Что будет с антихристом на страшном суде

Обновлено: 24.04.2024

Апо­ка­лип­сис, рас­ска­зы­ва­ю­щий о Страш­ном Суде и пред­ше­ству­ю­щих ему вели­ких бед­ствиях, завер­шает радост­ный воз­глас: «Ей, гряди, Гос­поди Иисусе!» Глядя на ниж­ние части иконы Страш­ного Суда раз­де­лить радость этого ожи­да­ния непро­сто. Воз­можно, именно поэтому в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной среде эсха­то­ло­ги­че­ская тема нередко вызы­вает опре­де­лен­ное напря­же­ние: люди выис­ки­вают при­знаки конца вре­мен даже там, где их нет, ищут чудес­ных средств «отсро­чить» испол­не­ние Откро­ве­ния, выпа­дают из соци­ума и даже зары­ва­ются под землю… О пра­виль­ном отно­ше­нии к гря­ду­щим судь­бам мира и Церкви наш кор­ре­спон­дент Елена Насле­ды­шева бесе­дует с про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Степановым.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов в 1980 году окон­чил физи­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета. Рабо­тал в Физико тех­ни­че­ском инсти­туте им. А.Ф. Иоффе, Ленин­град­ском инже­нерно-стро­и­тель­ном инсти­туте (ЛИСИ), заве­до­вал лабо­ра­то­рией теп­ло­фи­зики. Кан­ди­дат физико-мате­ма­ти­че­ских наук. Руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ника в 1992 году. Насто­я­тель домо­вой церкви вели­ко­му­че­ницы Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ницы и храма свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Фео­дора, Давида и Кон­стан­тина Яро­слав­ских в Санкт-Петер­бурге. Пред­се­да­тель епар­хи­аль­ной комис­сии по бла­го­тво­ри­тель­но­сти СПб. Глав­ный редак­тор радио­стан­ции «Град Петров».

- Если мы обра­тимся к биб­лей­скому повест­во­ва­нию о конце вре­мен, то, во-пер­вых, уви­дим радость. Это не страшно, это радостно: «И уви­дел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взо­ром чита­теля воз­ни­кает новый Иеру­са­лим, новый град, испол­нен­ный вся­кого богат­ства. Пере­чис­ля­ется мно­же­ство дра­го­цен­ных кам­ней, золото и про­чее (см. Откр.21 ). Это не веще­ствен­ные дра­го­цен­но­сти, а образ чего-то наи­бо­лее цен­ного, наи­бо­лее пре­крас­ного, что в созна­нии людей того вре­мени могло быть.

Книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова повест­вует, конечно, не про­сто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конеч­ной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее без­услов­ное тор­же­ство. Да, зна­чи­тель­ная часть посвя­щена борьбе мира сего про­тив Хри­ста, про­тив вер­ных, про­тив тех людей, кото­рые хотят жить не по зако­нам мира сего, а по зако­нам Божьим, по зако­нам, кото­рые Хри­стос оста­вил людям. Но по суще­ству, Апо­ка­лип­сис активно утвер­ждает, что эсха­то­ло­ги­че­ское, послед­нее, пре­дель­ное в смысле конца («эсха­тон» — это конец, обрыв, завер­ше­ние чего-то) изме­ре­ние уже при­сут­ствует в этом мире. То есть веч­ность уже вошла в мир. Одно­вре­менно с этим вхо­дит и суд. Суд, соб­ственно, начался с того момента, когда Гос­подь вопло­тился. С этого момента мы имеем образ Чело­века с боль­шой буквы. «Се, Чело­век!» — гово­рит Пилат. Мы имеем как бы уни­вер­саль­ную меру всех вещей, уни­вер­саль­ную меру добра и зла, кри­те­рий суда вообще, при­чем явлен­ный не тео­ре­ти­че­ски, не в виде фило­со­фии или какой-то тео­рии, а в виде живой лич­но­сти. И Сама эта Лич­ность гово­рит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).

Суть хри­сти­ан­ского бла­го­ве­стия в том, что Цар­ство Божие, как гово­рит Гос­подь в Еван­ге­лии (см. Мф.4:17 ), при­бли­зи­лось, оно уже при­сут­ствует здесь. Конец уже при­сут­ствует в мире, и это при­сут­ствие есть Цер­ковь. И каж­дый из живу­щих сей­час может быть при­об­щен к этому окон­ча­тель­ному бытию мира, войдя в Цер­ковь, начав по-насто­я­щему глу­боко жить ее жиз­нью — не ужас­ной, а радостной!

— Кажется, однако, что даже веру­ю­щие люди в глу­бине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.

- А какой смысл его отсро­чить? Может быть, дать время кому-то еще оду­маться, придти к Богу. Но это время опре­де­ляет Сам Гос­подь. Тогда, когда пол­нота всего доб­рого и пози­тив­ного, что может про­изойти в мире, свер­шится, испол­нится, тогда, оче­видно, будет исчер­пан смысл бытия этого мира…

— Мно­гие, осо­бенно в цер­ков­ной среде, видят при­знаки послед­них вре­мен в про­ис­хо­дя­щих то там то здесь ката­клиз­мах и сти­хий­ных бед­ствиях. Что вы дума­ете об этом?

— ХХ век, как мы видим, был напол­нен ката­стро­фами, но они были и в древ­но­сти, они были все­гда — с момента гре­хо­па­де­ния, кото­рым орга­ни­че­ская связь Бога, чело­века и всего твар­ного мира была раз­ру­шена. Как гово­рит апо­стол Павел: «Посему, как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и гре­хом смерть, так и смерть пере­шла во всех чело­ве­ков, потому что в нем все согре­шили» ( Рим.5:12 ). Чело­век ответ­стве­нен за вхож­де­ние мерт­вой струи в ту жизнь, кото­рую сотво­рил Бог. Боль­шая часть рода чело­ве­че­ского ото­шла от Хри­ста, ото­шла от Церкви, живет по зако­нам мира сего, и, есте­ственно, такая жизнь при­во­дит к ката­стро­фам и ката­клиз­мам, кото­рые умно­жа­ются по мере умно­же­ния греха.

Наблю­дая за этими собы­ти­ями, мы можем гово­рить о том, что при­бли­жа­ется время конца света. Но в Еван­ге­лии Гос­подь гово­рит: «Не ваше дело знать вре­мена или сроки, кото­рые Отец поло­жил в Своей вла­сти» ( Деян.1:7 ). Еван­ге­лие мно­го­кратно воз­вра­ща­ется к теме того, что мы должны быть все­гда готовы «пред­стать пред Сына Человеческого».

Чем страшен Страшный Суд

Нов­го­род­ская икона XV века «Страш­ный суд». Слева вверху — Гор­ний Иеру­са­лим со свя­тыми, в цен­тре в круге — Гос­подь-Саваоф в окру­же­нии сера­фи­мов и Еноха, взя­того живым на небо и полу­чив­шего от Бога откро­ве­ние о пред­сто­я­щих перед кон­цом мира собы­тиях. Справа — Хри­стос с анге­лами, про­го­ня­ю­щими тре­зуб­цами тьму, и анге­лами, скло­нив­ши­мися перед кре­стом. В сле­ду­ю­щем ряду — ангелы и апо­столы, в цен­тре — Хри­стос-Спа­си­тель, рядом с ним Бого­ма­терь и Иоанн Пред­теча, на коле­нях стоят Адам и Ева. Они молят Хри­ста за чело­ве­че­ский род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия раз­но­цвет­ные кольца, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие мытар­ства, через кото­рые должны пройти греш­ники. Ниже — длань, дер­жа­щая весы, кото­рые бесы ста­ра­ются пере­тя­нуть в свою сто­рону. Справа — земля и море, «отда­ю­щие мерт­ве­цов», под ними — ад, где сатана дер­жит Иуду. Ангел тре­зуб­цем отправ­ляет в ад греш­ни­ков: епи­скопа, царя и монаха. Слева в кругу изоб­ра­же­ние рая с Бого­ро­ди­цей, анге­лами и бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, внизу врата рая, в кото­рые вхо­дят пра­вед­ники, левее них — схим­ники с кры­льями (схиму назы­вают «ангель­ским обра­зом»). Ад и рай раз­де­лены стол­бом, к нему при­ко­ван «мило­сти­вый блуд­ник» из визан­тий­ской притчи, кото­рый «ради мило­стыни избав­лен от веч­ных мук, а ради блуда лишен Цар­ства Небесного».

Неиз­вестно, уви­дят ли ныне живу­щие люди окон­ча­ние чело­ве­че­ской исто­рии. Но смерть каж­дого из нас, в конеч­ном счете, — не менее страш­ное, ката­стро­фи­че­ское собы­тие. Пусть это слу­чится в резуль­тате войны, сти­хий­ного бед­ствия, от какой-то болезни или есте­ствен­ным путем, но уми­рать-то при­дется каж­дому чело­веку, един­ствен­ным обра­зом и един­ствен­ный раз.

— Ино­гда можно услы­шать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?

— Бог сотво­рил чело­века сво­бод­ным. Он сотво­рил его таким, что Сам в эту сво­боду не может вме­шаться. И если чело­век изби­рает опре­де­лен­ный путь, при­ни­мает какое-то реше­ние — это его реше­ние, и Бог ува­жает его. Поэтому если чело­век при­ни­мает какое-то реше­ние, пус­кай даже очень непра­виль­ное с точки зре­ния Бога, Он, тем не менее, попус­кает чело­веку выпол­нить его, в част­но­сти, совер­шить грех. Иначе Тво­рец начал бы про­сто ломать то, что Сам создал.

Гос­подь на про­тя­же­нии жизни чело­века как-то вли­яет на чело­века. Если обра­титься к этой ана­ло­гии: роди­тель вос­пи­ты­вает ребенка, обу­чает его, пыта­ется как-то огра­дить от вли­я­ния недолж­ного и чего-то злого. Но чело­век, в конеч­ном счете, ста­но­вится взрос­лым и сам изби­рает добро или зло.

Когда перед нами стоит воз­мож­ность совер­ше­ния греха, мы очень часто чув­ствуем, что про­ис­хо­дят какие-то собы­тия, кото­рые как бы удер­жи­вают нас от совер­ше­ния этого шага. Как пра­вило, они носят не запре­ти­тель­ный харак­тер, а пре­ду­пре­ди­тель­ный. И чело­век может на минуту оста­но­вить свое уже нача­тое дви­же­ние и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может про­дол­жить дви­же­ние, направ­лен­ное ко греху, но может и удер­жаться. Гос­подь все­гда дает эту воз­мож­ность и несколько как бы удер­жи­вает чело­века. Бог ста­ра­ется нам помочь, но окон­ча­тель­ное слово все­гда оста­нется за нами. Поэтому при под­ве­де­нии итога жизни — ответ­ствен­ность будет на человеке.

Мы назы­ваем 25‑ю главу Еван­ге­лия от Мат­фея Еван­ге­лием о Страш­ном Суде, хотя слова «страш­ный» там нет. Что же в нем страш­ного? Если мы про­чи­таем весь текст, то уви­дим, что страшна оче­вид­ность нашего без­за­ко­ния, оче­вид­ность нашего рав­но­ду­шия. В этой главе Сам Гос­подь гово­рит о послед­нем суде, и Он гово­рит о том, что оправ­даны будут те, кото­рые помогли ближ­нему сво­ему: посе­тили боль­ного, заклю­чен­ного в тем­нице, накор­мили голод­ного, напо­или жаж­ду­щего, одели нагого; и будут осуж­дены те, кто этого не сде­лал. Ибо, гово­рит Гос­подь, «так, как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне».

Здесь, на этом послед­нем срезе нашего бытия, на грани пре­бы­ва­ния в веч­но­сти обна­жа­ется вся правда о нас самих. Поэтому послед­ний суд будет стра­шен именно тем, что эта правда, кото­рую, может быть, мы часто скры­ваем от окру­жа­ю­щих и больше всего — от самих себя, будет пред­став­лена пред нами во всей своей непри­гляд­но­сти. И мы уви­дим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стре­мимся, жерт­вуем ли чем-то ради чело­века, кото­рый нуж­да­ется рядом с нами, или мы живем только эго­и­сти­че­ским устрем­ле­нием. Вот это и будет страш­ный и послед­ний суд.

Христианская эсхатология (учение о конце времен) придерживается традиции авраамических религий, но имеет свои особенности. Христиане верят, что в будущем придет Антихрист , а после него будет Второе пришествие Иисуса Христа , он снизойдет с небес и устроит Страшный суд .

Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.

Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.

Перед Страшным судом на несколько лет восторжествует царство Антихриста . Антихрист - человек, который возглавит политическую и религиозную власть в мире, и начнет массовые гонения на христиан.

Перед пришествием Антихриста появится лжепророк. Он будет петь гимны в честь будущего повелителя и начнет бороться с христианством . Дьявольская сила накроет мир, лжепророк разошлет лжеапостолов во все страны для борьбы с церковью.

Лжепророк как оруженосец Антихриста подготовит мир к его приходу. Антихрист, прислушиваясь к Сатане, исполнит все его тайные желания - максимально постарается извратить души людей.

Затем свершится второе пришествие Иисуса Христа . Он войдет в мир, где царствует Антихрист со своими последователями. Иисус одолеет антихристово племя могучею рукою, возьмет демонов за шиворот и кинет в адово пламя.

После победы Иисуса Христа произойдет воскресенье мертвых . Иисус лично воскресит каждого человека, жившего на земле, как воскрешал Лазаря в евангельской истории.

Люди воскреснут в преображенном теле , нетленном и бессмертном, по аналогии воскресения Иисуса Христа. Это должно произойти в один момент. Тела живущих тоже преобразуются.

Воскресение во плоти необходимо, потому что в христианстве человек - целостное существо , он есть гармония души и плоти.

Иисус будет судить людей за дела, слова и помыслы. Таков будет Суд , именуемый Страшным . Помимо людей Иисус изменит весь мир, сделав его нетленным и духовным, чтобы праведники жили вечно. Тела и души грешников будут испытывать (возможно) вечные мучения, а тела и души праведников - вечное блаженство.

Страшный суд потому страшен, что муки грешников будут вечными. Событие еще ивзестно как Судный день или День гнева Божия . Судить будут пред всеми людьми и ангелами. Никто не сможет укрыть своего истинного лица.

Грешники попадут в ад , который есть "отсутствие света". Праведники попадут в рай , который понимается как Царство Божие . Слова ад и рай - это многозначные слова. Но в контексте эсхатологии они имеют определенные значения - места для грешников и праведников после Суда.

Конец света в христианстве - это не конец как таковой, но лишь конец существующего искаженного и грешного мира . Мир будет преображен и станет совершенно иным. В основном из-за этой идеи христианство получило колоссальное распространение в ущемленных социальных группах Римской Империи.

Заключительная фаза Армагеддона (понимаемого, как страшный суд Божий над силами зла), в котором придет конец уже не только царству антихриста , но и его воинствам и даже ему самому (вместе с драконом-сатаной, лжепророком, нечестивыми царями и порочными людьми) изображается в 19 главе Откровения святого Иоанна Богослова .

Этой фазе будет предшествовать одно из самых важных событий в мировой истории - Второе пришествие Христово , после которого мир переживет обновление, человек - духовное преображение, а история превратится не в метаисторическую эпоху, но, как справедливо утверждает греческий митрополит Иерофей (Влахос), в историю святых (Иерофей (Влахос), митрополит. «Жизнь после смерти»).

Вторично Христос придет уже не в образе Доброго Пастыря, чтобы спасать мир (Ин.3:17), но как грозный Судия , чтобы по слову Бога Отца (Ин. 5:22) судить живых и мертвых (Деян.10:42). Второе пришествие Христово произойдет, согласно новозаветным пророчествам . Сын Человеческий явится во всей «славе Своей» (Матф.25:31); как Грядущий «на облаках» (Мк.13:26). Люди обнаружат Его «на воздухе» (1Фес.4:17). Пришествие Христово, кроме того, «узрит всякое око» (Откр.1:7).

В. Васнецов. Страшный суд. Роспись Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В. Васнецов. Страшный суд. Роспись Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Значение второго пришествия Христова как для сил добра, так и для сил зла трудно переоценить. Ибо земная Церковь Христова (оставшиеся в живых праведники) получит Жениха не в культурном символе, даже не в Святых дарах, но явно, «вживую». Живой Христос не белом коне укрепит веру христиан , подтвердит их духовную правоту , даст благодать для противостояния в духовной войне, объединит против сил зла .

Что же касается сил зла: неверов, богоборцев, демонов и их вождей (сатаны, антихриста и лжепророка), то последние подойдут к осознанию онтологического проигрыша , ибо опровергнется их главный аргумент, согласно которому «Иисуса Христа не было». Ибо беззаконника (антихриста, по слову апостола Павла) Господь Иисус истребит «явлением пришествия Своего» (2Фесс.2:8).

Второе пришествие Христово предварит ряд весьма важных событий. Сначала хор «как бы многочисленного народа» возвестит «славу, честь и силу Господу нашему» (Откр.19:1). Хор здесь, по мысли свт. Кесария Арелатского, обозначает очищенную Церковь , из которой «вышли все злые люди» («Изложение Откровения»). Затем двадцать четыре старца (12 ветхозаветных патриархов и 12 апостолов) и четыре животных (ангел, лев, телец, орел; символы четырех евангелистов) поклонятся Богу, Сидящему на престоле (Откр.19:4). У свт. Андрея Кесарийского «Божий престол есть Херувимы и Серафимы», которые повелевают воспевать Бога и малым и великим («Толкование на Апокалипсис»). После этого Ангел возвестит Иоанну о наступлении брачной вечери Агнца и скажет о блаженстве попавших на эту вечерю Господню. У А. П. Лопухина, «брачная вечеря есть выражение самого тесного общения с Господом, которое может быть только в будущей жизни». Она наступит только в конце времен («Толковая Библия»).

В. Васнецов. Агнец Божий. Роспись Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В. Васнецов. Агнец Божий. Роспись Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Только после всего этого и произойдет второе пришествие Христово . Сын Божий явится в мир не из убогого вертепа, но прямо из Царства Небесного. Он придет не на осле, но на коне . Не в белой одежде, но в багрянице . Вот откровение святого Иоанна о том, как это будет:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:11-14).

Белый конь Христа символизирует, по мысли прп. Андрея Кесарийского, Его престол , который есть «светлость святых». Иначе говоря, престол Христов - это чистые, праведные, безгрешные люди, Церковь торжествующая. А Его « диадимы » (или венцы) обозначают «власть над всем сущим на земле и на небе» («Толкование на Апокалипсис»).

В. Васнецов. Апокалипсис. Триптих. Центральная часть. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В. Васнецов. Апокалипсис. Триптих. Центральная часть. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Главная цель Христа во время второго пришествия - поразить силы зла , собранные для войны с Ним и его воинством на горе Мегиддо . Ибо двух царств (добра и зла) на земле быть не может. Конфликт неизбежен. Потому и представляется Христос в необычно страшном виде: в образе грозного, вооруженного и облеченного великой силой военачальника и с очами, как пламень огненный . Это нужно для того, чтобы показаться страшным для врагов и стать надеждой и утешением для земной Церкви. Весьма важное значение в Армагеддоне (понимаемом, прежде всего, как суд Божий) приобретают очи Христа, изображаемые как « пламень огненный ». Такие очи для людей святых будут только радостью от просвещения Светом Христовым. Но для людей грешных пламенные очи Христа станут мучением , наказанием за грех. Ибо Последний, как говорит А. П. Лопухин, «проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему» («Толковая Библия»).

В Армагеддоне главную роль будет играть именно военачальник Христос (для этого Он, собственно, и является с неба), но не его воинство (ангелы и святые). Христос разрушит царство антихриста. Христос поразит языческие народы и упасет их жезлом железным (Откр.19:15). Христос истребит все воинство антихриста, то есть «принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр.19:20). Христос, наконец, задаст « трепку » (выражение прп. Паисия Святогорца») самому антихристу и убьет его убьет «духом уст Своих» (2Фесс.2:8).

Ибо Христос явится, как великий Мздовоздаятель , чтобы раскрыть тайну беззакония (2Фесс.2:8). Он примет вид Царя царей , чтобы исполнить святую волю Свою не только на небе, но и на земле (по тексту молитвы Господней «да будет воля Твоя и на земли, как на небе» (Матф.6:10)). Он примет образ Отца , защищающего детей (христиан).

Все это, конечно, не значит , что легионы святых ангелов, пришедших вместе с Иисусом, останутся совсем не у дел в событии Армагеддона. Один из Ангелов Божиих даст сигнал начала великой вечери Божией (или Армагеддона), после которой другие ангелы приготовятся к этой вечере. Вот как изображает святой Иоанн начало великой вечери Божией:

«И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. » (Откр.19:17-19).

Если стоящий на солнце Ангел - это «глашатай божественного воинства», то другие ангелы - это летающие птицы . Прп. Андрей Кесарийский относит птиц к ангелам «по причине быстроты и высоты полета для исправления нашего и научения» («Толкование на Апокалипсис»). То же самое говорит и прп. Экумений Триккский. У него ангелы собираются на битву по зову глашатая (ангела на солнце) для того, чтобы разделить «радость по поводу поражения врагов» («Комментарий на Откровение»).

В. Васнецов. Преддверие рая. Триптих. Центральная часть. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В. Васнецов. Преддверие рая. Триптих. Центральная часть. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Задача Ангелов Божиих во время Армагеддона заключается не в том , чтобы буквально «пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр.19:18). Нет! Ангелы - это бесплотные духи. Они не могут питаться трупами. Их пища - это созерцание Божества.

Ангелы должны не допустить случайного или намеренного вхождения в Царство Божие ничего плотского, материального. Их функция - это функция охраны, ограждения , когда все вещественное становится вдруг несущественным (перефразируем лорда Беккета из «Пиратов Карибского моря»). Ибо съедением плоти у прп. Андрея Кесарийского показывается «уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен» («Толкование на Апокалипсис»). Это то время в аспекте второго пришествия, когда люди испытают полное изменение своих тел (1Кор.15:51-52). Для праведников подобное изменение будет блаженным, спокойным и радостным, а вот грешники испытают страшные мучения . Поэтому, как верно говорит А. П. Лопухин, символическое съедение Ангелами плоти грешников укажет «на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте» («Толковая Библия»).

Таким образом, поражение воинств антихриста произойдет не после грандиозного сражения, подобного Куликовской битве, но одним фактом второго пришествия Христова на белом коне в виде Судии. Христос-полководец совершенно обезоружит войско антихриста, а мучительное изменение тел грешников, не позволит им даже сопротивляться.

Поэтому Армагеддон закончится, даже не начавшись, ибо не может тварь сражаться с Творцом . Прп. Экумений Триккский так изображает событие Армагеддона: «Повели войну с Господом и божьими ангелами дьявол и антихрист. <. >, - и примкнувшие к ним цари; но потерпели разгром быстрее, чем [произносится] слово» («Комментарий на Откровение»).

Таким образом, Армагеддон по факту станет не сражением, но величайшим пиром веры (у святого Иоанна, великой вечерей Божией) по случаю второго пришествия Христова. Ибо, если вера - это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), то пир веры или ее апофеоз (возвеличивание, прославление) - это, когда невидимое становится видимым , а ожидаемое осуществляется .

О времени же второго пришествия Христова не может знать ни человек, ни даже Ангел Господень. Поэтому лирический герой Мары восклицает:

"Откуда мне знать, // Когда Воинство выйдет // В долину Мегиддо. // Их лики сияют, // И обнажены крылатые спины. // Цари всей земли обитаемой // Держат щиты и рубины. // Стеклянное море // Уносит в Последнюю Битву!" (Мара. "Мегиддо").

Всем тем, кто с сияющим ликом ожидает в серебряной башне наступления Армагеддона, желаю победы над миром, злыми людьми и демонами.

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Наказание главных вождей сил зла, "фюреров" Откровения (антихриста и лжепророка), во время Армагеддона произойдет сразу после уничтожения царства Антихриста, второго пришествия Христова, наступления брачной вечери Агнца (Откр.19:17) и поражения воинств нечестивых царей земных (запечатленных печатью с числом 666) у горы Мегиддо. Событие второго пришествия Христова по факту откроет новый период мировой истории, который будет называться историей святых.

В. Васнецов. Единородный Сын. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

В. Васнецов. Единородный Сын. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Только после всех этих событий осуществится суд Божий над главными вождями сил зла. В качестве предварительного наказания они примут гибель своего царства , своих воинств и своих планов относительно мирового господства (это будет ситуация профессора Мориарти после полного уничтожения лондонской полицией его могущественной преступной организации - ситуация человека, который потерял все). Что же касается основного наказания , то им станут тяжкие мучения в огненном озере , пылающем серой (как для Мориарти основной карой при жизни стала смерть в Рейхенбахском водопаде). Вот как изображает в Откровении наказание вождей сил зла святой апостол Иоанн Богослов:

«И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр.19:19-21).

С лжепророком все понятно. Это тот самый зверь, который в 13 главе Откровения выходит из земли (Откр. 13:11) для того, чтобы великими знамениями и чудесами обольщать доверчивых людей (Откр.13:13).

Что касается "зверя" из 19 стиха 19 главы Откровения, то это тот самый зверь Откровения, который выходит не из земли, но из моря (Откр.13:1) - с семью головами и десятью рогами . Это «человек греха, сын погибели» (2Фес.2:3). Или антихрист - глава уже разрушенного Вавилона и исполнитель преступных замыслов прародителя зла - сатаны.

Оба "фюрера" сил зла по особому Промыслу Божию (как наиболее виновные в преступлении Божественных законов) подвергнутся одному наказанию : они живыми ввергнутся в озеро огненное (Откр.19:20). Прочие люди (остатки армии антихриста - те, кто избежит духовного съедения птицами-ангелами) подвергаются другому наказанию : их убьет мечом Сидящий на белом коне, то есть Господь Иисус Христос.

Оба наказания: для главных вождей и для их клевретов - соответствуют высшей мере справедливости Божией , ибо Господь полагает для для начинателей войны более суровое наказание (огненное озеро, пылающее серой), а для их сообщников - более мягкое (смерть от меча). По мысли преподобного Экумения Триккского, «куда лучше скорое наказание мечом, чем огнем» («Комментарий на Откровение»).

Ибо смерть от духовного меча (который, по апостолу Павлу (Еф.6:17), есть "Слово Божие") - это всего лишь суд Божий помышлений и намерений сердечных у человека(Евр. 4:12), Подобная смерть (суд) предполагает только душевные муки (в соответствии с сотворенными человеком грехами). Она (до всеобщего воскресения мертвых) не предусматривает телесных страданий. А вот ввержение живыми в огненное озеро после полного изменения тел (1Кор.15:51-52) - наказание похлеще. Ибо страдать в огненном озере будет не только душа , но и тело . Иначе говоря, страдание будет двойным . И продлится это страдание вечно.

Участь зверя и лжепророка после Армагеддона в определенной мере разделил легендарный капитан Джек Воробей из знаменитых « Пиратов Карибского моря ». Ибо капитан "Черной жемчужины" в третьей части франшизы («На краю света») попал в так называемый « тайник » Дейви Джоунза, где пережил страшные мучения из-за жары, отсутствия моря, людей, неподвижного корабля и раздвоения собственной личности.

Огненное озеро , горящее серой, очень похоже по функционалу на тайник Дейви Джоунза. Ибо в тайнике Джоунза Джек Воробей мучился не только душевно , но и телесно . Он попал не в обычный ад, но в « долину возмездия », по словам волшебницы Тиа Дальмы (той же Калипсо). Вот как характеризует Тиа Дальма ужасный тайник Джоунза:

«Джек Воробей угодил и духом и телом не в обитель усопших, а в долину возмездия. Участи страшнее, чем эта, даже представить себе невозможно. Бесконечные страдания… вот, что ждет любого в тайнике Дэйви Джонса» («Пираты Карибского моря». «На краю света»).

То же самое , что происходило с Джеком Воробьем в третьей части «Пиратов Карибского моря», произойдет, согласно Откровению, с антихристом и лжепророком . Эти люди за свои тяжкие грехи против Бога и человечества попадут в « долину возмездия » - в огненное озеро, горящее серой. Преступники будут страдать и душевно , и телесно . Их страдания будут вечными . И в отличии от Джека Воробья им не удастся сбежать , поскольку у пророка Даниила сказано об антихристе, что «никто не поможет ему» (Дан.11:45). Это значит, что, когда Господь выступит против антихриста и лжепророка, последние останутся наедине с Творцом. Прежде всего, потому, что помогать им будет некому: все «прочие» будут убиты. Возможно, также и потому, что не найдется таких людей, которые захотели бы им помочь в виду всеобщего поражения сил зла , вызванного вторым пришествием Христа на белом коне.

Прп. Андрей Кесарийский называет ввержение антихриста и лжепророка в огненное озеро не судом , но осуждением (иначе говоря, исполнением Божественного приговора ). Суда над вождями сил зла не будет, ибо их злодеяния настолько очевидны, что не требуют доказательств. Под осуждением преподобный Андрей понимает не физическую смерть (которая заключается в разлучении души от тела) и даже не смерть душевную (от грехов и пороков), но смерть духовную - в огненном озере, пылающем серой, где человек будет мучиться и телом, и душой, и духом. Вот комментарий к 19 стиху 19 главы Откровения от прп. Андрея:

"Мы же утверждаем, что живые суть. что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением" ("Толкование на Апокалипсис").

Таким образом, конец антихриста и лжепророка будет очень печальным. Оба попадут долину возмездия , в место вечных мучений ; туда, откуда никто никогда не возвращается. Оба будут заключены в огненном озере (и в своих телах), как в ловушке. Это озеро станет могилой как для них, так и для их честолюбивых планов относительно мирового господства.

А что же диавол ? Куда денется он?

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Святой Гавриил (Самтаврийский): антихрист уже родился

Старец Гавриил (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе) с юных лет отличался от своих сверстников. Несмотря на атеистическое воспитание, в возрасте 12 лет он знал все Евангелие наизусть. Старец стал монахом в 1955 году. Сорок лет он жил на кладбищах, в тюрьмах и психиатрических больницах. Пятнадцать лет он просил милостыню, выживал, как мог.

Долгое время инок Гавриил жил в презрении и гонениях со стороны народа. Он тайком поселился в небольшой пещере, вырытой в скале, и со слезами молился обо всем человечестве.

Когда время гонений прошло, многие люди стали искать в его лице духовного наставника. У старца открылся дар прозорливости; существует множество свидетельств совершенных им чудесах. В последние годы своей жизни он удалился в монастырь Мцхета, где стал архимандритом и впоследствии был похоронен. Перед смертью у него брали анализ крови: примечательно, что кровь эта не испортилась. Вся жизнь старца Гавриила ясно показала, что Христос пребывал в его душе. Старец упокоился с миром 2 ноября 1995 года.

Старец о приближении Страшного Суда и пришествии Антихриста

Вид на закат с Афона

Сейчас последние дни. Антихрист вырастает из ребенка, которому некоторые будут поклоняться. И чего я только не делал, пытаясь узнать его имя. С Божьей помощью мне явился ангел Господень и объявил: «Никто не может разгадать эту тайну. «Пойдем, Гавриил, позволь мне написать для тебя его имя».

И он открыл его мне. Но это вас не касается. Для людей это все еще скрыто. Он (Антихрист) идет за теми, кто его ждет. Никто не будет применять силу (насилие), чтобы дать вам его число. Все будет сделано добровольно. И исповедь тут не поможет. Будьте осторожны.

Наступят дни, когда вы будете есть землю…! По телевидению будет транслироваться борьба святых пророков Еноха и Илии с антихристом. Из-за наших грехов будут ужасные землетрясения.

Когда Богородица покинет Святую Гору Афон, зазвонят колокола. Храмы наклонятся, чтобы приветствовать образ Божьей Матери. Они будут поклоняться Царице Неба и Земли. И все это будет транслироваться по телевидению. Это будет Божьей милостью для душ, которые должны спастись!

(Возможно, старец говорил о грядущем знамении иконы Богородица Вратарница, которая хранится в монастыре Иверон на Афоне. Согласно преданию, Святой Афон существует до тех пор, пока здесь хранится этот образ. Если икона исчезнет, Святая Гора будет разрушена).

В годы антихриста будут трудности. Если вы украдете еду, то нарушите одну из десяти заповедей, и тот, кто это сделает, получит число, то есть печать Антихриста. Верующие будут надеяться на Бога, и в последние дни Господь совершит такие чудеса над Своим собственным народом, что они, съев один листочек, смогут продержаться без еды в течение месяца. Перекрестив землю, она станет для них хлебом.

— Если мы откажемся принять печать Антихриста, и нам поставят ее силой, то что будет тогда?

Если надругаться над чистой девушкой против ее воли, она останется невинной перед Господом. И с печатью Антихриста так будет.

Вскоре последователи антихриста вознесут свой крест; они войдут в церкви, они будут проповедовать заповеди Евангелия, но если они не будут делать добрых дел, не верьте им. Вы узнаете народ Божий по их деяниям.

Когда ждать пришествия Антихриста

Вы увидите пришествие Антихриста, но не будет таких великих отцов, к которым вы могли бы обратиться за советом. Это как ходить по разным врачам, путаясь, в поисках ответа. Вы будете сбиты с толку и не сможете исцелиться духовно.

Любовь единственная сила, с которой человек сможет противостоять ловушкам Антихриста. Половина ада — на земле. Антихрист уже стоит в дверях и пытается войти. Вы доживете до Антихриста. Везде будет царствовать Антихрист, и будут гонения. И раньше люди думали, что придет Антихрист, но это были не знамения.

В последние дни не смотрите на небо. Потому что такие «чудеса» будут происходить, что они введут вас в искушение, они вас уничтожат.

Антихрист родился, и его печать будет видимой. Печать эту поставят человеку на лоб и на руку. Они уже готовят его трон.

Они всех запишут и внесут в свои списки. Никто не сможет жить вне списка. От них будут зависеть жизни людей. У всех продуктов будет свой номер. Сначала с линиями, а потом явно. Эти линии уже являются числом Антихриста, там содержатся закодированные три шестерки (666).

Как победить лукавого

— Старец, а он знает, что он Антихрист?

Он знает. Но ты поймешь? Помните: Антихрист все еще стучится в дверь. А когда кто-то стучит в твою дверь, ты что сделаешь?

А когда ты увидишь гостя на пороге, что ты скажешь?

Так и он, он ждет приглашения. Приглашение будет дано, и он придет. Теперь дверь открыта. Он не стучит. Он уже стоит у порога и ждет приглашения.

Помните: те, кто верит только разумом, последуют за Антихристом. Но всякий, кто верит всем сердцем, распознает его.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: