Что попросил бедный брат у богатого в долг в повести шемякин суд

Обновлено: 23.04.2024

Цель: познакомить с закономерностями развития в литературе XVII в.

рассмотреть и изучить основные признаки новой демократической прозы на

примере «Повести о Шемякином суде»;

показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического

 навыки монологической речи,

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые

для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении

І. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ учителя о демократической литературе.

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства,

государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма,

определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно

освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде»(стр.29-30) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи –речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и

прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.Повесть встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным

силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Название повести — “Шемякин суд” — стало народной

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, "бытовая личность")?

 Перескажите сюжет "Повести о Шемякином суде".

 Выделите элементы сатиры.

 Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?

 Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений "бедного" мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.

 Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?

 Почему В.Г. Белинский назвал повести "драгоценнейшими историческими документами" и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью?

Обдумайте и объясните его суждения.

 Что же означает выражение « Шемякин суд». (Теперь оно стало крылатым)?- Продажный, коррупционный.

V. Дополнительные задания:

1. Два брата: богатый и бедный

2. Лошадь без хвоста

3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не

6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул —мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь

бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья

приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него

пападью и с ребенком». Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост,

— говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что

суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство. Запись в тетрадях:

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІ. . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ?

(ДА, позитивный . НЕТ, негативный) –работа в тетрадях записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. :

VІІ. Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

 «Ш. суд» определён как сатирическая повесть, но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в

его пользу. «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

Итоговые тестовые задания для 8 класса

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какое второе название устного народного творчества?

2. Какой из жанров не относится к устному народному творчеству?

3. Какие бывают жанры сказок?

+ А) Волшебные, социально-бытовые, о животных

Б) Волшебные, о людях, о животных

В) Фантастические, жизненные, о животных

Г) О людях, о птицах, о животных

4. В каком жанре сказок не происходит никакого волшебства, а герои – реальные люди: отец, мать, сын, солдат, старуха и т.д.?

5. Какие песни поются в определенные дни года, по конкретным народным праздникам?

6. Какого вида лирических песен не существует?

А) Любовные песни

Б) Семейные песни

В) Свадебные песни

Г) Песни о вдовьей и семейной жизни

7. Про кого не писали исторические песни?

В) Емельян Пугачёв

8. Выберите правильное утверждение:

А) Предание – это краткое народное изречение с назидательным смыслом.

+ Б) Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

В) Предание – это краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.

Г) Предание – это стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему.

9. Как называется жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых?

тест 10. Что попросил бедный брат у богатого в долг в повести «Шемякин суд»?

11. Что случилось с лошадью в повести «Шемякин суд» из-за того, что у бедняка не было хомута?

+ Г) Оторвался хвост

12. Что произошло с бедняком у попа дома в повести «Шемякин суд»?

А) Убил нечаянно своего брата

Б) Умер от голода

+ В) Задавил младенца в колыбели

Г) Разломал печку

13. Что показал бедняк судье в повести «Шемякин суд», чтобы повлиять на его решение?

В) Слиток золота

+ Г) Завёрнутый в ткань камень

14. События какого века описываются в произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

15. К какому жанру относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

16. Какое значение имело слово «недоросль» во времена жизни и творчества Д.И. Фонвизина?

А) Невысокий человек

Б) Студент, не окончивший учебное заведение

+ В) Несовершеннолетний дворянин, который ещё не приступил к государственной службе

Г) Младший сын в семье

17. Что хотел показать Д.И. Фонвизин через образ Митрофанушки?

А) Ленивого недалёкого человека

Б) Некачественную работу учителей

+ В) Деградацию русского дворянства

Г) Проблему отцов и детей

18. Как называется логический, поучительный вывод в баснях?

19. Какой праздник отмечают в день рождения А.С. Пушкина?

А) День славянской письменности

Б) День русской литературы

+ В) День русского языка

тест-20. Чем прославился А.С. Пушкин кроме литературного творчества?

А) Был талантливым художником

Б) Был талантливым скульптором

В) Знал 14 языков

+ Г) Стал основоположником русского литературного языка

21. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:

22. Как звали главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

А) Алексей Иванович Стародуб

Б) Андрей Андреевич Иванов

В) Пётр Алексеевич Гринёв

+ Г) Пётр Андреевич Гринёв

23. Куда был отправлен на службу главный герой «Капитанской дочки»?

+ А) В Белогорскую крепость

Б) В Петропавловскую крепость

В) Ивангородскую крепость

Г) В Староладожскую крепость

24. Какая была фамилия у главной героини романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маши?

25. О какой исторической личности идёт речь в романе?

А) О Борисе Годунове

+ Б) О Емельяне Пугачёве

В) О Степане Разине

26. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

27. Кем был по профессии Германн из «Пиковой дамы»?

28. Что умела делать старая графиня в произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

А) Приносить удачу в игре

Б) Видеть будущее

В) Видеть карты противника

+ Г) Угадывать три карты

29. Что произошло с Германном в конце произведения?

Б) Уехал в другой город

тест_30. Откуда произошёл род Лермонтовых?

31. Какое было первоначальное название поэмы «Мцыри»?

32. Какой эпизод является кульминацией поэмы «Мцыри»?

+ А) Битва главного героя с барсом

Б) Побег главного героя

В) Исповедь главного героя

Г) Смерть главного героя

33. Где заканчивается действие поэмы «Мцыри»?

34. Кто поведал рассказчику историю Печорина в романе «Герой нашего времени»?

+ В) Максим Максимыч

35. Как звали Печорина?

36. Чем закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?

А) Печорин погиб

+ Б) Грушницкий погиб

В) Приятели помирились

37. Что снилось городничему в начале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

38. Кому прислуживал Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

+ А) Ивану Александровичу Хлестакову

Б) Луке Лукичу Хлопову

В) Аммосу Фёдоровичу Ляпкину-Тяпкину

Г) Антону Антоновичу Сквозник-Дмухановскому

39. Как звали главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

+ А) Акакий Акакиевич Башмачкин

Б) Николай Васильевич Бумажкин

В) Антон Антонович Тапкин

Г) Афанасий Яковлевич Булавкин

тест*40. Как относились молодые чиновники к главному герою повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

41. Почему главный герой повести Н.В. Гоголя принимает решение приобрести новую шинель?

А) Потерял старую шинель

Б) Надоела старая шинель

В) Следил за модой

+ Г) Старая шинель износилась

42. От чего умер главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Г) Разбил голову

43. Как назывался город в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города?

44. Что одолжила старушка-помещица петербургскому франту под залог имения?

А) Золотое кольцо

Б) Фамильную брошь

45. Свидетелем какого действия стал главный герой рассказа «После бала» по дороге к дому Вареньки?

А) Народного гуляния

+ В) Наказания пленного

Г) Наказания крепостного

46. Кто написал повесть «Отрочество»?

47. Куда приезжает Николенька в начале повести «Отрочество»?

48. Появление какой мысли считает Николенька началом своей юности?

А) Нужно зарабатывать деньги

Б) Нужно жениться на хорошей девушке

В) Главное в жизни – семья

+ Г) Нужно в первую очередь совершенствоваться самому

49. Какая фамилия у главного героя рассказа И.А. Бунина «Куст сирени»?

тест№ 50. Чем заканчивается рассказ И.А. Бунина «Кавказ»?

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно
в избе.
Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?
— Пойду к брату, попрошу коня. Неласково принял его богатый брат:
— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.
Привел бедняк коня домой и вспомнил:
— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.
Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал. На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.
Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.
Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:
— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю! И подал на бедняка в суд.
Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.
Идут они, идут. Бедняк думает:
«Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».
Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.
Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.
Купец ухватил бедняка:
— Пойдем к судье!
И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.
Совсем бедняк пригорюнился:
«Теперь уж наверняка засудят».
Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху.
«Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».
Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.
А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:
— Суди, судья, да поглядывай сюда.
Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?» Еще раз взглянул — посул большой. «Коли и серебро, денег много».
И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет. А купцу сказал:
— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.
На том суд и кончился. Богатый брат говорит:
— Ну, ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.
— Что ты, братец,— бедняк отвечает.— Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.
Стал богатый брат уговаривать:
— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.
— Ну, ладно, давай деньги.
Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили. Тут и купец стал просить:
— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.
— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.
— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам,— просит купец.
Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:
— Ну, давай посуленное.
Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.
— Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.
«Вот и хорошо,— думает судья,— что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».
А бедняк, веселый, с песенками, домой пришел.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Тест по произведению «Шемякин суд»

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 940 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: И. А. Крылов

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 17.10.2016 7807
  • PPTX 78.3 кбайт
  • 76 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Батищева Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Одаренные дети. Специфика обучения и сопровождения»

82 минуты

«Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

51 минута

«Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.Кто является автором повести «Шемякин суд»? а) Гоголь
б) Народ
в) Пушкин 2. Из-за чего поссорились братья:
а) бедный попортил осла богатого
б) бедный попортил лошадь богатого
в) богатый попортил лошадь бедного 3. Бедному пришлось привязать сани к:
а) голове лошади
б) телу лошади
в) хвосту лошади 4. Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади:
а) 5 рублей
б) 2 рубля
в) 3 рубля 5. Лошадь осталась у бедного брата:
а) да
б) остался только хвост
в) нет 6. Для бедного брата всё кончилось очень хорошо:
а) нет
б) да
в) отчасти 7. Бедный брат убил … человек:
а) четырех
б) трех
в) двух 8. Шемяка был честным и праведным судьёй, так ли это:
а) нет
б) да
в) для бедных-да, для богатых-нет 9. Оба брата были:
а) промышленники
б) бояре
в) земледельцы 10. Истцы откупились от бедного брата:
а) драгоценными камнями
б) деньгами
в) шубами 11. Бедный брат нарочно оторвал хвост лошади, так ли это:
а) нет
б) да
в) он не отрывал хвост 12. Бедный брат заплатил много денег судье, так ли это:
а) да
б) нет
в) он заплатил ему драгоценными камнями 13. Куда ехал направлялся человек, у которого бедный брат убил отца:
а) в баню
б) к лекарю
в) на базар 14. Откуда упал на поповича бедный брат:
а) с лестницы
б) с печи
в) с полатей 15. В каком преступлении был обвинен бедный брат:
а) убил ребёнка
б) поджёг дом
в) украл корову 16. Откуда бедный достал камень:
а) из платка
б) из шапки
в) из шарфа

17. С кем судился бедный брат:
а) с барыней
б) с Шемякой
в) с соседом 18. С кем судился бедный брат:
а) с князем
б) с братом
в) с боярином 19. С кем судился бедный брат:
а) с монахом
б) с протоиереем
в) с попом 20. Зачем бедный брат взял с собой камень:
а) чтобы утопиться, если приговор будет против него
б) чтобы при недовольстве приговором убить судью
в) чтобы побить окна в суде 21. На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью:
а) пока попадья не родит ребёнка
б) пока она брату не надоест
в) пока сама уйти не захочет 22. Что определяет образ жизни убогого брата:
а) желание разбогатеть
б) стремление взять побольше у богатого брата
в) забота о богатом брате 23. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста:
а) выявляет отсутствие в герое человеческого начала
б) характеризует психологическое состояние героя
в) показывает небрежение к добру брата 24. Повесть сохранилась во многих рукописях … веков:
а) 15 и 16
б) 17 и 18
в) 14 и 15 25. Въезжая в ворота, бедный брат забыл выставить:
а) “костыль”
б) тормоз
в) подворотню 26. К кому пошел ночевать богатый брат:
а) к голове
б) к попу
в) в первый попавшийся терем 27. Где находился мост:
а) у города
б) у хутора
в) у села 28. Шемяка, выслушав челобитную, говорит бедному:
а) «Отвечай!»
б) «Держи ответ!»
в) «Ответствуй!» 29. Сколько денег отдал поп бедному брату:
а) десять рублей
б) пятнадцать рублей
в) 3 рубля 30. Бедный пошел домой, радуясь и:
а) припеваючи
б) хваля Бога
в) хохоча

Тест по повести «Шемякин суд»

1.Кто является автором повести «Шемякин суд»? а) Гоголь
б) Народ
в) Пушкин 2. Из-за чего поссорились братья:
а) бедный попортил осла богатого
б) бедный попортил лошадь богатого
в) богатый попортил лошадь бедного 3. Бедному пришлось привязать сани к:
а) голове лошади
б) телу лошади
в) хвосту лошади 4. Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади:
а) 5 рублей
б) 2 рубля
в) 3 рубля 5. Лошадь осталась у бедного брата:
а) да
б) остался только хвост
в) нет 6. Для бедного брата всё кончилось очень хорошо:
а) нет
б) да
в) отчасти 7. Бедный брат убил … человек:
а) четырех
б) трех
в) двух 8. Шемяка был честным и праведным судьёй, так ли это:
а) нет
б) да
в) для бедных-да, для богатых-нет 9. Оба брата были:
а) промышленники
б) бояре
в) земледельцы 10. Истцы откупились от бедного брата:
а) драгоценными камнями
б) деньгами
в) шубами 11. Бедный брат нарочно оторвал хвост лошади, так ли это:
а) нет
б) да
в) он не отрывал хвост 12. Бедный брат заплатил много денег судье, так ли это:
а) да
б) нет
в) он заплатил ему драгоценными камнями 13. Куда ехал направлялся человек, у которого бедный брат убил отца:
а) в баню
б) к лекарю
в) на базар 14. Откуда упал на поповича бедный брат:
а) с лестницы
б) с печи
в) с полатей 15. В каком преступлении был обвинен бедный брат:
а) убил ребёнка
б) поджёг дом
в) украл корову 16. Откуда бедный достал камень:
а) из платка
б) из шапки
в) из шарфа

17. С кем судился бедный брат:
а) с барыней
б) с Шемякой
в) с соседом 18. С кем судился бедный брат:
а) с князем
б) с братом
в) с боярином 19. С кем судился бедный брат:
а) с монахом
б) с протоиереем
в) с попом 20. Зачем бедный брат взял с собой камень:
а) чтобы утопиться, если приговор будет против него
б) чтобы при недовольстве приговором убить судью
в) чтобы побить окна в суде 21. На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью:
а) пока попадья не родит ребёнка
б) пока она брату не надоест
в) пока сама уйти не захочет 22. Что определяет образ жизни убогого брата:
а) желание разбогатеть
б) стремление взять побольше у богатого брата
в) забота о богатом брате 23. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста:
а) выявляет отсутствие в герое человеческого начала
б) характеризует психологическое состояние героя
в) показывает небрежение к добру брата 24. Повесть сохранилась во многих рукописях … веков:
а) 15 и 16
б) 17 и 18
в) 14 и 15 25. Въезжая в ворота, бедный брат забыл выставить:
а) “костыль”
б) тормоз
в) подворотню 26. К кому пошел ночевать богатый брат:
а) к голове
б) к попу
в) в первый попавшийся терем 27. Где находился мост:
а) у города
б) у хутора
в) у села 28. Шемяка, выслушав челобитную, говорит бедному:
а) «Отвечай!»
б) «Держи ответ!»
в) «Ответствуй!» 29. Сколько денег отдал поп бедному брату:
а) десять рублей
б) пятнадцать рублей
в) 3 рубля 30. Бедный пошел домой, радуясь и:
а) припеваючи
б) хваля Бога
в) хохоча

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: