Что понимается под активной противопожарной защитой судов

Обновлено: 27.03.2024

Анализ происшествий, связанных с возникновением пожаров на судах, показывает, что распространение огня по судну и тяжелые последствия этого в значительной мере обуславливаются не­совершенством конструктивной противопожарной защиты. В первую очередь эта защита должна обеспечивать взрыво-пожаробезопасность судна. Взрыво-пожаробезопасность судна обеспечивает це­лый комплекс конструктивных и организационных мероприятий, направленных на предотвращение пожара. В случае возникновения пожара соответствующие мероприятия должны быть направлены на обеспечение сохранности конструкций, оборудования и защиту людей.

В число наиболее общих основных принципов,определяющих противопожарную защиту судов, входят:

· деление судна на главные вертикальные зоны конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· ограничение применения горючих материалов;

· строгое соблюдение противопожарного режима;

· возможность быстрого обнаружения любого пожара в зоне его возникновения (как с помощью специальных средств и систем,так и людьми);

· возможность ограничения распространения и тушения любого пожара в месте его возникновения;

· постоянная готовность средств и систем пожаротушения к быстрому применению;

· защита путей эвакуации и путей доступа (подходов) для борьбы с пожаром;

· качественная подготовка экипажа к действиям в любыхчрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы предотвратить возникновение пожара (а в случае возникшего пожара — ограничить распространение огня и дыма по помещениям судна, успешно потушить пожар и безопасно эвакуировать людей из аварийных помещений), на любом судне должен быть решен комплекс вопросов по конструктивной противопожарной защите — сразу при его постройке, в соответствии с международными и национальными требованиями. Одна из мер, способствующих обеспечению конструктивной противопожарной защиты — это деление всего судна на главные вертикальные зоны.

Главные вертикальные зоны— это зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса "А". Средняя длина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м 2 .

Поскольку перекрытия играют важную роль в обеспечении в взрыво-пожаробезопасности судна, далее приведено их более полное и подробное описание. Перекрытия подразделяют на три класса: А, В и С.

Перекрытия класса "А "— это перекрытия, образуемые переборками и палубами, которые:

а)изготовлены из стали или другого равноценного материала;

б)имеют соответствующие элементы жесткости;

в)предотвращают прохождение через них дыма и пламени в течение одночасового стандартного испытания на огнестойкость;

г)изолированы соответствующими негорючими материалами таким образом, чтобы могли быть выполнены следующие два условия:

1. средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139 С по сравнению с первоначальным значением;

2. ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 180 °С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 60 минут для класса "А-60";

· 30 минут для класса "А-30";

· 15 минут для класса "А-15";

· 0 минут для класса "А-0".

Перекрытия класса "В "— это перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками, которые:

а)изготовлены из негорючих материалов;

б)предотвращают прохождение через них пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость;

в)имеют такую изоляцию, что могут быть выполнены следующие два условия:

1) средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139°С по сравнению с первоначальным значением;

2) ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 225°С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 15 минут для класса "В-15";

· О минут для класса "В-0".

Перекрытия класса"С" — это перекрытия, изготовленные из негорючих материалов. Перекрытия этого класса могут не отвечать требованиям в отношении прохождения дыма и пламени, а также ограничениям в отношении повышения температуры.

Огнестойкость дверей в перекрытиях должна быть равноценной огнестойкости самого перекрытия, в котором они установлены. Двери и дверные рамы в перекрытиях класса "А" должны быть изготовлены из стали, в перекрытиях класса "В" негорючими, в ма­шинных помещениях — газонепроницаемыми и самозакрывающимися.

В настоящее время для тушения пожаров различного рода используются следующие огнетушащие вещества:

· вода и водные растворы химических веществ;

· пена: химическая и воздушно-механическая;

· огнетушащие порошковые составы;

· галогенсодержащие углеводороды (хладоны);

В зависимости от вида используемого огнетушащего вещества противопожарные средства могут быть применены для тушения поваров одного или нескольких классов. Далее огнетушащие вещества рассмотрены более подробно.

Вода.

Вода — наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования. Вода представляет собой главным образом охлаждающее вещество. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Наибольший эффект от использования воды для поглощения теплоты получается при температуре до 100°С. При значении температуры 100°С и выше вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже точки его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода переходит от жидкого состояния в газообразное и при этом расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, помимо охлаждающей способности, вода способствует возникновению эффекта объемного тушения.

Компактная струя выбрасывается из пожарного ствола с большой скоростью, что обеспечивает дальность полета до 20. 25 метров. Максимальная дальность полета струи по горизонтали достигается, если ствол направлен вверх под углом 35. 40 ° к палубе; максимальная дальность полета струи по вертикали — под углом 75 °.

Тушение компактной струей воды горючих жидкостей приводит только к разбрызгиванию горючего и увеличению площади пожара. Кроме того, при таком способе подачи значительное количество воды расходуется бесполезно. Объясняется это тем, что вода обладает невысоким коэффициентом теплопроводности; проходя через пламя, она почти не успевает нагреться и поглотить тепло, поэтому в виде крупных капель падает вниз.

Наибольшей огнетушащей способностью обладает струя воды, распыленная до мельчайших капель (размером менее 100 мкм). Испаряясь, эти капли забирают тепло от очага пожара и понижают содержание кислорода в воздухе; как было сказано выше, превраща­ясь в пар, вода увеличивается в объеме в 1700 раз. Мелкораспыленная вода не погружается в горящую жидкость и не разбрызгивает ее. Она сочетает в себе преимущества как жидкого, так и газового средства тушения. Получение тонкого распыла воды достигается благодаря применению специальных технических решений, либо путем выброса перегретой воды или газонасыщенного раствора СО2 в воде через распылители оригинальной конструкции. Однако мелкодисперсная струя воды обладает недостаточной проникающей способностью, что затрудняет тушение твердых материалов, уложенных в виде штабеля.

Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна; замерзает при отрицательных температурах; тяжелее топлива (которое всплывает на ее поверхность и продолжает гореть); имеет большое значение поверхностного натяжения (поэтому недостаточно смачивает поверхности и быстро стекает с них); способствует процессу коррозии металлов; ухудшает изоляцию электрооборудования.

При тушении пожаров во внутренних помещениях путем бесконтрольной подачи воды из шлангов возможно снижение остойчивости и запаса плавучести судна (вплоть до опрокидывания).

Пены.

Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных тонкими пленками жидкости. В зависимости от способа получения различают пены химические и воздушно-механические.

Химическую пенуполучают при взаимодействии кислотного раствора и раствора бикарбоната натрия. Выделяющийся в резуль­тате химической реакции диоксид углерода образует в пене газовые пузырьки. В качестве вспенивателя обычно используется экстракт солодкового корня, который в химической реакции не участвует, ноиграетважную роль в придании пене необходимой стойкости.

Воздушно-механическая пенаполучается в пенных стволах или на сетках пеногенераторов из водных растворов пенообразователей или растворов смачивателей.

Для производства пены существуют различные виды пенообразователей, которые разделяются по химическому составу и по назначению.

По химическому составу пенообразователи подразделяют на углеводородные (ПО-ЗАИ, ПО-ЗНП, ПО-6НП, ПО-6ТС, ТЭАС, САМПО, "Морской") и фторсодержащие (ФОРЭТОЛ, "Универсальный").

По назначению пенообразователи делятся на пенообразователи общего и специального назначения ("Морозко", "Морской" и др.); последние применяют в особых условиях или для тушения конкретной группы горючих веществ.

Особое место занимают пенообразователи на фторорганической основе (например, ФОРЭТОЛ, "Универсальный"). Впервые такие пенообразователи были разработаны в США, а пена на их основе получила название "легкая вода". Наличие атома фтора в молекуле этого пенообразователя придает образуемой с его помощью пене высокую термическую стойкость и, соответственно, высокую изолирующую способность. При применении "легкой воды" на горящей поверхности образуется пленка, препятствующая поступлению горючих паров, изолирующая пену от горящей поверхности и предохраняя ее от разрушения. Образовавшаяся пленка препятствует также повторному воспламенению вещества после его тушения. Пена на основе фторсодержащих пенообразователей сохраняет стойкость и на полярных жидкостях (которые интенсивно разрушают пену, полученную на основе других пенообразователей).

Фторсодержащие пенообразователи применяют в виде раствора в воде (с концентрацией до 6%). Для получения "легкой воды" можно использовать как пресную, так и морскую воды. Пенообразователи, предназначенные для получения "легкой воды" не следует смешивать с пенообразователями других типов. Тем не менее, при тушении одного пожара можно использовать пены полученные на основе различных пенообразователей (в том числе и фторсодержащих).

В число недостатков пенообразователей на основе фторорганических соединений входят: высокая стоимость и высокая биологическая стойкость большинства из них.

Пены характеризуются рядом параметров, основной из которых —кратность,т.е. отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Химическая пена обладает кратностью, равной 5, в то время как воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (от 20 до 200) и высокой кратности (более 200). Особенности применения пены различной кратности пояснены на рис. 3.1.

Будучи тяжелее воздуха, но легче воды или нефтепродуктов, высокократная пена стекает через отверстия и заполняет отсеки, помещения и щели, вытесняя из них воздух. Таким образом, к пожару прекращается доступ кислорода. Поскольку пена содержит воду, она поглощает теплоту и охлаждает горящий материал. Если высокократная пена поглотила количество теплоты, достаточное, чтобы содержащаяся в этой пене вода при 100 °С превратилась в пар, значит, эта пена поглотила максимально возможное количество теплоты. Выделяющийся пар продолжает вытеснять кислород и, таким образом, способствует ликвидации пожара.

Для получения высокократной пены используется эжекторный ствол, в котором пенообразователь и вода смешиваются, образуя 12%-й раствор пенообразователя в воде, и подаются на сетчатый экран под давлением не менее 14 кгс/см 2 . Воздух с большой скоростью засасывается в ствол и проходит через экран. При этом образуются пузырьки, и из ствола выходит высокократная пена.

Пены обладают существенными положительными качествами, однако существуют и некоторые ограничения в их применении.

Положительные качества пены:

1. пена представляет собой очень эффективное огнетушащее вещество, обладающее охлаждающим эффектом;

2. пена создает паровой барьер, препятствующий выходу наружу воспламеняющихся паров;

3. пена может быть использована для тушения пожаров класса А, поскольку в ней присутствует вода; особенно эффективна для этого "легкая вода" (пена на основе фторсодержащего пенообразователя);

4) пена представляет собой наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями;

5. пена — эффективное огнетушащее вещество для покрытия растекающихся нефтепродуктов;

6. для получения пены молено использовать воду пресную или забортную, мягкую или жесткую;

7. пена не склонна к быстрому разрушению и при правильной подаче тушит пожар постепенно;

8. пена способна удерживаться на месте, покрывает горящую поверхность и поглощает теплоту содержащуюся в тех материалах, которые могли бы вызвать повторное возгорание;

9. пена способствует экономному расходу воды и не вызывает перегрузки судовых пожарных насосов.

Ограничения в применении пены:

1. пену нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением;

2. пену нельзя применять для тушения горючих металлов;

3. пену нельзя употреблять совместно с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет "легкая вода", которую можно использовать совместно с огнетушащим порошком;

4. пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей (однако высокократную пену применяют при тушении растекающихся криогенных жидкостей, для быстрого подогрева паров и для уменьшения опасности, сопутствующей такому растеканию);

5. если пена подается на горящие жидкости, температура которых превышает 100 °С, то вода, содержащаяся в пене, способна вызвать вспучивание, разбрызгивание и вскипание таких жидкостей.

Кроме того, необходимо помнить, что запас пенообразователя должен быть достаточным для покрытия пеной всей поверхности горящего материала. Также нужен дополнительный запас пенообразователя для замены той пены, которая выгорает, а также для запол­нения разрывов, образующихся на ее поверхности.

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

АКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СУДНА

Активная противопожарная защита — комплекс активных средств противопожарной защиты, направленных:

- на обнаружения любого пожара в зоне его возникновения;

- на тушение пожара в любой части судна с помощью стационарных систем пожаротушения;

- на тушение пожара в любой части судна с помощью средств противопожарного снабжения суда;

- на предотвращение возникновения взрывов и пожаров в судовых помещениях;

- на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

Комплекс активной противопожарной защиты состоит из:

- систем обнаружения и предупреждения о пожаре;

- стационарных систем тушения пожаров;

- стационарных систем предотвращения возникновения взрывов и пожаров в судовых помещениях;

- системы аварийно-предупредительной сигнализации и системы громкоговорящей связи;

- противопожарного снабжения судна.

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ПОЖАРЕ

Как происходит обнаружение и предупреждение о пожаре?

Обнаружение пожара в зоне его возникновения и сигнализации об этом – необходимое условие для безопасного выхода людей наружу и своевременного подавления пожара, важная часть структуры активной противопожарной защиты судов.

1. суда оборудуются стационарными системами сигнализации обнаружения пожара с автоматическими и ручными извещателями, системами дымообнаружения путем забора проб воздуха, системами дымоизвлечения, автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара;

2 для оповещения людей о чрезвычайных ситуациях, в том числе и о пожаре, используются общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации и система громкоговорящей связи.

3. несется эффективная дозорная служба.

Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара.

Эти системы должны соответствовать характеру помещения, возможностям распространения огня, образования дыма и газов.

Каждая такая система включает в себя следующие элементы:

- автоматические извещатели (детекторы) сгруппированные в лучи (секции);

- ручные извещатели сгруппированные в лучи (секции);

- панель управления системой (станцией);

- источники энергии, электропроводка,

Автоматические извещатели должны срабатывать под воздействием дыма, тепла, света или других продуктов горения, пламени или любого сочетания этих факторов и соответственно подразделяются на дымовые, тепловые, световые и иные виды.

Принципиальная схема системы сигнализации обнаружения пожара фирмы SALWICO приведена на рисунке.

Структурная схема установки пожарной сигнализации фирмы SALWICO С - 300

  • 1.Центральное устройство (ЦУ), состоящее из:
    • приемно-контрольного пульта (ПКП);
    • одного или нескольких групповых блоков (ГБ) с восьмью секциями извещателей в каждом;
    • дополнительное оборудование сверх основного исполнения;
    • блок идентификации секций;
    • блок идентификации извещателей;
    • блок управления средствами пожаротушения;
    • блок согласования с ЭВМ.

    выпрямитель.

    Система обнаружения пожара быстро обнаруживает пожар в его начале и заблаговременно предупреждает о возникшей ситуации, тем самым, предоставляя команде, максимум возможностей по тушению и ликвидации пожара до того, как он сможет уничтожить имущество, судно или даже стать причиной гибели людей. В состав такой системы входит центральный пульт управления и контроля, возможно, с панелями ретрансляторов, тепловые, дымовые и извещатели пламени, в том или ином сочетании, ручные пожарные извещатели и устройства звуковой пожарной сигнализации. Устройство такой системы может быть весьма простым или более сложным, предусматривающим наличие адресуемых детекторов, компьютерного управления и т.д. Следует обеспечить не менее двух раздельных источников питания, одним из которых должна стать система аварийного электропитания. Система должна всегда находиться в рабочем состоянии, а ее цепи питания и электрические цепи должны непрерывно отслеживаться на предмет наличия неисправностей и сбоев. Детекторы и ручные пожарные извещатели, группируются посекционно. Срабатывание любого такого устройства сопровождается подачей звукового и светового сигнала на пульте управления, и на панелях сигнализации. Если в течение 2 минут эти сигналы не привлекут внимания, то во всех жилых и служебных помещениях, на пунктах управления и в основных машинных помещениях должен подаваться звуковой сигнал «ОБЩЕСУДОВОЙ АВАРИЙНО - ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ». Пульт управления находится на мостике или на центральном посту управления с постоянной вахтой.

    Какие типы извещателей применяют на судах и как они размещаются в помещениях?

    ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА СУДАХ ПОЖАРНЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ (ДЕТЕКТОРЫ) РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:

    1.ТЕПЛОВЫЕ ПОЖАРНЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ.

    2.ДЫМОВЫЕ ПОЖАРНЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ.

    3.ИЗВЕЩАТЕЛИ ПЛАМЕНИ.

    4. РУЧНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ.

    1. Тепловые извещатели (детекторы).

    Извещатели максимальной температуры скорости возрастания, подают тревожный сигнал при превышении контролируемой температуры некоторого установленного предела, обычно установленного в интервале 54— 78°С. В зонах действия повышенных температур, например, на камбузе, возможно использование детекторов, рассчитанных на более высокие температуры. Однако допустимая температура срабатывания детектора не должна более чем на 30°С превышать температуру окружающей среды. Детектор срабатывает также при меньших температурах, если скорость возрастания температуры превышает 1°С в минуту.

    Температура срабатывания тепловых извещателей в сушилках - 130˚С,а в саунах – до140 ˚С включительно.

    2. Дымовые извещатели - срабатывают до того ,как плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 12,5 % на метр, но не раньше чем плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 2 % на метр. Дымовые извещатели следует размещать в жилых зонах на трапах, в проходах и на путях эвакуации. При установке какого-либо детектора вблизи бимсов, вытяжных вентиляторов вентиляционных каналов, а также в различных иных местах следует позаботиться о том, чтобы рабочие характеристики детектора не были ухудшены воздушным потоком, обтекающим место его установки.

    3. Извещатели пламени.

    Для выявления наличия пожара можно использовать как инфракрасный, так и ультрафиолетовый диапазоны электромагнитного спектра, однако на судах чаще применяются инфракрасные детекторы огня. Инфракрасные (IR) детекторы реагируют на электромагнитное излучение, возникающих при горении органических и углеводородных материалов, а также на фликкер-частоты пламени. Следует исключить ложные срабатывания такого детектора при воздействии на него солнечных лучей. При наличии особой опасности, создаваемой водородом, требуется детектор особого типа.

    4. Ручные пожарные извещатели.

    Наряду с детекторами в жилых помещениях, рабочих помещениях и на пунктах управления устанавливается пожарные извещатели, приводимые в действие вручную. У каждого выхода и в коридорах на каждой палубе следует установить по одному извещателю так, чтобы ни какая часть коридора не находилась от извещателя на расстоянии более 20м.

    3.7.1.3. Как работает дымосигнальная система?

    Система устанавливается на пассажирских судах всех типов в грузовых помещениях, которые не являются доступными в любое время, а суда совершают продолжительные рейсы, а также для защиты атриумов на этих судах.

    Автоматическая дымосигнальная система предназначена для обнаружения дыма в защищаемых грузовых помещениях. Из каждого грузового помещения непрерывно ведется отбор проб воздуха, которые передаются на главное приемное устройство, анализирующее качество воздуха на предмет появление дыма. Когда дымовой извещатель (например, фотоэлектрический) устанавливает наличие дыма, срабатывают световой и звуковой сигналы тревоги с указанием места обнаружения дыма.

    Каждая такая система обычно включает в себя следующие элементы:

    - дымозаборники, трубы для забора проб воздуха, вентиляторы для забора проб воздуха. Средства контроля за воздушным потоком, проходящим через трубы для забора проб воздуха, устройства для периодической продувки труб для забора проб воздуха сжатым воздухом, измерительные камеры с чувствительными элементами (дымовые извещатели). Панель управления системой (станцией) с источником питания для электрооборудования системы, устанавливается на ХМ или ЦПУ.

    На ней должна быть возможность наблюдать дым в индивидуальных трубах для забора воздуха и иметься четкая информация об обслуживаемых помещениях.

    Обнаружение дыма или других продуктов горения вызывает подачу светового и звукового сигналов на панели управления, ходовом мостике или на центральном посту с постоянной вахтой. Потеря питания в системе должна также передаваться на указанные объекты световым и звуковым сигналами, отличными от сигналов об обнаружении дыма.

    Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

    КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

    Что обозначает термин «конструктивная противопожарная защита судна»?

    Конструктивная или пассивная противопожарная защита — комплекс пассивных средств конструктивной противопожарной защиты, направленных:

    - на предотвращение возникновения пожаров;

    - на ограничение распространения огня и дыма по судну;

    - на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

    Целями конструктивной противопожарной защиты судна являются:

    - предотвращение возникновения пожара и взрыва;

    - при возникновении пожара снижать риск для человеческой жизни;

    - при пожаре снижать риск повреждений судна и груза, и вред, наносимый окружающей среде;

    - препятствовать распространению, контролировать и подавлять пожар и взрыв в отсеке, где они возникли;

    - обеспечивать в достаточном количестве для пассажиров и экипажа постоянно готовые к эксплуатации средства выхода наружу.

    Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнить следующие функциональные требования к судам:

    - разделение судна на главные вертикальные и горизонтальные зоны конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;

    - отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;

    - ограничение применения горючих материалов;

    - ограничение распространения и тушение любого пожара в местах его возникновения;

    - защита средств выхода наружу и доступов для борьбы с пожаром;

    - сведение к минимуму возможности воспламенения паров грузов.

    Каково назначение главных противопожарных зон?

    Морские суда, как подвижные сооружения на плаву, в принципе состоят из трех основных по назначению блоков: жилой блок, грузовые помещения, машинные помещения.

    Корпус, надстройки, рубки, помещения судов всех типов разделяются на главные вертикальные и горизонтальные зоны, т.е. на замкнутые герметичные отсеки определенных объемов для локализации в них пожара и предотвращения его распространения по судну.

    Главные вертикальные зоны есть зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса «А», средняя длина и ширина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м .

    Какие требования предъявляются к перекрытиям класса «А», «В», «С» и вырезам в этих перекрытиях?

    Переборки и палубы судна соответствуют определенному стандарту, обеспечивающему ограничение распространения пожара. Стандарты могут быть различными в зависимости от типа судна и типа помещения. Обычно огнестойкость перекрытий обозначается индексами «А», «В» и «С». Число после индекса указывает время, в течение которого данное перекрытие выдерживает заданное повышение температуры.

    Перекрытия класса «А» есть огнестойкие перекрытия, образуемые переборками и палубами. Перекрытия изготавливаются из стали или равноценного материала. Обеспечивается защита от прохода дыма и пламени в течение одного часа (по результатам стандартных испытаний). Теплоизоляция переборки класса «А», выполненная из негорючих материалов, должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру не более чем на 140 °С выше исходной, а также в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 180 °С.

    Класс «А-60» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 60 минут.

    Класс «А-30» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 30 минут.

    Класс «А-15» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 15 минут.

    Класс «А-0» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 0 минут.

    Перекрытия класса «В» есть огнезадерживающие перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками. Перекрытия препятствуют распространению пламени в течение первой половины часа стандартного испытания. Теплоизоляция переборки должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру, не более чем на 140 °С выше исходной, а также в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 225 °С.

    Класс «В-15» -должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 15 минут.

    Класс «В-0» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 0 минут.

    Переборка класса «В» должна быть выполнена из разрешенных к применению негорючих материалов. Возможно также использование горючих материалов (облицовки) при условии, что они отвечают некоторым иным требованиям.

    Класс «С». Перекрытия этого класса выполнены из разрешенных к применению негорючих материалов. В отношении переборок этого класса требования по ограничению распространения дыма и огня, а также ограничения по нагреву не установлены.

    Допускается применение горючей облицовки при условии, что она отвечает иным требованиям.

    Двери и дверные коробки, установленные на переборках и палубах, должны, по возможности, обладать огнестойкостью, не меньшей, чем огнестойкость переборки или палубы, на которой они установлены. Водонепроницаемые двери не нуждаются в теплоизоляции.

    Пассажирские суда.

    Двери в переборках класса «А»

    Каждая дверь должна открываться и закрываться с обеих сторон одним человеком.

    Огнестойкие двери в переборках основной вертикальной зоны, а также в ограждениях камбуза и трапа (если это не водонепроницаемые двери с механическим приводом и не двери, которые обычно заперты) должны отвечать следующим условиям.

    • Двери должны быть самозакрывающимися (при наклоне под углом до 3,5°, противоположном направлению закрытия). Двери должны закрываться в течение не более 40с и не менее 10с.

    • Раздвижные двери должны закрываться со скоростью 0,1 — 0,2м/с;

    Если дверь может удерживаться в открытом положении, то ее освобождение от такого удержания должно производиться из удаленного, центрального поста управления, обслуживаемого людьми.

    • Удерживаемая дверь должна освобождаться с обеих своих сторон.

    • Освобождающие дверь выключатели должны предусматривать средства, исключающие автоматический сброс такой системы.

    • Применение для удержания двери приспособлений, не управляемых с центрального поста управления, не допускается.

    • Дверь, закрытая с центрального поста управления, должна открываться на месте с обеих сторон. Открытая таким образом дверь должна автоматически закрываться вновь.

    • На центральном посту управления следует обеспечить средства, указывающие состояние данной двери: открыта она или закрыта.

    Дверь должна автоматически закрываться при аварии питания в удерживающей ее системе. Для дверей с механическим приводом на случай аварии питания следует обеспечить возможность срабатывания не менее десяти раз от местных аккумуляторов.

    Раздвижные двери или двери с механическим приводом при отпускании их с удаленного пункта управления должны подавать звуковой сигнал за 5 —10с до начала движения двери и вплоть до ее полного закрытия. Дверям некоторых особых отсеков, сигнализация не требуется.

    Двери в переборках класса «В».

    Может допускаться наличие вентиляционных отверстий в нижней части двери.

    Двери кают должны быть самозакрывающимися без какого-либо удерживающего устройства.

    Грузовые суда.

    Двери в огнестойких переборках. Двери в переборках класса «А» должны быть выполнены из стали, а двери в переборках класса «В» должны быть невозгораемыми.

    Двери в ограждениях машинных помещений класса «А» должны быть самозакрывающимися и достаточно газонепроницаемыми.

    Не допускается оснащение самозакрывающихся дверей никакими удерживающими приспособлениями, не отпускаемыми дистанционно и не являющимися отказоустойчивыми.

    Для дверей, ведущих в коридор из кают или помещений общего пользования, допускается вентиляция через низ этой двери или под ней.

    Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

    В состав активной противопожарной защиты входят:

    - системы пожарной сигнализации;

    - противопожарные системы судна;

    - переносные средства борьбы с пожаром.

    Системы пожарной сигнализации делятся на три группы:

    - системы обнаружения пожара;

    - системы оповещения о пожаре;

    - системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

    Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

    Все судовые стационарные системы и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

    По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные.

    Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

    По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

    По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объемного тушения.

    По категориям обеспечиваемых помещений выделяют:

    - общесудовые противопожарные системы;

    - системы защиты помещений энергетической установки.

    Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все ее классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объемного пенного тушения пожара в электростанции.

    Отдельным направлением активной противопожарной защиты является создание следующих противопожарных средств:

    - переносные пожарные насосы;

    - пожарные стволы и пеногенераторы;

    Разработка элементов конструктивной противопожарной защиты, а также создание и совершенствования систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе тщательного анализа известных случаев взрывов и пожаров на судах, действий личного состава по борьбе с пожаром и количественной оценки различных вариантов противопожарной защиты.

    ► Функциональные требования к активной противопожарной защите судна и ее назначение.

    БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

    ► С комплектом активной противопожарной защиты судов и системами сигнализации о пожаре и дыме.

    Учебные вопросы и расчет времени

    I. Введение __5__ мин.

    II. Основная часть _32___мин.(____) (____)

    Первый учебный вопрос:

    Понятие об активной противопожарной защите судна и функциональные требования к ней.

    Второй учебный вопрос:

    Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара на судах.

    Третий учебный вопрос:

    Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара на судах с периодическим безвахтенным обслуживанием машинных помещений.

    Четвертый учебный вопрос:

    Стационарные системы дымообнаружения путем забора проб воздуха.

    Пятый учебный вопрос:

    Система сигнализации – предупреждения о пуске объемного пожаротушения.

    Шестой учебный вопрос:

    Символы элементов систем сигнализации о пожаре.

    III.Заключение__3___мин.

    Учебный материал

    Введение

    Обнаружение пожара в зоне его возникновения и сигнализация об этом – необходимое условие для спасения людей, а также начало мероприятий для борьбы с пожаром. На судах различного типа для успешной борьбы с пожаром предусмотрены средства активной противопожарной защиты.

    В состав входят средства для обнаружения пожара и сигнализации, которые указывают: в каком районе судна начался пожар. Для принятия оперативных мер предусмотрены система оповещения пожара, место сбора экипажа для развертывания борьбы с пожаром, пожарные посты, в которых находится снаряжение аварийных пожарных партий и оборудование. Кроме того, каждое судно оборудовано средствами тушения пожара: огнетушители, стационарные системы для борьбы с пожаром и другое оборудование, использование которого позволит экипажу вести эффективную борьбу с пожарами.

    Первый учебный вопрос

    Понятие об активной противопожарной защите судна и функциональные требования к ней.

    1.1. Активная противопожарная защита – комплекс активных средств противопожарной защиты, направленных:

    - на предотвращение возникновения взрывов и пожаров в судовых помещениях;

    - на обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;

    - на тушение пожара в любой части судна с помощью стационарных систем пожаротушения и средств противопожарного снабжения судна;

    - на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и судна, а также для успешного тушения пожара.

    1.2. Комплекс по функциям реализуется по трем направлениям:

    1. Установка средств обнаружения пожара в зоне его возникновения и сигнализации об этом:

    - суда оборудуются стационарными системами сигнализации обнаружения пожара с автоматическими и ручными извещателями, системами дымообнаружения путем забора проб воздуха, системами дымоизвлечения, автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара;

    - в подволоках и переборках пассажирских судов монтируются инспекционные лючки, и несется эффективная дозорная служба;

    - для оповещения людей о чрезвычайных ситуациях, в том числе и о пожаре, используется общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации и система громкоговорющей связи (ГГС).

    2. Использование средств тушения пожара в зоне его возникновения:

    - стационарных систем пожаротушения;

    - комплектов противопожарного снабжения, в т. ч. средств защиты людей;

    - огнетушащих веществ и подсобных средств пожаротушения;

    3. Постоянная готовность средств пожаротушения к быстрому применению:

    - обеспечение водой средств пожаротушения по установленным нормам;

    - содержание в хорошем состоянии других средств противопожарной защиты за счет планового обслуживания;

    - системное обучение экипажа;

    - обеспечение судов аварийной документацией (схемы противопожарной защиты, инструкции).

    1.3. Суда оборудованы различными видами систем пожарной сигнализации, но их комплекты примерно одинаковы по назначению и в них входят:

    - датчики информации /извещатели, дымозаборники, контрольно-сигнальные устройства и др./;

    - два источника питания (основной – судовая эл. сеть и резервный– аккумуляторы);

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: