Что рассматривает президиум высшего арбитражного суда российской федерации

Обновлено: 18.04.2024

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)
рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Комментарий к статье 16
1. Одним из главных полномочий, осуществляемых Президиумом ВАС РФ, является пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов (абз. 1 данной статьи). Основания пересмотра приводятся нами в комментарии к ст. 10 настоящего Закона.
Несмотря на то что в силу ч. 3 ст. 307 АПК РФ постановления Президиума ВАС РФ подлежат обязательному опубликованию, они являются актами правоприменительными, но не источниками права. На это обратил внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П. Суды нижестоящих инстанций не вправе ссылаться на указанные постановления при принятии судебных актов.
2. В компетенцию Президиума ВАС РФ в соответствии с абз. 2 настоящей статьи входит рассмотрение отдельных вопросов судебной практики, завершающееся принятием информационного письма Президиума ВАС РФ по тому или иному вопросу, имеющего вид:
а) обзоров практики применения действующего материального либо процессуального законодательства, оформленных в виде анализа различных дел, рассмотренных в арбитражных судах с пояснениями ВАС РФ. К примеру, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер" ;
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
б) разрешения некоторых вопросов применения законодательства. В этом случае форма разъяснений может представлять собой вопрос о порядке применения законодательства и ответ, возможно, со ссылкой на конкретное судебное дело. К примеру, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 АПК РФ" .
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.
В соответствии с п. 68 Регламента арбитражных судов в компетенцию Президиума ВАС РФ входит одобрение обзора судебной практики, подготовленного нижестоящими судами и планируемого к публикации в печатных органах, в том числе издаваемых самим судом.
В отличие от ч. 2 ст. 13 настоящего Закона, данная статья не предусматривает обязательности разъяснений Президиума ВАС РФ для арбитражных судов, поэтому они носят рекомендательный характер.
Возникает вопрос, являются ли данные разъяснения источниками права. Полагаем, что нет. Во-первых, законодательством не предусматривается их обязательность. Во-вторых, для них не предусмотрено обязательное опубликование. Несмотря на это, характер разъяснений, представляемых Президиумом ВАС РФ, ни по своей важности, ни по существу затрагиваемых вопросов не уступает разъяснениям, представляемым в постановлениях ВАС РФ. Следовательно, если законодатель пошел по пути постепенного признания постановлений ВАС РФ в качестве источников права, он, будучи последовательным, должен признать за разъяснениями Президиума ВАС РФ такой же статус.

Глава 12. Рассмотрение Президиумом Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации дел по пересмотру

судебных актов в порядке надзора

(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела по пересмотру судебных актов в порядке надзора в соответствии с главой 36 Кодекса, настоящим Регламентом и Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

60.1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда о передаче дела в Президиум.

60.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

В случаях, не терпящих отлагательства, Президиум может изменить очередность рассмотрения дел.

60.3. Очередность рассмотрения дел на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определяется повесткой заседания, утверждаемой Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за неделю до проведения заседания.

60.4. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным Кодексом.

60.5. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при утверждении повестки заседания Президиума назначает судью-докладчика (судей-докладчиков) по каждому делу из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

61. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в открытом судебном заседании, если иное не определено Кодексом.

Перед началом заседания Президиума Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации производит регистрацию лиц, участвующих в деле, явившихся на заседание Президиума, и информирует об этом Президиум.

61.1. Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса, при соблюдении порядка, установленного статьями 153, 154 и 303 Кодекса.

Лица, участвующие в деле, а также иные лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Президиума, допускаются в зал заседания Президиума до начала рассмотрения дела.

Представители средств массовой информации, аккредитованные при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, проходят в зал Президиума по аккредитационным удостоверениям, другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Лицам, присутствующим на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не разрешается приносить в зал судебного заседания кино-, видео- и фотоаппаратуру, а также средства связи без специального разрешения.

Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.

61.2. Председательствующий в судебном заседании открывает заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, информирует членов Президиума о явке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей, выясняет вопрос о возможности слушания дела, руководит заседанием Президиума, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

61.3. Рассмотрение дела в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации начинается с доклада судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - докладчика по данному делу, который излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По окончании доклада судья-докладчик отвечает на вопросы членов Президиума.

61.4. Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Продолжительность выступления лиц, участвующих в деле, не должна превышать 10 минут.

По ходатайству лица, участвующего в деле, председательствующий вправе продлить время выступления.

61.5. После выступления лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, председательствующий объявляет рассмотрение дела законченным, после чего Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации переходит к принятию постановления в закрытом совещании.

61.6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Президиума.

Никто из членов Президиума не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании Президиума голосует последним.

Член Президиума, не согласный с мнением большинства членов Президиума, голосовавших за принятие судебного акта, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам дела.

61.7. В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора, председательствующим объявляется резолютивная часть принятого по результатам рассмотрения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информация о принятом постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сразу же после объявления резолютивной части постановления размещается Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

61.8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должно соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 306 Кодекса, и быть подписано председательствующим в заседании Президиума.

61.9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной (пункт 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14).

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 62)

Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Здание Высшего Арбитражного суда РФ, архивное фото

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 года и другими федеральными конституционными законами.

Судьи Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.

Высший арбитражный суд РФ действует в составе пленума ВАС; президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего арбитражного суда РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений пленумом или президиумом ВАС.

В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды.

Порядок работы президиума ВАС определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Председатель ВАС является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Он организует деятельность ВАС и системы арбитражных судов в РФ; представляет ВАС в отношениях с государственными, общественными и иными органами; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Федеральным конституционным законом.

Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший арбитражный суд РФ закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовка кандидатов в судьи, работа по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При ВАС действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Лебедев Вячеслав Михайлович

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 384-СФ
Утвержден членом Президиума Верховного Суда Российской Федерации Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 20-СФ

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации"

Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации входят в состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации по должности.
3. Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
4. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
5. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:
1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";
5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда РФ

    - Председатель суда - Первый заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Заместитель председателя суда - Председатель судебного состава

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности Президиум проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

Обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

Утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

Утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

Возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

Рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: