Что сделал блудов судебная реформа

Обновлено: 24.04.2024

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

6 июня 1857 г. Александр II повелел представить в Го­сударственный совет проект устава гражданского судопроиз­водства, разрабатываемый во II отделении с. е. и. в. канцеля­рии с 1847 г.

Стремление создать прежде всего эффективное законода­тельство о гражданском судопроизводстве, регулирующее по­рядок разрешения имущественных споров, обусловливалось желанием стабилизировать экономическую жизнь страны, на­ходившуюся в кризисном состоянии Оценивая связь граж данско-процессуального законодательства с экономическим упадком в страте, Д. Замятнин писал: «Крайний упадок част- того внутреннего кредита, а с тем вместе неудовлетворитель­ное состояние у нас промышленных и торговых дел», рост цен на «предметы потребления произошли наиболее всего от не­достатков нашего законодательства». Кредиторы, согласно мнению Комитета министров, специально рассматривавшего эту проблему в 1857—1858 гг., «должны находить охранение своих прав в быстром и точном действии закона, а между тем на опыте оказывается, что взыскание в случае неисправ­ности должника сопряжено с многочисленными формами и обрядами 2 , отдаляющими удовлетворение их претензии на неопределенное и часто продолжительное время» 3 .

Повеление было исполнено. К проекту гражданского су­допроизводства Д. Н. Блудовым прилагалась объяснительная записка от 8 июня 1857 г. В ней впервые провозглашалась доктрина судебной реформы главы II отделения, в котором готовились судебные преобразования. Предлагался метод за­конодательных работ.

Блудов критиковал судопроизводство. Он писал: «Настоя­щее наше судопроизводство далеко не соответствует требо ваниям правосудия, и что некоторые или многие постанов л е-

ния, как будто с намерением в оное введенные, «не только не ■способствуют, но препятствуют быстрому и правильному те­чению дел и удовлетворительному его окончанию».

Однако «хороший, по возможности, несложный порядок в сем судо­производстве необходим и не только для пользы частных лиц, но и для поддержания общественного кредита для утвержде­ния взаимных законных отношений. и, что еще важнее, для ускорения в народе ясных понятий о святости и нерушимости обязательств». Причины неудовлетворительного состояния судопроизводства Блудов видел в «отсутствии положительных о цели и порядке судопроизводства гражданского идей, а сле­довательно, и начал, на коих оно должно быть основано» 4 ; применении принципов розыскного процесса к судопроизвод­ству по гражданским делам. Но как изменить гражданский процесс? «Мне также казалось при начале моего труда, — продолжал автор, — что можно б было улучшить наше судо­производство гражданское посредством исправления лишь некоторых отдельных оного постановлений. Но чем тщатель­нее я вникал в сущность. дела, рассматривая с разных сто­рон все (неудобства нынешнего порядка судопроизводства гражданского, а с тем вместе и причины. имея при том в ви­ду, чго между всеми постановлениями о судопроизводстве су­ществует естественная, неразрывная связь, — тем очевиднее и сильнее мне представлялась истина .. что через частные из­менения мы не только не достигнем желаемой, указанной нам цели, но едва ли даже, в некотором отношении, не удалимся от нее». Поэтому следует «устранить причины зла, то есть беспорядков, в самом их корне, а для сего необходимо при­нять другую совершенно отличную от настоящей систему, ос­нованную на тех об^цх, непреложных началах, без коих не может быть правильного судопроизводства». Целесообразно ввести принципиальные изменения. Частные безрезультатны. «Нам . нельзя и думать о каком-либо усовершенствовании сей части нашего законодательства, — развивал мысль Блу­дов, — без изменения самой основной мысли ее, без принятия других, не только отличных, но до некоторой степени против­ных ей начал».

Таким образом, глава II отделения понимал необходи­мость принципиальных изменений законодательства, однако считал их преждевременными.

Он писал: «Предполагаемые перемены должны быть заключены в указанных заранее пре­делах, которые преступить было бы .. преждевременно», по­скольку преобразование представляет «особенные трудности,

требует и особой крайней осторожности». Блудов предлагал ввести элементы состязательного процесса. Согласно пред­ставленному проекту, стороны обязаны следить за ходом де­ла. Они собирали доказательства справки. Исковое прошение и ответ на него составлялись по строгой форме. Докладывал материалы дела член суда в присутствии сторон. Полиция от­странялась от сбора доказательств и т. п. Однако теория фор­мальных доказательств оставалась «в прежней силе, почти без изменения». Сокращалось движение дел по инстанциям. Дела, начатые в уездных судах, окончательно решались пала­тами. Для дел важных первой инстанцией являлась палата гражданского су та. а второй — сенат.

Введение новшеств возможно при улучшении состава су­дов. Для этого следует готовить «чиновников, способных и благонадежных во всех отношениях, дабы законы наши не были.. мертвою буквою за недостатком исполнителей», — сделал вывод глава II отделения. Знаменательно его выска­зывание: «Не должно терять из вида, как может быть вредно даже и опасно для государства, если основательные юриди­ческие сведения будут более распространены в другом клас­се или разряде людей, нежели между лицами, употребляемы­ми правительством» 5 .

В заключение отметим способ подготовки проекта граж­данского судопроизводства. Этим методом создавались по­следующие законопроекты. Бладов осветил ход работ по со­ставлению проекта устава, судопроизводство в Западной Ев­ропе, показал особенности развития гражданского судопроиз­водства в России.

Глава II отделения Д. Н Блудов — представитель опре­деленного течения российской бюрократии, понимал причины порочности гражданского процесса, видел пути улучшения. Однако он не решался ввести законодательство, испытанное практикой западноевропейских стран: принципы устности.

гласности, непосредственности, равенства сторон, учредить адвокатуру.

По сути его нововведения являлись робкими ша­гами в направлении указанных принципов. Это объяснялось позицией Блудова, считавшего, что вводить начала, известные западноевропейскому судопроизводству, следует осторожно и постепенно. Характеризуя главу II отделения, военный ми­нистр Д. А. Милютин писал, что Блудов сознавал «необхо­димость реформ», даже сочувствовал им, «но по своей натуре везде» видел «опасности и потому большею частью тормозил движение» с .

Для модернизации законодательства Блудов синтезиро вал «исторические начала» российского законодательства и элементы западноевропейского. Об этом свидетельствовала и справка об источниках проекта гражданского законодательст­ва. Большинство взято из Свода законов Российской импе­рии 7 . Тем самым демонстрировалась преемственность с ка­чественным правом.

О своих взглядах на судебную реформу Блудов писал во­енному министру Н. О Сухозанету 8 24 февраля 1859 г. в от­вет на просьбу изменить военное законодательство. При ре­форме права «нужна крайняя осторожность. Создавая проект, следует иметь в виду как сделанное в отечестве нашем, так и согласные с духом народа и образом нашего государствен­ного управления, последовавшие в других державах усовер- ш ен ст в ов а и и я ». При этом «составляются исторические обо­зрения отечественного и важнейших иностранных законода­тельств, относящихся к содержанию уставов и кодексов» 9 .

Примечательно, что взгляды Д. Н. Блудова на судебную реформу были таковыми и в 40 х гг. Они не «полевели» и реализовывали задачи, поставленные еще Николаем I. Под­тверждение сказанному — доклад по департаменту Министер­ства юстиции 1849 г. В нем говорилось, что император пове­лел Блудову «общим тщательным обозрением форм нашего гражданского судопроизводства. стараться изыскать средст­ва для исправления замеченных в оном недостатков». Вводя «-новые или совершенствуя прежние начала судопроизводст­ва, необходимо постоянно иметь в виду, чтобы (новый этот порядок согласовался с образом управления, потребностями и гражданским положением государства, а также и с потреб­ностями, обычаями, привычками и степенью образованности всего гражданского общества.

Итак при кодификации поло­жения о гражданском судопроизводстве, кроме правил, ука­занных теорией, главным основным началом должны служить отечественные наши законы. Избегая, по возможности, всех чуждых начал нашего законодательства, мы только в край­ней необходимости должны обращаться к пособию иностран­ных законов и только в том случае, когда прежние формы и обряды, ио их неудобству и по злоупотреблениям, к которым они подают поводы или содействуют, потребуют коренной пе­рестройки» 10 .

Взгляды Д. И. Блудова отражали настроения большинст­ва русского общества первой половины XIX в., считавшего неприемлемыми для российского законодательства, развивав­

шегося самобытно, «теоретические начала», положенные в ос­нову права стран Запада. В 1850 г. сенатор К- Н. Лебедев пи­сал, что в свое время побороли М. М. Сперанского, «который был истый родоначальник теоретического и отвлеченного взгля­да на законодательную работу. В Москве это направление встречает постоянное и открытое порицание, нередко поспеш­ное и неосновательное. Оно выражается всеми высшими и низшими, начальством и подчиненными, в кабинетах, клубах и особенно гостиных» 11 .

так и гражданское должно быть словесное, а не пись­менное», гласное и публичное для гражданского судопроиз­водства. Необходимо «учредить адвокатов на европейский обычай, адвокаты во всех образованных государствах призна­ны за необходимый элемент правильного и честного судопро­изводства» 13 .

Д. Н. Блудов, зная, что вопрос о гласности и адвокатуре ставится в правительственных. кругах и может возникнуть в Государственном совете при обсуждении проекта, представил дополнительные объяснения. Они предназначались лично для монарха и назывались «Всеподданнейшая докладная записка по вопросу о проекте судопроизводства в России». Этот доку­мент можно расценить как удавшуюся попытку Блудова склонить царя на свою сторону. Глава II отделения, отстаивая доктрину постепенности развития законодательства, писал: «Мейжем ли мы одни, не дождавшись распространения в на­шем обществе яснейших понятий о праве и порядке, не буду­чи еще достаточно приготовленным к переходу от форм столь несовершенных нашего гражданского процесса к другому бо­лее сообразному с свойством для сего рода, вдруг и при неи­

мении довольного числа благонадежных судей и поверенных дойти до того, к чему дрхгие народы достигали постепенно постоянными несколько столетий продолжавшимися труда­ми?» 14 . В России есть люди — продолжал автор, — которые узнав, а может быть, весьма основательно изучив порядок, су­ществующий в других землях, желали бы видеть теперь же и в нашем отечестве и публичное судопроизводство и адвока­тов. Но не надобно ли прежде всего разрешить вопрос: гото­вы ли мы вообще в России к сему нововведению, имеем ли достаточное число таких судей, которые были бы в состоя­нии хорошо пенять дело по одному изложению оного адво­катами и найдется ли у нас довольно адвокатов, способных представить судебным местам дела с надлежащий) ясностью, в стройной логической последовательности». Хотя в проекте гражданского судопроизводства и не упоминалось об адвока­тах, но, по мнению Д. Н. Блудова, его «усовершенствования» позволят «вместо нынешних частных поверенных» с низкой репутацией учредить «п рис я ж н ы х стря-пчих из лиц, имеющих для того качества», т. е. создать переходный к адво­катуре институт./

Блудов обещал «приступить немедленно» к подготовке акта, дополнявшего гражданское судопроизводство. Таковым являлся законопроект о сокращенном и устном судопроизвод­стве. Цель его — отделить дела важные от маловажных с тем, чтобы первые разрешались по письменной форме, а вто­рые устно. Иными словами, реализовать принцип устности судопроизводства.

Для убедительности концепции постепенности в реформе правосудия Д. Н. Блудов сослался на Пруссию, в которой «после усовершенствования» гражданского процесса прошло «около 70-ти лет, прежде нежели правительство решило при­нять французское публичное судопроизводство». И заключил: «Все опыты улучшений и усовершенствований какого-либо ро­да, тогда только бывают успешны и прочны, когда приводятся в действо, так сказать, не прыжками, а тихими размеренны­ми шагами, по одной, зрело обдуманной и постоянно имею­щейся в виду системе».

Записка была представлена 7 (возвращена 8) ноября 1857 г. Соглашаясь с графом Д. Н. Блудовым, Александр II наложил на ней резолюцию: «Совершенно разделяю мнение, что мы еще не довольно зрелы для введения у нас гласности и адвокатов; вот почему не желаю, чтобы вопрос сей был возбужден в Государственном совете» ,5 . '

Следствием этого явилось высочайшее повеление Государ­ственному совету, запрещавшее обсуждение институтов глас­ности, адвокатуры и суда присяжных 16 . С его оглашения Д. Н. Блудовым началось обсуждение в Государственном со­вете 15 ноября 1857 г. проекта гражданского судопроизводст­ва 17 . С внесения в Государственный совет проекта по сути и начинает свою историю судебная реформа в России, нераз­рывно связанная с крестьянским вопросом. Заявление через пять дней после начала обсуждения проекта в Назимовском рескрипте о подготовке отмены крепостною права весьма симптоматично.

Отношения, сложившиеся после отмены крепостного пра­ва, могли только моделироваться с учетом прошлого страны и опыта европейских государств. Поэтом^ существенные раз­ногласия во взглядах на судебную реформу были неизбежны.

Критикуя юстицию, стоящую «ниже всех других частей го­сударственного управления», Оболенский оценил причины этого. Они состояли в письменности, формальности, секрет­ности судопроизводства, некомпетентности и сословности су­да. Условием для попрания законности являлась безответст­венность судей перед народом, нравственно не развитым, «в котором только сильный надзор общественного мнения в со­стоянии предупредить злоупотребления и произвол». Затем автор анализировал нововведения проекта гражданского су­допроизводства. Цитируя Д. Н. Блудова о необходимости оп­ределения для законодательных работ «непреложных начал», без которых «не может быть правильного судо­производства гражданского», Д. А. Оболенский высказал свое мнение: «Для осуществления сего убеждения» следовало «идти двумя путями»: или взять целиком нача­ла процесса французского или прусского, или английского, или других держав, или путем теории дойти до создания новы?;, неведомых еще начал п на них основать новый, само­бытный и оригинальный порядок судопроизводства. Ни тот, ни другой способ не был избран II отделением. Оно присту­пило к начертанию проекта по особой с и с т е м е, имен­но составить свод неудобств и злоупотреблений, замеченных в существующем порядке судопроизводства. Оно старалось изыскать средство отвратить это неудобство или предупре­дить злоупотребление, не касаясь самого источника сих не­удобств и злоупотреблений». Такой метод, по мнению Д. А. Оболенского, несостоятелен. Он критиковал нововведения Блудова, которые неизбежно усложнят и без того запутан-

:ные процессуальные формы. Поэтому число ловушек для ист­ца увеличится, а «каждая подобная ловушка есть доход­ная статья канцелярии, влияние которой при письменном и секретном судопроизводстве нет никаких средств, ни сил, ни возможности уменьшить и стремиться к тому было бы на­прасный труд». Отстаивая гласность и публичность судопро­изводства, глава комиссариатского департамента саркасти­чески замечал, что эти принципы в проекте заменены обязан­ностью докладывать дело в заседании суда не секретарем, а члодом суда, расширить состав суда до трех членов и т. п

^Д. Л. Оболенский, понимая, что для улучшения судопро­изводства необходимы изменения судоустройства, выступил поборником адвокатуры в России. В противовес мнению Д II. Блудова о невозможности найти в России «достаточно приго­товленных к тому людей», утвержда^^«У нас есть же и теперь сословие адвокатов, но сословие незаконное, выз­ванное к своему существованию силою вещей и необходи­мостью». Это поверенные. Разница между поверенными и адвокатами — первые «не подлежат никакому надзору и конт­ролю, могут безнаказанно грабить, обманывать и продавать своих клиентов», вторые «ограничены в своем произволе». Д. А. Оболенский критиковал Д. Н. Блудова за то, что он не внес никаких изменений в законы о доказательствах, утверж­дая.

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.


Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.

Реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 год.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Причины реформы

Реформа суда при Александре II проводилась с $1861$ по $1863$ гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в $XIX$ в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи.

Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение $1649$ г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей.

Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Разработка судебной реформы

Идея реформирования судебной системы возникла задолго до самой реформы, в 40-х гг., и принадлежала графу Блудову. Граф составил законопроект, содержащий советы по реформированию, и передал его на рассмотрение Николаю 1-му. Николай не стал проводить реформу, хотя понимал ее необходимость.

Во время правления Александра 2-го ситуация изменилась, правительство обратило внимание на несовершенство судебной системы. Было принято решение создать специальную комиссию, которая бы занималась редактированием существующего законопроекта, разрабатывала новые положения и общий текст реформы. В комиссию входили многие видные политические и общественные деятели того времени. Первый вариант проекта судебной реформы был представлен в 1862 г., однако принят он не был.

В 1864 г. был представлен новый вариант законопроекта, содержащий новые судебные уставы. После тщательного рассмотрения документов они были утверждены, а реформа начала внедряться в судебную систему.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.

Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 14596
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:


For faster navigation, this Iframe is preloading the Wikiwand page for Судебная реформа Александра II.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Причины реформы

Реформа суда при Александре II проводилась с $1861$ по $1863$ гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в $XIX$ в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи.

Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение $1649$ г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей.

Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа $1864$ г. полностью обновила судебную систему Российской империи. Суд стал современным, соответствовал мировым практикам.

Суд стал самостоятельным, независимым институтом, а судебный процесс был упорядочен.

Объявлялось, что главными принципами суда должны быть честность и открытость. К недостаткам реформы отметим, что суд над крестьянами по-прежнему оставался сословным. Тем не менее, в целом, судебная реформа $1864$ г. являлась большим шагом вперед.

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 15699
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: