Что чаще всего мешает договориться гражданам и органам государственной власти на публичных слушаниях

Обновлено: 19.04.2024

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.


Общественные (публичные) слушания являются формой реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и предназначены для информирования, выявления и учета мнения населения муниципального образования, налаживание постоянного диалога с общественностью.


В связи с тем, что термины «общественные обсуждения», «общественные слушания» и «публичные слушания» в законодательстве Российской Федерации, юридической литературе используются как в совокупности, так и по отдельности, у многих возникают вопросы в каких случаях и какую вышеуказанную форму применять для реализации права населения в местном самоуправлении.

Определимся с терминологией. Основным нормативным правовым актом, которым следует руководствоваться в этом вопросе, является Федеральный закон от 21.07.2014. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным обсуждением в указанном Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (часть 1 статьи 24).

Под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (часть 1 статьи 25).

Таким образом, понятия «общественные слушания» и «публичные слушания» тождественны и являются формой проведения «общественного обсуждения» того или иного общественно значимого вопроса.

Общий порядок проведения публичных (общественных) слушаний в муниципальных образованиях прописаны в Федеральном законе от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а по вопросам землепользования и застройки Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Публичные (общественные) слушания нередко проводятся по очень острым вопросам, затрагивающих интересы отдельных граждан, групп лиц и коммерческих организаций, в том числе не согласных с выносимыми на обсуждение вопросами (проектами решений) и готовых в судебном порядке отстаивать свое мнением. Во избежание неблагоприятного исхода рассмотрения дела в суде указанное обстоятельство требует от органов местного самоуправления неукоснительного соблюдения установленного порядка проведения публичных слушаний.

ПЯТЬ наиболее характерных ошибок, могущих привести к удовлетворению судами исков по признанию результатов публичных слушаний недействительными:

1. Нарушение регламентированного порядка опубликования, распространения оповещения населения о проведении публичных слушаний.

2.Не предоставление возможности населению ознакомиться с документальными материалами, выносимыми на публичные слушания. Особенно это касается вопросов землепользования и градостроительной деятельности, когда опубликованные материалы на официальном сайте администрации муниципального образования или в СМИ ввиду низкого разрешения не позволяют прочесть указанные в них текстовые сведения, в том числе наименование зон, наименование географических объектов и иные сведения, необходимые для понимания устанавливаемых правовых норм неопределенным кругом лиц. Отсутствие свободного доступа к данной информации в администрации муниципального образования.

3.Нарушение установленного порядка проведения собрания граждан. Выносимые на повестку дня вопросы не соответствуют теме публичных слушаний. Отсутствие учета граждан, присутствующих на публичных слушаниях.

4.Нарушения в протоколе проведения публичных слушаний:

— несоответствие протокола публичных слушаний реальному процессу публичных слушаний, особенно если осуществляется аудио- , видеозапись собрания граждан;

— подписание протокола неуполномоченными лицами;

— отсутствие учета высказанных гражданами предложений и замечаний, либо искажение их смысла;

5.Отсутствие в итоговом документе по результатам проведенных публичных слушаний (заключение) перечня замечаний и предложения, поступивших от граждан, а также оснований для их отклонения.


Как правило, вышеперечисленные ошибки и нарушения возникают при скоропалительном принятии решения о проведении публичных слушаний, отсутствии достаточного количества времени для подготовки и организации их проведения, а также достаточно низкой квалификацией инициаторов и участников. Одним из существенных препятствий считается и недоверие к представителям власти. Вместе с тем публичные слушания выступают в качестве одного из передовых способов реализации гарантий государства на защиту прав человека и гражданина. В рамках таких собраний обеспечивается большая цивилизованность и открытость при решении возникающих споров, разделение ответственности, привлечение широкой аудитории к процедуре решения проблем.

На дискуссионной площадке: «Городская политика в сфере градостроительства и землепользования: совершенствование публичных слушаний» в Высшей школе экономики обсудили совершенствование механизма публичных слушаний. В одном месте собрались представители органов власти, эксперты и жители, чтобы поделиться своими предложениями и идеями о том, как можно усовершенствовать этот механизм в Москве.



Валерия Касамара

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ, директор Института прикладных политических исследований рассказала о мониторинге процедуры публичных слушаний, который был проведен экспертами Центра по работе с местными сообществами, в ходе которого был выявлен ряд недостатков: не все желающие могли попасть на собрание участников публичных слушаний, информационные материалы представлены в таком виде, что понятны только специалистам, по итогам публичных слушаний жители не знали, какие из их замечаний были учтены, а ряд участников публичных слушаний были не проинформированы о своих правах. Эти и многие проблемы требуют обсуждения.

Андрей Попов, начальник Управления общественных связей Москомархитектуры рассказал о действующем нормативном регулировании процедуры публичных слушаний. Также он рассказал о практике Москомархитектуры проводить круглые столы по итогам публичных слушаний, когда жителям демонстрируют, как изменился проект после публичных слушаний и решают конфликтные вопросы. Это позволяет повысить доверие жителей и снижает вероятность ошибок при разработке градостроительной документации.

Елена Николаева, депутат Московской городской Думы, рассказала о предложениях по совершенствованию действующей процедуры публичных слушаний и общественных обсуждений, среди них: необходимость готовить пояснительные записки к градостроительным проектам в понятном для жителей виде, организовать и проводить экспозиции в электронном виде, чтобы каждый мог задать вопрос не только в оффлайн формате, но и онлайн, готовить мультимедийное сопровождение материалов о публичных слушаниях, которые позволят жителям лучше понять, какие их ждут изменения.



Ирина Ильина

Эксперты Высшей школы экономики выступили со своими докладами. Ирина Ильина , Директор института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, рассказала о международном опыте проведения публичных слушаний на примере Нидерландов и Латвии.

Дмитрий Наринский, профессор факультета городского и регионального развития, рассказал об участии граждан в управлении градостроительной деятельностью.
В дискуссии приняли участие жители, которые рассказали о своём опыте участия в публичных слушаниях и поделились идеями, как улучшить эту процедуру.

Дарья Хмельницкая рассказала о публичных слушаниях, прошедших в Мещанском районе, и предложила поправки, согласно которым принимать участие в публичных слушаниях могут только жители, не работники организаций.

Елена Лепихова, руководитель инициативной группы жителей в районе Сокольники, предложила рассмотреть возможность использования площадки ГИС ЖКХ для учета мнений жителей, в т.ч. и по публичным слушаниям.

Александр Зверев, житель района Сокол, предложил разделить слушания на две стадии - предпроектную, когда проектировщик выходит к жителям и спрашивает об их интересах, и непосредственно публичные слушания, на которые вносится проект, предварительно обсужденный с жителями.

Надежда Оплетина, житель Басманного района, рассказала об их опыте по межеванию, когда после публичных слушаний проект изменился совсем не так, как хотели жители и они вынуждены сейчас заниматься перемежеванием.


Правовая природа института публичных слушаний

Ивашкова Полина Максимовна, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет

В данной статье рассматривается вопрос о понятии и роли публичных слушаний в решении вопросов местного значения. Также затрагивается проблема определения публичных слушаний как формы непосредственного осуществления народом своей власти.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, публичные слушания, народовластие, решение вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации определяет носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как и многие другие правовые нормы, конкретизирует данное положение Конституции и устанавливает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ [2]), проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что публичные слушания как правовой институт являются важнейшим инструментом в осуществлении градостроительной деятельности [3].

Конституционный Суд Российской Федерации [4] характеризует публичные слушания следующим образом: «Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам».

Так, Конституционный суд не относит публичные слушания к формам осуществления народом своей власти. Однако общие нормы, устанавливающие порядок проведения публичных слушаний включены в главу 5 Федерального закона № 131-ФЗ «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». По этой причине, современными учеными проводятся частые дискуссии по вопросу отнесения публичных слушаний к формам осуществления народовластия или формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Также, проанализировав позицию Конституционного суда РФ, нам представляется возможным выделить основные черты, которые присущи публичным слушаниям.

1. Публичные слушания призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов).

Свободное обсуждение подразумевает то, что участие могут принимать все жители муниципального образования, независимо от того, какое место в решении вопросов местного значения они занимают. Независимость означает, что каждый участник публичных слушаний имеет право высказывать своё субъективное мнение, при этом он не связан никакими обязательствами перед другими участниками и заинтересованными лицами. Открытость публичных слушаний предполагает также то, что информация о проведении слушаний доводится до населения заблаговременно, результаты публичных слушаний подлежат опубликованию. Указанное обеспечивает своевременное и качественное разрешение вопроса местного значения, вынесенного на обсуждение.

2. На публичных слушаниях обсуждаются общественно значимые проблемы (вопросы), имеющие существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования.

Вопросы, выносимые на обсуждение, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ. Именно вопросы, указанные в ст. 28 Федерального закона, являются важными для осуществления народом своей власти на территории соответствующего муниципального образования и участия в осуществлении местного самоуправления. Необходимо отличать институт публичных слушаний от местного референдума и схода граждан, которые также являются формами осуществления народовластия и участия в осуществлении местного самоуправления [5]. Местный референдум в силу ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ также проводится на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Также, население заблаговременно информируется о проведении референдума, а его результаты подлежат официальному опубликованию. Однако граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах муниципального образования, участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, тогда как публичные слушания проводятся в форме открытого обсуждения вопроса, вынесенного на рассмотрение.

Кроме того, результатом проведения местного референдума, является конкретное решение, подлежащее обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, тогда как публичные слушания представляют собой не завершение процесса принятия решения и не способ непосредственного принятия решения, а способ промежуточных действий по подготовке итогового действия. Итоговое решение принимается не участниками публичных слушаний, а публичным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать итоговое решение.

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ, сход граждан может проводиться в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения, преобразования поселения, введении и использовании средств самообложения граждан и другие. Таким образом, имеет место различие в вопросах, выносимых на обсуждение двух рассматриваемых нами форм осуществления народовластия. Однако главным отличием схода граждан от публичных слушаний является то, что, как правило, сход граждан действует в населенных пунктах, численность населения которого составляет не более 100 человек, и является правомочным при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей муниципального образования.

Таким образом, публичные слушания являются одной из важных форм осуществления народом своей власти и участия в осуществлении местного самоуправления, так как являются обязательными и открытыми, что обеспечивает возможность учесть мнение каждого человека, заинтересованного в решении вопросов местного значения, вынесенных на обсуждение. Кроме того, они позволяют придать большую легитимность принимаемым публично-властным решениям, способствуют достижению общественного согласия, предоставляют гражданам запасные рычаги решения общественных проблем, не прибегая к использованию радикальных методов воздействия на органы власти

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2015 года) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16. 2016. № 1 (часть I). 79.

3. Гринь Е. А., Горбань П. А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 587–590.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

5. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014. С. 310–314.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, слушание, муниципальное образование, местное значение, Российская Федерация, местный референдум, Конституционный суд, свободное обсуждение, сход граждан, форма осуществления народовластия.


В статье анализируются проблемы проведения публичных слушаний на муниципальном уровне в настоящее время.

Ключевые слова: публичные слушания

The article analyzes the problems of public hearings at the municipal level at the present time.

Key words: public hearings

Одним из значимых направлений развития российского государства является создание благоприятных условий для непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Публичные слушания как самостоятельная форма осуществления населением муниципального образования местного самоуправления, получившая нормативно-правовое закрепление в российском законодательстве, появилась в России с принятием в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) [1]. Появление института публичных слушаний можно определить как новый этап развития местного самоуправления в нашей стране, а также как появление новых возможностей населения страны для участия в осуществлении местного самоуправления.

Между тем, необходимо отметить, что отдельные признаки института публичных слушаний можно найти в разных периодах развития российского государства. Так, например, как отмечает А. А. Кизеветтер в период Древнерусского государства «наряду с князем во главе управления стоит вечевая сходка стольного города. На вече могут прийти все свободные горожане. Вечевые решения имеют полновластную законодательную силу. При этом все, что мог князь, могло и вече, и наоборот» [3].

Публичные слушания — это действенная и наиболее апробированная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая создана с целью обсуждения с жителями того или иного муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Ежегодно в стране проводятся десятки тысяч публичных слушаний. Но при этом по тем или иным вопросам практика проведения публичных слушаний является противоречивой. Так, например, по вопросам, не имеющим большого общественного отклика (публичные слушания по проекту местного бюджета, внесения в него изменений и отчета о его исполнении), публичные слушания проводятся без выраженной инициативы со стороны населения. Однако, по таким вопросам, как принятие правил землепользования и застройки территории, внесения в них изменений, внесение существенных поправок в устав муниципального образования, публичные слушания проходят с большим количеством участников и наиболее выраженной инициативой с их стороны.

Как отмечает Е. С. Шугрина, публичные слушания являются наиболее востребованной формой участия местного населения в жизни муниципальных образований. Автор замечает, что активность населения в различных регионах разная, однако граждане муниципальных образований «заинтересованы в том, чтобы их позиция была донесена надлежащим образом до органов власти» [4].

Население муниципального образования принимает участие в публичных слушаниях в инициативном порядке. При этом если обратить внимание на практику проведения публичных слушаний, то наиболее мотивированы в участии те граждане, которое отрицательно относятся к выносимому на публичные слушания проекту либо чьи права он непосредственно затрагивает. Так, например, на публичные слушания по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки той или иной территории приходит та часть населения муниципального образования, резко негативно относящееся к таким изменениям, чтобы выразить свой протест либо те граждане муниципального образования в интересах, которых изменить, например, вид разрешенного использования территории, в состав которой входит их земельный участок. Тогда как та часть населения, которая нейтрально относится к таким изменениям, на публичные слушания обычно не приходит. В связи, с чем можно сделать вывод, что если всеми участниками публичных слушаний было выражено негативное мнение по представленному муниципальному проекту, то это не дает возможности сделать вывод, о том, что все жители муниципального образования придерживаются аналогичной позиции.

Из вышеизложенного следует, что цель публичных слушаний не может заключаться в объективном выявлении мнения всего населения муниципального образования по тому или иному проекту муниципального правового акта, учитывая, что публичные слушания посещаются только в основном небольшой частью населения муниципального образования.

Но при этом, как верно отмечает Галоян А. Р., на публичных слушаниях граждане вправе отстаивать потребности жителей муниципального образования, которые имеют групповой характер и общую цель — достижение индивидуального блага для каждого отдельно взятого жителя муниципального образования через достижение общего блага для всего муниципалитета [2].

В настоящее время можно выделить ряд проблем препятствующих участию населения в публичных слушаниях: низкий уровень посещаемости публичных слушаний; низкий уровень информированности жителей муниципального образования о предстоящих публичных слушаниях; проблемы, связанные с организацией проведения публичных слушаний, а также низкий уровень заинтересованности населения муниципального образования в участии в публичных слушаниях.

Публичные слушания проводятся в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Полномочия по установлению порядка организации и проведения публичных слушаний Федеральным законом № 131-ФЗ отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, но при этом также необходимо отметить, что Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, какие обязательные мероприятия должен содержать устав муниципального образования или нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, регулирующий порядок организации и проведения публичных слушаний.

Так, устав муниципального образования или нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования должен в обязательном порядке содержать следующие мероприятия: заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений [1]. При исполнении указанных положений Федерального закона № 131-ФЗ возникает проблема определения сроков оповещения населения о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомления с проектом муниципального правового акта с учетом принципа «заблаговременности». В связи с чем, в разных муниципальных правовых актах, регулирующих порядок организации и проведения публичных слушаний данные сроки варьируются примерно от 15 до 30 дней.

Для повышения значимости, а также эффективности такого института как публичные слушания можно предусмотреть следующие мероприятия:

1. Население муниципального образования должно быть оповещено о предстоящих публичных слушаниях с использованием одновременно несколько способов информирования (местная газета, интернет-сайт органа местного самоуправления, объявления в общественных местах, в социальных сетях) с учетом территории муниципального образования.

2. Для проведения публичных слушаний, должно быть выбрано время, объективно позволяющее каждому присутствовать на публичных слушаниях.

3. Повышение правовой активности населения муниципального образования, а также повышение заинтересованности жителей муниципального образования в решении вопросов местного значения путем проведения публичных слушаний.

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ — 11.05.2013
  2. Галоян А. Р. Публичные слушания в муниципальных образования //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 46–50.
  3. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России. Ст. IX-XIX. М.,1910.
  4. Шугрина, Е. С. Возможные направления повышения эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 3. — С. 23–25.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, слушание, местное самоуправление, муниципальный правовой акт, местное значение, место проведения, нормативный правовой акт, представительный орган, Российская Федерация, российское государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: