Что представляет собой конституционная модель правовой государственности в россии

Обновлено: 19.04.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Очевидно, что Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России.

    Понятие правового государства, как мы уже выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции:

    1) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

    В современном российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению Е.А.Лукашевой [43] , связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

    В нынешних условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения - вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул, который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства способно обеспечить все права человека - и политические и экономические, и социальные, и культурные. Для России -это большая цель, пока еще весьма отдаленная.

    Просветительские, образовательные телевизионные программы, посвященные правам человека, практически отсутствуют. Люди плохо знают свои права, даже конституционные, не умеют их отстаивать и в ряде случаев вынуждены прибегать к крайним мерам. Такая ситуация была бы невозможна, если бы государство выполняло свои обязанности по обеспечению и защите прав своих граждан.

    2) Независимость судакак главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.

    Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст.35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст.22 Конституции РФ, ч.2 ст.29 УПК РФ и др.).

    Несомненно, в ходе судебной реформы будут существенно углублены и детализированы конституционные гарантии независимости судов и расширена их компетенция.

    3) Верховенство конституциипо отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

    В Конституции РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

    Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    4) Приоритет международного права.Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса.

    В Конституции РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

    А)гуманитарно-правовой блок-объявление прав и свобод личности приоритетом в гос. деятельности.

    Б)нормативно-правовой блок-верховенство конституции, законность.

    В)институционально-правовой блок-разделение властей, механизм сдержек и противовесов.

    2)демократическое государство-носитель суверенитета многонациональный народ.

    3)республика-высшие органы власти – выборные.

    Основными чертами правового государства являются, на наш взгляд, следующие.

    1) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства, что создает определенные препятствия для сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

    2)объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан: право на жизнь, гражданство, личную свободу, собственность, свободу совести, слова, ассоциаций, передвижений и т.д.;

    3) равенство граждан перед законом и судом, их равноправие. Юридическое равенство, пришедшее на смену сословным привилегиям, является, пожалуй, одним из самых замечательных завоеваний нового времени.

    4) взаимная ответственность гражданина и государства, корреспонденция их прав и обязанностей. Например, ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.

    5) закрепление прав и свобод граждан в в Конституции.

    6) обеспечение государственной защиты прав граждан. В ст. 17 Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права;

    7) законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону - ст.15 Конституции РФ.

    8) разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Это позволяет добиться независимости каждой из ветвей государственной власти и предотвращает ее узурпацию каким-либо органом или лицом. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга;

    9) конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей: ст. 93 Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов (ст. 46 Конституции РФ);

    10) парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа. Статья. 94 Конституции РФ гласит: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации»;

    11) демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум (ст. 3, ст. 32 Конституции РФ);

    12) особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры (ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»);

    13)наличие местного самоуправления.

    14)многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата (ст. 13 Конституции РФ);

    15) экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства (ст. 8, 9, 34, 35-37 Конституции РФ);

    16)идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике ( ст. 13 Конституции РФ);

    1)Политические идеи в нецивилизованном обществе. 2)Закономерности политической организации общества в произведениях Гомера.

    3)Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.

    4)Политические деятели Древней Греции 7-6в. до н.э. о закономерностях государственной организации.

    5)Конфуций о закономерностях политического управления.

    6)Политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра».

    7)Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит о закономерностях политической организации общества.

    8)Платон о государстве, праве и политике.

    9)Политическое учение Аристотеля.

    10)Ксенофонт Афинский о политическом управлении.

    11)Полибий о закономерностях государственной организации.

    12)Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.

    13)Лукреций и Цицерон о государстве и праве.

    14)Теоретические представления о государстве и праве в христианском вероучении.

    15)Исламская политическая доктрина.

    16)Учение о политике Макиавелли.

    17)Ж.Боден о государстве и политическом управлении.

    18)Политическое учение Б.Спинозы.

    19)Оновы теории государства и права Т.Гоббса.

    20)Концепции справедливости в истории политической мысли.

    21)Предмет истории политических и правовых учений.

    22)Политические учения в России в первой половине 18в.

    23)Концепция единства коренных долговременных интересов всех субъектов политической организации общества в истории политических учений.

    24)Политические учения в России во второй половине 18в.

    25)Политическая мысль в России в 17в.

    26)Утопический социализм Мора, Мюнцерна, Кампанеллы.

    27)Естественно- правовая доктрина в истории политических учений.

    28)Политические учения утопического социализма во Франции 18в.

    29)Политические и правовые учения в России первой половины 19в.

    30)Работы Ленина «Государство и революция» и «Пролетарская революция и ренегат Каутский».

    31)Историческая школа права.

    32)Проблемы государства и права в трудах великих социалистов-утопистов(Сен-Симон, Фурье, Оуен).

    33)Политико-правовые учения революционных народников 50-х гг. 19в. в России.

    34)Фома Аквинский о государстве и праве.

    35)Политическое учение Августина Блаженного.

    36)Развитие русской политической и правовой мысли в 11-14 вв.

    37)Политико-правовые учения в России в 15-16в.

    38)Ш.Монтескье о государстве и праве.

    39)Политические идем Ж.Ж. Руссо.

    40)И.Кант о закономерностях государства и правовом регулировании.

    41)Политические воззрения Т.Джефферсона.

    42)Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.

    43)Основы политической теории И.Бентама.

    44)Д.Остин о политической организации общества и праве.

    45)Г.Гегель о государстве и праве.

    46)Политические воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса в работах 50-х гг.19в.

    47)Милль о формах правления.

    48)Политические идеи Иеринга.

    49)Г.Спенсер о политически организованном обществе.

    50)Ф.Ницше о государстве, праве и политике.

    51)Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.

    52)М.Вебер о государстве и политике.

    53)Л.Дюги о закономерностях политического властвования.

    54)Л.И.Петражицкий о праве и законности.

    55)Г.Моска о политической теории и практике.

    56)Советское учение о государстве.

    57)Национализм в политической идеологии.

    58)Концепция социального и политического развития Л.Г.Моргана: основные положения. Фридрих Энгельс»Происхождение семьи, частной собственности и государства».

    59)Советская теория права.

    60)Критерии оценки политико-правовых доктрин.

    61)Развитие теоретических представлений об эволюции политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания с древнейших времён до второй половины 20в.

    62)П.И.Новгородцев о фундаментальных вопросах политической теории.

    63)Политико-юридические идеи Г.Еллинека.

    64)Учение о праве Г.Харта.

    65)Теория разделения властей в истории политико-юридической мысли.

    66)Учения о правовом государстве в истории политико-юридической мысли.

    67)Е.Эрлих о политико-юридических явлениях.

    68)Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве.

    69)Разработка проблем общей теории государства и права в трудах Р.Паунда.

    О конституционной модели российского федерализма можно говорить в связи с закреплением федерализма в Конституции РСФСР 1917 г. Однако федерализм советского периода был фиктивным, и поэтому модель существовала только в нормативном оформлении. Конституционно-правовая модельсовременного федерализма в России начала оформляться в 1990-е г. в процессе обновления политических и федеративных начал. Эволюция конституционной модели российского федерализма (централизация советского периода и децентрализация 1990-х гг.) рассмотрена Достаточно критически современную конституционную модель федерализма оценивает А. М. Салмин, считая, что она может быть в любой момент центром объявлена недействительной. Полагаем, что имеет место переоценка возможных действий федерального Центра, не основанная на тщательном анализе конституционных положений. Стремление «застраховать» «общество, государство и политическую систему от возможностей проявления сепаратизма, ведущих к распаду государства», по мнению С. Шахрая, придало данной модели федерализма определенные особенности. Среди них: исключение права на сецессию, значительные полномочия Президента РФ как гаранта Конституции и единства страны, обеспечение условий для эффективного и цивилизованного сотрудничества Федерации и ее субъектов. Не вызывает возражение доминанта, что с целью сохранения единства государства в Конституции РФ не прописано право сецессии. Это является мировой практикой, как и цель широкого перечня совместных полномочий федерального Центра и регионов, создания верхней палаты парламента. Поскольку степень изученности взаимосвязи объемаполномочий Президента и формы государственного устройства не просматривается, гипотеза о значительных полномочиях Президента как гаранта Конституции и единства страны, как характеристики конституционной модели федерализма, нами не разделяется.

    В действующей Конституции РФ закреплены структура политического института федерализма, его принципы и признаки:

    - наличие и функционирование многоуровневой пространственной власти закреплено в ст. 11 Конституции РФ: федеральный уровень государственной власти; государственная власть в субъектах Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что многоуровневая организация власти основана на единстве государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

    - наличие и характер федеративных отношений (второй системы – элемента – института федерализма) вытекает из следующих статей Конституции РФ: ст. 5 ч.4 (равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами), ст.11 ч.3 (нормативная и договорная основа разграничении предметов ведения и полномочий между федеративным Центром и регионами); ст.15 (приоритет федерального законодательства над региональным, обязательность официального опубликования законов), главы третьей, закрепляющей статус субъектов РФ в соответствии с которым выстраиваются отношения по конкретным вопросам субъектов РФ и федерального Центра (процедура изменения границ территорий, предметы ведения и полномочий и т.д.);

    - третья система (элемент) системы института федерализма – политико-правовая основа – отражена в ст. 1 Конституции РФ, где закреплен правовой характер российского государства; наличие единого правового пространства отражено в ст. 4 ч.2, ч.5 ст.76; ст.15 утверждает основополагающую роль Конституции РФ в национальной правовой системе и регулирует институт федерализма в силу «учредительного характера Конституции РФ»; ст.76 ч.4 разрешает регионам вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Конституция РФ как основной политический документ являет собой политико-правовую основу института федерализма;

    - четвертой системой (элементом) института федерализма выступают ресурсы власти (материальные, психологические и духовные основы власти): Конституция РФ ст. 8 гарантирует единство экономического поля, услуг, финансовых средств, конкуренции; ст. 9 – определяет особый статус земли как объекта государственной собственности; ст.ст.71,72,73 Основного закона России закрепляют распределение материальных, психологических ресурсов между уровнями власти; ст.13 посвящена множественности идеологий, развитию институтов гражданского общества, недопустимости разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни и ст. 14 Конституции РФ закрепляет принцип отделения церкви от государства, что можно рассматривать как гарантию развития многообразия религиозных направлений в России;

    - государственный аппарат – одна из подсистем института федерализма. Он организован и функционирует на основе следующих конституционных положений: государственный аппарат организован на федеральном и региональном уровнях власти (ст. 11 Конституции РФ) с учетом исторических, национальных, бытовых особенностей регионов; в соответствии со ст. 10 Основного закона имеются законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы государственной власти; полномочия государственных органов власти вытекают из ст.71,72,73 Конституции РФ и принятых нормативных актов федерального и регионального уровней;

    - государственное управление – подсистема института федерализма – находит отражение в ст.ст.1,3 Конституции РФ, в которых законодатель прописал демократический режим управления; ст.ст.1,7, 14 закреплен правовой, социальный, светский характер российского государства, что позволяет через нормативную основу решать социальные конфликты и развивать духовную сферу; политические технологии проявляют себя в решении проблем, возникающих при разногласиях по территориальным вопросам: ст.85 Конституции РФ предусматривает возможность использования согласительных процедур Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила такие принципы федерализма как:

    - принцип полного государственного суверенитета, закрепленного за Российской Федерацией (ст. 4 Конституции РФ);

    - принцип особой формы организации и функционирования государственной власти – единство и многоуровневость власти на всей территории государства (закреплен в ст. 11 Конституции РФ);

    - принцип равноправия членов федерации, который предполагает добровольное строительство федеративного государства равноправными акторами процесса федеративного строительства (закреплен непоследовательно в ст.5 Конституции РФ);

    - принцип равноправия народов в российском государстве (вытекает из ст. 5, главы 3 Конституции РФ);

    - принцип разграничения предметов ведения и полномочий между образуемыми уровнями обусловлен наличием нескольких уровней власти (ст. 71,72, 73 Конституции РФ;

    - принцип политического демократизма в организации внутренней и внешней политики государства закреплен в ст.3 главы 2 Конституции РФ, где идет речь о формах демократии и народовластии, о правах человека и гражданина в России.

    Модель конституционного федерализма существует, хотя ряд положений, закрепляющих образование нового российского федерализма после 1990-х гг. нуждается в более корректном развитии в текущем российском федеральном законодательстве.

    DELETED

    8. Конституционная модель правового государства в России. Конституция закрепила, что РФ – это правовое гос-во. Это норма-цель. КМПГ – это вытроенные в Конституции системы отношений госорганов между собой и с обществом, гарантирующие при наличие таких связей построение правового гос-ва. КМПГ всё ещё не осуществлена в полном объёме на практике. Первоочередной задачей для юридической теории и законотворчества является доведение до конца процесса формирования всех конституционных ин-ститутов РФ. Особое место в данной проблеме заслуживает судебная реформа. Судебная власть призвана, руководствуясь конституционным правопониманием и принципом правовой законности, защитить и укре-пить конституционно-правовые основы и общеправовой характер российского гос-ва. Судебная власть при-звана в том числе понизить напряжённость в отношении закон-ой и исполн-ой власти. Параллельно с вне-дрением КМПГ должна вестись систематическая работа в плане преодоления внутренних недостатков са-мой этой модели. Речь идёт о таких недостатках как несбалансированность разделения властей, отсутствие надлежаще действующей системы сдержек и противовесов, раздвоение исполнительной власти на прези-дентскую и правительственную, усугублённое независимостью правительства от парламента, неопределён-ность статуса прокуратуры (упомянута в главе о судебной власти), чрезмерная жёсткость принятия попра-вок в конституцию. А ведь стабильность и долгосрочность КМПГ является необходимым условием её ус-пешной реализации. Поэтому необходимо разрабатывать средства, которые удовлетворяли бы положениям современной конституции и в тоже время реформировали её изнури. Необходимо ввести полномочия пре-зидента в русло исполнительной власти., устранить конкуренцию между актами Президента и ФЗ, так как положения ст. 90 Конституции не выстраивают точной систмы правового гос-ва, где: Конст – ФЗ – указы. Можно утвердить такое положение с помощью толкования данной нормы Конституционным судом, а не поправкой. То, от чего предостерегал Нерсесянц, недопущение сосредоточения власти в одних руках, про-исходит сейчас – назначение глав субъектов – это шаг в сторону закрепления верховенства не закона, а ис-полнительной власти.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: