Что свойственно любому государству издание правовых норм

Обновлено: 19.04.2024

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

А) Гражданское общество — это комплекс государственных органов и уч­реждений, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.

Б) Гражданское общество — совокупность отношений и объединений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Наличие в обществе зрелой рыночной экономики и конкурентной среды — это . основа гражданского общества.

4. Высокий уровень жизни значительной части населения — это . основа граж­данского общества.

5. Высокий уровень политической и правовой культуры граждан — это . осно­ва гражданского общества.

6. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

A) Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов
гражданского общества правовых основ надклассового и общечеловечес­
кого характера.

B) Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судеб­
ных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и
над ним.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Экономические основы гражданского общества предполагает следующее:

1) свободный доступ к образованию имеют широкие слои населения

2) частная собственность выступает в качестве экономической основы неза­висимости личности

3) средний класс выступает в качестве фундамента общества

4) в обществе господствуют демократические традиции, парламентаризм, по­литический плюрализм и конкурентная среда

8. К основным признакам правового государства относится

1) зависимость суда от исполнительной власти

2) всесторонний контроль над жизнью общества

3) презумпция невиновности (только суд может признать человека винов­ным)

4) занятие главой государства всех ключевых государственных постов

9. Исключительным признаком правового государства яв­ ляется

1) независимость от других государств

2) наличие национальной валюты

3) взаимная ответственность государства и граждан

10. Исключительным признаком правового государства яв­ляется

2) гарантии прав и свобод граждан

3) наличие различных СМИ

11. Верны ли следующие суждения об институтах граждан­ского общества?

А. К институтам гражданского общества можно отнести ор­ганизации ветеранов локальных конфликтов.

Б. К институтам гражданского общества можно отнести по­печительские советы при школах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

оба суждения неверны

12. Одним из основных признаков правового государства является

1) публичная власть

2) система государственных законов

3) система правоохранительных органов

4) разделение властей

13. Исключительным признаком правового государства является

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

14. Правовое государство отличает от других государств

А. верховенство права (закона)

Б. наличие государственного аппарата

В. наличие суверенитета

Г. наличие публичной власти

15. К принципам правового государства не относится?

А. верховенство права

Б. разделение властей

В. защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность гражданина и государства

Г. доминирование интересов государства над интересами личности

16. Правовое государство предполагает

А. авторитарный способ существования государственно власти

Б. неурегулированный порядок и способ распределения полномочий между органами власти

В. применение принципа разделения властей

Г. приоритет государственных интересов над интересами общества

17. Гражданским обществом называют форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от

А. существующих правовых норм

В. государственных мероприятий в сфере экономики

Г. распоряжений органов государственной власти

18. К институтам гражданского общества не относится

Б. региональный отдел образования

В. общество солдатских матерей

Г. политическая партия

19. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества

1. экономическая самостоятельность граждан

2. господство одной идеологии

3. правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

4. невмешательство государства в частную жизнь

5. господство государства над обществом

6. реализация принципов федерализма

20.Один из принципов существования правового государства

1) государство является единственным субъектом формирования права

2) наличие правовой связи человека с государством

3) власть в государстве олицетворяет харизматический лидер

4) наличие системы сдержек и противовесов

21. Один из принципов существования правового государства

.1) наличие конституционного судопроизводства

2) наличие свободных владельцев средств производства

3) установление взаимной ответственности гражданина и государства

22.Правовое государство отличает от других государств

1) взаимная ответственность государства и личности

2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3) принятие и исполнение законов одними и теми же органами

4) наличие органов местного самоуправления

23.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. концепции правового государства соответствует принцип: запрещено все, чт не разрешено законом

Б. концепции правового государства соответствует принцип: законодательные, исполнительные и судебные органы власти должны быть равноправны

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о правовом государстве

А. концепции правового государства соответствует принцип: разрешено только то, что разрешено законом

Б. концепция правового государства соответствует принцип: государство должно быть ограничено законом

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

25.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе, поскольку оно воплощает в себе свободу человека, господствует анархия

Б. подлинным антиподом гражданского общества является тоталитарное государство

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

26.Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. для гражданского общества свойственно преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами

Б. гражданское общество может быть установлено изданием соответствующего законодательного акта государства

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

27.Верны ли следующие суждения о взаимоотношении государства и гражданского общества

А. гражданское общество является условием существования демократического государства

Б. политически развитое государство будет всегда стремиться поддержать гражданское общество и обеспечить все необходимые условия для его существования

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

28.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. гражданское общество — это вся часть общественной жизни, которая не находится под контролем государства

Б. гражданское общество является «оборотной стороной» правового государства, поскольку всегда сопутствует ему

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

29.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. в гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов

Б. гражданское общество создает необходимые условия для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждени неверны

30.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. гражданское общество- это общество, которое отделено от государства и частично независимо от него

Б. гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства

1. верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

31.К общим принципам, лежащим в основе гражданского общества, относится (-ятся)

  1. рыночные отношения
  2. признание и защита естественных прав человека и гражданина
  3. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный образ жизни людей
  4. все перечисленное

32.К элементам гражданского общества не относится

  1. церковь
  2. семья
  3. школа
  4. общественно-политическое движение

33.К элементам гражданского общества не относится

  1. политическая партия
  2. спортивное общество
  3. союз предпринимателей
  4. библиотека


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 913 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

§ 22. Гражданское общество и правовое государство

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 21. Политическая система
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: § 23. Роль государства в экономике

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 16.01.2021 13127
  • DOCX 23.8 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гармашова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

72 минуты

«Дискуссия на тему: как эмоции влияют на память?»

28 минут

«Упражнения для детей дошкольного возраста на батуте и фитболе»

51 минута

«Мониторинг результативности образовательной деятельности детских объединений»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

К учебнику Певцовой "Основы права" по главе 4 итоговое тестирование в форме ЕГЭ.

ВложениеРазмер
Тест "Право и государство" 10 кл. 28.39 КБ

Предварительный просмотр:

10 кл. (гл. 4) Итоговая работа по праву "Государство и право"

1. Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система; 2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

2. Какая из указанных функций относится к функциям государства?

1) защита интересов страны на международной арене

2) выдвижение кандидатом на выборах

3) регулирование деятельности частных предприятий

4) представительство интересов определенного блока социальных сил

3. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) наличие главы государства

2) выборность главы государства на определенный срок

3) передача верховной власти по наследству

4) наличие аппарата управления

4. К формам государственно-территориального устройства относится

1) демократия 3) федерация

2) республика 4) монархия

5. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Ведущим институтом политической системы, обеспечивающим стабильность

общества, выступает государство.

Б. Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к

1) верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но

1) абсолютную монархию 3) парламентскую республику

2) парламентскую монархию 4) президентскую республику

7. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Монархия и республика являются формами государственного правления.

Б. Демократия и диктатура являются типами политического режима.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы государственного

устройства и определяются особенностями деления страны на

административно-территориальные единицы и автономные образования.

Б. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы политического

режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется

1) существованием политического плюрализма

2) способностью осуществлять государственное принуждение

3) существованием гласности

4) господством одной идеологии

10. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3) уважение и защита законом прав меньшинств

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях

11. К основным признакам правового государства относится (-ятся)

1) верховенства права

2) господство единственной партии

3) безальтернативные выборы

4) зависимость суда от исполнительной власти

12. К отличительным признакам правового государства относится

1) деятельность по защите безопасности страны

2) существование системы законов

3) занятие главой государства ключевых государственных постов

4) взаимная ответственность государства и личности

13. У известной актрисы отключили за неуплату коммунальных услуг электроэнергию и

телефон. Что из нижеприведенного является оценкой данной ситуации с позиций

требований правового государства?

1) действия властей неправомерны, так как в правовом государстве известные люди

должны быть уважаемы и почитаемы

2) действия властей неправомерны, так как задеты честь и достоинство личности

3) действия властей правомерны, ибо законы должны соблюдаться всеми гражданами

независимо от их социального положения

14. Среди приведённых ситуаций укажите пример, иллюстрирующий деятельность организаций, представляющих гражданское общество.

1) выступление инициативной группы жителей микрорайона против строительства элитных коттеджей в лесопарковой зоне

2) совершение премьер-министром поездки по отдалённым регионам страны с целью ознакомления с условиями жизни населения

3) выступление парламентской фракции с предложениями поправок к закону о бюджете

4) назначение советом директоров крупной компании нового финансового директора

15. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

А) губернатор области 1) законодательная

Б) Совет Федерации 2) исполнительная

В) Государственная дума 3) судебная

Г) Конституционный суд

Д) Правительство РФ

16. Разрешено ли лишать гражданина права изменить свое гражданство?

1) Нет, не разрешено; 2) Конституция РФ допускает это;

3)Да, если гражданин совершил тяжкое преступление против государственной власти.

17. Как формируется Совет Федерации Федерального Собрания РФ?

1) Он состоит из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному от исполнительной и законодательной ветвей власти;

2) Членов Совета Федерации выбирает население;

3) Членов Совета Федерации назначает Президент РФ.

18. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления?

1) активное 2) пассивное 3) классическое

1. Вставьте пропущенное понятие.

Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву, называется __________ ___________.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации».
Участвовать в проведении референдума, сохранять природу, защищать Отечество, платить установленные законом налоги и сборы, беречь памятники истории, заботиться о нетрудоспособных родителях.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Изменения, происходящие в понимании сущности прав человека, принято описывать в категориях «поколений» прав человека. К первому поколению относят права личные и политические, а также часть экономических (право на частную __________(А), которое рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной __________(Б), свободы экономической деятельности). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие __________(В). Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от __________(Г) и др.), а также социальные и культурные права. Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К третьему поколению относятся так называемые коллективные «Права народов», такие как: право народа на __________(Д), на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую __________(Е) и др.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) безработица 2) ограничение 3) самоопределение 4) ответственность 5) среда 6) собственность 7) свобода

4. «Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него…» (Ш.Л. Монтескье).

Как вы понимаете данное высказывание? Напишите два аргумента по данной теме.

10 кл. (гл. 4) Итоговая работа по праву "Государство и право"

1. Любое государство характеризуется

1) разделением властей

2) наличием армии

3) наличием тотального контроля над личностью

2. Унитарное государство

1) представляет собой союз суверенных государств

2) допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3) предполагает существование собственных конституций в территориях

4) исключает любые формы суверенности входящих в него территорий

3. Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними отличает

1) суверенное государство 3) унитарное государство

2) монархическое государство 4) правовое государство

4. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого государства является отстаивание интересов страны на

Б. задачей любого государства является завоевание новых территорий и борьба за

сферы влияние в мире

1) верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:

1) парламентская монархия 3) президентская республика

2) парламентская республика 4) абсолютная монархия

6. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая

дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. –

1) государство обладает многонациональным и многоконфессиональным населением

2) в государстве действует единая система законодательства

3) в составе государства выделены только административно-территориальные единицы

4) высшие органы государства формируются выборным путём

7. Отличительной чертой демократического режима является

1) наличие разветвленной системы законов

2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3) наличие нескольких политических партий

4) политический и идеологический плюрализм

8. Одной из черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан

3) гарантированность законами прав и свобод человека

4) отсутствие законных гарантий прав меньшинств

9. Тоталитарное государство характеризуется следующим признаком

1) регулярные, конкурентные выборы в органы законодательной власти

2) господство единой идеологии

3) гарантированность законами прав меньшинств

4) открытость власти, партнёрские отношения с обществом

10. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного

1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами

2) оппозиция подавляется насильственными методами

3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти

4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер

11. В государстве Н. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в этом государстве?

1) парламентская республика 3) абсолютная монархия

2) президентская республика 4) парламентская монархия

12. К отличиям правового государства от других относится (-ятся)

1) всесторонний контроль над жизнью общества

2) наличие правоохранительных органов

3) гарантии и защита прав человека

4) суверенитет государства

13. Одним из основных признаков правового государства является

1) публичная власть 2) система государственных органов

3) система правоохранительных органов 4) разделение властей

14. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность институтов гражданского общества?

1) Президент страны провёл плановую встречу с членами Совета безопасности.

2) Государственная дума рассмотрела законопроект, внесённый президентом страны.

3) Совет директоров крупной компании отчитался по итогам года перед собранием акционеров.

4) Совет ветеранов локальных войн и конфликтов провёл благотворительную акцию.

15. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

А) органы местного самоуправления 1) законодательная

Б) Федеральное собрание 2) исполнительная

В) Премьер-министр 3) судебная

Г) Арбитражный суд

16. В Российской Федерации национальная принадлежность определяется:

1) самостоятельно человеком; 2) национальностью родителей;

3) территорией проживания.

17. Назначение выборов Президента РФ относится к ведению:

1) Совета Федерации; 2) Государственной Думы; 3) Правительства РФ.

18. Каковы основы (принципы) российского избирательного права?

1) всеобщее 2) прямое 3) принципиальное 4) элитарное 5) равное

6) при тайном голосовании 7) при открытом голосовании

1. Вставьте пропущенное понятие.

Полномочия конкретных органов государства или должностных лиц по совершению определенных действий на основе закона называется _________.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «Конституционные права человека и гражданина Российской Федерации».

Участвовать в проведении референдума, участвовать в управлении делами государства, заботиться о нетрудоспособных родителях, иметь собственность, получить образование, избирать и быть избранным.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списки слово (словосочетания), которые необходимо вставить им место пропусков.

«Одним из достижений ______(1) являются свободные выборы, которые находят свое выражение в ________(2). Представительство народных масс предполагает, что ______(3) делегируют свои властные полномочия депутатам. Порядок формирования выборных органов _____(4), совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и ______(5), принято называть избирательной системой. Избирательной право может быть: _______(6) (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено ________(7). В демократических государствах выборы характеризуются всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А. активный Б. ценз В. демократия Г. государство Д. партия Е. политический режим

Ж. электорат 3. парламентаризм И. самоуправление К. граждане

4. "Всякая свобода, затрагивающая чужие права, является деспотизмом"

Как вы понимаете данное высказывание? Напишите два аргумента по данной теме.

реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. 1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

А5. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

в) Психологической.

А6. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

б) Марксистская.

А7. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

А8. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

б) Патриархальной.

А9. Теория насилия происхождения государства и права…

а) рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

А10. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в) результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

А11. Согласно теории «Естественного права» естественные права …

а) человек приобретает от рождения

б) человек получает от государства

в) принадлежат только гражданину данного государства

А12. Верны ли следующие суждения?

А) Раньше других появилась теологическая теория

Б) Из всех существующих теорий только расовая лишена нравственности, разумного содержания.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Часть В. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6. Теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви­тия и даже практического применения она достигла в средние века – в пе­риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. – в период появле­ния в Европе фашизма.

7. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

В1. Ответы

1. Теологическая теория

2. Марксистская теория

3. Расовая теория

4. Теория насилия

5. Патриархальная теория

6. Расовая теория

В2. Соотнесите фамилии ученых, философов, и созданные ими теории происхождения государства.

В2. Ответы

Часть С. С1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

(Боден Ж. Шесть книг о государстве.Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. )

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?

С2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов

Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

(Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. – Школьный практикум. 9-11 кл. )

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

3. Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий?

С3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

(Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М. , 1999. С. 110)

1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

Переход от язычества к монотеизму

2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы? Богу

3. В чем особенность толкования закона Иларионом? Иларион отражает величественность Бога и показывает, что именное Бог может открыть человеку всю сущность существования

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона? Сущность теологической теории заключается в том, что общество и государство возникло только благодаря Богу и, кроме этого ничего не упоминается

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: