Чем занимается судебная власть в сша

Обновлено: 24.04.2024

Исторически в Америке сложилась судебная система, которая состоит из нескольких уровней и предполагает, что в каждом штате будут присутствовать федеральные суды и суды данного штата.

Конституцией Америки были заложены основы единой централизованной федеральной судебной системы, состоящей и 3 звеньев:

  • районные суды;
  • окружные суды;
  • Верховный суд.

Судьи в данные инстанции должны назначаться непосредственно Президентом Соединенных Штатов Америки и одобряться сенатом. Помимо этого, в системе федеральных судов можно наблюдать такой орган, как специализированный суд, который имеет отдельную компетенцию и право выносить приговоры и решения (налоговые суды, суды по делам военнослужащих, суды по таможенным и патентным делам, претензионные суды).

В районных судах могут рассматриваться уголовные и гражданские дела, как в суде первой инстанции. Апелляционными (окружными) судами осуществляется проверка решений, вынесенных районными судами и рассматриваются жалобы на решения некоторый административных (квазисудебных) органов (к примеру, Национальное управление трудовых отношений).

Верховный суд – это высшая судебная и апелляционная инстанция в США, в состав которого входят 9 судей. Как суд первой инстанции данный суд может выступать по всем спорам, который совершаются между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, в делах, которые возбуждаются одним штатом против граждан другого или иностранцев. Также суд проверяет решения и приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

В Верховном Суде зачастую применяется письменная процедура рассмотрения дела, которая не требует, чтобы присутствовали стороны, свидетели и другие обязательные для судебной процедуры действия.

На основании Конституции президент назначает судей с одобрения сената на пожизненный срок. Их могут сместить с должностей исключительно как результат процедуры импичмента. Верховным Судом используются его дискреционные функции – право на принятие к производству дела на собственное усмотрение, которое содержит «федеральные вопросы».

Верховным Судом был внесен огромный вклад в дело по защите гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система штатов

Судебная система членов Федерации является довольно разнообразной, так как в каждом из штатов она может определяться, основываясь на собственной конституции и местных законах. Компетенция судов штатов распространяется на все виды гражданских дел и дел о преступлениях, которые нарушают закон каждого из штатов.

В состав судебной системы США входят три или четыре инстанции:

  • низовый суд (мировой суд, полицейский суд и другие), который занимается рассмотрением мелких уголовных и гражданских дел;
  • суд первой инстанции (суд графства, округа, городской суд и другие), которые занимаются рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел;
  • апелляционный суд, которым осуществляется надзорная функция нижестоящих судов, его решения являются окончательными;
  • высший (верховный) суд, высшая судебная инстанция штата, который имеет апелляционную юрисдикцию по решениям нижестоящего суда, а также им осуществляется предварительный конституционный надзор.

Помимо этого, в судебную систему штатов включены специальные суды штатов (по делам наследства, опеки и семейным делам).

Особенности федерализма США

Классический федерализм Северной Америки, который построен на основании симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, насчитывает историю сроком более 200 лет. Отцами-основателями американской национальной государственности, во время преобразования конфедерации в федерацию, основанием для будущего устройства государства усматривали максимальную интеграцию каждой самостоятельной части государства, основываясь на принципе «дискреционного надзора», который предполагал, что активные участники федеративных отношений это не только штаты, но и в большинстве случаев граждане. Центральный элемент федерализма США – правомочия отдельных штатов на определение собственной политической структуры, как и самой политики, включая воздействие на центральные органы государственной власти.

В Американскую федерацию входят 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Суверенитет США распространяется на зависимые территории, которые обладают особым статусом.

Во время проведения анализа федерализма США должен учитываться императивный характер каждого принципа и требования, которые обеспечивают эффективное функционирование данной формы государственного строя. Такими традиционными чертами являются:

  • наличие безусловного приоритета федеральной Конституции и федеральных законов над правовым установлением штатов;
  • два уровня управления (Федерация и ее субъекты), распределение для каждого из данных уровней финансовых годовых доходов;
  • наличие одинакового равноправного конституционного статуса субъектов Федерации штатов (отсутствует классификация штатов на основании национального состава);
  • наличие четкого разграничения полномочий Союза и штатов (законодательная сфера, в которой компетенция Федерация имеет четкую формулировку, состоящую из полномочий конгресса). У иных полномочий Федерации имеется исключительный характер, а у полномочий штатов – остаточный: вопросы, которые касаются принятия индивидуальной конституции, определения региональной система органов гос. власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов не перечислены в Конституции преднамеренно, это вопросы, которые напрямую не относятся к ведению Федерации. Конституцией Америки предполагается правовая возможность посредством издания обычных законов конгрессом влиять на расширение конституционно установленного круга предметов, которые находятся в исключительном ведении на основании 8 раздела 1 статьи, что на постоянной основе может использоваться в политической практике США;
  • наличие конституционных гарантий территориальной целостности Федерации (в Конституции отсутствует право на сецессию, другими словами выход штата из Федерации), которое подтверждено на основании нескольких решений Верховного Суда Америки; все вопросы, которые касаются защиты целостности государство от посягательства от внешнего и внутреннего врага, относятся только к юрисдикции Федерации: у американского конгресса есть исключительное право набора и содержание армии, флота, издания правил управления и организации вооруженных сил, объявление войны, определения порядка призыва на службу в правоохранительные органы для того, чтобы обеспечивать законы Союза, подавление восстаний и отражение вторжения на его территорию противников.

Государственное устройство США на основании различных факторов

Помимо основного разделения государственного устройства Америки, также существуют его особенности на историческом, географическом, этническом и других уровнях:

  • выделение особого региона – федерального округа Колумбия, у которого имеется специальный статус столичного округа, по отношению к которому на основании Конституционных законов, у конгресса присутствуют исключительные законодательные полномочия. Выделение статуса можно объяснить тем, где находится правительство и его органы, а также тем, где сосредоточены основные финансовые и административные ресурсы, что дает данной территории статус особого положения;
  • наличие широкого круга полномочий штатов во внутренней политике (самостоятельное определение «своего электората», установление обязательных требований к тому, как партийные кандидаты должны проходить на госудаственные посты посредством праймериза (первичных выборов)); другими штатами самостоятельно может быть создан однопалатный парламент (как, например в штате Небраска), осуществляться прием законов, на основании которых суды и члены кабинета должны быть избраны (назначение на федеральном уровне); у отдельных штатов есть право на принятие законов о проведение петиционного референдума;
  • наличие особого статуса судебной системы, которая включает в себя федеральные суды и суды штатов.

Помимо всего этого, устанавливается особый статус для территорий, которые инкорпорированы (Пуэрто-Рико, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом необходимо учитывать тот факт, что при наличии статуса ассоциированных государств, в Конституции Америки они не определены в качестве субъектов Федерации: они являются примыкающими территориями, которые имеют совещательный голос и при желании могут прекратить или приостановить действие привилегированных отношений с Вашингтоном.

Судебная власть в США. Характеристику государственных органов США следует начать с анализа судебной власти. В Конституции США закреплено: “Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом” (разд. 1 ст. III). Организация и деятельность судов регулируется кроме Конституции также Законом о судебной системе 1789 г. Судебная власть основана на таких принципах, как независимость судей и подчинение их только закону, состязательность процесса, равенство сторон и других, традиционных для демократического правосудия.

Следует отметить, что судебная система США достаточно сложна. Выделяются два уровня органов правосудия:

  • федеральная судебная система и
  • судебная система штата,

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев:

  • Верховного суда США, возглавляющего всю федеральную судебную систему и являющегося высшей судебной инстанцией,
  • апелляционных судов и
  • окружных судов.

Низовым звеном судебной системы США являются федеральные окружные суды. Вся территория страны разделена на судебные округа (иногда их называют районами). Границы этих округов не должны пересекать границы штатов. В каждом штате образовано от одного до четырех округов. Всего создано 95 окружных судов, в каждом из которых насчитывается от одного до 32 судей. Окружные суды рассматривают уголовные и гражданские дела, относящиеся к федеральной юрисдикции.

Федеральные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов. Вся страна поделена на 12 апелляционных округов. Дела в апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, один из которых назначается главным.

К ведению Верховного суда США относится разрешение всех дел, касающихся послов и иных представителей иностранных государств, споров, стороной в которых являются США, споров между штатами и др.

К числу важнейших полномочий Верховного суда США относится конституционный контроль.

Особенности судебного конституционного контроля в США состоят в том, что,

  • во-первых, конституционный контроль осуществляют все суды США и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия.
  • Во-вторых, конституционный контроль носит универсальный характер, т.е. распространяется на любой нормативный акт любого органа или должностного лица.
  • В-третьих, конституционный контроль носит деконцентрированный и казуальный характер, т.е. он осуществляется судом любого уровня при рассмотрении конкретного дела, в котором затронут законный интерес гражданина.
  • Наконец, конституционный контроль имеет относительный характер, т.е. решения суда о признании неконституционным какого-либо акта не являются общеобязательными, и признанная неконституционной норма не отменяется, а просто не применяется.

Установлена жестко регламентированная процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Участники процесса должны соблюдать регламент.

В США действуют и специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные и т.д.

Судебная система штатов отличается большим разнообразием: в каждом штате существует своя судебная система. Судьи штата могут назначаться губернатором штата, могут избираться, т.е. способы формирования судов самые различные. Сроки их полномочий – от пожизненного до нескольких лет.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви является в настоящее время одним из традиционных принципов демократического устройства государства. При этом существование и эффективное действие этого принципа невозможно без системы «сдержек и противовесов», разработанной «отцами основателями» США. Именно американская модель данной системы является своеобразным образцом, от которого отталкиваются другие демократические страны при построении собственных ветвей власти.

Разрабатывая текст Конституции США, «отцы-основатели», базируясь на опыте судов отдельных штатов, отмечали слабость судебной власти, наличие необходимости защитить ее от посягательства «политических» ветвей (законодательной и исполнительной). Так, А. Гамильтон отмечал: «При внимательном рассмотрении положения различных властей становится очевидным, что в правительстве, где они разделены, судебная власть из-за существа своих функций всегда менее всего опасна для политических прав, определенных конституцией, ибо у этой власти самые малые возможности для их нарушения или ущемления. Президент не только распределяет блага, но и держит меч сообщества. Законодательная власть не только распоряжается казной, но и предписывает правила, определяющие обязанности и права каждого гражданина. Судебная власть, с другой стороны, не имеет никакого влияния ни на меч, ни на казну, не касается ни силы, ни богатства общества и не может принимать решений, влекущих за собой активные действия. Можно справедливо заключить, что эта власть не обладает ни силой, ни волей, а выносит только суждения и, в конечном счете, зависит от помощи исполнительной власти для претворения их в жизнь. Этот непредвзятый взглядприводит к некоторым важным выводам. Становится неопровержимо ясным, что судебная власть слабейшая среди трех, она никогда не сможет успешно напасть на любую из остальных двух, и нужно проявить величайшую заботу, чтобы дать ей возможность защититься от них»

Если проанализировать основные положения конституции США 1787 года, конституционный механизм «сдержек и противовесов» представляет исполнительной и законодательной ветви власти средства сдерживания судебной власти, главным образом посредствам процедуры отбора и назначения федеральных судей и контролировании объёма юрисдикции федеральных судов. В тексте Конституции нет четкого указания, какими способами сдерживания законодательной и исполнительной ветвей власти наделена сама судебная власть. На наш взгляд, а также на взгляд многих видных американских юристов, ученых одним из таких способов является судебный конституционный надзор –власть Верховного суда США принимать решения о конституционности нормативных актов других ветвей власти США. Но такая власть прямо не указана в Конституции. В решении Верховного суда США по делу Marburyv. Madisonпринятом в 1803 году, полномочия конституционного надзора как атрибут судебной власти был признан вытекающим из Конституции, подразумеваемым ею. 2

За первое столетие существования США судебный конституционный надзор приводился в действие редко. В последующие годы и до сегодняшнего дня судебный конституционный надзор применяется все активней и является одним из главных движущих сил в развитии государства и права, что сказывается на балансе составляющих элементов федерализма, разделения властей и взаимоотношения личности с органами власти всех уровней. Наибольший подъём активности использования судебного конституционного надзора наблюдался с 1953 года, когда председателем Верховного суда стад Элл Уоррен.

Так Уильям Бернам в своей книге «Правовая система США» приводит статистику осуществления судебного конституционного надзора. Так за 75 лет – с 1789 по 1864 год – Верховный суд США признал только два закона Конгресса неконституционными. С 1789 по 1959 год – общее число актов признания законов недействительными достигло всего 76.Но в период с 1959 года по 1998 год общее число актов признания законов недействительными также составило 76.

Аналогичная тенденция наблюдается и по отношению к законам штатов, хотя Верховный суд признал недействительными больше законов штатов, чем федеральных. За первые сто лет после принятия Конституции Верховный суд признал недействительными 79 законов штатов, а последующие сто лет количество законов, признанных недействительными возросло в десять раз и составило 794 закона. Из этого числа 373 решения были приняты в период после 1959 года.

Последний наиболее трудный период для Верховного суда США был период его истории с 1900 по 1937 годы. В это период времени Суд неоднократно прибегал к трём основаниям – клаузуле о надлежащей правовой процедуре из V и IVX поправок к Конституции, ограниченный взгляд на право Конгресса регулировать межштатную торговлю и доктрину, возбраняющую делегирование законодательных полномочий, - с тем, чтобы отказать Конгрессу и законодательным органам в штатах в возможности принятия прогрессивных законов, регламентирующих предпринимательство. 3

В свою очередь президент Франклин Рузвельт и Конгресс, считая эти решения препятствием новому законодательству по удовлетворению социально-экономических потребностей страны, в 1937 году изучали возможность принятия закона «об укомплектовании» Верховного суда, то есть закона, который разрешал Президенту увеличить численный состав Суда и назначить туда дополнительных судей с тем, чтобы изменить баланс сил в высшем судебном органе страны. А в качестве альтернативы Президент рассматривал возможность попросту игнорировать решения Верховного суда. Однако все это не пришлось приводить в действие, так как в 1937 один из судей изменил свою позицию и изменился баланс, что привело к принятию важных законов для США.

Верховный суд неоднократно в своих решения обращался к периоду до 1937 года как периоду, из которого следует извлечь важные уроки с тем, чтобы упрочить свою роль в современно обществе. Последним, представившимся поводом для размышления о позиции суда и роли Суда в обществе было решение Суда, принятое в 1992 году относительно принятому в 1973 году решению о правомерности оборотов, которое было вынесено вопреки значительной оппозиции общественности политике Суда по этому вопросу (решение Верховного суда США по делу SeePlannedParenthoodSoutheasternPennsylvaniav. Casey. 505 U.S. 833).Поэтому Верховный суд, несмотря на значимую роль в сдерживании импульсов политического большинства в стране, не может позволить себе держаться слишком далеко в стороне от главного русла мыслей и идей в обществе. Власть Суда и масштабы его влияния на положение дел в стране, зависят не о принуждения, а от того, в какой мере его решения добровольно почитаются обществом. В настоящий момент у Верховного суда высокий престиж, а энергичная реализация функции судебного конституционного надзора является одной из неотъемлемых черт государственного механизма США.

Вывод о существовании в Соединенных Штатах сильной судебной власти разделяется и современными исследователями. Так, сравнивая США по степени влиятельности судебной власти с другими странами, В.И. Борисюк отметил, что «в отличие от других капиталистических стран, где политико- управленческие решения составляют прерогативу законодательных органов и правительства, в США многие такие решения вырабатываются и принимаются в тиши совещательных комнат судей». 4

Именно в Соединенных Штатах с принятием Конституции 1787 года судебная власть настолько упрочила свое положение, что на современном этапе стала играть решающую роль в решении многих существенных вопросов правовой и политической жизни государства и общества.

2. Филлипов С.В. Судебная система США. Москва: Издательство «Наука», 1980. стр. 44-160

3. История США. Т. 1-4 // Под ред. Г.Н. Севастьянова. - М.: Наука, 1983.

Выводы к главе.

Согласно Конституции США, федеральная судебная власть является полностью независимой и самоуправляемой ветвью власти. Федеральные суды часто называют стражами Конституции, поскольку их постановления защищают права и свободы, гарантируемые Конституцией. Суды не принимают законы: это входит в обязанности Конгресса. Суды не могут проводить в жизнь законы: это входит в полномочия Президента и многочисленных Департаментов, и агентств исполнительной власти. Но у судебной власти есть полномочия толковать федеральные законы, решать вопрос об их конституционности и разрешать споры, связанные с ними. Разработчики Конституции сочли необходимым осуществить выделение судебной власти в целях обеспечения справедливости и равных прав всех граждан Соединенных Штатов. Конституция предполагает независимость судебной власти по двум принципиальным основаниям. Во- первых, федеральные судьи занимают пост бессрочно и могут быть отстранены от должности только через процедуру импичмента и обвинения Конгрессом в «государственной измене,взяточничестве и прочих судебнонаказуемых преступлениях». Во- вторых, «выплаты федеральным судьям не могут быть уменьшены, пока лицопродолжает занимать свой пост», что означает, что ни Президент, ни Конгресс не могут уменьшать заработную плату большинству федеральных судей. Эти две меры направлены на защиту независимости судебной власти и на отправление ею правосудия независимо от общественных настроений и политического воздействия. 5

Представители законодательной и исполнительной властей задействованы в формировании судейского корпуса Верховного суда США. При этом судебная власть наделяется определенными полномочиями в рамках системы сдержек и противовесов. Важнейшим из таких полномочий выступает конституционный контроль, впервые закрепленный решением Верховного суда США 1803 года по делу «Marburyv. Madison». В указанном решении было сформулировано положение, согласно которому суд наделяется полномочиями заседать для того, чтобы применять предписания Конституции так, как он их понимает, а также возможностью отменять акты Конгресса, противоречащие верховному праву. При этом, несмотря на то, что фактически судебный конституционный контроль в США не имеет законодательной основы, он, тем не менее, признается важнейшим принципом конституционной системы.

По мнению американских ученых, юристов, публицистов федеральные суды и Верховный суд в частности, стали оказывать и оказывают все большее влияние на жизнь среднего гражданина США, чем, когда либо, Конституционные соображения играют главную роль во многих сферах права, а реализация Верховным судом функции конституционного надзора является одной из неотъемлемых черт системы «сдержек и противовесов» американской государственности.

Судебная система США отличается от судебных систем других стран. Ее специфика заключается в том, что в стране существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются Верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из 3 звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы.

Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (разд. 1 ст. III).

В судах штатов судьи избираются. Политические партии выдвигают кандидатов на имеющиеся вакансии, затем они избираются или нет на общих выборах. Кроме того, в ряде штатов суд формируется по системе, называемой Миссурийский план. По этой системе губернатор назначает судей, адвокатов и присяжных заседателей.

Дела по первой инстанции с применением Федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов. Для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. Процесс в апелляционных судах проходит, как и процесс по первой инстанции (с вызовом свидетелей, представлением документов).

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам, в прибрежных штатах – морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан.

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: habeas corpus; mandamus – судебный приказ, обязывающий должностное лицо совершить действие или издать акт, входящие в его компетенцию; injunction – судебный приказ, запрещающий должностному лицу совершать действие или издавать акт.

Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата.

Одновременно (в том числе и по территории каждого штата) действует федеральная судебная система, в структуру которой входят окружные суды – их 94; апелляционные – их 12; а также Верховный суд США. В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов (1, 2, 3 и т. д.). Территория округа не совпадает с территорией штата. Территория одного апелляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Судьи Верховного суда назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената.

Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу (разд. 2 ст. III). Конституционный контроль в США оформился в результате судебного прецедента. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты). Закон (или его часть), признанный неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты.

В США начиная с 1803 г. господствует правовая доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию; данное толкование осуществляют суды и судьи. В этой связи получило широкое распространение высказывание о том, что «конституция (закон) – это то, что говорят судьи».

Судебная система США

На формирование понятия гражданского судопроизводства многих стран, в том числе США, оказала влияние доктрина разделения властей. Английский философ Джон Локк, а позже французский философ Шарль Монтескье в книге "О духе законов" (1748) выделяли три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, функционирующие автономно и независимо друг от друга.

Федеральная судебная система США работает отдельно от исполнительной и законодательной ветвей власти, но может работать вместе с ними, как того требует Конституция страны. Федеральные законы принимаются Конгрессом и подписываются президентом. Судебная власть решает вопрос о конституционности федеральных законов США. Тем не менее судьи зависят от исполнительной власти правительства США на стадии исполнения судебных решений.

В США действуют 52 судебные системы - 1-я - федеральная судебная система, 2-я - Федерального округа Колумбия и 50 различных систем штатов. На территории каждого штата действуют федеральные суды и суды штатов. К федеральным судам относятся Верховный суд США (The Supreme Court), 13 федеральных апелляционных судов (Federal courts of appeals) и 94 федеральных районных суда (district level trial courts).

Верховный суд США

Верховный суд США (официальный сайт - https://www.supremecourt.gov/) состоит из 9 членов: Главного судьи Соединенных Штатов и такого числа ассоциированных судей, которые могут быть установлены Конгрессом. Число ассоциированных судей в настоящее время - восемь человек. Судей Верховного суда назначает Президент Соединенных Штатов, назначения производятся с совета и согласия Сената. Параграф 1 ст. III Конституции США предусматривает, что "судьи (Judges) как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока поведение их безупречно, и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время нахождения их в должности".

В число сотрудников Верховного суда, помогающих судьям, входят: советник Главного судьи, клерк, библиотекарь, маршал, сотрудник по публикации решений Суда, судебный советник, куратор, директор по информационным технологиям; сотрудник суда по связям с общественностью.

Верховный суд является высшим судом в Соединенных Штатах. Верховный суд был создан в соответствии с § 1 ст. III Конституции США: "Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может по необходимости установить и учредить". Верховный суд был учрежден в соответствии с этим положением и Законом о судоустройстве от 24 сентября 1789 г. Он начал свою деятельность 2 февраля 1790 г.

Юрисдикция. В соответствии с п. 2 ст. III Конституции Верховный суд США рассматривает по первой инстанции дела о конституционности законов; дела, связанные с законами и договорами послов в США и других государственных министров; споры между двумя или более штатами; споры из военно-морского права; дела о банкротстве.

Время деятельности Суда. Согласно закону Верховный суд начинает свою деятельность в первый понедельник октября и продолжает ее до первого понедельника октября следующего года. За год в Суд поступает примерно 7 - 8 тыс. жалоб и 1 200 различных заявлений. Из этого количества жалоб и обращений Верховный суд заслушивает только 100 - 150 жалоб в год. Это означает, что остальные решения, принятые в 12 федеральных апелляционных судах и Апелляционном суде федерального округа (Federal Circuit Court), являются окончательными, т.е. вынесенными в последней инстанции.

Федеральные апелляционные суды (Courts of Appeals)

В США действуют 13 федеральных апелляционных судов. 94 федеральных районных суда первой инстанции организованы в 12 региональных схем, каждая из которых имеет апелляционный суд. Тринадцатый апелляционный суд - это Апелляционный суд федерального округа (Court of Appeals for the Federal Circuit).

Юрисдикция. Основная задача апелляционных судов - следить за правильным соблюдением законов судами первой инстанции. Апелляционные суды состоят из трех судей (judges); в их состав не входит жюри присяжных (jury). Апелляционный суд пересматривает решения судов первой инстанции в пределах своего округа, а также рассматривает жалобы на решения федеральных административных агентств (federal administrative agencies).

Апелляционный суд федерального округа (Court of Appeals for the Federal Circuit) имеет также специальную юрисдикцию по рассмотрению апелляций на решения специализированных судов - Суда по внешней торговле и Суда по федеральным искам.

Суды Пятого, Шестого, Восьмого, Девятого и Десятого апелляционных округов США имеют специальные апелляционные составы по делам о банкротстве (Bankruptcy Appellate Panels (BAPs)). В каждый апелляционный состав по делам о банкротстве входят трое судей. В эти суды подаются апелляции на решения федеральных судов по делам о банкротстве (bankruptcy court decisions), которые распределены за каждым судебным составом.

Процедура апелляции отличается от процедуры слушания дела в первой инстанции. Апелляционные суды не заслушивают свидетелей и не исследуют новые доказательства. Апелляционные суды проверяют законность и справедливость вынесения решения федеральным районным судом первой инстанции.

Право на обжалование (The Right to Appeal). Проигравшая сторона имеет право на апелляцию, если считает, что суд неправильно применил закон. Основанием для подачи апелляционной жалобы является: а) неправильное проведение судебного разбирательства (the trial was conducted unfairly); б) неправильное применение судом закона (the trial judge applied the wrong law); в) нарушение положений Конституции США или Конституции штата (violates the U. S. Constitution or a state constitution).

Сторона, подавшая апелляционную жалобу, называется апеллянт (the petitioner). Другая сторона носит название ответчик по апелляции (the respondent). Каждая сторона должна представить в Апелляционный суд краткое изложение своей позиции и перечень своих аргументов (a brief). В этом документе может быть до 10 тыс. слов (a 10,000-word document). Это позволяет судьям более полно и точно изучить доводы сторон.

Федеральные районные суды (District Courts)

На территории США действуют 94 федеральных районных суда (U. S. District Courts), иначе называющиеся судами первой инстанции (trial courts). Гражданские дела разрешаются районным судьей (district judge) единолично или с жюри присяжных заседателей. Мировые судьи (Magistrate judges) могут помогать районным судьям в подготовке дела. В каждом штате, а также в федеральном округе Колумбия существует по крайней мере один районный суд. Федеральные районные суды рассматривают споры на сумму свыше 10 тыс. долл., касающиеся применения федерального законодательства США. Остальные споры рассматривают суды штатов.

1. Специализированные суды первой инстанции

1.1. Федеральные суды по делам о банкротстве (Bankruptcy Courts)

Федеральные суды по делам о банкротстве обладают исключительной юрисдикцией (exclusive jurisdiction) в отношении дел о банкротстве с участием физических лиц, предприятий или фермерских хозяйств (involving personal, business, or farm bankruptcy). Это означает, что дело о банкротстве не может быть подано в суд штата. Во время процедуры банкротства отдельные лица или предприятия, которые больше не могут платить своим кредиторам, могут обратиться в суд для ликвидации своих активов под надзором суда или для реорганизации своих финансовых дел и выработки плана погашения задолженности перед кредиторами.

1.2. Федеральный суд по делам внешней торговли (The Court of International Trade)

Закон о таможенных судах 1980 г. (Customs Courts Act of 1980) переименовал Таможенный суд США (United States Customs Court) в Федеральный суд по делам внешней торговли (официальный сайт - Подробнее ➤). Данный Закон расширил компетенцию суда для эффективного и действенного решения сложных проблем, возникающих в международной торговле.

Суд состоит из председателя суда (Chief Judge), восьми судей-заседателей (sitting Judges), а также восьми старших судей (Senior Judges). Офис суда расположен в Нью-Йорке.

Юрисдикция. Суд обладает специальной юрисдикцией, а это означает, что в его компетенцию входит рассмотрение споров по вопросам внешней торговли и таможенных споров. В том числе суд рассматривает споры, связанные с постановлениями, принятыми Международной комиссией по торговле США и Департаментом по вопросам управления международной торговлей относительно антидемпинговых и компенсационных пошлин; а также споры в области торговли, связанные с Министерством труда и Департаментом сельского хозяйства Соединенных Штатов.

В большинстве случаев дело слушается одним судьей. В том случае, если спор идет о конституционности федерального закона США, то дело рассматривает коллегия из 3 судей.

1.3. Федеральный специализированный суд США по федеральным искам (The U. S. Court of Federal Claims).

Судьи Суда по федеральным искам назначаются на срок 15 лет и имеют право на повторное назначение. Судьи назначаются Президентом США "по совету и согласию Сената". Суд состоит из 30 судей. В настоящее время ряд должностей (8) вакантны. Суд расположен в Вашингтоне.

1 августа 2016 г. в Правила судопроизводства Суда по федеральным искам были внесены дополнения, касающиеся процедуры альтернативного разрешения споров.

Суды штатов

Судебные системы отдельных штатов США достаточно разнообразны. Но все же их можно систематизировать. Применительно к осуществлению правосудия по гражданским делам чаще всего выделяют четыре категории судов: 1) низшие (мировые, муниципальные, малых исков и т.п.); 2) суды первой инстанции (их можно приравнять к федеральным районным); 3) промежуточные апелляционные суды (в более крупных штатах); 4) Высший суд штата.

Например, судебная система штата Калифорния включает в себя четыре категории судов. Высшим органом судебной системы является Верховный суд штата. Следующее звено - апелляционные суды. Система судов первой инстанции штата Калифорния представляет следующую картину. Всего в Калифорнии 58 графств, в больших графствах есть главные суды (superior courts), обладающие неограниченной юрисдикцией, и мировые суды (justice courts). Мировые суды рассматривают иски с ценой до 25 тыс. долл.

Другой пример: Судебная система штата Иллинойс включает в себя три звена: Верховный суд штата, Апелляционный суд штата и 24 районных суда первой инстанции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: