Что происходит в суде ревизор

Обновлено: 02.05.2024

Знаменитая пьеса Гоголя высмеивает людские пороки и чиновничий аппарат середины XIX века. Молодой промотавшийся дворянин принят в уездном городке за ревизора, способного разоблачить взяточничество и злоупотребления властью, однако «ревизор» Хлестаков сам не прочь поживиться за счет чужих страха и глупости. Гоголь показал в пьесе столь яркие типажи, что имена некоторых героев стали нарицательными.

Главные герои

  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий
  • Анна Андреевна - жена городничего
  • Марья Антоновна - дочь городничего
  • Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ
  • Жена смотрителя
  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья
  • Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений
  • Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер
  • Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский - городские помещики
  • Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга
  • Осип - слуга Хлестакова
  • Христиан Иванович Гибнер - уездный лекарь
  • Федор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почетные лица в городе
  • Степан Ильич Уховертов - частный пристав
  • Свистунов, Пуговицын, Держиморда - полицейские
  • Абдулин - купец
  • Февронья Петровна Пошлепкина - слесарша
  • Жена унтер-офицера
  • Мишка - слуга городничего
  • Трактирный слуга
  • Гости и гостьи, купцы, мещане, просители

Краткое содержание

Действие первое

Комната в доме городничего

Явление I

Городничий объявляет о скором посещении уездного городка ревизором. Он признается, что во сне видел двух огромных черных крыс, и расценивает это как дурное предзнаменование. Зачитывает письмо кума о том, что скоро в городок с ревизией приедет чиновник из Петербурга, но приедет инкогнито, и потому городничему, за которым водятся грешки , поскольку он человек умный и не любит пропускать того, что в плывет в руки , стоит тщательно подготовиться. Присутствующие встревожены. Относительно спокоен лишь судья: он брал взятки только борзыми щенками . Городничий раздает указания попечителю богоугодных заведений, смотрителю училищ, лекарю: им придется привести в порядок, что возможно к прибытию чиновника.

Явление II

Появляется почтмейстер. Теперь и он знает о ревизоре. Городничий поручает ему просматривать всю корреспонденцию, чтобы разоблачить персону инкогнито. Почтмейстер признается, что и так читает все письма ради собственного интереса, а самые увлекательные и вовсе у себя оставляет.

Явление III

Появляются неразлучные помещики Бобчинский и Добчинский и сбивчиво рассказывают, что в гостинице живет подозрительное лицо: молодой человек недурной наружности в партикулярном платье по имени Иван Александрович Хлестаков. Он поселился в городе пару недель назад, но за жилье не платит, утверждает, что направляется в Саратовскую губернию. Все сходятся во мнении, что именно Хлестаков и есть инкогнито-ревизор. Городничий посылает квартального Свистунова за частным приставом и отправляет чиновников поправлять дела

Явление IV

Явление V

Приходит частный пристав Уховертов. Городничий поручает ему расставить квартальных в нужных местах и сломать соломенный забор: чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя . Отправляется с визитом к ревизору.

Явление VI

Жена и дочь городничего не успевают присоединиться к кортежу из-за нерасторопности и кокетства Марьи Антоновны. Бранятся и препираются.

Действие второе

Гостиница, маленькая комната Хлестакова

Явление I

Из монолога Осипа, слуги Хлестакова, зрители узнают, что Иван Александрович – не ревизор, а проезжий чиновник, который проигрывает деньги отца. Хлестаков привык жить на широкую ногу, но средств на это не имеет, вот и теперь живет в гостинице в долг, поскольку все спустил в карты.

Явление II

Приходит Хлестаков и бранится с Осипом: отправляет его к трактирщику, просит обед добыть. Осип отказывается: хозяин гостиницы грозится неплательщикам городничим и отказывает кормить в долг. После препирательств Осип все-таки идет за хозяином трактира.

Явление III

Хлестаков остается один и сетует на голод и на проигрыш в карты. Признает, что хотел бы еще раз сразиться с обыгравшим его капитаном.

Явление IV

Приходит трактирный слуга. Осип и Хлестаков выпрашивают у него еды. Хлестаков утверждает, что хозяин трактира напрасно судит по себе: думает, что, как ему мужику, ничего если не поесть день, так и другим тоже .

Явление V

Оставаясь наедине с собой, он фантазирует о красивой жизни, мечтая явиться к отцу-помещику в карете, возвышает себя над простым деревенским людом.

Явление VI

Приносят обед, Хлестаков в негодовании: только два блюда! Недоумевает, почему еда дурного качества. Однако голод берет верх над гордостью и Хлестаков с Осипом соглашаются на поданный обед.

Явление VII

Осип объявляет о визите городничего. Хлестаков пугается, убежден, что его забирают в тюрьму, и сетует что только-только «задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой». Решает во что бы то ни стало не поддаваться, но когда поворачивается ручка двери бледнеет и съеживается .

Явление VIII

Приходит городничий и Бобчинский с Добчинским. Городничий и Хлестаков долгое время не понимают друг друга: Хлестаков убежден, что его пришли арестовывать, городничий считает, что инкогнито только строит из себя нищего дворянина, и ему просто не понравилось услужение в гостинице. Руководствуясь привычной стратегией, городничий решает «купить» его и дает Хлестакову 200 рублей в долг, вовремя подменяя купюры на 400. Он предлагает важному гостю поселиться в его доме, утверждая, что делает это от всего сердца. Падкий на наживу, Хлестаков соглашается.

Явление IX

Хлестаков зовет трактирного слугу, готовый оплатить счет за проживание. Городничий выгоняет слугу, обещая прислать денег на оплату. Хлестаков пользуется случаем и прячет деньги. В дверь выглядывает Бобчинский.

Явление Х

Добчинский и Бобчинский попеременно показываются из-за двери, подслушивают. Городничий приглашает «ревизора» совершить осмотр казенных заведений, Хлестаков готов на все, кроме визита в тюрьмы. Городничий пишет письмо жене, распоряжаясь о комнате для гостя и щедром угощении.

Действие третье

Комната первого действия

Явление I

Жена и дочь городничего бранятся и ждут важного гостя. Завидев Добчинского издалека, раздраженно спорят, он ли это.

Явление II

Анна Андреевна и Марья Антоновна допытываются у Добчинского подробностей о чиновнике-инкогнито. Добчинский утверждает, что Хлестаков – образован и важен, настоящий вельможа, а по чину не уступит генералу . Анна Андреевна читает письмо городничего и дает распоряжения Мишке.

Явление III

Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят о том, какое платье надеть, затем спорят о цвете глаз Анны Андреевны. К общему мнению не приходят.

Явление IV

Осип беседует с Мишкой, слугой городничего, и ради собственного благополучия подкрепляет мнение о значимости своего хозяина.

Явление V

Хлестаков с чиновниками и городничим совершили осмотр казенных заведений. Городничий раболепствует перед «ревизором», рассказывает о своем благочестии, городские чиновники докладывают, как хорошо обстоит дело в богоугодных заведениях, в училищах, в лазаретах. При этом все они презирают городничего: каждая его реплика сопровождается злобным комментарием персонажей в сторону зрителей.

Явление VI

Хлестаков располагает к себе дочь и жену городничего, рисуется перед ними. В пылу самолюбования он плетет о себе невероятные истории: будто бы он писатель и

с Пушкиным на дружеской ноге: Бывало, говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, — так как-то все…»

Присваивает авторство известных произведений, врет, что дом у него – самый богатый в городе, его боится государственный совет, и во дворец он каждый день ездит, а в данный момент ожидает произведения в фельдмаршалы.

Явление VII

Бобчинский, Добчинский, смотритель училищ Хлопов и судья Ляпкин-Тяпкин обсуждают ревизора. Приходят к выводу, что он, скорее всего, генерал. Судья признается, что ему очень страшно, хотя и сам не знает, чего именно боится.

Явление VIII

Дочь и жена городничего мгновенно очаровываются Хлестаковым, расценивая друг друга как соперниц. Спорят о том, на кого он чаще смотрел.

Явление IX

Городничий не вполне доверяет словам «ревизора», но решает, что тот только прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь . Радуется, что наконец приблизился к пониманию загадочной персоны: Хлестаков, как ему кажется, военный.

Явление X

Городничий старается вызнать у слуги «ревизора» как можно больше о Хлестакове. Осип охотно пользуется этим: ему перепадает целковиков на чай.

Явление XI

Городничий наказывает полицейским охранять дом и никого в него не впускать: особенно он боится купеческих доносов.

Действие четвертое

Та же комната в доме городничего

Явление I

Пока Хлестаков спит, судья, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений и Бобчинский с Добчинским обсуждают, как бы еще произвести впечатление на важного гостя. Все трепещут от страха. Ни один не решается напрямую заговорить с Хлестаковым.

Явление II

Хлестаков просыпается. Наедине с собой выказывает удовольствие от внезапного гостеприимства горожан. Признает, что и дочка городничего, и жена его весьма недурны.

Явление III

Явление IV

Появляется почтмейстер. Говорят о прелестях провинциального городка. Хлестаков, уже не робея, просит у него взаймы 300 рублей. Почтмейстер дает: он убежден, что задобрил ревизора.

Явление V

Смотритель училищ заходит в комнату Хлестакова. Обсуждают барышень, а затем приходит очередь Хлопова откупаться: «ревизор» просит взаймы и 300 рублей и у него.

Явление VI

Попечитель богоугодных заведений Земляника, желая выслужиться, доносит «ревизору» на судью, почтмейстера и Добчинского, обвиняя их в безделье. Дает 400 рублей Хлестакову.

Явление VII

Хлестаков настолько наглеет, что, не успев познакомиться, требует у Бобчинского и Добчинского взаймы 1000 рублей, однако у них не находится столько, и они отдают ему все, что было – 65 рублей.

Явление VIII

Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека , и решает написать приятелю в Петербург: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько .

Явление IX

Осип приносит бумагу и чернила и уговаривает Хлестакова уехать, опасаясь, как бы не приехал «какой-нибудь другой». Собираются в дорогу, Осип относит на почту письмо Хлестакова.

Явление Х

Приносят взятку купцы: дают 500 рублей (опять взаймы ), голову сахара и серебряный подносик. Жалуются на жадность городничего, который их обирает.

Явление XI

Слесарша и унтер-офицерша также доносят на городничего. У одной мужа-слесаря забрили в солдаты (противозаконно) вместо сына портного, который откупился. Унтер-офицершу же по ошибке высекли.

Явление XII

Марья Антоновна приходит к Хлестакову и тот, пользуется случаем, целует ее в плечо. Разгневанная девушка хочет уйти, но Хлестаков на коленях умоляет ее о прощении и клянется в любви.

Явление XIII

Вошедшая Анна Андреевна застает Хлестакова на коленях, выгоняет дочку, и теперь клятвы в любви достаются ей: Хлестакову безразлично кому врать, он просит жену городничего выйти за него замуж, несмотря на незначительные препятствия в виде уже существующего мужа.

Явление XIV

Вбегает Марья Антоновна дочь, и Хлестаков мгновенно переигрывает ситуацию: не вставая с колен, просит Анну Андреевну благословить его на брак с дочерью.

Явление XV

Появляется перепуганный городничий, узнавший о доносах на него, пытается оправдаться, обвиняет купцов и унтер-офицершу во лжи, Анна Андреевна сообщает ему о помолвке с Марьей Антоновной.

Явление XVI

Осип говорит, что лошади готовы. Хлестаков объясняет, что отправляется на один день к дяде, ему верят и снова дают 400 рублей и персидский ковер, чтобы удобнее сидеть было в бричке. Уезжает.

Действие пятое

Явление I

Семейство городничего мечтает о красивой жизни в Петербурге. Городничего манит чин, который ему выторгует зять, Анна Андреевна грезит о светской утонченности быта.

Явление II

Городничий бранится с купцами, разоблачая их доносы и требует с них откуп, они каются и соглашаются.

Явление III

Судья, попечитель богоугодных заведений и Растаковский поздравляют городничего с помолвкой дочери.

Явление IV

Появляются мещанин Коробкин с женой и Люлюков, поздравляют.

Явление V

Бобчинский и Добчинский наперебой поздравляют. Желают сынка Марье Антоновне.

Явление VI

Смотритель училищ с женой поздравляют семейство. Жена Хлопова выражает невероятную радость и признает, что плакала от счастья, узнав о помолвке Марьи Антоновны.

Явление VII

Частный пристав и квартальные также являются засвидетельствовать почтение и поздравить семейство. Гости просят рассказать им, как все началось. Мать и дочь сбивчиво пытаются восстановить сцену признания Хлестакова, из чего следует, что он действительно говорил о любви обеим, но никто этого не замечает. Коробкин просит городничего оказать протекцию его сыну в Петербурге, тот обещает помочь, но Анна Андреевна, уже уверовавшая в свое новое высокое положение считает, что не стоит всякой мелюзге оказывать покровительство . Жена Коробкина отпускает презрительную реплику зрителям.

Явление VIII

Идиллию разрушает появление почтмейстера: он прочел письмо Хлестакова и знает правду. Письмо персонажи зачитывают вслух: Хлестаков не скупился на скабрезные характеристики каждому из чиновников. Городничий в ужасе, его одурачил молодой наглец!

Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

Хлестаков не только ограбил горожан, но и опозорил городничего: страшнее денежных потерь для него становится угроза появления в печати статьи-водевиля о произошедшем. Одураченные чиновники обвиняют в случившемся Бобчинского и Добчинского.

Явление последнее

Появляется жандарм (которого Гоголь не включает в список персонажей!) и объявляет:
Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице .

Немая сцена

Немая сцена подробно описана автором: по его замыслу персонажи замирают в комичных изумленных позах примерно на минуту. ( Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект )

2. Распределить роли, обговорить детали костюмов, провести репетицию.

3. К уроку должны быть написаны сочинения на тему: «Чиновники губернского города в изображении Н.В. Гоголя»

«Смех есть единственное честное, благородное лицо комедии».

У доски устанавливаются 3 парты, как в зале суда. На доске в центре двуглавый российский орел. Справа от него – вырезанное из ватмана зеркало. Слева – портрет Н.В. Гоголя.

Ход урока.

Секретарь : Встать! Суд идет!

Судья : Прошу защитника и обвинителя почтеннейшую публику занять свои места. Слушается дело об уездных чиновниках. Они обвиняются в грубости, косности, мошенничестве, взяточничестве, невыполнении служебных обязанностей.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, прежде всего суд решает заслушать каждого из обвиняемых чиновников. Городничий Сквозник-Дмухановский, вам предоставляется слово.

Городничий : Я человек почтенный, отец семейства, 30 лет живу на службе, только и забочусь о том, чтобы всем было хорошо, чтобы гражданам жилось привольно, чтобы город наш процветал. А что до обвинения, так это выдумки злодеев моих, это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Обвинитель : Вы говорите – злодеи? А смеете ли вы отрицать, что высекли ни за что ни про что унтер-офицерскую вдову?

Городничий : Клевета, ей-богу клевета!

Обвинитель : А как объяснить показания свидетельницы слесарши Февроньи Петровны Пошлепкиной? Прошу.

Слесарша : Да чтоб ты, каналья, поперхнулся или охромел навеки, мошенник такой. Мужу моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не подошла, да и по закону нельзя – он женатый. Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый откуп дали.

Судья : Хорошо, хорошо. Спасибо. Обвиняемый, что вы скажете по этому поводу?

Городничий : (показывает украдкой защитнику пачку денег)

Защитник : Я прошу слова. Господа, здесь речь идет о взятках. Извольте судить сами, ведь казенного жалования не хватает даже не чай и на сахар. Если же и были какие-то взятки, то самая малость. К столу что-нибудь да пару платья супружнице. Неужели за это надо судить?

Судья : Мне все ясно. Садитесь, обвиняемый. Для ответа на обвинение вызывается судья Ляпкин-Тяпкин.

Ляпкин-Тяпкин : Господа, я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, прочитал 5 или 6 книг. А что беспорядок в бумагах, так там сам Соломон не разберется, что правда, а что неправда, не то, что я. Так в чем же я виноват?

Обвинитель : Прошу слова.

Ответьте мне, господин судья Ляпкин-Тяпкин. почему от вашего заседателя такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода? (загибает пальцы для счета)

А в передней так и шныряют под ногами гуси с маленькими гусятками? А под самым шкафом с бумагами висит охотничий арапник. Разве это хорошо?

Защитник : Позвольте приобщить к делу результаты экспертизы, почему имеется запах во рту заседателя. Экспертизой установлено, что это его природный запах, в детстве маменька его зашибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. А что до гусят с гусенятками, так это даже хорошо: домашнее хозяйство всякому заводить похвально.

Обвинитель : А взятки? Разве ваш подзащитный не берет взятки?

Защитник: Позвольте. Разве борзые щенки – это взятки? Так, презент, можно сказать, шутка.

Судья : Достаточно прений. Суду все ясно. Для ответа на обвинение вызывается попечитель богоугодных заведений Земляника.

Земляника : Милостивые государи. Я даже и не могу в толк взять, в чем меня обвиняют. В богоугодных заведениях, кои я попечительствую, находятся бедные, можно сказать, богом обиженные, какие же с них взятки брать? Грубо мы с ними не обращаемся, наоборот, лечим.

Обвинитель : Лечим? Да ваши больные курят такой крепкий табак, что всегда расчихаешься, когда войдешь. А позвольте вас спросить, почему в вашей больнице над кроватью не написано, кто и от какой болезни лечится, а больные больше похожи на кузнецов, а не на больных?

Защитник : Позвольте мне ответить на эти вопросы, Ваша честь.

Если больные курят крепкий табак, так это хорошо. Значит, организм их крепок. Слабый, больной человек не будет курить вовсе. А в богоугодных заведениях господина Земляники врачевание ближе к натуре: дорогих лекарств не употребляется. Черт их знает, что в них понапихано. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.

Хлопов : Ваша честь, милостивые господа. Не приведи бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек. Учителя – люди учение, воспитывались в разных коллегиях. Но разве я виноват, что они имеют очень странные поступки: один рожи строит, другой стулья разбивает.

Обвинитель : Позвольте, но ведь эти учителя преподают юношеству. Какой пример они покажут, чему научат?

Защитник : Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси. Но ведь для науки они жизни не пощадят.

Судья : Довольно, господа. Сейчас я попрошу для ответа на обвинение вызвать почтмейстера Шпекина.

Почтмейстер : Господа, я никак не пойму, о чем идет речь.

Обвинитель : Вы что, не слышали?

Почтмейстер : Слышал, вернее, читал, война с турками будет.

Обвинитель : Какая война? Вас обвиняют в невыполнении служебных обязанностей и в злоупотреблении должностным положением. Вы вскрывали чужие письма?

Почтмейстер : Да что вы? Какое злоупотребление? Смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтешь – так описываются разные пассажи . а назидательность какая . лучше, чем в «Московских ведомостях»! А одно письмо я нарочно оставил у себя. Хотите - прочту?

Судья : Довольно. Слушать таких господ нет больше сил.

Заслушав мнения защиты и обвинения, изучив показания свидетелей и обвиняемых, высокий суд пришел к мнению, что среди обвиняемых нет ни одного положительного героя.

Защитник : Ваша честь, позвольте мне указать вам, что положительный герой есть, ведь об этом сказал сам почтеннейший автор Н.В. Гоголь: «Смех есть единственное честное, благородное лицо комедии».

Судья : Благодарю вас. Да, единственное положительное лицо – смех. И это лицо вы (обращается к чиновникам) не заметили, глядя в зеркало на себя.

- Суд приговаривает нижеперечисленных чиновников к вечному презрению за невежество, взяточничество, паразитический образ жизни, казнокрадство, косность, стяжательство.

- Быть их именам нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Секретарь : Судебное заседание закончено. Прошу высокий суд и обвиняемых занять подобающие им места. У нас в зале присутствуют журналисты, они поделятся своими впечатлениями.

Учащиеся читают сочинения, написанные ими заранее на заданные темы.

Слово учителя

1. Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского - городничего города Н.

2. Амоса Федоровича Ляпкина- Тяпкина - судьи города Н.

3. Артемия Филиповича Земляники - попечителя богоугодных заведений.

4. Ивана Александровича Хлестакова - чиновника из Петербурга. В

настоящее время он в розыске.

Иск подал господин Н.В. Гоголь - писатель.

Эти господа обвиняются в казнокрадстве, взяточничестве, использовании служебного положения в корыстных целях, в даче взяток должностным лицам, в нарушении тайны переписки, в нарушении служебной этики.

Секретарь: Приглашается обвиняемый Амос Федорович Ляпкин - Тяпкин.

Судья: Это правда, что вы брали взятки с населения?

Амос Федорович: Что вы, какие взятки! Господь с вами! Щенками беру, щенками, так, в подарок; я, знаете, любитель, охотник до них. Не то, что некоторые, шубой берут в 500 рублей, супруге шаль, рулоном материю.

Адвокат : я протестую!

Судья: Протест принимается. Обвиняемый, говорите по существу. Это правда, что у вас не порядок, всякая дрянь в присутственном месте высушивается? Сторожа в передней, где сидят просители, завели гусей с гусенками, а народный заседатель пахнет, как винокуренный завод, утверждая, что это его природный запах?

Амос Федорович: Да, вот, подчиненные, извольте, подвели, пьют-с, а я виноват; белье вешают - я виноват. А гусей с гусенками в суп, в суп кинем .

Обвинитель: Прошу слова. У меня есть вопрос обвиняемому.

Обвинитель: Вы, Амос Федорович, давали взятку г. Хлестакову первым .

Амос Федорович : Нет, что вы, я дал взаймы . у меня деньги, знаете, выпали из рук, (роняет деньги) а он и попросил. Я и дал, не жадный . Человек нуждался материально, наверное, издержался . Вот я и дал 300 рублей.

Адвокат: Ваша честь, я протестую, это обвинение беспочвенное, нет главного свидетеля г. Хлестакова.

Судья: Протест не принимается. Защита, у вас еще есть что сказать?

Адвокат: Господа . Наш Амос Федорович виноват не больше, чем остальные судьи по всей России. Так было заведено, это было нормой: взятки давали и брали через жен, секретарей. Брали губернаторы, председатели уголовных палат, профессора на экзамене. Поведение моего подзащитного ничем не отличается от поведения остальных. События происходят в маленьком городишке, а вот было дело в самом Петербурге, в суде. Туда заглянул сам министр и, увидев народного заседателя в подштанниках с метлой в руках, ничего не сказав, от изумления, ушел, господа, и ничего .

Судья: Суд учтет услышанное.

Секретарь: Приглашается обвиняемый Артемий Филиппович Земляника.

Судья: Суд хочет услышать ответ на вопрос: есть доказательства того, что деньги, отпускаемые государством на лекарства, одежду больным, их питание, вы тратили не по назначению, а на свои нужды. Больные у вас ходят разноцветные, как кузнечики, на койках нет таблиц по латыни, где говорилось бы о состоянии пациентов. Запах в больнице такой, что расчихаешься .

Артемий Филиппович : больным, знаете, приятнее в домашнем ходить, они, знаете, курят дурной табак, поэтому и запах. А насчет лекарств, то знаете, дорогих мы не употребляем, мы лечим ближе к натуре, природе, значит, травами разными. Да и то сказать, если суждено умереть, то умрешь, выздороветь суждено - выздоровеешь. А как доктор Гибнер лечил, не знаю. Если с больными он общего языка не находил, то с городничим находил, тот потому его и держал на этом месте.

Обвинитель: Ваша честь, у меня есть вопрос обвиняемому.

Обвинитель : Это правда, что вы давали взятку г. Хлестакову, приняв его за ревизора с целью сокрытия своих преступлений?

Судья: Протест отклоняется . Суд желает знать правду.

Артемий Филиппович : Нет, что вы, я взаймы дал 400 рублей. Он обещал вернуть. Откуда я знал, что он мошенник? Это такая потеря для меня! Откуда у бедного чиновника столько денег, чтобы давать так просто?

Судья: Защита, обвинитель, у вас есть вопросы к обвиняемому? Защита и обвинитель: Нет, ваша честь.

Секретарь: Суд желает выслушать ответы городничего Сквозник-Дмухановского.

Судья: Вы знали о беспорядках в городе? Какие беспорядки чинятся вашими

Сквозник-Дмухановский : Знал, знал, да, знаете, забывал как-то сказать, все в делах, вот и забывал. Виноват, исправлюсь. Я говорил своим чиновникам, говорил, но я человек мягкий. Кулаком стучать не хотел.

Секретарь: Это правда, что вы брали взятки?

Сквозник-Дмухановский: По неопытности, ей богу. Недостаточность состояния. Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Да и взятки-то, так, самая малость .

Судья: Вы давали взятку г. Хлестакову?

Сквозник-Дмухановский : Я - старый дурак! Сосульку, тряпку принял за важного человека. В этом вертопрахе ничего не было похожего на ревизора, ни на полмизинца! Нет же, все: "Ревизор, ревизор!" Вот и дал ему аж 400 рублей вместо 200!

Обвинитель: Расскажите, господин купец, о притеснениях, чинимых городничим.

Купец: Такого городничего никогда еще не было! На постой ставит солдат к нам по домам, чтоб кормили, поили . Совсем заморил. Не слушаемся если, схватит за бороду и говорит: "Ах ты , татарин." А ведь мы и дочке и жене его 2 раза в году на дни рождения подарки несем. Но ему этого мало! Придет в лавку, сукно увидит и штуку сразу велит домой нести. Ну и несешь, а в штуке - аршин 50! А не слушаешься, то велит запирать двери, домашний арест, значит. Говорит, что не могу если вас бить, так посидите без воды, да поешьте селедки. Так и мучаемся.

Адвокат: Ставлю суд в известность, что купцы тоже давали взятку г. Хлестакову.

Обвинитель: Расскажите о своей обиде.

Унтер-офицерская вдова: Батюшка вы мой, высекли, и взаправду высекли ни за что. Бабы на рынке задрались и разбежались. Когда полиция подоспела, то, не разобравшись, схватили меня. Два дня я сидеть не могла. Повелите штраф уплатить, за ошибку-то.

Адвокат: Протестую! Мой подзащитный уже указывал во время следствия, что она сама себя высекла.

Судья: Протест отклоняется.

Обвинитель: Вызываем, ваша честь, слесаршу Февронью Петровну Пошлепкину. Расскажите о своей обиде.

Слесарша: Чтоб он каналья околел, а тете его всякой пакости, а отец его, чтоб поперхнулся.

Судья: Протест принимается. Свидетель, говорите по существу.

Слесарша: Хорошо, ой, отдышусь только, побей его бог и на том свете! Дело в том, что моего мужа городничий в солдаты взял. А он стар уже. Говорит: "Зачем он тебе? Стар, в мужья не годится!" А я лучше знаю, годится или не годится! Должны были взять сына портного, да его родители откупили; хотел потом присыкнуть к сыну купчихи Пантелеевой, да та тоже подослала его жене полотна 3 штуки. Вот он и оставил меня без мужа! Чтоб его теще не довелось света божьего видеть!

Адвокат: У нас есть вопрос частному приставу.

Обвинитель: Желаем выслушать почмейстера города Н. Это правда, что городничий знал о том, что вы вскрываете чужие письма, тем самым нарушаете тайну переписки?

Почмейстер: Конечно-с, знал-с и указывал-с, чтоб и впредь держал его в курсе дел, чтоб гадость жалобную кто не настрочил в столицу. Мало ли дураков. Да и начальник Третьего .отделения императорской канцелярии Бенкендорф давал такие указания. (Читает) "Вскрытие корреспонденции составляет одно из средств тайной полиции и притом самое лучшее, так как оно содействует постоянно и обнимает все пункты империи. " Городничий и я на благо империи старались, да-с. А мне было не трудно, иные письма, что романы читаешь.

Судья: Наконец догнали, поймали, привезли еще одного обвиняемого - г. Хлестакова. Суд хочет услышать ответы на некоторые вопросы. Обвиняемый, вы брали взятки у чиновников? Обманывали их, прикинувшись ревизором?

Хлестаков: Нет, нет. Я не прикидывался! Это они ошиблись, знаете. Я думал, что это у них так принято, гостеприимство . , встречать так про приезжающих. Ну, ездил с ними, ел, пил, но я не просил, они сами . А взятки . Да вы что, какие взятки? Да я и в долг не брал! У меня свои есть! (Показывает деньги. Все: "Мошенник, плут! ")

Судья: Перед нами ваше письмо Тряпичкину в Петербург. В нем ясно написано, что вы взяли обманом более 1000 рублей, а городничего называли сивым мерином и глупцом; надзирателя над богоугодными заведениями Землянику - свиньей в ермолке; судью называли моветоном, Т.е. человеком дурного тона.

Хлестаков: Я пошутил, знаете, шутка-с.

Обвинитель: Вы обвиняетесь в обмане двух дам. Просим суд выслушать Анну Андреевну - жену городничего. Свидетель, делал ли вам, замужней женщине, предложение г. Хлестаков?

Анна Андреевна: Делали-с мне предложение, да . Предлагали-с руку и сердце. Ноя сказала, что в некотором роде замужем. И он дочери моей, после моего отказа, от огорчения, знаете, от отчаяния, мне назло, сделал предложение!

(Марья Антоновна: "Ах, маменька!")

(Анна Андреевна: "Молчите, сударыня!")

Секретарь: Вызывается Марья Антоновна, дочь городничего.

Судья: Скажите, делал ли вам какие-то предложения г. Хлестаков?

Марья Антоновна: Да, да. (Плачет). Говорил, что любит, клялся, что застрелится. "Жизнь или смерть?!" - говорил. Изволили стоять на коленях, говорил, что отчаянный человек!

Адвокат: Слово просит слуга г. Хлестакова - Осип.

Осип: Господа милостивые! Сжальтесь над барином, он, знаете, маленько не в себе с детства. Сам не знает порой, что делает. В городе жили, так мучались: он батюшкины деньги, из деревни присланные, потратит на актрис, на театры, а потом голодаем, так что в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы; весь свет бы съел. На службе плохо служил, больше в карты играл. А я в чем виноват? Но он не по злобе все делал, по глупости! Он без царя в голове. Так и батюшка его говорить изволил. Мы и ехали по приказу старого барина. Вот отпустите нас, отец-то спустит с него штаны, да вздует, как следует! Он его накажет! Умоляю, отпустите молодого барина, он не злодей какой! А то меня старый барин накажет за недосмотр. А я тут причем?

Сvдья: Суд учтет ваши показания. Слово предоставляется защите.

Адвокат: Господа, Сквозник-Дмухановский - дитя своего времени. Этого не следует забывать. Да, ошибки у него были, но у кого их нет? То, что ему ставят в вину, повсеместно, обычно. В Пензе, например, ревизор попросил извозчика отвезти на набережную, которая должна была быть построенной, и деньги государство отпустило, а набережной не было никакой . и ничего, ревизор только указал на забывчивость городничему. Вот и все. А в Саратов ревизор приехал дороги проверять, а они и весной и .1eтoM на пол-аршина грязью покрыты. Только главная улица имела деревянный тротуар, да изредка фонари кое-где светили. Ну и что? А в наше время, посмотрите, какие у нас улицы, а фонаря возле школы тоже нет. Хотя после 2 смены выходить страшно, как слепые идем. Но ничего, живем, терпим, ходим. А тут раздули, из мухи слона сделали. И вообще, господа, господин Гоголь не прав.

Судья: Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель: Господа, в город Н. Приехал ревизор с инспекцией. Что же он увидел? Богомерзкую картину! Все чиновники города по грязли в непотребных делах: это и растрата государственного имущества, и взяточничество. В гимназиях непорядок: учителя то пьяны, то уроки не ведут. В богоугодных заведениях нет лекарств, больные мрут, как мухи. Почтмейстер вскрывает чужие письма. В городе никакого строительства, грязь. Купечество обложено постоянной данью; в унижении и другие сословия. И все это творилось чиновниками города под покровительством самого городничего! А ведь это подрывает веру во власть нашу, в справедливость правосудия, в силу самой державы! Эти чиновники-дворяне, т.е. столпы общества. А теперь судите сами, можно ли оправдать людей, облеченных властью, употреблявших ее не во благо, а во зло людям. Даже царь Николай 1 признавал правдивость критики господина Гоголя: "Досталось всем, а мне больше всех!" И когда однажды он был проездом в одном маленьком уездном городишке, то про чиновников города, пришедших к нему по приказу, он сказал: "Я их знаю". И по-французски добавил: "По пьесе господина Гоголя". А что касается неправдивости изображенной картины, то хочу заявить, что в этой пьесе есть и положительный герой - смех. Мы смеемся, чтобы излечить себя. Это веселье поднимает душу, возвышает ее. Даже то, что эту пьесу освистывали чиновники, уходили с нее городничие семьями, и то только потому, что правда глаза колет: они видели в персонажах пьесы себя. Это про изведение - крик ужаса и стыда человека, которому небезразличны судьбы России, народа. А смех Гоголя сродни жалости. Господа народные заседатели, прошу Вас быть объективными, ибо должна восторжествовать справедливость!

Судья: Народные заседатели, у вас есть готовое решение по этому вопросу?

Секретарь: Суд удаляется на совещание. (В перерыве на доске читаются цитаты).

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Всех обвиняемых считать виновными по всем пунктам обвинения. Так же осудить систему, порождающую это зло: самодержавно-крепостнический строй царской России. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

"И долго еще определено мне чудной властью идти об руки с моими героями, озирать всю громадно - несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые; неведомые ему слезы".

Анализ «Ревизор» Гоголь

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является страх: проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

«Ревизор» – комедия в пяти действиях, написанная Н. В. Гоголем в 1835 г. В ней рассказывается о том, как в уездном городе случайного проезжего принимают за ревизора из столицы. Существует версия, по которой сюжет комедии «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин. А еще сохранился рассказ приятеля Гоголя, А. С. Данилевского, о том, как они по дороге в Петербург разыгрывали из себя ревизоров, и везде были приняты с большим почетом.

Для того чтобы составить своё мнение о комедии, вы можете прочитать «Ревизор» в кратком содержании по действиям и явлениям на нашем сайте.


Место и время действия

Действие комедии происходит в небольшом уездном городе N в начале 1830-х годов.

Главные герои

Другие персонажи

  • Бобчинский и Добчинский – два чрезвычайно похожих друг на друга городских помещика, говорят много и всегда ходят вместе.
  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья, считает себя просвещенным, в действительности же прочел всего несколько книг.
  • Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений, проныра и плут.
  • Лука Лукич Хлопов — почтмейстер, тихий и робкий чиновник.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Действие первое

Происходит в одной из комнат дома городничего

Явление I

Городничий собирает чиновников и сообщает им «пренеприятное известие» – в город вскоре приедет ревизор с «секретным предписаньем» . Все взволнованны, Аммос Федорович даже высказывает предположение, что скоро будет война, и ревизор послан узнать, нет ли в городе изменников. Но городничий отвергает это предположение: из их города, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» , какая уж тут измена? Он раздает приказы, перечисляя все проблемные места города – больных необходимо переодеть в чистое и желательно уменьшить их количество. Из присутственных мест забрать разведенных там сторожами гусей и убрать от бумаг «охотничий арапник» . Его можно будет вернуть, когда ревизор уедет.

От заседателя все время «отдает водкою» , и это тоже советуют устранить, к примеру, поесть лука. Требуют внимания и учебные заведения, учителя которых имеют «очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием» : один корчит рожи ученикам, другой ломает мебель… Что до «мелких грешков» чиновников, то городничий ничего не имеет против этого: «это уж так самим богом устроено» . Спокойнее всех судья, он оправдывается тем, что берет взятки только «борзыми щенками» , а это куда лучше, чем рублями или шубой.

Явление II

Явление III

Явление IV

Городничий остается в своей комнате один.

Городничий требует дрожки (двухместную конную повозку), новую шляпу и шпагу. За ним увязывается Бобчинский, он готов бежать за дрожками «петушком, петушком» , лишь бы посмотреть «в щелочку» на ревизора. Городничий велит квартальному начисто вымести всю улицу, ведущую к трактиру.

Явление V

Наконец является частный пристав. Городничий спешно раздает указания по благоустройству города: на мосту для красоты поставить высокого квартального, разметать(разломать) старый забор, потому как «чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя» . А если кто будет спрашивать, отчего не выстроена церковь, так отвечать, что она начинала строиться, но сгорела. Уже в дверях он отдает приказ не выпускать на улицу полуголых солдат.

Явление VI

Вбегают жена и дочь городничего, они ссорятся. Анна Андреевна велит дочери сию же минуту побежать за дрожками, подглядеть, все разузнать, а в особенности какого цвета глаза у ревизора, и сию же минуту возвращаться назад.

Действие второе

Маленькая комната в гостинице.

Явление I

Осип лежит на барской постели и сердится на барина, который все деньги «профинтил» в карты. И вот теперь уже второй месяц они не могут доехать домой из Питера. Осипу хочется есть, но в долг уже не дают. Вообще же в Питере ему очень нравилось: все «деликатно» , жизнь «тонкая и политичная» . Только вот барин и там не занимался делом, а все деньги от отца спускал. «Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше» , – говорит Осип.

Явление II

Явление III

Хлестаков один. Он рассуждает сам с собой о том, как ему хочется есть. В какой же «скверный городишко» его занесло: здесь даже в лавках не дают в долг. А во всем виноват пехотный капитан, который обобрал его в карты. И все же Хлестаков хотел бы сразиться с ним еще раз.

Явление IV

Явление V

Хлестаков размышляет, что же ему делать, если обеда не принесут. «Тьфу! даже тошнит, так есть хочется» . Затем начинает мечтать, как он вернется домой в петербургской одежде и отрекомендует себя как чиновника из Петербурга.

Явление VI

Приносят обед, он нехорош и состоит всего из двух блюд. Хлестаков недоволен, однако съедает все. Слуга говорит ему, что это в последний раз, больше давать в долг хозяин не позволит.

Явление VII

Осип сообщает, что Хлестакова желает видеть городничий. Хлестаков пугается: а вдруг трактирщик уже успел пожаловаться и его сейчас поведут в тюрьму?

Явление VIII

Явление IX

Приходит трактирный слуга со счетом, городничий выгоняет его, пообещав прислать денег.

Явление X

Хлестаков, городничий и Добчинский собираются осматривать городские учреждения, причем от осмотра тюрем Хлестаков категорически отказывается, а вот богоугодное заведение привлекает его внимание. Городничий посылает Добчинского с запиской к своей жене, чтобы та готовилась принять гостя, и к Землянике, отвечающему за богоугодные заведения. Добчинский распахивает дверь из комнаты Хлестакова, собираясь выйти. Снаружи подслушивает Бобчинский – он летит на пол и расшибает нос. Осипу тем временем велено перенести вещи Хлестакова к городничему.

Действие третье

Комната первого действия

Явление I

Жена и дочь городничего ждут новостей, стоя у окна. Наконец появляется Добчинский.

Явление II

Анна Андреевна упрекает Добчинского за то, что он пришел так нескоро, расспрашивает его о ревизоре. Добчинский отдает записку и подчеркивает, что он первый (с Бобчинским) «открыл» , что это настоящий ревизор.

Явление III

Жена и дочь городничего готовятся принимать ревизора и прихорашиваются. Заметно соперничество между ними – каждая старается, чтобы вторая надела не подходящее ей платье.

Явление IV

Явление V

Хлестаков разговаривает с городничим. Он очень доволен тем, как все устроено в городе: его сытно накормили и показали «хорошие заведения» . В других городах такого не было. Городничий отвечает, что это оттого, что в других городах градоправители больше заботятся о своей пользе, здесь же – о том, как угодить начальству. Хлестаков интересуется, где можно бы было поиграть в карты. Городничий божится, что сам он карт и в руки не берет, хотя не далее, чем вчера «выпонтировал» у чиновника сто рублей.

Явление VI

Начинается обед. За обедом Хлестаков хвастается: в Петербурге он главнейшее лицо, все его знают. Он «на дружеской ноге» с самим Пушкиным, да и сам написал много хороших вещей, например, «Юрия Милославского» . Дочь городничего припоминает, что у этого произведения другой автор, но ее одергивают. Ежедневно Хлестаков во дворце и на балах, а один раз даже управлял департаментом. На пакетах ему пишут «ваше превосходительство» , в вист с ним играют иностранные послы, а на стол подают арбуз за семьсот рублей. В передней, ожидая его пробуждения, обычно «толкутся графы и князья» …

Городничий и прочие с уважением слушают хвастовство Хлестакова, а затем провожают его отдохнуть.

Явление VII

Оставшиеся обсуждают Хлестакова и сходятся на том, что он очень важный человек. Бобчинский и Добчинский спорят о том, что Хлестаков, наверное, сам генерал, а то и генералиссимус. Затем чиновники расходятся, а Земляника говорит Луке Лукичу, что ему отчего-то страшно. «Ну что, как проспится да в Петербург махнет донесение?»

Явление VIII

Жена и дочь городничего спорят, на кого больше смотрел Хлестаков во время завтрака.

Явление IX

Явление X

Действие четвертое

Та же комната в доме городничего

Явление I

Явление II

Выходит Хлестаков с заспанными глазами. Он отлично выспался и рад тому, как его здесь принимают: он любит радушие. К тому же Хлестаков заметил, что дочка городничего «очень недурна» , да и матушка такая, что «еще можно бы…» . Такая жизнь ему нравится.

Явления III-VII

Явление VIII

Хлестаков один. Он начинает догадываться, что его принимают за «государственного человека» , и пишет об этом письмо своему другу, журналисту, чтобы тот хорошенько высмеял чиновников.

Явление IX

Осип уговаривает Хлестакова уехать скорее. Тот соглашается. В это время с улицы доносится шум: это с прошениями пришли купцы, но их не пускает квартальный. Хлестаков распоряжается всех принять.

Явление X

Купцы подносят Хлестакову вино и сахарные головы. Они просят заступиться за них – очень уж притесняет купечество городничий, обманывает и обворовывает. Хлестаков обещает разобраться и берет с купцов деньги; не брезгует он и серебряным подносом, а Осип забирает оставшиеся подарки, вплоть до веревочки: «и веревочка в дороге пригодится» .

Явление XI

К Хлестакову приходят женщины, слесарша и унтер-офицерша. Они также жалуются на городничего: тот ни за что высек унтер-офицершу. «Ступайте, я распоряжусь!» , – говорит Хлестаков, но просьбы его утомляют, и он велит Осипу больше никого не впускать.

Явление XII

Хлестаков разговаривает с Марьей Антоновной и целует ее. Она опасается, что приезжий попросту смеется над ней, «провинциалкой» . Хлестаков убеждает, что влюбился в нее и, чтобы это доказать, встает на колени.

Явление XIII

Явление XIV

Вбегает дочь городничего, увидев Хлестакова на коленях, вскрикивает: «Ах, какой пассаж!» . Хлестаков, чтобы избежать скандала, просит у Анны Андреевны руки ее дочери.

Явление XV

Появляется запыхавшийся городничий и начинает убеждать Хлестакова не верить купцам: они обманывают народ, а унтер-офицерша «сама себя высекла» . Анна Андреевна перебивает городничего радостной новостью. Городничий вне себя от радости, благословляет Хлестакова и Марью Антоновну.

Явление XVI

Осип сообщает, что лошади готовы, и Хлестаков торопится уехать. Городничему он говорит, что едет к богатому старику-дяде, и обещает завтра же вернуться обратно. На прощание он целует ручку Марьи Антоновны и еще раз просит у городничего денег в долг.

Действие пятое

Явление I

Городничий, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Семья городничего радуется, представляя себе богатую жизнь в Петербурге. Анна Андреевна хочет, чтобы у нее «дом был первый в столице и чтоб … в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было
войти и нужно было только этак зажмурить глаза»

Явления II-VII

Все поздравляют городничего. Он распекает купцов за то, что те посмели жаловаться. Теперь он стал важным человеком, и купцы так просто не отделаются: все должны принести богатые подарки на свадьбу. Чиновники просят городничего не забывать их в Петербурге, тот обещает, но Анна Андреевна недовольна: там ее мужу не будет времени думать о «всякой мелюзге» .

Явление VIII

Появляется почтмейстер с распечатанным письмом в руках. Он рассказывает удивительную новость: принятый за ревизора Хлестаков вовсе таковым не был. Почтмейстер читает письмо Хлестакова к другу-литератору: «Во-первых, городничий — глуп, как сивый мерин…» ».

Тут городничий перебивает почтмейстера: не может быть там такого написано. Почтмейстер отдает ему письмо, затем написанное идет по рукам, и каждый читает о себе нелицеприятную правду: почтмейстер пьет горькую, Земляника похож на «свинью в ермолке» , смотритель училищ весь пропах луком, а судья «в сильнейшей степени моветон» . «А впрочем, – завершает письмо Хлестаков, – народ гостеприимный и добродушный» .

Все разозлены, особенно городничий, который боится, что его поместят в какую-нибудь комедию. «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь» , – говорит он. Но Хлестакова уже не догнать: ему дали лучших лошадей. Начинают выяснять, как вообще можно было принять «этого вертопраха» за ревизора – не иначе, как Бог отнял разум. Все обвиняют Бобчинского и Добчинского, ведь именно они принесли новость о ревизоре.

Явление последнее

И что в итоге?

Хлестаков — понимая, что находится на грани разоблачения, герой в спешке покидает провинциальный городок и отправляется в имение к отцу, в деревню Подкатиловку, чтобы заняться литературной деятельностью.

Осип — отправляется вместе со своим молодым барином, Хлестаковым, в имение, где живет его отец.

Городничий — тяжело переживает тот факт, что он, один из самых отъявленных плутов, стал жертвой молодого афериста. В итоге попадает в крайне щекотливую ситуацию, когда из столицы приезжает настоящий ревизор.

Анна Андреевна (жена городничего) — становится объектом насмешек городских дам, когда раскрывается вся правда о Хлестакове.

Марья Антоновна (дочь городничего) — недолго переживает обман Хлестакова, предложившего ей руку и сердце, так как не была влюблена в него.

Хлопов, Ляпкин-Тяпкин,Земляника, Добчинский и Бобчинский — чиновники оказываются в очень трудном положении, когда узнают о приезде настоящего столичного ревизора — теперь им придётся очень туго.

Заключение

По словам самого писателя, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Действие комедии «Ревизор» происходит в современном Гоголю обществе, и почти все пороки этого общества ярко отображены в этом произведении. Косвенным доказательством этого может послужить то, что пьесу долго не желали ставить. Потребовалось вмешательство Жуковского, который лично убедил императора в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

Комедия сразу же понравилась зрителям, многие фразы из нее разошлись и стали крылатыми. Да и сегодняшнему читателю произведение однозначно покажется интересным и актуальным. После прочтения краткого пересказа «Ревизор» по главам очень советуем найти время для ознакомления с полным текстом пьесы.

Тест по комедии «Ревизор»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: