Что по мнению автора должны исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам

Обновлено: 28.03.2024

Суверенитет народа.
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998.)
С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?
С2. Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».
С3. На основании текста назовите
С4. Опираясь на знание истории и обществоведческого курса,
С5. Дайте определение понятию «экономическая свобода». Опираясь на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об экономической свободе.
С6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из них примером.
С7. Многообразие иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ? Дайте им краткое описание.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия. Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок. Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какие качества, по мнению автора, необходимы гражданам в условиях расширения прямой демократии? (Назовите три таких качества) Какие причины низкой политической активности граждан в странах с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины).

23. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация.

24. Автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». Приведите два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, взглядов противоборствующих сторон. Социальные конфликты, как правило, вызваны несовпадением экономических, политических, духовных интересов общественных сил, а также социальным неравенством.
В развитии конфликта различают несколько этапов: возникновение конфликтной ситуации, развитие или разрастание конфликта, окончание или завершение конфликта.
Влияние конфликтов на отдельных людей и общество в целом крайне разнообразно. Так, конфликт позволяет разрядить психологическую напряжённость в отношениях противоборствующих сторон. Существование таких «громоотводов» помогает индивидам сбросить психологическое напряжение и стимулирует положительные изменения в отношениях. Кроме того, конфликт помогает участникам лучше осознать свои и противостоящие им интересы, выявить общие проблемы, приспособиться друг к другу. В ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга, выявляются возможности сотрудничества. Конфликт может способствовать предотвращению застоя, послужить источником развития личности (постановки новых целей, изменения ценностных ориентаций и т. д.).

Но социальные конфликты нередко носят негативный, разрушительный характер. Например, они порождают состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему взаимосвязей, разрушить социальные общности и групповое единство.
(По материалам интернет-издания)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


22. Какие две причины социальных конфликтов приведены в тексте? Назовите три этапа развития конфликта. Назовите любые три положительных влияния конфликта на индивидов и общество в целом, рассмотренные в тексте.


23.В молодёжной баскетбольной команде возник конфликт. Между несколькими игроками сложились неприязненные отношения. Вскоре в конфликт были втянуты другие члены коллектива. В итоге трём игрокам пришлось уйти, а затем распалась и вся команда. Укажите любые два возможных разрушительных последствия социального конфликта.


24.Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения того, почему конфликт и правильный способ его разрешения могут стать источником развития личности.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы…

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные настоящей статьёй обязательные медицинские осмотры осуществляются за счёт средств работодателя.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов , театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений …

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

(Извлечение из Трудового кодекса РФ)

21. Составьте план текста. Для этого озаглавьте каждую из приведённых статей трудового кодекса РФ.

22. На каких работах запрещено использовать труд лиц в возрасте до 18 лет? (Назовите любые три вида таких работ) Укажите две организации, согласие которых (помимо соблюдения общего порядка) должен получить работодатель, проявивший инициативу расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним работником. Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите две причины этой дополнительной защиты прав несовершеннолетних работников.

23. О каком исключении из общих правил для несовершеннолетних творческих работников театра, кино, цирка, концертных и т.п. организаций идет речь в приведённом фрагменте Трудового кодекса РФ? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения подобных исключений.

24. В нашем обществе нет однозначного отношения к труду несовершеннолетних. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два аргумента (объяснения) «за» и два аргумента (объяснения) «против» труда несовершеннолетних.

Суверенитет народа.
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998.)
С2. Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

Демократия требуется не для хорошего управления государством, но в качестве гаранта, обеспечивающего нам право беспрепятственно стремиться к осуществлению высших идеалов общественной и частной жизни.
Демократия по сути своей – средство для защиты социального мира и свободы личности.
Происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочным: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам отвратительным, тем не менее, их действия являются вполне бескорыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объяснения неблаговидных действий. Надо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого потребуют высшие цели. И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь нравственных убеждений.
(По А. Хайеку)

1С опорой на текст и знания обществоведческого курса сформулируйте любые три вопроса, позволяющие сравнить демократический и недемократический режимы.
2При каком условии демократия может выродиться в деспотию? Какое средство, по мнению автора, может помешать власти стать диктатурой?
3Как автор характеризует демократию? (Выпишите любые два предложения из текста.)
4В тоталитарном государстве нередко политические идеалы более значимы, чем моральные ценности. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём опасность такой ситуации (приведите два объяснения).
5Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния.)
6Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Демократия- это общее самых различных общественных систем. Основной признак- выборность и сменяемость власти. Но это вовсе не обязательно обеспечивает волеизлияние большинства. Пример-древнеримская демократия, где в выборах участвовали только рабовладельцы. Для становления политической системы государства, никакого значения ни политические идеалы ни моральные ценности не имеют. Пример-современные западные демократии, где запросто игнорируется свобода слова, да и вообще выбранные лидеры запросто игнорируют как мнение большинства, так и предвыборные обещания. Имеет значение жизнеспособность государственной системы.

А1. Наивысшей юридической силой в системе права обладает:

А2. Конституция – это

1) концепция развития государства

2) свод законов государства

3) основной закон государства

4) правовая система страны

А3. Дееспособность гражданина возникает в полном объеме:

2) по общему правилу с 18 лет

3) с 18 лет или ранее, в случае наличия заработка или стипендии

А4. Имущественные отношения между супругами регулирует право

А5. Правоспособность гражданина это способность:

1) иметь гражданские права и нести обязанности

2) своими действиями приобретать гражданские права и обязанности

3) иметь имущество на праве собственности

4) совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства

ЧАСТЬ B

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


B2. Верны ли следующие суждения об источниках конституционного права?

А. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления.

Б. Конституционализм – это учение о конституции как основном инструменте политической власти.

1) верно только А

2) верны оба суждения

3) верно только Б

4) оба суждения неверны

B3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ________________ (1) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его __________________ (2). Административное право обеспечивает правовую ______________ (3) прав и свобод как физических, так и юридических лиц.

Она необходима как от действий, так и ________________ (4) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных _____________ (5), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных _______________ (6) и актов правосудия.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.


B4. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?» Полученные результаты (в процентах от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.


Какой вывод может быть сделан на основе данных опроса?

а) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

б) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

в) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.

г) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

B5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

5) участники уголовного процесса

6) гражданские истцы

ЧАСТЬ С

C1. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Найдите в следующей норме уголовного права санкцию:

C2. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Декларативные элементы в Конституции Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире её уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное ещё в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие „суверенитет нации“, которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять „право“ на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе „права наций на самоопределение“. Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведёт к межнациональной розни и гражданской войне».

(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998)

Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?

Что, по мнению автора, должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины, почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

ЧАСТЬ А

Выберите правильный ответ.

А1. Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация – Россия?

1) указ Президента РФ

2) Федеральный закон РФ

3) Конституция РФ

4) постановление Правительства РФ

А2. Конституционное право называется также:

1) основное право

2) управленческое право

3) государственное право

4) административное право

А3. Гражданские права человека

1) даны ему государством, если государство демократическое

2) неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения

3) в отдельных случаях переходят по наследству

4) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека

А4. По пропорциональной системе в России проходят выборы:

1) Президента РФ

2) Совета Федерации РФ

3) Государственной Думы РФ

4) глав субъектов федерации

А5. Понятия «преступление» и «виды преступлений» определены в

1) Уголовном кодексе РФ

2) Гражданском кодексе РФ

3) Конституции РФ

4) Кодексе об административных правонарушениях РФ

ЧАСТЬ В

B1. Соотнесите уровни правосознания с их характеристиками:


B2. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими.

Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

B3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущены слова.

«Участники гражданского процесса – это в первую очередь _______________ (1), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, – стороны в споре, т. е. (2), предъявивший требования, и ________________ (3), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из _____________ (4) правоотношений, и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной ________________ (5). Для граждан она наступает с 18 лет (в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для ________________ (6) лиц она возникает с момента регистрации».

Вставьте пропущенные слова.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.


B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1) Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина.

2) Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной политики государства.

3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан требует, на наш взгляд, чёткого правового регулирования.

4) Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти на законодательном уровне.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.


B5. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Запишите выбранные цифры в таблицу.


ЧАСТЬ С

C1. «Идеология прав человека ослабляет государство. Тогда как только сильное, мощное, могучее государство способно обеспечить защиту прав человека. В слабом государстве он всегда будет жертвой недобрых сил: мафий, мздоимцев и т. д.».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Поясните свою позицию. Приведите примеры.

С2. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Политические права в современной России». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С3. Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

Исследуем, проектируем, обсуждаем, спорим

1. Групповые задания.

1. «Избирательная кампания»

Проанализируйте избирательное законодательство для одного из уровней выборов. Выпишите все документы, которые необходимо представить кандидату или партии для регистрации. Создайте макеты этих документов, постарайтесь оформить их как можно правильнее и правдоподобнее. Подготовьте презентацию по этой теме.

2. «Нарушения прав человека»

Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа выбирает для анализа одну из стран, иллюстрирующих массовые нарушения прав человека.

Найдите статистику по нарушениям прав в этих странах и отдельные (наиболее вопиющие) примеры нарушения прав. Выделите наиболее дискриминируемые группы людей в этих странах. Соотнесите их с группой прав, которые нарушаются.

Подготовьте презентацию по этой теме.

«Голосуй за меня!»

3. Дискуссии и диспуты.

«Федерализм и унитаризм в России: история, проблемы, перспективы»

«Смертная казнь: варварство или справедливость?»

«Социальное государство в России»

«Авторское право: прогресс или камень на его пути?»

«Суд присяжных для обвиняемых в шпионаже и терроризме»

В чём проявляется социальная ответственность присяжных? Какие типичные проблемы возникают при обсуждении дела присяжными? Насколько точно фильм, на ваш взгляд, передаёт атмосферу судебного процесса?

5. Подготовка исследования «Правовое государство в России».

Проведите небольшое анкетирование своих знакомых (около 10 человек), чтобы выявить их мнения о проблемах реализации прав граждан в России. Составьте анкету и проведите опрос. Выясните, сталкивались ли ваши знакомые или их близкие с нарушением прав. Расскажите группе о том, как вы проводили ваше исследование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: