Что характеризует положение граждан в правовом государстве

Обновлено: 24.04.2024

Идея правового государства волновала всех и всегда, начиная с древнего мира, средних веков, эпохи Просвещения и особенно в наше время. Взгляды различных историков, философов и юристов по вопросу понятие и цели правового государства сводились к определению содержания закона имеющего силу и установленного в интересах меньшинства (Платон). Закон должен властвовать над всем (Аристотель). Правовое государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам (Кант).

Все эти идеи оказали влияние на концепцию разделения властей. Примечательно в этом контексте суждение Монтескье, чье учение о разделении властей сыграло существенную роль в становлении концепции правового государства. Речь идет о разделение трех властей – если не знать этой концепции, значит не иметь представление о правовом государстве.

В современной концепции правового государства права человека занимают центральное положение. Права и обязанности человека определяют смысл и содержание Конституции и закона. На основе этого строится и правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализует и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинство и присущей ему свободы.

Государство – это политическая организация, члены которой объединяются в единое целое властными отношениями, для достижения между властными отношениями компромисса.[22]

Смысл правового государства раскрывает статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Профессор В.А. Туманов определяет правовое государство - как демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с ним.[23]

Правовое государство обладает следующими признаками:[24]

· гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов;

· верховенство Конституции РФ и принципа законности;

· демократическая форма правления;

· разделение властей и независимость судебной власти;

· взаимная ответственность государства и гражданина.

К функциям государства относятся:[25]

  • защита и охрана прав и свобод граждан;
  • обеспечение достоинства личности;
  • обеспечение взаимного общения человека и власти (в основу такого общения заложено равенство власти, гражданина, общества, а также права и их равенство перед законом).

Российская Федерация на сегодняшний день не является правовым государством, в котором права человека развиваются параллельно правовому государству, поскольку права и свободы не стали высшей ценностью.[26]

Причины, по которым государство не является правовым:

  1. права человека – это теория, а не реальность;
  2. низкая правовая культура;
  3. ослабленность российской государственности (государство воспринимается, как противостояние интересам общества;
  4. права и свободы человека, закрепленные в Конституции, не снимают вопроса о совершенствовании механизмов и процедур призванных защищать эти права и свободы (ст.45 Конституции РФ).

Правовое положение человека в правовом государстве основано на принципе приоритета прав человека. Важность этого принципа проявляется: а) во взаимоотношениях личности и государства; б) основной целью государства является провозглашение и конституционное закрепление интересов гражданина; в) государство призвано служить человеку, человек не может рассматриваться как оружие государства; г) статья 2 Конституции РФ закрепляет права человека в качестве высшей ценности; д) статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

В вопросе определения правового статуса личности в правовом государстве важное значение имеет изучение и соотношение категорий человек, личность и гражданин.

Человек – это биологическое высокоорганизованное существо, обладающее от рождения чувствами, разумом и достоинством, отличающим его от других живых существ.[27]

Гражданин – это человек, обладающий устойчивой юридической связью с определенным государством.[28]

Индивид – это человек одаренный определенными качествами, присущими только ему.[29]

Понятия «личность» и «человек» идентичны, поэтому Конституция РФ устанавливает «основы правового статуса человека и гражданина», а не «основы правового статуса личности». А вот отличаются они по формально-юридическому признаку, и еще понятие «личность» носит универсальный характер.ненадо или сформулировать по другому

Конституция РФ 1993 года не разделяет права человека и права гражданина и не дает их классификацию по видам. Положения Конституции РФ 1993 года основываются на следующем:

1. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод, как человека, так и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены лишь с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в условиях чрезвычайного положения, за исключением таких прав, как право на жизнь (статья 20 Конституция РФ), достоинство личности (статья 21 Конституция РФ), неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиты чести и достоинства (статьи 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).

3. Права и свободы должны соответствовать международным стандартам.

4. Равенство прав и свобод.

5. Нормы о правах и свободах должны быть действующими.

6. Осуществление прав и свобод не должны затрагивать права и свободы других лиц.

А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин рассматривают категории права человека и права гражданина через основы правового статуса личности.[30]

1. человек – член гражданского общества, а гражданин – член политического общества;

2. человек - высокоорганизованное существо, обладающее качествами, отличающими его от других живых существ разумом, а гражданин – тот же человек, но обладающий дополнительными свойствами: наличие юридической связи с государством, имеют избирательное право, имеют право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать Отечество.

В отношении правового статуса личности сформировались 3 подхода:

1 подход: Н.В.Витрук включил в правовое положение личности следующие элементы: юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии;

2 подход: включил в правовое положение личности, следующие 2 элемента: права и обязанности и дополнительные элементы (гражданство, правоспособность, юридическая ответственность по отношению к обязанностям);

3 подход: Л.Д.Валодин рассматривает правовой статус и правовое положение личности как синонимы. По его мнению, необходим критерий, по которому определялось бы место индивида в обществе и государстве.

Таким образом, анализ подходов позволяет выделить три уровня:

1 – права, свободы и обязанности – ядро правового положения;

2 - гражданство, прасубъектность и юридические гарантии;

3 – принципы правового положения личности, как исходные начала, определяющие нормативное содержание прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус человека состоит в его правовом положении, которое отражает фактическое состояние в процессе взаимных правоотношений с другими лицами, обществом и государством.

Понятие «правовой статус»:

  • обладает собирательным, универсальным характером, вбирая в себя соответствующие правовые статусы, включая личность, гражданина, иностранного лица, лица без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев и др.;
  • способно отражать индивидуальные особенности лица, включая его реальное положение в ходе многообразных отношений;
  • дает возможность рассмотреть свободы, права, обязанности личности в общем, системном виде, позволяет сравнить статусы и открыть пути их последующего развития.

Основа правового статуса личности заключается в правах и свободах, которые невозможно реализовать без других составляющих, включая корреспондирующие права и юридические обязанности, юридическую ответственность в некоторых ситуациях, правовые гарантии, правоспособность и дееспособность в качестве основных черт осознанного поведения и воли людей.

Характеристики понятия правового статуса

Исследуя понятие «правовой статус» важно рассмотреть в отдельности категории правового статуса:

  • человека,
  • гражданина,
  • личности.

Правовой статус человека — это категория, которая обладает естественной природойу и не отделима от индивида. Этот статус находится вне территории и вне национальности, существуя вне зависимости от закрепленных законодательными актами государства норм. Такой статус защищается и представляет собой объект международно-правового регулирования.

Он характеризует людей в качестве представителей человеческого рода, объединяя в этом смысле самые общие и коренные обязанности и правомочия, которые требуются нормального существования и выживания человека.

При закреплении правового статуса человека в законах конкретной страны, он может стать правовым статусом гражданина.

Правовой статус гражданина представлен совокупностью естественных и приобретенных обязанностей и прав, обязательно должен закрепляться в конституции и прочих законах. Его обязательно декларирует и защищает государство. С помощью этого статуса человек классифицируется в качестве участника государственно-организованного сообщества.

Правовой статус личности представляет собой обязанности и права, которые принадлежат определенному человеку на конкретном отрезке его жизни, в определенных жизненных ситуациях. Содержание подобного статуса, включая объем прав и обязанностей, часто определяется социально-экономическим положением, общественно-политическим статусом человека, условиями его труда, проживанием и др.

Сегодня международно-правовые акты, литература и законодательство развитых стран употребляют рассмотренные категории в соответствии с одним и тем же значением. Использование отдельных категорий часто обусловлено стилистическими и логическими правилами, а также потребностью рассмотрения соответствующей составляющей проблемы прав человека. В этой ситуации категорию «правовой статус человека» употребляют в универсальном значении, часто в сочетании с использованием понятия «правовой статус человека и гражданина».

Содержание правового статуса и его структура

В широком понимании правовой статус рассматривается в качестве совокупности основных правовых принципов и ценностей, приобретаемых и естественных свобод, обязанностей, прав, законных интересов, правосубъектности, гражданских отношений и др.

В узком понимании (в соответствии со структурой и функциями) правовой статус включает субъективное право, свободы, юридические обязанности каждой конкретной личности, включая гарантию их осуществления.

Что касается прав человека, то они включают естественные возможности человека, которые способны обеспечивать его жизнь, достоинство и свободу действий в любой сфере общественной жизни.

Правовой статус гражданина состоит из его прав, включая естественные правомочия, отраженные в нормативных правовых актах страны, и приобретенные правомочия, выработка которых происходит в ходе развития человека, страны и общества.

Основа прав и свобод человека (гражданина) закреплена в международных правовых актах и конституции отдельной страны. Общепринятые критерии подобной классификации представлены сферами жизнедеятельности общества, где происходит реализация определенных интересов и потребностей личности. Выделяют несколько типов прав: гражданские (личные), социальные, культурные, экономические, политические, экологические и информационные.

Экономические права представлены правомочиями, которые отражают экономические аспекты естественных прав людей. С их помощью обеспечивается хозяйственная автономность и взаимосвязь индивидов друг с другом и обществом. В число таких прав можно включить право частной собственности, права по владению, пользованию и распоряжению имуществом (лично и вместе с другими лицами), участвовать в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, вести предпринимательскую деятельность и др.

С помощью политических прав определяется возможность граждан участвовать в государственном и общественном управлении.

В число таких прав входят: право на гражданство, определения и указания своей национальной принадлежности, объединения (создания профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов), проведения собраний, митингов и демонстраций, участия в государственном управлении (непосредственно или с помощью представителей), обращения в органы государства и др.

Социальные права способны отражать степень материального развития определенной страны или общества, включая их способность обеспечения достойного уровня жизни и социальной защищенности человека (право трудиться, социальное обеспечение, право на жилище и отдых, охрана здоровья и медицинская помощь).

Культурные права оказывают влияние на духовные и культурные отношения. Они характеризуют самобытность и независимость формирования духовного личностного мира (право пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения, свобода вероисповедания, право получить образование, свобода творчества, право получать доступ к культурным ценностям и др.).

Экологические права предназначены для обеспечения нормальных условий проживания людей на Земле в целом и на конкретной территории в частности. Подобные права включают право на благоприятную окружающую среду, достоверные сведения о ее состоянии, возмещения ущерба здоровью или имуществу по причине экологических правонарушений.

Появление информационных прав характерно для новой эпохи развития личности и общества (свобода слова и мысли, право поиска, получения, передачи, распространения информации любыми законными способами, свобода массовой информации).

Опыт истории совместного проживания людей дает возможность выявить закономерности развития прав, специфические и общие принципы их формирования и реализации.

Для этого процесса характерны несколько особенностей:

  • Универсальный характер прав человека и гражданина, поскольку они предназначены для всех людей, используются во всех государствах. Объем и эффективная реализация прав и свобод будет зависеть от нескольких факторов, в первую очередь, уровня общественного развития.
  • Права человека и гражданина не являются юридической догмой, политическим фетишем. Они представляют собой социальную реальность. Их невозможно привести к абсолюту, оторвать от реальности, от разумного человека. В некоторых международных правовых и внутригосударственных документах допустимо ограничение определенных прав и свобод с целью обеспечить интересы общественной безопасности, экологическое равновесие и др. Так, законы Франции, Германии, Италии устанавливают допустимый предел частной собственности с акцентом на необходимость ее использования в общественных интересах. В Швейцарии свободная реализация и покупка земельных участков ограничивается по соображению целесообразности.
  • Любым правам всегда должны соответствовать обязанности, их корреспонденция представляет собой важнейшее условие успешной реализации.

Права человека — это неотъемлемые свойства всех людей и существенный признак их бытия.

Государство не «дарит» права, а осуществляет их закрепление в законодательстве, обеспечивая реализацию. Если это происходит, то государство считается правовым. Когда происходит игнорирование естественных прав человека или их ущемление (уничтожение, препятствия осуществления), создание условий для реализации прав лишь определенной группе, то государство признается анти демократическим (авторитарным, тоталитарным).

Вместе с понятием «прав» употребляют и категорию «свобода» (мысли, слова, совести, вероисповедания и др.). В соответствии со смыслом и содержанием эти категории считаются равными. Литература и законодательство также используют понятия «права гражданина», «права личности».

Понятие и сущность «Правового государства», как словосочетания на первый взгляд, может показаться вполне некорректным и даже избыточным, так как обязательным признаком правового государства является правовое наличие. Но в данное понятия закладывается другой, более масштабный смысл, чем просто наличие в государстве права.

Родоначальником в теории правового государства считают философа английского происхождения Джио Локк, который в свое время показал свою концепцию «Двух трактов о правлении».

Сущность правового государства кроется в первенстве права над самой властью, в органичении действия власти стоящим над ней законом, в безусловном подчинении власти, граждан, а также всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства

У правового государства есть свои определенные признаки, такие как:

  • государство самоограничивает себя законом, а именно в первую очередь конституцией, через которую не может преступить никто, это имеет отношение и к самому государству;
  • все равны перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами и наоборот, ответственность самих граждан перед государством. Человеку дается гарантия свободы и права, защита от любого произвола власти. В то же время власть государственного характера защищает общество от покушений на него любого гражданина или другого социального субъекта;
  • государство располагает конституцией стабильного характера, а также законодательной системой.

Законодательная стабильность представляет собой важное условие осуществления права, формирования уважения относительно закона со стороны граждан. В случае, если законодательство подвергается постоянным, но что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему уровень доверия и уважения падает как граждан, так и властных структур.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Процесс формирования государства правового характера, особенно достижения приоритета права относительно власти, шел достаточно долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, из очень давнего времени («Прав тот, кто имеет больше прав», «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло»). Правовые истоки нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете, а также силе самой власти, при этом объясняются тем, что право создается самой властью. Сама ограничительная проблема власти долго выглядела достаточно противоречивой. Потребовалось очень большое количество времени, можно сказать столетия, в течении которого происходило постепенное формирование устойчивого правосознания, а также убежденности граждан в необходимости верховенства закона, как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка документов конституционной направленности, введение правления конституционного характера, верховный статус и его признание принятых законов позволили постепенно продолжить пусть к укреплению и созданию правового государства.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это улучшение уже существующего законодательства путем кодификации, модификации и систематизации. Данная проблема очень актуальна для стран, которые меняют господствующую идеологию, переходящих из одной социальной системы координат в другую, например для России. Прежнее законодательство советского времени во много было построено на закреплении юридически командно-административных методов руководства обществом. Помимо этого, имело множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Достаточно большое количество ведомственных и правительственных документов по своему духу и букве не соответствуют законам, а наоборот противоречат, а иногда и вовсе корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по улучшению законодательства не может осуществляться одномоментно. Деятельность, которая изменяется, делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создание широкого круга новых документов законодательства, целью которых является обеспечение правовых основ рыночного гражданского общества.

Весомое значение для процесса формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, что означает признание со стороны всего общества. В случае, если же происходит неприятие обществом тех или иных законов и правовых норм, при всей их полезности и необходимости, это приводит к отторжению их гражданами, невыполнению, а в конце концов сводит на нет все попытки по созданию правового государства.

Во-вторых, выполнение строго существующего законодательства, создание наиболее эффективного механизма, а в последствии и его соблюдение. Требуется добиваться неотвратимости наступления ответственности любого субъекта общественного характера за нарушение им законодательной деятельности. Государство обязуется постоянно повышать свою рабочую эффективность правоохранительных органов, а для этого — укреплять авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Значимую роль в процессе создания правового государства играет независимость судей и направление правовой нормы. Многим странам, стоить отметить, что Россия тут не являются исключением, в данном вопросе до идеала далеко.

В-третьих, устойчивое формирование правового сознания должностных лиц и граждан, всего общества. Создать разумные законы это лишь малая доля трудов, их нужно четко сформулировать, прописать различные обязанности права и обязанности. В самом обществе должны быть четко сформулированы отношения устойчивого характера, а также привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона, как гаранта и основы гражданского благополучия.

Права и обязанности граждан

В цивилизованной стране гражданы обязаны знать свои обязанности и права, действующее правовое поле, за рамки которого выходить просто нельзя. У граждан должно войти в привычку соблюдение законодательства, которое на данный момент действует.

О том, насколько высока степень уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и самими властями элементарных норм права, обычный пример правила дорожного движения.

Нужен постоянно осуществляющий свою работу в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в мнении общества должно происходить уже в детском возрасте. Основная проблема формирования уважения к закону у граждан и должностных лиц является вполне решимой, в том числе благодаря электронным СМИ. Тем не менее, практика показывает, что процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: