Что представляет собой магистратура в судебной системе некоторых каких зарубежных стран

Обновлено: 15.04.2024

Статья 102. Судебные функции осуществляются ординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которых регулируется законом о судоустройстве.

Не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей. Могут учреждаться лишь специальные отделения по определенным категориям дел при обыкновенных судебных органах, при которых могут участвовать граждане, не принадлежащие к магистратуре, но призываемые к отправлению правосудия.

Закон регулирует случаи и формы прямого участия народа в отправлении правосудия.

Статья 103. Государственному совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по защите законных интересов по отношению к государственным органам и особенно в вопросах, указанных законом и, кроме того, связанных с субъективными правами.

Счетная палата осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и в других областях, указанных в законе.

Юрисдикция военных трибуналов во время войны устанавливается законом. В мирное время их юрисдикция распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил.

Статья 104. Магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти сословие.

В Высшем совете магистратуры председательствует Президент Республики.

Первый председатель и Генеральный прокурор Кассационного суда по праву входят в состав Совета.

Две трети остальных членов избираются всеми ординарными судьями из числа лиц, принадлежащих к разным категориям магистратуры, а одна треть - Парламентом на совместном заседании палат из числа ординарных профессоров права университетов и из адвокатов, имеющих не менее чем пятнадцатилетний стаж.

Совет избирает вице-председателя из членов, избранных Парламентом.

Выборные члены остаются в должности четыре года и не могут быть непосредственно затем вновь избраны.

Они не могут, оставаясь в должности, быть включенными в кадровые списки по своей профессии, а также быть членами Парламента или областного совета.

Статья 105. В Высшем совете магистратуры согласно закону о судоустройстве рассматриваются зачисление на службу в магистратуру, назначение и перемещение магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры, касающиеся магистратов.

Статья 106. Назначение магистратов производится по конкурсу.

Закон о судоустройстве может допустить назначение или избрание почетных судей для выполнения функций, присвоенных судьям, заседающим единолично.

По назначению Высшего совета магистратуры могут быть призваны для выполнения обязанностей советников Кассационного суда за выдающиеся заслуги ординарные профессора права университетов и адвокаты, имеющие не менее чем пятнадцатилетний стаж и занесенные в специальные списки для высших судов.

Статья 107. Магистраты несменяемы. Они не могут быть ни уволены или временно отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей.

Министр юстиции правомочен возбуждать дисциплинарно' производство.

Магистраты различаются между собой только по выполняемым ими функциям.

Прокуратура пользуется гарантиями, установленными для нее законом о судоустройстве.

Статья 108. Положения о судоустройстве и магистратур" устанавливаются законом.

Закон обеспечивает независимость судей специальных судов, прокуратуры при этих судах и лиц, не состоящих в магистратуре, но привлекаемых к участию в отправлении правосудия

Статья 109. Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией.

Статья 110. Организация и деятельность учреждений, связанных с отправлением правосудия, подведомственны министру юстиции, с учетом компетенции Высшего совета магистратуры.

Отдел II. Положения о судопроизводстве

Статья 111. Все действия судебной власти должны быть мотивированы.

На постановления и действия, касающиеся личной свободы, вынесенные судебными органами, обыкновенными или специальными, всегда допускается принесение жалоб в кассационном порядке по мотивам нарушения закона. Отступления от этого правила могут быть допущены только в отношении приговоров военных трибуналов во время войны.

На решения Государственного совета и Счетной палаты принесение кассационной жалобы допускается только по основаниям, связанным с подсудностью.

Статья 112. Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.

Статья 113. По поводу актов публичной администрации всегда допускается судебная защита прав и законных интересов перед органами общей или административной юстиции.

Такая защита не может быть исключена или ограничена особыми средствами обжалования или в отношении определенных категорий актов.

Закон устанавливает судебные органы, которые могут аннулировать акты государственной администрации в случаях и с последствиями, предусмотренными тем же законом.

Смотрите также:

Высший (Верховный) совет магистратуры — один из основных гарантов независимости судебной власти в развитых демократических странах.

Одновременно увеличилось количество преторских магистратур и их специализация
Единственно правильным судопроизводством стало когниционное, а вся судебная власть.

Судебная реформа 1872-1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете
Начало ей было положено организацией судов графств.

Судебные . 104 Конституции магистратура автономна и независима от любой другой власти. . За выдающиеся заслуги Высший совет магистратуры на должности.

Появление магистратур в Риме было взаимосвязано с отживанием власти
В этой связи они располагали и судебными правами, могли издавать эдикты с истолкованием правовых правил.

Учебная дисциплина «Судебные системы стран мира и сравнительное процессуальное право» посвящена углубленному изучению различных институциональных моделей судебной власти, а также тому, как одни и те же институты процессуального права – как уголовного, так и гражданского – варьируются в различных правовых системах. Учебная дисциплина состоит из двух блоков: 1) судебные системы стран мира; 2) сравнительный гражданский процесс (Comparative Civil Procedure). Блок 2 читается на английском языке. Студенты, изучившие дисциплину, узнают: основные характеристики судебных систем стран общего и континентального права, отдельных государств на территории бывшего СССР, а также основные тенденции развития судебной власти в азиатском регионе, Латинской Америке и мусульманских странах; ведущие научные доктрины о судействе и судьях, распространенные в названных регионах; ключевые элементы статуса судей (отбор кандидатов в судьи, карьерное продвижение внутри судебной системы, формы привлечения судьи к ответственности, а также этические стандарты судейской профессии); основные направления взаимодействия судебной власти и гражданского общества; механизм отправления правосудия в зарубежных странах, в частности на пост-конфликтных территориях; взаимосвязь национальной юстиции с органами международного правосудия. Кроме того, по результатам освоения дисциплины учащиеся смогут анализировать различные институты процессуального права зарубежных стран друг с другом и их российскими аналогами, прогнозировать возможные направления реформирования судебной деятельности в развитых капиталистических правопорядках, выделять перспективные направления совершенствования процессуального законодательства с учетом наметившихся в XXI веке тенденций. Дисциплина предусматривает экзамен по результатам учебного курса. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.

Цель освоения дисциплины

овладение магистрами основными представлениями о судебных системах зарубежных стран и институтах процессуального права в различных правопорядках.

Планируемые результаты обучения

Знает основные характеристики судебных систем стран общего права, континентального права, отдельных государств на территории бывшего СССР, а также основные тенденции развития судебной власти в азиатском регионе, Латинской Америке и мусульманских странах; ведущие научные доктрины о судействе и судьях, распространенные в названных регионах;

Знает ключевые элементы статуса судей (отбор кандидатов в судьи, карьерное продвижение внутри судебной системы, формы привлечения судьи к ответственности, а также этические стандарты судейской профессии); основные направления взаимодействия судебной власти и гражданского общества;

Умеет анализировать различные элементы судебных систем зарубежных стран друг с другом и их российскими аналогами; прогнозировать возможные направления реформирования судебной деятельности в развитых капиталистических правопорядках;

Умеет выделять перспективные направления совершенствования российского законодательства с учетом наметившихся в XXI веке тенденций;

Владеет понятийным аппаратом, используемым при изучении судебных систем стран мира; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих организаций, международных институтов;

Владеет методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности; методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера;

Содержание учебной дисциплины

Понятие судебной системы Типология судебных систем Судебные системы стран общего права Судебные системы стран континентального права Особенности развития постсоветских судебных систем Конкуренция и конвергенция различных типов судебных систем

Конституционные нормы Нормы международного права Законодательство (кодифицированное и некодифицированное) Судейские правила Судебные прецеденты Правовые обычаи

Основные доказательственные теории «Правление судей» Феномен «политической юстиции» Суд как «малая группа» (психологические теории судопроизводства) «Электронное правосудие» (технократические теории судопроизводства)

Отбор кандидатов на должности судей Карьерное продвижение судьи Ответственность судьи Судейская этика: международные стандарты и национальные реалии Деформация статуса судей в условиях «сдвига вправо»

Участие представителей народа в отправлении правосудия Участие представителей народа в подборе судейских кадров Проблема выборности судей Суд и формирование общественного мнения Влияние «групп интересов» на судебную деятельность

Суверенизация vs. глобализация – основная дилемма современного правосудия Феномен «гибридных судов» Передача уголовных дел из международных трибуналов в национальные юрисдикции Диалог национальных и международных судей

Природа судебного конституционного нормоконтроля Модели конституционного судопроизводства Доступ к конституционному правосудию Процедуры комплектования органов конституционного контроля Компетенция органов конституционного судопроизводства

Переходное правосудие: понятие, элементы, ареал распространения Международные стандарты переходного правосудия Процессуальная инфраструктура переходного правосудия Особенности отправления правосудия при переходе к состоянию мира Региональная специфика переходного правосудия (на примере стран бывшей Югославии)

Подготовка судебного разбирательства Предварительное производство Производство в суде первой инстанции Способы обжалования и пересмотра судебных решений Сокращенные формы судебного разбирательства

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Элементы контроля

Устный опрос (экзамен)

Домашнее задание (в виде доклада)

Активность на семинарах

Промежуточная аттестация

0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание (в виде доклада) + 0.5 * Устный опрос (экзамен)

0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание (в виде доклада) + 0.5 * Устный опрос (экзамен)

1. Процесс, длящийся последние четверть века и называемый судебной реформой, не привел к положительному результату. Ни одна из провозглашенных ее целей как то: независимость и беспристрастность судебной власти, равноправие сторон, искоренение обвинительного уклона в деятельности государственных органов, реальное обеспечение в судопроизводстве основных прав и свобод личности – фактически оказалась не достигнутой.

Проблема состоит в том, что судебная система сама есть часть государственного механизма, и поэтому надеяться на то, что суды или иные государственные структуры сами себя обновят и очистят, а не будут при первой возможности рапортовать, что "судебная реформа в основных направлениях завершена и не нуждается в существенной перестройке"[1], невозможно. Любые, даже самые лучшие законодательные усовершенствования, попав в руки тех, кто удобно устроился внутри созданного ими же порядка, более того, сами являются его частью, не могут привести ни к чему позитивному.

Следовательно, наиболее актуальным сегодня является не просто совершенствование процессуального строя судопроизводства или его организационной структуры, но, в первую очередь, решение кадровой проблемы, то есть в последовательном наполнении судов, следственных органов, прокуратуры честными, порядочными и квалифицированными людьми, нацеленными на выполнение своего профессионального и общественного долга и при этом свободными от страха за собственную карьеру. Однако этот процесс не может быть быстрым, поэтому в настоящий момент необходимо также широкое задействование в отправлении правосудия готового и неисчерпаемого источника естественно независимых судей – самого российского народа, прежде всего, в лице присяжных заседателей и мировых судей.

С другой стороны, любой, самый добросовестный судья не сможет полностью обеспечить вынесение справедливых решений до те пор, пока он действует в рамках устаревшей модели уголовного процесса, которая поддерживает фактический диктат предварительного расследования над судом (за счет преимущественно письменного характера уголовного процесса, создания судебных доказательств вне суда и без суда только одной из сторон и др.). Поэтому необходимо качественное преобразование сложившейся на данный момент российской следственной (розыскной) модели предварительного расследования с тем, чтобы она стала отвечать конституционному требованию состязательности и равноправия сторон.

Важным шагом на пути достижения названных целей является намеченное расширение применения института присяжных заседателей с распространением его юрисдикции на уровень районных судов (соответствующий законопроект был внесен Президентом РФ в Государственную Думу в середине марта 2016 года).

Необходимым условием распространения состязательности на стадию предварительного расследование является институт следственных судей, концепция которого была обсуждена 10 марта 2015 года в Комитете гражданских инициатив на круглом столе "Возрождение института следственных судей в России: идеи и пути реализации".

Тем не менее, представляется, что наряду с этими мерами эффективная системная судебная реформа нуждается в дополнении ее проекта еще двумя системообразующими элементами:

  • институционализация основных публичных участников судопроизводства в рамках судебной магистратуры, которая призвана решить кадровую проблему;
  • реорганизация мировых судов и воссоздание подлинной мировой юстиции, что будет способствовать максимальному приближению правосудия к народу, его доступности и независимости.

2. Организация судебной магистратуры

В современном демократическом обществе судебная власть не должна быть лишь одной из ветвей государственной власти. Она – нечто большее. Взгляд на судью как на государственного чиновника устарел. Суд призван стать связующим звеном между государством и гражданским обществом.

Важным элементом системы сдержек и противовесов в правовом государстве служит общественно-государственный, консенсуальный способ формирования судейского корпуса. Для этого в ряде стран континентальной Европы и других государств мира существуют органы, которые обычно именуются «высшими советами магистратуры», «высшими советами судебной власти», «генеральными советами судебной власти», «национальными советами юстиции» и т.п. (Франция, Испания, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Болгария, Греция, Колумбия, Алжир, Молдова, Казахстан, Украина и др.) Как правило, они образуются не только из судей, но и из представителей законодательных и исполнительных органов власти, а также представителей адвокатуры и юридической, в том числе научной, общественности. Необходимость в подобных органах объясняется также уважением принципа: «Никто не может быть судьей в собственном деле», ибо назначение судей лишь по представлению самих же судей (квалификационных коллегий) есть лазейка для группового и ведомственного интереса. Формирование судейского корпуса не может быть делом судейского сообщества и потому, что это выводит судейскую корпорацию из-под общественного, а в значительной степени, и государственного контроля.

Понятие "судебная магистратура" со времен Великой Французской революции стало собирательным понятием для обозначения должностных лиц судебного и прокурорского ведомства. Смысл такого объединения состоит в том, что магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти профессиональное сословие. Благодаря этому судебная власть является более широким понятием, нежели судебная система, включая в себя наряду с собственно судьями также следственных судей (в тех странах, где учреждена эта должность), а также и государственных обвинителей в судах. Будучи магистратами, все они значительно менее зависимы от исполнительной власти, что позволяет добиться бóльшей их беспристрастности и объективности.

Существующие квалификационные коллегии судей (ККС), по существу, являются органами государственной власти. На это указывает способ их создания, финансирования, а также их функции. Решая вопросы, входящие в компетенцию квалификационных коллегий, последние осуществляют государственно-властные полномочия. При этом деятельность судебных квалификационных коллегий практически перестала быть публичной. Общество, как правило, не информировано о том, кто претендует на вакантную должность судьи и полностью лишено возможности влиять на его назначение. Вся дальнейшая, после объявления конкурса, деятельность квалификационных коллегий, по сути, является негласной. Ни Закон о судейском сообществе, ни Положение о квалификационных коллегиях не требуют, чтобы председатель коллегии, его заместители или секретарь делали информацию о работе коллегии доступной для всех заинтересованных лиц. На практике при принятии решений о рекомендации конкретной кандидатуры на вакантную должность судьи недопустимо велика роль председателя того суда, в котором имеется данная вакансия. Нередко квалификационные коллегии становятся и средством для изгнания из судейского корпуса тех его членов, которые по тем или иным причинам неугодны судейскому начальству. Фактически, направляют деятельность ККС председатели областных и равных им судов.[2]

В этой связи представляется необходимым отказаться от квалификационных коллегий судей, к которым согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» отнесены Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Следует передать все их функции общественно-государственным совещательным органам, которые можно условно называть Советами судебной магистратуры, учреждаемыми в центре (Высший Совет судебной магистратуры для высших судов) и в субъектах Российской Федерации для магистратов соответствующего уровня. Советы магистратуры должны включать как представителей государства, так и гражданского общества. При этом представляется, что в политических условиях нынешней России, в отличие от ряда других государств, представители магистратуры (суды, следственные органы, прокуратура) не должны иметь в этом органе большинство, которое должны составлять представители гражданского общества, например: партий, законодательных органов власти, адвокатуры, Общественной палаты РФ, общественных палат в субъектах РФ, общественных палат (советов) муниципальных образований, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Совета по противодействию коррупции, Союза журналистов России, ученые-юристы и другие.

В качестве программы максимум можно распространить полномочия этих советов помимо собственно судей (включая судей следственных), также и на государственных обвинителей в судах, выведя последних из состава прокуратуры в отдельную службу (например, в структуре Министерства юстиции РФ, которое, таким образом, вновь станет отвечать своему историческому названию), с тем чтобы окончательно разделить между собой процессуальные функции расследования и уголовного преследования.[3]

Процесс назначения магистратов может включать 4 этапа:

1) регистрация всех желающих граждан, отвечающих установленным законом формальным критериям, в едином реестре кандидатов на судейскую должность. Такая запись должна происходить заблаговременно — например, не менее чем за год до начала процедуры отбора — с тем, чтобы кандидаты могли быть подвергнуты публичному обсуждению. Реестр кандидатов должен быть опубликован в СМИ, в т.ч. на официальном сайте соответствующего совета магистратуры в Интернете.

2) Сдача кандидатами на должности магистратов единых государственных экзаменов по праву.

3) Открытое обсуждение кандидатов советом магистратуры соответствующего уровня, принятие решения путем голосования и вынесение мотивированного акта о даче рекомендации для назначения на должность или отказе в ней.

4) Рассмотрение Президентом Российской Федерации либо иным уполномоченным законом должностным лицом (минуя такие непрозрачные стадии, как внесение кандидатуры председателем соответствующего суда, и получение мнения Председателя Верховного Суда РФ, что имеет место сейчас) вопроса о назначении кандидатов на должность магистрата из числа непосредственно рекомендованных советом магистратуры.

3. Мировой суд — суд присяжных в миниатюре

В целях повышения эффективности судебной власти необходимо вернуться к общественным истокам этого уникального судопроизводства. Прежде всего, следует восстановить обязательную и повсеместную выборность мировых судей самими гражданами, как это предусматривалось первоначальным проектом федерального закона о мировых судьях. При этом муниципальным образованиям можно разрешить учреждать на своей территории сверх государственной квоты такое дополнительное количество участков мировых судей, которое им необходимо и которое они смогут финансировать из своего бюджета. При этом всю сумму судебных пошлин по гражданским делам, рассмотренным мировыми судьями, было бы целесообразно направлять на их финансирование.

Надо вернуть опробованный временем институт почётных мировых судей, действующих наряду с обычными, участковыми мировыми судьями, но на общественных началах. Это будет иметь своим следствием повышение авторитета судебной власти, значительное удешевление и ускорение самого судопроизводства. Отсутствия у почетных судей обязательного юридического образования может быть компенсировано рассмотрением ими дел при участии профессионального консультанта и только при обоюдном согласии сторон и возможностью у них выбора между участковым или почётным мировыми судьями. Кандидатуры почетных мировых судей могут выдвигаться муниципалитетами, общественными организациями, трудовыми коллективами, вузами и т.д.

Следует также возродить съезды мировых судей, сделав их апелляционной и (или) кассационной инстанцией по делам, рассмотренным мировыми судьями.

4. Таким образом, реформа судебной системы будет включать в себя, в частности, такие взаимосвязанные элементы, как учреждение: 1) судебной магистратуры и советов судебной магистратуры; 2) института следственных судей; 3) воссоздание мировой юстиции, 4) расширение сферы применения и компетенции суда присяжных.

[2] Субъектами управленческих воздействий являются, прежде всего, руководители судов, хотя принятие всех юридически значимых для карьеры судьи решений является полномочием квалификационных коллегий. Без положительного заключения последних лицо не может быть назначено на судейскую должность. Они же формируют комиссии для приема экзаменов у кандидатов в судьи. Ими же присваиваются квалификационные классы действующим судьям, налагаются дисциплинарные взыскания, даются заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судьи и т.д. Вместе с тем инициаторами принятия такого рода решений в подавляющем большинстве случаев являются либо председатели того суда, членом которого является данный судья, либо председатели вышестоящих судов. Дело в том, что при решении вопросов, связанных с профессиональной карьерой судьи, проверкой поступивших в отношении него жалоб и т.п., квалификационная коллегия исходит прежде всего из той информации, которая поступает от руководителей судебных органов. Квалификационные коллегии в большинстве случаев поручают председателям судов проверку материалов, касающихся их "подчиненных." Так, именно председатели районных, городских и арбитражных судов в 60-66% случаев осуществляют проверку таких материалов (См.: Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М., 2010).

[3] Разделение этих функций признается необходимым условием объективности как следователя, так и государственного обвинителя в ряде государств (США, Франция и др.). Попытка разделить их была предпринята и в России в 2007 г., когда прокурор утратил полномочия по руководству предварительным следствием, однако на поверку такое разделение оказалось недостаточно последовательным, поскольку организационно одно и то же ведомство – прокуратура – продолжает осуществлять как надзор за следствием, так и поддержание в суде государственного обвинения, оставаясь, таким образом, в известной мере связанной в суде ответственностью за качество предварительного следствия и потому склонной в целом покрывать его недостатки. Вообще, прокуратура в странах с устоявшимися правовыми традициями не является автономной, а входит составной частью в судебную систему. Звенья прокуратуры во главе с прокурором при верховном суде страны там включены в судебные инстанции всех уровней. И в России согласно Учреждению судебных установ­лений 1864 г. министр юстиции России представлял Императору сведения как о кандидатах в судьи, так и данные о других лицах, име­ющих право на занятие соответствующей вакан­тной должности, в т.ч. следователях и прокурорах (ст. 214-215 УСУ).

Назначения на все судейские должности в федеральных судах производят­ся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предло­женную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Фе­деральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должно­сти судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит назва­ние верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом. Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается пред­седателем суда.

Суды промежуточной юрисдикции (термин «промежуточный» иногда вхо­дит в их официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жа­лоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апел­ляционными судами. В их состав входят от 10 до 50 судей.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весь­ма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо ино­го законодательного органа штата на срок 6—15 лет чаще всего с правом по­вторного назначения. В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступа­ют интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандида­тами, а не профессиональные и личные качества. В результате во многих шта­тах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты сис­темы занятия должностей. В основе этих вариантов обычно лежит так называ­емый миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): гу­бернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления (судейский совет штата, судейские конференции, в которых участвуют все судьи штата, и др.). Соответствующие органы, наделенные боль­шими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Великобритания

Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судьи высших судов назначаются королевой по реко­мендации лорда-канцлера, судьи низших судов назначаются лордом-канц­лером. Традиционно судьи высших судов назначались лишь из числа адвока­тов привилегированной категории — барристеров, но за последнее время воз­можность занятия судейской должности более высокого уровня предоставлена при определенных условиях и солиситорам. Судьи Верховного суда назнача­ются из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем, окружные судьи — из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, за­нимающих эту должность не менее трех лет. В свою очередь, рекордером, т.е. частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем 10-летним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судьи высших судов назначаются на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособно­сти или за недостойное поведение. Рекордеры назначаются на свои должности на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов практически по достижении 70 лет, а платные магистраты — 65 лет, но и те и другие до этого могут быть смещены лордом-канцлером без указания причин.

Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд — министра юстиции, при на­значении в Федеральный суд по трудовым делам — министра труда и тд.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий ми­нистр ФРГ и руководители соответствующих ведомств земель, а также 11 чле­нов комиссии, избранных Бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, из нескольких кандидатур.

Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других — министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на су­дейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией — выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую долж­ность в какой-либо из судов земли требует согласования со всеми ми­нистрами — членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности по­жизненно.

Непосредственно федеральным парламентом ФРГ на срок 12 лет из­бираются только судьи Федерального конституционного суда: половина из них избирается Бундестагом и половина — Бундесратом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисципли­нарное преследование возбуждается министром юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда — 68 лет).

После окончания юридического высшего учебного заведения и сдачи государственного (теоретического) экзамена кандидат на судейскую должность проходит длительную ста­жировку в суде, обычно на канцелярских должностях, на должности следователя и т.д. После этого нужно сдать практический экзамен перед судьями и другими судейскими работниками. Сдавшим экзамен присваи­вается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: лицо лишь включается в список кандидатов на такую должность (списки ведутся федеральным министерством юстиции, а также министерствами юсти­ции земель для замещения судейских мест в судах земель) и должно находиться определенное время на другой работе в органах юстиции.

Испания

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Гене­рального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного ста­туса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда.

Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются королем по предложению каждой из обеих палат (по четыре), правительства (двое) и генерального совета судебной власти (двое) из числа опытных судей и проку­роров, юристов — профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на девять лет (предусмотрена процедура обновления состава суда каждые три года на одну треть). Председатель назна­чается королем на три года по предложению членов суда. Систему судов Испа­нии возглавляет Верховный суд (Верховный трибунал юстиции). Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автоном­ных объединений. Руководит им назначаемый королем председатель.

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в на­значении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3— парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Конституционный суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи назначаются по третям — парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один — Государственным советом, один — Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета минист­ров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и ад­вокатов — все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. — он составляет девять.

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляются Кабинетом министров, в большинство судов — на основании списка Кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установ­ленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В час­тности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому «пересмотру народом» при проведении очередных выборов в Палату предста­вителей. Если большинство избирателей высказывается при этом за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяет­ся каждые 10 лет. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает раз­бирательство обвинений в адрес судьи специальными органами парламента.

Для занятия должности судьи установлены строгие правила отбора. Выпускники юридиче­ских факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практи­ческой деятельности обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией мини­стерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2 — 3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (восемь месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по четыре месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты на должность судьи могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение.

Гражданину Дании Хансену К. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета в Испании. К. обратился в суд с жалобой на нарушение его конституционных прав, ссылаясь на то, что он является гражданином государства, входящего в Европейский Союз. Каким может быть решение суда?

В соответствии со ст. 13 Конституции Испании иностранцы пользуются в Испании теми же общественными свободами, что и испанцы, за исключением прав, установленными в статье 23 в том, что право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на периодических выборах на основе всеобщего избирательного права, имеют только граждане Испании.

Конституция Европейского Союза ещё не принята.

Таким образом, суд должен подтвердить правомерность отказа.

Библиографический список литературы

1. Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М. Издательство: "ЮНИТИ", 2002.

2. Власов И. Как происходит назначение на судейскую должность в различных странах. // Российская юстиция. 1993. № 4/5.

3. Испания: Конституция и законодательные акты. - М., 1982.

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т. 1-2. отв. ред. Б.А. Страшун. -М., 1996.

5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / под общей ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М., 1999.

6. Крым: проблемы интеграции // Русские в истории Тавриды: материалы научно-практической конференции. — Симферополь: ООО ПЦ «Московский мост», 2003. С. 116-124

7. Михалева Н.А. Развитие законодательства стран СНГ о государственном устройстве: Сравнительный обзор законодательства государств - участников СНГ- М., 1995.

8. Политическая реформа: украинский вариант // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Политические науки». Том 17 (56). — N 2(2004). — С. 129-135

9. Практика федерализма. Поиски альтернатив для Грузии и Абхазии. - М. 1999.

10. Сенюшкина Т. Управление местными сообществами в Крыму Киев,2001.

11. Судебные системы западных государств.// Под ред. Тумановой В.А.- М.,1991 г.

Судебная система зарубежных стран -это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, отвечающая задачам, стоящим перед страной, доступная для граждан.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти – судебной. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью. Как правило, она возлагается на всю совокупность судебных органов от низовых до верховых.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применение специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе конфликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК. Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 присяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем присяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а меру наказания определяет судья. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недостойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами. Так, в большинстве штатов США судьи избираются гражданами, а Верховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления – верховными советами магистратуры, в Великобритании – лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Великобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5–10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недостойное, порочащее поведение или даже за совершение преступлений, однако делается это в особом порядке – органами судейского самоуправления, либо при их участии.

Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.

1. Общие суды – суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

Схема судов общей юрисдикции:

– первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участковый судья и т.д.;

– основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

– апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

– верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по-своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть. Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система – эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.

В континентальной Европе наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем судов со своими высшими органами. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды». Яркий пример полисистемности дает Конституция Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревшая учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат. При этой системе судебный прецедент применяется очень редко. Здесь работа судов определяется кодифицированным законодательством; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа» или как их еще называют «непрофессиональные судьи» участвуют вместе с судьей в определении наказания; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской системе.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует. Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.

2. Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам), претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей. Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В то же время, например, в Германии система специальных судов имеет иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.

3. Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.

4. Суды обычного права – это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники. Они рассматривают споры взрослых членов племени по вопросам использования пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

5. Конституционные суды в странах континентальной Европы занимают особое место в судебной системе, которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции. Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

Заключение

Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.

Изучение конституционного права зарубежных стран – это исследование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствующими общечеловеческим ценностям.

Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

Список используемой литературы

1. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 2007. 184 с.

2. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах // Журнал российского права. - 1997. - № 7. - 87 с.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. - М.: Норма, 2005. - 236 с.

4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Ї В 4 т. - М., 2002.

6. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. - 238 с.

7. Конституционный судебный процесс: Учеб. для вузов / А.П. Воробьев, М.С. Саликов, Н.А. Жилин. – М.: Норма, 2004.

8. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.: Международные отношения, 2002.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: