Что на суде черепков делали с человеком чье имя упоминалось чаще других

Обновлено: 18.04.2024

Остракизм
Остракизм (от греческого Ч черепок) Ч в Афинах и других городах Греции в 6Ч5 вв. до н. э. изгнание отдельных граждан, опасных для народа и государства, решавшееся путём тайного голосования в народном собрании посредством черепков, на которых писались имена изгоняемых. Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались гражданских прав и собственности. Остракизму были подвергнуты Фемистокл, Аристид и Дамон (учитель Перикла) . Последний известный случай остракизма относится к 417 г. до н. э.
См. также в других словарях:
ОСТРАКИЗМ — в Древних Афинах процедура голосования, проводившаяся на народном собрании с целью прогнать неугодного народу политика. Название происходит от слова "острака" - кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать. О. ввел… (Энциклопедический словарь экономики и права)
остракизм — а, м. 1.В древней Греции: изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путем тайного голосованиячерепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию. 2. книжн. Изгнание, гонение. Когда средь оргий жизни шумной Меня постигнул остракизм, … (Малый академический словарь)
Остракизм — ( _gr. ὀστρᾰκισμός, от _gr. ὄστρᾰκον, «черепок, скорлупа» ) в Древних Афинах изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Такому изгнанию на 10 (впоследствии на 5) лет подвергались лица, о которых… (Википедия)
остракизм — м. ostracismoподвергнуть остракизму dare / fare l'ostracismo (a qd) ostracizzare vt… (Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь)
остракизм — м. ист. ostracismo m (тж. перен. книжн.) подве/ргнуть остраки/зму condenar al ostracismo… (Большой испано-русский и русско-испанский словарь)
остракизм — м. ostracisme mподвергнуть остракизму frapper vt d'ostracisme, ostraciser vt… (Большой французско-русский и русско-французский словарь)
Остракизм — (греч. ostrakismós, от óstrako черепок) в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (См. Тирания) (впервые применен… (Большая советская энциклопедия)
Остракизм — (όστρακισμός, όστρακοφορία) был введен в Афинах Клисфеном (см. ) как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496 г. был выбран в… (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
ОСТРАКИЗМ — , Ца, м. (книжн.) . Изгнание, гонение. Подвергнуть когоЦн. остракизму. … (Толковый словарь Ожегова)
ОСТРАКИЗМ — , остракизма, м. (греч. ostrakismos, от ostrako - черепок) . изгнание, ссылка (книжн. ритор.) . Подвергнуть кого-что-н. остракизму. (В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем… (Толковый словарь Ушакова)

Остраки́зм (др. -греч. ὁ ὀστρακισμός /ˣо остракисмо́с/, от τὸ ὄστρακον /то̀ о́стракон/, «черепок, скорлупа» ) — в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Такому изгнанию на 10 (впоследствии на 5) лет подвергались лица, которых хотели выбрать в Архонты. ( Вскоре они забывались народом. )

(с) Википедия - "остракизм".

В современной психологии остракизм (греч. ostrakismós, от óstrako черепок) – это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм – это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм – это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни ещё в античности.
Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к политической сфере и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов). Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать демократическим принципам устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, гражданами которых не являлись. Вернувшись же в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

Хм, интересно. А вот это вот изгнание может иметь не политический, а гражданский характер? Например, кто-то в обществе считается слишком подозрительным, например, подозревается, что он псих и после этого возникает мотив-держаться от этого человека подальше, предварительно рассказав всем остальным людям об этом человеке, затем начать вести за ним наблюдение, стараясь при этом делать вид, что ничего не замечают, также, по возможности делать эксперименты над этим человеком, чаще всего прибегая к психологическому насилию, постепенно делать из этого человека изгоя, чтобы каждый человек прекращал с ним общаться, спустя какое-то время и так до тех пор, пока он не останется со всем один, без друзей, без знакомых, без собеседников, далее, продолжать над ним эксперименты, всё жёстче и жёстче,

на него давят на психику всё сильнее и сильнее и так до тех пор, пока он сам не станет психом и не начнёт буйствовать, затем все окружающие его люди, которые живут на всей улице или во всём городе, они все объединяются против него и начинают предпринимать меры по избавлению от этого человека и методы здесь разные-отправка в психбольницу на всю жизнь, изгнание из города, страны или вообще устраивание смертной казни, убивая данного человека, закопав его в землю и не похоронив его, а потом забыть про него, как будто бы его и не было никогда, при всём этом, предварительно, во время объединения рассказать всю правду, о том, как на самом деле общество относится к данному человеку и что это было и для чего и т. д.

Конечно, это, может быть, через чур, но мне интересно-возможно ли такое? Могут ли люди вот так жестоко обратиться с человеком, который по их мнению считается чуть ли не подозрительным и типом и чуть ли не ощущается как какая-то угроза обществу? Может ли быть такое?

Остраки́зм — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. — М.: МГУ, 1992.
Пер. с лат. и коммент. Н. Н. Трухиной.

1. Ари­стид, сын Лиси­ма­ха, афи­ня­нин, был почти ровес­ни­ком Феми­сток­ла, и они сопер­ни­ча­ли из-за пер­вен­ства, воз­во­дя друг на дру­га обви­не­ния 1 . Спо­ры их пока­за­ли, насколь­ко крас­но­ре­чие силь­нее доб­ро­де­те­ли. Хотя Ари­стид отли­чал­ся такой чест­но­стью, что, насколь­ко я знаю, ока­зал­ся един­ст­вен­ным, кто на памя­ти люд­ской полу­чил про­зви­ще Спра­вед­ли­во­го, одна­ко Феми­стокл подо­рвал его авто­ри­тет, и посред­ст­вом « череп­ков » он был осуж­ден на деся­ти­лет­нее изгна­ние 2 . Рас­ска­зы­ва­ют, что когда Ари­стид понял, сколь невоз­мож­но пере­убедить воз­буж­ден­ную тол­пу, и напра­вил­ся к выхо­ду из собра­ния, на гла­за ему попал­ся некий чело­век, пишу­щий на череп­ке его имя для изгна­ния; Ари­стид спро­сил, поче­му он это дела­ет и что натво­рил Ари­стид, чтобы ока­зать­ся достой­ным тако­го нака­за­ния. А тот отве­тил: Ари­сти­да, мол, я не знаю, но не нра­вит­ся мне, что он из кожи лез, чтобы вели­чать­ся пред дру­ги­ми про­зви­щем Спра­вед­ли­во­го. Кон­ца ссыл­ки, опре­де­лен­ной по зако­ну в 10 лет, Ари­стид не дождал­ся — при­мер­но на году его изгна­ния Ксеркс вторг­ся в Гре­цию, и народ про­го­ло­со­вал, чтобы Ари­стид воз­вра­тил­ся на роди­ну.

2. В мор­ском сра­же­нии при Сала­мине он участ­во­вал еще до того, как отме­ни­ли выне­сен­ный ему при­го­вор. Он же был афин­ским стра­те­гом в бит­ве при Пла­те­ях, в кото­рой гре­ки раз­би­ли Мар­до­ния и уни­что­жи­ли вар­вар­ское вой­ско 3 . На воен­ном попри­ще, кро­ме это­го памят­но­го коман­до­ва­ния, ничем при­ме­ча­тель­ным он не отли­чил­ся, но мно­го­го добил­ся в тех делах, где про­яви­лись его спра­вед­ли­вость, бес­при­стра­стие и чест­ность. Глав­ный же успех, заво­е­ван­ный его спра­вед­ли­во­стью, заклю­чал­ся в сле­дую­щем: когда он нахо­дил­ся при обще­гре­че­ском фло­те вме­сте с Пав­са­ни­ем, под пред­во­ди­тель­ст­вом кото­ро­го был раз­бит Мар­до­ний, то бла­го­да­ря его порядоч­но­сти вер­хов­ная власть над фло­том пере­шла от спар­тан­цев к афи­ня­нам. До это­го вре­ме­ни лакеде­мо­няне коман­до­ва­ли и на море, и на суше, а потом рас­пу­щен­ность Пав­са­ния и доб­ро­со­вест­ность Ари­сти­да при­ве­ли к тому, что почти все гре­че­ские государ­ства всту­пи­ли в союз с афи­ня­на­ми и выбра­ли их сво­и­ми пред­во­ди­те­ля­ми про­тив вар­ва­ров 4 .

3. На слу­чай, если вра­ги решат­ся начать новую вой­ну, ради более успеш­но­го их отра­же­ния сде­ла­ли так: назна­чи­ли Ари­сти­да и пору­чи­ли ему решить, сколь­ко каж­дое государ­ство долж­но вне­сти средств на стро­и­тель­ство кораб­лей и содер­жа­ние вой­ска. Еже­год­но, по его опре­де­ле­нию, 460 талан­тов посту­па­ли на Делос. День­ги эти счи­та­лись общей каз­ной, позд­нее все они были пере­не­се­ны в Афи­ны 5 . Вели­кая чест­ность Ари­сти­да более все­го обна­ру­жи­лась в том, что, рас­по­ря­жа­ясь таким делом, умер он в глу­бо­кой бед­но­сти, едва оста­вив сред­ства на похо­ро­ны. По этой при­чине доче­ри его вос­пи­ты­ва­лись на обще­ст­вен­ный счет и были выда­ны замуж с при­да­ным, выде­лен­ным из государ­ст­вен­ной каз­ны. Умер же он при­мер­но на году после изгна­ния Феми­сток­ла из Афин 6 .

Сложно представить компанию, директора которой снимают за слишком хорошую работу. Не существует и государства, где президенту объявили бы импичмент за образцовое исполнение обязанностей. Другое дело — древние Афины.

Остракизм в буквальном переводе — «черепкование», «суд черепков». Каждый гражданин Афин раз в год имел право прийти на центральную площадь, взять глиняный черепок (остракон) и на поверхности нацарапать имя человека, которого считал опасным для города. Черепки собирались должностными лицами. Тот, чье имя встречалось на них чаще других, изгонялся на 10 лет.

Главное отличие от вотума недоверия или современного импичмента состоит в том, что жертве остракизма вовсе не надо было провиниться. Наоборот, часто ссылались талантливые полководцы и успешные политики. Хватало подозрения, что способности и популярность могут быть использованы для захвата власти.

А началось это через задницу

Институт остракизма, видимо, древнее афинской демократии. Предположительно в 6 веке до нашей эры при правлении тирана Писистрата провели первое голосование, по результатам которого он был изгнан. Несмотря на грозный титул, Писистрат правил мудро и оставил добрую память. К сожалению для себя, однажды он решил жениться на девушке из могущественного рода Алкмеонидов.

Свадьба прошла как надо, но у Писистрата было двое сыновей от первого брака. Плодить конкурентов в борьбе за наследство тиран не хотел. Потому в отсутствие контрацептивов пользовал жену, как пишет Геродот, «неестественным образом». Узнав о страданиях девушки, Алкмеониды пролоббировали через народное собрание Афин первое известное применение остракизма. Впрочем, силу закона «суд черепков» тогда не приобрел, и этот случай долго оставался единичным.

Бомба замедленного действия

В конце 6 века до н. э. афинянам надоели тираны и олигархи. После смуты в городе устанавливается демократия, «отцом» которой стал Клисфен. Оставшись единственным могущественным человеком в Афинах, он провел реформы, среди которых и было введение остракизма в классическом виде. Повидавший тиранов, сам внук тирана, Клисфен решил сделать всё, чтобы эта форма правления не вернулась в родной полис. Так около 500 года до н. э. возникла абсурдная, на первый взгляд, идея «кто успешнее — того гоните». Почти 20 лет процедура не использовалась, но и не отменялась.

Восхождение Фемистокла

Битва при Марафоне состоялась 12 сентября 490 года до н. э. приблизительно в 42 километрах от Афин. Персам удалось прорваться по центру, но на флангах греки оказались сильнее. Они не стали преследовать отступающих, а повернулись к середине фаланги и атаковали прорвавшиеся там войска. По Геродоту, погибли 192 афинянина и 6 400 воинов Дария. Это стало большой победой для Греции и мелкой неудачей для Персидской империи.

Тем временем на востоке зарождалась беда. Персидская империя подчинила греческие полисы на территории современной Турции. Восстание было безнадежным, хотя Афины отправили на помощь сородичам чуть ли не половину флота. Дарий, персидский царь царей, этого не забыл. Последовала война, закончившаяся битвой при Марафоне. Афинская фаланга обратила в бегство армию персов, и разгромленные захватчики отплыли домой. Самые умные из афинян понимали, что враг еще вернется.

Самым умным из умных афинян в тот период был, пожалуй, Фемистокл. Представитель провинциального рода не получил образования и выглядел деревенщиной среди городских интриганов, при этом был прекрасным дипломатом и крутым управленцем. Он понимал: в следующий раз греческая фаланга будет затоптана превосходящим войском Персии и спасти Афины может только флот. Впрочем, так думал один Фемистокл. Очарованные победой при Марафоне горожане не желали ничего менять в обороне полиса.

Оружием талантливого одиночки стал остракизм. Он напомнил о забытом правиле, и отныне каждый год афиняне решали, кто покинет город во имя демократии. Первая жертва очевидна — Гиппарх, «друг тиранов» и брат проводника персов при Марафоне. После Гиппарха черепки поочередно обрушивались на политических противников Фемистокла. Если человек был хорош, оратор Фемистокл доказывал, что тот хорош избыточно.


Статуя Фемистокла в городе Пирей и остракон с его именем. Источник: Wikipedia

За восемь лет после Марафона Фемистокл достиг единоличной власти и начал строительство флота. Дорогу к лидерству преграждал только Аристид Справедливый. История донесла момент голосования. Якобы неграмотный крестьянин не узнал Аристида и подал ему черепок, попросив написать имя «Аристид», потому что устал слышать отовсюду похвалы в его адрес. Архонт написал свое имя и покинул город.

Дальнейшее известно из кино. Персидское нашествие началось, 300 спартанцев доблестно пали в Фермопилах, но созданный Фемистоклом флот разбил персов в Саламинском сражении. Греки заманили врага в узкие проливы между островами Эгейского моря, чем компенсировали свое численное меньшинство и худшие мореходные качества трирем.

Заурядные до этого Афины стали владеть морями и представлять угрозу даже для Спарты. Однако для достижения цели Фемистоклу пришлось испортить отношения со всеми вокруг. Теперь, в отсутствие персидской угрозы, против полководца объединились аристократические семьи, чьих родственников он ссылал. Слава спасителя Греции была громкой. В конце 70-х годов 5 века до н.э. народу задали давно напрашивавшийся вопрос: «Не слишком ли славен и могущественен Фемистокл?»

На родину он больше не вернулся.

Высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах.


Бюст Кимона на пляже Ларнаки на Кипре и остракон с его именем. Источник: Wikipedia

Фемистокл не стал последней жертвой остракизма. Через десять лет был выдворен лучший флотоводец Афин, герой греко-персидских войн и одновременно глава аристократической группировки Кимон. Ссылки боялся и изгнавший его великий Перикл — сын пострадавшего от остракизма политика, пришедший к власти с помощью остракизма. После смерти Перикла афинские лидеры измельчали, и достойные изгнания фигуры появлялись редко.

Конец остракизма как политического института комичен. К 415 году до н.э. в Афинах сформировались две противоборствующие партии Никия и Алкивиада — оба так и напрашивались на ссылку. В разгар трений демагог Гипербол поднял вопрос об остракизме в расчете, что один олигарх будет изгнан, а второй останется ему благодарен. План разгадали, соперники объединились, и по результатам остракизма Афины покинул сам Гипербол.

Афиняне возмутились: процедура, разработанная против выдающихся лидеров, обернулась против ничтожного человека, потеряв смысл. Комик Платон писал о Гиперболе: «Хоть поделом он принял наказанье, / С его клеймом никак не совместить его — / Суд черепков не для таких был выдуман».

Голосование за ссылку никогда больше не проводилось.

Государственный деятель, при котором Афины достигли максимума экономического и культурного развития.

Как всем хорошо известно, слово "демократия" происходит из античных Афин: δημοκρατία — это власть (κράτος) народа (δῆμος). Политический строй древних греков был не очень похож на то, что называют демократией сегодня. Выборы были далеко не единственным способом осуществления власти народом.

На многие государственные посты служащих назначали по жребию из всех полноправных граждан, которые изъявили желание быть претендентами на соответствующую должность. Период исполнения полномочий обычно продолжался год, после чего чиновников обязательно сменяли. С помощью голосования избирали только самых главных руководителей, которым требовалась особая квалификация — например, стратега , главнокомандующего.

Но кроме голосования за , в древних Афинах существовало ещё и особое голосование против . Оно называлось остракизмом , от греческого ὄστρακον — "черепок". На черепках писали имена тех, кто, по мнению горожан, угрожал народной власти. Тех, кто набирал больше всего голосов, изгоняли из города на 10 лет. Остракизм нельзя было оспорить в суде или отменить чьим-либо решением. Изгнанный должен был собрать своё имущество и покинуть Афины.

Жертвами остракизма не всегда становились люди с плохой репутацией. Наоборот, часто с его помощью изгоняли необыкновенно популярных и талантливых политиков, влияние которых было так велико, что они могли исказить демократический строй Афин. Поэтому среди немногочисленных (около 15 за 100 лет) жертв остракизма были стратег Фемистокл (его руководство флотом в Саламинской битве спасло Грецию от порабощения персами), политический оппонент Фемистокла полководец Аристид , заслуживший от современников прозвище Справедливый, остракизму грозили подвергнуть даже Перикла , создателя демократической системы Афин в её классическом виде.

Когда-то учёные думали, что "остраконы" — черепки для голосования — изготавливали специально. На самом же деле это были самые обыкновенные обломки глиняной посуды — это стало понятно, когда в Афинах начались широкомасштабные археологические раскопки. Первые остраконы нашли в Афинах ещё в XIX веке, а сейчас число находок превышает 10 тысяч.

Самые интересные из них выставлены в центре Афин в Музее агоры. Недавно мне посчастливилось там побывать, поэтому делюсь фотографиями.

Остраконы с именами политиков. Большая их часть — это круглые ножки разбившихся сосудов. Фото автора.

Остраконы с именами политиков. Большая их часть — это круглые ножки разбившихся сосудов. Фото автора.

Почему именно черепки? Это был самый дешёвый писчий материал в Афинах, его использовали для небольших хозяйственных записей, а по бедности и для других целей, точь-в-точь как бересту в Новгороде . Так, в III веке философ-стоик Клеант, приехавший в Афины, чтобы учиться философии у Зенона Китийского, записывал его лекции на черепках, потому что не мог позволить себе покупать папирус (кстати, о роли папируса в истории книги на этом канале есть отдельная статья ).

Большая часть посуды в античных Афинах была глиняной (совсем немногие могли позволить себе металлическую, а тем более — посуду из драгоценных металлов). Поэтому в любом хозяйстве так или иначе появлялись черепки — сосуды ломались, а обломки пускали во вторичное использование. Можно сказать, что черепок — это наиболее демократичный избирательный бюллетень для древнего грека, который могли позволить себе даже самые бедные граждане.

Кто-то не пожалел для демократических нужд не черепок, а целый сосуд — это килик, в котором на пирах смешивали вино с водой (неразбавленное вино греки пили редко)

Кто-то не пожалел для демократических нужд не черепок, а целый сосуд — это килик, в котором на пирах смешивали вино с водой (неразбавленное вино греки пили редко)

ОСТРАКИЗМ (греч. ostrakismos - от ostrakon - черепок) , в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет) . Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле - изгнание, гонение.

Остракизм (греч. ostrakismós, от óstrakon — черепок) , в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания.

Остраки́зм (др. -греч. ὁ ὀστρακισμός, от τὸ ὄστρακον, «черепок, скорлупа» ) — в ряде древнегреческих полисов, в том числе в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками.

В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).

Остракизм (греч. ostrakismós, от óstrakon — черепок) , в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 488/487 до н. э.) , позднее к О. стали прибегать как к мере политической борьбы. Вопрос о применении О. ежегодно ставился перед народным собранием. В случае положительного решения в назначенный для проведения О. день всякий, обладавший правом голоса в народном собрании, писал на черепке имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Тот, против кого подавалось не менее 6 тыс. голосов, должен был в течение 10 дней покинуть Афины (по др. данным, 6 тыс. чел. было кворумом собрания) . Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, которая во время их отсутствия оставалась в неприкосновенности. Случаев применения О. было немного. О. были подвергнуты, в частности, Аристид (483—482), Фемистокл (471), философ Дамон (учитель Перикла, 443). К 417 до н. э. относится последний известный случай О. (по отношению к вождю афинского демоса Гиперболу) . Подобное О. изгнание граждан существовало в Аргосе, Сиракузах и др. городах.

В современной психологии остракизм (греч. ostrakismós, от óstrako черепок) – это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм – это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм – это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни ещё в античности.
Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к политической сфере и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов). Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать демократическим принципам устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, гражданами которых не являлись. Вернувшись же в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: