Что будет с антихристом на страшном суде
Обновлено: 24.04.2024
Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена Наследышева беседует с протоиереем Александром Степановым.
Протоиерей Александр Степанов в 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских в Санкт-Петербурге. Председатель епархиальной комиссии по благотворительности СПб. Главный редактор радиостанции «Град Петров».
- Если мы обратимся к библейскому повествованию о конце времен, то, во-первых, увидим радость. Это не страшно, это радостно: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взором читателя возникает новый Иерусалим, новый град, исполненный всякого богатства. Перечисляется множество драгоценных камней, золото и прочее (см. Откр.21 ). Это не вещественные драгоценности, а образ чего-то наиболее ценного, наиболее прекрасного, что в сознании людей того времени могло быть.
Книга Откровения Иоанна Богослова повествует, конечно, не просто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конечной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее безусловное торжество. Да, значительная часть посвящена борьбе мира сего против Христа, против верных, против тех людей, которые хотят жить не по законам мира сего, а по законам Божьим, по законам, которые Христос оставил людям. Но по существу, Апокалипсис активно утверждает, что эсхатологическое, последнее, предельное в смысле конца («эсхатон» — это конец, обрыв, завершение чего-то) измерение уже присутствует в этом мире. То есть вечность уже вошла в мир. Одновременно с этим входит и суд. Суд, собственно, начался с того момента, когда Господь воплотился. С этого момента мы имеем образ Человека с большой буквы. «Се, Человек!» — говорит Пилат. Мы имеем как бы универсальную меру всех вещей, универсальную меру добра и зла, критерий суда вообще, причем явленный не теоретически, не в виде философии или какой-то теории, а в виде живой личности. И Сама эта Личность говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).
Суть христианского благовестия в том, что Царство Божие, как говорит Господь в Евангелии (см. Мф.4:17 ), приблизилось, оно уже присутствует здесь. Конец уже присутствует в мире, и это присутствие есть Церковь. И каждый из живущих сейчас может быть приобщен к этому окончательному бытию мира, войдя в Церковь, начав по-настоящему глубоко жить ее жизнью — не ужасной, а радостной!
— Кажется, однако, что даже верующие люди в глубине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.
- А какой смысл его отсрочить? Может быть, дать время кому-то еще одуматься, придти к Богу. Но это время определяет Сам Господь. Тогда, когда полнота всего доброго и позитивного, что может произойти в мире, свершится, исполнится, тогда, очевидно, будет исчерпан смысл бытия этого мира…
— Многие, особенно в церковной среде, видят признаки последних времен в происходящих то там то здесь катаклизмах и стихийных бедствиях. Что вы думаете об этом?
— ХХ век, как мы видим, был наполнен катастрофами, но они были и в древности, они были всегда — с момента грехопадения, которым органическая связь Бога, человека и всего тварного мира была разрушена. Как говорит апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Человек ответственен за вхождение мертвой струи в ту жизнь, которую сотворил Бог. Большая часть рода человеческого отошла от Христа, отошла от Церкви, живет по законам мира сего, и, естественно, такая жизнь приводит к катастрофам и катаклизмам, которые умножаются по мере умножения греха.
Наблюдая за этими событиями, мы можем говорить о том, что приближается время конца света. Но в Евангелии Господь говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Евангелие многократно возвращается к теме того, что мы должны быть всегда готовы «предстать пред Сына Человеческого».
Новгородская икона XV века «Страшный суд». Слева вверху — Горний Иерусалим со святыми, в центре в круге — Господь-Саваоф в окружении серафимов и Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях. Справа — Христос с ангелами, прогоняющими трезубцами тьму, и ангелами, склонившимися перед крестом. В следующем ряду — ангелы и апостолы, в центре — Христос-Спаситель, рядом с ним Богоматерь и Иоанн Предтеча, на коленях стоят Адам и Ева. Они молят Христа за человеческий род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия разноцветные кольца, символизирующие мытарства, через которые должны пройти грешники. Ниже — длань, держащая весы, которые бесы стараются перетянуть в свою сторону. Справа — земля и море, «отдающие мертвецов», под ними — ад, где сатана держит Иуду. Ангел трезубцем отправляет в ад грешников: епископа, царя и монаха. Слева в кругу изображение рая с Богородицей, ангелами и благоразумным разбойником, внизу врата рая, в которые входят праведники, левее них — схимники с крыльями (схиму называют «ангельским образом»). Ад и рай разделены столбом, к нему прикован «милостивый блудник» из византийской притчи, который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».
Неизвестно, увидят ли ныне живущие люди окончание человеческой истории. Но смерть каждого из нас, в конечном счете, — не менее страшное, катастрофическое событие. Пусть это случится в результате войны, стихийного бедствия, от какой-то болезни или естественным путем, но умирать-то придется каждому человеку, единственным образом и единственный раз.
— Иногда можно услышать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?
— Бог сотворил человека свободным. Он сотворил его таким, что Сам в эту свободу не может вмешаться. И если человек избирает определенный путь, принимает какое-то решение — это его решение, и Бог уважает его. Поэтому если человек принимает какое-то решение, пускай даже очень неправильное с точки зрения Бога, Он, тем не менее, попускает человеку выполнить его, в частности, совершить грех. Иначе Творец начал бы просто ломать то, что Сам создал.
Господь на протяжении жизни человека как-то влияет на человека. Если обратиться к этой аналогии: родитель воспитывает ребенка, обучает его, пытается как-то оградить от влияния недолжного и чего-то злого. Но человек, в конечном счете, становится взрослым и сам избирает добро или зло.
Когда перед нами стоит возможность совершения греха, мы очень часто чувствуем, что происходят какие-то события, которые как бы удерживают нас от совершения этого шага. Как правило, они носят не запретительный характер, а предупредительный. И человек может на минуту остановить свое уже начатое движение и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может продолжить движение, направленное ко греху, но может и удержаться. Господь всегда дает эту возможность и несколько как бы удерживает человека. Бог старается нам помочь, но окончательное слово всегда останется за нами. Поэтому при подведении итога жизни — ответственность будет на человеке.
Мы называем 25‑ю главу Евангелия от Матфея Евангелием о Страшном Суде, хотя слова «страшный» там нет. Что же в нем страшного? Если мы прочитаем весь текст, то увидим, что страшна очевидность нашего беззакония, очевидность нашего равнодушия. В этой главе Сам Господь говорит о последнем суде, и Он говорит о том, что оправданы будут те, которые помогли ближнему своему: посетили больного, заключенного в темнице, накормили голодного, напоили жаждущего, одели нагого; и будут осуждены те, кто этого не сделал. Ибо, говорит Господь, «так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Здесь, на этом последнем срезе нашего бытия, на грани пребывания в вечности обнажается вся правда о нас самих. Поэтому последний суд будет страшен именно тем, что эта правда, которую, может быть, мы часто скрываем от окружающих и больше всего — от самих себя, будет представлена пред нами во всей своей неприглядности. И мы увидим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стремимся, жертвуем ли чем-то ради человека, который нуждается рядом с нами, или мы живем только эгоистическим устремлением. Вот это и будет страшный и последний суд.
Христианская эсхатология (учение о конце времен) придерживается традиции авраамических религий, но имеет свои особенности. Христиане верят, что в будущем придет Антихрист , а после него будет Второе пришествие Иисуса Христа , он снизойдет с небес и устроит Страшный суд .
Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.
Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.
Перед Страшным судом на несколько лет восторжествует царство Антихриста . Антихрист - человек, который возглавит политическую и религиозную власть в мире, и начнет массовые гонения на христиан.
Перед пришествием Антихриста появится лжепророк. Он будет петь гимны в честь будущего повелителя и начнет бороться с христианством . Дьявольская сила накроет мир, лжепророк разошлет лжеапостолов во все страны для борьбы с церковью.
Лжепророк как оруженосец Антихриста подготовит мир к его приходу. Антихрист, прислушиваясь к Сатане, исполнит все его тайные желания - максимально постарается извратить души людей.
Затем свершится второе пришествие Иисуса Христа . Он войдет в мир, где царствует Антихрист со своими последователями. Иисус одолеет антихристово племя могучею рукою, возьмет демонов за шиворот и кинет в адово пламя.
После победы Иисуса Христа произойдет воскресенье мертвых . Иисус лично воскресит каждого человека, жившего на земле, как воскрешал Лазаря в евангельской истории.
Люди воскреснут в преображенном теле , нетленном и бессмертном, по аналогии воскресения Иисуса Христа. Это должно произойти в один момент. Тела живущих тоже преобразуются.
Воскресение во плоти необходимо, потому что в христианстве человек - целостное существо , он есть гармония души и плоти.
Иисус будет судить людей за дела, слова и помыслы. Таков будет Суд , именуемый Страшным . Помимо людей Иисус изменит весь мир, сделав его нетленным и духовным, чтобы праведники жили вечно. Тела и души грешников будут испытывать (возможно) вечные мучения, а тела и души праведников - вечное блаженство.
Страшный суд потому страшен, что муки грешников будут вечными. Событие еще ивзестно как Судный день или День гнева Божия . Судить будут пред всеми людьми и ангелами. Никто не сможет укрыть своего истинного лица.
Грешники попадут в ад , который есть "отсутствие света". Праведники попадут в рай , который понимается как Царство Божие . Слова ад и рай - это многозначные слова. Но в контексте эсхатологии они имеют определенные значения - места для грешников и праведников после Суда.
Конец света в христианстве - это не конец как таковой, но лишь конец существующего искаженного и грешного мира . Мир будет преображен и станет совершенно иным. В основном из-за этой идеи христианство получило колоссальное распространение в ущемленных социальных группах Римской Империи.
Заключительная фаза Армагеддона (понимаемого, как страшный суд Божий над силами зла), в котором придет конец уже не только царству антихриста , но и его воинствам и даже ему самому (вместе с драконом-сатаной, лжепророком, нечестивыми царями и порочными людьми) изображается в 19 главе Откровения святого Иоанна Богослова .
Этой фазе будет предшествовать одно из самых важных событий в мировой истории - Второе пришествие Христово , после которого мир переживет обновление, человек - духовное преображение, а история превратится не в метаисторическую эпоху, но, как справедливо утверждает греческий митрополит Иерофей (Влахос), в историю святых (Иерофей (Влахос), митрополит. «Жизнь после смерти»).
Вторично Христос придет уже не в образе Доброго Пастыря, чтобы спасать мир (Ин.3:17), но как грозный Судия , чтобы по слову Бога Отца (Ин. 5:22) судить живых и мертвых (Деян.10:42). Второе пришествие Христово произойдет, согласно новозаветным пророчествам . Сын Человеческий явится во всей «славе Своей» (Матф.25:31); как Грядущий «на облаках» (Мк.13:26). Люди обнаружат Его «на воздухе» (1Фес.4:17). Пришествие Христово, кроме того, «узрит всякое око» (Откр.1:7).
В. Васнецов. Страшный суд. Роспись Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
В. Васнецов. Страшный суд. Роспись Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Значение второго пришествия Христова как для сил добра, так и для сил зла трудно переоценить. Ибо земная Церковь Христова (оставшиеся в живых праведники) получит Жениха не в культурном символе, даже не в Святых дарах, но явно, «вживую». Живой Христос не белом коне укрепит веру христиан , подтвердит их духовную правоту , даст благодать для противостояния в духовной войне, объединит против сил зла .
Что же касается сил зла: неверов, богоборцев, демонов и их вождей (сатаны, антихриста и лжепророка), то последние подойдут к осознанию онтологического проигрыша , ибо опровергнется их главный аргумент, согласно которому «Иисуса Христа не было». Ибо беззаконника (антихриста, по слову апостола Павла) Господь Иисус истребит «явлением пришествия Своего» (2Фесс.2:8).
Второе пришествие Христово предварит ряд весьма важных событий. Сначала хор «как бы многочисленного народа» возвестит «славу, честь и силу Господу нашему» (Откр.19:1). Хор здесь, по мысли свт. Кесария Арелатского, обозначает очищенную Церковь , из которой «вышли все злые люди» («Изложение Откровения»). Затем двадцать четыре старца (12 ветхозаветных патриархов и 12 апостолов) и четыре животных (ангел, лев, телец, орел; символы четырех евангелистов) поклонятся Богу, Сидящему на престоле (Откр.19:4). У свт. Андрея Кесарийского «Божий престол есть Херувимы и Серафимы», которые повелевают воспевать Бога и малым и великим («Толкование на Апокалипсис»). После этого Ангел возвестит Иоанну о наступлении брачной вечери Агнца и скажет о блаженстве попавших на эту вечерю Господню. У А. П. Лопухина, «брачная вечеря есть выражение самого тесного общения с Господом, которое может быть только в будущей жизни». Она наступит только в конце времен («Толковая Библия»).
В. Васнецов. Агнец Божий. Роспись Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
В. Васнецов. Агнец Божий. Роспись Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Только после всего этого и произойдет второе пришествие Христово . Сын Божий явится в мир не из убогого вертепа, но прямо из Царства Небесного. Он придет не на осле, но на коне . Не в белой одежде, но в багрянице . Вот откровение святого Иоанна о том, как это будет:
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:11-14).
Белый конь Христа символизирует, по мысли прп. Андрея Кесарийского, Его престол , который есть «светлость святых». Иначе говоря, престол Христов - это чистые, праведные, безгрешные люди, Церковь торжествующая. А Его « диадимы » (или венцы) обозначают «власть над всем сущим на земле и на небе» («Толкование на Апокалипсис»).
В. Васнецов. Апокалипсис. Триптих. Центральная часть. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
В. Васнецов. Апокалипсис. Триптих. Центральная часть. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Главная цель Христа во время второго пришествия - поразить силы зла , собранные для войны с Ним и его воинством на горе Мегиддо . Ибо двух царств (добра и зла) на земле быть не может. Конфликт неизбежен. Потому и представляется Христос в необычно страшном виде: в образе грозного, вооруженного и облеченного великой силой военачальника и с очами, как пламень огненный . Это нужно для того, чтобы показаться страшным для врагов и стать надеждой и утешением для земной Церкви. Весьма важное значение в Армагеддоне (понимаемом, прежде всего, как суд Божий) приобретают очи Христа, изображаемые как « пламень огненный ». Такие очи для людей святых будут только радостью от просвещения Светом Христовым. Но для людей грешных пламенные очи Христа станут мучением , наказанием за грех. Ибо Последний, как говорит А. П. Лопухин, «проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему» («Толковая Библия»).
В Армагеддоне главную роль будет играть именно военачальник Христос (для этого Он, собственно, и является с неба), но не его воинство (ангелы и святые). Христос разрушит царство антихриста. Христос поразит языческие народы и упасет их жезлом железным (Откр.19:15). Христос истребит все воинство антихриста, то есть «принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр.19:20). Христос, наконец, задаст « трепку » (выражение прп. Паисия Святогорца») самому антихристу и убьет его убьет «духом уст Своих» (2Фесс.2:8).
Ибо Христос явится, как великий Мздовоздаятель , чтобы раскрыть тайну беззакония (2Фесс.2:8). Он примет вид Царя царей , чтобы исполнить святую волю Свою не только на небе, но и на земле (по тексту молитвы Господней «да будет воля Твоя и на земли, как на небе» (Матф.6:10)). Он примет образ Отца , защищающего детей (христиан).
Все это, конечно, не значит , что легионы святых ангелов, пришедших вместе с Иисусом, останутся совсем не у дел в событии Армагеддона. Один из Ангелов Божиих даст сигнал начала великой вечери Божией (или Армагеддона), после которой другие ангелы приготовятся к этой вечере. Вот как изображает святой Иоанн начало великой вечери Божией:
«И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. » (Откр.19:17-19).
Если стоящий на солнце Ангел - это «глашатай божественного воинства», то другие ангелы - это летающие птицы . Прп. Андрей Кесарийский относит птиц к ангелам «по причине быстроты и высоты полета для исправления нашего и научения» («Толкование на Апокалипсис»). То же самое говорит и прп. Экумений Триккский. У него ангелы собираются на битву по зову глашатая (ангела на солнце) для того, чтобы разделить «радость по поводу поражения врагов» («Комментарий на Откровение»).
В. Васнецов. Преддверие рая. Триптих. Центральная часть. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
В. Васнецов. Преддверие рая. Триптих. Центральная часть. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Задача Ангелов Божиих во время Армагеддона заключается не в том , чтобы буквально «пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр.19:18). Нет! Ангелы - это бесплотные духи. Они не могут питаться трупами. Их пища - это созерцание Божества.
Ангелы должны не допустить случайного или намеренного вхождения в Царство Божие ничего плотского, материального. Их функция - это функция охраны, ограждения , когда все вещественное становится вдруг несущественным (перефразируем лорда Беккета из «Пиратов Карибского моря»). Ибо съедением плоти у прп. Андрея Кесарийского показывается «уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен» («Толкование на Апокалипсис»). Это то время в аспекте второго пришествия, когда люди испытают полное изменение своих тел (1Кор.15:51-52). Для праведников подобное изменение будет блаженным, спокойным и радостным, а вот грешники испытают страшные мучения . Поэтому, как верно говорит А. П. Лопухин, символическое съедение Ангелами плоти грешников укажет «на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте» («Толковая Библия»).
Таким образом, поражение воинств антихриста произойдет не после грандиозного сражения, подобного Куликовской битве, но одним фактом второго пришествия Христова на белом коне в виде Судии. Христос-полководец совершенно обезоружит войско антихриста, а мучительное изменение тел грешников, не позволит им даже сопротивляться.
Поэтому Армагеддон закончится, даже не начавшись, ибо не может тварь сражаться с Творцом . Прп. Экумений Триккский так изображает событие Армагеддона: «Повели войну с Господом и божьими ангелами дьявол и антихрист. <. >, - и примкнувшие к ним цари; но потерпели разгром быстрее, чем [произносится] слово» («Комментарий на Откровение»).
Таким образом, Армагеддон по факту станет не сражением, но величайшим пиром веры (у святого Иоанна, великой вечерей Божией) по случаю второго пришествия Христова. Ибо, если вера - это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), то пир веры или ее апофеоз (возвеличивание, прославление) - это, когда невидимое становится видимым , а ожидаемое осуществляется .
О времени же второго пришествия Христова не может знать ни человек, ни даже Ангел Господень. Поэтому лирический герой Мары восклицает:
"Откуда мне знать, // Когда Воинство выйдет // В долину Мегиддо. // Их лики сияют, // И обнажены крылатые спины. // Цари всей земли обитаемой // Держат щиты и рубины. // Стеклянное море // Уносит в Последнюю Битву!" (Мара. "Мегиддо").
Всем тем, кто с сияющим ликом ожидает в серебряной башне наступления Армагеддона, желаю победы над миром, злыми людьми и демонами.
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Наказание главных вождей сил зла, "фюреров" Откровения (антихриста и лжепророка), во время Армагеддона произойдет сразу после уничтожения царства Антихриста, второго пришествия Христова, наступления брачной вечери Агнца (Откр.19:17) и поражения воинств нечестивых царей земных (запечатленных печатью с числом 666) у горы Мегиддо. Событие второго пришествия Христова по факту откроет новый период мировой истории, который будет называться историей святых.
В. Васнецов. Единородный Сын. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
В. Васнецов. Единородный Сын. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Только после всех этих событий осуществится суд Божий над главными вождями сил зла. В качестве предварительного наказания они примут гибель своего царства , своих воинств и своих планов относительно мирового господства (это будет ситуация профессора Мориарти после полного уничтожения лондонской полицией его могущественной преступной организации - ситуация человека, который потерял все). Что же касается основного наказания , то им станут тяжкие мучения в огненном озере , пылающем серой (как для Мориарти основной карой при жизни стала смерть в Рейхенбахском водопаде). Вот как изображает в Откровении наказание вождей сил зла святой апостол Иоанн Богослов:
«И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр.19:19-21).
С лжепророком все понятно. Это тот самый зверь, который в 13 главе Откровения выходит из земли (Откр. 13:11) для того, чтобы великими знамениями и чудесами обольщать доверчивых людей (Откр.13:13).
Что касается "зверя" из 19 стиха 19 главы Откровения, то это тот самый зверь Откровения, который выходит не из земли, но из моря (Откр.13:1) - с семью головами и десятью рогами . Это «человек греха, сын погибели» (2Фес.2:3). Или антихрист - глава уже разрушенного Вавилона и исполнитель преступных замыслов прародителя зла - сатаны.
Оба "фюрера" сил зла по особому Промыслу Божию (как наиболее виновные в преступлении Божественных законов) подвергнутся одному наказанию : они живыми ввергнутся в озеро огненное (Откр.19:20). Прочие люди (остатки армии антихриста - те, кто избежит духовного съедения птицами-ангелами) подвергаются другому наказанию : их убьет мечом Сидящий на белом коне, то есть Господь Иисус Христос.
Оба наказания: для главных вождей и для их клевретов - соответствуют высшей мере справедливости Божией , ибо Господь полагает для для начинателей войны более суровое наказание (огненное озеро, пылающее серой), а для их сообщников - более мягкое (смерть от меча). По мысли преподобного Экумения Триккского, «куда лучше скорое наказание мечом, чем огнем» («Комментарий на Откровение»).
Ибо смерть от духовного меча (который, по апостолу Павлу (Еф.6:17), есть "Слово Божие") - это всего лишь суд Божий помышлений и намерений сердечных у человека(Евр. 4:12), Подобная смерть (суд) предполагает только душевные муки (в соответствии с сотворенными человеком грехами). Она (до всеобщего воскресения мертвых) не предусматривает телесных страданий. А вот ввержение живыми в огненное озеро после полного изменения тел (1Кор.15:51-52) - наказание похлеще. Ибо страдать в огненном озере будет не только душа , но и тело . Иначе говоря, страдание будет двойным . И продлится это страдание вечно.
Участь зверя и лжепророка после Армагеддона в определенной мере разделил легендарный капитан Джек Воробей из знаменитых « Пиратов Карибского моря ». Ибо капитан "Черной жемчужины" в третьей части франшизы («На краю света») попал в так называемый « тайник » Дейви Джоунза, где пережил страшные мучения из-за жары, отсутствия моря, людей, неподвижного корабля и раздвоения собственной личности.
Огненное озеро , горящее серой, очень похоже по функционалу на тайник Дейви Джоунза. Ибо в тайнике Джоунза Джек Воробей мучился не только душевно , но и телесно . Он попал не в обычный ад, но в « долину возмездия », по словам волшебницы Тиа Дальмы (той же Калипсо). Вот как характеризует Тиа Дальма ужасный тайник Джоунза:
«Джек Воробей угодил и духом и телом не в обитель усопших, а в долину возмездия. Участи страшнее, чем эта, даже представить себе невозможно. Бесконечные страдания… вот, что ждет любого в тайнике Дэйви Джонса» («Пираты Карибского моря». «На краю света»).
То же самое , что происходило с Джеком Воробьем в третьей части «Пиратов Карибского моря», произойдет, согласно Откровению, с антихристом и лжепророком . Эти люди за свои тяжкие грехи против Бога и человечества попадут в « долину возмездия » - в огненное озеро, горящее серой. Преступники будут страдать и душевно , и телесно . Их страдания будут вечными . И в отличии от Джека Воробья им не удастся сбежать , поскольку у пророка Даниила сказано об антихристе, что «никто не поможет ему» (Дан.11:45). Это значит, что, когда Господь выступит против антихриста и лжепророка, последние останутся наедине с Творцом. Прежде всего, потому, что помогать им будет некому: все «прочие» будут убиты. Возможно, также и потому, что не найдется таких людей, которые захотели бы им помочь в виду всеобщего поражения сил зла , вызванного вторым пришествием Христа на белом коне.
Прп. Андрей Кесарийский называет ввержение антихриста и лжепророка в огненное озеро не судом , но осуждением (иначе говоря, исполнением Божественного приговора ). Суда над вождями сил зла не будет, ибо их злодеяния настолько очевидны, что не требуют доказательств. Под осуждением преподобный Андрей понимает не физическую смерть (которая заключается в разлучении души от тела) и даже не смерть душевную (от грехов и пороков), но смерть духовную - в огненном озере, пылающем серой, где человек будет мучиться и телом, и душой, и духом. Вот комментарий к 19 стиху 19 главы Откровения от прп. Андрея:
"Мы же утверждаем, что живые суть. что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением" ("Толкование на Апокалипсис").
Таким образом, конец антихриста и лжепророка будет очень печальным. Оба попадут долину возмездия , в место вечных мучений ; туда, откуда никто никогда не возвращается. Оба будут заключены в огненном озере (и в своих телах), как в ловушке. Это озеро станет могилой как для них, так и для их честолюбивых планов относительно мирового господства.
А что же диавол ? Куда денется он?
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Старец Гавриил (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе) с юных лет отличался от своих сверстников. Несмотря на атеистическое воспитание, в возрасте 12 лет он знал все Евангелие наизусть. Старец стал монахом в 1955 году. Сорок лет он жил на кладбищах, в тюрьмах и психиатрических больницах. Пятнадцать лет он просил милостыню, выживал, как мог.
Долгое время инок Гавриил жил в презрении и гонениях со стороны народа. Он тайком поселился в небольшой пещере, вырытой в скале, и со слезами молился обо всем человечестве.
Когда время гонений прошло, многие люди стали искать в его лице духовного наставника. У старца открылся дар прозорливости; существует множество свидетельств совершенных им чудесах. В последние годы своей жизни он удалился в монастырь Мцхета, где стал архимандритом и впоследствии был похоронен. Перед смертью у него брали анализ крови: примечательно, что кровь эта не испортилась. Вся жизнь старца Гавриила ясно показала, что Христос пребывал в его душе. Старец упокоился с миром 2 ноября 1995 года.
Старец о приближении Страшного Суда и пришествии Антихриста
Сейчас последние дни. Антихрист вырастает из ребенка, которому некоторые будут поклоняться. И чего я только не делал, пытаясь узнать его имя. С Божьей помощью мне явился ангел Господень и объявил: «Никто не может разгадать эту тайну. «Пойдем, Гавриил, позволь мне написать для тебя его имя».
И он открыл его мне. Но это вас не касается. Для людей это все еще скрыто. Он (Антихрист) идет за теми, кто его ждет. Никто не будет применять силу (насилие), чтобы дать вам его число. Все будет сделано добровольно. И исповедь тут не поможет. Будьте осторожны.
Наступят дни, когда вы будете есть землю…! По телевидению будет транслироваться борьба святых пророков Еноха и Илии с антихристом. Из-за наших грехов будут ужасные землетрясения.
Когда Богородица покинет Святую Гору Афон, зазвонят колокола. Храмы наклонятся, чтобы приветствовать образ Божьей Матери. Они будут поклоняться Царице Неба и Земли. И все это будет транслироваться по телевидению. Это будет Божьей милостью для душ, которые должны спастись!
(Возможно, старец говорил о грядущем знамении иконы Богородица Вратарница, которая хранится в монастыре Иверон на Афоне. Согласно преданию, Святой Афон существует до тех пор, пока здесь хранится этот образ. Если икона исчезнет, Святая Гора будет разрушена).
В годы антихриста будут трудности. Если вы украдете еду, то нарушите одну из десяти заповедей, и тот, кто это сделает, получит число, то есть печать Антихриста. Верующие будут надеяться на Бога, и в последние дни Господь совершит такие чудеса над Своим собственным народом, что они, съев один листочек, смогут продержаться без еды в течение месяца. Перекрестив землю, она станет для них хлебом.
— Если мы откажемся принять печать Антихриста, и нам поставят ее силой, то что будет тогда?
Если надругаться над чистой девушкой против ее воли, она останется невинной перед Господом. И с печатью Антихриста так будет.
Вскоре последователи антихриста вознесут свой крест; они войдут в церкви, они будут проповедовать заповеди Евангелия, но если они не будут делать добрых дел, не верьте им. Вы узнаете народ Божий по их деяниям.
Когда ждать пришествия Антихриста
Вы увидите пришествие Антихриста, но не будет таких великих отцов, к которым вы могли бы обратиться за советом. Это как ходить по разным врачам, путаясь, в поисках ответа. Вы будете сбиты с толку и не сможете исцелиться духовно.
Любовь — единственная сила, с которой человек сможет противостоять ловушкам Антихриста. Половина ада — на земле. Антихрист уже стоит в дверях и пытается войти. Вы доживете до Антихриста. Везде будет царствовать Антихрист, и будут гонения. И раньше люди думали, что придет Антихрист, но это были не знамения.
В последние дни не смотрите на небо. Потому что такие «чудеса» будут происходить, что они введут вас в искушение, они вас уничтожат.
Антихрист родился, и его печать будет видимой. Печать эту поставят человеку на лоб и на руку. Они уже готовят его трон.
Они всех запишут и внесут в свои списки. Никто не сможет жить вне списка. От них будут зависеть жизни людей. У всех продуктов будет свой номер. Сначала с линиями, а потом явно. Эти линии уже являются числом Антихриста, там содержатся закодированные три шестерки (666).
Как победить лукавого
— Старец, а он знает, что он Антихрист?
— Он знает. Но ты поймешь? Помните: Антихрист все еще стучится в дверь. А когда кто-то стучит в твою дверь, ты что сделаешь?
— А когда ты увидишь гостя на пороге, что ты скажешь?
— Так и он, он ждет приглашения. Приглашение будет дано, и он придет. Теперь дверь открыта. Он не стучит. Он уже стоит у порога и ждет приглашения.
Помните: те, кто верит только разумом, последуют за Антихристом. Но всякий, кто верит всем сердцем, распознает его.
Автор статьи
Читайте также: