Что будет с мусульманами на страшном суде православный

Обновлено: 28.04.2024

- Ищущий. Мусульманство относится к авраамическим религиям наряду с христианством и иудейством.
11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
14 Посему источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. (Быт. 16)

Итак Измаил является духовным родоначальником мусульман. Через него мы видим ещё в Ветхом Завете предзнаменование о появлении мусульманства, хотя оно и появилось через 500 примерно лет после христианства.

В чем тут Промысл? Почему кроме Торы и Евангения, еще появляется и Коран, который по сути есть видоизмененная форма Ветхого Завета?

Есть какие-то соображения?

Ольга - Искажений Ветхого Завета, Нового Завета множество (стоит взглянуть на некоторые современные переводы Библии, используемые сектантами). Бог попускает и их существование. Почему?

Думаю, из уважения к свободе воле человека (но не уверена, возможно, ошибаюсь). Люди создают себе для поклонения образ Бога по похотям своим.

Относительно ислама читала версию, что это как бы созданное Господом подспорье для тех народов, которые неспособны принять Христа. Мне эта версия категорически не нравится, расизм какой-то - будто бы кто-то "второсортный", неспособный принять Истину. История распространения христианства показывает, что самые "дикие" язычники способны принять Христа. Другое дело, что под именем христианства проповедовались и всевозможные ереси, либо проповедники христианства не были настолько чистыми и верными, чтобы донести истинный образ Христа. Протодиакон Андрей Кураев, если мне память не изменяет, говорил о том, что Мухаммед изначально интересовался различными религиями, в том числе, общался с гностиками, которые называли себя христианами и под видом христианского учения излагали дикие вещи. Поэтому его реакция на образ Бога у христиан (как он о них думал) была понятна.

Вопрос о том, спасутся ли мусульмане, для меня из того же разряда, что и "спасутся ли иудеи? католики? протестанты? кришнаиты? индуисты? буддисты?" и т.п.

Если не ошибаюсь, свт. Филарет Московский сказал: «Я не знаю, спасутся ли католики, я у них точно не спасусь».

Мне этого достаточно. Господь Сам управит по милости Своей.

- Ищущий. Мне не очень нравится это высказывание святителя. Тут тоже сквозит некое высокомерие по отношению к братьям во Христе.
И ещё. Если Господь провозвестил нам мусульманство в Ветхом Завете и попустил его после Христа, то для нас это наверное чем-то должно быть полезным. Вот в чем эта польза наверное и надо нам понять.
Что касается искажений Ветхого Завета, то я об Измаиле ничего такого не встречал. Если есть информация, то поделитесь пожалуйста Ольга.

- Ольга Я не вижу высокомерия в словах святителя.
В смысле, искажения ветхозаветного повествования об Измаиле? Не помню такого. Если встретится, поделюсь.

Есть в закладках такая книга, но в ее содержание не вникала:

- Ищущий. И все-таки мусульмане не кришнаиты. Их прародитель сын Авраама. Благословение Бога на нём. "И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ."
Так что для чего-то нам это дано Богом и мы должны это понять наверное.

Ольга В словах святителя нет утверждения того, что он, православный и потому точно спасется. Но вот, будучи не православным, он точно не спасется. Это восприятие мне очень подходит.

Ваше мнение какое? Почему попущен ислам?

- Ищущий. У Христа есть такие слова: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь." (Ин. 10:16)
Они заставляют задуматься. Не только о евреях Христос заботится.

- Ольга Думаю, эти слова ко всем нехристианам относятся. Т.е., и к мусульманам тоже.

Ищущий. Овцы все-таки слышат голос своего пастыря. Мусульмане тоже слышат голос Христа, хотя и принимают его только за пророка. И в этом они наверное Его овцы. О кришнаитах, например, мы такого сказать не можем.

Есть даже такое:святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна
«. Он будет водительствовать не одними только иудеями, но и распространит свет Своей славы по всей земле и повсюду будет призывать народ к Богопознанию, не довольствуясь быть признанным в одной только Иудее, как вначале, но всей поднебесной предлагая для усвоения науку истинного Боговедения. А что Христос явился для язычников руководителем в религии, это легко узнать каждому. Богодухновенное Писание полно свидетельств об этом, и можно, кажется, опустить их, предоставив любознательным исследование об этом. Однако ж, предложив два или три места из пророков об этом, буду говорить потом о том, что следует по порядку. Итак, Бог и Отец в одном месте говорит о Нем: «Вот, в свидетельство народам Я дал Его, начальником и повелителем народам» (Ис.55:4).
И действительно, Христос засвидетельствовал учение народам, дав спасение и неприкровенно сказав то, чрез что надлежало получать спасение. И божественный Псалмопевец, как бы призывая живущих повсюду в одно собрание и повелевая вселенной собираться на небесный праздник, говорит: «Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» (Пс.46:2).
А если кому угодно будет исследовать причину столь светлого и достославного торжества, тот найдет ясные слова об этом: «Потому что царь всей земли – Бог, пойте разумно, воцарился Бог над всеми народами» (Пс.46:8–9).
И в одном месте приводит Самого Господа Своими собственными словами возвещающим всем вместе народам евангельскую проповедь, именно в сорок восьмом псалме говорит: «Услышьте, все народы, внушитесь, все населяющие вселенную, земнородные и сыны человеческие, вместе богач и бедняк! И уста Мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего – разум» (Пс.48:2–4). . Итак, так как знал, что им известны были писания Моисея и предуказания пророков, а у пророков имеются многочисленные и обширные речи о том, что Христос привлечет язычников к Богопознанию, то поэтому, предлагая им в качестве очевиднейшего знамения то обстоятельство, что Он ясно уже предвозвещен, утверждает открыто, что призовет и таких овец, которые не от двора иудеев, чтобы наконец, как мы сейчас говорили, они уверовали, что Он есть действительно Тот, о Ком предвозвещал хор святых мужей».

- Ищущий. Вот как-то во время прогулки я понял, что меня смущало в словах святителя. Ведь он по сути произвел суд над собой. А это не в его праве. Сие компетенция Христа.

- Ольга Суд? Не чувствую этого. Например, если я, будучи православной, имея все наилучшие, возможности для спасения (вера наша без искажений, отцы указывают верный духовный путь, есть Таинства), нахожусь в весьма бедственном положении, то, переменив ее (перейдя в католичество, где есть искажения духовного пути, или, тем более, в ислам), точно погибну. И это ощущение уже суд?


- Ищущий. Иное ощущение и иное утверждение. Вот утверждение это и есть суд.


- Ольга Утверждение, в данном случае, есть выражение в словах имеющегося ощущения. Т.е., выражение в словесном образе имеющегося ощущения - это суд?

- Ищущий. Если утверждение это окончательное суждение, то это да, действительно суд.
Иное, если человек предполагает, говорит, что наверное, скорее всего, с большой долей вероятности. Тогда это не суд а рассуждение, предположение.

- Ищущий. 12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;
15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом
16 и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;
17 и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.
19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.
20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.

Итак колодезь с водою это что?
Источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои (источник Живого, видящего меня).
Значит Измаил напился Духа Святого? И как при этом не спастись?


- Никодим. Слова сапожника Василию Великому: "Все спасутся, один я погибну. " Тоже вроде самоосуждение. Однако именно к нему был послан Ангелом Василий Великий.

- Ищущий. По виду да. Вроде и самоосуждение. Но скорее всего это всего лишь фигура речи была.
Нам не стоит этому подражать торопиться.

- Никодим.Тут скорее всего не самоосуждение, а осуждение других.

- Ищущий. И такое возможно. Тогда зачем Он ангела послал?


- Никодим. Бог хотел показать Василию Великому, какова может быть доля смирения.


- Ищущий. Я такой степенью смирения не обладаю. Что решит Христос, то пусть и будет. Ни себе, ни другим судьбу не предскажу.

Добрый день. Я был рожден в мусульманской семье. Уже несколько месяцев как принял Христа, и покаялся за свои грехи. Но чем больше я читаю Библию и смотрю проповеди, тем больше злюсь на Бога.

В Библии написано, что все остальные попадут в ад и только те, кто рождены свыше, спасутся. Я иду в протестантскую церковь. Я знаю различия между ответвлениями христианства, но мне интересно, реально ли почти все католики, все мусульмане попадут в ад? Я уже не говорю о буддистах, иудеях и атеистах. Я все понимаю, что эти люди надеются на свои дела, хотя Иисус говорил, что дела нас не спасут и никто не попадет к Отцу, кроме как через Него. Но я начинаю злиться на Бога и временами испытывать ненависть к Нему за это. Неужели Бог настолько жесток во время суда? А как же люди, которые ввиду географического положения, культурного влияния своей среды всю жизнь верили в Бога Корана и жили праведно? Я раньше думал, что 2 глава послания Римлянам говорит о том что, Бог будет их судить по их делам, по тайным делам в сердцах, но пастыри мне трактовали это по-другому, сказали, что они все равно попадут в ад.

Да, мне приводили в пример разбойника, распятого вместе с Иисусом, но у него не было шанса креститься водой, и он перед смертью покаялся и попал в рай. Получается, даже люди, которые верят в Бога Библии, но живут вместе до брака, попадут в ад из-за того, что это грех и они не покаялись? Бог не учитывает, что нам сложно следовать всем Его заповедям в XXI веке? Из-за всех этих мыслей я не могу радоваться своему Спасению, а образ Бога в моей голове превращается в эгоистичное существо, который знал что сатана создаст столько лжерелигий, и столько людей попадет в ад. У меня бывает только ухмылка когда люди здесь оправдывают это свободой воли. Да, свобода воли есть, но если ты всю жизнь был мусульманином то потом вечность проведешь в муках – это свобода воли?


Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемый Мурад, Божие на Вас благословение! Я тоже пастырь, и не возьмусь однозначно утверждать, кто спасется, а кто нет. Если человек православный христианин, сознательное отречение от Христа, если человек не раскается в этом, приведет к тому, что в Вечности он не сможет быть с Богом. Понятие ада было актуально до пришествия Христа, потом Христос вывел всех праведников из ада. Как будет при Втором Пришествии Христовом, сказать, сложно. Люди, отторгнувшие себя от Бога, будут вдали от Него, от Жизни, где-то в небытии. Повторю, как именно, сказать сложно, потому что это все вне нашего опыта.

Как будет с теми, кто не сознательно отвергся Христа, а в силу обстоятельств своей жизни о Нем не знает и не слышал, я не знаю, но, насколько могу судить из прочитанного, Бог будет судить из судом их совести, по их делам. Понятно, что речь не идет о тех, кто слышал о Христе и не принял христианство. Каков их суд – дело Божие. Вы, как христианин, молитесь о них и полагайтесь на милосердие Бога. Бог, на самом деле, всех любит и хочет, чтобы все были с Ним, но свобода воли человека такова, что он и от Бога может отказаться, увы. Господь, будьте уверены, для каждого человека устраивает ситуации, в которых в человека есть возможность выбрать правильный путь и, думаю, будет судить человека судом любви.

Подробнее о Спасении нехристиан отвечали мои собраться священники:

Что происходит с Вами? Вам нужно, дорогой Мурад, поскольку Вы христианин, спокойно выстраивать свою духовную жизнь – молиться, исповедоваться, причащаться. Я не очень понял про протестантизм – стали ли Вы протестантом (и тогда это нужно срочно менять) или просто "в гости" зашли туда. Но, в общем, нужно, так как Вы в курсе всего, быть нормально в Православии и молиться о своих сродниках и близких, просить Бога и им помогать в чем можете – и в жизни и, если будут спрашивать, в духовных вопросах. Кто знает, не захочет ли кто-то из Вашей семьи, глядя на Вас, тоже стать православным? Остальное препоручите Богу. И будьте уверены, что судить он будет только по любви.

Что с Вами происходит? Увы, лукавый, подбрасывая Вам те мысли и сомнения, о которых Вы пишете, просто-напросто препятствует тому, чтобы Вы жили по-христиански и укреплялись в вере. Он так делает часто, и вот уже человек сам не заметил, как отдалился от Бога, злится на Господа и обижается, а нужного не делает. Поэтому, дорогой Мурад, будьте внимательны, бережны к себе и аккуратны.

17 октября — день памяти святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Со времени Куликовской битвы борьба с татарами приобрела на Руси значение крестовых походов. Отправляясь в поход на Казань, Иван Грозный говорил: «Хочу пострадать за православную веру и за святые церкви не только до крови, но и до последнего издыхания». По словам историка Георгия Кунцевича, в поход он взял боевую хоругвь с Нерукотворным Образом Спасителя и крест — они были с Дмитрием Донским на Куликовом поле. А еще легендарный посох ростовского святителя Авраамия, которым тот сокрушил идола Велеса. А после победы учредил Казанскую епархию и отправил туда целую миссию во главе со святителями Гурием и Варсонофием.

Святыми не рождаются

Когда князь Иван Пеньков — по навету — обвинил своего управляющего, дворянского сына Григория Руготина в шашнях с его, князя, законной женой и заточил в подземелье, ему и в голову не могло прийти, что под замком у него сидит будущий святитель, первый Казанский архиепископ Гурий. Там, в темнице, он подорвет здоровье, зато укрепит и углубит религиозное чувство. И, выйдя на волю, примет постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, в котором потом почти 9 лет будет игуменом.

Правда о русских «крестовых походах»: как православные поступили с мусульманами после взятия Казани

Святитель Гу́рий, Казанский архиепископ

На Казанскую кафедру, учрежденную в 1555 году, его изберут по жребию. А в помощь ему дадут архимандрита Варсонофия из Пешношской обители. Сын приходского священника из Серпухова, Варсонофий в 1512 году во время рейда татар на Рязань попал в плен и прожил там три года, пока отец собирал деньги на выкуп. В плену он выучил татарский язык, а вернувшись домой, поехал в Москву и в Спасо-Андрониковом монастыре принял иноческий постриг.

Шло время, монаха Варсонофия поставили игуменом Николо-Пешношской пустыни, основанной в 15 верстах от Дмитрова учеником преподобного Сергия Радонежского Мефодием. А в 1553 году царь, заехав в обитель, обратил на него внимание: опытный настоятель, побывал в плену, язык и нравы татар знает, — и вспомнил о нем, когда в Казани учредили новую епархию.

Как ислам не победил христианство в Поволжье

Вообще-то, христианство на казанских землях, по свидетельству археологов, появилось в глубокой древности. Но в конце IX века эта территория частично вошла в состав Волжской Булгарии. И хотя первый ее хан Курбат в юности был крещен и воспитывался в Константинополе в императорском дворце, в X веке она в качестве государственной религии приняла ислам.

Но христианские поселения на Средней Волге остались. Да и в самой столице жили русские купцы и ремесленники — христиане, а на ее западной окраине была христианская армянская колония.

В Казанском ханстве тоже были русские и армянские колонии, храмы и кладбища. А в 1552 году в верховьях Волги в районе Углича построили деревянную крепость Свияжск, ставшую административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства.

Край обыденных церквей

Помимо политических, были у похода на Казань и другие причины.

16 января 1547 года великий князь всея Руси Иоанн IV стал первым русским венценосцем, помазанником Божиим, защитником православных христиан от Востока до Запада. Приближалось столетие падения православной Византии, и надо было показать всему миру, что вместо Константинополя теперь Москва — хранительница православия от магометанства.

Поэтому московский царь на всех завоеванных землях — на территории четырех губерний: Владимирской, Казанской, Нижегородской и Симбирской — строил множество монастырей, церквей, часовен и погостов. А опробованную в казанском походе практику строительства так называемых обыденных — то есть построенных за один день — часовен и церквей царь Иван потом использовал в Прибалтике во время Ливонской войны.

Дмитрий Донской по обету после Куликовской битвы построил несколько монастырей. Петр I, Екатерина II, Павел I повторили путь Ивана Грозного в Казань, но никто из них не оставил после себя церквей.

Правда о русских «крестовых походах»: как православные поступили с мусульманами после взятия Казани

Зилантов Успенский монастырь на фотографии начала XX века

А царь Иван… Казань была взята 2 октября 1552 года, в день памяти великомучеников Киприана и Иустинии, и царь повелел тут же поставить церковь во имя этих святых. На следующий день она уже стояла. Это была первая православная церковь в Казанском кремле. А там, где стояла боевая хоругвь с изображением Спасителя, Иван Грозный приказал в один день поставить церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Он сам выбрал место для соборной Благовещенской церкви, своими руками заложил на месте престола святой крест, а потом сам рубил лес и носил на плечах бревна. Ничего удивительного — он следовал примеру отца, Василия III, который по обету, данному перед рождением сына, в один день построил церковь Иоанна Предтечи на старом Ваганьковском погосте в Москве.

А в версте от Казани царь сразу же заложил Зилантов Успенский монастырь — на том месте, где были погребены воины, погибшие во время штурма города. И в самой Казани — Спасо-Преображенский мужской монастырь, иноки которого должны были вечно петь панихиды по павшим воинам.

Мягкий Грозный царь

Удивительное дело, при Грозном царе миссионеры действовали крайне деликатно. С одной стороны, всю Казань застроили православными храмами и монастырями.С другой, вопреки сложившимся стереотипам, после взятия Казани русскими войсками никто не запрещал татарам, верным исламу, оставаться в городе. Выселили их только через несколько лет, после их попытки восстановить независимость ханства. Тогда начали строить каменную крепость, рядом с которой появилась отдельная татарская слобода.

После завоевания царь Иван обещал ногайским правителям, что не будет притеснять ислам, и остался верен слову. При нем не было массового обращения в православие татарских мурз и землевладельцев. Первыми — по доброй воле — крестились самые высокопоставленные татары из Чингизова рода (из них потом вышли Аничковы, Дашкины, Глинские). Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, крестился с именем Симеон, стал верным союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

В ответ благодарная татарская аристократия активно участвовала вместе с русскими в Ливонской войне, а когда в России началась смута, в большинстве своем сохранила верность престолу и сильно помогла новой православной династии. Массовое крещение служилых татар в православие началось позже и продолжалось до самой петровской эпохи.

А вот мягкий, казалось бы, правитель, царь Феодор Иоаннович — в отличие от своего грозного отца — издал в конце XVI века указ о ликвидации всех мечетей на Казанской земле «за их ненадобностью». И запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной I.

Монахи важнее воевод

Вместе с архиепископом Гурием и архимандритом Варсонофием в Казань отправили несколько монахов Пешношского и Андроникова монастырей. И уже через год Спасо-Преображенский монастырь в Казанском кремле стал средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. А через несколько лет число иноков в нем дошло до ста. Архимандрит Варсонофий усердно обращал татар в православную веру, чему немало способствовало его знание татарского языка.

Правда о русских «крестовых походах»: как православные поступили с мусульманами после взятия Казани

Спасо-Преображенский монастырь в Казанском кремле

За несколько лет работы миссии в Казани появилось четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

Монастыри, помимо того что становились миссионерскими центрами, всегда довольно мягко относились к приписанным к ним крестьянам и имели право судить их своим судом и могли легко «колонизовать» новый край, привлекая на свои земли выходцев из России.

А по поводу мусульман владыке Гурию еще в Москве была дана царская «наказная память»: «В крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников».

Святители уходят, но… остаются

Но в 1561 году архиепископ Гурий тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь — сам он уже не мог ни ходить, ни стоять. Через два года он принял великую схиму и вскоре скончался.

А четыре года спустя скончался тверской епископ, и митрополит Московский Филипп (Колычев) вызвал архимандрита Варсонофия в Москву и поставил его на Тверскую кафедру. Времена для Твери, не вошедшей в опричнину, были тяжелые. Впрочем, не только для Твери. С ужасом узнал владыка Варсонофий, что друг его Герман, архиепископ Казанский, вызванный в Москву для возведения в сан митрополита и осмелившийся кротко напомнить царю, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении.

Много страшных событий прошло пред глазами Варсонофия за четыре года его архиерейского служения.

В 1571 году он удалился на покой в основанную им в Казани обитель, пять лет провел там в уединении и молитве, принял великую схиму, а когда скончался, был погребен там же, где и владыка Гурий — в Преображенском монастыре.

А в октябре 1595 года, когда по благословению Патриарха Иова в обители начали строить новый Преображенский храм, обрели мощи святителей Гурия и Варсонофия, и тогдашний Казанский митрополит, будущий патриарх Гермоген, описал это событие в составленном им житии своих святых предшественников.

Начну с того, что Господь не дал нам права судить и определять участь кого бы то ни было. Рим 2:11-16 показывает, что Господь имеет возможность нелицеприятно спасти людей, которые никогда не слышали истины об Иисусе Христе. И этого текста должно быть достаточно для того, чтобы дальше не обсуждать тему спасения будь то язычников, иудеев, мусульман или тех христиан, чье учение значительно отличается от библейского.

Однако зная общее учение Священного Писания и понимая учения различных религий, я все же попробую представить Вам свое личное мнение. Повторюсь: это исключительно мое личное мнение, и если кто-либо иной не согласится со мною и станет его оспаривать, то я просто буду молчать, потому что помимо приведенного выше текста я не буду приводить ни какого другого текста из Священного Писания в подтверждение своей точки зрения.

Говоря в своем ответе о мусульманах или о других верующих людях, я подразумеваю не всех приверженцев указанной религии огульно, а только тех, которые искренне верны своему вероучению, будучи убежденными в правоте этого учения. То есть, если я, будучи адвентистом седьмого дня, считаю, что именно это самая истинная церковь, исполняющая всякую известную в Библии истину, то я не говорю, что все адвентисты спасутся. Нет, я признаю, что среди адвентистов есть много формальных, лицемерных, лживых, которых Господь никак не может признать Своими. С другой стороны, в самой языческой и невежественной религии есть люди, которые искренне стремятся исполнить всякую известную им волю Божью, и таковых Господь может признать Своими детьми, даруя им спасение.

Если Вы просмотрите все мои ответы и публикации об исламе, Вы наверняка увидите, что я неоднократно представлял ислам как реформацию христианства, которая впоследствии испортилась под влиянием человеческих преданий, как это и произошло с ортодоксальными христианскими церквами. Не обращайте внимание на то, что мусульмане называют Бога Аллахом - это просто арабское слово, обозначающее всё того же самого живого Бога, которому поклонялись библейские пророки - Авраам, Моисей, Давид и другие. Ислам признает Мессию Иисуса Христа (простите за тавтологию, потому что "Христос" и "Мессия" - это одно и то же слово, сказанное на разных языках). Мухаммед в свое время направился в Византию с призывом отказаться от идолопоклонства и лжеучений в христианстве. В частности он выступал против включения Марии, матери Иисуса, в небесную троицу в качестве царицы небесной; он выступал против почитания святых и поклонения мощам, против иконопочитания. Другими словами, проповедь Мухаммеда была близка по своей сути к проповеди многих реформаторов христианства того времени.

А теперь главный вопрос: как по-Вашему, на условии описанной выше искренности верующего, кто ближе стоит к полноте библейской истины: (а) человек, отказавшийся от идолов и кумиров, от поклонения людям, от обожествления матери Иисуса, но в то же самое время сомневающийся в полном божестве Иисуса Христа и признающий своего духовного лидера за пророка Божьего, или (б) человек, признающий полную божественность Иисуса Христа, но в то же время обожествляющий Его мать, а вместе с ней поклоняющийся множеству грешных людей и делающий изображения и кумиры? Да, у обоих верующих есть свои изъяны в вероучении, однако покажите мне, где Библия называет грехом непризнание полной божественности Иисуса Христа? Где Библия называет грехом признание отдельных людей пророками? Вы не найдете этого! А вот обожествление человека, поклонение людям, идолам и кумирам - это категоричный грех, о котором сказано в Библии весьма определенно. Стоит ли подсказывать, что под (а) я подразумеваю мусульманина, а под (б) католика или православного?

Итак, когда я классифицирую ислам на основании его вероучения как одну из христианских конфессий, то я могу сказать, что истинный мусульманин стоит ближе ко спасению, чем истинный католик или православный!

Я повторяю: это мое личное мнение, основанное на предпосылке искренности верующего и на анализе вероучений на основании Библии. Ислам, как и Православие с Католицизмом глубоко погрязли в человеческих традициях, заменив ими Священное Писание. Но именно и это делает их одинаковыми в очах Бога (по моему мнению). И если Вы скажете мне, что будет в День Суда с католиками и православными, то я отвечу Вам, что с мусульманами будет абсолютно то же самое.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Один из таких вопросов показался нам особенно важным и сложным — подобное непонимание возникает очень у многих людей, а дать ответ на него очень непросто: «Зачем Бог создал людей? Мы ведь все равно не оправдываем Его желаний: ненавидим друг друга, убиваем, осуждаем, плодим всевозможные грехи, причем часто сами не догадываемся, что грешим. Мы дошли до того, что создали ядерную бомбу — как апогей абсолютного разрушения. Праведников в мире очень мало (себя я к ним не причисляю), в рай попасть очень трудно (для этого надо трудиться над собой всю жизнь), в ад — невероятно легко. » (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора журнала «Фома», психолога Александра Ткаченко и профессора богословия, иеромонаха Константина (Симона).

Ответ иеромонаха Константина (Симона):


В моей жизни, как и у автора письма, тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.

Зачем Богу наши мучения?

Дело в том, что на протяжении тридцати лет я много думал о православии — и во время одной из дискуссий понял, что чувствую себя на стороне православных, что преподаю и защищаю то, во что сам не верю. Я чувствовал себя лицемером, и от этого мне было очень грустно. Не так просто взять и круто поменять свою жизнь, всегда есть сомнения, действительно ли ты поступаешь правильно. Но я полностью положился на Господа — и Он открыл мне возможность принять православие и переехать в Россию.

Ситуации в нашей жизни, действительно, бывают очень сложные. Но безвыходных ситуаций не бывает. Важно понимать, что Господь дает нам только то, что нам по силам, а если человеку становится слишком трудно — Он обязательно дает какой-то выход, дает силы перенести эти трудности и страдания.

Но мне кажется, нельзя так много роптать на жизнь в XXI веке. Это не такой страшный период цивилизации. Все-таки мы живем не в Средневековье, когда люди умирали от чумы, не живем во время Второй мировой войны.

Автор письма говорит о том, что многим людям ненавистна их будничная жизнь: школа — университет — работа… Но ведь человек должен благодарить Бога за то, что у него есть возможность учиться и тем более — получать высшее образование! Должен быть благодарным за то, что в России есть возможность учиться бесплатно! Мои родные, особенно женщины, не могли посещать университет в Америке из-за очень высокой стоимости обучения. В нашей семье не было таких денег, чтобы отправлять девушек в университет. Тогда как в советской России высшее образование было бесплатным. Поэтому мне кажется, что мы часто преувеличиваем наши страдания.

Зачем нам нужны страдания? И главное — зачем наши страдания нужны Богу? Конечно, Он создал нас не для того, чтобы мы страдали. Намерение Бога не в том, чтобы всех нас проклинать и отправлять в ад, а в том, чтобы мы достигли духовного совершенства и чтобы наша земная жизнь стала подготовкой для вечного блаженства с Ним.

Зло и страдания в нашем мире созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Человек в результате первородного греха находится не в естественном состоянии, в котором был создан Богом, а в измененном. У человека есть свободная воля, и при этом он часто направляет ее к злу, сам создает сложности, страдает и заставляет страдать других, часто невинных, людей, сам делает мир жестоким.

В Библии слово «мир» встречается в двух значениях. С одной стороны, князем этого мира называют сатану, это мир тьмы и искушений. С другой стороны, Бог посылает в этот мир Своего Единородного Сына не для того, чтобы проклинать и казнить, а для того, чтобы этот мир спасти; это мир радости и блаженства.

Не стоит думать, что во время Второго пришествия Иисус Христос вернется и проклянет большую часть человечества. Этого нет ни в Евангелии, ни в пророчествах. Очень важно понимать, что Второе пришествие — это не весть об осуждении или проклятии. Первые христиане с нетерпением ждали Второго пришествия, хотели, чтобы Господь пришел как можно скорее и уничтожил зло и грех мира сего. Не отдельную греховную душу человека — а грех всего мира. Мы иногда называем последний суд Страшным и при этих словах испытываем неприятные ощущения. На самом же деле, последний суд — это не страх в привычном понимании этого слова. Это наша надежда, наше упование на то, что мы воссоединимся с Христом.

Рай только для христиан?

Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия.

А если мы думаем, что люди, которые родились не христианами, заведомо попадут в ад — значит, мы хотим встать на место Бога, хотим сами судить людей. Точка зрения, что все нехристиане попадут в ад, потому что все они идолопоклонники, была особенно распространена среди христиан в Средневековье. Например, французский богослов и основатель кальвинизма Жан Кальвин, живший в XVI веке, считал, что одни люди предопределены Богом к погибели, а другие — к спасению, и таким образом делил людей на отверженных и избранных. А вот преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Бог все предвидит, но не все предопределяет», — то есть Бог хочет спасения всех людей, но оставляет и место для их свободной воли.

Фото Владимира Ештокина

Фото Владимира Ештокина

Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.

Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.

Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.

Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.

За что страдают работяги?

Мы не можем ответить, почему одному человеку что-то в жизни дается легко, а другому нет, почему один работает в уютном офисе, а другой вынужден изнурять себя на заводе. Возможно, и то, и другое — это наши испытания, которые нам нужно пройти достойно: бедным не скатиться до пьянства, брани, ропота; богатым — до жадности, эгоизма и множества других пороков. Почему из-за других людей страдают невинные люди — мы тоже не знаем.

Действительно, есть люди, которые рождаются в страшных условиях, сталкиваются с нехорошими компаниями, ругаются, не ходят в церковь. Мне их очень жалко — но я их не сужу. Я могу молиться за них и надеяться, что Господь даст им силы бороться против этих искушений.

Но ведь никто не сказал, что заводские работяги, об одном из которых упоминает автор письма, — это люди, которых Господь за что-то покарал. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4), — вспоминаем мы слова Христа на каждой литургии. Возможно, страдания даны нам, чтобы мы усовершенствовались. А может быть, из-за того, что человек пострадал на земле, в конце пути его ждет рай?

А есть и такие примеры, когда человеку удается вырваться из среды, в которой он погряз, и стать лучше. Вспомните новомучеников! Нам и не вообразить, какие лишения они претерпевали, с какими искушениями боролись, в каком холоде и голоде работали, как им жилось в лагерях, в обществе других заключенных, я не говорю — грешников, но таких людей, у которых Бога не было. И они все-таки отдавали свою жизнь Христу, они духовно преодолевали эти мучения и продолжали жить как настоящие христиане.

Каждый христианин должен лечить болезненный мир, в котором он живет. Должен бороться с искушениями, молиться и причащаться, должен помогать своим ближним. Не только тем, кто вместе с ним ходит в храм, но и любому другому человеку, пусть даже и неверующему. Как помогать? Разными способами — и духовными, и материальными.

Как последователи христиан, которые жили в Римской империи и принимали мученическую смерть, мы должны помогать людям, которые не верят в Христа, в надежде на то, что они придут к вере.

На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.

Я тоже, как и автор письма, в свое время задавался подобными вопросами. Ответы на них я нашел, когда стал более внимательно читать Евангелие и размышлять над ним, познакомился с житиями святых, их поучениями и примерами того, как им удавалось бороться со злом этого мира. А еще — когда читал книги с беседами и проповедями нашего современника, митрополита Сурожского Антония. К нему с подобными вопросами обращалось очень много неверующих, сомневающихся людей — и он очень метко, очень точно на них отвечал.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: