наша образованная прослойка, с глубочайшей симпатией смотрим на сионистское движение. Наша делегация здесь, в Париже, полностью ознакомилась с предложениями, сделанными вчера Сионистской организацией участникам мирной конференции, и мы считаем их умеренными и надлежащими. Мы приложим все усилия в той мере, в какой позволяют наши полномочия, чтобы помочь им осуществиться: мы от всего сердца приветствуем евреев на их родине… Мы вместе стремимся к новому, улучшенному устройству Ближнего Востока, и наши движения дополняют друг друга. Еврейское движение национальное и не империалистическое. Наше движение национальное и не империалистическое, и в Сирии достаточно места для нас обоих. Я действительно полагаю, что ни один из нас не добьется настоящего успеха без партнера.[92]

К сожалению, эта дальновидная позиция не получила развития из-за ожесточенной нетерпимости к евреям со стороны того человека, который был избран на пост главы палестинской мусульманской общины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Декларация Бальфура

Декларация Бальфура Пожалуй, вся эта история началась с того, что пятого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года премьер-министром Великобритании стал Дэвид Ллойд-Джордж, решительный человек с репутацией борца за справедливость, а министром иностранных дел —

Глава 28 Умопомрачение Бальфура

Глава 28 Умопомрачение Бальфура В первое же десятилетие 20-го века стали расти признаки близящихся грозных событий. В 1903 году британское правительство предложило сионистам Уганду, но Макс Нордау предсказал «будущую мировую войну», в результате которой Англия передаст

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки зрения колониальной политики. Ди

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки

Зарождение науки международного права.

Зарождение науки международного права. Появление крупных государств и развитие дипломатических отношений международного права ними вызвало к жизни и соответствующую теорию. Возникает дипломатическое право и право международное. Нидерландец Бальтазар Айала

2. Декларация Бальфура: ацетон или совесть

2. Декларация Бальфура: ацетон или совесть Расхожая легенда, дескать, обещание Британией «национального дома» для евреев в Палестине, как учреждается в Декларации Бальфура, стало наградой доктору Вейцмену за его решение проблемы с нехваткой ацетона, притягательно

§ 49. Становление международного права

§ 49. Становление международного права Уже в древности стали формироваться некоторые правила в отношениях между правителями разных государств, между разными народами. Из этих случайных поначалу обычаев, в которых выражались как общие представления о нормах

«Декларация Бальфура» и борьба с большевизмом

«Декларация Бальфура» и борьба с большевизмом В конце войны как еврейство, так и сионизм оказались в совершенно новом мире. Маневры ВСО в конце концов принесли дивиденды сионизму, но не еврейству. «Декларация Бальфура» была той ценой, которую Лондон был готов заплатить

ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях

ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в

Глава 7 Происхождение международного права

Глава 7 Происхождение международного права В 1892 году было широко отпраздновано четырехсотлетие открытия Америки Христофором Колумбом. Колумб был храбрым и искусным мореплавателем, который изменил ход истории, соединив Старый Свет с Новым. Братство мирян – католиков

Будущее международного права*

Будущее международного права* Поль Отле1 — весьма характерная фигура в современном цивилизованном мире, один из виднейших деятелей интернационала науки. «Вандервельде интернационала радикалов», как назвал его кто-то. Этот Вандервельде тоже бельгиец, но, как это ни

2. От декларации Бальфура к мирному договору

2. От декларации Бальфура к мирному договору В 1916 г. Англия, Франция и Италия начали переговоры о будущем Ближнего Востока. Был заключен тайный договор (М. Сайке – С. Пико), по условиям которого под протекторатом Англии и Франции должно было образоваться великое арабское

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: