Что нового у судебных приставов в 2021 году

Обновлено: 27.03.2024

Госдума решила изменить и усовершенствовать порядок принудительного исполнения исполнительных документов. На это направлен Закон № 417-ФЗ от 21.12.2021 с изменениями с 20.06.2022 в исполнительном производстве и судебном процессе. Обзор этого документа предлагаем далее.

Причины поправок

Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ с 20 июня 2022 года (за исключением отдельных положений) внёс множество изменений в отдельные законы, затрагивающие принудительное исполнение исполнительных документов (далее – Закон № 417-ФЗ). Это нужно для трансформации данного механизма в лучшую сторону.

Основная цель – реализация суперсервиса “Цифровое исполнительное производство” и обеспечение его работы. А также:

  • повышение осведомленности сторон исполнительного производства;
  • повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства;
  • упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение;
  • упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.

Этот суперсервис предполагает переход на реестровую модель исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц на базе Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей.

Планируется, что создание электронного реестра исполнительных документов:

  • повысит прозрачность работы судебных приставов;
  • упростит процесс исполнительного производства, в частности – сократит личные контакты и операционные затраты на взаимодействие с ФССП России, снизит временные издержки, связанные с процессом предъявления и возбуждения исполнительного производства.

Реестр исполнительных документов – это электронный государственный информационный ресурс, предназначенный для учета исполнительных документов сторонами исполнительного производства в ходе принудительного исполнения.

Суть в том, что выдача на руки исполнительных документов не предполагается. Этот процесс заменит регистрация исполнительного документа (сведений о нем) в электронном реестре.

Таким образом, основанием для удержания денежных средств за долги будет не исполнительный документ (его оригинал, экземпляр и т. д.), а запись, сделанная в Реестре исполнительных документов.

Оператор Реестра исполнительных документов – ФССП России.

Учитывая риски возможных сбоев при работе информационных систем, Минюстом совместно с ФССП в рамках создания Реестра исполнительных документов разработал дополнительные механизмы защиты прав граждан от неправомерного списания денежных средств за долги. В том числе средств, на которые установлен запрет на взыскание.

ИНН юрлица

В перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, включён ИНН должника-организации.

Идентификация должника

Для взаимодействия со сторонами исполнительного производства в электронном виде и недопущения ошибочной идентификации граждан внесены изменения в процессуальное законодательство и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“. Согласно им, в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе теперь должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).

Кроме того, Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ уже введено обязательное указание в этих документах одного из идентификаторов:

  • СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);
  • ИНН;
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер водительского удостоверения;
  • серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства ответчика (должника).

Не всегда у гражданина-взыскателя есть возможность указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника). На это теперь указывают в заявлении. Тогда такую информацию истребует суд.

До 20.06.2022 порядка 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП, не содержали однозначного уникального идентификатора должника (указывались только Ф.И.О., дата и место рождения). Судебному приставу-исполнителю приходилось запрашивать необходимые сведения у налоговиков, органов госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр), а также у других органов, обладающих соответствующей информацией. А это существенно увеличивало сроки исполнительного производства.

Вдобавок законодательство РФ не предусматривало наличия у гражданина единого идентификатора. Для однозначной идентификации использовали ряд идентификаторов – паспортные данные, ИНН, СНИЛС и др.

В итоге на практике часто имела место ошибочная идентификация должников по исполнительным производствам. Особенно от этого страдали банки и работодатели при исполнении запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей.

Предусмотрено, что приставы для установления идентификаторов должника и взыскателя (СНИЛС, ИНН, серии и номера паспорта) на основании исполнительного документа у соответствующих органов могут запрашивать эти сведения с использованием государственных информационных систем.

Уведомление по телефону

Для уведомления должника и взыскателя приставы могут теперь запрашивать у операторов связи номера их телефонов.

Указанные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.

Автоматическое принятие решений

Законом № 417-ФЗ предусмотрена возможность автоматического принятия и направления ФССП решений по вопросам:

  • возбуждения/отказа в возбуждении исполнительного производства;
  • окончания исполнительного производства (исключение — в связи с невозможностью взыскания);
  • приостановления исполнительного производства (исключение — из-за жалобы на действия приставов);
  • прекращения исполнительного производства;
  • взыскания исполнительского сбора;
  • установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов;
  • наложения и снятия арестов;
  • предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
  • обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также зарплату и его иные доходы;
  • рассмотрения заявлений и ходатайств, которые участники производства подали через Госуслуги.

В связи с этим введён новый вид исполнительных документов — постановления (автоматизированные) ФССП.

СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ
Из системы госплатежей получена информация, что должник не уплатил в полном объеме и в требуемый срок штрафы за нарушение федерального законодательства Исполнительное производство возбуждается автоматически на основании поступившего исполнительного документа
В системе госплатежей есть информация об уплате штрафа Автоматически формируется постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства или его окончании.

Незаконное автоматизированное постановление могут отменить:

  • пристав, который ведет соответствующее исполнительное производство;
  • вышестоящие должностные лица ФССП.

Обжалование

В АПК и КАС (Кодекс административного производства РФ) добавили нормы об обжаловании автоматизированных постановлений ФССП. Такое заявление можно подать в суд по месту:

  • совершения исполнительных действий;
  • применения мер принудительного исполнения;
  • ведения исполнительного производства.

Сообщить об исполнении

Юрлицо обязано известить пристава или другое должностное лицо ФССП об исполнении электронного постановления.

Требования к формату уведомления ФССП установила приказом от 31.05.2022 № 349.

Если организация не может передать уведомление электронно, можно это сделать на бумаге.

Идентификация начисления

Для организаций, через которые погашают долги по исполнительным документам, введена новая обязанность: указывать уникальный идентификатор начисления по исполнительному производству при направлении информации о платеже в ГИС ГМП (гос. инфосистему о государственных и муниципальных платежах).

Если в документе, на основании которого переводят средства в счет погашения задолженности, нет указанного идентификатора, банк или иная расчётная организация не должны делать перевод.

Порядок отражения идентификатора устанавливает Минфин. Согласно проекту приказа об изменении Правил № 107н оформления распоряжений о платежах в бюджет, при переводе средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству нужно:

  • в поле 101 платежки – указывать новый статус “31”;
  • в поле 22 – уникальный идентификатор начисления.

Доверенность

Тем, кто представляет интересы организации в исполнительном производстве, закон предусматривает возможность оформления электронной доверенности через Госуслуги (ЕСИА).

Она должна быть заверена усиленной ЭП руководителя юрлица или иного уполномоченного лица.

Обновлены бланки исполнительных листов

С 20.06.2022 постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 887 внесло изменения в бланки исполнительных листов. Например, в них включили указание на идентификатор взыскателя-гражданина.

При этом не нужно обменивать исполнительные листы на бланках старого образца, если они оформлены/дополнены с соблюдением требований законодательства на момент их выдачи.

Также приказ ФССП от 05.05.2022 № 256 утвердил Порядок изготовления бумажной копии исполнительного документа, вынесенного и/или направленного для исполнения в электронной форме.

Исковое заявление по АПК РФ

С 20.06.2022 в сведениях об истце-гражданине можно указать место пребывания, а не место жительства.

Из числа идентификаторов убрали серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Уточнено, что номера телефонов, факсов и адреса электронной почты обязательно указывать только истцам-организациям.

Поправили сведения об ответчике-гражданине:

  • обязательно нужны дата и место его рождения, место жительства или место пребывания;
  • оговорку “если известно” оставили только для указания его места работы;
  • из идентификаторов убрали серию и номер свидетельства о регистрации транспорта.

Если истцу-гражданину неизвестны дата и место рождения ответчика/один из его идентификаторов, об этом надо указать в исковом заявлении. Тогда суд сделает запрос в компетентные госорганы.

В этом случае срок вынесения судебного приказа и срок принятия искового заявления к производству исчисляются со дня получения такой информации.

Заявление о выдаче судебного приказа по АПК РФ

Теперь установлен отдельный состав сведений о взыскателе-гражданине:

  • Ф.И.О.;
  • дата и место рождения;
  • место жительства или место пребывания;
  • один из идентификаторов – СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта или водительского удостоверения.

В сведениях о взыскателе-организации поправки такие:

  • не нужно отражать ОГРН;
  • вместо банковских реквизитов можно указывать казначейские.

Сведения о должнике-гражданине скорректировали аналогично сведениям об ответчике-гражданине.

Исковое заявление по ГПК РФ

В сведениях об истце в отдельную категорию вынесли информацию о представителе, если заявление подает он. Эти сведения должны указывать представители не только организаций, но и физлиц.

Истцу-юрлицу необязательно указывать ОГРН.

Из идентификаторов граждан (истцов и представителей) исключили серию и номер свидетельства о регистрации транспорта.

Сведения об ответчике-гражданине поправили аналогично сведениям об ответчике-гражданине по АПК РФ (см. выше).

Если взыскатель не знает дату и место рождения ответчика, а также его идентификатор, об этом нужно указать в заявлении. Тогда суд запросит информацию сам у компетентных госорганов.

Заявление о вынесении судебного приказа по ГПК РФ

С 20.06.2022 расширен состав сведений о взыскателе.

Дата и место рождения

Место жительства или место пребывания

Один из идентификаторов:

  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения.

О должнике-юрлице надо указать ту же информацию, что и о взыскателе-юрлице, а также ОГРН (если известен).

Сведения о должнике-гражданине поправили аналогично сведениям об ответчике-гражданине по АПК РФ (см. выше).

Если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, а также его идентификатор, об этом следует указать в заявлении. Тогда суд сам запросит информацию у соответствующих госорганов.

Заявление о выдаче исполнительного листа по КАС РФ

С 20.06.2022 расширен перечень сведений, которые нужно указать о должнике и взыскателе в:

  • заявлении о выдаче исполнительного листа при взыскании денег;
  • ходатайстве о направлении такого исполнительного листа для исполнения.

Дата и места рождения

Место жительства или место пребывания

Фактический адрес (если известен)

Банки быстрее расскажут о должниках

С 17 декабря 2022 года банки должны уложиться в 3 дня (ранее 7), чтобы с даты получения запроса приставов передать им информацию об имуществе должника – количестве и движении денег на счетах и пр.

Столько же времени у тех, кто учитывает права на ценные бумаги, и других организаций.

Новые правила взыскания долгов ФССП 2021

С 2020 года введен новый порядок удержания долгов со счетов и карт в банках. Изменения распространяются на удержания по постановлению пристава или по документам, представленным взыскателем. Основная суть поправок заключается в точном определении видов дохода, на который можно или нельзя обратить взыскание. Если банк нарушит порядок расчета и удержания, его привлекут к ответственности, а должник сможет вернуть деньги. В статье расскажем, как работает на практике новый алгоритм удержаний, что может сделать должник для защиты своих прав.

Изменения в правилах удержания долгов со счетов и карт

Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.

Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:

  • введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
  • введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном "окрашивании" всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
  • на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.

Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.

Порядок удержания с банковских счетов и карт в 2021 году

На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.

Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.

Если взыскатель подал документы напрямую в банк

  • личные данные взыскателя и должника;
  • ссылка на судебный акт, которым взыскана задолженность;
  • размер долга (с учетом штрафных санкций, судебных расходов и т.д.);
  • вид требования, так как это будет важно для размера удержания (например, задолженность по алиментам, компенсация морального вреда, долг по зарплате и т.д.).

Комментарий юриста. В исполнительном листе и судебном приказе обычно не пишется размер удержаний с должника. Исключением является только взыскание алиментов в процентах от зарплаты, но обязанность рассчитывать процент от зарплаты возлагается не на банк, а на работодателя. По всем остальным видам требований с 2020 года банк должен сам определить размер удержания.

После получения документов от взыскателя банк обязан выполнить следующие действия:

  • проверить наличие счетов и вкладов, открытых на имя должника (данные о должнике берутся из исполнительного документа, заявления взыскателя);
  • при наличии денежных средств на счете, вкладе или карте, банк осуществляет их списание, но не более суммы долга;
  • если списанных средств оказалось недостаточно для полного погашения задолженности, банк вводит арест счет (карты);
  • с каждого поступления на счет будут осуществляться удержания в пользу взыскателя, а их размер обязан определить банк (не более 50% или 70% в зависимости от вида требования);
  • для принятия решения об удержании банк обязан учесть нормы статей 99 и 101 Закона № 229-ФЗ, где указан перечень доходов, не подлежащих взысканию;
  • не позже 3 дней со дня удержания банк обязан проинформировать об этом взыскателя (по почте, через системы онлайн - банкинга).

Чтобы банк мог правильно определить вид дохода, он проверяет код зачисления. Эти коды должны указывать в расчетных документах организации, ИП или физлица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы, на которые нельзя обратить взыскание. Если в расчетных документах не будет указан код либо его проставят с ошибками, банк вправе удержать всю сумму и перевести ее взыскателю.

Таким образом, правильность удержаний зависит от взаимодействия банка и организаций, переводящих деньги должнику. Банк не будет отвечать за неправильно проставленные коды, даже если деньги будут списаны со счета с нарушением Закона № 229-ФЗ.

По постановлению пристава

Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:

Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.

Что делать если незаконно списали деньги с карты или счета

Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.

Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.

Как и куда подать жалобу

Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:

  • в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
  • в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
  • финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
  • вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.

Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.

Можно ли вернуть деньги после удержания с зарплатной карты

Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:

  • если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
  • если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
  • если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.

Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.

Рекомендации должникам

Если вы проиграли суд и обязаны выплачивать задолженность, можно заранее предпринять ряд мер и устранить незаконные удержания со счета (карты). Вот несколько рекомендаций:

  • сразу после возбуждения исполнительного производства возьмите справку с места работы и выписку из банка, чтобы подтвердить, на какой именно счет вам перечисляется зарплата (то же самое можно сделать для пенсий, социальных пособий и иных мер поддержки);
  • если документы направлены на работу для удержания периодических платежей, требуйте от пристава снять арест с банковских счетов и карт (это позволит избежать двойного удержания);
  • после получения каждой части зарплаты на карту сразу снимайте деньги, т.к. при следующей выплате от работодателя с вас могут законно списать весь остаток.

Отдельно расскажем про последний пункт из этого перечня. Ограничения на удержания в 50% распространяется только на последнюю сумму, полученную от работодателя. Если деньги не снять и оставить на карте, после зачисления следующей части зарплаты их могут полностью списать в погашение долга. Остаток на карте автоматически перестает считаться зарплатой, как только на нее поступит следующая выплата от работодателя. Вернуть деньги после списания в такой ситуации будет невозможно.

Если вы столкнулись с незаконным списанием зарплаты, пенсии, социальных пособий или других видов доходов, проконсультируйтесь у наших юристов. Мы окажем помощь даже в самых сложных ситуациях!

С 20 июня вступают в силу поправки, касающиеся деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Прежде всего закон разрешит открывать исполнительное производство в отношении должников без участия сотрудников ведомства. В автоматическом режиме могут быть сняты и ограничения с гражданина, оперативно оплатившего задолженность. Это даст возможность избежать, например, неприятных ситуаций в аэропорту, когда должник внезапно узнает о запрете выезда. Эксперты говорят, что новшества устраняют «непредусмотренное увеличение роли пристава в исполнительном производстве» и сопутствующие коррупциогенные факторы.


Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Вступающий в силу в понедельник федеральный закон №417 содержит поправки к закону «Об исполнительном производстве», Гражданскому кодексу и ряду других документов. Изменения подготовлены Минюстом и приняты Госдумой в 2021 году в рамках «цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов».

“Ъ” в пятницу запросил комментарий в Федеральной службе судебных приставов, но там заявили, что предоставят их «позже».

ФССП, следует из поправок, теперь сможет возбуждать исполнительные производства в автоматическом режиме — без участия пристава — с помощью специальной информационной системы. Так, по истечении 60 дней, которые отводятся гражданину, например, на оплату штрафа за нарушение ПДД, информационные системы ГИБДД и ФССП обменяются данными об автовладельце. Затем последует автоматический запрос в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В случае отсутствия данных об оплате в течение трех дней будет открыто исполнительное производство. Отметим, примерно треть исполнительных производств приставы ведут по материалам ГИБДД — 9,9 млн по состоянию на 1 июня 2022 года.

Знакомый с ситуацией источник “Ъ” говорит, что 20 июня вводится лишь возможность применения такой схемы, однако фактически она заработает позже из-за затянувшихся переговоров между ГИБДД, Федеральным казначейством и ФССП о порядке информационного взаимодействия.

У приставов появляется и возможность более оперативно получать данные о неплательщике. Поправки дают ФССП право запрашивать у операторов связи номера телефонов должника. Компании должны предоставить информацию в течение суток с момента поступления запроса (до сих пор такой нормы не было).

Раньше запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался исключительно по решению пристава. Теперь эта процедура будет также проходить в автоматическом режиме — через информационную систему ФССП. Напомним, нередко граждане прямо в аэропорту, обнаруживая, что им запрещен выезд, оплачивают долг. Однако пограничная служба не сразу получает информацию о снятии запрета от приставов — на это уходит от нескольких часов до нескольких дней. Таким образом, новый закон позволит ФССП ускорить этот процесс, тем более что сотрудник ведомства для этого теперь не нужен.

Изменения в закон должны также решить еще одну распространенную проблему. Раньше в 50% случае взыскатели (ГИБДД, суды, банки и т. д.) направляли в ФССП документы, в которых содержатся лишь ФИО и дата рождения нарушителя. Порой из-за этого в должники по ошибке записывали их однофамильцев. Теперь ФССП не будет возбуждать дела, если в материалах отсутствует хотя бы один идентификатор — паспорт, СНИЛС или ИНН.

Отметим, принятые в рамках этого документа поправки к закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывают финансовое учреждение, принявшее деньги у гражданина на оплату долга, в течение одного часа передать информацию об этом в ГИС ГМП. По действующим правилам это должно происходить в день приема средств, а если деньги ушли после 21:00, то на следующий день. Правда, поправка вступает в силу лишь 17 декабря.

Взыскатели жалуются на неперечисление средств от ФССП

Руководитель направления юридической компании a.t.Legal Вадим Резниченко обращает особое внимание на возможность осуществления процесса в автоматическом режиме, что полностью исключит «человеческий фактор, из-за которого на практике зачастую наблюдается волокита с вынесением постановлений, взысканием денежных средств». «Это влекло непредусмотренное увеличение роли пристава в исполнительном производстве и в целом способствовало коррупции,— считает господин Резниченко.— Для должников, ищущих лазейки для внеправовых контактов с должностными лицами службы судебных приставов, эта новелла станет однозначно негативной». А вот право приставов запрашивать телефонный номер — фактически персональные данные — может быть воспринято населением «неоднозначно», отмечает эксперт. За счет введения идентификаторов и автоматического обмена информацией стороны исполнительного производства должны заметить ускорение процесса взыскания, уверен управляющий партнер юридической компании ШАГИ Андрей Шарков.

По итогам шести месяцев 2021 года Федеральная служба судебных приставов (ФССП) получила почти 20 тыс. обращений от граждан, по итогам года число жалоб на взыскателей может превысить показатели предыдущих лет. Для того чтобы этого избежать, необходимо развивать практику решения финансовых проблем до этапа, на котором приходят коллекторы, указывают эксперты.


Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ / купить фото

По данным ФССП, за шесть месяцев 2021 года в ведомство поступило 19,9 тыс. обращений граждан на действия взыскателей (профессиональных коллекторских агентств, служб взыскания банков и МФО). Из них было рассмотрено 14,6 тыс. обращений, из которых необоснованными было признано более 10,5 тыс. обращений (около 72%). Такие показатели в годовом выражении могут превысить результаты предыдущих лет, сохранив тенденцию роста количества обращений. Так, по итогам 2019 года в ФССП было подано почти 36 тыс. жалоб, по итогам 2020 года — 37 тыс. жалоб. Из них ведомство рассмотрело 27,2 тыс. и 26,9 тыс. жалоб соответственно, при этом доля необоснованных составила, по данным ФССП, 76% и 75%.

19,9 тысячи жалоб

на действия взыскателей поступило в ФССП от граждан в первом полугодии 2021 года

Рост жалоб может быть связан с увеличением объема рынка проданной просроченной задолженности. По данным Первого коллекторского бюро и НАПКА, в первом полугодии 2021 года объем рынка цессии составил 83,6 млрд руб., превысив на 2% результат аналогичного периода прошлого года. Сумма закрытых сделок составила 71,8 млрд руб. против 66,9 млрд руб. в 2020 году. От микрофинансовых организаций за отчетный период коллекторы получили еще 10,8 млрд руб. просроченных долгов.

Вместе с тем темпы кредитования населения и бизнеса находятся вблизи максимальных значений за последние годы.

Что касается необеспеченных потребительских ссуд, здесь уже заметны признаки начинающегося перегрева, отмечала на прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Сегмент растет быстрее, чем регулятор прогнозировал в апреле. И темпы не удалось снизить даже после возврата с 1 июля риск-весов по потребкредитам на допандемический уровень. Как прогнозировал ЦБ ранее, темпы роста в сегменте потребительского кредитования по итогам года могут достичь 20%, поэтому регулятор пообещал принять меры для охлаждения розничного рынка (см. “Ъ” от 24 июля).

Число жалоб по итогам года будет расти, уверена руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. «Закредитованность населения растет, многие граждане столкнулись с потерей работы и дохода, перестали справляться со своими долгами и были вынуждены столкнуться с коллекторами»,— отмечает она. Взаимодействие с коллекторами в целом не самый приятный процесс, даже если они действуют в рамках закона, поэтому люди, пытаясь защитить свои права, жалуются в ФССП. Но высокая доля обращений, признаваемых необоснованными, как раз свидетельствует не о неправомерных действиях коллекторов, а о том, что законодательство есть и работает, считает госпожа Лазарева. В ОНФ поступают жалобы на действия взыскателей, однако они касаются преимущественно взыскания долгов за ЖКХ. Именно такие жалобы формируют и большую часть обращений в ФССП, уверена эксперт.

Тема взыскания просроченной задолженности является чувствительной для любого человека, поэтому каждое взаимодействие может расцениваться им как факт нарушения, согласен президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

«Кроме того, эта иллюзия подпитывается и истерией вокруг якобы массового нарушения прав потребителей финансовых услуг коллекторскими организациями, когда коллекторами называют любых взыскателей любого долга»,— сетует он.

Граждане не сдерживают кредитования

С одной стороны, рост количества жалоб свидетельствует о том, что люди в целом стали беспокоиться о своих правах и пытаться их защищать, заключает госпожа Лазарева. Но проблема в том, что они начинают это делать только тогда, когда к ним уже пришли коллекторы. По ее словам, в обществе не сформирована культура решения финансовых трудностей на раннем этапе, нет культуры самостоятельного отслеживания предельной долговой нагрузки. Именно над формированием такой практики должны работать и регуляторы, и финансовые организации, резюмирует она.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», предусматривающие принятие Федеральной службой судебных приставов в автоматическом режиме (без участия должностного лица) решений по вопросам возбуждения и отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания, приостановления, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов и других решений. При этом следует отметить, что такой режим будет касаться только безусловных решений, не требующих личного участия судебного пристава-исполнителя.

Принятие решений в автоматическом режиме позволит оперативно подготавливать постановления Федеральной службы судебных приставов и направлять их сторонам исполнительного производства, а контроль за принятием постановлений будет обеспечиваться возможностью их обжалования как в судебном порядке, так и в порядке подчинённости.

Федеральным законом также предусматривается обеспечение идентификации сторон при рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.

Для этого предлагается использовать подход, при котором идентификационные данные должника будут указываться взыскателем в случае, если они ему известны. В то же время, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, а также один из необходимых идентификаторов личности, об этом должно быть указано в заявлении. Отсутствующая информация будет запрашиваться судом в рамках информационной системы межведомственного взаимодействия у органов, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения (Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел). В этом случае срок вынесения судебного приказа, а также срок принятия искового заявления к производству исчисляется со дня получения такой информации.

При поступлении в органы принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем будет проводиться проверка наличия всех необходимых сведений, позволяющих однозначно установить личность должника, в отношении которого будет осуществляться принудительное исполнение. В случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чём уведомляется взыскатель.

Предлагаемый подход позволит получать идентификационные данные должника без возложения на граждан каких-либо дополнительных обязанностей по истребованию сведений, а также исключить случаи ошибочного совершения исполнительных действий в отношении лиц, не являющихся должниками.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается создание специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, а также устанавливается, что его руководитель является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несёт ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: