Что определяет общие положения устава службы на судах речного флота

Обновлено: 27.03.2024

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарий к Статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Юридически экипаж судна рассматривается, в зависимости от предмета регулирования, в двух основных аспектах - как человеческая составляющая, в которой выражается деятельность судовладельца по отношению ко всем иным лицам, а также как работники судовладельца, правоотношения с которыми регулируются нормами трудового законодательства. Комментируемая глава синтезирует оба данных подхода к сущности экипажа.

Комментируемая статья в общих чертах определяет состав экипажа, функциональную его структуру (командный состав и лица, не относящиеся к нему), а также несколько указывает на подзаконные акты, регулирующие вопросы состава экипажа. Экипаж судна в зависимости от функциональных характеристик подразделяется на командный состав судна и судовую команду. В состав экипажа пассажирского судна входят работники по обслуге пассажиров. При этом при некоторых видах пассажирских перевозок лица, обслуживающие пассажиров, не состоят в трудовых отношениях с судовладельцем и не являются его представителями. Это может иметь место, в частности, при фрахтовании пассажирского судна туристическими организациями, когда на судне специализированные виды туристических услуг оказываются работниками туристической организации.

2. К командному составу экипажа относятся капитан судна (и его помощники, хотя об этом в п. 2 комментируемой статьи не сказано), командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и судовые врачи. В своей деятельности лица, входящие в командный состав, руководствуются положениями КВВТ РФ, Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 N 30 (далее - Устав службы на судах ВВТ), Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, утв. Постановлением СМ СССР от 26.08.1985 N 812 (далее - Устав о дисциплине работников ВВТ), а также разрабатываемых на их основании должностных инструкций. На лиц командного состава возлагается руководство работой подчиненного состава (судовой команды), а также и личное участие в управлении судном и его технической эксплуатации. В Уставе службы на судах ВВТ устанавливаются обязанности лиц командного состава. Это, как правило, такие обязанности, как обеспечение безопасности плавания судна и его технической эксплуатации; обеспечение исправности и должного уровня работы технических средств и оборудования на ответственном участке или в ответственной сфере; руководство и организация труда судовой команды, проведение установленных инструктажей; подготовка судна к рейсу в рамках обязанностей и ответственного участка работы и управления. Лица командного состава обязаны требовать от подчиненных соблюдения соответствующих правил и требований, содержащихся как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, а также требовать знания подчиненными своих обязанностей. Лица командного состава обязаны владеть навыками оказания первой медицинской помощи, что, конечно, не относится к врачам, так как они в силу образования и самой их функции на судах обязаны владеть не только такими навыками, но и всеми знаниями и навыками согласно требованиям к своей профессии. Лица командного состава несут в установленных законом случаях соответствующую ответственность при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей. Тот факт, что такие лица относятся к командному составу, позволяет рассматривать их именно как должностных лиц.

3. Судовая команда состоит из работников экипажа, которые не относятся ни к командному составу, ни к лицам, обслуживающим пассажиров. Они не обладают властно-распорядительными полномочиями и не являются должностными лицами. Их назначение состоит в выполнении необходимых для эксплуатации судна трудовых операций. Все лица, входящие в состав экипажа, как относящиеся к командному составу, так и относящиеся к судовой команде, должны быть в обязательном порядке занесены капитаном судна в список членов экипажа (п. 5 комментируемой статьи), в котором указываются данные, должность или трудовая функция каждого члена экипажа. Некоторые обязанности членов экипажа судна будут рассмотрены в комментарии к ст. 28 КВВТ РФ.

Минимальный состав экипажа должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

В процессе эксплуатации судна минимальный численный и квалификационный состав экипажей должен обеспечивать:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния оборудования и систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне. На борту судна должно быть достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.

Что касается уровня автоматизации, технических характеристик судна и иных технических показателей, то в Положении тоже содержатся требования относительно минимального состава по отношению к таким факторам. Например, если судно длиной более 75 метров, то численность минимального состава должна обеспечивать одновременную швартовку на носу и корме судна. На судах без символа "А", не соответствующих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста, а на судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одному или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.

Таким образом, значение минимального состава экипажа состоит в том, что его наличие (в которое включается единство необходимого количества лиц соответствующих должностей и специальностей и необходимого уровня и вида квалификации таких лиц) является одним из условий допуска судна к эксплуатации. Следовало бы отдельной нормой установить обязательное наличие в минимальном составе врача.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июля 2020 года N 421

1. Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

29 октября 2020 года,

регистрационный N 60663

Приложение
к приказу Минсельхоза России
от 27 июля 2020 года N 421

Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации

Глава I. Общие положения

1. Настоящий Устав (далее - Устав) определяет основы организации службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее - суда), права и обязанности членов экипажа судов.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажа судов, а также требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ обязательны для лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне (далее - лица, временно пребывающие на судне).

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

4. Каждый член экипажа судна должны знать и выполнять требования настоящего Устава.

Лица, временно пребывающие на судне, должны знать и выполнять требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ.

Глава II. Государственный флаг Российской Федерации, флаги и вымпелы

5. Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.

6. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах с момента их государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации.

7. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время хода и стоянки на кормовом флагштоке ежедневно с 8 часов утра и спускается с заходом солнца.

8. За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в 8 часов утра и находиться в поднятом состоянии до окончания времени его видимости, а с июня по август - с 8 до 20 часов.

9. Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее 8 часов утра и не спускается после захода солнца при условии его видимости в следующих случаях:

а) при входе судна в порт и при выходе судна из порта;

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

10. На судах при заходе в порт и выходе из порта, а также во время стоянки в порту кроме Государственного флага Российской Федерации может подниматься флаг (вымпел) судовладельца (при наличии).

11. При следовании и стоянке в территориальном море и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) судна кроме Государственного флага Российской Федерации государственный флаг данного государства должен быть поднят постоянно до выхода из указанных вод.

12. При нахождении на судне Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других должностных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на флагштоке, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на фок-мачте (сигнальной мачте).

13. При нахождении на борту судна с официальным визитом должностных лиц высших органов государственной власти иностранного государства, когда это связано с исполнением указанными лицами их обязанностей, при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

При посещении судна должностными лицами органов государственной власти иностранного государства, о встречах которых имеется указание посольства или консульства Российской Федерации, капитан судна встречает их и сообщает свою фамилию. Капитан судна, командный состав судна должны при этом находиться в форменной одежде (при наличии).

15. В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины высоты мачты (флагштока). В отечественных портах Государственный флаг Российской Федерации приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом Российской Федерации и капитаном порта.

16. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, а также при встрече в территориальном море или внутренних морских водах иностранного государства с военным кораблем этого иностранного государства судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации по решению капитана судна.

17. При плавании в условиях швартовых операций, прохождении каналов и в узкостях, входе в порт и выходе из порта, маневрировании, плавании судна во льдах, на мелководье или во время шторма (далее - сложные условия) взаимное приветствие не является обязательным.

Глава III. Организация службы на судне

18. Эксплуатация судна осуществляется экипажем судна, члены которого должны иметь надлежащую для занимаемой должности квалификацию. Состав экипажа судна должен быть достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению режима рабочего времени на борту судна, недопущению перегрузки членов экипажа работой.

Задачами экипажа судна является обеспечение безопасной эксплуатации судна и безопасных условий труда, защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях на всех этапах эксплуатации судна в море, у причала и во время ремонта при наличии экипажа на борту.

19. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

20. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, выданные или подтвержденные капитанами портов.

В соответствии с пунктом 6.3 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) судовладелец должен ознакомить экипаж судна с возложенными на него обязанностями, связанными с безопасностью и защитой окружающей среды.

Каждый член экипажа должен быть ознакомлен с возложенными на него обязанностями до выхода судна в море.

21. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными и трудовыми договорами, настоящим Уставом.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2020, N 22, ст.3378).

23. Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному составу относятся капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи.

К судовой команде относятся все остальные члены экипажа, выполняющие обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельностью судна.

24. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) и другое имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания распределяются членам экипажа для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию (далее - заведование).

25. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются распоряжением капитана по судовым службам и командам.

26. Судовые службы и команды на судне определяются в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем.

27. Судовые службы и команды обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание членов экипажа и других лиц, находящихся на судне.

28. Судовые службы подразделяются на общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах), научно-техническую, службу добычи (вылова) водных биоресурсов, службу обработки водных биоресурсов (далее - службы).

29. Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

30. Судовые команды подразделяются на машинную, палубную, производственную и команду быта.

31. Члены экипажа с совмещенными профессиями выполняют свою основную работу по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

32. Если численность экипажа на судне не превышает 12 человек, службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

33. В целях организации службы на судах капитаном судна составляются и утверждаются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне.

(Введен в действие
с 1 марта 1983 года)

УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

(с изменениями на 3 июня 1998 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.

2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе тортового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.

3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

4. Нарушение требования настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.

5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

6. Определение "капитан" распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда "командир", "багермейстер", "шкипер", "капитан-дублер" и т.п., а определение "механик" распространяется на лиц, именуемых "старший механик", "механик-дублер" и т.п.

7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке , Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.

9. Все документы, издаваемые Министерством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованы с положениями настоящего Устава.

10. Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

Глава II. ЭКИПАЖ СУДНА

11. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.

12. К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.

К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.

13. Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.

14. Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квалификации, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).

Примечание. Студенты, курсанты и учащиеся высших учебных заведений, речных училищ и техникумов допускаются (по направлению учебных заведений) к занятию штатных должностей рядового состава в соответствии с профилем обучения.

15. Члены судового экипажа обязаны:

(01) сохранять честь и достоинство работников речного

транспорта, воспитывать в себе и подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

(02) строго хранить государственную тайну;

(03) беречь социалистическую собственность;

(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства речного флота РСФСР;

(05) нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;

(06) быть вежливыми, дисциплинированными, быстро и точно выполнять распоряжения старших по должности;

(07) знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относиться к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов;

(08) знать устройство судна, свою специальность, заведование,

термины, относящиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;

(09) содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведения;

(10) знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

(11) знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам:

уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения; знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;

(12) быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды;

(13) соблюдать чистоту и порядок на судне;

(14) охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.

16. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.

17. Лица, использующие судовую и бытовую технику (независимо от того, в чьем заведении она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находится эта техника.

Член экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, обязан следить, чтобы каждое средство имело инструкции по обращению с ним.

18. Членам экипажа запрещается производить ремонтные работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного начальника (вахтенного механика).

19. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособления и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа - при экипажном методе работы или членами бригад (бригады), одновременно находящихся (находящейся) на судне, - при бригадном методе работы.

Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

20. На экипаж самоходного судна, работающего с баржами без команд, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением об эксплуатации барж без команд.

21. Члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.

22. Взаимное обращение при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным.

Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

23. Члены экипажа, работающие по методу совмещения должностей (профессий), выполняют обязанности, определенные настоящим Уставом для этих должностей (профессий).

Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ НА СУДАХ

24. Основными расписаниями по организации службы на судах являются:

расписание по заведованиям;

расписание вахт и судовых работ;

распорядок дня на судне;

расписание по приборкам;

расписание по тревогам.

В зависимости от типа и назначения судна могут дополнительно составляться и другие расписания.

25. Все расписания (за исключением штатного) составляет штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписания утверждает капитан судна.

26. На самоходных судах, работающих круглосуточно, лицам командного состава устанавливается время несения вахт, приведенное в табл.1 и 2.

На пассажирских двух, трех и четырех дечных судах при освобождении капитана от несения вахты устанавливается режим несения вахт командного состава судоводительской специальности согласно таблицам 3, 4. Выбор варианта несения вахт представляется на усмотрение судовладельца.

Таблица 1

Время несения ходовых вахт командным составом самоходных судов (кроме скоростных) при эксплуатации на внутренних судоходных путях

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.

2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.

3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

4. Нарушение требования настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.

5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

6. Определение "капитан" распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда "командир", "багермейстер", "шкипер", "капитан-дублер" и т.п., а определение "механик" распространяется на лиц, именуемых "старший механик", "механик-дублер" и т.п.

7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.

9. Все документы, издаваемые Министерством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованы с положениями настоящего Устава.

10. Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

40. Капитан является единоначальником и руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца.

41. Капитан управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководит судовождением, а в морских и иностранных водах - осуществляет его.

Капитан принимает все необходимые меры для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

42. Капитан непосредственно подчиняется судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, адресуются только капитану, который отвечает за их выполнение.

43. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение своих обязанностей.

44. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне.

В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

45. В своей работе по улучшению производственной деятельности, организации общесудовой службы, труда, быта и отдыха, учебы, воспитания, социалистического соревнования членов экипажа капитан опирается на партийную, профсоюзную и комсомольскую организации судна.

46. Капитан обязан обеспечивать:

соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, союзных республик, а также международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР;

выполнение мероприятий по охране природной среды;

соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники;

принятие необходимых мер по сохранению государственной тайны;

высокий уровень воспитательной работы и политико-морального состояния экипажа;

выполнение производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна;

выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов (технической инспекции труда, Речного Регистра РСФСР и Регистра СССР, санитарной инспекции, пожарного надзора и т.п.); своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям;

соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой, вахтенной и штурманской служб;

своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса;

организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава и самостоятельной подготовкой штурманов (помощников капитана);

организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а также контроль за этой подготовкой;

режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота;

внедрение на судне передового опыта работы и его совершенствование;

организацию коллективного питания судового экипажа и выдачу заработной платы;

общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся и непосредственное руководство стажировкой лиц судоводительской специальности.

47. Капитан обязан:

проверять и утверждать судовые расписания;

осуществлять руководство деятельностью командного состава;

контролировать своевременное и правильное ведение вахтенного (единого вахтенного, судового) , машинного, электротехнического (на электроходах и дизельэлектрических земснарядах), радиотелеграфного и других установленных журналов, а также единой книги осмотров судна, делопроизводства, отчетной и другой документации;

В дальнейшем в тексте вместо терминов "вахтенный журнал", "единый вахтенный журнал" применяется термин "судовой журнал".

контролировать своевременное и правильное ведение судового журнала Регистрации приема питьевой воды из городских водопроводов, приема забортной воды для последующей обработки на станциях приготовления питьевой воды (ППВ), сдачи или выпуска хозяйственно-бытовых и фекальных стоков, сдачи контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых вод;

контролировать своевременность получения необходимых карт и навигационных пособий, корректурного материала и следить за качеством корректуры штурманской документации;

хранить судовые документы и печать;

при несчастных случаях на судне принять меры по оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим, сообщить о происшедшем несчастном случае судовладельцу и соответствующему комитету профсоюза, провести расследование в установленном порядке;

при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, сообщить об этом судовладельцу и действовать в соответствии с полученными указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;

об аварийном случае с судном, в случае порчи или повреждения груза, багажа, а также в других подобных случаях сообщить соответствующим органам о случившемся, одновременно принять меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечить оформление необходимых документов в установленном порядке;

осуществлять руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;

в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое судно, состав, плот - запросить, не требуется ли помощь и при необходимости оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам; запросить также капитана судна, с которым произошло столкновение, названия судна, пунктов приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение, и оформить необходимые документы.

48. Капитан совместно с первым штурманом и механиком в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта и других нормативных документов обязан проводить осмотр судна, судовой техники и снабжения с целью контроля за их состоянием и содержанием.

49. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других механизмов судна с превышением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом журнале.

50. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, если они имеются на судне.

О случае смерти, кроме того, капитан обязан немедленно сообщить судовладельцу и действовать по его указаниям.

51. Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, подозреваемое в совершении преступления, или лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей или имущества, и при первой возможности передать его надлежащим властям.

52. При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.

53. В случае болезни капитан временно передает командование судном первому штурману независимо от наличия у последнего диплома капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу, а в иностранном порту - также консулу СССР. В судовой журнал записывается дата и время передачи командования, место нахождения судна и его состояние, наличие груза, балласта, запасов питьевой воды и продовольствия и другие сведения.

54. Капитан имеет право пользоваться средствами диспетчерской связи, которые ему предоставляются в соответствии с действующим положением.

55. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов судового экипажа в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: