Что нужно чтобы открыть адвокатскую контору

Обновлено: 24.04.2024

Юридический бизнес – дело прибыльное и востребованное. Спрос на правовую поддержку растет как со стороны граждан, так и юридических лиц. Обилие законов, правил, обязанностей требует знания своих прав и возможностей, и порой защитить себя без квалифицированной поддержки непросто.

Юристов на рынке очень, даже слишком, много, однако профессионалы никогда не сидят без дела, они действуют и хорошо зарабатывают. Как открыть успешную юридическую фирму, как закрепиться на рынке и выйти в плюс? На все эти вопросы мы ответим далее. В статье приведен готовый бизнес план юридической фирмы, описан процесс и важные моменты, которые следует учитывать. Для ознакомления также доступен примерный расчет окупаемости бизнеса.

Анализируем рынок

По оценке за 2018 год, на рынке РФ работает более 110 тыс. юридических компаний, ассоциаций и организаций разного профиля, из них около 30 тыс. – малые предприниматели.

Конкуренция в сфере высокая. Это вызвано несколькими факторами: обилием юристов с высшим образованием на рынке труда, ростом уровня спроса на юридические услуги и реальной возможностью – для специалистов – зарабатывать неплохие деньги. Кроме того, открыть фирму не составляет проблемы и не требует больших вложений.

Согласно выводам аналитического обзора Института проблем правоприменения за 2016 г., годовая выручка 35% юридических фирм с ненулевой отчетностью (за вычетом всех обязательных платежей) составляет 0,15-1 млн руб., у 28% – 2-5 млн руб.

Актуальность бизнеса


Структура спроса на юридические услуги показывает, что наибольшим интересом пользуется: корпоративное, налоговое, семейное, трудовое право и аутсорсинг.

За последние годы российское законодательство активно меняется, разобраться в нем неспециалисту бывает сложно. Современная жизнь – это совокупность множества связей между людьми и организациями, где каждый субъект стремится защищать и продвигать свои права. Для помощи в этом и нужны специалисты по юриспруденции. Спрос на них сейчас высок и продолжает расти.

По прогнозам, эта тенденция сохранится в дальнейшем: для разрешения споров люди будут все чаще консультироваться у юристов. Это особенно актуально в контексте мирового и российского экономического кризиса.

Разновидности юридических фирм

Несколько видов юридических фирм.

  1. Бутики. Это небольшие компании с штатом в 5-10 профессионалов, предлагающих хорошую работу по дорогим ценам. Обычно работают в самых прибыльных областях права.
  2. Специализированные компании. Такие организации концентрируются в конкретной области права.
  3. Крупные фирмы. Ведут деятельность в нескольких областях права. Штат крупный – 40-50 и более человек, разделенный на отделы.

Открывать компанию лучше человеку, разбирающемуся в принципах работы и с опытом юридической практики. Хотя сам предприниматель может и не иметь профильного образования, но тогда нужно иметь специалистов, которые помогут наладить все процессы.

Предоставляемые услуги

Юридические компании консультируют в различных областях права, сопровождают клиентов в вопросах бизнеса, финансово-хозяйственной деятельности и налогообложения, по семейным делам и имущественным спорам, т.д. Услуги оказываются физическим и юридическим лицам.


  1. Для физических лиц:
    • консультации по различным юридическим вопросам;
    • составление договоров, заявлений, правовых документов и т.д.;
    • решение различных споров;
    • ведение дел, представительство в суде, защита интересов клиента.
  2. Для юридических лиц:
    • консультации по вопросам организации и ведения бизнеса, налогообложения и др.;
    • сопровождение бизнеса в суде;
    • решение трудовых, страховых споров;
    • аудит;
    • регистрация, ликвидация предприятий.

Перспективные направления работы

Перед открытием нужно исследовать рынок и конкурентную среду. Какие направления юридической деятельности наиболее перспективны, будут приносить доход? Для ответа анализируются тенденции и запросы, существующие в обществе.

Есть несколько перспективных направлений в работе юристов. Во-первых, недвижимость и строительство, поддержка этой сферы деятельности. Во-вторых, финансово-хозяйственная деятельность компаний, контроль и аудит. В-третьих, правовая поддержка мигрантов, помощь в процессах, связанных с переездом и устройством, получением документов и т.д. В-четвертых, нотариальная деятельность.

После составления ассортимента услуг на них разрабатывается прайс, основанный на анализе цен конкурентов.

Целевая аудитория

Среди потенциальных клиентов фирмы могут быть как физические лица (граждане), так и юридические лица (организации).

Говоря о физических лицах, то клиентом может оказаться совершеннолетний человек из любого социального слоя населения. Вопросы, по которым граждане обращаются в юр. компании, совершенно различны: составление договора, наследование, ведение малого бизнеса и др.

Говоря о юридических лицах, небольшие компании часто заказывают услуги юристов по договору аутсорсинга.

В штате средних и крупных компаний обычно есть свой юрист; поддержка юр. фирм им требуется для решения более сложных вопросов, представительства в суде.

В клиентах могут оказаться организации, которым требуется помощь в решении нестандартной задачи. Например, сопровождение сделки по покупке оборудования, при бартерном обмене и др.

Юридическая помощь требуется и зарубежным компаниям, решившим открывать свои представительства в стране.

Пошаговая инструкция открытия юридической фирмы

Тезисно приведем краткий план открытия юр. фирмы.


Ниже реализация каждого этапа расписана детальнее.

Что нужно для открытия компании

Открытие юридической компании не потребует больших инвестиций. Среди первоначальных расходов всех больше уйдет на аренду, подготовку, оборудование офиса; наибольшая статья ежемесячных затрат – оплата труда персонала. Предпринимателю нужно уметь мотивировать опытных юристов работать именно у себя, лучший способ сделать это – назначить высокую зарплату.

Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина.

Аренда помещения (60 кв. м)

Оборудование и инвентарь

Заработная плата, 7 чел.

Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.

Дело можно организовать в форме ИП или ООО. Если компания намерена сотрудничать с крупными компаниями, открываться стоит как юридическое лицо.

Конкретные коды ОКВЭД-2 выбираются исходя из конкретной специализации фирмы, Несколько групп кодов:

  • 69.10 «Деятельность в области права».
  • 69.20 «Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию».
  • 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления».
  • 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

Для ведения адвокатской деятельности необходимо получение правового статуса. Для организации частной нотариальной компании необходимо получение лицензии. Для остальных видов юридических услуг получение обязательных разрешений не предусматривается.

Выбор помещения

Для фирмы потребуется помещение площадью минимум 60-70 кв. м. Стандартная планировка: приемная, переговорная комната, комната для юристов, кабинет директора, санузел и хозяйственное помещение.


Размещать офис лучше в районе, где высока концентрация потенциальных клиентов, к примеру, в бизнес-центре или деловой части города. Хорошо, чтобы фасад компании просматривался с улицы, были установлены рекламные плакаты для привлечения внимания.

У наших партнеров

В офисе нужно сделать приятный дизайн в нейтральных тонах, который будет настраивать на деловой лад, вызывать доверие. Не стоит забывать о безопасности – в фирме могут храниться ценные документы. Рекомендуется установить сигнализацию, заключить договор с охранной фирмой.

Какое оборудование нужно для начала

Арендованный и подготовленный к работе офис необходимо обустроить мебелью, техникой и всеми канцелярскими принадлежностями, необходимыми для работы. Каждому сотруднику потребуется стол, стул, ноутбук. Для хранения документов нужны стеллажи, для ценных бумаг можно закупить небольшой сейф. Из техники в работе потребуется 1-2 МФУ (принтер-сканер-копир), канцелярские принадлежности.

Для комфорта можно установить кондиционер, купить кофемашину, холодильник, кухонный инвентарь.

В приемной полезно расположить диван для клиентов, повесить на стену небольшой телевизор, установить кулер с водой.

На обустройство офиса выделяется порядка 350-400 тыс. руб.


Штат работников

Нужно трудоустроить 3-5 юристов, которые будут специализироваться на своих областях права. Это позволит фирме расширит ассортимент услуг. Опытные юристы могут поспособствовать притоку новых клиентов в фирму по наработанным связям.

Потребуется секретарь для работы с документами и первичного приема клиентов.

Для уборки помещения можно нанять уборщицу либо заключить договор с клининговой компанией.

Бухгалтера легче и дешевле нанять по аутсорсингу. Заключается договор с охранной фирмой.

Полезно взять в штат менеджера по продажам, который будет делать холодные звонки, выезжать на встречи с потенциальными клиентами и т.д. Однако этими делами, как и непосредственными управлением фирмой (в качестве руководителя) может заниматься и сам предприниматель. Это снизит начальные траты, повысит эффективность работы предприятия.

Требования к персоналу

Перед трудоустройством важно убедиться в наличии у потенциальных работников:

  • профильного образования, при необходимости – лицензии;
  • нужных знаний и компетенций для ведения юр. деятельности;
  • способности комплексно оценивать ситуацию, предвидеть результат и последствия своих действий, гибкости мышления.

Квалифицированные и адекватные работники – ключ к успеху в юридическом бизнесе. Юристы в штате должны отвечать следующим требованиям:

  • диплом о юридическим образовании;
  • детальное знание законодательной базы по своей специализации;
  • подтвержденный опыт работы (от 3-5 лет);
  • коммуникабельность;
  • усидчивость и стрессоустойчивость.

Сам бизнесмен может и не быть дипломированным юристом; он может участвовать в переговорах с корпоративными клиентами и другими контрагентами, заниматься маркетинговым продвижением фирмы и др.


Реклама

Маркетинговая активность обязательна для успеха фирмы и роста потока заказчиков. В идеале хорошо использовать все возможные каналы продвижения, но для экономии имеет смысл прибегнуть к наиболее эффективным и наименее затратным способам, то есть определить инструменты TTL-рекламы.

  1. В бизнес и деловых центрах, недалеко от банков – там, где есть потенциальные клиенты – раздавать листовки, буклеты и другие рекламные материалы.
  2. В тематических журналах можно размещать печатную рекламу, в газетах – краткие информационно-рекламные объявления.
  3. Участвовать в выставках и конференциях, раздавать контакты.
  4. Создать, продвигать собственный сайт. Целесообразно создание своей странички в социальных сетях, ее продвижение посредством контекстной рекламы, через сотрудничество с другими группами.

Дополнительные способы продвижения

Для популяризации юридической фирмы используются не только привычные методы рекламирования.

Во-первых, полезно наладить контакты с инстанциями, где можно встретить потенциальных клиентов: с работниками судов и других инстанций, инспекторами налоговой службы и др. Через договоренность с ними можно продвигать услуги своей компании.

Во-вторых, онлайн-консультации. В Сети работают сервисы бесплатной и платной юридической консультации, тематические форумы. Через предоставление дельных консультаций полезно продвигать услуги своей фирмы, раздавать контакты.

В-третьих, нужно создать выгодные условия для новых и старых клиентов: предлагать дополнительные услуги, скидки, рассрочку и т.д. Это поможет заинтересовать людей, запустить «сарафанное радио».

Выделяют и другие приемы: холодное прозванивание, почтовая рассылка и пр.

Финансовый план: рентабельность и окупаемость

Размер первоначальных затрат – 1,225 млн руб.

Будем исходить из расчета, что средний чек за работу юриста составляет 13 тыс. руб. В штате работает 4 юриста; предположим, что за месяц клиентами каждого из них стали 15 человек.

Месячный оборот составит 780 тыс. руб.

Общий размер ежемесячных затрат – 600 тыс. руб.

Чистая прибыль – 180 тыс. руб.

При таком расчете бизнес выйдет в «ноль» за 6,8 мес.

Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.

Сумма первоначальных инвестиций

Среднее количество клиентов в месяц на 1 юриста

Чистая прибыль в месяц

Риски и минусы бизнеса

Риски и возможные слабые стороны – ключевые составляющие SWAT-анализа проекта, которые следует заранее понять и определить способы их минимизации или предотвращения.

Один из главных минусов дела – высокая конкуренция на рынке. В последние годы на рынке труда появилось множество дипломированных юристов, и многие из них пытаются реализовать себя. Предложение на юридическом рынке – очень высокое. И в этих условиях необходимо предпринимать дополнительные усилия для победы в конкурентной борьбе. Подробнее этом – в следующем подразделе.

Среди рисков можно выделить:

  • отсутствие или малое количество обращений клиентов;
  • низкая квалификация персонала и потеря репутации;
  • постоянные изменения в законодательстве, необходимость следить за ними;
  • фактор сезонности. Летом количество клиентов может снизиться на треть;
  • кризисные явления в экономике государства.

Конкурентные преимущества

Для минимизации указанных рисков и победы в конкурентной борьбе следует предпринять определенные действия.

Во-первых, необходимо поддерживать компетентность персонала на высоком уровне. Трудоустраивать допустимо только работников с подтвержденным опытом и навыками. Юристы должны быть осведомлены обо всех последних изменениях в законодательстве.

Помимо этого, важно следить за соблюдением деловой этики. Клиенториентированность персонала, его умение вежливо и терпеливо общаться с заказчиками – все это очень важно для долгосрочного успеха фирмы.

В-третьих, маркетинг. В условиях высокой конкуренции нужно заявлять о себе, использовать все возможные инструменты продвижения дела как оффлайн, так и онлайн. Полезно предоставлять дополнительные услуги для заказчиков, например, возможность заказывать работу онлайн, а также оказание консультаций по телефону и т.д.

Юридический бизнес может приносить хороший доход, даже несмотря на высокую конкуренцию и массу рисков, которые ожидают начинающего бизнесмена. Указанные значения прибыли в составленном выше подсчете – далеко не предел; в фирму с хорошей репутацией тянутся денежные клиенты, способные заметно увеличить обороты. Самое важное – создать эту самую репутацию.

В статье мы привели важные сведения, которые пригодятся бизнесмену и на этапе открытия компании, и на этапе маркетингового продвижения. Необходимо сразу признать, что закрепиться на высококонкурентном рынке не просто, но игра стоит свеч – успешное дело принесет основателю хорошие барыши и высокий социальный статус.

Свой бизнес: как открыть адвокатскую контору

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Учредить такую контору может только юрист. В соучредители же может войти человек и без высшего юридического образования. Хотя рынок адвокатских услуг и насыщен, при определенном подходе этот вид бизнеса может быть вполне доходным.

Виды адвокатских услуг в Петербурге по степени востребованности: жилищные дела (семейный кодекс), наследственные, уголовные, сделки с недвижимостью.

Гонорары адвокатов (в среднем) по Петербургу - 100-150 у.е. в час. Затраты адвокатов: 13% подоходный, взносы медицинского и социального страхования, 12% - содержания помещения конторы и аренда.

Хороший адвокат за два часа отрабатывает ежемесячные взносы в свою Палату, которые составляют от 6 до 12 тысяч рублей ежемесячно. Заработки адвокатской конторы могут составить от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов в месяц. Хороший адвокат ведет одновременно до десяти дел

В Петербурге действует более 350 адвокатских образований, где работают около 4 тысяч адвокатов. В Москве трудятся 7 тысяч адвокатов. Специалисты отмечают, что хотя рынок адвокатских услуг в Северной столице насыщен, при определенном подходе этот вид бизнеса может быть вполне доходным.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Учредить такую контору может только юрист. В соучредители такой конторы может войти и человек без высшего юридического образования.

В 2002 году был принят Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре". И за два года количество адвокатских образований в городе возросло в 10 раз. Адвокатскими образованиями считаются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Гражданин, собравшийся реализовывать адвокатскую деятельность, вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место своей адвокатской деятельности, но только на территории Российской Федерации. Сейчас в Петербурге 22 адвокатских бюро и 337 адвокатских кабинетов. Адвокатская палата Петербурга занимает 2 место по численности адвокатов в Российской Федерации.

Шаг 1. Закончить вуз.

67 вузов Петербурга готовят юристов. Для того, чтобы открыть любое адвокатское образование гражданин должен, прежде всего, получить высшее юридическое образование. А так же иметь 2 года производственной практики (например, помощником адвоката). Для того, что бы юрист мог практиковать адвокатскую деятельность он должен сдать квалификационный экзамен в Петербургской Городской Адвокатской палате. Эти же условия распространяются и на иностранных граждан желающих работать в Петербурге, что предусмотрено Международной Адвокатской палатой. "Но в нашей стране это пока скорее исключение, чем правило" - говорит президент Международной Адвокатской палаты Артемий Котельников.

Шаг 2. Квалификационный экзамен

Шаг 3. Выбор вида деятельности

После получения статуса адвоката и принятия присяги, сведения об адвокате направляются в региональный реестр и адвокат получает соответствующее удостоверение. Адвокат может практиковать в любом субъекте Российской Федерации, но он вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании. Согласно закону Российской Федерации "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" все адвокатские образования являются не коммерческими организациями: коллегия адвокатов, адвокатский кабинет, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Шаг 4. Адвокатские образования.

Новоявленный специалист может создать, например адвокатский кабинет. Об его учреждении адвокат направляет в совет адвокатской палаты уведомление. Однако, адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются адвокатом и доверителями регистрируются в документации адвокатского кабинета. Именно это распространяется и на Коллегию адвокатов и на адвокатское бюро, только в данных адвокатских образованиях учредителями являются два и более адвокатов. Сложнее с юридической консультацией. Она учреждается Адвокатской палатой по представлению органа государственной власти субъекта Р.Ф. в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Шаг 5. Работа и клиенты

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу. О цене стороны договариваются самостоятельно, по обоюдному согласию и никаких лимитов по минимальной или по максимальной оплате не существует, однако в Европе адвокат получает в среднем 250-300 у.е. в час, а в России 100-200 у.е. в час . Так же не существует лимита на количество дел, которые ведет один адвокат в месяц, т.е законодательно нигде это не урегулировано. "Самое главное, что бы количество дел не влияло на качество их проведения. Почти каждое дело требует решения суда, и адвокат должен так распланировать свое время, что бы ни один процесс не пропустить и не переносить заседание суда на другое время" - говорит Юрий Новолодский, вице-президент Балтийской Коллегии Адвокатов им. Анатолия Собчака.

Вообще по законодательству Р.Ф. и по федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" адвокат или адвокатское образование не имеют права заниматься саморекламой. Однако, часто можно видеть размещение модулей на страницах газет о той или иной адвокатской конторе, но с оговоркой по профилю,

например, адвокатское агентство по таможенным делам. И действительно, многие адвокатские образования имеют своего профессионального конька. Однако, репутация адвоката тоже делает свое дело: даже если адвокат перешел в другое адвокатское образование, клиенты, раннее пользовавшиеся его услугами, пойдут именно к нему, к адвокату, а не к адвокатской конторе в которой он работал.

Как открыть адвокатскую контору

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Нужно сказать, что с юридической точки зрения адвокатская деятельность не может быть предпринимательством – это профессия, и адвокат получает определённый гонорар, а не занимается бизнесом. Отсюда следуют и многие ограничения, связанные с этой деятельностью, ведь ею заниматься могут только люди с высшим юридическим образованием. Однако несмотря на это сегодня существует огромное количество адвокатских контор, которые работают непосредственно как организации – во всяком случае, именно так они себя позиционируют на рынке. Данная статья вряд ли будет интересна уже опытным адвокатам, потому что мало кто лучше их знает об особенностях регистрации, урегулирования юридических вопросов и ведения адвокатских дел, однако новички нередко ищут информацию об открытии своего бизнеса в юриспруденции.

Однако стоит отметить, что теоретически и человек, далёкий от юриспруденции, может открыть свою адвокатскую контору, только выступать он будет просто как учредитель организации, помогающей своим сотрудникам в поиске клиентов – то есть технически это совершенно иной вид деятельности. Но не все адвокаты имеют возможность открытия своей собственной конторы и даже небольшого кабинета, в связи с чем они могут вместе работать на территории одного предприятия, которое занимается организационными и вспомогательными вопросами, но никоим образом не касается адвокатской или юридической деятельности в своей работе. Таким образом, предприниматель открывает некое заведение, приглашает туда адвокатов, которые платят ему некий процент от своих гонораров, а предприниматель в свою очередь занимается рекламой, ищет и привлекает клиентов, зарабатывает репутацию, решает хозяйственные и прочие вопросы. От коллегии адвокатов такая организация отличается тем, что является коммерческой организацией (в отличие от коллегии, которая может быть только некоммерческой организацией), то есть ориентирована на получение прибыли. Впрочем, в дальнейшем будет более подробно рассмотрено открытие своего собственного бизнеса (вернее, заведения для занятия частной практикой) непосредственного для адвокатов.

Сегодня в любом крупном городе можно найти не одну адвокатскую контору, но все они отличаются по своему уровню. Именитые и известные адвокаты всегда требуют хороших гонораров, но не все люди могут себе позволить отстаивание своих интересов за большие деньги. При этом все адвокаты определяют ещё и профиль своей деятельности – далеко не каждый занимается уголовными делами или ведёт дела крупных организаций. С другой стороны, население гораздо чаще нуждается в юридической поддержке в более простых вопросах, особый спрос имеют адвокаты, занимающиеся вопросами семьи и бракоразводных процессов, которые помогают в решении проблем в банковской сфере (брать кредиты, а потом не отдавать их любит достаточно большой процент населения), а также отстаивающие интересы своих клиентов в административных делах – суд с коммунальными службами, разбор дорожно-транспортных происшествий, проблемы с шумными соседями.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Юридическая помощь требуется очень часто, поэтому нужно сразу определиться, какой существует спрос на те или иные услуги адвокатов и какое существует предложение на рынке. Однако только в ещё не очень больших населённых пунктах та или иная ниша может быть не занята, в больших городах предложение обычно достаточно для удовлетворения спроса. Очень важно в работе адвоката зарабатывать репутацию, однако неизвестный никому адвокат имеет значимое преимущество перед теми, кто свою репутацию уже изрядно испортил, а это случается довольно часто.

Обычно клиент, обращаясь к адвокату, видит в нём всемогущего спасителя, который во что бы то ни стало решит его проблему. Но это, по понятным причинам, возможно далеко не всегда. Dura lex sed lex. Однако и среди самих адвокатов имеется немало непрофессионалов, которые кроме диплома о высшем образовании ничем не располагают. В связи с этим у подающего надежды юриста, который действительно понимает, что такое адвокатская практика и умеет применять свои таланты, есть все шансы выйти на рынок и завоевать значительную его часть. Только адвокат – это не только грамотный юрист, но и оратор, манипулятор и вообще жнец, швец и на дуде игрец. В исключительных случаях – в прямом смысле.

Теперь нужно определиться, стоит ли регистрировать юридическое лицо для своей деятельности, но, как уже было отмечено, непосредственно сам адвокат не может быть предпринимателем. Предприятие может быть организовано сторонним лицом для помощи работы адвокатов. По законодательству адвокат не может заниматься рекламой своей собственной деятельности, поэтому он заинтересован в том, чтобы работать в организации, которая рекламирует себя, а значит и своих сотрудников. В этом случае лучше всего подходит общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения. Использование этой системы позволяет перечислять в пользу государства не более 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Фактически деятельность адвокатской конторы подпадает под определение (ОКПД 2) 69.1 Услуги юридические, однако предприятие может использовать (ОКПД 2) 70.21 Услуги по связи с общественностью и информации, если не хочет позиционировать себя юридически как организация, которая имеет отношение к адвокатуре.

Непосредственно сам адвокат, прежде чем начать заниматься адвокатской деятельностью, должен получить высшее юридическое образование по профилю. Без высшего юридического образования настоящим адвокатом не стать, да и клиенты вряд ли заинтересуются услугами самоучки. Нужно отметить, что выбор высшего учебного заведения также может повлиять на дальнейшую карьеру, ведь окончившие именитые университеты люди зачастую изначально воспринимаются как специалисты своего дела. Нельзя, конечно, говорить о том, чтоб успешными адвокатами становятся только выпускники московских и петербургских всем известных ВУЗов, но свою роль это играет, во всяком случае на первых этапах работы. Не стоит даже и говорить, что институт или университет должен быть аккредитованным и выдавать дипломы государственного образца. Неплохо также иметь пару лет адвокатской практики, например помощником адвоката. Это полезно и для самого адвоката, потому что он получает незаменимый опыт работы. Вместо того, чтобы два года работать по юридической специальности можно пройти годичную стажировку в адвокатском образовании. Стажем работы по юридической специальности считаются работа судьи, на должностях в федеральных органах государственной власти, в качестве преподавателя юридических дисциплин в средних и высших профессиональных учреждениях, в учреждениях послевузовского профессионального образования, непосредственно в качестве адвоката, его помощника или нотариуса, а также работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах и научно-исследовательских учреждениях.

Чтобы получить статус адвоката, нужно обратиться с заявлением в квалификационную комиссию адвокатской палаты по месту прописки. Заявитель передает непосредственно само заявление, копию документа, удостоверяющего личность, анкету с биографическими данными, при наличии трудовую книжку или иной документ, который подтверждает стаж работы по юридической специальности или прохождение стажировки, документ о получении высшего юридического образования, документ о постановке на налоговый учёт; причём при передаче копий требуется предварительно их нотариально заверить. В зависимости от региона работы квалификационная комиссия может потребовать предоставление и иных документов. После успешной сдачи экзамена квалификационная палата присваивает статус адвоката. Новоявленный адвокат становится членом палаты, и поэтому должен соблюдать её устав.

Сам адвокат должен открыть как минимум свой кабинет, который и станет местом его работы. То есть, если открывается отдельное предприятие для объединения адвокатов, то на его территории должны быть организованы кабинеты для каждого из юристов. Местоположение для своей работы стоит выбирать в центральных районах города, потому что именно там наибольшая проходимость людей. Хотя в этой работе гораздо более эффективной будет полноценная рекламная кампания. К известному адвокату же клиенты поедут хоть на край города, хоть вообще в другой город, поэтому поначалу нужно наработать всю ту же репутацию. Схема здесь проста – вначале нужно привлечь хоть каких-нибудь клиентов, после успешно провести их дела, а далее уже известность адвоката или конторы сама будет приводить новых клиентов. В итоге можно стать известным учреждением, которое помогает клиентам в разрешении даже самых сложных ситуаций. Однако адвокатов, которые получили известность и, как следствие, высокую стоимость своей работы, очень немного.

Для обустройства помещения вряд ли понадобятся большие суммы средств, адвокату для работы нужна стандартная мебель и офисная техника, специализированная литература и тому подобные вещи. Учитывая, что один адвокат может работать в очень небольшом кабинете (от 10 м 2 ), потребуется порядка 100 тысяч рублей для обустройства нескольких кабинетов. Однако хорошая контора должна иметь представительный вид и обустроена соответственно, поэтому не исключено, что потребуются дополнительные средства для закупки хорошей мебели в фойе и зал приёма. Однако это почти наверняка потребуется в дальнейшем, потому что у только что открывшейся адвокатской конторы вряд ли будут состоятельные клиенты, которые много внимания уделяют содержанию помещения. В связи с этим сумма на открытие небольшой конторы вряд ли будет превышать 200-300 тысяч рублей, хотя может существенно увеличиваться в зависимости от своего размера. Частнопрактикующий адвокат обычно ограничивается и ещё меньшими средствами.

Важный момент организации своего бизнеса – рекламная кампания. Учитывая весьма высокий уровень конкуренции, придётся вложить достаточные средства на размещение информации о себе. Причём клиент должен только из-за рекламы выбрать для себя именно эту контору, а не какую-то другую. Может привлечь клиентов снижение цены услуг, однако ниже определённого минимума ни один адвокат не захочет работать. Стоимость работы определяется направлением дела, его сложностью (и, конечно, именем адвоката, но это в дальнейшем). Многие клиенты наверняка заинтересуются, если им предложить выгодные условия сотрудничества, но тут в сознании человека не должна проскользнуть мысль, что если дёшево, то значит некачественно, а в данном случае – значит, что адвокаты не знают своего дела и ничего не умеют, успеха стоит не ждать. В этом бизнесе на первых порах обычно бывает очень тяжело, только если нет поддержки от уже практикующих адвокатов, которые направляют определённую часть своих клиентов своим знакомым. Тут может помочь практика адвокатов в качестве помощников, потому что их наставники, развиваясь, наверняка перестают брать в работу мелкие или неинтересные им дела, а обратившегося человека по знакомству отправляют к своему помощнику или коллеге, который теперь стал заниматься частной практикой.

Без поддержки, совсем с нуля, работать будет очень непросто. Реклама позволит привлечь людей, которые ещё ни разу в жизни не обращались к адвокату, хотя даже в этом случае человек в первую очередь спрашивает у своих знакомых о возможных кандидатах на эту должность, потому что обращаться к совершенно стороннему человеку мало кто решается. То есть тут нужны либо связи, либо репутация, и чем быстрее адвокат их получит, тем лучше будет развиваться его дело. Рекламная кампания может быть эффективной на местном радио и телевидении, в печатных изданиях, но обычно её стоимость является завышенной по отношению к фактически полученному посредством её количеству клиентов (стандартная проблема ATL-методов маркетинга). Можно также создать свой собственный сайт, на котором будет размещена вся информация о компании и указан перечень её услуг, но в этом случае помимо создания сайта придётся оплатить и его продвижение (если нет возможности, конечно, сделать это своими силами). Из-за высокого уровня конкуренции в этом сегменте раскрутка сайта даже просто по своему региону может обойтись в сумму около 100 тысяч рублей. Причём впоследствии придётся платить, пусть и меньшие суммы, за поддержание уровня в поисковых машинах.

Невыгодно держать вместе адвокатов, которые ведут дела одной и той же направленности – таким образом создаётся конкуренция внутри предприятия, что очень пагубно сказывается на её развитии. С другой стороны, по востребованным вопросам нужно держать достаточный штат специалистов, чтобы обеспечить решение вопросов всех обратившихся клиентов. Законом не предусмотрено какое-либо ограничение на число дел, которые одновременно ведёт адвокат, но более определённого их количества он взять не сможет – физически не сможет. Точное определение того, сколько и каких специалистов нужно иметь в штате будет определено явно даже не в первые месяцы работы. Все бизнес-процессы, которые не влияют на получение прибыли организацией, нужно передать на аутсорсинг.

Стоимость услуг адвоката может быть очень разной. Обычно за простую консультацию с клиента берут символическую сумму, но полноценное ведение дела начинается примерно от 10 тысяч рублей в регионах. В крупных городах – несколько дороже. Некоторые адвокаты предпочитают почасовую оплату своих услуг, но это целесообразно не в каждой сфере. В общем и целом, каждый специалист самостоятельно устанавливает стоимость своих услуг, обычно нигде изначально это не афишируется, максимум – предоставляются ориентировочные цены, чтобы клиент знал, на что рассчитывать. В дальнейшем, при личной встрече, обсуждаются детали и точно обговаривается гонорар. Адвокат, прошедший стажировку или проработавший помощником, уже должен знать механизм ценообразования, а учитывая специфику его работы, может использовать психологические приёмы при работе с клиентом. Ни для кого не секрет, что успешные адвокаты – обеспеченные люди, поэтому заниматься этим направлением наверняка стоит. Поэтому такой вид бизнеса хоть и будет очень трудным поначалу, впоследствии может стать очень хорошим источником дохода.

Свой бизнес: как открыть антиколлекторское агентство

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

В 2014 году был принят важный для определённых компаний и людей закон – о коллекторской деятельности. Наконец в России коллекторская деятельность перешла из разряда полулегальной в полностью разрешённую, правда, некоторые положения закона только усложнили работу коллекторам, особенно тем, которые действовали методами, которые можно с лёгкостью приписать даже не к административным, а уголовным преступлениям. В связи с тем, что работа сборщиков долгов всегда была сопряжена с давлением на должника, уже долгое время на рынке существуют антиколлекторские агентства, которые, по своей сути, являются юридическими конторами, занимающимися только ограниченным перечнем вопросов. С принятием нового закона их работа с юридической точки зрения не меняется, однако упрощается за счёт того, что теперь проще представлять интересы своего клиента. Так как новый закон почти наверняка выведет на рынок немалое количество агентств коллекторских, антиколлекторские тоже могут получить немалое количество клиентов. Сегодня многие люди являются должниками по кредиту или иным подобным обязательствам, и помощь им может оказаться перспективным направлением бизнеса.

Первым этапом нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, и тут бизнесмен фактически ограничен в выборе формы субъекта предпринимательства, потому что логичней всего оформить общество с ограниченной ответственностью. Тут сложностей быть не должно, потому что процедура вполне стандартная, каких-то сложностей не предусмотрено, а всё потому, что сегодня деятельность юридических контор не является лицензируемой. То есть заниматься юридической поддержкой можно просто, открыв свою фирму. С точки зрения закона антиколлекторское агентство может работать с любыми группами населения, потому что его сотрудники – это кредитные юристы, которые ведут гражданские дела. А для этого не нужно даже иметь статус адвоката; однако здесь есть очень важный момент – только адвокаты имеют право представлять интересы своего клиента в суде, поэтому антиколлекторское агентство, в штате которого нет специалистов с таким статусом, может заниматься только досудебным урегулированием конфликтов. Конечно, это с одной стороны преимущество – доводить дело до суда невыгодно ни должникам, ни банкам, ни самим коллекторам (в особенности), но в реальности достаточно часто подача заявления в суд оказывается единственной возможностью разрешения спора. И тогда антиколлекторское агентство уже не сможет оказать помощь своему клиенту. В связи с чем есть смысл задуматься о регистрации адвокатской конторы или хотя бы иметь специалиста со статусом адвоката; более подробная информация о том, как заниматься этим направлением, представлена в нашей соответствующей статье. Однако как бы там ни было, можно сказать, что оформить антиколлекторское агентство и заниматься антиколлекторской деятельностью с юридической точки зрения проще, чем коллекторской. Потому что тут отсутствует необходимость вступления в саморегулируемые организации, иметь страховой фонд, да и в целом антиколлекторы рискуют меньше, чем их прямые противники.

Итак, чтобы начать работу, нужно найти себе подходящее помещение. Для этого подойдёт простое офисное помещение, но очень неплохо будет, если располагаться офис будет где-нибудь в центре города. Хватит небольшого помещения размером примерно в 50 м 2 , здесь удастся разместиться нескольким специалистам, чего будет достаточно на первых этапах работы. В любом фактически городе можно найти уже отремонтированное простое помещение, которое сдаётся за приемлемую (в соответствии с городом) цену, но нужно понимать, что она всё равно будет несколько выше средней – потому что центр города всегда обходится предпринимателю дороже. Стоимость одного квадратного метра в среднем городе составит около 1-1,5 тысяч рублей, но в больших городах на порядок выше (в несколько раз), в малых населённых пунктах открывать антиколлекторское агентство смысла нет, поэтому и рассматриваются только такие цены. Для одного рабочего места придётся выделить около 30-50 тысяч рублей, потому что всё, что потребуется для работы офиса – это мебель и простая компьютерная техника. Арендовать готовый офис может быть дорого, если выбирать его в каком-нибудь бизнес-центре. В целом, аренда – лучшее решение, так как приобретать помещение для нужд своей фирмы нецелесообразно, придётся вложить огромное количество средств, которые не удастся окупить и за несколько лет своей работы. Также можно задуматься о том, чтобы открыть антиколлекторское агентство не в центре города, а где-нибудь в жилом районе, но это подойдёт только в том случае, если в городе нет слишком большого количества конкурентов. В противном случае придётся очень много тратить денег на рекламу, чтобы люди вообще узнали о существовании конторы.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Вообще в данном направлении бизнеса не должно быть проблем с клиентами, если правильно организовать свою работу. Прямыми конкурентами антиколлекторского агентства являются такие же фирмы, при этом юридические конторы обычно не влияют на ситуацию на рынке. Несмотря на то, что антиколлекторы – по сути, те же юристы, они занимают только определённую нишу и прекрасно разбираются в вопросе, в то время как специалист общего профиля не обладает достаточным количеством знаний и опытом в работе по такому направлению. Вообще помощь в разрешении споров с банками и коллекторами представляет собой очень сложный процесс, и только настоящий профессионал может выполнить работу с гарантией положительного результата. Поэтому, если в городе ещё нет или просто недостаточно коллекторских агентств, то такой бизнес будет процветать. Недостатка в потребителях быть не должно, сегодня немало людей имеют проблемы с долгами и пытаются как-то их разрешить, а сложность такого урегулирования вынуждает среднестатистического человека обращаться к специалистам. Конечно, в первое время придётся заняться рекламной кампанией – сюда может входить создание сайта, разработка и продвижение которого обойдутся в несколько десятков тысяч рублей (в зависимости от сложности и насыщенности рынка предложениями в интернете), а также все доступные ATL-приёмы маркетинга. Чтобы сэкономить, стоит обращаться только в местные средства массовой информации, однако в любом случае нужно рассчитывать на немалые деньги, хотя обычно масштабность маркетинговой кампании определяется возможностями предпринимателя. Когда агентство получит некоторую репутацию, на бизнесмена будет работать уже «сарафанное радио». Таким образом, перед открытием антиколлекторского агентства придётся изучить рынок, оценить предложения конкурентов (потому что даже простая юридическая контора может предлагать подобные услуги, хотя, опять же, чаще всего этим занимаются специализированные фирмы), составить свой рекламный бюджет (это может быть и 100 тысяч и полмиллиона в зависимости от выбранных каналов распространения), а также изучить деятельность тех, кому придётся противодействовать – коллекторов.

И вот здесь самое главное – это поиск специалистов для работы. Как уже было замечено, просто юрист работать в такой сфере не сможет, найти необходимо тех людей с высшим юридическим образованием, которые уже имеют успешный опыт работы в разрешении споров с банками. В ином случае юрист не сможет правильно оценить возможности и проблемы клиента, а значит, и не решит его вопрос. Хороший юрист получает в среднем зарплату от 40 тысяч рублей, однако в антиколлекторском агентстве он в дополнение к окладу забирает себе процент от денег, которые отдал клиент за ведение его дела. В некоторых конторах система вознаграждения построена таким образом, что юрист и вовсе не имеет оклада (или небольшой), но при этом забирает себе почти всю сумму вознаграждения. В целом, каждая контора сама у себя устанавливает правила и условия работы, главное, не упустить ценных специалистов. Вообще в успешном антиколлекторском агентстве юрист получает больше 50 тысяч рублей в месяц. Адвокаты – ещё больше, хотя для начала можно просто найти профессионала, который работает на себя и просто сотрудничает с антиколлекторским агентством, то есть при доведении дела до суда контора советует своему клиенту адвоката-партнёра, получая за это небольшую сумму отступных. Помимо этих специалистов есть смысл найти человека с высшим образованием по направлению банковского дела, также проработавшего в этой сфере. Этот человек сможет правильно трактовать договор, находить лазейки и неточности, что позволит успешно противодействовать атакам коллекторов. Такой человек получает от 35 тысяч рублей. В остальном нужно просто найти людей, которые будут заниматься административными вопросами – проще говоря, это секретарь за 20 тысяч рублей в месяц. Если предприниматель сам обладает юридическим образованием, то ему можно занять руководящую должность, в ином случае придётся привлекать начальника со стороны, возможно, выбрать наиболее опытного юриста. В первое время штат конторы вряд ли будет превышать 10 человек, но в дальнейшем почти наверняка придётся увеличивать количество людей, занятых работой в конторе.

Антиколлекторское агентство, несмотря на своё название, занимается не только противодействием коллекторам, но и банкам, а вернее начинает помогать должникам ещё только на ранних этапах возникновения проблемы, то есть при первых просрочках платежей. Более того, антиколлекторское агентство и советует своим клиентам обращаться сразу же, потому что когда дело доведено до коллекторов, разрешить его становится только сложнее. Выделяют три стадии урегулирования конфликта с привлечением антиколлекторов – досудебная, судебная и постсудебная (то есть после того, как суд вынес решение). Досудебная стадия – это тот момент, когда можно ещё договориться с банком, хотя некоторые из кредитных организаций быстро передают дело коллекторам, и тогда решать все проблемы приходится с ними, благо, до суда эти люди доводить не любят. Но по новому законодательству коллекторы уже могут подавать в суд на должника, а антиколлекторское агентство должно представлять его интересы в суде. Послесудебное разбирательство – это апелляции, а также контакты с судебными приставами. В целом, антиколлекторское агентство изначально указывает своим клиентам на то, что оно действует согласно законодательству, и должник в любом случае должен будет отдать деньги, однако антиколлектор делает так, чтобы этот возврат долга принёс клиенту как можно меньше проблем и проходил на максимально выгодных для него условиях (рассрочка платежей, отсутствие давления, поручительство, рефинансирование и многое другое). Однако иногда договор составлен таким образом, что его можно признать ничтожным; а действия банка или коллекторов (чаще) могут выходить за рамки правовых действий, и тут уже антиколлектор может не просто восстановить справедливость, но и даже помочь должнику подать в суд на банк или коллекторов. Люди не знают своих прав, этим часто пользуются банки, а так как закон всегда выносит решение в пользу заёмщика, то при каком-то неразрешимом споре почти наверняка в проигрыше окажутся коллекторы. Если в конторе работают юристы, которые не просто помогают как-то упростить тяжёлое положение клиента, но ещё и делают всё возможное, чтобы избавить его от долга вообще (а с введением закона о банкротстве физических лиц это стало ещё проще), а при чрезвычайных обстоятельствах ещё и отсудить какие-то деньги у банка – и речь не только о процентах, которые тот назначил незаконно, но и о моральном вреде. В целом, умный юрист может неплохо зарабатывать на этом направлении.

Но всё же нужно заметить, что услуги антиколлекторов приходится относить к категории недорогих юридических услуг. Всё-таки человек в долгах редко обладает средствами, поэтому можно сказать, что потенциальных клиентов антиколлекторских агентств в разы больше, чем реальных клиентов. Многие просто не могут себе позволить юридическую помощь. Однако всё же есть процент людей, которые понимают, что без юристов вовсе не смогут расплатиться с долгами, и зачастую их помощь позволяет действительно сократить сумму долга настолько, что это покроет расходы на юриста – банки очень любят начислять какие-то понятные только им платежи, которые с лёгкостью отменяются в суде, если человек хоть что-то понимает в праве, а хороший юрист и вовсе может добиться того, чтобы долгом осталось только тело кредита за вычетом уже внесённых платежей (то есть задолжник должен будет вернуть только то, что взял, безо всяких процентов). Стоимость услуг может сильно отличаться в разных конторах, но на неё также влияет «запущенность» и сложность случая, а также политика банка – есть кредитные организации и коллекторы, которые сами неплохо разбираются в праве и имеют свой штат специалистов. Стоимость первичной консультации начинается примерно с 1 тысячи рублей, оценка имеющихся документов и ситуации клиента обойдётся ему в сумму до 5 тысяч рублей. Полноценное сопровождение дела на всех трёх этапах стоит уже несколько десятков тысяч рублей, тут за комплекс услуг каждая контора выставляет свою цену. Так, к примеру, минимальное значение – это 20 тысяч рублей, однако вполне может быть цена в 50 тысяч; иногда требуют даже больше. Только нужно понимать, что контора получает эти деньги не сразу, дело одного клиента может быть в производстве несколько месяцев, и обычно должники могут платить только в рассрочку. Отсюда следствие – привлекать нужно как можно больше клиентов, чтобы поддерживать свою работу. Также нужно учитывать и тот факт, на какую именно сумму был взят кредит, если речь идёт о сумме больше миллиона (а в случае с юридическими лицами может быть ещё больше), то и расценки могут увеличивать на антиколлекторские услуги, потому что в этом случае клиент сэкономит гораздо больше средств благодаря помощи юриста. С мелкими долгами обычно никто не связывается – ни коллекторы, ни антиколлекторы, если у человека долг в 10 тысяч рублей, то он вряд ли пойдёт к антиколлекторам, эти деньги проще перезанять, стоимость услуг юриста будет значительно выше. Открытие антиколлекторского агентства во многом похоже на открытие просто юридической конторы, финансовые показатели во многом сходятся, меняется только суть работы с клиентами. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, можно сказать, что открытие такого бизнеса – пусть и сложное, но всё-таки очень перспективное направление, и во многих городах ещё есть возможность для открытия и развития новой фирмы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: