Чем занимается особый отдел судебных приставов

Обновлено: 23.04.2024

Это указанные ниже исполнительные производства. В вашей области могут быть установлены другие.

Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве от 19 марта 2012 г. N 233 "Об исполнительных документах, подлежащих исполнению межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве"

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов, полного и правильного осуществления исполнительных производств, руководствуясь Федеральными законами от 21.07.1997 N 118 "О судебных приставах", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также подпунктом 9 пункта 9 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 N 69 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" приказываю:

1. Установить, что в целях настоящего приказа к особым исполнительным производствам, исполняемым межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам, относятся возбужденные на основании:

1.1. Исполнительных документов, выданных Арбитражными судами и судами общей юрисдикции:

- сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей;

- о принятии мер по обеспечению исковых требований на сумму равную или более 50 миллионов рублей;

- об обращении взыскания на заложенное имущество на сумму равную или более 50 миллионов рублей;

1.2. Постановлений налоговых, таможенных органов Российской Федерации, а также актов иных уполномоченных органов, сумма взыскания по которым равна или более 100 миллионов рублей.

1.3. Исполнительных документов, объединенных в сводные исполнительные производства, сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей, передавать из другого структурного подразделения в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам по предварительному согласованию с заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, курирующим вопросы исполнения.

Распоряжение Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области

от 21 сентября 2012 г. N 842-р "О порядке предъявления исполнительных документов в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств"

В целях организации порядка предъявления исполнительных документов для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, обязываю:

1. Начальников отделов - старших судебных приставов структурных подразделений Управления ФССП России по Тамбовской области:

1.1. При нахождении или поступлении в подразделение исполнительного документа о принудительном исполнении постановлений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, исполнительных документов на сумму взыскания 10 и белее млн. руб. (либо при превышении суммы задолженности по сводному исполнительному производству 10 млн. руб.), исполнительного документа неимущественного характера, а также исполнительного документа имеющего особую социальную и экономическую значимость в трехдневный срок представлять в отдел организации исполнительного производства служебную записку для подготовки предложений руководителю Управления о целесообразности передачи исполнительного документа (либо сводного исполнительного производства) в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам.


Исполнительное производство — это юридические действия по исполнению решений судов, иных органов и должностных лиц. Данную функцию осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Расскажем о сложных с точки зрения процедуры — особых исполнительных производствах.

Когда возбуждаются

Особые исполнительные производства возбуждаются в отношении дел повышенной категории сложности. Полномочия по их исполнению возложены на специальные подразделения Министерства юстиции — территориальные отделы по особым исполнительным производствам.

Повышенную категорию сложности представляют дела, которые:

  • имеют высокую материальную либо имущественную составляющую;
  • предполагают исполнение требований неимущественного характера, связанных с отдельными категориями граждан и установлением определенных фактов;
  • имеют особенную юридическую либо экономическую значимость.

Каждый субъект РФ определяет свои критерии отнесения исполнительных производств к категории «особые». Они зависят от уровня жизни людей в конкретном регионе, закрепляются соответствующим правовым актом, утверждаются руководителем территориального органа ФССП. Например, в Москве под категорию «особые» попадают действия по исполнению судебных решений о взыскании сумм свыше 50 млн. рублей, тогда как в Самарской области пороговое значение долга составляет 10 млн. рублей.

Перечень дел, в отношении которых возбуждается особое исполнительное производство, можно представить в нижеследующем виде.

Особые исполнительные производства

Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей

Особое исполнительное производство возбуждается по делам о взыскании крупных денежных сумм, штрафов; сносе многоквартирных жилых домов, розничных торговых рынков, объектов социального назначения; взыскании таможенных платежей, задолженностей по заработной плате сотрудникам, задолженностей юридическими лицами платы за электроэнергию, теплоэнергию, газ; о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь.

Исполнение требований неимущественного характера

Особого исполнительного производства требуют дела связанные с обеспечением дополнительной защиты фигурантов дела. К ним относятся ограничение или восстановление дееспособности, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних детей, установление ошибок в актах гражданских состояний, дела о нарушении прав большого количества граждан (преступления в области экологии, транспорта, связи и др.). Дела о признании граждан в качестве безвестно отсутствующих либо умерших, об усыновлении (удочерении) и другие.

Юридическая или экономическая значимость

В особом производстве нуждаются дела в отношении крупных организаций и стратегических предприятий — таких, как компания «Юкос», Мосэнерго, завод АЗЛК, группа компаний «Северсталь». Дела, возбужденные в отношении государственных органов, структур, а также вызвавшие общественный резонанс — например, связанные с коррупционными действиями высокопоставленных лиц.

Стадии исполнительного производства

В чём отличие

Главный признак, отличающий особое производство — отсутствие спора о праве. Это означает, что между субъектами права отсутствуют разногласия. Предмет рассмотрения — законный интерес, не вызывающий противоречий между фигурантами дела. Цель процесса состоит в защите определенного интереса — установление конкретного факта либо состояния.

Видео по теме: Возбуждение исполнительного производства

Субъективный состав и специфика производства

Имеет особенность и субъективный состав исполнения дел особого характера, исключая использование исковых институтов. В качестве средства защиты нарушенного права выступает заявление участника права о нарушении. Такой участник именуется заявителем, а все остальные — заинтересованными лицами. Особое производство исключает наличие в деле истца, ответчика, третьих лиц.

Специфическим признаком особого производства является то, что все вопросы, подтверждающие те или иные субъективные возможности заявителя, находятся вне пределов рассмотрения.

Таким образом, особое исполнительное производство не затрагивает права сторон относительно друг друга либо лиц, интересы которых подлежат защите. Единственное мерило процесса — это законный интерес.

Управление по исполнению особо важных исполнительных производств начало свою работу с февраля 2014 года.

Управление в целях реализации возложенных задач осуществляет следующие полномочия:

1. Принудительно исполняет судебные акты, акты других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

2. Организует проведение оценки арестованного и изъятого имущества, его учет, хранение и принудительную реализацию.

3. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Минюста России и ФССП России производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции.

4. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Минюста России и ФССП России исполнительный розыск должника, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании или передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. Обеспечивает корректную классификацию исполнительных документов в ПК ОСП АИС ФССП России, наполнение подсистем ПК ОСП АИС ФССП России «Исполнительное производство», «Арест и конфискация», «Розыск», «Административные дела», «Жалобы и обращения», «Правовая защита».

6. Обеспечивает в пределах компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

7. Взаимодействует по согласованию с Правовым управлением ФССП России и в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, правовыми актами Минюста России и ФССП России, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

8. Осуществляет судебную защиту по заявлениям (административным исковым заявлениям) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства Российской Федерации, правовыми актами Минюста России и ФССП России, регламентирующими данную сферу деятельности.

9. Осуществляет обмен информацией, в том числе в электронном виде, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия с федеральными и территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с организациями независимо от их организационно-правовой формы, необходимой для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной форме деятельности.

10. Осуществляет оперативный учет средств, поступающих во временное распоряжение Управления, обеспечивает своевременное распределение и перечисление денежных средств, поступающих во временное распоряжение Управления, в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

11. Обеспечивает ведение делопроизводства, а также комплектование, хранение, учет и использование архивных документов Управления.

12. Осуществляет прием граждан (их представителей) и представителей организаций, являющихся участниками исполнительного производства, обеспечивает своевременное и всестороннее рассмотрение их устных и письменных обращений с последующим уведомлением заявителей о принятом решении в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

13. Осуществляет проверку доводов по жалобам, поданным в порядке подчиненности, на действия (бездействие) должностных лиц Управления и подготовку проектов решений по жалобам, в том числе проектов решений должностных лиц ФССП России.

14. Составляет статистическую отчетность, готовит и анализирует статистические и иные информационные материалы о деятельности Управления.

15. Организует во взаимодействии с территориальными органами обеспечение безопасности исполнительных действий по исполнительным производствам, находящимся на исполнении в Управлении, привод лиц, уклоняющихся от явки по вызовам судебного пристава-исполнителя Управления.

16. Вносит в пределах компетенции предложения по наполнению официального интернет-сайта ФССП России.

17. Вносит предложения директору ФССП России – главному судебному приставу Российской Федерации о командировании работников Управления в целях эффективного решения задач, стоящих перед Управлением.

18. Вносит на рассмотрение руководству ФССП России предложения по повышению эффективности деятельности ФССП России и её территориальных органов.

19. Участвует в оказании гражданам и организациям государственных услуг по предоставлению информации о наличии и ходе исполнительного производства.

20. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 02 июня 2016 17:59 / 13 декабря 2018 10:02

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: