Чем занимается судебная власть в албании

Обновлено: 18.04.2024

Государство в Южной Европе, на Балканском полуострове.
Территория - 28,7 тыс. кв. км. Столица - г.Тирана.
Население - 3,4 млн. чел. (1997 г.), 95% - албанцы.
Официальный язык - албанский.
Религия - большинство верующих - мусульмане, около 30% христиане (православные и католики).
Независимость Албании провозглашена в 1912 г. после нескольких веков турецкого владычества. С 1944 по 1991 г. в стране существовал однопартийный коммунистический режим. С 1989 г. в Албании начался процесс коренных преобразований, который привел к разрушению существовавшей тоталитарной системы. Демократизация общественно-политической жизни сопровождалась обновлением государственно-правовых структур. Появилась легальная политическая оппозиция. В марте 1991 г. состоялись первые парламентские выборы на многопартийной основе.

Содержание

Государственное устройство

Албания - унитарное государство, в административно-территориальном отношении разделена на 12 префектур и 36 округов.
До 1990-х гг. в Албании действовала социалистическая Конституция 1976 г. С началом демократических преобразований 29 апреля 1991 г. принята временная конституция страны - Закон об основных конституционных положениях. В 1993 г. он дополнен Хартией основных прав и свобод человека. 21 октября 1998 г. парламентом принята новая, демократическая Конституция Республики Албания, одобренная на референдуме 22 ноября 1998 г.
В соответствии с Конституцией по форме правления Албания является парламентской республикой. Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательная власть принадлежит Собранию (парламенту), которое состоит из 140 депутатов, избираемых путем всеобщих выборов сроком на 4 года. 100 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах, 40 по партийным спискам.
Собрание принимает решения простым большинством присутствующих, за исключением случаев, когда Конституция предусматривает квалифицированное большинство. 3/5 всех членов Собрания принимаются законы: об организации и деятельности институтов, предусмотренных в Конституции; о гражданстве; о всеобщих и местных выборах, о референдумах; о чрезвычайном положении, о статусе публичных служащих, об амнистии, об административном делении Республики, а также все кодексы.
На принятые парламентом законы Президент может наложить вето, которое преодолевается большинством голосов всех членов Собрания.
Глава государства - Президент, избираемый Собранием на 5 лет 3/5 всех его членов. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. Президент гарантирует соблюдение Конституции и законов, уважение прав и свобод граждан. Он обнародует законы и обладает правом отлагательного вето. Президент назначает кандидата на пост Премьер-министра и принимает его отставку. По предложению Премьер-министра он назначает и освобождает министров (с последующим одобрением парламентом).
Президент распускает Собрание, если оно не в состоянии избрать Премьер-министра. В этом случае новые парламентские выборы должны быть проведены в течение 45 дней после роспуска.
Президент является верховным командующим вооруженных сил и председателем Совета обороны, может объявлять состояние войны и чрезвычайное положение с последующим утверждением этих решений парламентом.
В области внешних сношений Президент по согласованию с Премьер-министром подписывает международные соглашения, назначает и отзывает дипломатических представителей.
Высший исполнительный и распорядительный орган - Совет министров, который состоит из Премьер-министра, его заместителя и министров. Совет министров определяет основные направления общей государственной политики, а также осуществляет все государственные функции, которые не переданы другим органам государственной власти или местному самоуправлению.
Премьер-министр назначается Президентом по предложению партии (коалиции партий), которая имеет большинство мест в Собрании. Если Премьер-министр не одобрен Собранием, Президент назначает нового Премьер-министра в 10-дневный срок. Если и в этот раз он не одобрен, Собрание выбирает другого Премьер-министра в течение 10 дней. Если Собрание будет не в состоянии выбрать нового Премьер-министра, Президент его распускает.
Вновь назначенный Премьер-министр представляет Собранию в пределах 10 дней программу деятельности Совета министров и его персональный состав.
Министры правительства назначаются и увольняются Президентом по предложению Премьер-министра (с последующим утверждением парламентом).
Совет министров издает постановления и инструкции. В экстренных случаях он может издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Эти нормативные акты должны быть немедленно представлены Собранию, которое созывается в 5-дневный срок, и теряют силу, если не будут одобрены Собранием в пределах 45 дней.
Совет министров несет политическую ответственность перед парламентом, который может вынести правительству вотум недоверия. Вопрос о доверии вправе поставить и сам Совет министров. Если в течение 15 дней после вынесения вотума недоверия или отказа в вотуме доверия Собрание не изберет нового Премьер-министра, Президент его распускает.

Правовая система

Правовая система Албании с середины 1990-х гг. входит в романо-германскую правовую семью.
С XV по начало XX в. Албания находилась под турецким владычеством. В конце XIX в. на ее территорию было распространено действие Маджаллы (мусульманского Гражданского кодекса Османской империи 1876 г.). В горной местности почти исключительно действовало обычное право. Еще в начале XX в. кровная месть в некоторых горных районах страны приводила к гибели до 40% мужского населения.
В XX в. албанское право трижды подвергалось коренной ломке.
После получения независимости в 1912 г. Албания провела собственную кодификацию частного права. Под сильным влиянием итальянского законодательства были составлены и приняты Гражданский (1928) и Торговый (1932) кодексы, что означало переход к романо-германской правовой системе. Оба акта сохраняли силу до 1945 г.
После прихода к власти коммунистов в 1944 г. был издан Закон от 17 мая 1945 г. относительно законодательства буржуазно-феодальной Албании. В этом Законе и Декрете о его толковании устанавливалось, что законодательство, действовавшее до 7 апреля 1939 г., является антинародным и подлежит замене новым. Отдельные законы могли применяться впредь до издания новых, однако при условии, что они не противоречат новым законодательным актам и социалистическому правосознанию. В 1945-1950-х гг. в Албании была создана новая система по советскому образцу.
После падения коммунистического режима в 1990 г. почти все законодательство в стране было пересмотрено, на этот раз в соответствии с принципами западной демократии, прав человека и свободной рыночной экономики. В результате масштабных правовых реформ Албания к середине 1990-х гг. перешла из социалистической правовой семьи в романо-германскую (континентальную).
В настоящее время в албанской правовой системе существует следующая иерархия нормативных актов: Конституция; законы, принятые парламентом; декреты Президента нормативного характера, одобренные парламентом; постановления и распоряжения Совета министров; приказы, инструкции и другие подзаконные акты министров; решения и приказы префектов; решения и приказы окружных советов округов, муниципалитетов и общин; решения и приказы председателей муниципалитетов и общин.
Основные научно-правовые исследования и подготовка юридических кадров осуществляются на факультете права в Университете Тираны.
Албания - страна со все еще низкой правовой культурой; в городах процветает коррупция, в горной местности сохраняются пережитки старых родоплеменных обычаев. Одна из главных проблем правовой системы состоит также в том, что юридическое образование многих судей и следователей сводится лишь к законченным в 1993 г. 6-месячным "специальным курсам".

Гражданское и смежные с ним отрасли права

После прихода к власти коммунистов в 1944 г. в Албании все старое гражданское законодательство было заменено на социалистическое по советскому образцу.
Вся иностранная собственность была конфискована; с 1946 г. фактически установлена государственная монополия внешней торговли. Аграрная реформа 1945 г. ликвидировала феодальные отношения в деревне; землю распределили между безземельными и малоземельными крестьянами. В дальнейшем были национализированы предприятия, банки, оптовая торговля, средства транспорта и связи.
Социалистический Гражданский кодекс вводился в действие постепенно (по мере принятия отдельных его разделов) с мая 1953 г. по ноябрь 1956 г. В 1958 г. принят Закон о гражданском процессе, в 1965 г. Семейный кодекс, в 1966 г. - Трудовой закон, Закон о государственном социальном обеспечении, Закон о государственных предприятиях.
После демократической революции 1990 г. албанское гражданское право подверглось коренным преобразованиям. Было легализовано частное предпринимательство, уравнены все формы собственности; сейчас страна открыта для иностранного капитала. В апреле 1991 г. принят Закон о возвращении собственности прежним владельцам.
В 1991-1992 гг. были также изданы законы по авторским правам, банковскому делу и иностранному инвестированию, управлению государственными предприятиями, а также изменены законы о налогах. 2 ноября 1993 г. был принят Закон об иностранных инвестициях, заменивший августовский Закон 1991 г. Он призван устранить барьеры на пути инвестиций, одновременно ликвидируя существовавшие ранее сложные разрешительные процедуры. Облегчается перевод прибыли за границу, и иностранным инвесторам предоставляются те же права, что и албанцам (за исключением земельной собственности).
В 1994 г. были приняты новый Гражданский кодекс, первая часть Торгового кодекса и Закон о коммерческих компаниях.

Уголовное право и процесс

В послевоенный период албанское уголовное и уголовно-процессуальное право развивалось под непосредственным влиянием уголовно-правовых систем восточноевропейских стран, в частности бывшего СССР. Первый социалистический УК (только Общая часть) был принят в 1948, второй - в 1952 г. Первый УПК - 1953 г. Новая кодификация была проведена в конце 1970-х гг.
Уголовное право социалистической Албании отличалось суровостью. Все преступления против государства (за исключением возбуждения расовой и национальной вражды или розни) были наказуемы смертной казнью. Это не только "террористические акты" и "саботаж", но и преступления, не связанные с насилием или пропагандой насилия, такие, как "бегство из государства и отказ вернуться на родину лица, направленного по службе, или лица, которому разрешено временно покинуть государство", а также "агитация и пропаганда против государства", когда они совершаются в военное время или влекут тяжкие последствия. На протяжении 1944-1989 гг. в стране в условиях тоталитарного сталинистского режима осуществлялись массовые репрессии против "антинародных элементов".
В период демократических реформ 1990-х гг. в УК и УПК внесены значительные изменения. Среди наиболее важных - создание новой системы защиты (1990), увеличение роли прокуроров в расследовании нарушений (1991), создание следственной (уголовной) полиции (1992), закрепление возможности выпуска на поруки (1990), установление ответственности за коррупцию (1991), за производство и торговлю наркотиками (1993).
Определенные изменения претерпела система уголовных наказаний, из числа которых в 1993 г. исключены исправительные работы. В то же время в отличие от многих восточноевропейских стран Албания сохранила смертную казнь.
В 1995 г. парламент принял новый УК Албании (вступил в силу с 1 июня 1995 г.). УК подразделяет все уголовно наказуемые проступки на преступления и нарушения. В качестве основных видов наказания предусмотрены штраф и заключение, в том числе пожизненное. В целом УК носит вполне современный и демократический характер, основывается на международных правовых стандартах и европейском опыте уголовно-правового регулирования. В декабре 1999 г. Конституционный суд единогласно признал смертную казнь неконституционной. Наряду с УК действует Военно-уголовный кодекс.
Уголовный процесс в Албании все еще сохраняет многие советские черты. Расследование большинства уголовных преступлений находится в компетенции прокуроров. Ряд мелких преступлений преследуются в порядке частного обвинения.
Принятый в 1995 г. новый УПК расширил права задержанных и арестованных. Задержанные лица должны быть немедленно информированы о сущности обвинения и своих правах. Если лицо задержано полицией, об этом немедленно уведомляется прокурор. В пределах 48 часов с момента ареста или задержания суд должен, в присутствии прокурора, подозреваемого и адвоката подозреваемого, решить вопрос о применении меры пресечения. В качестве меры пресечения могут быть назначены залог или домашний арест, если суд полагает, что обвиняемый может не явиться на слушание дела, и предварительное заключение, если есть основания полагать, что обвиняемый покинет страну или будет представлять на свободе непосредственную угрозу для общества.

Судебная система. Органы контроля

Нынешняя судебная система Албании сложилась в результате реформ 1990-х гг.; ее основы были заложены в 1992 г., когда были учреждены Верховный совет правосудия, Конституционный суд и Кассационный суд (по Конституции 1998 г. именуется Высоким судом).
Система обычных судов в Албании включает: 36 окружных судов, которые являются судами первой инстанции; военный суд; два апелляционных суда (один для гражданских и уголовных дел и один для военных дел); Высокий суд, который имеет три палаты (по гражданским, уголовным и военным делам). Закон об основных конституционных положениях запрещает учреждение чрезвычайных судов.
Верховный совет правосудия (ВСП) - единственный орган, который определяет назначение, замену и дисциплинарную ответственность судей и генерального прокурора. ВСП состоит из Президента Республики, председателя Высокого суда, министра юстиции, 3 членов, избранных Собранием, и 9 судей всех уровней, которые избраны Национальной судебной конференцией. Срок их полномочий - 5 лет (без права непосредственного переизбрания). Председателем ВСП по должности является Президент Республики.
Судьи Высокого суда назначаются Президентом с согласия парламента. Председатель и вице-председатель этого суда назначаются на 9-летний срок без права нового назначения. Другие судьи назначаются Президентом Республики по предложению ВСП на неопределенный срок.
Обычно окружной суд заседает в составе одного профессионального и двух непрофессиональных судей. Дела о преступлениях, наказуемых менее чем двухлетним заключением, суд разбирает в составе одного судьи. Апелляционные суды и Кассационный суд рассматривают все дела коллегией из 3профессиональных судей.
Как и в других бывших социалистических странах, судья играет активную роль в судебном разбирательстве, задавая вопросы, участвуя в сборе доказательств и выступая с инициативой проведения судебных экспертиз.
Конституционный суд в Албании наделен высшей властью по охране Конституции. Он состоит из 9 членов, назначаемых Президентом с согласия парламента. Каждые 3 года проводится ротация 1/3 членов. Суд дает толкование конституционных положений, рассматривает конституционность законов и международных соглашений (до ратификации), решает споры о компетенции между исполнительной, законодательной и судебной властями, а также между местными властями и правительством; рассматривает конституционные жалобы граждан, чьи основные права были нарушены; решает вопросы о конституционности партий и других политических и общественных организаций и может запрещать их деятельность; дает заключения относительно законности президентских и парламентских выборов; объявляет результаты референдумов; исследует уголовное обвинение, выдвинутое Президентом.
Если Конституционный суд решает, что закон или другой правовой акт нарушает Конституцию или (в случае подзаконных актов) закон, он может приостановить действие закона (другого акта) или аннулировать его.
Уголовное преследование в Албании осуществляется Генеральной прокуратурой, которая функционирует в рамках судебной власти как единый централизованный орган. Генеральный прокурор и его заместители назначаются Президентом Республики с согласия Собрания.
В августе 1994 г. в Албании вступили в силу два закона, регулирующих частную юридическую и нотариальную практику.
По мнению зарубежных наблюдателей, судебная власть в Албании еще далека от провозглашенных демократических принципов. Нормальному осуществлению правосудия препятствуют политическое давление, патронаж, коррупция, острейшая нехватка квалифицированных кадров и скудное финансирование. Ко всему этому в январе-июне 1997 г. правоохранительная система страны была почти полностью разрушена в результате вспыхнувшего в стране мятежа и разгула анархии. Половина судов была сожжена вместе со всеми архивами.
Высшим органом экономического и финансового контроля в Албании является институт, именуемый "Высокий государственный контроль", подчиняющийся только Конституции и законам. Глава Высокого государственного контроля назначается и освобождается от должности Собранием по предложению Президента. Срок его полномочий - 7лет с правом переизбрания.
Специальным органом контроля за соблюдением прав и свобод человека в Албании является Адвокат Народа (аналог омбудсмана), который избирается 3/5 всех членов Собрания на 5-летний срок с правом переизбрания.

Исполнительные функции принадлежат президенту страны, премьер-министру и совету министров. Президент является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, гарантом соблюдения конституции и законодательства страны, представителем всего албанского народа. Президент председательствует в Высшем судебном совете. Ст. 92 конституции определяет основные функции президента: он выступает с посланиями к парламенту, осуществляет помилование, принимает решение о предоставлении гражданства, назначает на высшие военные должности, по предложению премьер-министра назначает и отзывает полномочных представителей Республики Албания в других государствах и международных организациях, принимает верительные грамоты послов, устанавливает даты различных выборов и референдумов, подписывает международные соглашения, в соответствии с законодательством, назначает главу службы разведки, президента академии наук, ректоров университетов, главу государственного банка. Глава государства не может быть членом политической партии или заниматься какой-либо частной практикой.

Совет министров является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Председатель совета министров назначается президентом и является главой правительства. Совет министров состоит из премьер-министра, заместителя премьер-министра и министров.

Вновь избранный премьер-министр должен представить в течение 10 дней состав совета министров и политическую программу. Согласно конституции, заседания совета министров закрыты.

Ст. 102 регламентирует основные функции премьер-министра: он возглавляет заседания Совмина; определяет и разрабатывает основные направления государственной политики и отвечает за их реализацию; обеспечивает исполнение законодательства и политики, одобренной советом министров; координирует и контролирует работу членов совета министров и других институтов центральной государственной администрации; разрешает разногласия между министрами; в соответствии со своими полномочиями издаёт распоряжения.

Совет министров определяет общие направления государственной политики, формирует государственный бюджет и экономические программы, координирует действия министерств и других государственных органов, заключает соглашения с зарубежными странами и осуществляет общие административные мероприятия.

Конституция Албании определяет разделение и взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной властей. Глава государства — президент. Кандидат в президенты должен быть гражданином Албании не моложе 40 лет и отвечать требованиям, предъявляемым для избрания депутатов. Предложение о кандидатуре президента вносится группой депутатов численностью не менее 20 человек. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд. Президент избирается на пять лет парламентом, без обсуждения, тайным голосованием, большинством трёх пятых голосов от общего числа депутатов. Если при первом голосовании не достигнуто необходимое количество голосов, то проводится повторное голосование, в течение 7 дней после первого тура. Конституция допускает несколько туров голосования, если в пятом туре президент не избран, то парламент распускается, и проводятся всеобщие выборы в течение 60 дней. Новый парламент (кувенд) выбирает президента в соответствии с предыдущей процедурой.

В случае серьёзных нарушений конституции или преступлений, совершённых президентом, может быть начата процедура импичмента. Для этого должен быть внесён запрос от не менее чем 1/4 членов парламента, причём он должен быть поддержан не менее чем 2/3 депутатов. Вопрос о нарушении президентом конституции или совершении тяжких преступлений рассматривается Конституционным судом. В случае доказательства вины президент отстраняется от должности.

Премьер-министр назначается партийным большинством парламента по рекомендации президента. Если кандидатура премьера не одобрена парламентом, то в течение 10 дней президент назначает нового. Если собрание не в состоянии избрать премьер-министра, то президент имеет право распустить парламент. Если большинство парламента решит, что действующий премьер-министр не справляется с обязанностями, то в течение 10 дней выбирается новый премьер и его кандидатура утверждается президентом.

Ископаемый морж с Охотского побережья
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года .

Загадочные экспедиции
Книга живо и увлекательно повествует об освоении русскими первопроходцами .

Чехословакия
Рассказывается о Чехословакии — сравнительно небольшой, но многоликой .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Судебная система Албании была реорганизована в 1992 году и ныне включает Конституционный суд (КС), Верховный суд (ВС), апелляционные суды и окружные суды первой инстанции. В 2000 г. был принят новый Закон о Конституционном суде, расширивший круг его полномочий. КС состоит из 9 судей, назначаемых на 9 лет, без права переизбрания из числа наиболее квалифицированных юристов, имеющих опыт работы по специальности не менее пятнадцати лет. Одна треть состава КС меняется каждые три года. Судьи КС не могут заниматься политической или предпринимательской деятельностью, занимать посты в других государственных учреждениях. Председатель КС назначается из числа его членов президентом республики по согласованию парламента. Для судей КС установлен возрастной ценз — 70 лет.

Конституционный суд решает вопросы: соответствия закона и нормативных актов конституции и международным соглашениям; соответствия международных соглашений конституции; противоречия между центральным правительством и местными органами власти; между партиями и различными организациями. КС проверяет деятельность президента в случае процедуры импичмента и освобождает его от должности. КС принимает решения о прекращении действия законов и правовых актов. Обращаться в КС имеют право все граждане и организации, представители других судебных инстанций, депутаты, премьер-министр, президент, в соответствии с установленной процедурой. Для принятия решения необходимо большинство голосов.

Председатель и заместитель председателя ВС назначаются президентом и утверждаются парламентом. Другие члены назначаются президентом, после предложения Высшим советом юстиции. Для судей ВС установлен возрастной ценз — 65 лет. В компетенцию ВС входит рассмотрение обвинений против президента страны, премьер-министра, членов Совета министров, судей ВС и судей КС.

Высший совет юстиции состоит из президента Республики, председателя ВС, министра юстиции, 3 членов, избранных парламентом, 9 судей, избранных национальной Судебной конференцией. По предложению президента избирается вице-председатель, представляющий президента в его отсутствие. Избранные члены совета исполняют судебные обязанности 5 лет, без права переизбрания.

Судьи апелляционных судов и судов первой инстанции назначаются президентом по рекомендации Высшего судебного совета. Конституция гарантирует независимость судей.

Верховный суд Республики Албании ( Албанский : Gjykata е Lartë е Republikës С.Е. Shqiperise ) является высшей судебной инстанцией в Албании и является апелляционной инстанцией в судебной системе Албании. Он состоит из семнадцати судей , главного судьи и шестнадцати членов. [2]

Верховный суд - это высшая судебная инстанция в стране, офис которого находится в Тиране . Его основная задача - пересматривать решения судов низшей инстанции по апелляции одной из сторон. Он рассматривает рассматриваемый вопрос, имея дело только с вопросами права , без оценки фактов , тем самым гарантируя посредством своей юриспруденции единообразие в применении закона и единую судебную практику. [3]

Содержание

Исторический контекст развития нынешнего Верховного суда можно разделить на следующие периоды времени. [4]

1912–1920

Декларация независимости ознаменовала первые шаги в институциональном строительстве нарождающегося албанского государства . Ассамблея Влеры и правительство во главе с Исмаилом Кемали, среди других важных инициатив, таких как создание основных законодательных и исполнительных институтов, также сосредоточили внимание на организации судебной власти по западноевропейским линиям .

Таким образом, 10 мая 1913 г. был утвержден «Канон жюри»; этот первый закон является краеугольным камнем организации и функционирования судов в судебной системе Албании. «Канон присяжных» предусматривал создание Диктантного суда , районных судов первой инстанции , которые будут рассматривать гражданские дела и мелкие правонарушения, а также Народного суда , состоящего из присяжных из простых людей, которые будет рассматривать дела по уголовным делам.

Согласно историческим данным, система присяжных применялась только один раз на судебном процессе в провинции Эльбасан , но она не оправдала ожиданий и поэтому была отменена 4 июня 1914 года. В тот же день был принят новый закон, в который были внесены поправки. апелляционный процесс путем создания Апелляционного суда первой инстанции, который будет выполнять функции корта второй инстанции и Высшего диктантного суда .

1920-1939

В межвоенный период 1920-1939 годов наиболее важными вопросами для укрепления верховенства закона в Албании были правовая реформа, реорганизация судебной системы и повышение профессиональной компетентности ее сотрудников. Именно в этот период организация и функционирование судебной системы в Албании были укреплены, а ее роль возросла.

В 1925 году Парламент одобрил Основной статут Албанской Республики , в котором в статье 102 было указано, что любой судья или прокурор назначается президентом республики по предложению министра юстиции .

Во времена Албанской Республики судебная система была организована следующим образом:

  • Религиозные суды - каждая признанная религия имела свой независимый суд. Решения, принятые этими судами, исполнялись судебными исполнительными органами, входящими в состав районных судов.
  • Особый военный суд - первый такой суд создан в городе Шкодер . В его состав вошли три офицера, два народных судьи и гражданский прокурор. Юрисдикция этого суда распространяется на все дела, связанные с нарушением общественного порядка, офицерами, которые воевали против Республиканской гвардии, а также всех тех граждан, которые выступали против приказов государственных чиновников.
  • Специальный политический суд - этот суд возглавлял офицер и состоял из двух судей и двух других должностных лиц, избранных соответственно Министерством юстиции и Министерством внутренних дел . Решения, вынесенные этим судом, должны быть одобрены министром внутренних дел, чтобы стать окончательными и обязательными, тогда как в случаях, когда должна была быть вынесена смертная казнь, требовалось одобрение председателя парламента.
  • Верховный суд штата - специальный суд, состоящий из пяти сенаторов и глав диктантных судов, уполномоченный рассматривать злоупотребления властью министра и высокопоставленных государственных чиновников, политические преступления и обвинения в "государственной измене" государству или суверену.

В 1928 году Албания перешла от республиканского правительства к монархии . В рамках этой конституционной трансформации произошли также значительные изменения в организации судебной системы Албании . Например, закон «Об организации судебной власти», принятый 1 апреля 1929 г., санкционировал разделение судов следующим образом:

  • Мировые суды - действовали в центре каждого района и подрайона и были разделены на три категории в соответствии с их полномочиями:
  • Суды первой инстанции - коллегиальные суды, осуществляющие свою юрисдикцию в границах своего округа. Эти суды были разделены на суды первой инстанции и коллегиальные суды :
  • Суды первой инстанции - суды первой инстанции, ответственные за все уголовные дела, подпадающие под юрисдикцию мировых судов, при условии, что эти правонарушения имели место в границах округа.
  • Коллегиальные суды - в состав которых входят председатель суда и два члена, он обладает юрисдикцией по всем уголовным делам, по которым может быть вынесено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет.
  • Диктантный суд - высшая судебная инстанция страны , он был разделен на два департамента, соответственно Департамент по гражданским делам и Департамент по уголовным делам. В состав каждого департамента входили президент, четыре ассоциированных члена, помощник члена и регистратор, которых поддерживали секретари, клерки и помощники. В состав Диктантного суда также входила канцелярия главного прокурора, которому помогали заместитель главного прокурора, секретарь, архивист и помощник. Отдельные департаменты Диктантного суда могли бы объединиться в единую палату, роль которой заключалась в надзоре за справедливым распределением правосудия и проверке работы всех судей.
  • Государственный совет - Во времена Албанского Королевства функции Высшего административного суда выполнял Государственный совет Албании, который был разделен на судебную секцию, секцию администрации и финансов и секцию экономики и телекоммуникаций.

1944–1990

После окончания Второй мировой войны вновь сформированное правительство, подконтрольное коммунистам, снова реорганизовало судебную систему. По этой причине Народное собрание приняло в 1951 году Закон «Об организации судебной системы», учредив Верховный суд, состоящий из следующих четырех коллегий:

  • Пенитенциарный колледж
  • Гражданский колледж
  • Военный колледж
  • Дисциплинарный колледж

Каждый колледж отвечает за рассмотрение вопросов, относящихся к его сфере, и заседает в качестве судебной коллегии, состоящей из председателя коллегии, одного члена Верховного суда и двух помощников судей.

В отличие от других колледжей, Дисциплинарная коллегия занималась вынесением судебных решений судьями, председателями судов, членами военных судов и членами Верховного суда. Судебная коллегия состояла из президента и двух членов Верховного суда или, альтернативно, заместителя президента и двух членов, назначаемых самим президентом.

По некоторым важным делам Верховный суд может рассматривать дела в полном объеме , где присутствуют президент, заместители председателя суда, а также все члены Верховного суда.

Общая судебная практика, предлагаемая Верховным судом, служила руководством для решений судов низшей инстанции, которые должны были соответствовать действующему законодательству, а также коммунистической идеологии и политическим требованиям времени.

1991 - настоящее время


С падением коммунизма в Албании потребовалось внести множество изменений практически во все сферы жизни, чтобы адаптироваться к новой системе , включая реформу судебной власти в целом. [3]

В целях реализации демократических принципов уважения верховенства права и равенства перед законом , то Национальное собрание утверждено 29 апреля 1991 года Закон No.7491 «Об основных конституционных положений», которые структурированы судебная система в высший суд Кассация , апелляционные суды , суды первой инстанции и военные суды .

Согласно новому закону, председатель и заместители председателя Кассационного суда избираются парламентом по предложению президента республики , а судьи избираются парламентом по предложению министра юстиции . Все члены Суда будут избираться сроком на 7 лет без права переизбрания. Кассационный суд не может рассматривать какие-либо дела в качестве суда основной юрисдикции, но он может принимать решения в качестве суда второй инстанции по некоторым вопросам, как это предусмотрено законом.

Принятие Конституции Республики Албания в ноябре 1998 года санкционировало судебную систему, состоящую из трех инстанций, при условии, что " судебная власть осуществляется Верховным судом, апелляционными судами и судами первой инстанции, которые устанавливаются законом. . ". Вновь созданный Верховный суд будет состоять из 17 членов, назначаемых на должность указом президента Республики и с согласия Ассамблеи , они будут исполнять свои обязанности в течение 9 лет без права переизбрания.

Конституция санкционирует роль Верховного суда как органа основной юрисдикции и как суда, который рассматривает решения промежуточных (апелляционных) судов. Таким образом, в делах, касающихся уголовных обвинений против президента Республики, премьер-министра и членов Совета министров, членов парламента и судей Конституционного суда, Верховный суд действует как суд первой инстанции, в то время как он действует. в качестве последней инстанции во всех остальных случаях.

15 марта 2000 года Национальное собрание приняло Закон № 8588 «Об организации и функционировании Верховного суда Республики Албания», что еще больше улучшило организацию суда и укрепило его статус как независимого конституционного учреждения. В силу закона и поправки, внесенной в 2013 г. Законом Nr. 151, Верховный суд разделен на Гражданский колледж, Пенитенциарный колледж, Административный колледж, которые обладают юрисдикцией в определенной области, и Объединенный колледж en banc .

Действуя в качестве суда последней инстанции, Верховный суд Албании заслушивает обращения потерпевших сторон и проверяет законность решений судов низшей инстанции по потерпевшему делу. В определенных случаях, когда Верховный суд желает уточнить толкование данного положения закона или изменить предыдущую судебную практику, суд может сформировать Объединенные коллегии, в которых все члены слушают дело en banc, и его решение и толкование закона являются частью из единой судебной практики , который является обязательным для всех нижестоящих судов , а также на решения отдельных колледжей указанного суда.

Председатель Верховного суда назначается Президентом после получения согласия Парламента и действующих членов Верховного суда. Президент председательствует на основании того же мандата, который позже сделал его членом Верховного суда. Помимо судебных функций, президент является официальным представителем учреждения и имеет полномочия назначать и увольнять судебных помощников и вспомогательный персонал, а также управлять средствами, выделяемыми учреждению.

Верховный суд состоит из 17 членов. Судьи Верховного суда выбираются и назначаются из числа судей со стажем работы более 10 лет или выдающихся юристов, которые занимаются своей деятельностью более 15 лет. Президент Республики с согласия Парламента назначает членов Верховного суда. Члены Верховного суда могут избираться на один срок 9 лет без права повторного назначения.

Верховный суд Албании состоит из следующих членов: 2020 [2]

Клерки

Членам Верховного суда помогают до двух клерков , которые официально называются судебными советниками , и которые помогают судьям, изучая файлы Апелляционного суда , составляя меморандумы, в которых они выражают свое мнение по вопросам рассматриваемого дела, отвечая на жалобы, подготовка необходимых судебных документов и выполнение любых других задач, поставленных их судьей.

Помощники судей избираются самими судьями и назначаются Председателем Верховного суда. Чтобы претендовать на должность помощника судьи, кандидат должен быть юристом, который соответствует юридическим критериям для назначения судьей первой или апелляционной инстанции. [2]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: