Что объединяет суд прокуратуру и полицию

Обновлено: 18.04.2024

Предполагается, что будут упразднены должности начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений ведомства. Напомним, что с 2011 года в криминальную службу МВД входят подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, наркотиками, специальные технические, оперативные службы. А в службу общественной безопасности - ГИБДД, патрульно-постовая служба, подразделения по работе с несовершеннолетними, участковые и органы дознания. Это и есть те сотрудники, к званию которых добавляется слово "полиции". Например, полковник полиции, или лейтенант полиции. Все остальные, кто занимается хозяйственным, финансовым обеспечением или, скажем, кадровыми вопросами, считаются сотрудниками внутренней службы. Поэтому для управления теми, кто относится к категории полиции, и был назначен отдельный заместитель начальника органа внутренних дел - начальник полиции.

Но, как выяснилось, за прошедшее десятилетие такая конструкция себя не оправдала.

Из-за того, что произошла размытость ответственности за разные сферы деятельности, потребовалось усилить контроль за этими подразделениями и улучшить их управляемость. Упала раскрываемость преступлений. А должностные лица стали перекладывать друг на друга ответственность.

В МВД предложили вернуться к структуре, которая существовала еще в советские времена: кто-то отвечает за правопорядок на улицах и в дорожном движении, кто-то - за раскрытие конкретных преступлений. А кто-то - за всю остальную рутинную работу. Опять же, для обычных граждан упрощается возможность достучаться до полицейского руководства. Одно дело, когда пытаешься поговорить с начальником, который один отвечает сразу за все, или с тем, кто занят одним, но конкретным направлением.

То есть предложено устранить дублеров, которыми сейчас и являются начальники полиции, их заместители, а также заместители начальников территориальных органов по общим вопросам. Ведь получалось, что несколько офицеров по сути выполняли одни и те же обязанности. Или как минимум эти обязанности пересекались. Теперь, после реорганизации, у каждого начальника управления МВД останется два ключевых подчиненных - заместитель по оперативной работе и заместитель по охране общественного порядка.

Что важно: решение не принимается в режиме "кавалерийского наскока". Более того, чтобы проверить правильность всех выкладок и расчетов, реорганизацию решили начать с районных отделов. А там - как пойдет. Если поймут, что ошиблись, недолго все вернуть обратно. Дается возможность высказаться руководителям всех уровней, в том числе - нижестоящим. Высказать свое мнение надо до 15 апреля. И не факт, что абсолютно все согласятся с реорганизацией. В общем, намечается не глобальная реформа, а перегруппировка сил и средств. Самое главное, речь не идет об увольнении ставших ненужными людей. Сокращаются должности, но не люди. Они будут переназначены на другие посты, скорее всего - на "земле", то есть займутся не штабной, а оперативной работой.

Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.

Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).

Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.

Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.

Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.

Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.

Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.

Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.

Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).

Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.

Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Разъясняет прокуратура Ванинского района

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

26 апреля 2018, 00:00

Разграничение полномочий прокуратуры и правоохранительных органов

Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.

Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).

Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.

Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.

Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.

Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.

Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.

Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.

Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).

Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.

Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Разъясняет прокуратура Ванинского района

ЖАЛОБА НА ДЛИТЕЛЬНОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ ПО ФАКТАМ ХАЛАТНОСТИ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ, СЛУЖЕБНЫХ ПОДЛОГОВ И ФАЛЬСИФИКАЦИЙ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ (ПРОКУРОРАМИ, СУДЬЯМИ, СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ)

Руководствуясь ч.2 ст.80 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти», просим:

1) ознакомиться с приложенными документами, доказательствами и фактами, разрушающими функционирование системы публичной власти;

2) принять меры президентского реагирования по отношению к Генеральной прокуратуре РФ и Следственному Комитету РФ.

От имени и по поручению Президиума профдвижения

Сопредседатели профдвижения: Т.Н. Казачкова, Полежаев М.Н.

Члены Президиума: Туляков Р.А., М.А. Ушаков, А. Птолемей

Представитель в судах и административных органах А. Афлитунов

ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ РФ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ

ЖАЛОБА В ПОРЯДКЕ СТ. 124 УПК РФ НА ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ, ДИСКРЕДИТИРУЮЩИЕ ПУБЛИЧНУЮ ВЛАСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ОТКАЗНЫЕ «РЕШЕНИЯ» ПРОКУРАТУРЫ Г.МОСКВЫ ОТ 11.11.2020, 18.11.2020 И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СК РФ

В ответ на трёхлетние многочисленные заявления о преступлениях, требования и доказательства Прокуратура г. Москвы выслала заведомо ложные, дискредитирующие публичную власть и правоохранительные функции РФ сфабрикованные отказные «решения» от 11.11.2020 и 18.11.2020, абсолютно одинаковые, но под разными подписями (прилагаются с нашими отметками по нумерации ложных утверждений).

РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ Г.МОСКВЫ:

1) ложь № 1:

1-1) сумма мошеннически присвоенных денег Саватеевым А.А. (более 120 тыс. долл. США) преуменьшена в 40 раз (видимо, с целью скрыть недостаточную квалификацию преступления);

1-2) деньги принадлежали не только Афлитунову А., но и профсоюзу, Головкину М.И., Кудрявцевой О.М. и др.;

1-3) возбуждено было уголовное дело № 224424 в отношении Саватеева А.А. по ст. 159 УК РФ не следователем, а Хорошевской межрайонной прокуратурой г. Москвы 07.03.2002;

2) ложь № 2:

уголовное дело №224424 (на этот номер у прокуратуры нет даже ссылки), переданное в ОВД Измайлово г.Москвы в 2003 г. по решению Хорошевского райсуда г.Москвы в связи с нашей первой жалобой на незаконные действия следственного органа, вовсе не было прекращено 21.12.2003, поскольку незаконное решение было обжаловано, следствие продолжалось ещё несколько лет и до сих пор не завершено из-за неисполнения решения Верховного Суда РФ от 22.10.2007, само дело к этому времени было передано в УВД СЗАО г.Москвы. При этом наши жалобы в порядке ст.125 УПК РФ и иски в связи с преступлениями рассматривались не только прокуратурой, но и судами: 7 раз Хорошевским райсудом, 2 раза Измайловским райсудом, 2 раза Замоскворецким райсудом (жалобы на бездействие Прокуратуры г. Москвы), 4 раза Пресненским райсудом г. Москвы, 3 раза Тверским райсудом (жалобы на бездействие Генеральной прокуратуры РФ), 2 раза Басманным райсудом (жалобы на 2 следователей по особо важным делам ГСУ Генпрокуратуры РФ), многократно кассационной инстанцией Мосгорсуда, 3 раза Президиумом Мосгорсуда, 3 раза Верховным Судом РФ и даже частично Европейским Судом по правам человека, присудившим нам компенсацию; последнее Постановление ВС РФ №5-Д07-130 от 22.10.2007 (судья ВС РФ Кочин В.В.) о надзорном производстве по уг. делу № 224424 в отношении Саватеева А. А. по ст.159 УК РФ по заявлению представителя профсоюза Казачковой Т.Н. до сих пор следственными органами и прокуратурой СЗАО г. Москвы не исполнено! И УЖ НИКАК НЕВОЗМОЖНО, К СОЖАЛЕНИЮ АВТОРОВ ЛОЖНЫХ «РЕШЕНИЙ», ЭТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО №22424, ВОШЕДШЕЕ ВО ВСЕМИРНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УНИЧТОЖИТЬ: ОНО В ДЕСЯТКАХ АРХИВОВ И ЭЛ. ХРАНИЛИЩ;

3) ложь № 3: сумма взыскания намного больше- 315 тысяч долл. США, имущество для взыскания у должника имеется, но скрывается в результате коррупции с участием зам.нач. Щукинского отдела УФССП по СЗАО г.Москвы Молочновой; с 2016 г. на наши обращения в ФССП, следственные органы и прокуратуру нет ответа, наши обращения, ходатайства, исполнительные листы и материалы по исполнительному производству за 2017-2019 исчезли! Уголовное дело в отношении зам. нач. отдела Молочновой до сих пор не возбуждено – её продолжают «крышевать». Решение Хорошевского райсуда от 2019 г. не исполняется! (см. отдельное специальное обращение в Генпрокуратуру РФ и СК РФ);

4) ложь № 4: для отмены (и они многократно прокуратурой отменялись, но «воз и ныне там») подложных отказных постановлений УУП ОМВД по Красносельскому району г. Москвы капитана полиции Григоренко И. с заведомо фальсифицированными фамилиями (в результате его сговора с фигурантами, например: Рудан вместо Рудая, которая собственником не является, Маринин вместо Марянян), подложными протоколами, некомпенсированным вредом, причинённым ветерану ВОВ и труда, инвалиду, неслышащему, невидящему Головкину М.И., более чем достаточно – просто надо прочитать заявления, документы с января 2012 г. и специальное обращение в Генпрокуратуру РФ и СК РФ по дефектам и преступлениям в сфере ЖКХ;

5) ложь № 5: как раз всё наоборот: именно ветеран ВОВ и труда, инвалид, неслышащий, невидящий Головкин М.И. относится к категории лиц, чьи нарушенные жилищные права обязана защитить прокуратура в порядке ст.45 ГПК РФ!

6) ложь № 6: конкретные сведения по коррупционному преступлению, связанному с «бриллиантовым» или «золотым» домофоном, организованному чиновниками правительства Москвы в сфере ЖКХ с участием всех префектур г.Москвы, ГБУ «Жилищник», МФЦ, Мосжилинспекции и коммерческих организаций, прекрасно известны не только по уголовным судебным производствам (в Мещанском райсуде и Мосгорсуде) по нашим заявлениям, но и по многочисленным публикациям в СМИ и судебным постановлениям Арбитражных судов – было бы желание пресечь мошенничество и коррупционное присвоение в особо крупных размерах, причём разворовываются не только деньги граждан, но бюджетные деньги через систему жилищных субсидий; ВЕСЬМА СТРАННОЕ «СПОКОЙСТВИЕ» ПРОЯВЛЯЮТ ГЕНПРОКУРАТУРА И СК РФ, КОГДА ТРИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ ОСЕДАЮТ В ЧАСТНЫХ КАРМАНАХ ЧИНОВНИКОВ СФЕРЫ ЖКХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТКАТОВ ОТ СБОРА В СРЕДСТВ, В 700 РАЗ ЗАВЫШЕННЫХ ПО СРАВНЕНИЮ С РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ УСЛУГ;

7) ложь № 7: Афлитунов А. никогда не подавал заявления о преступлении судей в связи с несогласием с их решениями – напротив, ПОДАНЫ БЫЛИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ СУДЕЙ В СВЯЗИ С НЕВЫНЕСЕНИЕМ РЕШЕНИЙ, КРИМИНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ПОДЛОГАМИ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯМИ; что касается несогласия с заведомо неправосудными решениями, Афлитунов А. достаточно квалифицирован, и до сих пор апелляционные и кассационные инстанции рассматривают его жалобы. Афлитунов А. не высказывался, поскольку действует не на уровне высказываний и мнений, а на уровне неопровержимых доказательств: он судей «поймал с поличным», с их грубым служебным подлогом и фальсификацией гр. дел: судьёй Тверского райсуда г.Москвы Молитвиной Т.А., председателем Тверского райсуда г. Москвы Солоповой О. , судьями Мосгорсуда Гербековым Б.И., Курочкиной О.А., Артюховой Г.М. (см. основные доказательства в приложении, а также в гр. производствах в Тверском райсуде г. Москвы ( вход. №38279 от 04.09.2018; №48354 от 06.11.2018; № 7114 от18.02.2019; № 12170 от 20.03.2019; №53558 от 20.11.2019, которые следует истребовать);

8) ложь № 8: никакого ответа Мещанский МСО ГСУ СК РФ по г. Москве Афлитунову А. не направлял, а были невразумительные отписки без ссылок, номеров дел, производств, заявлений, обращений; ни одного процессуального действия не было произведено, автор «ответа» даже не знает, не в состоянии указать, о каком из множества дел идёт речь; к тому же заявитель не просил действий в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ, а требовал действий в порядке ст.ст.447,448 УПК РФ (надо было хотя бы прочитать заявление о преступлении).

Следовательно, заведомо ложные, дискредитирующие публичную власть и правоохранительные функции РФ сфабрикованные отказные «решения» прокуратуры г. Москвы от 11.11.2020 и 18.11.2020 подлежат безусловной отмене в порядке ст.124 УПК РФ. К тому же в этих действиях чиновников Прокуратуры г.Москвы усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 292, 293 УК РФ.

Руководствуясь ст.ст.124, 447, 448 УПК РФ, просим:

1) отменить незаконные заведомо ложные отказные решения Прокуратуры г.Москвы от 11.11.2020 и 18.11.2020 на основании изложенных фактов и приложенных доказательств;

2) инициировать проверку указанных незаконных действий должностных лиц в порядке ст.ст.447,448 УПК РФ на предмет возбуждения уголовного дела, предусмотренного ст.ст.292, 293 УК РФ.

Сопредседатели профдвижения: Т.Н. Казачкова, Полежаев М.Н.

Члены Президиума: Туляков Р.А., М.А. Ушаков, А. Птолемей

Представитель в судах и административных органах А. Афлитунов

02.12.2020

Приложение: на 78 (семидесяти восьми) листах. Всего 81 лист.

1. Обжалуемые «решения» Прокуратуры г. Москвы от 11.11.2020 и 18.11.2020 на 2 листах.

2. Прежние обращения и доказательственные документы на 76 листах.

У прокуратуры и полиции много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона. Прокуратура не возбуждает уголовные дела и не занимается их расследованием. Она может передать материалы в правоохранительные органы на возбуждение и поддерживает государственное обвинение в суде.

От качества расследования уголовного дела полицией зависит крепость обвинения дела в суде.

Если уголовное дело пошло в суд с «ляпами» полицейских и прокурорские это проглядели, могут начаться проблемы в суде. Судья может вернуть уголовное дело прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ . А может и вынести оправдательный приговор, который как «падающая звезда» с прокурорских погон. Вот и выписывают прокурорские бесконечные требования полицейским, радея за качество материала, закрывая свои оголенные места перед судом и вышестоящим начальством.

Прокурор также может отреагировать на неправомерные действия полицейского, внести представление и потребовать привлечь его к дисциплинарной ответственности. Хотя это исключительное право работодателя, наказывать или нет своего работника дисциплинарно, но с прокуратурой особо не спорят, ведь они тоже заложники палочной системы и АППГ. Полицейские это понимают. Поэтому вступают с ними в тесную взаимосвязь: сделают то, что попросит прокурор, который, в свою очередь закроет глаза на другие «косяки» полицейских в работе.

Иногда, за неимением реальных нарушений прокуратура раскапывает всякую мелочь или вообще вносят не основанное на законе представление и требует наказать невиновных сотрудников. И тогда начинается «бадание» двух органов, которое может негативно отразиться на работе и тех и других.

Незаконное представление может быть отозвано по настоянию суда или вышестоящего начальства прокуратуры. Исполнителя конечно накажут дисциплинарно, но спокойного сосуществования не получится, ибо прокурорские будут регулярно «точить свои зубы» о полицейских при малейшем поводе.

Все понимают, что работают не ради законности и соблюдения прав, а, чтобы усидеть на своих местах до выслуги лет. Но доводить ситуацию до абсурда, меряясь своими «знаниями» неразумно и не выгодно.

Лучше найти компромиссные решения, которые будут устраивать всех. Тогда может и получится служить закону и здравому смыслу. Но на это способны только грамотные и мудрые руководители, которых сейчас не хватает во всех ведомствах.

Сравнение прокурора и судьи – не верно. Они занимают различные роли в судебном процессе, находятся по разные стороны. В обязанности судьи входит ведение заседания, выявление истины и назначение наказания. Прокурор представляет, в большинстве случаев, сторону обвинения (либо одну из сторон при рассмотрении гражданских дел), его прямая обязанность – доказывание виновности подозреваемого. Очевидно, что некоторые виды деятельности судьи и прокурора пересекаются. Но однозначного превосходства одного над другим не существует.

Кто такой прокурор?

Прокурор – участник судебного заседания, представляющий сторону обвинения. В его непосредственные обязанности входит обоснование вины подозреваемого. Главным правовым актом, регулирующим деятельность этого участника процесса правосудия, является ФЗ «О прокуратуре РФ».

Полномочия

Полномочия прокурора закреплены в Конституции РФ, в статьях 3 и 33 ФЗ «О прокуратуре». Они включают в себя:

  • надзор за исполнением законодательства, во время действий, связанных с расследованием преступлений;
  • выдача письменных указаний относительно хода расследования;
  • отмена решений и постановлений нижестоящих прокуроров, при наличии факта их необоснованного принятия;
  • участие в заседаниях, представление стороны обвинения. В редких случаях – представление одной из сторон при рассмотрении гражданских дел;
  • подача ходатайства об изменении меры пресечения или срока ареста;
  • отстранение дознавателя от расследования, при обнаружении существенных нарушений в его деятельности;
  • право подписания обвинительного заключения;
  • возможность ознакомления с материалами дела;
  • право доказывания вины подозреваемого с приведением доводов и доказательств;
  • право отказаться от продолжения уголовного преследования подозреваемого;
  • возможность решения разногласий при помощи участии генерального прокурора.

Обязанности

Обязанности представителя стороны обвинения:

  • Участие в уголовных и гражданский судебных делах.
  • Опротестование решения суда, при наличии обоснований.
  • Расследование и начало производства по административным делам.
  • Контроль исполнения приговоров.
  • Работа по приему обращений граждан.
  • Участие в правотворческой деятельности.
  • Проведение мероприятий по сбору доказательной базы.

Кто такой судья?

Судья – лицо, которое наделено Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие. Он относится к судебной власти, не представляет ни одну из сторон: ни обвинения, ни защиты.

Каковы полномочия?

Согласно УПК, судья правомочен:

  • признавать подозреваемого виновным и назначать ему наказание;
  • применять к виновному другие меры воспитательного или медицинского характера;
  • прекращать уголовное преследование с назначением подсудимому судебного штрафа;
  • определять меру и сроки пресечения (ареста, залога, запрета на определенные действия);
  • выдавать разрешение на осмотр жилища, обыск или выемку;
  • выдавать разрешение на проведение личного досмотра;
  • накладывать арест на имущество подозреваемого;
  • временно отстранять подозреваемого и обвиняемого от занимаемой должности;
  • принимать решение об уничтожении вещественных доказательств;
  • выдавать разрешение на контроль и запись телефонных переговоров;
  • выдавать разрешение на отмену постановления о прекращении уголовного преследования;
  • рассматривать жалобы на действие или бездействие прокурора, следователя, органов дознания;
  • выносить частное постановление в отношении нарушений, выявленных в ходе судебного разбирательства.

Каковы обязанности?

В обязанности судьи входит:

  • Руководство ходом судебного заседания.
  • Удаление из процесса всего, что не имеет прямого отношения к рассматриваемому делу.
  • Объяснение всем участвующим в заседании лицам их прав и обязанностей. Далее, оказание помощи в реализации этих прав на практике.
  • Вынесение предупреждения о последствиях совершения (или несовершения) действия.
  • Создание условий для комфортного и удобного исследования представленных доказательств.
  • Надзор за выполнением процессуальных обязанностей всеми сторонами заседания.

Каковы права прокурора в судебном производстве?

Глава 4 ФЗ «О прокуратуре» определяет права и возможности прокурора во время судебного заседания. К ним относятся:

  • представлять сторону обвинения и осуществлять уголовное преследование;
  • участвовать в судебном процессе на любом его этапе;
  • выполнять все полномочия, указанные в УПК;
  • требовать устранения ошибок, допущенных органами дознания;
  • давать указания, касающиеся хода расследования;
  • оказывать влияние на избранную меру пресечения, путем подачи ходатайства об избрании, отмене или изменении выбранного наказания;
  • проверять законность решения о возбуждении уголовного дела;
  • выносить одобрение ходатайству о досудебном примирении сторон;
  • отменять или изменять решение нижестоящего прокурора;
  • подавать ходатайство о продлении срока ареста или содержания под стражей;
  • подтверждать отводы и самоотводы дознавателя, выдвигать свои аргументы для отвода;
  • изымать дело, с целью передачи его следователю или другому органу предварительного расследования;
  • подтверждать решение дознавателя о прекращении уголовного преследования;
  • утверждать текст обвинительного заключения;
  • назначать дополнительное расследование, изменять квалификацию преступления, возвращать дело дознавателю или следователю.

Кто все-таки главнее: суд или прокуратура?

Деятельность этих участников судебного процесса регулируется разными законодательными актами: для судей – «О статусе суда» и «О судебной системе РФ», для прокурора – «О прокуратуре». Их основные задачи в судебном процессе не пересекаются, только дополняют друг друга.

Судья – независимая сторона, в обязанности которой входит выслушивание позиций всех участников процесса, изучение предоставленных доказательств и вынесение приговора (решения или постановления). Прокурор участвует в судебном заседании либо со стороны обвинения (в уголовных делах), либо представляет одну из сторон (в некоторых гражданских делах). Таким образом, он является стороной заинтересованной и представляет интересы только одного участника процесса.

При назначении наказания, сторона обвинения предлагает свой вариант, а судья выносит приговор и утверждает выбранную меру. Не факт, что она будет совпадать с предложенной стороной обвинения. Она может быть, как увеличена, так и уменьшена по решению суда. В случае несогласия, прокурор вправе подать ходатайство и оспорить решение судьи.

Несмотря на распространенное мнение, судья не относится к стороне обвинения. Он является независимой, незаинтересованной стороной. Его отношения находятся на одном уровне как со стороной обвинения, так и со стороной защиты. В тоже время, он не находится выше прокурора или адвоката. Решение суда основывается на материалах, предоставленных обеими сторона, то есть, исход судебного заседания зависит исключительно от их деятельности.

Сравнение судьи и прокурора – некорректно. Они относятся к разным сторонам судебного процесса и не находятся друг у друга в подчинении.

Кто имеет больше возможностей?

Сравнение возможностей обоих сторон во время судебного процесса:

Действия во время судебного заседанияПрокурорСудья Выслушивает представленные доводы и аргументы++Предоставляет возможность высказаться обеим сторонам процесса, регулирует ход судебного заседания–+Предоставляет свои аргументы и доказательства+–Задает уточняющие вопросы++Назначает дополнительные экспертизы++Возвращает материалы дела на доследование++Принимает решение о виновности или невиновности, выносит решение о наказании–+Оспаривает ранее принятое решение о виновности (невиновности) или о назначенном наказании+–

Можно сказать, что возможности этих сторон судебного процесса весьма подобные. Они оба занимаются анализом доводов и фактов, назначают дополнительные экспертизы и расследования. Прокурор вправе предложить свою меру наказания, подтверждая мнение фактами и аргументами. Судья вправе согласиться с предложенным, либо вынести свое решение.

Прокурор и судья – равнозначные стороны судебного процесса. Законодательством на них возложены различные функции и обязательства. Их деятельность пересекается в некоторых моментах, однако, они не руководят друг другом и не находятся в подчинении.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: