Чем занимается архив арбитражного суда

Обновлено: 19.04.2024

При каждом федеральном суде РФ действует архив, который отражает историю работы структуры с момента ее создания. Важнейшие направления работы архива суда – ведение учета и предоставление дел по запросу судей местного и прочих судов, сотрудников соответствующего аппарата, органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры, фигурантов судебных процессов, представителей СМИ и иных лиц и организаций. Организацию архивного дела регламентируют ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ, Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденная приказом Судебного департамента от 28 декабря 2005 г. № 157, а также ряд иных нормативных актов.

Судебный архив является структурным подразделением соответствующего органа, осуществляющим хранение, упорядочивание, учет и использование документов. Руководство над работой архива находится в компетенции председателя суда, а непосредственно деятельность ведут работники судебного аппарата.

Архив суда призван выполнять следующие функции:

• прием, учет, хранение, обеспечение сохранности и использования документов, появляющихся в процессе работы суда;
• отбор, подготовка и передача документации на хранение в архивы государственного подчинения;
• подготовка и передача председателю суда материалов о состоянии архивного дела в суде;
• разработка и внедрение более совершенных методов организации работы;
• участие в подготовке и исполнении решений председателя суда;
• выдача дел, документов или их копий для работы в помещении архива с целью служебного и научного применения;
• выполнение иных функций соответственно задачам суда.

Передача дел на хранение в архив суда

Регламент передачи дел в судебный архив прописан в инструкциях для гражданских, административных и уголовных дел. Согласно законодательству, дела следует передать на архивное хранение в течение 30 дней с того момента, когда завершающий судебный акт по делу вступит в силу.

При передаче на хранение делам и материалам присваивается архивный номер, который, вместе с номером описи, проставляется на обложках самих материалов и в учетных карточках. Документы размещаются по годам в очередности, соответствующей присвоенному номеру. При передаче на хранение оформляется акт, где указывают:

  • состояние делового производства в целом, порядка систематизации, отчетности и архива того или иного суда;
  • наименование всех типов документации, ведущихся в суде;
  • общее число номеров в картотеках, журналах, книгах, нарядах;
  • нерассмотренные дела и неисполненные документы;
  • весь массив документов судебного архива, количество дел в нем;
  • соответствие физически имеющихся вещественных доказательств записям в учетных книгах.

Акт составляют в 2-х экземплярах и заверяют подписями лиц, осуществляющих передачу и прием. Работу по составлению номенклатуры дел проводят в четвертом квартале предшествующего года и по завершении ее направляют оба образца на согласование в экспертно-проверочной комиссией, а затем – на утверждение председателю районного суда.

Напечатанная в установленном количестве экземпляров номенклатура вступает в силу с 1 января года, следующего за годом составления. Пересоставление и пересогласование проводится не реже одного раза в пять лет либо при изменении функций и структуры. Ежегодно документ перепечатывается с внесением необходимых поправок. Номенклатура дел составляется в четырех экземплярах, один из которых передается в наряд, второй – в канцелярию, третий – в государственный архив, четвертый – в архив суда.

Требования к помещению для размещения архива суда

Для обеспечения сохранности документов помещение судебного архива должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических нормативам, быть надежно защищенным от несанкционированного доступа и действия физических факторов, способных повредить документы, например, пожара, затопления, образования плесени и т. д.

1. Функциональные обязанности работников арбитражных судов по ведению делопроизводства

1.1. Ведение делопроизводства в судебных составах арбитражного суда осуществляется секретарями судебных заседаний, специалистами по делопроизводству судебных составов либо при необходимости помощниками судей.

В других структурных подразделениях суда делопроизводство ведется специалистами, на которых функции делопроизводства возложены должностным регламентом, либо работниками подразделения, которым руководителем подразделения наряду с другими обязанностями поручено выполнение такой работы.

Обязанности этих работников определяются их должностными регламентами, утверждаемыми председателями арбитражных судов.

Перечень функциональных обязанностей, приведенных в пунктах 1.2 - 1.5 Инструкции, является примерным и может быть скорректирован должностными регламентами сотрудников суда, утверждаемыми председателем арбитражного суда.

1.2. Специалисты подразделения делопроизводства арбитражного суда:

регистрируют в САС исковые заявления (заявления) (далее - исковые заявления), дополнительные материалы по делу (заявления, ходатайства, жалобы и т.п.), в том числе поданные в электронном виде путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, лиц, обратившихся с указанными документами, ответчиков и третьих лиц; апелляционные, кассационные жалобы и приложенные к ним документы в САС, а также регистрируют в САД документы непроцессуального характера, подлежащие рассмотрению в судебных составах и подразделениях;

предварительно определяют специализацию споров по поступившим заявлениям и вносят в САС данные из классификаторов системы;

передают поступившие исковые заявления в судебный состав согласно установленной специализации и вводят информацию об этом в САС. Если в суде применяется автоматизированное распределение исковых заявлений, они передаются после распределения непосредственно судье или его помощнику;

формируют реестры передачи документов судьям или в судебные составы и подразделения и передают документы по реестру специалистам по делопроизводству судебного состава или иному уполномоченному на прием документов лицу;

осуществляют поиск информации по документам и делам;

оформляют справки о непоступлении в суд искового заявления (заявления) при поступлении запросов;

регистрируют судебные дела, поступившие для рассмотрения из других судов, вводят в САС необходимые сведения по судебному делу;

формируют реестры для отправки судебных дел и документов отделениями почтовой связи и оформляют почтовую корреспонденцию, в том числе формируют списки бандеролей для отправки отделениями почтовой связи;

вносят в САС информацию о дате отправки документов и дел, почтовые адреса и иные обязательные реквизиты истцов, ответчиков, третьих лиц;

формируют и печатают конверты, наклейки на бандероли или посылки для отправки их отделениями почтовой связи;

ведут учет количества поступивших в суд документов и дел, составляют соответствующие сводки;

формируют и оформляют дела по номенклатуре.

1.3. На секретаря судебного заседания возлагаются следующие обязанности:

заполнение статистической карточки по делу;

направление и вручение под расписку копий судебных актов лицам, участвующим в деле, а также иным лицам по указанию судьи, в том числе размещение информации по судебным делам в САС суда, а также контроль за ее размещением в сети Интернет;

направление извещений о времени и месте судебного заседания;

размещение списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, на информационных стендах или киосках. Контроль соответствия сведений о месте и времени рассмотрения судебных дел, размещенных в сети Интернет (в том числе в сервисе "Календарь судебных заседаний"), судебным актам, вынесенным по судебному делу, проверка правильности формирования списков на информационных панелях и информационных киосках, размещенных у зала судебного заседания, при необходимости распечатка списка и размещение на информационном стенде или на отведенном для этого месте;

подготовка информации для судьи о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о причинах их неявки в судебное заседание;

проверка явки лиц, прибывших в судебное заседание по вызову суда, информирование судьи о неявке лиц и причинах неявки;

проверка явки арбитражных заседателей в судебное заседание, информирование судьи об их неявке и причинах неявки, если они известны;

ведение протокола судебного заседания; организация ведения аудиопротокола и последующая его обработка; ознакомление с протоколами лиц, участвующих в деле, по их ходатайствам;

содействие судье в проведении видеоконференц-связи;

ведение протокола о совершении отдельного процессуального действия;

заполнение бланков исполнительных листов по делам;

по указанию судьи возвращение по заявлениям лиц, участвующих в деле, представленных документов или их отправка заказными письмами с уведомлением о вручении;

выдача на основании вынесенного судом судебного акта вещественных доказательств лицу (организации), представившему их, или лицу, определенному судом;

по указанию судьи ознакомление лиц, участвующих в деле, и иных лиц с материалами судебного дела (производства), если в суде не создано соответствующее подразделение либо не назначено ответственное лицо по ознакомлению с материалами судебных дел (производств);

контроль поступления из отделений почтовой связи уведомлений о вручении писем с копиями судебных актов лицам, участвующим в деле, извещений о времени рассмотрения дел в суде;

ввод информации в САС о прохождении искового заявления и дела в суде;

свидетельствование копий судебных актов и документов;

подготовка судебных дел для сдачи в архив, сдача дел в архив;

выполнение другой работы по поручению судьи и председателя судебного состава.

1.4. На специалиста по делопроизводству судебного состава, подразделения возлагаются следующие обязанности:

прием по реестру под расписку от специалистов подразделения делопроизводства исковых заявлений, дополнительных материалов, других документов и судебных дел;

на основании визы председателя судебного состава передача исполнителям по реестру исковых заявлений и судебных дел;

передача исполнителям дополнительных материалов к поступившим исковым заявлениям, писем, жалоб и иных обращений, а также другой документации под расписку в реестре (журнале );

Все упомянутые в настоящей Инструкции журналы и реестры могут вестись в арбитражном суде в электронном виде. В случае необходимости подписания тех или иных граф журнала/реестра страницы журнала распечатываются, нумеруются и подшиваются по порядку в соответствующее номенклатурное дело, при этом возможна организация электронного подписания таких журналов/реестров, в том числе путем проставления отметок "передано-принято" в САС арбитражного суда.

регистрация в САС информации по резолюции председателя судебного состава (если в суде не применяется автоматизированное распределение исковых заявлений и дел) о назначении судьи, судьи-докладчика, о движении судебного дела, совершенных процессуальных действиях и принятых судебных актах;

регистрация в САД информации по резолюции руководителя структурного подразделения о назначении исполнителя, действиях по исполнению документа, направлении ответа заявителю, итоговых документах и т.д.;

внесение в регистрационные карточки САС и САД дополнительных данных по делам и документам по мере их прохождения в судебном составе или подразделении суда;

формирование и подшивка судебных дел по мере поступления материалов дела, нумерация листов дела;

оформление судебных дел, апелляционных, кассационных производств;

формирование реестров дел и документов для передачи в другие подразделения суда;

подготовка сопроводительных писем;

свидетельствование копий судебных актов и документов;

направление копий судебных актов и исполнительных листов;

формирование реестра отправки дел и документов, передача реестров в экспедицию под расписку вместе с делами и документами, запечатанными в конверты;

формирование документов для вложения в почтовые конверты, печатание на конвертах адресов отправителей и получателей, заполнение почтовых уведомлений о вручении корреспонденции адресатам;

печатание наклеек для пакетов и бандеролей, конвертование пакетов и бандеролей;

ведение необходимой справочно-информационной работы;

направление документов и дел по запросам, передача документов и дел в архив суда;

составление актов на уничтожение дел по номенклатуре с истекшими сроками хранения и передача этих дел в службу хозяйственного обеспечения для уничтожения;

периодическая сверка наличия судебных дел и документов, находящихся на исполнении у судей, помощников судей, работников судебного состава, подразделения;

информирование председателя судебного состава, руководителя подразделения о сроках исполнения поручений, дел и документов;

подготовка предложений по номенклатуре дел судебного состава, подразделения и формирование номенклатурных дел по срокам хранения документов, передача дел в архив для постоянного хранения;

своевременная подготовка заявок для получения бланков, средств оргтехники, канцелярских принадлежностей, их учет и выдача работникам;

хранение печатей, штампов, бланков, используемых в работе, в судебном составе, подразделении;

оформление заявок на машинописные и копировальные работы, передача их в группу автоматизированной подготовки документов и копировально-множительное бюро, получение готовой работы;

печатание копий судебных актов, подлежащих отправке, заверение их подлинности, оформление пакетов для отправки, сдача их в экспедицию;

выполнение иной работы по поручению председателя судебного состава и руководителя подразделения.

1.5. Помощник судьи, обеспечивая исполнение судьей полномочий и содействуя осуществлению правосудия, на основании поручений судьи выполняет следующие обязанности:

изучает поступившие судье исковые заявления, заявления, жалобы, представления и вносит предложения по их рассмотрению;

принимает участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству, включая подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела;

подготавливает заключения по сложным и спорным вопросам применения норм материального права;

оказывает судье помощь в совершении действий при подготовке дела к судебному разбирательству, предусмотренных статьей 135 АПК РФ. При этом помощник судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса;

принимает участие в организации подготовки и проведения судебного процесса, а именно: контролирует изготовление и своевременное направление копий судебного акта, которыми извещаются или вызываются участники процесса; формирует список судебных дел, назначенных для рассмотрения в судебном заседании; готовит судье информацию о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, а также о причинах их неявки в судебное заседание; контролирует поступление документов, истребованных судом;

оказывает судье содействие в организации и проведении видеоконференц-связи судебного заседания;

ведет протокол судебного заседания в случаях отсутствия в суде секретарей судебного заседания;

оказывает содействие судье при подготовке проектов судебных актов;

осуществляет контроль по исковым заявлениям, заявлениям и жалобам, оставленным без движения, а также по делам, по которым отложено рассмотрение либо приостановлено производство;

контролирует работу специалистов по формированию материалов дела; по своевременному направлению лицам, участвующим в деле, и другим участникам арбитражного процесса судебных актов, исполнительных листов;

контролирует правильность заполнения электронных статистических карточек;

проверяет в САС полноту и правильность заполнения реквизитов судебных дел и документов, полей статистической карточки судебного дела;

подготавливает с использованием САС периодические (ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые) статистические отчеты по рассмотрению судебных дел и по другим вопросам, участвует в составлении статистического отчета о работе судьи;

готовит данные и материалы, необходимые судье для обобщений, докладов, статей, выступлений;

38. Сроки хранения судебных дел и иных документов, образующихся в деятельности арбитражных судов

38.1. Сроки хранения судебных дел и документов, образующихся в деятельности арбитражных судов, устанавливаются в соответствии с перечнем документов, образующихся в деятельности арбитражного суда, с указанием сроков их хранения, разрабатываемым ВАС РФ и утверждаемым приказом ВАС РФ, и являются обязательными для всех арбитражных судов Российской Федерации (далее - Перечень).

38.2. Перечень служит целям обеспечения сохранности документов в делопроизводстве и отбора документов на постоянное хранение или уничтожение.

38.3. Перечень используется при классификации документов, составлении номенклатуры дел и формировании дел по номенклатуре в делопроизводстве арбитражного суда.

38.4. Документы, срок хранения которых определен Перечнем "постоянно", подлежат постоянному хранению и передаются в соответствующие государственные или муниципальные архивы в виде подлинников в сроки, установленные Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Документы, имеющие срок хранения "постоянно", при наличии соответствующей отметки в примечании Перечня хранятся в арбитражном суде и на государственное хранение не передаются.

Отметка "ЭПК", проставленная к статьям Перечня, означает, что данные документы или некоторые из них могут иметь научно-историческое или практическое значение. Дела с отметкой "ЭПК" рассматриваются сотрудниками судов совместно с работниками соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела с целью решения вопроса об отнесении их к составу принимаемых на постоянное хранение или выделения к уничтожению.

Срок хранения "До минования надобности" означает, что документы имеют только практическое значение (как правило, они являются копиями). Сроки их хранения определяются в подразделениях суда, но он не может быть менее одного года.

Срок хранения документов "До замены новыми" означает, что такие документы после их отмены имеют срок хранения 3 года. По месту разработки и утверждения этих документов срок хранения - постоянно.

Сроки хранения документов не зависят от вида носителя, на котором исполнен данный документ.

38.5. По решению экспертной комиссии (далее - ЭК) арбитражного суда сроки хранения отдельных дел могут быть продлены исходя из их научной и практической ценности по согласованию с Центральной Экспертной комиссией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и экспертно-проверочной комиссией уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.

38.6. Исчисление сроков хранения судебных дел начинается с 1 января года, следующего за годом вынесения последнего судебного акта по делу. Например, если последний судебный акт был вынесен в 2010 году, а для судебного дела определен срок хранения 3 года, то такое судебное дело может быть уничтожено только после 1 января 2014 года. Срок хранения судебного дела проставляется судьей, его рассматривающим, на обложке судебного дела.

Срок хранения в архиве судебных дел, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и подлежащих передаче на постоянное хранение в архивное учреждение, исчисляется с 1 января календарного года, следующего за годом принятия постановления Президиума.

Исчисление сроков хранения дел общего делопроизводства начинается с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством, например, исчисление сроков хранения дел, законченных делопроизводством в 2012 году, начинается с 1 января 2013 года.

38.7. Материалы судебных дел третейских судов, созданных для рассмотрения конкретного спора (суды ad hoc), должны храниться в арбитражном суде, принявшем их на хранение в соответствии с требованиями части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах", в течение трех лет, считая с 1 января года, следующего за годом принятия по нему решения, а судебные решения третейских судов ad hoc после уничтожения судебных дел подлежат постоянному хранению в архиве арбитражного суда без передачи их на государственное хранение.

38.8. Судебные дела, апелляционные, кассационные производства подлежат передаче в архив арбитражного суда для последующего хранения. Передача судебных дел, апелляционных и кассационных производств в архив осуществляется по сдаточным описям (приложение N 38), (приложение N 44).

Сдаваемое в архив дело/производство должно быть надлежащим образом оформлено в соответствии с требованиями Инструкции.

Перед приемом дел и подписанием описей сотрудником архива производится их проверка.

38.9. При передаче в архив судебных дел, дел апелляционного и кассационного производств проверяется:

соответствие количества сдаваемых дел (томов) их количеству, указанному в сдаточной описи;

правильность формирования и оформления дел, в т.ч. последовательность расположения документов внутри каждого дела.

Полное оформление дел предусматривает:

подшивку или переплет дела;

оформление обложки дела;

нумерацию листов дела;

составление внутренней описи документов;

изъятие из дела металлических скрепок и скобок.

При приеме судебных дел постоянного хранения проводится полистная проверка каждого тома дела и сверка их с внутренней описью документов.

38.10. При передаче в архив документов общего делопроизводства сотрудником архива проверяются правильность их формирования, оформления и соответствие индексов и заголовков на обложке дел, индексам и заголовкам, указанным в сдаточной описи, а также содержанию в сводной номенклатуре дел.

38.11. Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел сотрудники судебного состава, структурного подразделения обязаны устранить.

38.12. Прием каждого дела производится лицом, ответственным за архив, в присутствии сотрудника судебного состава, структурного подразделения. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, дата приема-передачи дел, а также ставятся подписи лица, ответственного за архив, и лица, передавшего дела. Первый экземпляр сдаточной описи передается в архив, второй остается в судебном составе, структурном подразделении.

38.13. Дела, оформленные неряшливо, с нарушением установленных требований архивом не принимаются.

38.14. Дела по номенклатуре временного (до 10 лет) хранения, как правило, не подлежат передаче в архив и хранятся в судебных составах и структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению с составлением специалистами судебных составов и структурных подразделений актов о выделении к уничтожению (приложение N 46) в порядке, установленном Правилами работы архивов арбитражных судов.

Дела по номенклатуре постоянного (кроме приказов и распоряжений) и временного (свыше 10 лет) хранения до их передачи в архив могут находиться в подразделениях в течение 3 лет.

Акты о выделении к уничтожению составляются в судебных составах или подразделениях суда, согласуются с архивом суда и утверждаются руководителем судебного состава или подразделения суда. Документы с истекшим сроком хранения могут быть включены в акты о выделении к уничтожению только при условии утвержденных описей дел постоянного и долговременного сроков хранения в архив суда за указанный период.

38.15. Подлежащие уничтожению судебные дела, апелляционные, кассационные производства, оформляются и подготавливаются к уничтожению с составлением акта о выделении дел к уничтожению (приложение N 45).

Эти акты рассматриваются на заседании ЭК суда, подписываются членами ЭК суда и утверждаются председателем ЭК суда.

Протокол заседания ЭК суда подписывается председателем ЭК суда, секретарем ЭК суда и направляется председателю суда на утверждение. Акты о выделении к уничтожению судебных дел с временным сроком хранения не подлежат согласованию с архивным учреждением.

В судах первой инстанции при отборе судебных дел на уничтожение из них изымаются подлинники всех судебных актов, принятых по делу, а также документы, касающиеся исполнения решения суда (за исключением исполнительных листов и их копий). Изъятые документы в рамках одного судебного дела комплектуются в хронологическом порядке в номенклатурные дела архива суда в папки-скоросшиватели. В номенклатурное дело документы подшиваются по возрастанию номеров судебных дел. Номенклатурные дела хранятся постоянно в архиве суда и в архивные учреждения не передаются. В САС в карточку дела вносится информация о номере номенклатурного дела.

38.16. Судебные дела и управленческо-распорядительная документация, подлежащая уничтожению, после изъятия всех металлических предметов (скобки, скрепки) передаются на переработку (утилизацию) в пункты переработки вторсырья. Уничтожение дел (размельчение) производится в присутствии уполномоченного сотрудника суда.

Передача дел на уничтожение оформляется приемосдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, перечень сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Факт приема-передачи дел на уничтожение должен подтверждаться проставлением на акте об уничтожении дел штампа пункта переработки вторсырья с указанием веса макулатуры, должности и подписи приемщика.

Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляются под контролем уполномоченного сотрудника подразделения суда, ответственного за хозяйственное обеспечение. Утилизация судебных дел и документов осуществляется в присутствии этого сотрудника.

При отсутствии возможности утилизации дел специализированным предприятием допускается их уничтожение путем шредирования осуществляется силами и средствами арбитражного суда подразделением суда, ответственным за хозяйственное обеспечение.

Архив арбитражных дел

Архив арбитражных дел

Чтобы стать участником процесса любому юристу нужна определенная доступность к материалам, чтобы быть в курсе судебной процедуры.

Первым и обязательным мероприятием в начале работы служит ознакомление с документацией, для чего понадобится обращение в архив арбитражных дел.

Навигация по статье

Как начать ознакомление с информацией по делу

В учреждении суда утвержден порядок, по которому работает архив арбитражных дел Москвы или любого города нашей страны. Если юристу понадобится судебное дело необходимо начать с оформления соответствующего письменного заявления.

Заполнение документа состоит из разделов:

  • обязательных реквизитов
  • содержания заявки
  • удостоверения подписью

Информативная часть состоит из данных:

  • так архив арбитражных дел Санкт-Петербурга расположен по адресу Арбитражного суда, значит, указывают его расположение
  • описывают, в каком процессуальном положении по делу относится заявитель – стороной, представителем одного из фигурантов, третьим лицом, с подробным предоставлением идентификационной информации
  • под каким номером запрашивается дело
  • каким шифром обозначили материалы

При оформлении ходатайства не требуют проставление даты достаточно подписать бумагу. При востребовании документов представителями необходимо обосновать правомочия указанными реквизитами и приложенной копией с документа, дающего право подобных действий.

Способы подачи ходатайств

Предоставить прошение на получение необходимых бумаг можно любым из трёх известных способов:

Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. Обычно в канцелярии наблюдается очередь из граждан, пришедших каждый со своей проблемой. Заявителю нужно знать что заявления, которые подаются с целью ознакомления с бумагами по судебному делу относятся к дополнительным, подача и сдача их осуществляется в двух режимах с проверкой и без неё.

Электронный метод больше подходит для отправления одностраничных документов с малой объемностью. С помощью специальной системы подаётся просьба, в ней же описано соблюдение необходимых правил.

Юристы не рекомендуют пользоваться почтой для пересылки заявки со специфичной просьбой. Деловое знакомство ограничено временным пространством. Прошение не обязательно датировать только потому, что истечение срока начинается с момента поступления его в канцелярию судебного органа.

Только по прошествии четырех суток после предоставления заявления выдают нужные материалы.

Проследить в какой день поступит заявка в архив по почте, практически невозможно. Кроме всего, никто не отменял существование почтовых рисков, в ходе которых корреспонденция может затеряться.

Основные архивные задачи

Ознакомление с делом

Ознакомление с делом

Структура судебных арбитражных архивов, создана из совокупности документации, собранной в результате его деятельности на протяжении всего рабочего времени.

Цель создания архива заключена в своевременном приеме архивной документации от судебных структур, чтобы обеспечить грамотный учет, сохранить, упорядочить для дальнейшего применения, подготовить и передать в архив, вышестоящий по положению.

Для арбитражного архива определены свои производственные задачи как одного из подразделений судебного ведения дел, с осуществлением приема и хранения материалов, чтобы можно было их использовать при необходимости.

План работы архива утверждает руководство судебного органа, перед ним сотрудники обязаны отчитываться в своих действиях. Председателем суда осуществляются контролирующие мероприятия.

В документальный состав входят:

  • бумаги с временным сроком сохранности
  • долговременные
  • документы постоянного нахождения

Архив выполняет следующие задачи:

  • комплектацию документации
  • ведение учета с обеспечением надежного хранения
  • создаёт научную, справочную информацию, чтобы можно было пользоваться ей
  • соблюдает государственное хранение бумаг с необходимыми требованиями
  • предоставляет информацию, как руководству, так и работникам суда о положении архивных документов
  • выдаёт дела по установленному порядку, документы и их копии, справки с определенными целями без выноса из архивного помещения
  • участвует в экспертных судебных комиссиях

Существует определенный законодательством порядок в уничтожении дел, у которых истек срок положенного хранения, он равен 10 годам. Списание происходит на основании составленных актов. Один раз в год проводятся архивные проверки, итог работы отображается в докладных записках или составленных председателю суда справках по утвержденной форме.

Из видеоматериала можно узнать, как сшивают документы в Арбитражном суде:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июня 1997 года N С2-7/УД-433

О порядке и сроках архивного хранения судебных дел

О порядке и сроках архивного хранения судебных дел

В соответствии с совместным решением Центральной экспертной комиссии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральной архивной службе России от 25 марта 1997 года "Об изменении сроков хранения судебно-арбитражных дел" направляется подготовленное Управлением делопроизводства Инструктивно-методическое письмо "О порядке и сроках архивного хранения судебных дел".

Прошу организовать изучение данного письма в аппарате арбитражного суда, обеспечив четкий порядок работы с судебными делами и документами, подлежащими хранению в архиве суда, а также в судебных составах и структурных подразделениях.

Первый заместитель председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.Юков

Инструктивно-методическое письмо


Решением Центральной экспертной комиссии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 1 и последующим совместным решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральной архивной службе России и Центральной экспертной комиссии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 1997 года "Об изменении сроков хранения судебно-арбитражных дел" определены новые сроки хранения судебно-арбитражных дел и копий судебных решений, для которых ранее был установлен единый срок хранения - 3 года после вынесения последнего решения по судебному делу (статьи 80 и 85 "Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения", М., 1989).

Применительно к категориям дел, подведомственность и подсудность которых определены в статьях 22 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, установлены новые сроки архивного хранения для судебно-арбитражных дел, последние решения по которым принимались начиная с 1 января 1995 года, а также для хранения судебных определений, кассационных и надзорных производств, связанных с этими судебными делами.

Исключение составляют судебные дела, рассмотренные в 1992-1995 годах на Пленуме, а в последующем на Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также копии судебных решений по всем категориям споров, рассмотренных начиная с 1992 года. Для этих судебных дел и копий судебных решений указанный период отсчета определен исходя из года образовании системы арбитражных судов, создания и начала действия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

I. Судебные дела, копии или подлинники судебных решений, подлежащие хранению в архиве арбитражного суда

1. Постоянному хранению подлежат следующие судебные дела и копии судебных решений:

1.1. Дела, рассмотренные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации:

по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Дела указанных категорий передаются на государственное хранение архивом арбитражного суда спустя 15 лет после вынесения последнего решения по ним (см. "Основные правила работы ведомственных архивов", М., 1988, раздел 13, пункт 13.1.1).

1.2. Дела по всем категориям споров, рассмотренные на Пленуме (1992-1995 годы) и Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Указанные дела после получения из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации передаются в соответствующий судебный состав (судье), при необходимости докладываются руководству арбитражного суда. По окончании ознакомления с возвращенным делом оно незамедлительно передается в архив арбитражного суда.

В архиве суда эти дела должны находиться на хранении 10 лет, затем они оформляются для передачи на госхранение по установленной форме (см. "Основные правила работы ведомственных архивов", М., 1988, раздел 13).

1.3. Копии судебных решений по всем категориям споров, рассмотренным начиная с 1992 года.

По истечении установленных сроков хранения судебных дел в архиве арбитражного суда и при отборе дел на уничтожение из этих дел специалистами архива изымаются судебные решения (подлинники или копии), а также другие документы, касающиеся исполнения или отмены решения (кассационная жалоба, апелляция и т.д.). Они подшиваются вместе с решением суда по первой инстанции в хронологическом порядке.

Изъятые из дел судебные решения и другие документы подшиваются в папки-дела, предусмотренные номенклатурой, по 250 листов. Хронологическая последовательность размещения судебных документов в папках определяется специалистами архива суда. Этим папкам присваивается номенклатурный индекс и они входят в номенклатуру архива суда. Если сформированы две папки и более, им присваиваются порядковые номера.

Эти судебные документы последующей сдаче на госхранение не подлежат.

Поскольку судебные дела, передаваемые на госхранение, в последующем выдаче из государственного архива не подлежат, при передаче на госхранение судебных дел, упомянутых в пунктах 1.1 и 1.2 данного письма, в архиве арбитражного суда оставляются копии судебных актов из этих дел.

Указанные копии формируются в папки (номенклатурные дела) отдельно от судебных документов по другим категориям дел. Им также присваивается номенклатурный индекс, они входят в номенклатуру архива и хранятся в архиве арбитражного суда постоянно. На госхранение указанные материалы не передаются.

Копии процессуальных документов, остающиеся в судебных составах, подразделениях суда, в соответствии с утвержденной для них номенклатурой дел хранятся в течение установленных ранее сроков, то есть 3 года, а затем подготавливаются к уничтожению специалистами по делопроизводству этих судебных составов и подразделений по согласованию с архивом арбитражного суда.

2. Со сроком "10 лет ЭПК" подлежат хранению следующие дела, рассмотренные арбитражными судами:

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (об установлении фактов, имеющих юридическое значение);

о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Понятие "10 лет ЭПК" означает, что срок хранения подпадающей под него определенной категории дел может быть изменен по предложению экспертной комиссии (ЭК) арбитражного суда, если ЭК сочтет необходимым увеличить срок хранения для наиболее актуальных и значимых категорий дел, вынесенные судебные акты по которым могут иметь важное правовое значение для обеспечения юридической защиты прав и законных интересов организаций и граждан, содействия укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предложения ЭК арбитражного суда вносятся на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) соответствующего управления Федеральной архивной службы России, представитель которого входит в состав ЭК арбитражного суда и является куратором архивного делопроизводства в конкретном арбитражном суде в соответствии с "Основными правилами работы ведомственных архивов" (М., 1988, раздел 3, пункт 3.2.8).

Протокол заседания ЭК арбитражного суда оформляется по установленной "Основными правилами работы ведомственных архивов" (раздел 3, пункт 3.2.10, см. приложение 1 к настоящему письму) и представляется в экспертно-проверочную комиссию соответствующего управления Федеральной архивной службы России для утверждения.

3. Со сроком три года подлежат хранению следующие дела:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о возмещении убытков;

о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

и другие дела, подведомственные арбитражным судам и не упомянутые в пунктах 1 и 2 данного раздела.

II. Производства по судебным делам, судебные акты и их копии, подлежащие хранению в судебных составах или подразделениях арбитражного суда

1. Со сроком пять лет подлежат хранению следующие производства:

производства по делам, рассмотренным в кассационной инстанции;

надзорные производства по заявлениям и протестам о пересмотре дел в порядке надзора.

2. Со сроком один год подлежат хранению следующие судебные акты и их копии:

определения об отказе в принятии или о возвращении искового заявления, или об оставлении иска без рассмотрения;

копии определений и постановлений по жалобам и делам, рассмотренным в апелляционной инстанции.

III. Общие вопросы архивного делопроизводства


Судебно-арбитражные дела после принятия последнего решения по ним подготавливаются непосредственно в судебном составе для передачи в архив суда по правилам, изложенным в разделе 22 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российском Федерации "Передача дел на архивное хранение".

Передача судебных дел в архив суда производится только по сдаточной описи, составляемой в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются специалистом по делопроизводству судебного состава, подготовившим дела к сдаче в архив, и в обязательном порядке визируются (согласовываются) председателем судебного состава (судьей). После принятия дела первый экземпляр сдаточной описи остается в архиве суда, второй хранится в судебном составе. Оба экземпляра должны быть подписаны заведующим (специалистом) архива, принявшим дела.

Вся техническая работа при оформлении дел для передачи в архив суда (нумерация листов дела, составление внутренней описи, переплет дела и т.д.) должна быть выполнена специалистом судебного состава в точном соответствии с разделами 19 и 20 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

Особое внимание специалисты архива должны уделить полистной проверке принимаемых судебных дел. В судебном деле должны быть все документы, внесенные во внутреннюю опись, которая заверяется подписью специалиста судебного состава. Если из дела были выданы какие-либо документы, указанные во внутренней описи, об этом должна быть сделана соответствующая отметка в графе внутренней описи "Примечание".

В связи с установлением дифференцированных сроков хранения судебных дел сроки хранения проставляются только судьями на лицевой стороне обложки дела. Если судебное решение вынесено по различным категориям споров, то срок хранения не суммируется, а устанавливается применительно к категории дел, для которой предусмотрен максимальный срок хранения.

Все судебно-арбитражные дела, последнее решение по которым было принято до 1995 года, за исключением дел, рассмотренных на Пленуме и Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, хранятся по ранее установленному сроку -3 года.

Из архива суда дело может быть выдано только по письменной заявке судей или руководителей самостоятельных структурных подразделений суда.

Судебные дела, срок хранения которых истек, подготавливаются к уничтожению по акту (см.приложения 2, 3), который подписывается всеми членами экспертной комиссии и утверждается председателем экспертной комиссии арбитражного суда. Подготовка к уничтожению дел включает в себя изъятие из судебно-арбитражных дел всех металлических предметов (скрепок, скоб) и упаковку дел в бумажные мешки. Вывозом на пункты переработки и сдачей мешков с делами занимаются лица, отвечающие за хозяйственное обеспечение суда.

За отбор, подготовку к уничтожению судебно-арбитражных дел, составление и правильное оформление актов на уничтожение отвечает секретарь экспертной комиссии, то есть заведующий архивом суда или лицо, ответственное за ведение архивного делопроизводства суда.

Управление делопроизводства
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: